Кто освобождается от уплаты налога на прибыль. Транспорт и организации

В прошлом номере журнала мы рассмотрели конкретную ситуацию применения нулевой ставки налога на прибыль компанией, осуществляющей медицинскую деятельность . Сегодня же поговорим об освобождении от уплаты налога образовательных организаций, а точнее детских садов и школ с группами продленного дня. Благодаря поправкам в налоговом законодательстве, с 2016 года они получат право учитывать в составе льготируемых доходы от оказания не только образовательных услуг, но и услуг по присмотру и уходу за детьми. Наконец-то многие образовательные организации (особенно дошкольные) вздохнут с облегчением, поскольку без налоговых рисков смогут претендовать на льготу.

В НК РФ не разъяснено, что следует понимать под услугами по присмотру и уходу за детьми. В связи с этим в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения нужно руководствоваться положениями иных отраслей права, например, нормами Закона об образовании .

Согласно п. 34 ст. 2 данного закона присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать такие услуги, за которые с родителей (законных представителей) детей взимается плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Кроме того, в п. 2 ст. 23 названного закона разъяснено, что дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми . В задачи общеобразовательных организаций (школ) присмотр и уход за детьми не входит. Однако данными организациями могут быть созданы условия для этого в группах продленного дня.

Таким образом, Закон об образовании четко разграничивает процесс дошкольного (школьного) образования, объединяющий в себе обучение и воспитание детей, и осуществление присмотра и ухода за ними.

Общие требования к использованию льготы

Особенности применения образовательными организациями ставки 0% по налогу на прибыль установлены ст. 284.1 НК РФ. Услуги по присмотру и уходу за детьми в состав льготируемых видов деятельности включены Федеральным законом от 02.05.2015 № 110‑ФЗ (далее - Федеральный закон № 110‑ФЗ), который вступает в силу с очередного налогового периода, то есть с 2016 года.

Льготная ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ). Исключение составляет налоговая база, ставки налога на прибыль по которой установлены ст. 284 НК РФ, а именно:

  • п. 1.6 - по прибыли контролируемых иностранных организаций;
  • п. 3 - по доходам в виде дивидендов;
  • п. 4 - по доходам по операциям с ценными бумагами.
Организации, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль, если соблюдены следующие условия:

Время действия льготы

В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395‑ФЗ и ст. 2 Федерального закона № 110‑ФЗ деятельность образовательных организаций по присмотру и уходу за детьми льготируется в период с 01.01.2016 до 01.01.2020.

Кто имеет право воспользоваться льготой?

Нововведения в ст. 284.1 НК РФ благоприятно скажутся прежде всего на детских садах, получающих от родителей своих воспитанников соответствующую плату, которая ранее не признавалась льготируемым доходом. Данное обстоятельство, как правило, не позволяло дошкольным образовательным организациям применять нулевую ставку налога на прибыль из-за невыполнения условия о структуре доходов. Хотя, отметим, некоторым из них все же удавалось воспользоваться льготой и до 01.01.2016 .

Поправки в законе дают выгоду и школам, совмещающим образовательную деятельность и присмотр, уход за детьми. Теперь им не придется «маскировать» под образовательные услуги группы продленного дня.

В силу п. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Для образовательных организаций наиболее распространенной организационно-правовой формой является предусмотренное пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ учреждение (в том числе частное).

При этом согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99‑ФЗ (на что указано в п. 1 ст. 91 Закона об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Таким образом, с 01.01.2016 число налогоплательщиков, претендующих на применение ставки 0% по налогу на прибыль в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, пополнится образовательными некоммерческими организациями, созданными преимущественно в форме учреждения и осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, а также уход и присмотр за детьми.

Совмещение льготируемых видов деятельности

Повторим, условия, при соблюдении которых налогоплательщик, осуществляющий образовательную (в том числе присмотр и уход за детьми) и (или) медицинскую деятельность, может применять нулевую ставку, установлены ст. 284.1 НК РФ. Вместе с тем облагать прибыль по ставке 0% вправе организации, оказывающие социальные услуги гражданам (ст. 284.5 НК РФ).

На первый взгляд может показаться, что совмещение образовательных, медицинских и социальных услуг никак не испортит картину, поскольку все эти виды деятельности льготируются. Но применительно к организациям, оказывающим преимущественно образовательные услуги, дело обстоит не так.

Социальное обслуживание граждан регулируется отдельной нормой. Поэтому добиться того, чтобы в структуре общих доходов организации выручка от оказания образовательных и социальных услуг одновременно составляла 90% по каждому виду деятельности , невозможно.

Из дословного прочтения ст. 284.1 НК РФ видно, что доходы от образовательных и медицинских услуг суммируются. Однако если предел в 90% достигается только с помощью прибавления выручки от оказания медицинских услуг, то возникает дополнительное требование к численности и квалификации медперсонала , причем настолько жесткое, что достижимо только специализированными медицинскими организациями.

Следовательно, и медицинские услуги, и соцобслуживание не облегчают пользование льготой, а, наоборот, затрудняют. Желательно сочетание образовательных услуг с выполнением НИОКР, но подобные работы не свойственны детским дошкольным учреждениям.

Из вышесказанного вытекает, что детским садам лучше не отходить от основной деятельности с тем, чтобы 90% их доходов и выше формировалось за счет оказания услуг по уходу и присмотру за детьми и платных образовательных услуг.

Расчет доходов и доли льготируемых доходов

В пункте 1 ст. 248 НК РФ сказано, что к доходам в целях применения гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Для расчета доли льготируемых услуг по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 248 НК РФ, из доходов исключается НДС.

Как отмечено в ст. 284.1 НК РФ, образовательной считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 (далее - Перечень).

Для использования нулевой ставки процентное соотношение льготируемых доходов к их общей сумме необходимо соблюсти только по итогам налогового периода. Ведь выполнение данного условия по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев) ст. 284.1 НК РФ не предусматривает (письма ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@, УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16-15/053964@).

