Как начислить отпускные правильно. Формула правильного расчета отпускных

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.02.2020
  • вступила в силу 01.07.2002

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 24.02.2015 11.01.2013 07.12.2011 08.07.2007 01.10.2004 01.07.2002

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.


Другие статьи раздела


Судебная практика по ст. 16.2 КоАП РФ

Дело № 308-АД16-7406
от 3 июня 2016 г.
Дело № 305-АД16-6778
от 2 июня 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 310-АД15-19259
от 23 мая 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 46-АД16-7
от 11 мая 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 305-АД16-907
от 6 мая 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 305-АД16-6319
от 5 мая 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 305-АД16-3593
от 5 мая 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 305-АД16-2664
от 13 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 305-АД16-2663
от 13 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 302-АД15-19791
от 13 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 309-АД15-19780
от 7 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Владелец холдинга "Русский стандарт" Рустам Тарико и его гражданская жена, у которых на таможне аэропорта Шереметьево изъяли для экспертизы незадекларированные драгоценности, вряд ли станут фигурантами уголовного дела и могут отделаться штрафом, сообщают в пятницу газеты со ссылкой на сотрудников таможни и экспертов.

Согласно законодательству Российской Федерации, все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Перечень товаров, подлежащих декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования:
1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых превышает 35 кг.
2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов.
3. При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 (три тысячи) долларов.
4. При единовременном вывозе из Российской Федерации дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов.
5. При единовременном вывозе из Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы ‑ палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: ввозимые временно; вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий, в том числе и со вставками из драгоценных камней).
7. Драгоценные камни: ввозимые временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, ввозимые природные алмазы.
8. Культурные ценности.
9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации.
10. Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция.
11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсюлированные, капсюли, порох); конструктивно сходные с оружием изделия.
12. Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 2 литра.
13. Ввозимые табачные изделия в количестве, превышающем 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака (в случае ввоза табачных изделий только одного вида в количестве, превышающем 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет, 0,5 кг табака).
14. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
15. Сильнодействующие и ядовитые вещества.
16. Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования.
17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.
18. Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии.
20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе.
21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно‑техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия.
23. Продукция военного назначения.
24. Транспортные средства.
25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже.
26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, могут декларировать в письменной форме помимо указанных и иные товары (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых не превышает 35 кг).

Незаявление физическим лицом о наличии у него товаров, обязательных для письменного декларирования, рассматривается как его заявление о том, что у него таких товаров нет.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является нарушением таможенных правил, а лица, их допустившие, несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

В соответствии с Кодексом РФ административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, ‑влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц ‑ от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Согласно статье 188 Уголовного Кодекса РФ от 13 июня 1996 года, контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Деяния, указанные выше, совершенные: должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Вышеуказанные деяния, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) () предусмотрена обязанность декларировать товары при перемещении их через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в иных случаях, установленных ТК РФ. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером путем заявления в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товаре, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.


Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, приведен в статье 124 ТК РФ () и ограничивается теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

Ответственность за недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств предусмотрена частью второй статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) () . Диспозиция и санкция названной нормы КоАП РФ изложены следующим образом.

Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Обобщение судебной практики Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) за 2006 г. показало, что наиболее часто встречаются случаи привлечения к административной ответственности за заявление декларантом недостоверных сведений о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности России (далее - ТН ВЭД).

Обращение таможенных органов в кассационную инстанцию с жалобами на судебные акты по этой категории споров зачастую связано исключительно с доводами по материальному праву, практика применения которого сложилась в ФАС СЗО и является однозначной безотносительно фактической стороны дела. Более того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 03.02.2004 N 12133/03 отметил, что указание в таможенной декларации неправильного кода Товарной номенклатуры не может быть отнесено к противоправному деянию, ответственность за которое предусмотрена частью второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Однако пунктом 33 Инструкции по организации защиты законных интересов таможенных органов региона в судах и по организации судебной работы в таможенном органе, утвержденной Приказом начальника Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы от 02.07.2007 N 360, предусмотрено, что негативная для таможенных органов судебная практика не должна учитываться при решении вопроса о необходимости (или целесообразности) обжалования судебного акта в следующей инстанции. Аналогичное положение содержалось в пункте 24 ранее действовавшей Инструкции (Приказ СЗТУ ФТС от 05.08.2005 N 330).

