Крупные страховщики отказываются оформлять осаго: расскажем почему и что делать. Законные случаи отказа в осаго

Вопрос отказа в страховке машин старше 10 лет в настоящее время стал особенно актуальным как никогда. Год выпуска транспортного средства имеет немаловажное значение. Согласно статистическим данным, количество платежеспособного населения снизилось в несколько раз, что и стало поводом для предпочтения покупки подержаных авто, у которых год выпуска буквально древний. Это не могло не отразиться на деятельности страховых компаний, ведь для предприятия главным моментом является его рентабельность.

Перед тем, как страховать старый авто возрастом 8-10 лет, страховщик сто раз подумает, поскольку плюсов в страховании таких машин намного меньше чем минусов.

Главные минусы:

  • возможность решения бесконечной починки транспортных средств за собственный счет;
  • заключение условий страхования авто на маловыгодных условиях.

Именно эти 2 минуса являются решающими в отказе страховки машин старше 8-10 лет.Благодаря этим причинам возраст страхования транспортных средств был снижен значительно, а год ее выпуска стал решающим при заключении договора.

Сегодня, страховать старый авто возрастом от 8 и до 10 лет очень проблематично. Если у водителя это и получается, то машина страхуется по невыгодным для него условиям, которые финансисты компаний демонстрируют непосредственно перед автовладельцами.
Определенного расчета затрат водителей перед страховыми компаниями не существует.

Каждая машина рассматривается индивидуально. Как правило, старый авто страхуется следующим образом:

  • одни компании насчитывают срок износа такого транспортного средства, начиная его путешествия прямо из автосалона, минусуя при этом до 15% после первого года использования и прибавляя к этой сумме до 10% за каждый следующий год
  • другие компании каждый год приплюсовывают по 10 % на каждый старый авто

Так или иначе, амортизация транспортного средства всех транспортных средств пятилетнего возраста приблизительно равняется 50%, что практически теряет смысл страховки для автолюбителей.

Если же вы желаете страховать старый авто 8-10 летнего возраста, придется постараться найти страховщика, чтобы он в сумму страховки не вносил сумму износа транспортного средства.

В данном случае компания-страховщик должна будет покрыть стоимость авто .

На что могут рассчитывать автолюбители при страховке авто старше 7-10 лет:

  1. Дороговизну заключения договора. В данном случае страховая компания заботится не про старый авто, а о выгоде при заключении договора. И на это есть свои причины. При эксплуатации такого типа транспортного средства существует возможность поломки машины, при которой затраты на ее ремонт будут намного выше предполагаемых.
  2. суммы страховки. Этого должен ожидать любой владелец машины старше 10 лет. При заключении договора стоит предварительно подумать, а стоит ли за такой старый авто каждый год отдавать такое количество денежных средств?

Вопреки сложившейся ситуации, машина старше 10 лет может быть застрахована. В основном такие операции осуществляются в больших густонаселенных городах, где наличие

Или при его оформлении навязали дополнительные услуги? Назначили дату для предоставления пакета документов и оформления полиса через месяц-два после окончания действия текущего полиса страхования? Эти действия страховщика противоправны, и призвать его к порядку можно и нужно.

Почему страховщики не продают полисы ОСАГО?

Страховые компании устроили искусственный дефицит бланков автогражданки ровно по одной причине. Страхование ОСАГО стало невыгодно, а то и просто убыточно. Так, за первый квартал 2014 года в трех регионах России: Амурской, Ульяновской и Мурманской области – выплаты достигли 90% сборов, а в Камчатском крае сумма выплат превысила сумму собранных страховых премий и составила 107%.

Еще в начале года страховщики повсеместно стали закрывать свои представительства в ожидании повышения тарифов, обусловленного летними изменениями в законодательстве.

Закон об ОСАГО обновлен, график изменения тарифов на год утвержден, порядок установления базовых тарифов и поправочных коэффициентов отдан ЦБ РФ. Тем не менее, ситуация во многом остается критичной.

Что гласит законодательство РФ?

