Индустриальные страны в мировой экономике. Критерии, по которым определяются индустриальные страны

Самой могущественной из которых была первая индустриальная держава мира - Великобритания. Европейцы освоили почти весь мир, превратили остальные страны в колонии, рынки сбыта своих товаров.

К началу XX века число индустриальных стран увеличилось. При этом возрастающую роль в мировых делах начали играть неевропейские страны - США и вступившая на путь индустриального развития Япония.

В целом, из общей численности населения мира в 1680 млн. человек в индустриальных , индустриально-аграрных и аграрно-индустриальных странах в начале XX века проживало около 700 млн. человек. Около 600 млн. проживали в колониях (в том числе, примерно, 400 млн. - в британских).

Особое место занимала группа государств с общей численностью населения около 380 млн. человек, которые формально являлись независимыми, но фактически находились в положении полуколоний великих держав. К ним в начале века относились Китай, Персия (Иран), Турция, Сиам, Египет, Корея, ряд других. Признаками полуколонии выступали, как правило, принятие ее властями неравноправных условий торговли, предоставление особых привилегий иностранным гражданам, включая их неподсудность местным властям в случае совершения преступлений. Полуколониями становились страны, неспособные в силу военно-технической отсталости, слабости цен-тральной власти противостоять колониальным империям, но в то же время избежавшие полного завоевания. Это происходило из-за конкуренции индустриальных держав, создававших помехи друг другу, особого геополитического положения полуколоний, затруднявшего их завоевание.

§ 1. Индустриальные страны: Обострение противоречий

К началу XX века важнейшей характеристикой мирового развития стало не только увеличение числа индустриальных стран, но и разделение их на две группы, первой и второй волны модернизации, или органичного и догоняющего индустриального развития.

Страны первого эшелона индустриального развития .

Для этой группы стран, к которым относились Великобритания , Франция, США, а также ряд средних и небольших государств Европы (Бельгия, Голландия, государства Скандинавии), было характерно постепенное овладение индустриальным типом производства. Промышленный переворот, затем переход к Массовому, крупносерийному конвейерному производству происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. К их числу относились следующие.

Во-первых, зрелость товарно-денежных отношений, большая емкость внутреннего рынка, его готовность к поглощению больших объемов промышленной продукции.

Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое в первую очередь и подвергалось модернизации .

В-третьих, наличие многочисленного слоя неимущих, людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, а также - слоя предпринимателей, аккуму-лировавших капитал и готовых вложить его в производство.

Так, в Англии промышленный переворот начался в конце XVIII века. Тяжелая индустрия, ма-шиностроение, как самостоятельная отрасль, начали развиваться с 20-х гг. XIX века. Вслед за Англией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений благодаря притоку эмигрантов из Европы, обладающих ресурсами свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с плантационной системой земледелия южных штатов, основанной на рабстве, укрепившей единство внутреннего рынка страны. Франция , где традиционно существовало мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 г.

Страны второго эшелона модернизации .

Германия, Россия, Италия, Япония, Австро-Венгрия задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии, со старейшими в Европе традициями мануфактурного производства, уже сложившимися в XIX веке центрами промышленности, главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриального развития ускорились. В России, Японии, Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение докапиталистических отношений в деревне, различных форм личной зависимости крестьянства от землевладельцев, ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Стимул к преобразованиям в Германии и Италии исходил от правящих кругов, стремящихся к дальнейшему укреплению позиций своих государств на международной арене, мечтавших о создании обширных колониальных империй.

В России одной из причин перехода к реформам стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции.

В Японии модернизации предшествовала выявившая ее беззащитность угроза бомбардировки ее портов эскадрой американских кораблей адмирала Перри в 1854 г. Вынужденное принятие неравноправных условий торговли и отношений с иностранными державами означало превращение Японии в зависимую страну. Это вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате начавшейся революции Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором, вступила на путь реформ и индустриализации.

При большом многообразии стран второго эшелона индустриального развития выявился ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в период осуществления модернизации. Так, в 1913 г. в США государство распоряжалось лишь 9% валового национального продукта (ВНП), в то время как в Германии - 18%. Особая роль государства объяснялась следующим.

Во-первых, именно государство было главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были расширить сферу товарно-денежных отношений, сократить число малопроизводительных натуральных и полунатуральных хозяйств в деревне и тем самым обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования в растущей индустрии.

Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке ранее удовлетворялась за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства вынужденно прибегали к протекционизму, введению повышенных таможенных пошлин на импортную продукцию для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, при ограниченности внутренних ресурсов для модернизации, слабости отечествен-ного капитала государство непосредственно финансировало и организовывало строительство же-лезных дорог, создание фабрик и заводов. В России, а особенно в Германии, наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям. Типичным было создание смешанных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации в различных формах (прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов) была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше - в Германии и Италии.

Большинство стран, осуществлявших ускоренную модернизацию, не имело ей альтернативы, поскольку им угрожало превращение во второразрядные, зависимые государства. Так, Япония лишь в 1911 г. избавилась от всех навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие стран второго эшелона индустриализации было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Обострение противоречий мирового развития.

Одной из причин роста противоречий было увеличение числа индустриальных стран, поскольку промышленный капитал каждой из них стремился отвоевать себе место на национальном и мировом рынках. Даже когда Англия была основной «промышленной мастерской мира», в 1825, 1836, 1847 гг., она сталкивалась с кризисами перепроизводства. Все открытые ей рынки не могли поглотить произведенной ею продукции. В 1857 г. разразился первый общемировой промышленный кризис, поразивший не только Великобританию, но и другие страны, вступившие на путь индустриального развития. Между промышленным капиталом этих стран обострилась борьба за внешние рынки, от обладания которыми зависело благополучие становящихся индустриальными стран.

Емкость мировых рынков постепенно возрастала. Во-первых, это было связано с повышением уровня жизни в индустриальных странах (особенно емким и динамичным в начале века считался внутренний рынок США). Во-вторых, с эрозией натурального и полунатурального хозяйства колоний и зависимых стран, развитием на их территориях товарно-денежных отношений, что ускоряло формирование общемирового рынка, расширяло потребительский спрос. В то же время развитие мировых рынков постоянно отставало от возрастающих возможностей производства продукции, что обусловливало углубление экономических кризисов. Кризисом ознаменовалось на-ступление нового, XX, века. Сползание к кризису наметилось накануне первой мировой войны 1914-1918 гг.

Кризисы ускоряли концентрацию и централизацию капитала, содействовали разорению слабых и малоэффективных предприятий и, с этой точки зрения, способствовали повышению конкурентоспособности экономики. В то же время, вызывая рост безработицы, обострение социальных отношений, они создавали серьезные проблемы для индустриальных стран.

Наиболее болезненно социальные последствия кризисов сказывались в странах второго эшелона модернизации. В странах, позже остальных вступивших на путь капиталистического индустриального развития, социальные конфликты между трудом и капиталом сочетались с нерешенностью аграрного вопроса, продолжающейся борьбой крестьянства за завершение или более справедливое осуществление аграрной реформы. В странах же первого эшелона модернизации аграрный вопрос был так или иначе решен.

В государствах, где противоречия между предпринимателями и наемными работниками дали о себе знать еще в прошлом веке, обострялись постепенно, был накоплен опыт проведения гибкой социальной политики. Борьба трудящихся за улучшение условий труда и повышение зарплаты велась в рамках, определенных законом, на основе торга и компромиссов между профсоюзами и предпринимателями. При этом сохранение стабильности в обществе во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на снижение остроты социальных проблем. Там, где наемным работникам гарантировалось пенсионное обеспечение, вводилась система страхования от несчастных случаев, создавались приемлемые условия доступа к медицинскому обслуживанию, образованию и т.д., у трудящихся не возникало стимула к выражению социального протеста.

В странах второго эшелона модернизации государство не только не имело опыта и средств для решения социальных проблем, но и, неся большие расходы на поддержку отечественного производства, вынужденно шло на непопулярные меры, повышая налоги, изыскивая иные меры пополнения казны за счет населения.