Порог в 90% - жесткая граница. Для детсадов и школ это означает, что придется строго контролировать следующие нельготирумые доходы:

  • доходы от не входящих в Перечень услуг;
  • курсовые разницы;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • проценты по депозитам банка;
  • безвозмездно полученное имущество;
  • средства, использованные не по целевому назначению.
По мнению автора, наибольший риск утраты права на льготное налогообложение сопряжен с нецелевым использованием средств, а также с операциями по сдаче имущества в аренду.

При этом доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении доходов для целей применения гл. 25 НК РФ не учитываются, а следовательно, не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, дивидендов, целевых поступлений.

В статье 250 НК РФ названы в том числе внереализационные доходы, которые самостоятельной природы не имеют, а являются производными от иных операций. К их числу можно отнести курсовые разницы от переоценки валюты, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, просроченную кредиторскую задолженность. Можно ли их квалифицировать как льготируемые доходы, если они вызваны льготируемыми операциями?

По поводу курсовой разницы Минфин (см. Письмо от 27.01.2015 № 03‑03‑06/1/2556) высказал следующее мнение: если организация осуществляет в налоговом периоде только деятельность, включенную в Перечень, при этом оплата таких услуг в том числе осуществляется в валюте, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных средств (обязательств), следует признать частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с образовательной деятельностью, и учесть при определении доли такого дохода в общей сумме доходов, полученных за налоговый период .

Аналогичная позиция, но только касающаяся курсовых разниц, возникших в результате переоценки долговых обязательств (зай­мов) в валюте, которые были привлечены для ведения деятельности, поименованной в Перечне, изложена финансистами в Письме от 29.05.2014 № 03‑03‑10/25627 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/10510@).

Отметим, если положительная разница сформировалась из-за переоценки валютных средств, размещенных на депозите, то эта разница, наравне с процентами, формирует прочий, не подлежащий льготированию доход (письма Минфина России от 14.08.2015 № 03‑03‑06/4/47189, от 22.07.2015 № 03‑03‑06/42044).

Что касается полученных штрафов и зачисленной в доходы неистребованной кредиторской задолженности по договорам, связанным с образовательной деятельностью, полагаем, их суммы тоже можно включать в льготируемые доходы. Однако подобный подход сопряжен с соответствующими рисками. Во-первых, потому что внереализационные доходы не значатся в Перечне, а во-вторых, мнение чиновников, как показывает практика, не отличается постоянством. К примеру, позиция Минфина по поводу той же курсовой разницы по привлеченным займам в валюте ранее была иной (см. Письмо от 15.04.2013 № 03‑03‑06/1/12446).

Численность персонала

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ соблюдение условия о численности работников образовательной организации должно выполняться непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Для расчета данного показателя используется списочная численность работников, которая применяется для определения их среднесписочной численности, исчисляемой на основании Указаний Росстата (Письмо Минфина России от 07.11.2014 № 03‑03‑06/1/56356).

Предварительный порядок заявления льготы

Пунктом 5 ст. 284.1 НК РФ предусмотрено, что организации, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого она применяется, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, если образовательная организация до 2016 года не применяла ставку 0% вследствие того, что доходы от оказания услуг по присмотру и уходу за детьми не входили в состав льготируемых (в итоге условие о структуре доходов не выполнялось), то для перехода на льготный режим налогообложения ей необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление, приложив к нему предусмотренные НК РФ копии документов. Сделать это нужно было не позднее 30.11.2015. Данный срок крайне нежелательно пропускать (главное - успеть до 1 января 2016 года). Но если уж это произошло, то настаивайте на своем праве на льготу, используя позицию судов и контролеров по данному вопросу:

  • представление заявления и соответствующих документов для применения налогоплательщиком ставки 0% в срок не позднее, чем за один месяц до начала налогового периода, к условиям применения налоговой ставки 0% не относится, поэтому его нарушение само по себе не может являться основанием для отказа применения нулевой ставки (Постановление ФАС УО от 09.12.2013 № Ф09-12168/13 по делу № А60-9718/2013);
  • нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления само по себе не лишает его права на применение льготного режима налогообложения при условии, что этот выбор сделан налогоплательщиком до момента, с которого начнут формироваться его налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 0%, и показатели, используемые в оценке выполнения необходимых условий для данной преференции, то есть до начала налогового периода (Письмо ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@).

Последующий порядок подтверждения льготы

В силу п. 6 ст. 284.1 НК РФ образовательные организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они облагали прибыль по этой ставке, в сроки, установленные гл. 25 НК РФ для подачи налоговой декларации, обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения: Приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@ утверждена форма представления названных сведений, а формат их подачи в электронном виде - Приказом ФНС России от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@.

Об учете убытков

Использование льготы накладывает ограничение на перенос убытков на будущее. Пункт 1 ст. 283 НК РФ разрешает налогоплательщикам, понесшим убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Однако положения указанной нормы не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения доходов по ставке 0%.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщик не вправе переносить на будущее убытки, полученные при определении налоговой базы по соответствующим видам доходов, в отношении которой применялась ставка налога 0% (Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03‑03‑06/1/320).

Последствия утраты льготы

Согласно п. 4 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организациями, перешедшими на применение нулевой ставки налога на прибыль, хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 3 той же статьи, с начала налогового периода, в котором имело место такое несоблюдение, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ, то есть 20%. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в общем порядке (включая начисленные пени).

Но на этих, вполне ожидаемых, последствиях дело не заканчивается. На основании п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, облагавшие прибыль по нулевой ставке и перешедшие на применение ставки 20% в добровольном или принудительном порядке (вследствие утраты права на льготу), не могут повторно перейти на налого­обложение прибыли по ставке 0% в течение пяти лет (включая год, в котором произошла смена ставки).

Поскольку даже однократное лишение льготы влечет пятилетний мораторий на ее использование, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, следует все свои действия просчитывать крайне аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 описана такая ситуация: налогоплательщик, решивший заявить льготу в отсутствие утвержденного Перечня, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не был достигнут 90%-й предел льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период в целом (с 2011 года по 2015 год включительно).