За первое полугодие 2014 года Федеральная антимонопольная служба зарегистрировала 1 500 жалоб от автовладельцев на страховщиков 66 регионов России. Страховые организации повсеместно отказывают в оформлении полиса ОСАГО и навязывают дополнительные услуги. 47 страховщиков получили предупреждения, в отношении 34 – возбуждены дела, по 27 нарушениям суд уже вынес решения. И вердикт всегда один: страховщик неправ.

В списке недобросовестных компаний оказались: «Ингосстрах», «ВТБ Страхование», «Югория», АСКО, «Ренессанс страхование», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование», ВСК, ЖАСО, «СОГАЗ», «Альянс», БАСК, «Гута-страхование», МАКС, СГ МСК, «РЕСО-гарантию», «Согласие», «Цюрих», «УралСиб». Министерство финансов на своем сайте опубликовало однозначную позицию относительно этого вопроса и предложило автовладельцу последовательность действий в случае неправомерного отказа.

Итак, обратимся к законам:

  • Федеральный закон № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. гласит, что владелец ТС обязан иметь полис ОСАГО.
  • В ст. 426 ГК РФ и ст. 1 Закона №40-Ф3 подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается . Отказ не допускается.
  • В п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 года) говорится о том, что обусловленность приобретения одних товаров обязательной покупкой других (проще говоря, навязывание дополнительных товаров и услуг) запрещена .
  • В п. 14 Правил ОСАГО сказано, что автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Последняя при получении пакета документов и письменного заявления не имеет права отказывать в оказании этой услуги.

Согласно Федеральному закону №223-ФЗ от 21.07.2014, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет административную ответственность . Соответствующие изменения внесены в ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Наказание: штраф в размере 50 000 рублей, наложенный на должностное лицо, совершившее правонарушение.

Компетентный орган – ЦБ РФ, мегарегулятор рынка страхования. Руководители территориальных подразделений уполномочены решать вопросы по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в т.ч. страхового.

Суммируем.

  1. Автовладелец может обратиться в любую страховую компанию.
  2. Страховщик не вправе отказать в продаже полиса ОСАГО.
  3. Также неправомерно принуждение купить дополнительные опции (например, полис страхования жизни страхователя или водителей, вписанных в полис).

Если же это происходит, то, согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, страховая организация принуждается к заключению договора в судебном порядке и возмещению убытков, причиненных автовладельцу своим отказом .

Ремарка РСА

В конце сентября 2014 года РСА опубликовал «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В его основе – п.7 ст. 15 закона об ОСАГО, который гласит об обязательстве страховщика оформить письменный отказ и уведомить вышестоящие органы – ЦБ и РСА. Из всего документа нам интересен перечень допустимых оснований для отказа в оформлении автогражданки. Среди них:

  • отсутствие связи с АИС РСА;
  • непредставление ТС на осмотр (можно проводить как по месту нахождения страховщика, так и по месту жительства страхователя);
  • непредставление полного комплекта документов, предусмотренных законом;
  • отсутствие доверенности на заключение договора страхования от имени ИП или юрлица.

Однако отсутствие связи с базой еще нужно будет доказать, а после ее восстановления пригласить клиента (в письменном виде!) для заключения договора. Вопрос непредставления автомобиля на осмотр тоже спорный, так как есть диагностическая карта, служащая основанием для продажи полиса. В целом, можно дискутировать, не противоречат ли Закону РФ основания для отказа, приведенные РСА. А то, что суды при рассмотрении дел будут апеллировать только официально утвержденными нормами, не вызывает никаких сомнений.

Порядок приобретения полиса ОСАГО

Так как договор ОСАГО признан публичным, для его заключения достаточно желания одной из сторон. Вариантов приобретения полиса несколько.

  1. При личном обращении в страховую компанию требуйте письменный отказ. Устный вы нигде не сможете предъявить.
  2. При отправке Почтой РФ предложения-оферты (заявления по соответствующей форме, утвержденной Минфином РФ 01.07.2009 года) с приложением пакета необходимых документов вручается уведомление о доставке. В случае отказа оно будет служить доказательством того, что страховщик получил предложение-оферту.