Показательно, что именно Россия, располагавшая намного меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны, пережила в XX веке наибольшие потрясения. Так, производство национального дохода на душу населения в 1913 г. в России (в сопоставимых ценах 1980 г.) составляло лишь 350 долл., в то время как в Японии - 700 долл., в Германии, Франции и Великобритании - по 1700 долл., в США - 2325 долл.

Важнейшим источником решения внутренних проблем для стран первой волны модернизации, особенно Англии и Франции, были колониальные империи. Самую обширную в мире колониальную империю удалось создать Великобритании. В ее владениях проживало более четверти населения мира, их территория превысила площадь метрополии почти в 100 раз. Второй колониальной державой мира стала Франция, поставившая под свой контроль Северную и Экваториальную Африку, Индокитай.

Богатства, вывозившиеся из колоний, возможности монопольно распоряжаться их рынками, получая сверхприбыли, обогащали как правящую элиту, так и широкие слои населения метрополий. Бедняки, безработные, не находя работы в метрополиях, эмигрировали в колонии. Этому способствовали возникающие алмазные и золотые лихорадки, раздача земель на льготных условиях. Постоянный отток избыточной рабочей силы снижал уровень социальной напряженности. Колонии были стабильным, гарантированным рынком сбыта продукции, что отчасти смягчало остроту кризисов для метрополий.

Оборотной стороной процветания стала постоянная утечка капиталов. Высокий уровень жизни вел к удорожанию рабочей силы, что делало невыгодным вложение средств в экономику собственно метрополий. Для ее развития не было и стимулов, поскольку рынки колоний оказались не слишком требовательны к ассортименту и качеству продукции. Британские банкиры предпочитали вкладывать деньги в колонии, доминионы (колонии, населенные преимущественно выходцами из метрополии и получившие возможности самоуправления, Канада - в 1867 г., Австралия - в 1901 г., Новая Зеландия - в 1907 г.), а также в экономику США. Французский капитал вклады-вался в государственные займы тех стран, где можно было быстро получить высокие прибыли, в частности России.

Так, в экономике прежде наиболее развитых стран мира наметились тенденции к застою, она утратила динамизм, темпы ее роста замедлились. Напротив, у государств, не создавших обширных колониальных империй, таких, как Германия, США, Япония, большая часть капитала направлялась на развитие национальных экономик. Позднее вступив на путь индустриального развития, они оснащали создававшуюся промышленность самой передовой технологией, и это обеспечивало им преимущества в борьбе с конкурентами. Это обусловило возникновение несоответствия, противоречия между уровнями развития индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними.

Попытка решения этого противоречия в начале XX века в условиях, когда первичный раздел мира уже завершился, приняла форму борьбы за передел колоний, рынков сбыта товаров. Первой войной новой эпохи за передел мира была испано-американская (1898), в итоге которой США захватили у Испании Филиппины, острова Пуэрто-Рико и Гуам, предоставили Кубе независимость. Второй - англо-бурская (1899-1902), в результате которой Англия установила полный контроль над Югом Африки, захватив республики Трансвааль и Оранжевую, основанные выходцами из Голландии.

Наибольшую активность и агрессивность в колониальной политике в начале века проявляли Германия, Япония и Италия. По мере обострения конкурентной борьбы на мировых рынках активизировалась колониальная политика, усиливалось соперничество ведущих держав на мировой арене.

Возрастающую остроту стали приобретать противоречия между метрополиями и народами колониальных и зависимых стран. С развитием в этих странах товарно-денежных отношений, возникновением прослойки национальной буржуазии, интеллигенции, получившей европейское образование, усиливались движения протеста против колониального статуса. Антиколониальные движения нередко поддерживались извне странами, стремившимися к переделам мира, расширению собственных сфер влияния. Так, США накануне войны с Испанией проявляли солидарность с освободительным движением на Филиппинах и Кубе, что, однако, не помешало им после победы включить эти страны в орбиту собственного влияния. В Японии был популярен лозунг «Азия для азиатов», подразумевавший, что страны Азии должны освободиться от господства белых колонизаторов и войти в японскую сферу влияния.

Таблица 1 .
Изменение удельного веса ведущих индустриальных стран в мировом промышленном производстве, 1860-1913 гг.

Таблица 2.""
Численность населении колониальных владений (в млн. чел.), 1875-1914 гг.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные группы стран мира по уровню их индустриального развития в начале XX века. Какое место среди них занимала Россия?

2. Какие черты были присущи странам первого эшелона индустриализации?

3. Что отливало страны второго эшелона модернизации от наиболее развитых индустриальных государств?

Содержание
Введение……………………………………………… ……………………………………..3

    Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
    Основные направления экономической политики…………………………………..10
    Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12
    Заключение…………………………………………………… …………………………….26
    Схема………………………………………………………………… ……………………..27
    Список литературы………………………………… ………………………………………28
Введение:
Тесная взаимосвязь экономического развития и социального прогресса вызывает необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений развития стран мировой периферии, изменения их положения в глобальной экономической системе. Несмотря на своеобразие путей развития, отмечаются общие направления социально-экономических преобразований развивающихся стран.
Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития. Исходя из направленности основных долговременных целей в экономической стратегии развивающихся стран можно выделить два периода - период укрепления экономического суверенитета и ярко выраженных усилий по индустриализации хозяйств в 60 – 70-е годы и период открытой экономики, приспособления к потребностям ведущих западных стран в последующие два десятилетия.

1. Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы.
Укрепление хозяйственной независимости. После достижения независимости экономическая стратегия большинства бывших колоний была направлена на укрепление их самостоятельного положения в мире.
Развивающиеся страны стремились утвердить свой национальный суверенитет и внести существенные коррективы в развитие производительных сил, чтобы изменить свое зависимое положение в мировом хозяйстве. С этой целью проводились глубокие социально-экономические реформы, направленные на устранение препятствий в развитии производительных сил, экономическое пространство освобождалось от феодальных пережитков, усиливалось использование природных ресурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность иностранного капитала и подчиняющее его интересам национального развития. Принимались меры по аннулированию неравноправных договоров, ограничивавших национальный суверенитет.
В социальной области многие освободившиеся страны ставили цели более равномерного и справедливого распределения доходов, что предполагало на практике отказ от западных моделей «общества потребления», способность предотвратить концентрацию экономической власти в руках узкого слоя богатых.
Индустриализация - императив развития. Стратегическим средством ликвидации экономической отсталости стран мировой периферии выступает индустриализация. В узком смысле слова она является особой стадией формирования промышленной системы производительных сил. Ее содержание составляет перевод всего хозяйства на машинную технику, развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего отраслей, производящих средства производства, которые обеспечивают материально-технические условия расширенного воспроизводства на национальной основе.
Индустриализация способствует углублению общественного разделения труда, создавая материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства. Тем самым она обеспечивает постепенное складывание общего цикла воспроизводства и формирование единого внутреннего рынка. Конкурентный механизм выравнивает индивидуальные стоимости товаров с рыночными. Экономическим ориентиром для производителей постепенно становятся общественные народнохозяйственные стоимости, а не индивидуальные и локальные.
Индустриализация в развивающихся странах ведет к быстрому повышению уровня экономического развития. Машинное производство отличается наиболее высокой производительностью труда. При низкой стоимости рабочей силы повышение производительности труда воплощается в большей норме и массе прибыли. В свою очередь это вызывает быстрое увеличение национального дохода. Даже при неизменных пропорциях его распределения на фонды потребления и накопления индустриализация позволяет поднять уровень и потребления и накопления. В конечном итоге оба эти фактора усиливают весь процесс общественного развития и создают потенциальную возможность для трансформации традиционной структуры экономики.
Докапиталистические производственные отношения ограничивают рост платежеспособного спроса населения, консервируют материально-вещественную структуру спроса. Развитие промышленности способствует расширению производственного и потребительского спроса.
Индустриализация, развитие обрабатывающей промышленности явились императивом для развивающихся стран. С начала 50-х годов на мировых рынках началось постепенное изменение паритета цен в пользу готовых изделий. Данное обстоятельство привело к тому, что с каждым годом для закупки тех же изделий требовался экспорт все большего количества сырьевых товаров. Повышение цен на готовые изделия на внутренних рынках способствовало постепенному перераспределению капиталовложений в пользу промышленности. Сокращение и стагнация экспортной выручки уменьшали возможности импорта и вели к возникновению хронического дефицита на внутреннем рынке. В таких условиях строительство предприятий по выпуску дефицитных изделий представлялось наиболее доступным выходом из создавшегося положения.
Индустриализация на начальном этапе своего развития не вызывает резких социальных сдвигов. Развитие обрабатывающей промышленности непосредственно не затрагивало интересы землевладельцев, давая им возможность приспособиться к меняющейся обстановке. Она способствовала их переходу к рыночным методам деятельности в самом сельском хозяйстве. Кроме того, индустриализация предоставляла большие возможности прибыльного использования своих доходов в других отраслях экономики.
Необходимыми условиями индустриализации являются макроэкономические стимулы для перелива капитала в промышленность, средства для финансирования развития промышленности, продовольствие для обеспечения дополнительной рабочей силы, наличие рынков сбыта промышленной продукции.
Осуществление индустриализации требовало развертывание массовой системы образования и здравоохранения, развитие транспорта и связи. Эти цели также были выдвинуты в качестве приоритетных направлений развития.
Индустриализация во второй половине XX в. имела свои особенности. В развивающихся странах она происходила и происходит в условиях развития в мировом хозяйстве НТР. Наслаивание научно-технической революции на промышленный переворот осложнило положение развивающихся стран. Вместо поэтапной перестройки отдельных отраслей экономики все основные отрасли должны модернизироваться практически одновременно, требуя огромных усилий от стран мировой периферии. Возможности несбалансированного роста в развивающихся странах значительно ниже, чем в западных на этапе промышленной революции. Они не имеют таких источников накопления, как западные страны во время колониальных захватов.
В ходе осуществления индустриализации в начале 60-х годов получили распространение концепции эндогенного развития, «нового внутреннего порядка». Их характерная черта - сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних ресурсов применительно к специфическим условиям отдельных стран.
Идеи максимального использования имевшихся возможностей развития с начала 70-х годов оформились в виде концепции «опоры на собственные силы». Концепция предусматривала проведение твердой политики в организации собственного социально-экономического развития. Это требовало изменения хозяйственных приоритетов - вместо обслуживания интересов бывших метрополий или мирового рынка преимущественное удовлетворение основных нужд местного населения. В связи с огромными масштабами нищеты и голода, доставшимися в наследство от колониального прошлого, были выдвинуты положения об удовлетворении основных нужд.
Целью индустриализации, проводимой в соответствии со стратегией «опоры на собственные силы», становилось создание отраслей, способных обеспечить основные внутренние потребности. Ряд сторонников данной концепции предлагали решать проблемы внутреннего рынка, повышения производительности на путях разрыва с «богатым Севером», хозяйственного обособления развивающихся стран, но в целом считали необходимым развивать внешнеэкономические связи в соответствии с потребностями национальных экономик.
Замещение импорта - форма индустриализации. Среди разнообразия моделей можно выделить два типа развития, реализованные в развивающихся странах. Одна из этих моделей ориентировалась на потребности внутренних рынков с целью создания самодостаточной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало существенное ограничение или даже вытеснение иностранного капитала.
Слабость национальной буржуазии, необходимость коренных преобразований социально-экономической структуры, форсированная индустриализация требовали ограничения стихии рыночного механизма, значительного расширения государственного регулирования и развития государственного предпринимательства. Активизация деятельности государства вела, в частности, к торможению стихийно-рыночных тенденций, к развитию государственного капитала. Эти тенденции в ряде стран концептуально выразились в виде идей о некапиталистическом развитии.
На функционально-экономическом уровне стратегия самодостаточности выразилась в политике импортозамещения, когда национальная экономика является основой для регулирования и принятия решений. Исходили из того, что внешняя торговля играет небольшую и, возможно, подчиненную роль в экономическом развитии. Темпы роста внешней торговли длительное время понижались - с 3,5% в год за 1850- 1913 гг. до 0,5% за 1913-1948 гг. Наряду со снижением международных цен на сырьевые товары это давало основание не относиться к внешней торговле как к источнику экономического роста. Кроме того, создание обрабатывающей промышленности в отсталых хозяйствах требовало импорта машин и оборудования. Для недопущения резких дисбалансов нужно было ограничить и заместить импорт товаров потребительского назначения, которые преобладали на рынках большинства стран ко времени достижения независимости. Замещение импорта в свое время в той или иной форме, за исключением Британии, переживали ныне индустриально развитые страны Запада.
Импортозамещение было почти повсеместно принято в качестве основного направления индустриального развития с начала 50-х годов. В тот период становление обрабатывающей промышленности могло происходить на основе переработки сырья. Но тенденция к понижению цен на сырье делала подобное развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высокой технологии было не по силам большинству стран. Курс на замену импорта промышленных изделий местным производством сопровождался защитой национальной промышленности от воздействия мирового рынка. Импортозамещение представляло собой начальный этап индустриализации. В первое время, когда обычно замещался импорт потребительских товаров, оно способствовало значительной диверсификации хозяйственной структуры развивающихся стран, самообеспеченности по многим видам товаров, формированию местных рабочих и технических кадров. Для ряда стран Азии этот этап закончился к концу 60-х годов, Африки - к середине 70-х. В ряде стран замещение импорта сопровождалось соответствующими аграрными преобразованиями, которые устраняли препятствия на пути перехода сельского хозяйства к современным формам социально-экономической организации, обеспечили приток в промышленность дешевой рабочей силы.
Ориентация на экспорт и изменение предпринимательской роли государства. Замена импорта потребительских товаров их внутренним производством, создание отраслей тяжелой промышленности в определенных пределах содействовали строительству независимой самостоятельной экономики.
Вместе с тем процесс импортозамещения имеет свои пределы. Опыт ряда стран показал, что замещение импорта на этапе создания собственного производства машин и оборудования, когда требовались крупные капиталовложения, создавало проблемы для экономики. Обеспечивая экономию иностранной валюты, увеличивая возможности накопления, оно в то же время ориентировано в основном на внутренний рынок, объем которого часто ограничен весьма узкими рамками платежеспособного спроса. Низкая покупательная способность населения ограничивает возможности современного производства и тормозит дальнейший прогресс производительных сил. Импортозамещение порождает дополнительный спрос на продукцию производственного назначения, полуфабрикаты, вспомогательные материалы. При ограниченности капиталов это ведет к увеличению импорта.