Заключение

С учетом симметричных льгот по НДС (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ) и налогу на прибыль (ст. 284.1 НК РФ) деятельность образовательных дошкольных организаций на общей системе налогообложения выгоднее, чем на УСНО. При этом понятно, что использование спецрежима проще и безопаснее, чем выполнение всех условий, необходимых для применения льгот. Однако для средних и крупных детских садов нулевая ставка по налогу на прибыль несет безу­словную пользу.

См. статью Е. Г. Весницкой «О применении медицинскими и образовательными организациями льготной ставки по налогу на прибыль».

Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

В редакции Федерального закона № 110‑ФЗ.

Определением ВС РФ от 27.04.2015 № 301-КГ15-2846 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Налоговый кодекс предоставляет компаниям, организациям и предпринимателям право не платить НДС в нескольких случаях:

  • если с момента регистрации бизнес-единицы прошло 3 месяца;
  • если сумма выручки за этот период не превысила 2 млн. рублей;
  • если компания не реализует подакцизные товары или раздельно учитывает операции по продаже товаров подакцизных или неподакцизных.

Освобожденные от НДС компании не платят его сами и не предъявляют к оплате покупателям, то есть не выставляют счет-фактуру с выделенным налогом.

Иногда у бухгалтеров возникают затруднения в вопросе исчисления налога на прибыль – что признать выручкой. В данном случае налогооблагаемой базой следует считать всю сумму полученного дохода, а в нее не включается. Предъявленный поставщиками «входной» НДС к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретенной продукции, а также имущественных прав, услуг, работ. В результате «входной» налог уменьшит базу по налогу на прибыль через общую стоимость .

  • выручка от реализации товаров, услуг, работ;
  • внереализационные доходы, например, полученные от долевого участия в деятельности других компаний, от возмещения убытков, от курсовой разницы валют, от , от процентов по займу, от сдачи в аренду и другие.

Не облагаются налогом на прибыль доходы:

  • имущество и имущественные права, полученные в качестве залога, задатка. аванса;
  • имущество, полученное в безвозмездном порядке.

Расходы в процессе расчета налога на прибыль также делятся на расходы, понесенные в процессе реализации товаров, услуг, работ и внереализационные. Первые – это затраты на приобретение, транспортировку, хранение и т.п. Внереализационные расходы – это, например, расходы на содержание взятого в аренду имущества, проценты по долговым обязательствам и другие, не относящиеся непосредственно к реализации.

Для уменьшения они должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. Кроме того, расходы должны быть признаны направленными на получение организацией доходов. Часто между налогоплательщиками и ФНС возникают споры по величине налоговой базы. Статьи Налогового кодекса 249-253, 265 и 270 дают исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Различные виды деятельности имеют разные ставки налогов. Самый распространенный размер налога – 20%, из них 18% направляется в местный бюджет, а 2% – в федеральный. Образовательные, медицинские и некоторые другие организации имеют нулевую ставку, 9% платится с муниципальных ценных бумаг до 2007 года и некоторых видов дивидендов. Полученные от иностранных компаний дивиденды облагаются 15%-ным налогом, а сами иностранные компании платят от 10 до 20%.

Компания «ПрофБизнесУчет» располагает штатом опытных и квалифицированных бухгалтеров. Мы предлагаем организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, освобожденным от уплаты НДС, всестороннюю помощь при налога на прибыль.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 284 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль равна 20%, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1.1 - 5.1 данной статьи.
В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены п. п. 3 и 4 этой статьи), применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.
Согласно п. 1 названной статьи организации при ведении указанных видов деятельности вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль, то есть фактически не уплачивать этот налог. Данное обстоятельство, по мнению автора, позволяет считать такой порядок налогообложения льготным, который в силу ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ действует с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г. Однако для освобождения от уплаты налога на прибыль хозяйствующим субъектам необходимо соблюсти несколько условий.

Примечание. Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять ставку 0% по налогу на прибыль в период с 01.01.2011 до 01.01.2020.

Виды деятельности

В силу п. 1 ст. 284.1 НК РФ льготой могут воспользоваться только те организации, которые осуществляют деятельность, включенную в особый Перечень, устанавливаемый Правительством РФ. Перечень (Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 (вступило в силу 26.11.2011)) был разработан и утвержден только в конце 2011 г., что заставило налогоплательщиков несколько понервничать. Минфин России в Письме от 15.02.2011 N 03-03-10/10 высказал мнение, что отсутствие сведений о видах деятельности, подпадающих под льготный режим налогообложения , является препятствием для реализации права на него, поэтому использовать ставку в размере 0% можно только с 2012 г. Другими словами, применение льготы в 2011 г. было под угрозой.

Примечание. Отметим, что изначально налогоплательщики в целях перехода на льготный режим налогообложения с 01.01.2011 не могли выполнить условие о представлении в налоговый орган документов, указанных в п. 5 ст. 284.1 НК РФ, в срок не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого он будет применяться, поскольку Федеральный закон N 395-ФЗ был принят 28.12.2010, опубликован в официальных источниках информации 30.12.2010.

Чтобы этого не произошло, летом 2011 г. ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ была дополнена ч. 8 (Часть 8 введена Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ), согласно которой для применения с 01.01.2011 налоговой ставки 0% организации должны представить в налоговый орган документы, поименованные в п. 5 ст. 284.1 НК РФ, в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня, но не позднее 31 декабря 2011 г.
Следует отметить, что такой порядок перехода на льготное обложение налогом на прибыль предусмотрен только в отношении 2011 г. Для применения ставки 0% с последующих налоговых периодов организации, осуществляющие медицинскую и (или) образовательную деятельность, согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ должны уведомить об этом налоговый орган не позднее чем за один месяц до начала налогового периода. При нарушении этих сроков налогоплательщик лишается права на льготное налогообложение в течение соответствующего налогового периода. На это указали московские налоговики в Письмах от 17.10.2012 N 16-12/099091@, от 22.03.2012 N 16-15/024876@.

Важный нюанс

Льготный режим налогообложения не распространяется на деятельность, связанную с санаторно-курортным лечением, поскольку она не относится к медицинской, на что прямо указано в п. 1 ст. 284.1 НК РФ.

Примечание. На применение ставки 0% не могут претендовать организации, деятельность которых связана с санаторно-курортным лечением.