На его рассмотрение, а также оформление и отправку ответа страховщику отпускается 14 рабочих дней. Ответом может быть извещение:

  • об акцепте (принятии),
  • об отказе,
  • о принятии на иных условиях.

Что делать, если отказали?

Если вы не согласны с ответом страховщика, имеете право обжаловать его действия. Для этого нужно письменно обратиться, приложив переписку со страховой организацией или письменный отказ. Пакет документов нужно отправить в одну из инстанций:

  • территориальное подразделение ЦБ РФ;
  • суд по месту жительства;
  • прокуратура;
  • отделение РСА;
  • Федеральная антимонопольная служба, адрес: 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11.

Обычно при личном обращении к страховщику и угрозе передать письменный отказ в одну из выше указанных организаций страховая компания находит возможность заключить договор ОСАГО . И желание появляется, и бланки находятся, и вопрос решается в досудебном порядке.

Какие документы нужны для оспаривания отказа?

  1. Во-первых, письменное заявление страхователя (предложение-оферта) о заключении договора ОСАГО. На том экземпляре, который остается у автовладельца, ставится печать, дата и подпись лица, принявшего заявление.
  2. Во-вторых, письменный отказ страховщика . Нужен для обращения в компетентные органы.

Что делать, если спорить нет времени?

Российская судебная система довольно неповоротлива. На рассмотрение даже самого простого дела уходит несколько месяцев, а то и полгода. Понятно, что далеко не каждый готов выдержать длительные судебные прения, и точно никто не имеет возможности жить без страховки, ожидая принуждения страховщика к заключению договора ОСАГО. Если обязывают купить полис ОСАГО вместе с дополнительным страховым продуктом, порядок действий достаточно простой.

  • Пригласите свидетеля и в его присутствии попросите представителя страховой компании составить письменное несогласие в оформлении «автогражданки» без нагрузки.
  • На основании этой бумаги пишите претензию в адрес страховщика с требованием расторжения навязанного дополнительного договора страхования и возврата полной выплаченной суммы премии.
  • В случае отказа подавайте исковое заявление в суд.

Если вам не продают полис, то есть весьма сомнительный путь. Отчаянные могут пойти по нему.

  • Так как по закону договор страхования ОСАГО публичный, то сам факт письменного обращения потенциального страхователя может рассматриваться как факт заключения договора. Для этого заявление-оферту следует отправить страховщику по почте.
  • Если автомобиль попадет в ДТП, то на основании этого заявления и уведомления о вручении следует взыскать ущерб со страховой компании.

Очевидные минусы такой «самодеятельности».

  1. Согласно Правилам страхования, договор вступает в силу после оплаты страхователем взносов (полной суммы или определенной ее части). Так что у страховщика остается возможность на законных основаниях уклониться от выплаты страхового возмещения, если Верховный суд не присудит обратного.
  2. Инспектор ГИБДД, остановив машину, не удовлетворится копией заявления-оферты и подтверждением получения его страховщиком. Во-первых, это, как ни крути, не полис ОСАГО. Во-вторых, возникает закономерный вопрос об исправности ТС и возможности его эксплуатации.
  3. Даже если в самодельном «полисе» будет указано, что это дубликат, действительный до момента выдачи оригинала, времени и нервов на общение с инспектором уйдет очень много. Возможные варианты развития: штраф, снятие номеров, запрет на участие в дорожном движении.

Возможно, несколько десятков прецедентов создадут надежную базу для быстрого решения подобных вопросов, пока же развитие событий по этому сценарию не зафиксировано.

В последнее время среди российских автолюбителей, в том числе на форумах в соцсетях, где общаются владельцы четвероногих коней, всё чаще стали мелькать жалобы на то, что в России теперь не страхуют грузовики. Тревожную информацию решил проверить корреспондент Федерального агентства новостей .