Часть обрабатывающей промышленности могла функционировать лишь благодаря ограничениям конкурирующего импорта, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям. Хозяйственная отдача обрабатывающих предприятий нередко оказывалась низкой, производимая продукция уступала по качеству аналогичным импортным изделиям.
Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в 70-е годы способствовали развитию в развивающихся странах материало- и энергоемких отраслей (химии, металлургии). Это потребовало резкого расширения ввоза машин и оборудования, так как предприятия этих отраслей отличаются крупными размерами, нуждаются в значительной производственной инфраструктуре. В свою очередь поддержание и развитие материальной базы этих отраслей потребовало существенного увеличения экспорта их продукции. В малых и средних странах низкая емкость внутренних рынков препятствовала диверсификации производства. В них импульсы замещения импорта быстро затухали, поскольку наступали исчерпание платежеспособного спроса и насыщение внутренних рынков. Именно малые страны первыми стали переходить к наращиванию экспортного производства в конце 60-х годов.
Стратегия возрастающего участия в международном разделении труда, в частности в странах Восточной Азии, получила обоснование в теории «летящей стаи гусей» или «догоняющего жизненного цикла продукта». Последовательность и взаимосвязь роста импорта, производства и экспорта были отмечены японским экономистом К. Акамацу в 1943 г. в статистическом исследовании данных о торговле и производстве в отраслях японской промышленности. В 1973 г. К. Кодзима развил концепцию К. Акамацу, назвав ее «догоняющий жизненный цикл продукта».
Переход к политике экспортной ориентации позволяет осуществлять производство определенных видов промышленной продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем внешних поступлений. Это вторая модель развития, которая базируется на активном взаимодействии с иностранным капиталом и формирует экономику открытого типа. Она требует создания необходимых отраслей инфраструктуры, привлечения иностранной технологии. В социально-политическом плане в переходе к экспортной ориентации от замещения импорта воплотился компромисс трех сил - национальной буржуазии, государства и иностранного капитала. Ни одна из них не могла самостоятельно осуществить перестройку хозяйства и соответственно ответить на широкий социальный вызов развития.
Изменения в экономической стратегии связаны не только с усилившейся интернационализацией, воздействием долгового кризиса и международным давлением. Корни изменений лежат также в сдвигах в социальной структуре развивающихся стран в последние десятилетия.
Попытки изменить положение экспортеров в национальной экономике, повысить конкурентоспособность обрабатывающей промышленности дали в большинстве стран ограниченный эффект. Экспортные операции нередко менее прибыльны, чем поставки на внутренний рынок. Поставщики вынуждены были все чаще обращаться к внешним источникам финансирования. Поэтому в промышленной политике различных групп стран были существенные различия как по содержанию этапов, так и по срокам их осуществления.
В крупных развивающихся странах экспорт готовых изделий имеет пределы как стимулятор экономического роста. Так, увеличение вывоза готовых изделий на 1% обеспечивает прирост ВВП на Тайване на 0,15%, тогда как в Индии - на 0,08, в Бразилии - на 0,01%. Поэтому увеличение экспорта в крупных странах служит не столько источником экономического роста, сколько инструментом устранения диспропорций и улучшения технологической структуры. Страны, которые опирались на экспорт ископаемого и сельскохозяйственного сырья, также дольше следовали стратегии замещения импорта. Другие страны, не располагая крупными запасами сырья и находившиеся в сфере интересов Запада, с помощью иностранного капитала смогли вписаться в международное разделение труда, что способствовало формированию современного хозяйственного механизма и более полному использованию их экономических ресурсов. Отчетливо это проявилось в небольшой группе стран.
2. Основные направления экономической политики
После завоевания политической независимости в экономической политике развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста и обеспечение необходимых для этого внутренних и внешних условий.
Ускорение экономического роста. Древнейшие страны и народы, в жизни которых до этого столетия ничего не менялось, следовали лозунгу «Нам следует бежать, пока остальной мир может идти шагом». Концепция догоняющего развития предусматривает формирование экономического роста путем увеличения национального дохода и повышения нормы и массы накопления, замещения импорта и обеспечения притока иностранного капитала.
Отличительной чертой концепции догоняющего развития была недооценка социальных проблем, сопутствующих экономическому росту. Предполагалось, что темпы развития экономики неизбежно приведут к расширению занятости, повышению уровня жизни всех, в том числе беднейших слоев населения.
Теоретическим обоснованием модели ускоренного экономического развития послужила неокейнсианская школа. Большой вклад в разработку концепций догоняющего развития внесли работы У. Ростоу, П. Розенштейн-Родана, Р. Нурксе и др.
На потребности быстрого промышленного развития был ориентирован хозяйственный механизм. Государство воздействовало на промышленное развитие путем ограничительных и поощрительных мер, причем поощрительные меры преобладали над ограничительными. Они включали расширение поставок средств производства, технического опыта, производственного и снабженческо-сбытового кредита, развитие системы государственных закупок, регулирование налогообложения.
Укрепление национального предпринимательства. Одним из направлений экономической политики освободившихся стран являлась национализация иностранной собственности. Только с 1960 по 1974 гг. в 62 развивающихся странах произошло 875 случаев национализации иностранных предприятий, главным образом горнодобывающих и плантационных. Основная волна национализации пришлась на 70-е годы. Национализация, ликвидация концессионной формы предпринимательства и экстерриториальности иностранных компаний, ограничение непосредственной эксплуатации природных и людских ресурсов означали крушение внеэкономических методов эксплуатации, относительный переход к экономической эксплуатации этой подсистемы. Следует при этом отметить, что огосударствление предприятий часто не означало полного разрыва с компаниями западных стран.
Внешнеэкономическая политика подавляющего большинства государств была направлена на стимулирование национального производства и ограждение внутренних рынков от конкуренции. Огромный разрыв в уровнях экономического развития с промышленно развитыми странами вызвал необходимость проведения гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых хозяйственных структур. В частности, валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что позволяло национальным предприятиям приобретать необходимое оборудование за рубежом по заниженным ценам. Но подобная практика одновременно сдерживала развитие экспорта.
Новый международный экономический порядок. Одной из особенностей развития политического процесса было преобладание различных форм коллективных действий при выработке экономической политики с целью определения совместной линии по укреплению развивающихся стран в мировой экономической системе - идея коллективной опоры на собственные силы. Продолжением этой тенденции было выдвижение в начале 70-х годов комплексных программ изменения характера мирохозяйственных связей и создания новой структуры международных экономических отношений. Новый международный экономический порядок должен был устранить экономическое неравенство, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами.
Отдельные элементы этой концепции содержались в работах известных западных экономистов Г. Мюрдаля, Г. Зингера, С. Делла. В частности, Г. Мюрдаль поддерживал протекционистские меры развивающихся стран, полагая, что без такой защиты они не смогут эффективно развивать производительные силы. «Экономическое развитие, предоставленное самому себе, является процессом циклической и кумулятивной обусловленности, имеющим тенденцию благоприятствовать тем, кто уже обеспечен, и даже препятствовать усилиям тех, кто живет в менее развитых районах», - отмечал он.
В качестве одного из ключевых вопросов программы переустройства системы мирохозяйственных связей были выдвинуты положения о восстановлении равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта освободившихся стран, а также улучшение условий доступа развивающихся стран к передовой технике и технологии, перераспределения национальных доходов между двумя подсистемами мирового хозяйства. Усилия развивающихся стран поддерживались социалистическими государствами.
Тенденция к региональной интеграции. Особое значение придавалось хозяйственным аспектам сотрудничества между самими развивающимися странами. Оно выражалось в тенденции к интеграции их национальных хозяйств на региональном уровне. В отличие от интеграции развитых капиталистических стран тесное экономическое сотрудничество развивающихся государств не подготовлено в достаточной степени предшествующим развитием производительных сил, а вызывалось потребностями ликвидации технико-экономической отсталости, возможностью использовать экономию на масштабах производства.
Данная концепция дополнялась предложениями о создании за счет государственных средств крупных совместных предприятий развивающихся стран, которые могли бы конкурировать на внешних рынках. Однако подобные планы слабо претворялись в жизнь и не оказали значительного влияния на расширение торговли и ускорение экономического роста. Слабость молодой промышленности не способствовала достижению первоначальных целей. Причины относительно слабой интеграции развивающихся стран связаны также с присутствием иностранного капитала во многих отраслях их хозяйств. Направление внешнеэкономических связей испытывает мощное воздействие интересов западных стран.
3. Подробный анализ стран в 50-70 годы
В экономической литературе 50-е гг. обычно называют “серебряными”, а 60-е – “золотыми”, что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:
Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого "наверстывания".
"Наверстывание" – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.
Содержание стратегии “навёрстывания”.
1. Стимулирование спроса:
· увеличение уровня потребления населения;
· нехватка квалифицированной рабочей силы;
· принятие социальных программ.
2. Стимулирование предложения:
· резерв рабочей силы в традиционных отраслях;
· структурная перестройка;
· рост вложенных инвестиций;
· увеличение производительности труда.
Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно- технической революции.
НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.
НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.
Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство. Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте "индустрии знаний".
Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.
Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.
Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой "одышки" или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.
Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.
В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953-1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.
и т.д.................