Поскольку речь идет о виде деятельности, налоговики при проверке правомерности применения налогоплательщиками льготной ставки, очевидно, обращают внимание на коды видов их экономической деятельности, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Напомним, что сведения об экономической деятельности юридического лица отражаются в его учредительных документах и подлежат обязательному указанию в заявлении о государственной регистрации при создании. Согласно пп. "п" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") в ЕГРЮЛ в числе сведений об организации должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст). Причем определение кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется им самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции Классификатора (за исключением случаев, установленных законодательством РФ).

Примечание. На это указано в п. 9 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.

Лечебные учреждения (код ОКВЭД 85.11) могут иметь один из двух кодов:

  • 85.11.1 - деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных;
  • 85.11.2 - деятельность санаторно-курортных учреждений.

Вероятно, если в ЕГРЮЛ содержатся сведения об осуществлении юридическим лицом экономической деятельности с кодом по ОКВЭД 85.11.2, контролирующие органы будут против применения им льготного режима налогообложения. Причем неважно, что санаторно-курортное учреждение имеет одну или даже несколько лицензий на осуществление медицинской деятельности, включенной в Перечень.

Такова позиция финансового ведомства, изложенная в Письме от 18.05.2012 N 03-03-06/1/252. В нем чиновники рассмотрели вопрос применения нулевой ставки организацией, осуществляющей на основании соответствующих лицензий более трех десятков видов медицинской деятельности, входящих в установленный ст. 284.1 НК РФ Перечень. Однако все медицинские услуги организации связаны с санаторно-курортным лечением. По мнению Минфина, в такой ситуации право на применение ставки 0% по налогу на прибыль у налогоплательщика отсутствует в силу положений ст. 284.1 НК РФ. Ведь данной правовой нормой четко установлено, что деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, к медицинской не относится, в связи с чем использование организациями, осуществляющими этот вид деятельности, льготного режима налогообложения не предусмотрено. При этом Минфин по всем вопросам определения деятельности, связанной с санаторно-курортным лечением, посоветовал обращаться в Минздравсоцразвития (см. также Письмо Минфина России от 24.06.2011 N 03-03-06/1/379).

Следует отметить, что ст. 284.1 НК РФ установлено еще одно ограничение, касающееся видов деятельности образовательных и (или) медицинских организаций. В силу пп. 5 п. 3 указанной статьи для использования льготного режима налогообложения они не должны в течение налогового периода совершать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок .

Наличие лицензии

Подпунктом 1 п. 3 ст. 284.1 НК РФ установлено, что для применения нулевой ставки по налогу на прибыль плательщик должен иметь соответствующую лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

В настоящее время отношения, возникающие между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от N 99-ФЗ, в ч. 1 ст. 12 которого приведен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Образовательная и медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") поименованы в данном перечне в п. п. 40 и 46 соответственно.

Примечание. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступил в силу 03.11.2011 по истечении 180 дней со дня его официального опубликования в "Российской газете" от 06.05.2011 (N 97), за исключением положений, для которых ст. 24 данного Закона установлены иные сроки начала действия). Данный Закон пришел на смену Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

В целях реализации норм данного Закона Правительство РФ утвердило положения о лицензировании конкретных видов, в которых содержатся исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ). Положение о лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением "сколковцев"), утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, о лицензировании образовательной деятельности - Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174.

Отметим, что порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован также Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (это предусмотрено п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 99-ФЗ). Особенности лицензирования данного вида деятельности изложены в ст. 33.1 названного Закона.

К сведению. В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ лицензии предоставляются на неопределенный срок, то есть действуют бессрочно. При этом лицензии, выданные до изменения законодательства о лицензировании (несмотря на указание в них срока действия), также становятся бессрочными со дня вступления в силу названного Закона, то есть с 03.11.2011. Причем их переоформление по истечения срока действия не требуется, за исключением двух случаев: если в "старой" лицензии отсутствует перечень работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе лицензируемого вида деятельности, и если изменилось наименование лицензируемого вида деятельности. Согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 99-ФЗ в указанных случаях "просроченные" лицензии подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18, где перечислены все обстоятельства, при наступлении которых лицензия должна быть заменена на новую.

Контролирующие органы обращают внимание, что оформленная надлежащим образом лицензия должна быть у налогоплательщика на дату окончания налогового периода . Столичные налоговики в Письме от 30.01.2012 N 16-12/007416@ отметили: если образовательная организация на конец налогового периода не имеет действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности, она не может применить в налоговой декларации по налогу на прибыль нулевую ставку. Соответственно, если условие о наличии лицензии не будет выполнено и в следующем году, в декларациях за отчетные периоды этого года (до даты оформления новой лицензии) налоговая ставка 0% заявляться не должна.

Структура доходов

В силу пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ право на льготное налогообложение имеют организации, у которых за налоговый период доходы от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо если они за налоговый период не имеют доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Важно отметить, что положения названной правовой нормы не устанавливают требования по округлению доли доходов от упомянутых видов деятельности до целых единиц. Если, например, рассматриваемый показатель будет равен 89,8%, организация не вправе претендовать на применение нулевой ставки по налогу на прибыль. Такая позиция высказана финансовым ведомством в Письме от 23.05.2012 N 03-03-06/4/46.

Московские налоговики в Письме от 20.06.2012 N 16-15/053964@ обратили внимание на то, что невыполнение условия, установленного пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, по итогам отчетных периодов не влияет на право использования нулевой ставки по налогу на прибыль. Контролеры отметили: из названной правовой нормы следует, что для применения ставки 0% хозяйствующему субъекту необходимо соблюсти процентное соотношение доходов от льготируемых видов деятельности в общей сумме доходов только по итогам налогового периода.

Напомним, что доходы организации в целях гл. 25 НК РФ определяются в соответствии с положениями ст. 248, которые состоят из доходов от реализации (ст. 249) и внереализационных доходов (ст. 250).