Достаточно быстро был найден непосредственный участник событий, житель Петербурга по имени Дмитрий . Кстати, он сам является работником автосервиса, расположенного в Центральном районе Петербурга, следовательно, и с машинами, и с автовладельцами общается достаточно тесно. В арсенале Дмитрия не только легковая машина для частных нужд, но еще и «ГАЗель». Мужчина рассказал репортеру ФАН свою историю.

Две недели назад он позвонил в страховую компанию, чтобы застраховать свою «ГАЗель». Сославшись на отсутствие бланков, компания ему отказала. Дмитрий продолжил звонки, но страховать грузовую «ГАЗель» так никто и не согласился.

«Я позвонил в 15 страховых компаний и везде получил категорический отказ. Одни говорили, что сейчас нет необходимых бланков. Другие, что им в принципе запрещено страховать автомобили категории «D». Одна компания вообще заявила, что готова взяться за страхование, только если я заплачу штраф в размере десяти тысяч рублей за агента страховой», – рассказывает Дмитрий.

Отказ страховых компаний оформлять полис ОСАГО для автомобилей категории «D» (предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более восьми сидячих мест) – проблема, свойственная не только Петербургу, и сталкиваются с ней автовладельцы со всей России. Страховые компании не объясняют истинную причину отказа. В лучшем случае они ссылаются на внешние обстоятельства: отсутствие документации, запреты «сверху». Некоторые говорят, что страхуют только проверенных клиентов. В худшем же случае страховщики предлагают дополнительные услуги, которые увеличивают стоимость ОСАГО в несколько раз.

Для страховых компаний ОСАГО остается убыточной сферой. Раньше при минимальной стоимости страховки в случае аварии страховая компания была обязана выплатить до 400 тысяч рублей. Но в марте 2017 года Госдума приняла закон, устанавливающий основную форму возмещения по ОСАГО в виде ремонта автомобиля вместо денежной выплаты. Это значит, что денежные средства можно будет получить только в исключительных случаях, а при обычных авариях страховая компания предложит список СТО (станций технического обслуживания), с которыми имеет соглашение. Эта мера поможет избежать «автоподстав», но не сможет полностью снизить риски страховых компаний. К тому же, сейчас растет спрос на страхование, поэтому компании самостоятельно пытаются минимизировать риски, отказывая автовладельцам в страховании или навязывая им свои условия – в частности, завышают стоимость услуги.

«Компании не хотят страховать «ГАЗель», потому что им это невыгодно, – комментирует Дмитрий. – Такие автомобили часто попадают в аварии с множественными повреждениями. Соответственно, владельцы часто обращаются в страховые компании с просьбой возместить ущерб. Но что мне теперь делать, я не понимаю!»

Если рассмотреть ситуацию Дмитрия с точки зрения закона, то действия страховых компаний, в которые он обращался, неправомерны. Во-первых, в Федеральном законе № 40-ФЗ от апреля 2002 года сказано, что владелец транспортного средства обязательно должен иметь полис страхования: «В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно статье 426 Гражданского кодекса, страховщик в свою очередь обязан заключать договор со всеми водителями, которые к нему обращаются: «Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Соответственно, отказ в страховании ОСАГО недопустим.

Отметим, что корреспондент ФАН, вооружившись знаниями Дмитрия и той информацией, которую он сам почерпнул из нескольких юридических сборников, принялся звонить по страховым, представляясь владельцем «ГАЗели». Результат был стопроцентно одинаковым: везде отказались страховать машину, то ссылаясь на отсутствие нужных бумаг, то ограничиваясь сухим «мы этим не занимаемся».

Итак, продолжим. Рассматривался еще вариант, позволяющий уплатить некую сумму денег, которую страховая вроде бы согласна была расценивать как штраф. Но и здесь налицо нарушение закона: предлагая Дмитрию уплатить «штраф» в размере около десяти тысяч рублей, страховая компания нарушает Закон о защите прав потребителей (ст.16). Он гласит: «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме».

Если компания отказывает в страховании, то в первую очередь она должна отправить автовладельцу письменный отказ. Отказать в страховании автомобиля компании могут только в случае, если у них отсутствует связь с базой данных РСА; если транспортное средство не прошло технический осмотр; если представлен неполный пакет документов; если отсутствует доверенность – в том случае, когда машина страхуется от имени предпринимателя или юридического лица.