Такая "ведомственная установка" способствует не только необоснованному росту дел, рассматриваемых в суде кассационной инстанции, но и свидетельствует о непонимании таможенным органом задач и целей кассационного производства, призванного обеспечить единообразие применения правовых норм.

Ниже вашему вниманию предлагается правовая позиция, принятая ФАС СЗО при рассмотрении споров, связанных с заявлением декларантом недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД.

1. Указание в грузовой таможенной декларации неправильного кода товара в соответствии с ТН ВЭД, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления таможенного органа по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью второй статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Суд первой инстанции заявление общества удовлетворил. Оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможня обратилась с кассационной жалобой в суд кассационной инстанции.

В кассационной жалобе таможня сослалась на неправильное применение судом норм материального права, закрепленных в части второй статьи 16.2 КоАП РФ, статьях 40 () и 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) () . По мнению подателя жалобы, суд не полностью выяснил обстоятельства дела и сделал ошибочный вывод о том, что к сведениям, недостоверное заявление которых образует объективную сторону административного правонарушения, относятся только количественные и качественные характеристики товара, позволяющие отнести его к определенному коду ТН ВЭД. Доводы жалобы направлены на признание неправомерной позиции суда об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.

Из материалов дела видно, что в мае 2005 г. общество как таможенный брокер заявило к таможенному оформлению в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) автомобиль TOYOTA 1999 года выпуска. В графе 33 ГТД указан код товара согласно ТН ВЭД - 8704 21 990 9.

В ходе таможенного оформления таможенный орган пришел к выводу о том, что товар должен быть классифицирован в другой подсубпозиции и принял решение о классификации товара по коду ТН ВЭД - 8703 32 909 9. Это обстоятельство повлекло увеличение подлежащих уплате таможенных платежей.

По факту заявления в ГТД недостоверных сведений таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении, составила протокол об административном правонарушении и приняла оспариваемое постановление.

Согласно постановлению таможни общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью второй статьи 16.2 КоАП РФ () . Таможенный орган квалифицировал действия общества как заявление в таможенной декларации недостоверного кода товара по ТН ВЭД, послужившее основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов. Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что таможенный орган не доказал наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью четвертой статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации () по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как указано в пунктах 1, 3 статьи 40 ТК РФ () , товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

При заявлении декларантом (таможенным брокером) в ГТД достоверных сведений о товаре и не соответствующего ему кода ТН ВЭД таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара, исходя из полномочий, определенных статьей 40 ТК РФ, а также общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенное оформление товара на основании такой ГТД.

Таким образом, несогласие таможни с кодом товара, заявленным декларантом (таможенным брокером) в таможенной декларации, не может быть признано административным правонарушением со стороны последнего, поскольку и декларант (таможенный брокер), и таможенный орган действуют в соответствии с таможенным законодательством.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. При этом "описательный" процесс всегда связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих либо несоответствующих действительности).

По смыслу части второй статьи 16.2 КоАП РФ () неполнота сведений не является квалифицирующим признаком деяния, а один лишь код товара согласно ТН ВЭД не относится к недостоверным сведениям о нем, которые могут послужить основанием для освобождения от уплаты (занижения) таможенных платежей. Указание в ГТД неправильного кода ТН ВЭД, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количественных и качественных характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 16.2 КоАП РФ.

При этом в соответствии с положениями статей 39 () , 40 () , 127 (), 144 () ТК РФ лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.