Не следует забывать, что при определении доходов от ведения финансово-хозяйственной деятельности часть доходов не должна учитываться в силу положений ст. 251 НК РФ. Для медицинских и образовательных организаций это могут быть, например, доходы в виде:

  • имущества, безвозмездно полученного от учредителя организации, доля участия которого в уставном капитале составляет более 50%, при условии, что это имущество в течение одного года со дня его получения (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (пп. 11 п. 1);
  • имущества, полученного в виде целевого финансирования, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования (пп. 14 п. 1);
  • имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности, при условии наличия соответствующей лицензии (пп. 22 п. 1).

Кроме того, в силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

По мнению специалистов финансового ведомства, при определении процентного соотношения доходов, позволяющего организации применять нулевую ставку по налогу на прибыль, должны учитываться только доходы от деятельности, входящей в Перечень. Причем они определяются за минусом сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком покупателю (Письма Минфина России от 01.11.2012 N 03-03-06/4/105, от 14.12.2011 N 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 N 03-03-06/1/580).

Налоговики при расчете указанного соотношения рекомендуют руководствоваться не только названным Перечнем, но и Классификатором ОК 029-2007 (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОКВЭД). Так, в Письме от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3960@ ФНС России рассмотрела вопрос об отнесении к доходам от образовательной деятельности доходов от реализации услуг по предоставлению за плату мест для проживания в общежитии. Налоговое ведомство подтвердило, что в Перечень видов образовательной деятельности включена в том числе деятельность по реализации дополнительных образовательных программ. Однако ОК 029-2007 установлено, что такой вид деятельности, как дополнительное образование, предусмотрен в составе вида экономической деятельности "Образование" (группировки 80.1, 80.2, 80.3), а деятельность по предоставлению мест для временного проживания в общежитиях для студентов - в составе вида экономической деятельности "Гостиницы и рестораны" (группировка 55.23.5). Таким образом, доходы от реализации услуг по предоставлению жилья в общежитии за плату к доходам от реализации образовательных программ, в том числе и дополнительных образовательных программ, не относятся , соответственно, при определении доли дохода от осуществления образовательной деятельности в целях применения ставки налога на прибыль не учитываются .

Важно помнить, что общая сумма полученных доходов, от размера которых зависит право хозяйствующего субъекта на льготное обложение налогом на прибыль, включает в себя и внереализационные доходы (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-03/123383@). В качестве таковых Минфин России признает, например, суммы, полученные образовательными или медицинскими организациями от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг и услуг связи (Письмо от 30.05.2012 N 03-03-06/4/55). При этом, по мнению чиновников, не имеет значения, что рассматриваемые доходы четко не поименованы в составе внереализационных, главное, чтобы они не были указаны в ст. 251 НК РФ.

Пример 1. Негосударственное образовательное учреждение, осуществляющее на основании лицензии вид деятельности, включенный в Перечень, в 2012 г. получило доходы в общей сумме 4 438 000 руб., в том числе: 2 500 000 руб. - целевые поступления на содержание учреждения (по смете доходов и расходов); 1 450 000 руб. - доходы от оказания лицензируемых платных образовательных услуг; 250 000 руб. - доходы от сдачи имущества в аренду; 88 000 руб. - возмещение стоимости потребленных арендаторами коммунальных услуг; 150 000 руб. - средства целевого финансирования на проведение капитального ремонта кровли здания учреждения. Имеет ли право организация применять ставку 0% при исчислении налога на прибыль?
В соответствии со ст. ст. 248 - 251 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль составит 1 788 000 руб. (1 450 000 + 250 000 + 88 000). Доля доходов от образовательных услуг будет равна 81,1% (1 450 000 / 1 788 000). Поскольку критерий, установленный пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, составляет менее 90%, образовательное учреждение не вправе в 2012 г. при исчислении налога на прибыль применить ставку 0%.

Численность медицинского персонала

Следующее условие, выполнение которого необходимо для получения права на применение льготного режима налогообложения, касается только организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. В силу пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ в таких организациях медперсонал, имеющий сертификат специалиста, должен составлять не менее половины всех работников. При этом указанное соотношение должно выдерживаться непрерывно в течение всего налогового периода по состоянию на любую его дату (Письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-03-06/1/154).

В пп. 1 п. 1 ст. 100 Федерального закона N 323-ФЗ (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") (вступила в силу 01.01.2012) установлено, что до 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. В случае если дипломированный медик не работал по своей специальности более пяти лет, он может быть допущен к медицинской деятельности после дополнительного обучения и только при наличии сертификата специалиста (пп. 3 п. 1 ст. 100). Причем п. 2 указанной статьи определено, что названные сертификаты, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока.

С учетом изложенного, а также прямого указания в пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ на наличие в штате медучреждения, претендующего на применение льготного режима налогообложения, не менее половины сертифицированного персонала приравнивание к сертификату специалиста других документов , полученных работниками по окончании медицинских учебных заведений, в целях применения нулевой ставки не допускается . Такое мнение столичные налоговики высказали в Письме от 02.07.2012 N 16-15/057950@.

Предельный минимум работников

На применение льготного налогообложения в силу пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ могут рассчитывать только те образовательные и (или) медицинские организации, в штате которых в течение налогового периода непрерывно числятся не менее 15 работников . К сожалению, НК РФ не содержит положений о том, каким образом следует определять этот показатель, поэтому обратимся к разъяснениям контролирующих органов.

Финансовое ведомство в уже упоминавшемся Письме от 23.03.2012 N 03-03-06/1/154 для расчета критериев, установленных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, рекомендовало использовать методику, применяемую для определения среднесписочной численности работников. С 01.01.2012 данный показатель рассчитывается на основании Приказа Росстата от 24.10.2011 N 435, которым, в частности, утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (далее - Указания). Налоговики, развивая эту тему, разъяснили, какие конкретно положения Указаний следует использовать. Так, в Письме от 28.08.2012 N 16-15/080173@ столичное УФНС отметило, что п. 77 Указаний предусмотрено, что средняя численность работников организации включает в себя среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В соответствии с п. 79 Указаний в списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В п. 80 Указаний приведен перечень категорий работников, которые не включаются в списочную численность. Это прежде всего принятые на работу совместители из других организаций (пп. "а") и лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера (пп. "б"). Данные работники не участвуют в формировании среднесписочной численности, следовательно, не учитываются при определении критериев, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ.