Юристы советуют при отказе страховых компаний в первую очередь взять письменный отказ компании. Отказ будет являться письменным подтверждением того, что была попытка воспользоваться услугами компании. Далее есть три варианта: суд, Роспотребнадзор или РСА (Российский союз автостраховщиков). В исковом заявлении в суд обязательно нужно указать расходы, связанные с невозможностью пользоваться собственным автомобилем. Если же обращаться в Роспотребнадзор, то его специалисты помогут принудить страховщика следовать требованиям закона и составят претензию.

В любом случае, следует помнить, что страховые компании не могут отказать в страховании без законных оснований, поэтому в таких ситуациях можно смело обращаться к юристам и специалистам, которые помогут решить проблему.

Далеко не всегда собственники автомобилей являются их реальными владельцами . Нередко машину покупает один человек, а управляет ею кто-то из родственников, жена или дети.

По разным обстоятельствам законный хозяин может вовсе не садится за руль и даже жить далеко от той области, где ездит его авто. Такая ситуация может продолжаться длительное время без создания особых проблем.

Поэтому при оформлении документов по обязательному автострахованию у многих появляется вопрос, можно ли застраховать машину, если я не собственник.

Форма полиса ОСАГО может заполняться с использованием данных, как собственника транспортного средства, так и человека, который его страхует.

Это означает, что оформить страховку на автомобильное средство сможет не только его собственник, но и лицо, у которого есть все необходимые документы для оформления страховки.

Положения Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40 «Об ОСАГО» устанавливают возможность получения полиса третьим лицом, без права собственности на авто.

Покупать страховой полис необязательно в офисе страховщика, сделать это можно на его официальном сайте. Необходимо просто заполнить электронную форму при подаче заявки. Она предоставляет возможность внесения в нее сведений не собственником транспортного средства, а другим лицом.

Но важно учитывать, что обязательным условием для страхования в данном случае является наличие у страхователя доверенности на выполнение таких действий. Заверять нотариально данный документ не нужно. Вполне достаточно подписи собственника авто.

Страхователем выступает тот человек, который вносит страховку. Кроме того, он вносит требуемые изменения в полис в будущем:

  • указывает новых водителей;
  • изменяет сроки использования;
  • делает запрос о выдаче дубликата.

В соответствии с законодательством, один человек может быть владельцем транспортного средства, другой — выступать страхователем, а третий осуществлять управление автомобилем.

Таким образом, страхователь не обязан быть владельцем авто . Собственник и страхователь являются разными лицами при оформлении полиса. Поэтому в бланке для них предусмотрены две отдельные графы.

Довольно актуальным является вопрос, можно ли застраховать машину без владельца. Чтобы получить полис необходимо представить в страховую организацию следующий пакет документов:

  1. Водительские права лиц, на которых будет распространяться действие полиса.
  2. Удостоверение личности страхователя и копию паспорта собственника машины.
  3. Паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации.
  4. Полис ОСАГО, срок действия которого заканчивается.
  5. Доверенность на оформление страховки.

Поэтому оформить ОСАГО возможно без владельца автомобиля . Для этого следует предъявить страховщику установленный законом пакет документов.

К нему приложить доверенность на получение страховки с подписью собственника авто.

Но, несмотря на это, при наступлении страхового случая, право на получение выплаты имеет только владелец автомобильного средства.

Если у него нет такой возможности по каким-то причинам, то средства получает страхователь. Тогда он обязывается представить страховщику нотариально заверенную доверенность.

Многих водителей интересует вопрос, можно ли застраховать машину без собственника. Ведь собственник и водитель могут проживать в разных регионах и не встречаться долгое время.

Оформляя ОСАГО, страхователю нужно вписать в документ определенную информацию, в том числе ФИО владельца и данные о других лицах, которые допущены к управлению авто.

Эти показатели страховщики используют при расчете стоимости страхования. Цена полиса будет расти в зависимости от количества водителей.

В соответствии с законодательством 2019 года, полис ОСАГО можно оформить без собственника автомобиля. Поэтому можно обойтись без лишних неудобств и не доставлять хозяина автомобильного средства в офис страховой компании.

Водитель предъявляет доверенность на управление автомобилем, заполняет договор и платит стоимость страховки.

Отказ страховщика в оформлении ОСАГО лицу, которое не является владельцем автомобиля или требование, чтобы присутствовал хозяин в обязательном порядке, является незаконными действиями.

Если возникает такая ситуация, водитель может подтвердить свою позицию Федеральным законом об ОСАГО от 25.04.2002 года № 40-ФЗ, именно он защищает его интересы.

Страхование при продаже или покупке подержанного автомобиля

Заключая договор купли-продажи подержанного авто владельцу следует разобраться с процедурой оформления соответствующих документов в том числе и полиса ОСАГО.

В подобных случаях действуют особые правила относительно сроков действия страховки. Новый владелец не может использовать полис бывшего хозяина, даже если не закончился срок действия документа на момент покупки.

В связи с этим, приобретая подержанное транспортное средство, водитель должен оформить новый полис ОСАГО, он вступит в силу с момента оформления.

Такое требование вызвано тем, что при заключении нового договора автострахования, покупателю авто придется переоформлять на себя диагностическую карту и техпаспорт.

В этих документах указывается имя собственника, поэтому страховка должна быть переоформлена на соответствующее лицо. Иначе при наступлении страхового случая новый владелец не сможет воспользоваться автогражданкой.

Если автомобилист не является собственником транспортного средства, он может ездить на нем до тех пор, пока у него есть доверенность на управление данным автомобилем.

При этом наличие полиса ОСАГО — обязательное условие.

Но срок действия страховки составляет всего год. После окончание этого периода обязательно возникнет вопрос, можно ли продлить полис ОСАГО без собственника.

В соответствии с законодательством, для продления срока действия страховки не требуется личное присутствие хозяина, если предыдущий полис был оформлен на имя водителя.

Таким образом, лицо, которое не является собственником машины, но заключавшее раньше договор автогражданской ответственности, вправе продлевать его ежегодно. Делать это можно в течение многих лет, неограниченное количество раз.

В ситуации, когда хозяин продает машину, а действие страхового полиса еще не закончилось, то часть его стоимости можно вернуть. Такая возможность предоставлена Федеральным законом об обязательном страховании во время расторжения договора.

В соответствии с законодательством, возврат стоимости страховки возможен при условии что:

  • собственник продает свой автомобиль;
  • транспортное средство было утрачено;
  • страховая организация приостановила свою деятельность.

Чтобы вернуть деньги за неиспользованную страховку до конца, водителю следует обратиться к страховщику, у которого был приобретен полис.

Изначально составляется заявление на возврат, понадобятся такие документы:

  • страховка;
  • договор купли-продажи;
  • удостоверение личности;
  • открытый счет в банке для перечисления денег.

Данная процедура довольно проста, спорные вопросы могут появиться только по поводу величины суммы возврата.

Оформлять страховку следует в надежной компании . Для этого необходимо изучить информацию о разных страховщиках.

Приобретая полис обязательного страхования, прежде всего нужно обращать внимание на размер ставки.

Данный показатель установлен законом и не должен отличаться в разных компаниях. А также, рекомендуется поинтересоваться уставным капиталом организации и наличием отделений в других регионах.

Таким образом, застраховать машину можно и без ее собственника, его отсутствие не является препятствием для оформления полиса. Но при наступлении страхового случая, выплаты получит именно хозяин транспортного средства.

В самом полисе обязательного страхования есть две графы — для собственника и страхователя . Если это одно и то же лицо — информация в графах идентичная. Если страхователь не хозяин машины — информация отображается в полисе.

Присутствие собственника авто не требуется и для продления срока действия автогражданки, если предыдущий страховой полис был оформлен на водителя.

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Новый полис ОСАГО

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

За отказ оформить ОСАГО компаниям грозит штраф от 20 тыс. до 300 тыс. руб.

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».