Тема 24. Новые индустриальные страны: региональные особенности развития.

Новые индустриальные страны (НИС) – группа развивающихся стран, достигших значительных успехов в индустриализации, в создании отдельных наукоемких производств, активно включающихся в международное разделение труда и международную торговлю, развивающих экспортно-ориентированное производство промышленной продукции и сектор услуг.

К группе НИС в настоящее время относят 8 стран: Малайзию, Индонезию, Таиланд и Филлипины (в Юго-Восточной Азии) и Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили (в Латинской Америке).

Выход НИС на передовые позиции в темпах экономического роста правомерно связывают с их последовательной индустриализацией.

Индустриализацию в НИС можно условно разделить на три этапа: первый (50-е – середина 60-х годов) – развитие импортозамещающих отраслей; второй (середина 60-х – начало 80-х годов) – создание экспортного потенциала; третий (80-е – 90-е годы) – развитие наукоемких отраслей. Вместе с тем в азиатских и латиноамериканских НИС эти этапы имели разные временные рамки.

На первом этапе были созданы отрасли легкой промышленности, призванные в условиях нехватки иностранной валюты насытить внутренний рынок.

На втором этапе создание и развитие отраслей промышленности, ориентированных на внешний рынок, во многом было обусловлено активным перемещением в НИС из развитых капиталистических стран трудоемких и материалоемких производств. В НИС постепенно формировалась стабильная экономическая структура, способная быстро адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре мирового капиталистического хозяйства.

На третьем этапе наиболее динамично начинают развиваться наукоемкие отрасли промышленности: химическая, металлообрабатывающая, электронная, электротехническая. Характерной чертой этого этапа является рост государственных и частных ассигнований на НИОКР. Постоянно происходит определенная переориентация с выпуска массовой потребительской продукции на наукоемкие отрасли.

Экономическое развитие НИС на всех этапах индустриализации проходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран.

Во всех рассматриваемых странах важнейшим субъектом преобразований выступало государство, которое в рамках структурной политики решало многообразные задачи, и среди них основные:

    целесообразность развития отдельных отраслей и производств;

    последовательность осуществления структурных преобразований;

    контроль за затратами и результатами.

Региональные группы НИС имеют особенности геополитического, социально-экономического и культурного порядка.

В Юго-Восточной Азии после второй мировой войны активно шли процессы освобождения от английского колониального господства. В 1945 г. была провозглашена Республика Индонезия; в 1946 г. независимыми от США стали Филлипины; в 1948 г. независимой стала Бирма. Продолжительная конфронтация с Англией закончилась предоставлением Малайзии независимости 31 августа 1957 года. В 1963 году по инициативе Малайзии была создана Малазийская Федерация в составе Малайи, Сингапура, Серавака, Северного Борнео. В 1959 году Сингапур добился самоуправления в рамках Британского Содружества, а в 1965 году стал независимым государством. Одновременно «холодная война» в регионе между капиталистической и социалистической системами привели к расколу прежде единых государств – Кореи (в ходе войны между Севером и Югом в 1950 – 1953 гг.) на КНДР и Южную Корею, Китая (1947-1949 гг.) на КНР и Тайвань. В аренде на 99 лет у Англии оставался Сянган (Гонконг) по договору от 1898 года. В 1951 г. Португалия провозгласила Аомынь (Макао) своей «заморской провинцией» с широкой финансовой, экономической и административной автономией. Вместе с тем, капитулировавший вместе с Японией её союзник Таиланд, пережив с 1947 года несколько военных переворотов смог избавиться от американского военного присутствия только в 1976 году.

В 1950-е годы вслед за деколонизацией в странах региона началось реформирование отсталого монокультурного (производство риса) сельского хозяйства. Происходила конфискация крупных земельных владений, раздел земли, высвобождение многочисленной дешевой рабочей силы. Реформа сельского хозяйства стала серьезной предпосылкой для индустриализации, а ее базой во многих странах региона следует считать первоначально крайне отсталое текстильное производство.

Накопление средств для индустриализации за счет сельского хозяйства стимулировалось довольно успешными аграрными реформами, проводившимися отчасти на средства США, ищущих геополитических выгод в ЮВА. Такие реформы были проведены в 1949-1953 гг. на Тайване, в 1949-1952 гг. в Республике Южная Корея, в 1972 г. на Филлипинах, в 1975 г. в Таиланде.

Проводимые аграрные реформы имели своим результатом пополнение государственного бюджета, продуктивное совершенствование форм земельной собственности, индустриализацию сельского хозяйства, диверсификацию сельскохозяйственного производства, преодоление монокультурности, разукрупнение сельского производства, ослабление проблемы аграрного перенаселения.

На Тайване, например, постепенно шел процесс перехода от крупного государственного и частного землевладения к системе более продуктивного для ЮВА мелкого семейного землевладения. Выкуп, направляемый крупным земельным собственникам, не превышал стоимости урожая за 2,5 года, при этом 70% стоимости земли крупный землевладелец получал рисом, а 30% - акциями государственных промышленных предприятий.

На начальной стадии индустриализации происходил перелив ресурсов в промышленность различными способами: так, на Тайване это был экспорт государством сельскохозяйственной продукции, перевод денежных накоплений фермеров в промышленность через кредитно-финансовую систему, «скрытый рисовый налог». Однако к концу 50-х гг. на Тайване и в Южной Корее, а к началу 70-х гг. и в Малайзии, Таиланде и на Филлипинах эффективность импортозамещения резко снизилась, поскольку структурные преобразования здесь, - ориентированные на внутренний рынок, - столкнулись с ростом противоречий воспроизводства. Усилилась инфляция, возросли безработица и масштабы бедности.

Начало 70-х годов отмечается появлением государственных программ и планов с усиленной социальной ориентацией: «Нового порядка» в Индонезии; «Нового общества» на Филлипинах; «Новой экономической политики» в Малайзии. Одновременно в большинстве азиатских стран в этот период происходит переориентация от трудоемких производств на капиталоемкие. Приоритетными отраслями в промышленной политике государств ЮВА последовательно становятся: текстильное и стекольное производство (50-е гг.); производство цемента, минеральных удобрений, переработка нефти, сталелитейная промышленность, производство синтетических тканей (60-е гг.); судостроение, производство инвестиционных товаров и предметов длительного пользования (оборудование, автомобили и т.д.) (70-е гг.).

Причинами последних изменений стали: увеличение спроса на оборудование, рост цен на нефтепродукты, возможность использовать прямые инвестиции ТНК и поставляемые ими современные технологии.

Благодаря «заинтересованной» помощи базирующихся в США ТНК и выверенной (по приоритетам и расходам) политике государственного регулирования экономического развития уже в 80-е гг. в экспорте Тайваня преобладала промышленная продукция (около 90%). В 1989 г. доля обрабатывающей промышленности в ВВП Тайваня составила 45,4%; Южной Кореи – 45,2%; Гонконга – 28,2%.

Важную роль в промышленной стратегии азиатских стран в 80-е гг. играло совершенствование НИОКР. В короткие сроки были созданы сети НИИ, вузов, лабораторий по прикладным проблемам. Основными отраслями в этот период становятся электротехника, телекоммуникации, информатика (80-е гг.); производство новых материалов и технологий, изделий аэрокосмической промышленности (90-е гг.).

Расходы на НИОКР в Южной Корее за 1960 – 1980 гг. увеличилось с 0,25% до 0,58% от ВВП, к 1991 г. эта доля составила 2,5% и в 1995 г. достигла 3%, что находится на уровне ведущих западных стран.

Для ТНК в таких условиях становится выгодным перенесение производства продукции в НИС на этапе НИОКР из-за высокой научной квалификации работников, сохранения высокой доли накопления, которая может быть использована для расширения инвестиций. Кроме того, емкость внутреннего рынка НИС по сравнению с 70-ми годами увеличилась в несколько раз, возросла и покупательная способность населения.

Начиная с 70-х гг. широкое распространение получили так называемые «новые формы инвестирования». К ним относятся смешанное предпринимательство и различные формы финансирования, сопровождающего услуги по передаче технологий (предоставление права использования собственности, оказание управленческих и консультационных услуг, техническое содействие, связанное со строительством, поставками и монтажом оборудования).