Как видим, установленный п. 3 ст. 284.1 НК РФ перечень условий, предоставляющий медицинским и образовательным организациям право на льготный режим налогообложения прибыли, является исчерпывающим. Причем для реализации такого права необходимо, чтобы все установленные критерии выполнялись непрерывно в течение всего периода использования нулевой ставки. В противном случае организация утрачивает возможность ее применения. Причем в силу п. 4 ст. 284.1 НК РФ она обязана пересчитать и уплатить налог на прибыль по ставке 20% с начала налогового периода, в котором лишилась права на применение ставки 0%, а также начислить и уплатить соответствующие пени. Вновь получить освобождение от уплаты налога на прибыль такая организация сможет только по истечении пяти лет, что закреплено в п. 8 ст. 284.1 НК РФ. Отметим, что в соответствии с п. 7 указанной статьи образовательные или медицинские организации могут в добровольном порядке возвратиться на общий режим обложения налогом на прибыль.

Совмещение медицинской и образовательной деятельности

Из содержания ст. 284.1 НК РФ следует, что организации, подпадающие под льготный режим налогообложения, могут одновременно осуществлять и образовательную, и медицинскую деятельность. Как в этом случае определяются соответствующие ограничения по численности и структуре доходов? В НК РФ ответа на этот вопрос мы не найдем, поэтому вновь обратимся к разъяснениям контролирующих органов, например Письму Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-10/9.

Примечание. Письмо доведено для применения в работе нижестоящими налоговыми органами Письмом ФНС России от 21.02.2012 N ЕД-4-3/2858@.

Чиновники в данном документе указали, что если организация совмещает образовательную и медицинскую деятельность, входящую в соответствующий Перечень, то для определения процентного соотношения доходов выручка от указанных видов деятельности должна суммироваться .

Кроме того, для применения нулевой ставки по налогу на прибыль в медицинских организациях должно выполняться условие о 50%-ном соотношении сертифицированного медперсонала в общей численности работников, под которой следует понимать суммарное количество работников организации, занимающихся как образовательной и медицинской, так и иной деятельностью в данной организации (Письмо УФНС России по г. Москве от 12.03.2012 N 16-15/020615@). При этом, как указал Минфин в вышеназванном Письме, каких-либо исключений в отношении организаций, осуществляющих одновременно как медицинскую, так и образовательную деятельность, положениями пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ не установлено. Поэтому, если организация совмещает названные виды деятельности и при этом доходы от образовательной или медицинской деятельности по отдельности составляют менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, условие о наличии в штате данной организации не менее половины медработников, имеющих сертификат специалиста, для применения нулевой ставки по налогу на прибыль должно быть выполнено. Однако, если организация одновременно осуществляет образовательную и медицинскую деятельность и при этом доходы от образовательной деятельности составляют не менее 90% совокупных доходов, выполнение условия, предусмотренного пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, для применения льготного режима обложения налогом на прибыль не является обязательным. Аналогичная позиция содержится в Письмах Минфина России от 23.05.2012 N 03-03-06/4/45, УФНС России по г. Москве от 05.03.2012 N 16-15/018805@.

Пример 2. Организация с численностью 57 человек совмещает медицинскую и образовательную деятельность. В 2012 г. доходы от указанных видов деятельности составили 63 и 32% соответственно. Доля медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности организации равна 47%. Имеет ли право плательщик на применение в 2012 г. нулевой ставки по налогу на прибыль?
В рассматриваемой ситуации организацией выполнено условие, предусмотренное пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, поскольку суммарная доля доходов от осуществления медицинской и образовательной деятельности составила более 90% всех доходов, а именно 95% (63% + 32%).
Однако доходы от каждого вида деятельности в отдельности составляют менее 90% (в том числе от образовательной деятельности - 32%), следовательно, организацией для использования льготного режима налогообложения должно быть выполнено условие, установленное пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, о соотношении медперсонала, имеющего сертификат специалиста. В нашем случае доля сертифицированных медработников составляет менее 50% в общей численности организации (47%), поэтому организация не вправе использовать при исчислении налога на прибыль ставку 0%.

Особенности применения нулевой ставки вновь созданными и реорганизованными организациями

Отметим, что в ст. 284.1 НК РФ не урегулирован вопрос о праве применения льготного режима обложения налогом на прибыль вновь созданными организациями с момента их государственной регистрации. Поэтому таким налогоплательщикам не остается ничего другого, как вновь руководствоваться разъяснениями контролирующих органов.
Финансовое ведомство полагает, что вновь созданные медицинские и (или) образовательные организации не имеют оснований для применения нулевой ставки по налогу на прибыль в первом налоговом периоде своей деятельности в связи с невозможностью выполнения ими условий, установленных ст. 284.1 НК РФ, а именно условий о численности и представлении лицензии на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности. На это специалисты Минфина России указали в Письме от 15.03.2012 N 03-03-10/23.

Примечание. Письмо доведено до нижестоящих инспекций Письмом ФНС России от 03.04.2012 N ЕД-4-3/5543@ (документ размещен на официальном сайте налогового ведомства www.nalog.ru в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами").

Аналогичную позицию контролирующие органы распространяют и на ситуацию, когда в течение налогового периода организация подверглась преобразованию. Так, в Письме от 04.12.2012 N 03-03-06/1/624 Минфин России рассмотрел вопрос правомерности применения ставки 0% медицинской организацией, которая в середине налогового периода была преобразована из ЗАО в ООО. Причем ЗАО до изменения организационно-правовой формы применяло льготный режим налогообложения. По мнению чиновников, ООО как вновь созданная организация не может выполнить определенных ст. 284.1 НК РФ условий о численности и представлении лицензии на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Главное налоговое ведомство аналогичную позицию изложило в Письме от 01.11.2012 N ЕД-4-3/18513. При этом налоговики подошли к данному вопросу ответственнее и аргументировали свою точку зрения более подробно. ФНС напомнила, что в силу п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При этом в соответствии с п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшая организация.