В ходе производства по делу об административном правонарушении сведения о количественных и качественных характеристиках товара, заявленные обществом в ГТД, не были предметом квалификационной оценки административным органом. В оспариваемом постановлении таможня описала ряд конструктивных признаков автомобиля, но не оценила те или иные заявленные при декларировании сведения (кроме кода товара по ТН ВЭД) на предмет их достоверности и квалификационного значения. Следовательно, такие сведения нельзя признать значимыми в связи с вменением конкретного правонарушения. Кроме того, неполнота и недостоверность сведений имеют различное правовое значение для квалификации деяния по части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Кассационная коллегия оставила решение суда первой инстанции без изменения.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.04.2006 N А42-11367/2005 .)

В 2006 г. Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа также рассмотрено значительное количество споров, связанных с привлечением к административной ответственности за заявление в грузовых таможенных декларациях недостоверных сведений о стране происхождения товара.

2. Недостоверное указание в грузовой таможенной декларации страны происхождения товара является основанием для привлечения к административной ответственности по части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Общество вывезло из Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ) на остальную территорию Российской Федерации по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) товар - бумагу для офисной техники, представив таможне сертификат о происхождении товара из ОЭЗ. В ходе проведения таможенной ревизии таможенный орган установил, что товар не отвечает критериям достаточной переработки (добавленная стоимость обработки (переработки) составила менее 30%), в связи с этим товар не может считаться происходящим из ОЭЗ. Изменение страны происхождения товара повлекло дополнительное начисление таможенных платежей. Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о стране происхождения товара послужило основанием для привлечения декларанта к административной ответственности на основании части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Судебные инстанции посчитали привлечение декларанта к административной ответственности обоснованным и указали, что стоимость товара правильно рассчитана таможней по формуле, определенной распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-14/1365 и Администрации Калининградской области N 296-р от 31.12.98 , товар не удовлетворяет критериям достаточной переработки для отнесения его к происходящему из ОЭЗ, а следовательно, товар облагается таможенной пошлиной и налогом в общем порядке, установленном таможенным законодательством.

Кассационная коллегия оставила судебные акты без изменения.

(Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.10.2006 N А21-9849/2005 , от 08.08.2006.)

Далее вашему вниманию предлагаются некоторые выводы, к которым пришел ФАС СЗО, обобщая судебную практику рассмотрения дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности на основании части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

3. Заявляя в ГТД сведения о годе выпуска транспортного средства, предприниматель правомерно руководствовался данными, содержащимися в свидетельстве о регистрации транспортного средства, и не имел оснований сомневаться в достоверности указанных в данном документе сведений. Это обстоятельство свидетельствует об отсутствии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, квалифицируемого по части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни по делу об административном правонарушении, которым он привлечен к административной ответственности на основании части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, постановление таможни признано незаконным и отменено.

Как следует из материалов дела, предприниматель подал в таможню ГТД, в соответствии с которой в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления заявлен товар - седельный тягач марки "Рено Премиум 385", дата выпуска - август 1997 года, код 8701 20 901 8 ТН ВЭД. После выпуска товара таможенным органом получена информация производителя товара о том, что датой выпуска автомобиля является 05.06.97. Сведения производителя послужили основанием для принятия таможней решения о классификации ввезенного предпринимателем транспортного средства в товарной субпозиции 8701 20 901 2 ТН ВЭД, что повлекло дополнительное начисление таможенных платежей.

За указание в ГТД недостоверных сведений о дате выпуска транспортного средства предприниматель привлечен к административной ответственности на основании части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции посчитал, что таможня не доказала наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения. Оставляя решение суда без изменения, апелляционная инстанция сделала вывод об отсутствии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения. Кассационная коллегия посчитала такие выводы судов правильными с учетом следующего.

В силу части первой статьи 1.5 КоАП РФ () лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ () административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть первая). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть вторая).

Согласно материалам дела, заявляя сведения о дате выпуска товара, предприниматель руководствовался сведениями, содержащимися в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Какие-либо основания считать эти сведения недостоверными у него отсутствовали. При таких обстоятельствах предприниматель не мог и не должен был предвидеть, что сведения о дате выпуска транспортного средства, которыми он располагал на момент таможенного оформления, могут не соответствовать действительности.

В оспариваемом постановлении таможня указала на то, что предприниматель имел правовую и реальную возможность для надлежащего выполнения своих обязанностей, однако не предпринял всех необходимых мер для заявления таможенному органу достоверных сведений о товаре, не проявил достаточную осмотрительность для строгого соблюдения требований закона.

Вместе с тем таможенный орган не обосновал, в чем именно заключаются правовая и реальная возможность достоверного декларирования в сложившейся ситуации, какие необходимые меры не предпринял предприниматель для надлежащего исполнения своих обязанностей, каковы критерии достаточной, по мнению таможни, осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения требований закона.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2006 N А21-6335/2005 .)

Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления таможни по делу об административном правонарушении о назначении ему административного наказания на основании части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом, предпринимателю отказано в удовлетворении заявления.

Как следует из материалов дела, предприниматель подал в таможню ГТД, согласно которой в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления заявлен товар - бывший в употреблении пассажирский автобус "NEOPLAN N 116", дата выпуска - октябрь 1997 г. При таможенном оформлении предприниматель присвоил товару код 8702 10 199 9 ТН ВЭД, которому соответствует ставка таможенной пошлины в размере 20 процентов его таможенной стоимости. После выпуска товара таможня назначила автотехническую экспертизу, в результате которой было установлено, что датой выпуска автобуса является январь 1997 года.

Поскольку ввезенный автобус с учетом даты его выпуска классифицируется в товарной субпозиции 8702 10 199 1 ТН ВЭД, которой соответствует ставка таможенной пошлины в размере 3 евро за 1 куб. см объема двигателя, таможня возбудила в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении по части второй статьи 16.2 КоАП РФ и привлекла его к административной ответственности в виде штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных платежей.

Предприниматель оспорил постановление таможни в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали предпринимателю в удовлетворении заявления, ссылаясь на установление таможней факта заявления им в таможенной декларации недостоверных сведений о технических характеристиках транспортного средства, коде ТН ВЭД и таможенной стоимости товара.

Ссылки предпринимателя на отсутствие его вины в недостоверном декларировании отклонены судами обеих инстанций, поскольку заявитель доверил таможенное оформление автобуса третьим лицам, не осуществлял за ними надлежащий контроль, не обращался в экспертные учреждения, к дилерам в России с запросом о точной дате выпуска товара, не воспользовался правом осмотра товара до подачи таможенной декларации, то есть действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

Кассационная коллегия посчитала, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права.

Из материалов дела видно, что таможенная декларация заполнена на основании имевшихся в распоряжении предпринимателя сведений: технического паспорта и других товаросопроводительных документов. Заявитель не мог предполагать, что содержащиеся в представленных таможне документах сведения о дате выпуска автобуса являются недостоверными и требуют дополнительной проверки. Установить фактическую дату выпуска и подлинность технического паспорта путем визуального осмотра не представлялось возможным. Об этом свидетельствуют показания должностного лица таможни, у которого в ходе таможенного оформления товара не возникло сомнений в подлинности технического паспорта. Более того, для выявления подчисток в техническом паспорте таможне понадобилось технико-криминалистическое исследование этого документа.

Кассационная коллегия указала на то, что суды обеих инстанций предъявили повышенные требования к действиям заявителя по сравнению с должностным лицом таможенного органа, осматривавшим товар и документы и не обнаружившим при таможенном оформлении фальсификацию технического паспорта.

При таких обстоятельствах предприниматель не предвидел, не мог и не должен был предвидеть, что заявление в таможенной декларации сведений о дате выпуска транспортного средства повлечет неуплату таможенных платежей.

Кассационная коллегия отменила судебные акты, постановление таможенного органа признала незаконным.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.06.2006 N А21-4541/2005-С1 .)

ФАС СЗО при рассмотрении споров, связанных с достоверностью заявленных декларантом сведений о дате выпуска транспортного средства, руководствуется следующим.

В соответствии с приложением N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.06.2003 N 358 о внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ N 358) в отношении ввоза на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более семи лет, классифицирующим признаком для определения соответствующей товарной позиции является не момент изготовления товара, а момент его выпуска. Исходя из содержания термина "выпуск автомобиля" (дата выпуска), можно понимать выпуск его с завода, от изготовителя, введение его в эксплуатацию и т.д.

Вместе с тем указанное понятие определено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.08.2002 N 642 и в распоряжении Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.11.2001 N 1091-р.

Согласно примечаниям к группе 87 ТН ВЭД РФ "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" при отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления (абзац введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2002 N 642).

Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления, которая указана на транспортном средстве и в сопроводительных документах. При отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления транспортного средства. Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и в сопроводительных документах, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа на момент таможенного оформления транспортного средства, позволяющая определить дату изготовления (пункт 39 Сборника 1 решений и разъяснений по классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров; приложение к распоряжению Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.11.2001 N 1091-р; зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 24.12.20
01 за N 3118).

По смыслу приведенных нормативных положений юридическое значение придается последовательной оценке данных: сначала оцениваются данные сопроводительных документов, затем - данные кода изготовления, указанного в идентификационном номере транспортного средства, и лишь затем - любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа на момент таможенного оформления транспортного средства (например, информация завода-изготовителя, дилера).

Из буквального смысла вышеприведенных положений следует, что под датой выпуска транспортного средства понимается не дата его фактического производства, спуска с конвейера, выпуска с завода и т.д., а дата, указанная в определенных источниках информации.

Указанный способ определения даты выпуска транспортного средства - с использованием публичной информации, доступной участникам таможенных правоотношений, - соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации () о точном и понятном формулировании нормативных положений в области таможенного дела с тем, чтобы каждое лицо знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни по делу об административном правонарушении о наложении на него административного взыскания на основании части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено. Апелляционный суд указал на отсутствие вины заявителя в совершении административного правонарушения.

Кассационная коллегия посчитала такой вывод апелляционного суда правильным.

Из материалов дела следует, что в период с 27.01.2003 по 29.10.2003 общество подало в таможню 22 ГТД, в соответствии с которыми в таможенном режиме экспорта заявлен товар - неокоренные лесоматериалы. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя таможней выявлено, что при таможенном оформлении декларант указал в ГТД объем товара без учета коры. Указание недостоверного объема экспортируемых лесоматериалов повлекло неполную уплату таможенных платежей.

Недостоверное декларирование сведений о количестве товара послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью второй статьи 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью первой статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объем экспортируемых лесоматериалов определен обществом в соответствии с документами в области стандартизации, используемыми в Российской Федерации, к которым в силу статьи 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" относятся национальные стандарты и стандарты организаций.

В письме Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 18.05.2002 N 05-22/19268 "О таможенном оформлении лесоматериалов" указано на необходимость декларирования деловых сортиментов лесоматериалов без учета коры (письмо представляет собой разъяснение положений законодательства неопределенному кругу лиц, подписано начальником Главного управления организации таможенного контроля ГТК РФ и отменено только в июле 2004 г.).

Таким образом, при заполнении ГТД общество руководствовалось ГОСТ 2292-88, ТУ 13-2-1-95 и разъяснениями ГТК РФ, то есть приняло исчерпывающие меры по достоверному декларированию, в связи с чем в нарушении таможенных правил отсутствует его вина.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2006 N А26-3458/2004-21 .)

4. Незаявление в таможенной декларации части однородного товара подлежит квалификации по части первой статьи 16.2 КоАП РФ.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления таможни, которым оно привлечено к административной ответственности на основании части первой статьи 16.2 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе общество просило отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указал на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью первой статьи 16.2 КоАП РФ. Объем и количество товара, вывозимого с таможенной территории Российской Федерации, общество указало в соответствии со сведениями, содержащимися в предоставленных декларантом документах. Следовательно, заявитель совершил активные фактические действия, и совершенное им административное правонарушение следует квалифицировать по части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Из материалов дела видно, что заявитель, являясь таможенным брокером, подал в таможню от имени декларанта грузовую таможенную декларацию на товар - доску обрезную из ели. Объем товара общество указало в соответствии со сведениями, предоставленными декларантом.

В результате досмотра товара таможня установила, что фактический объем товара превышает указанный в ГТД на 3,02 куб. м.

По факту недекларирования части товара таможенный орган возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении и провел административное расследование.

Постановлением таможни общество привлечено к административной ответственности на основании части первой статьи 16.2 КоАП РФ.

Общество оспорило постановление таможни в арбитражный суд.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что таможня доказала совершение обществом административных правонарушений и правильно квалифицировала их по части первой статьи 16.2 КоАП РФ.

Кассационная коллегия согласилась с такими выводами суда и указала на следующее.

В соответствии с частью первой статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации () декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером по выбору декларанта.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 124 ТК РФ наряду с другими сведениями в таможенной декларации указывается количество товара (в килограммах или в других единицах измерения).

За недекларирование по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, частью первой статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Из материалов дела видно, что при расчете объема товара таможня использовала ГОСТ, указанные декларантом в ГТД.

Однако в таможенной декларации общество заявило только часть товара, а остальную часть товара не задекларировало. Следовательно, общество не выполнило требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению вывозимого товара в незаявленной его части, что составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью первой статьи 16.2 КоАП РФ.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2007 N А66-10208/2006 .)

Такие выводы суда кассационной инстанции нашли свое подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.04.2007 по делу N 13664/06 , который указал на то, что состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью первой статьи 16.2, образует незаявление таможенному органу всего товара либо его части, поэтому незаявление части однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, указание в таможенной декларации сведений только об одном товаре или представление к таможенному оформлению товара, отличного от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации, подлежит квалификации по части первой статьи 16.2 КоАП РФ.

5. Декларант не является субъектом административного правонарушения, квалифицируемого по части второй статьи 16.2 КоАП РФ, так как декларирование товаров производилось таможенным брокером.

Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни по делу об административном правонарушении о назначении ему административного наказания на основании части второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, требования общества удовлетворены.

Материалами дела установлено, что таможенный брокер подал от имени общества ГТД, согласно которой в таможенном режиме временного ввоза заявлен товар - трактор для лесного хозяйства (лесозаготовительная машина) харвестер "ЛОКОМО 990/755" с комплектом цепей противоскольжения и гусениц (код 8436 80 100 0 ТН ВЭД).

В ходе мероприятий таможенного контроля таможня посчитала, что входящие в комплект цепи противоскольжения и гусеницы классифицируются кодами соответственно 7315 20 000 0 и 7326 90 970 0 ТН ВЭД, что нашло свое отражение в решениях таможни.

Заявление в ГТД недостоверных сведений о коде товаров послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью второй статьи 16.2 КоАП РФ.

Признавая оспариваемое постановление таможенного органа незаконным, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что общество не является субъектом административной ответственности за недостоверное декларирование товара. В обоснование суды указали на то, что субъектом административного правонарушения, квалифицируемого по части второй статьи 16.2 КоАП РФ, является декларант или таможенный брокер (посредник). В данном случае декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером от имени декларанта, а следовательно, именно он заявил недостоверные сведения о коде товара.

Кассационная коллегия согласилась с такими выводами судов и указала на то, что к административной ответственности за недостоверное декларирование привлекается или декларант, или таможенный брокер в зависимости от того, кто производит декларирование.

Согласно материалам дела декларирование производилось таможенным брокером, на которого в силу части первой статьи 144 Таможенного кодекса Российской Федерации () возлагается обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим, включая подачу таможенной декларации. В данном случае общество не заявляло в ГТД каких-либо сведений, в связи с чем оно не является субъектом вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Постановлением суда кассационной инстанции судебные акты оставлены без изменения.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2006 N А56-6203/05 .)

Бухарцев С.Н., председатель судебного состава Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.

Набат И.В., помощник судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 16.2 КоАП РФ

Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (действующая редакция)

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 16.2 КоАП РФ

1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.

2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.

Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.

В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.

Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.

3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.

Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).

Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 56-АД17-12, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества судьей Находкинского городского суда Приморского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания...

  • +Еще...