В соответствии с избранным курсом на либерализацию инвестиционных режимов НИС пошли на заметное ослабление ограничений в области регламентации деятельности иностранных компаний. Практически везде была заметно увеличена предельная норма иностранного участия в акционерном капитале, а в приоритетных областях – высокотехнологичных и ориентированных на экспорт – она достигла 100%. В ЮВА поощрение притока инвестиций проводилось предоставлением особого статуса «пионера» (нового предприятия), в соответствии с которым вводился льготный режим налогообложения доходов компании. В частности, в Сингапуре освобождалось от налогов 40% доходов компании.

Начиная с 70-х гг. появилась также возможность пользования кредитами зарубежных банков.

Активное использование заемных средств и выросшие масштабы иностранных инвестиций с неизбежностью поставили многие страны азиатско-тихоокеанского региона перед проблемой дефицита платежных балансов. У Индонезии, Филиппин и Таиланда при этом сократились золотовалютные резервы, возникли проблемы жесткой экономии валюты. С другой стороны, Тайвань во второй половине 80-х гг. стал одним из самых богатых государств мира.

Перегрев ускоренного экономического развития в ряде случаев сопровождался синдромом «экономики пузыря», т.е. уходом финансовых средств в сферу спекуляций на рынках ценных бумаг и недвижимости, ростом просроченных и необеспеченных внутренних долговых обязательств, снижением экспорта и ростом дефицита торгового и платежного балансов. В условиях чрезмерного притока иностранных инвестиций на фондовые рынки и перенасыщения займами на выгодных финансовых условиях (уже не соответствовавших реальным экспортным возможностям) последовавшая в 1997 г. «коррекция рынков» была неизбежной. После потрясений на биржах Нью-Йорка и Гонконга 23-27 октября 1997 г. (снижение фондовых индексов на 12-13%) за состоянием неустойчивости последовало падение – массовый уход инвесторов с «молодых» рынков в более надежные старые. Процесс сопровождался банкротством ряда промышленных предприятий и банков.

Самая крупная страна ЮВА Индонезия стала крупнейшим должником с внешним долгом в 125 млрд. долл. В 1998 году валютно-финансовый кризис здесь вступил в новую стадию ввиду невозможности обслуживания внешнего долга частного сектора (73 млрд. долл.). В итоге оказалась подорванной финансовая устойчивость реального сектора экономики, ВВП сократился на 16%, курс рупии скачкообразно менялся, резко ухудшилось материальное положение основных групп населения.

В таких условиях были приняты меры по оздоровлению банковской системы, ее реструктуризации. Особое внимание в условиях коррумпированности управленческого аппарата уделялось мерам по доведению финансовых средств, выделяемых на оздоровление экономики, до конкретных получателей.

В Малайзии причинами полномасштабного экономического кризиса стали: снижение уровня частных и государственных инвестиций, падение внутреннего производства и спроса, ограничение востребованности продукции передовых отраслей на внешнем рынке ввиду усиления конкуренции со стороны Японии и Южной Кореи. Ответом на это стало ужесточение валютного регулирования и введение фиксированного курса национальной валюты к доллару.

Таиланд, меньше всего пострадавший в ходе кризиса благодаря оперативно разработанной антикризисной программе («план Миядзава»), также имеет внутренние и внешние долговые обязательства общим объемом 200% ВВП. Антикризисная программа предусматривала существенное улучшение условий деятельности иностранных инвесторов (отмена ограничений на покупку земли, создание производственных мощностей; упрощение контроля за банками и финансовыми компаниями); структурную перестройку в экономике (обеспечение финансовых потребностей сеьского хозяйства, сдвиги в пользу перспективных отраслей машиностроения, проведение образовательной реформы).

Реальные результаты антикризисных мер в странах ЮВА неоднозначны. Девальвация местных валют привела к удешевлению экспортных товаров стран ЮВА и соответственно повышенного спроса на них на внешних рынках, стимулировала скупку иностранными партнерами подешевевших и разрешенных к продаже активов, в том числе и банков. Эти меры способствовали временному улучшению текущих платежных балансов. Но достигнутый таким путем приток внешних ресурсов использовался в основном для стимулирования продукции внутреннего потребления, покупок импортных товаров. В целом эффект девальвации не стал действенным фактором устранения последствий кризиса путем улучшения качества продукции через дополнительные инвестиции.

В целом азиатская модель НИС, демонстрировавшая на протяжении нескольких десятилетий свои преимущества, имеет и существенные ограничения.

Во-первых, декларируемые действия «государства развития» не совпадали с реальностью: во многих случаях государство перехватывало права гражданского общества и тогда торговля и индустриальная элита попадали под руководство государства. Это приводило к возникновению неэффективного кланово-олигархического капитализма. Доля госсектора в азиатских странах НИС за период с 50 – 60-х гг. неуклонно нарастала. Это отразилось в перекосах в тенденции концентрации производства и капитала. Возникшие в ходе индустриализации в Южной Корее предприятия-конгломераты (чоболы) превысили к середине 90-х гг. разумные пределы диверсификации производства, что привело к утрате эффекта от масштаба производства, распылению финансовых средств, утрате конкурентных преимуществ, развалу и банкроству предприятий. В Индонезии 30% частного долга, образовавшегося после кризиса 1997-1998 гг. падали на 20 крупнейших финансово-промышленных групп, пользующихся покровительством правящего клана Сухарто и огосударствлением основных отраслей в стране.

Вместе с тем государство уделяло недостаточное внимание развитию традиционного для региона семейного малого бизнеса, образующего развитые сети.

Наибольшего развития сфера малого бизнеса получила на Тайване, где отношения с государственными организациями поддержки строятся строго на принципе добровольности. Финансовая и организационная помощь малым и средним предприятиям направлялась через созданные в середине 70-х гг. Банк малого бизнеса, Кредитно-гарантийный фонд малого и среднего бизнеса, Центр помощи малому бизнесу.

Медленное развитие малого бизнеса в Индонезии и на Филиппинах можно отчасти объяснить высокими издержками производства. Мелкое производство в этих странах присутствует в основном в отраслях, тесно связанных с сельским хозяйством, изготовлением предметов личного потребления и использованием традиционной техники.

Тем не менее в 70 – 80-е гг. в азиатских государствах произошел существенный рост общей численности мелких предприятий и их продуктивности: доля в экспорте малых предприятий Гонконга составила 60%, Таиланда 35%. Этому процессу способствовала децентрализация производства, широкое распространение системы субподрядов. Мелкие предприятия создавались также при содействии международных компаний, которые поставляли им сырье и материалы и организовывали сбыт произведенной продукции.

Во-вторых, экспортная ориентация экономики может завести в тупик при отсутствии спроса на внешнем рынке и узости внутреннего рынка, при массовом заимствовании иностранного капитала без должной отдачи. Национальная экономическая, да и политическая стабильность в таком случае становится слишком зависимой от действий внешних факторов.

К примеру, экспортная направленность и зависимость от конъюнктуры мировых рынков вынудили пострадавшие от кризиса 1997-1998 гг. азиатские НИС принять жесткие условия предоставления помощи МВФ, которые в итоге сводились к следующему:

    реорганизации всех секторов финансовой системы, с существенным сокращением государственного финансирования инвестиционных проектов и убыточных предприятий;

    использованию широкого арсенала средств рестриктивной денежной политики, включающей повышение ставки рефинансирования, норм обязательного банковского резервирования, выкупа просроченной задолженности (неплатежей) и ее реструктуризации во внутренний государственный долг, использование гибкой валютной политики (свободно плавающий курс);

    проведение активной демонополизации и приватизации.

В отдельных пунктах предложенные меры подвергают сомнению проводимые в азиатских НИС мероприятия государственного регулирования и дают дополнительные возможности для действия ТНК на поле национального капитала.

В-третьих, порочно целеполагание азиатской модели развития НИС, делающей упор на финансирование темпов экономического роста любой ценой. При этом оставляются в стороне от рассмотрения внутренние источники роста.