Далее авторы Письма отметили, что из содержания ст. 284.1 НК РФ следует, что льготная ставка по налогу на прибыль организаций предоставляется конкретному налогоплательщику, осуществляющему медицинскую деятельность и (или) образовательную деятельность, при соблюдении условий, установленных названной правовой нормой. Поскольку в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования образуется новая организация, вопрос наличия у вновь созданного лица права на применение льготной ставки разрешается отдельно . В заключение Письма ФНС сделала вывод: несмотря на то что вновь образованное юридическое лицо в данном случае и является правопреемником в части исполнения обязанностей по уплате налогов, правопреемство в части льготного режима налогообложения, установленного ст. 284.1 НК РФ, на данную организацию не распространяется.

А вот в отношении реорганизации юридического лица в форме присоединения позиция контролеров иная. Столичные налоговики в Письмах от 17.10.2012 N 16-15/099195@, от 05.10.2012 N 16-15/094918@ указали на следующее: образовательное учреждение, реорганизованное в 2012 г. путем присоединения к нему другого образовательного учреждения, применявшего до этого установленную ст. 284.1 НК РФ ставку налога на прибыль 0%, может применять льготный режим налогообложения только в случае, если своевременно в 2011 г. подало в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет заявление о намерении применять указанную ставку с приложением копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной деятельности, а также при соблюдении условий, предусмотренных в п. 3 названной статьи.

В заключение отметим, что образовательные и (или) медицинские организации, изъявившие желание применять ставку 0% по налогу на прибыль, представляют в налоговый орган соответствующее заявление однократно на весь период ее применения. На это указали специалисты финансового ведомства в Письме от 27.12.2011 N 03-03-06/4/151. Однако такие организации не освобождаются от представления соответствующих деклараций по налогу на прибыль. Об этом московские налоговики напомнили в Письмах от 02.07.2012 N 16-15/057962@, от 05.03.2012 N 16-03/018831@.

Кроме того, организации, не уплачивающие налог на прибыль на основании ст. 284.1 НК РФ, в силу п. 6 указанной статьи ежегодно в сроки, установленные п. 4 ст. 289 для представления налоговой декларации, обязаны подтвердить обоснованность применения ставки 0%, а именно подать в налоговый орган сведения:

  • о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации;
  • о численности работников в штате организации;
  • о численности сертифицированного медицинского персонала (для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность).

Представить данную информацию организации должны по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-3/892@. Кроме того, указанная отчетность может быть направлена в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.12.2011 N ЯК-7-6/1010@.

Важно, что при непредставлении в установленные сроки названных сведений налогоплательщик лишается права на применение льготной ставки по налогу на прибыль. А это значит, что за весь налоговый период ему придется исчислить налог по ставке 20% и уплатить его в бюджет с учетом пени. Подобная "забывчивость" может привести к тому, что возвратиться на льготный режим налогообложения медицинская или образовательная организация сможет только через пять лет.

Поскольку выше мы уже рассмотрели, кто признается плательщиком налога на прибыль организаций, то сейчас будет логично рассмотреть перечень тех организаций, которые от уплаты на территории РФ освобождаются. Категорий организаций, которые освобождаются от уплаты данного налога на территории РФ не много. Их всего три, рассмотрим все по порядку.

1. Освобождаются от уплаты налога на прибыль иностранные организации, которые являются организаторами XX Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. С 2008 по 2017 год их согласно ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", освободили от уплаты налога на прибыль. Однако стоит отметить, что освобождается от уплаты данного налога только тот доход, который получен в результате конкретно этого вида деятельности организации. Как указано в п. 3.1 вышеупомянутого Закона освобождаются от уплаты иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета, также вещательные компании, у которых заключены договора с Олимпийским комитетом или уполномоченной им компанией. Для вещательных компаний освобождается от налога на прибыль доход, полученный по двум направлениям деятельности:

- производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Данным периодом согласно п. 1 ст. 2 ФЗ N 310-ФЗ признается временной отрезок с 5 июля 2007 года по 31 декабря 2016 года.

– производство и распространение продукции средств массовой информации, в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Данным периодом согласно п. 2 ст. 2 ФЗ N 310-ФЗ признается временной отрезок, включающий в себя один месяц до дня начала церемонии открытия игр, время проведения игр и один месяц после дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.
2. Освобождаются от уплаты налога на прибыль на территории РФ организации, которые получили статус участников проекта по осуществлению исследований, разработке и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом N 2 от 28 сентября 2010 "Об инновационном центре "Сколково". Освобождение от уплаты налога такие организации получают в течение 10 лет с момента получения статуса участника проекта. Освобождение от статуса налогоплательщика организациям предоставляется в порядке и на условиях указанных в ст. 246.1 НК РФ. Если организация получила статус участника проекта, она обязана направить в налоговый орган по месту учета письменное уведомление и пакет документов о праве применения не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение. Документами, подтверждающими право на освобождение, которые нужно предоставить вместе с письменным уведомлением, согласно п. 7 ст. 246.1 НК РФ являются:
– документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные ФЗ N 2 "Об инновационном центре "Сколково";
– выписка из книги учета доходов и расходов участника проекта, подтверждающая годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Также, поскольку эта льгота не обязательна для организаций-участников проекта "Сколково", предприятие вправе отказаться от применения данной , о чем должно уведомить налоговый орган по месту учета в такие же сроки письменным уведомлением.
Однако стоит отметить, что эту льготу можно утратить, это произойдет с организацией в двух случаях, о которых сказано в НК РФ:
– если организация утратит статус участника проекта "Сколково", она становится плательщиком налога с 1-го числа периода, в котором статус был утрачен;
– если годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, полученный участником проекта превысит один миллиард рублей, то организация с 1-го числа периода, когда произошло превышение, автоматически освобождается от по налогу на прибыль.
Налоговым периодом по налогу на прибыль, как нам известно, признается календарный год. То есть организация, если она утратила статус, или, произошло превышение, обязана восстановить сумму налога и уплатить ее бюджеты соответствующих уровней за весь налоговый период с учетом пеней. Об этом сказано в п. 3 ст. 246.1 НК РФ. Также восстановление и уплата суммы налога и пеней ждет организацию, если она не направила уведомление в налоговый орган по месту учета и не предоставила необходимый пакет документов для подтверждения права на льготу.
3. К третьей категории организаций, которые освобождаются от уплаты налога на прибыль на территории РФ, относятся организации, применяющие специальные налоговые режимы. К таким режимам относят:
– систему налогообложения сельскохозяйственных производителей;
– упрощенную систему налогообложения;
– систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Порядок применения специальных налоговых режимов для организаций рассмотрен в разделе 8 НК РФ. То есть если организация применяет специальный налоговый режим, то от уплаты налога на прибыль на территории РФ она освобождается, точнее, не освобождается, а налог на прибыль заменяется уплатой других налогов. Но и для этого правила, как и для любого другого, имеются исключения. Организации, применяющиеся вышеназванные режимы, освобождаются от уплаты налога только с того дохода, который получен по виду деятельности, по которому применяется специальный режим. Для большей ясности приведем простой пример. Организация, которая одновременно занимается оптовой и розничной торговлей, может совмещать два режима, исходя из особенностей применения спецрежимов. Например, для розничной торговли это будет ЕНВД, а для оптовой торговли – это будет общий режим налогообложения. Следовательно, с выручки, полученной от розничной торговли, предприятие рассчитает и заплатит ЕНВД, а с выручки от оптовой торговли рассчитает и уплатит налог на прибыль организаций. Необходимо уделить внимание еще одному моменту: те организации, которые применяют ЕСХН и , обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов и по ставкам, указанным в п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ. К этим доходам относят:
– доходы, полученные в виде дивидендов. По ставкам, указанным в п. 3 ст. 284 НК;
– доходы по операциям с отдельными видами долговых обязательств. Примером может служить доход в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года (п.п. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ).
Итак, мы определились в данной главе, кто же из организаций является плательщиком налога на прибыль, кто пользуется льготами и освобождается от данного налога на территории РФ, как облагаются данным налогом иностранные организации, у которых имеется источник доходов на территории РФ или постоянное представительство. Теперь целесообразно будет углубиться в такое понятие как объект налогообложения, которое мы более подробно рассмотрим в главе 2 настоящего справочника.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Что такое налог на прибыль

Не облагаются налогом на прибыль:

  • Учреждения, которые рассчитывают налог по форме ЕНВД.
  • Учреждения, которые уплачивают налог на игорный бизнес.
  • Учреждения, которые работают по упрощенной системе обложения налогом.
  • Плательщики ЕСН.

Налог перечисляется ежемесячно, не позднее 28 числа каждого месяца.

Ставки налога на прибыль

Ставка налога на прибыль составляет 20 %. Из нее в Федеральный бюджет перечисляется – 3 %, в местный бюджет субъектов – 17 %. Регионы имеют право снижать процентную ставку по налогу на прибыль. Но она не должна быть ниже – 13,5 %. В налоговую инспекцию все компании, учреждения, организации предоставляют налоговую декларацию по налогу на прибыль. Налоговая декларация предоставляется каждый квартал.

  • За 1 квартал – не позднее 28 апреля.
  • За первое полугодие – не позднее 28 июля.
  • За 9 месяцев – не позднее 28 октября.
  • За год – не позднее 28 марта следующего года.

Если налоговая декларация представлена не в срок, компанию ожидают штрафные санкции. Налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет компании. Предусмотрено штрафование должностных лиц в размере 300 до 500 рублей. Предусмотрен штраф в размере от 5 – 30 % от суммы налога, если отсутствует прибыль до 1 000 рублей. Если организация часто предоставляет налоговую декларацию по налогу на прибыль не в срок, налоговая инспекция может провести выездную проверку. Если налоговая декларация представлена с ошибками, нужно предоставить в налоговую инспекцию уточненный вариант налоговой декларации по налогу на прибыль.

Пример расчета налога на прибыль

Пример 1

Компания оформила кредит в банке на сумму 1 655 555 руб. Предоплата составила 375 222 руб. Выручка от продажи в первом квартале составила 1 222 555 руб., в том числе НДС – 220 060 руб. Было использовано сырье на сумму 255 112 руб. Материалы на сумму 265 418 руб. Заработная плата рабочим составила 322 111 руб. Страховые взносы в ПФР (22 %), ФСС (2,9 % и 0,2 %) и ФОМС (5,1 %) составили 9 663 руб. Проценты по выданному другой компании кредиту составили 48 115 руб. Амортизация основных средств и нематериальных активов составила 68 445 руб. Налоговый убыток равен 28 446 руб.

Расходы за первый квартал составят: (255 112 руб. + 265 418 руб. + 322 111 руб. + 9 663 руб. + 48 115 руб. + 68 445 руб.) = 968 864 руб. Налогооблагаемая прибыль составит: (1 222 555 руб.- 220 060 руб.) – 968 864 руб. – 28 446 руб. = 5 185 руб.

Сумма налога на прибыль составит: 5 185 руб. $\cdot$ 20 % = 1 037 руб. Из них: В федеральный бюджет 2 %. В местный бюджет 18 % .

Пример 2

Компания имеет доход за отчетный период в размере 555 444 руб. Расход компании составил 212 222 руб. Компания уплачивает налог на прибыль в размере 20 %. Определим величину налоговой базы: 555 444 руб. – 212 222 руб. = 343 222 руб. Налог на прибыль составит: 343 222 руб. $\cdot$ 20 % = 68 644 руб.

Освобождение от налога на прибыль

Освобождены от уплаты налога на прибыль: Индивидуальные предприниматели (ИП). Компании, которые занимаются научно – исследовательской деятельностью и инновационными разработками. Учреждения, которые находятся на особом режиме.

Образовательные и медицинские учреждения, социальные учреждения также освобождены от уплаты налога на прибыль. Ставка налога на прибыль равна 0 %.

Хотя такие учреждения и освобождены от налога на прибыль налоговую декларацию (нулевую) должны предоставлять в налоговую инспекцию в назначенный срок.