Кроме того, при несомненных успехах, азиатские НИС не сумелм преодолеть разрыв в уровне научно-технического и технологического развития, отделяющий их от промышленно развитых западных стран. А это означает, что успехи НИС ЮВА в значительной степени связаны с действием экстенсивных факторов роста к концу 90-х гг. уже исчерпавших себя. Например, при производительности труда, несколько отстающей от индустриально развитых стран, интенсивность труда в азиатских странах очень высока. Так, продолжительность рабочей недели в Южной Корее составляла 47-50 часов против 38-40 в западных странах. Кроме того, стремясь сократить этот разрыв в производительности труда, азиатские НИС увеличивали норму производственного накопления: в Сингапуре она составляет от 20 до 40%, тогда как в промышленно развитых странах колеблется в пределах 13 – 15%.

В целом экономика этого наиболее динамично развивающегося региона на рубеже веков вступила в своеобразный переходный период, характеризующийся попытками занять оптимальную нишу в международном разделении труда.

Среди азиатских НИС следует выделить две группы: страны-«тигры» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Ю.Корея) и страны-«драконы» (Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филлипины). Первые уже достигли основных стандартов западных экономик, вторые быстро к ним приближаются и являются сейчкас «истинными» азиатскими НИС. По классификации У. Ростоу Индонезия и Филлипины находятся на третьей, а Малайзия и Таиланд на четвертой стадиях роста, по определению же М.Портера ступень их нахождения – это стадия, движимая инвестициями.

Латиноамериканские НИС (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили) имеют в основе своего развития не только избыточные трудовые ресурсы, но и масштабную добывающую промышленность. Дело в том, что крупнейшие страны континента «наделены» значительными и разнообразными полезными ископаемыми: в Бразилии имеется уникальный комплекс минеральных ресурсов (около 50 видов), Чили – крупнейший мировой производитель меди.

Однако серьезные сдвиги в экономике региона начали происходить с переходом в 50-е гг. ХХ в. к импортозамещающей модели стратегии индустриализации.

Ее характерными чертами стали6

    наращивание производства в отраслях тяжелой промышленности;

    увеличение экспорта сырья;

    практическое осуществление протекционизма с целью защиты местных производителей: импорт инвестиционных товаров для промышленности субсидировался государством, а на импорт товаров потребительского назначения были введены высокие таможенные пошлины.

Подобная стратегия развития в 1950 – 1970-е гг. давала странам региона темпы роста 5 – 6 % в год.

Тем не менее, уже к концу 60-х гг. стали заметны серьезные ограничения модели «импортозамещающей индустриализации» в виде: отсутствия отечественного производства промышленных товаров, оставшегося без изменения уровня квалификации рабочей силы, нарастающей проблемы безработицы.

В 1970-е гг. для продолжения экономического роста страны региона начали в массовом порядке импортировать недостающие на внутреннем рынке товары, продолжая инвестировать средства в развитие добывающих отраслей промышленности. Источником финансирования служили внешние займы, и в результате нефтяного кризиса внешний долг региона возрос с 42,5 млрд. долл. в 1975 г. до 176,4 млрд. долл. в 1982 г.

Прирост ВВП в период 60 – 70-х гг. характеризовался следующими данными:

Последствия нефтяного шока в 1979 г. и мировой экономический кризис 1980 – 1982 гг. привели к падению спроса на местные товары, а рост цен на нефть привел к инфляции. Борьба с инфляцией велась через увеличение уровня процентных ставок, что усугубило финансовое положение стран региона в связи с массовым бегством капитала.

Все это потребовало перехода к новой модели развития, которая получила название «креольский либерализм». В основе новой модели лежала ориентация на внешние факторы развития как в НИС ЮВА. При этом становление экспортно-ориентированной экономики и ведущая роль государства в ее создании и регулировании переходят к частному сектору.

Впервые на практике подобная модель была опробована в Чили после военного переворота сентября 1973 года. Неолиберальная модель экономических реформ базировалась на теоретических разработках Чикагской школы во главе с М.Фридманом.

В марте 1975 г. диктатор Пиночет подписал разработанный чилийскими учениками М. Фридмана «План оздоровления экономики».

Основным звеном в реформах, проводимых в интересах национального и американского капитала, была масштабная приватизация государственной собственности. На первой ступени ее осуществления прежним собственникам были возвращены национализированные предприятия, на второй – приватизированы те крупные предприятия, которые составляли основу госсектора. В 1986 г. согласно политике «ультралиберализации» были приватизированы отрасли инфраструктуры, транспорт, телекоммуникации. В результате с начала 70-х до середины 90-х гг. число государственных предприятий сократилось с 600 до 40. Отмечается продуманность сроков и приватизационных мер, особенно в структурообразующей меднорудной промышленности. Приватизация здесь проводилась только по мере укрепления национальных ФПГ и только на тех месторождениях (в основном еще неосвоенных), которые не находились под управлением государственной корпорации CODELCO. Приватизация сопровождалась распродажей акций приватизируемых предприятий занятым на них рабочим и служащим. Впоследствии большие изменения произошли и в трудовых отношениях: законодательно установлена продолжительность рабочей недели в 48 часов, выплата сверхурочных, доплата за ночные смены, за работу в выходные дни, установлен пенсионный возраст. Успешной оказалась и проводимая с 1981 года пенсионная реформа, основанная на конкуренции негосударственных пенсионных фондов за право привлечения средств вкладчиков и поддержанная жесткой государственной гарантией сохранности средств. Это позволило превратить сбережения трудящихся в инвестиции и сделало их мощным внутренним источником роста.

Особенностью налоговой реформы в Чили было установление относительно невысокого налога на прибыль, упор при этом делался на налог с физических лиц и НДС, введенный с 1975 г. Минимальный налог на прибыль предприятий равнялся 15%, а максимальный подоходный – 45%.

В политике совмещения региональной открытости и открытости экономики отдельной страны, проводимой с начала 90-х гг., Чили пошли дальше других стран. С 1991 г. в стране таможенные тарифы сохранились на уровне 11%. Под нетарифные ограничения попали 11,4% импортируемых товаров, в то время как до начала реформ попадало 33,8%. С 1996 г. отменены импортные лицензии практически для всех товаров, кроме оружия, военного снаряжения и ряда медикаментов, что существенно упростило процедуру ввоза зарубежной продукции.

При импорте были освобождены от НДС продовольственные товары, услуги, связанные с образованием и здравоохранением, с государственным коммунальным хозяйством и издательской деятельностью. Отменены обязательная продажа валюты экспортерами, открытие импортных депозитов. Сняты ограничения на ввоз капитала.

Реальными итогами экономических реформ в Чили стали:

    лидирование страны по темпам роста ВВП в регионе (более 7% в год);

    изменение структуры экспорта (доля меди сократилась за период 1990-1995 гг. с 80% до 40%; промышленный экспорт возрос до 42%);

    сократился внешний долг страны;

    возросла открытость экономики: доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила к 2000 г. 30%;

    страна «получила» устойчиво положительное сальдо государственного бюджета и положительное сальдо торгового баланса;

    снизился уровень инфляции (к середине 90-х гг. до 8% годовых).

Вслед за Чили экономические реформы были проведены и в других странах региона по «единому сценарию».

В Аргентине в 1989 г. был принят закон, приравнивающий иностранного инвестора к национальному. В результате 28% госсобственности перешло в руки американского капитала, 24% - испанского.

В 1988 г. в Конституцию Бразилии были внесены поправки, позволяющие осуществлять приватизацию в нефтяной промышленности, электроэнергетике, финансовой сфере.

В начале 90-х гг. Мексика по масштабам приватизации и доходам от ее проведения заняла лидирующие позиции в регионе. В программу приватизации были включены крупнейшие предприятия горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, связи, крупнейшие банки.

Вторая мировая война явилась самым трагическим событием XX века. Она коренным образом изменила соотношение сил на планете. Германия, Япония и Италия вышли из войны побежденными, экономика и финансовая система этих стран были подорваны. Позиции Великобритании и Франции, ранее ведущих стран Запада, были сильно ослаблены.
Разгром основных центров фашизма и милитаризма оказал огромное воздействие на развитие демократических процессов в странах Запада. Быстро росла политическая и социальная активность широких народных масс. Широко развернулись общественные движения, повысилась активность политических партий и демократических организаций. Появление ядерного и термоядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, постоянные войны и конфликты в различных регионах планеты вызвали рост массового движения за мир и предотвращение новой мировой войны. В политической истории стран Запада ведущим направлением стало развитие либеральной демократии. В основных странах Западной Европы произошло утверждение демократии. В 1970-е годы рухнули последние фашистские режимы. В 1974 г. произошла революция в Португалии, открывшая дорогу демократии, пал военный режим в Греции. В 1975 г. после смерти Ф.Франко начался и успешно завершился демонтаж фашистского режима в Испании. В 1989 г. начались реформы в ЮАР, приведшие впоследствии к устранению режима апартеида.
В 80 – 90-е годы в ряде развитых стран Запада в политической жизни получил развитие неоконсерватизм. Он содействовал ослаблению государственного вмешательства в экономику, развитию социального партнерства, расширению межхозяйственных связей.
Во второй половине 90-х годов левые силы начали возвращать утраченные позиции. После весенних 1997 г. парламентских выборов в Англии, а затем и во Франции левые силы в Западной Европе еще больше укрепили свои позиции. В 1997 г. в общей сложности из 15 стран-членов Европейского Союза в 13
у руля исполнительной власти оказались левоцентристские партии либо коалиции с участием социалистов и коммунистов.
Все послевоенные годы в странах Запада шел процесс расширения избирательного права. Были отменены все виды политической дискриминации негров в США. Складывались новые принципы взаимоотношений между властью и оппозицией, которые характеризуются не противоборством, а конструктивным диалогом.
Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции – более чем вдвое, Великобритании – почти вдвое. «План Маршалла», расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли – все это было важными факторами экономического подъема.
Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.
Быстрый экономический прогресс в 50-60 годы качественно изменил облик западных стран. Они стали высокоразвитыми индустриальными государствами с интенсивным сельскохозяйственным производством. Заметным явлением послевоенной экономической жизни стран Запада явилось быстрое развитие производственной сферы. Значительно увеличилось количество государственных служащих и торговых работников, шел процесс исчезновения многих профессий и появления новых, связанных, прежде всего, с НТП.
Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значительные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов.
Структурная перестройка сопровождалась быстрым внедрением наукоемких технологий, позволяющих сберегать материалы, энергию и труд, использовать робототехнику, организовывать в передовых отраслях уникальные автоматизированные производства. Достижения новейшей техники вошли в быт и жизнь людей. Массовое производство компьютеров и снижение цены на них позволили сделать их доступными для многих семей. Начался настоящий компьютерный бум. Это позволило получить доступ к любой информации огромной массе людей. Технологический и информационный взрыв качественным образом изменил функции человека, его место и роль в системе производства.
Интернационализация производства. Качественные изменения происходят в развитии экономических и иных связей между странами Запада. Под воздействием ИТР созданы новые системы связей, сформировано практически единое информационное пространство, которое явилось мощнейшим фактором роста мировой торговли. Например, за семь лет, с1982 по 1988 г., она выросла на 1/3. Ведущую роль в мировой экономике и мирохозяйственных связях стали играть транснациональные корпорации (ТНК), располагающие производственной и сбытовой базой сразу во многих странах. Ядро ТНК составляют крупные американские компании.
В последнее десятилетие быстро развивается специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества – неолиберальная глобализация. В первую очередь это связано с масштабным ростом роли научно-технического прогресса и информационных технологий, финансовой деятельности.
Формой согласования и решения экономических и политических проблем ведущих стран стали ежегодно проводимые с1975 г. совещания «большой семерки».
В послевоенные годы функционируют специализированные учреждения ООН – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), членами которых являются подавляющее большинство стран мира. С 1961г. существует межправительственная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 промышленно развитых государств.
Формирование уникальной разветвленной системы мирохозяйственных связей отражает все многообразие мира, как противоречивость, так и его целостность. В орбиту этих связей втягиваются Россия, другие страны СНГ, страны Восточной Европы, многие развивающиеся страны. От США поступила инициатива создания Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время в нее входят 135 государств. Общая цивилизационная основа развития способствует расширению взаимовыгодного сотрудничества, дает надежду всем народам на лучшее будущее.
Под влиянием НТР стали более важны духовные ценности, знания, уровень развития образования, науки и техники. Все более заметной становится взаимосвязь высшего образования, всестороннего научно-технического, экономического и социального прогресса и национального благосостояния. В ведущих развитых странах Запада постоянно растет доля лиц с высшим образованием среди основной массы трудоспособного населения в возрасте 25–60 лет. Так, в начале 90-х годов их количество составило (в%): в США – 35, Канаде – 30, Японии – 21, Германии – 17, Англии – 15, Франции – 14, Италии – 6. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах Запада поднялась до уровня младшего колледжа. Высшее и среднее специальное образование становится базовым для большинства профессий.
Современное производство ведущих западных стран переживает этап зрелости научно-технической модернизации. Ведущую роль в увеличении общественного богатства играют новые знания и информация. Производство проходит через новый этап социального и культурного прогресса, способствуя быстрому повышению профессионального и социокультурного уровня трудовых ресурсов.
Высококвалифицированные рабочие, техники, инженеры, специалисты по управлению стали главной ценностью любого производства, а вложения в человека стали давать наивысшую отдачу. В странах Запада качественным образом изменилась социальная и профессиональная структура населения. Все большую роль в жизни общества стала играть интеллигенция. Резко возросло количество «белых» и «золотых» воротничков.
Такие качественные перемены сформировали и новый образ жизни сотен миллионов людей. Появилась новая шкала ценностей. Для многих работающих материальное вознаграждение уже не является главным, на передний план вышла возможность творчески трудиться, осуществлять свои мечты, реализовывать свои возможности.
Возможным результатом этих перемен явилось изменение общественного сознания. Все большее значение приобретает понимание необходимости эволюционного пути развития. В этой связи в ведущих странах Запада политические идеологии правящего класса и рабочих организаций завершили переход от конфронтации к социальному компромиссу. Общечеловеческие интересы, сохранение и обогащение культурного наследия всех народов, решение глобальных проблем современности выходят на первый план. В первой половине 90-х годов состоялись три мировых форума по глобальным вопросам: «Экология и человек» (Рио-де-Жанейро, 1992), «Народонаселение и развитие» (Каир, 1994), «Социальные вопросы жизни человечества» (Копенгаген, 1995). Все это говорит о вступлении западных обществ в качественно новый этап своего развития.
В развитии экономики стран Западной Европы большую роль сыграла интеграция. Начало этому процессу было положено созданием европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в1951г. Оно интегрировало каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность шести стран. Позднее к ЕОУС присоединились еще 6 стран, и сейчас оно контролирует 100% добычи каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производства чугуна, около 40% добычи железной руды в Западной Европе.
В 1957 г. было подписано соглашение о создании объединения атомной промышленности этих стран – Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В этом же году в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель его – устранить ограничения в торговле между странами-участницами, обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров и услуг. Предполагались также выработка общей политики в области транспорта и сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговых систем. Речь шла о том, чтобы в значительной степени передать экономическую политику под контроль наднационального объединения.
В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств – членов Европейского Сообщества подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в более чем 40летней истории европейской интеграции, равным по своему потенциальному значению Парижскому и Римскому.
Он открывает новый этап в развитии европейской интеграции. В случае его осуществления к концу ХХ века Европейский Союз превратится, по сути, в экономическую «сверхдержаву», равную США и значительно превосходящую Японию, политически в большой мере реализует идею Соединенных Штатов Европы. Процесс ратификации в странах ЕС прошел достаточно успешно, и Договор с 1 ноября 1993 г. вступил в силу.
Интеграционные процессы в Западной Европе оказали огромное влияние на другие регионы планеты. В 1988 г. был подписан двусторонний договор о свободной торговле между США и Канадой. 17 декабря 1992 г. заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). Реализация этого соглашения началась с 1 января 1994 г. На первых порах соглашение предусматривает демонтаж торговых барьеров, либерализацию режима иностранных инвестиций, свободную миграцию рабочей силы. США активно вовлекают в НАФТА Чили и выступают с инициативой создания к 2005 г. зоны «свободной торговли», в которую бы вошли 34 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна.