Государственное регулирование экономического роста. Экономический рост и его государственное регулирование

Экономический рост не всегда обеспечивает устойчивое развитие национальной экономики. Кроме того, и сам экономический рост может быть различным. Он может обеспечиваться за счет использования большего количества ресурсов, а может - за счет повышения их производительности. В связи с этим выделяют различные типы экономического роста.

В зависимости от соотношения между темпами роста объемов национального производства и темпами роста количества применяемых факторов производства. Обычно выделяют два типа экономического роста - экстенсивный экономический рост и интенсивный экономический рост.

Экстенсивный экономический рост - при экстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при интенсивном - путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема.

В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса

Увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала, земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов - все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. Экстенсивное расширение имеет свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов экономического развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить, или ликвидировать безработицу, обеспечить полную занятость рабочей силы. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним. Однако такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Он предполагает технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Одновременно рост производства приобретает затратный характер. В лучшем случае темпы экономического роста прямо пропорциональны количественному увеличению средств производства и численности работников.

Экстенсивное расширенное воспроизводство предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы производства. Однако оно само неизбежно ведет к ухудшению производства. Однако оно само ведет к ухудшению условий своего повторения. Так, в ходе его стареет оборудование на действующих предприятиях. Из-за истощения природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер.

Экстенсивный путь экономического роста исчерпал себя в нашей стране. В нынешних условиях он ведет только в тупик, не давая шансов на экономическое возрождение. Поэтому назрела необходимость сменить тип экономического роста и перевести народное хозяйство на новый путь - путь интенсивного развития.

Более сложный тип экономического роста - интенсивный.

Интенсивное расширенное воспроизводство - качественно новый тип экономического роста, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения, наиболее эффективных методов государственного регулирования экономики. Несомненным достоинством интенсивного расширения производства является то, что оно снимает, казалось бы, непреодолимые преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Хозяйственное развитие переводится на новые рельсы - на основу непрерывного научно-технического и экономического прогресса, одним из показателей которого является повышение наукоемкости производства. Наиболее выгодным фактором расширения становится ресурсосбережение. Вместе с тем интенсификация экономического роста является трудным делом. Оно связано с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессионально подготовленных работников.

Вместе с тем в промышленно развитых странах типичным и нормальным для второй половины XX в. является третий, смешанный тип экономического роста. Экономическое развитие происходит как при вовлечении новых факторов производства, так и при использовании новых технологий или различной экономии. К примеру, в сельскохозяйственном производстве увеличение урожая может быть достигнуто не только путем обработки новых земель, но и за счет орошения и удобрения обрабатываемых земель (если речь идет о засушливых территориях), использования более плодородных семян, борьбы с вредителями. Для увеличения производства в промышленности опять-таки можно привлечь дополнительную рабочую силу, например более льготными условиями работы, и одновременно с этим совершенствовать системы производства и управления, перерабатывать отходы и бракованную продукцию.

С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы роста становятся преобладающими. Однако в реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют на практике применяют смешанный тип.

Государственное регулирование экономического роста

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом, могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП.

В противоположность кейнсианцам, монетаристы сторонники экономики предложения делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники экономики предложения отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда. При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей,- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования. Преодолеть затратный характер развития мешает отставание страны от среднего в мировой практике уровня использования сырьевых ресурсов. К этому надо прибавить большую отсталость технологий, изношенность производственного оборудования, недостаточную квалификацию многих работников.

Экономический рост является наилучшим средством борьбы с инфляцией, разрешения отмеченного выше противоречия между огромной потребностью российской экономики в инвестициях и ее неспособностью их усваивать, что порождает вывоз капитала и относительный избыток денег. Это лучшее средство стерилизации якобы избыточных доходов от экспорта.

Денежный спрос увеличивается в зависимости от темпов экономического роста. Если темп роста будет поддерживаться на достаточно высоком уровне, то при неизменной скорости обращения денег весь прирост денежного предложения от эмиссии при покупке Центральным банком валютной выручки станет поглощаться растущим, денежным спросом, не вызывая инфляции и чрезмерных колебаний рыночного валютного курса. Цель одновременно оказывается средством.

Поддержание высоких темпов экономического роста в России будет во многом зависеть от устойчивости экспорта. В последние годы объем импорта увеличивался в целом в соответствии с ростом располагаемых доходов. Поскольку повышение уровня жизни населения является одной из важнейших целей и одним из главных результатов экономического роста, его высокие темпы предполагают устойчивое расширение спроса на импортные товары. Российская промышленность пока не в состоянии выпускать продукцию, способную конкурировать со многими импортными потребительскими товарами. Кроме того, продолжающееся реальное укрепление рубля будет и дальше способствовать повышению спроса на импортные товары и продукцию как потребительского, так и промышленного назначения.

экономический рост потребление ресурс

Экономический рост зависит от инвестиционных планов предпринимателей. Однако, поскольку, согласно кейнсианским воззрениям, инвестиционный спрос нестабилен, постольку для обеспечения динамичного развития экономики необходимо государственное вмешательство.

Рыночный механизм, работающий в автоматическом режиме, не может обеспечить стабильный экономический рост, поэтому экономический рост – зона высокой активности государства. Государство может влиять на экономический рост, используя такие методы непосредственного регулирования, как финансирование НТП, образования, создание рабочих мест и поддержание полной занятости, охрана окружающей среды и т.п.

К косвенным методам , используемым государством для стимулирования экономического роста, можно отнести все экономические методы воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение. В частности, такие, как:

1) создание для инвесторов стимулов для вложения капитала;

2) проведение в период спада стимулирующей фискальной политики (снижая налоги и увеличивая государственные расходы) и политики «дешевых» денег (увеличивая денежную массу и снижая процентные ставки);

3) стимулирование экспорта;

4) создание благоприятного инвестиционного климата;

5) борьба с инфляцией, которая негативно отражается на инвести­ци­он­ном спросе и т.п.

Ускорение темпов научно-техническо­го прогресса, произошедшее во второй половине XX в., обуслови­ло появление в развитых западных странах нового качества эконо­мического роста , которое характеризуется следующими чертами.

Во-первых, интенсивный тип развития становится господствую­щим, а значение экстенсивного типа – минимальным.

Во-вторых, в общей структуре производимых товаров и услуг приоритет принадлежит продукции передовых наукоемких отраслей.

В-третьих, уровень производства в развитых странах достиг та­кого состояния, при котором все большее значение получает не количественное увеличение потребляемых товаров, а повышение качества жизни в целом. Общество осознает необходимость защи­ты окружающей среды от производственной деятельности человека и сохранения невосстановимых природных ресурсов. Государство принимает законы по охране экологии, и в результате появляются дополнительные факторы, ограничивающие рост.



Государство вынуждено учитывать новые особенности экономи­ческого роста при выборе политики развития народного хозяйства, которая может выполнять стимулирующую или сдерживающую роль.

Политика стимулирования основывается на следующих теорети­ческих положениях:

§ экономический рост в условиях постоянного увеличения насе­ления является главным и единственным источником повышения уровня жизни. Он решает проблему несоответствия имеющихся ре­сурсов потребностям общества;

§ экономический рост позволяет снизить противоречия в распре­делении доходов, улучшить положение бедных слоев населения;

§ экономический рост, повышая благосостояние общества в це­лом, обеспечивает совершенствование качества жизни, предоставляя больше возможностей для отдыха и удовлетворения нематериаль­ных потребностей.

Политика стимулирования роста может осуществляться с помо­щью стимулирования совокупного спроса, то есть так называемая политика «дешевых денег». В соответствии с кейнсианской док­триной применяются низкие ставки ссудного процента, которые обеспечивают постоянный приток инвестиций. Активно осуществ­ляется стимулирование производства с помощью налоговых льгот, практики ускоренной амортизации и тому подобных мер. Государ­ство стимулирует также спрос с помощью увеличения своих рас­ходов, особенно на военные нужды и милитаризацию экономики.

Увеличению производственного потенциала экономики способствует также проводимая государством промышленная политика : государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Эта политика, во-первых , включает меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли. Во-вторых , государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, в-третьих , государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.

Политика сдерживания экономического роста основывается на следующих положениях:

§ растущее производство ускоряет уничтожение природных ресур­сов, которые ограниченны и невосполнимы, наносит непоправимый ущерб окружающей среде;

§ развитие технологий порождает дополнительные социальные проблемы из-за быстрого изменения применяемой техники, ускоре­ния процесса устаревания знаний. Работники могут не найти себе работу из-за постоянно возрастающих требований. Кроме того, в новых технологиях работник все больше становится придатком ма­шины, что также порождает социальные проблемы;

§ рост сопровождается чрезмерной урбанизацией общества, нега­тивно сказываясь на качестве жизни.

Политика «нулевого роста» предполагает поддержание темпов экономического роста в соответствии с темпами роста населения. Это позволяет сохранить существующий высокий уровень жизни и одновременно поддерживать сложившееся равновесие между уров­нем занятости и уровнем инфляции. Эта политика в последние десятилетия трансформировалась в природоохранную политику, позволяющую существенно ограничить негативное влияние на ок­ружающую среду. Для этого устанавливаются жесткие экологиче­ские стандарты и применяются крупные штрафные санкции за их нарушение, повышаются налоги на вредные производства.

Выводы по 3 вопросу

Экономический рост – это увеличение производственных возможностей общества. Он измеряется темпом роста реального объема ВНП в абсолютном выражении или в расчете на душу населения. В зависимости от источников роста различают экстенсивный и интенсивный рост. Основные факторы экономического роста – это ресурсный потенциал страны, факторы спроса (совокупные расходы) и факторы распределения ограниченных ресурсов общества. Роль факторов предложения анализируется на основе производственной функции. Среди факторов спроса первостепенное значение имеет инвестиционный спрос, от масштабов, динамики, структуры которого во многом зависит экономический рост. Связь между инвестициями и динамикой экономического роста характеризует механизм мультипликатора-акселератора.

Заключение

Выводы по лекции:

1. Ограниченность ресурсов, цикличность развития оказывают непосредственное воздействие на экономический рост страны, обеспечение которого является важнейшей целью экономической политики государства.

2. Экономический рост – это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год), который рассчитывается как прирост реального ВВП.

3. Качество и темпы экономического роста непосредственно зависят от его типа. Выделяют экстенсивный и интенсивный типы. Оба типа роста существуют одновременно, доминируя друг над другом на разных временных этапах. Преобладание того или иного типа обусловливается существованием различных комбинаций факторов производства.

4. Экономический рост зависит не только от общих тенденций, связанных со средне- и долгосрочными циклами, но и от уровня развития экономики страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики и т.п.

5. Государственная политика экономического роста может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

2. Выписать основные экономические категории и понятия в словарь и выучить их.

Следующее занятие –

Учебно-материальное обеспечение следующего занятия:

1. Конспекты лекций.

2. Словари основных терминов и понятий.

3. «Лектор-2000».

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик – кандидат экономических наук

Доцент Н. Рощина


Капиталовооруженность труда – количество машин и оборудования, приходящееся на одного работника.

Капиталоемкость продукции – показатель, характеризующий, какой основной капитал необходим для выпуска продукции, товаров, услуг стоимостью в 1 рубль (или в расчете на другую денежную единицу).

Капиталоемкость определяется путем деления стоимости основных средств на объем продукции в денежном выражении, выпускаемой за один год. Например , если стоимость основных средств предприятия составляет 3 млн. рублей и в год оно выпускает продукцию стоимостью 1,5 млн. рублей, то капиталоемкость продукции равна 3/1,5=2, то есть 2 рубля основного капитала на рубль выпускаемой продукции.


Введение

Проблемы экономического роста встали перед человеком в последние 200 лет, особенно в 20 веке. Это вовсе не означает, что экономический рост раньше никого не волновал. До начала 19 века он был заметен только в течение десятков лет, а до 18 века – и в течение сотен лет. Из экономистов даже саму проблему экономического роста прежде никто не ставил. Впервые о нем заговорили меркантилисты, и то лишь косвенно. Более или менее предметно эту проблему поставил физиократ Ф. Кенэ.

Какова основная проблема экономического роста? Каким образом можно увеличить производство валового национального продукта или национального дохода и на сколько? Это центральный вопрос, решаемый любой страной в наше время. Он сам по себе чрезвычайно важен, но в условиях формирования единого мирового хозяйства приобретает особую остроту, так как связан, во-первых, с более или менее равномерным развитием структуры этого хозяйства, во-вторых, с большей или меньшей болезненностью вхождения в него той или иной страны. Поэтому этот вопрос в наше время остается достаточно актуальным.

Основная цель работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность понятия экономического роста, а также выявить его особенности и проблемы в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Подбор литературы, касающейся темы курсовой работы;

    Анализ и изучение выбранной литературы.

Данная работа состоит из введения, 3-х глав, практикума и заключения.

Во введении раскрыта актуальность темы, поставлены цели и задачи работы. Глава 1 посвящена сущности экономического роста, его типы и показатели. Во 2 главе речь пойдет о государственном регулировании экономического роста. 3 глава включает в себя особенности современного экономического роста в России. В заключении сформулированы основные выводы по работе.

1. Сущность экономического роста, его типы и показатели

Экономический рост - наиболее употребляемый критерий экономического развития наряду с отраслевой структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения. Обычно под экономическим ростом принято понимать количественное и качественное совершенствование произведенного ВВП. Но нужно иметь в виду, что не любое увеличение и улучшение означает экономический рост. Целью производства и экономического роста является повышение благосостояния населения страны, поэтому только развитие производства, направленное на максимальное удовлетворение потребностей, можно считать экономическим ростом. Экономический рост подразумевает такое увеличение ВВП, которое сопровождается расширением ассортимента выпускаемых товаров и услуг, повышением их качества, приспособлением структуры выпускаемых товаров к структуре общественных потребностей.

Национальное хозяйство развивается постоянно, но периоды быстрого роста, подъема могут перемежаться периодами спада, сокращения объемов производства. Поэтому экономический рост представляется как отражение общей тенденции, отражающей положительные изменения в экономическом развитии. Это означает, что в отдельные периоды экономический рост может характеризоваться отрицательной величиной.

В качестве показателей экономического роста используют темп роста объема произведенного ВНП (или ВВП), темп прироста ВНП (или ВВП), темп роста и темп прироста этих показателей на душу населения. Именно постоянно возрастающие объемы производимого в стране ВНП обеспечивают повышение уровня жизни населения, позволит осуществлять необходимые инвестиции, решать экологические, оборонные проблемы и т.д.

Темп роста определяется как отношение ВНП изучаемого периода к аналогичному показателю базового периода, умноженного на 100%. Аналогично измеряется темп роста и темп прироста ВНП на душу населения. В темпах экономического роста и прироста ВНП находит свое отражение уровень эффективности национальной экономики.

Особенностью экономического роста в последние два десятилетия является замедление его темпов по сравнению с первыми послевоенными десятилетиями. Так, если среднегодовые темпы прироста мирового ВВП на душу населения составляли в 1950-е гг.2,7%, в 1960-е - 2,9%, то в последующие десятилетия они постоянно снижались: до 1,9% - в 1970-е гг., 1,3% - в 1980-е и 1,2% - в 1990-е гг.

Одной из основных причин возникших тенденцией является исчерпание ресурсов для дальнейшего экономического роста. Все экономические ресурсы (природные, материальные, трудовые) обладают одним общим свойством - относительной редкостью. Особенно это касается невоспроизводимых природных ресурсов. Исчерпаемость сырьевых и энергетических ресурсов, рост общемировых цен на них в последние десятилетия усиливает действие закона убывающей отдачи, чем и можно объяснить торможение экономического роста в последние десятилетия.

Данная проблема наиболее актуальна для промышленно развитых стран, которые для поддержания высоких темпов экономического роста вынуждены ввозить сырье в значительных объемах.

Существующие различия в темпах экономического роста объясняются действием стимулирующих или тормозящих факторов . Их можно классифицировать по следующим признакам:

    степени опосредованного воздействия на экономический рост - прямые и косвенные;

    воздействию на определенные стороны национального рынка - факторы спроса и факторы предложения;

    источникам экономического роста - внутренние и внешние;

    влиянию на производительность труда и капитала - интенсивные и экстенсивные.

Данная классификация не может охватить всего многообразия факторов роста, поскольку на экономическое развитие (частью которого является экономический рост) влияет совокупность правовых, политических, экономических, культурных, социальных, исторических, демографических и других факторов и условий, сложившихся в данной стране.

К прямым факторам непосредственно воздействующим на экономический рост, относятся объем и качество сырьевых, энергетических и природных ресурсов; численность населения, в том числе экономически активного, уровень его образования и профессиональной подготовки; объемы основного капитала (оборудования и промышленных строений, товарно-материальных запасов, жилья) и уровень его использования; НТП и степень его воздействия на экономику.

Несомненно, каждый из перечисленных факторов подлежит количественной оценке, и для каждого из них можно подсчитать удельный вес в общем увеличении производства. Насколько полученный результат (в процентах) будет соответствовать общему увеличению производства нации, настолько экономический рост можно объяснить действием этого фактора.

Косвенными называют институциональные, культурные, политические и психологические факторы экономического роста, стимулирующие и тормозящие экономический рост. Вклад этих факторов в экономический рост практически не поддается количественной оценке. Тем не менее, как показывает мировая практика, их значимость в экономическом развитии постоянно возрастает. Например, многие западные экономисты едины во мнении, что послевоенный всплеск экономического роста в развитых странах во многом объясняется их правительствами системы смешанной экономики, соединившей кейнсианскую антициклическую политику государства с преимуществами рыночной экономики.

В то же время примером негативного воздействия этих факторов на экономический рост может служить состояние российского общества на современном этапе. Политическая нестабильность в России на протяжении последних лет, слабость и неэффективность государственной власти, коррумпированность российской бюрократии, неустойчивость финансового положения населения порождают социальную и экономическую апатию, препятствует формированию инициативных и ответственных субъектов созидательной деятельности, способных принимать инвестиционные решения.

В зависимости от того, какая группа факторов (физические или стимулирующие производительность) играет доминирующую роль в экономике на данном этапе, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста. Повышение темпов роста национального производства за счет наращивания физических факторов производства характеризует экстенсивный экономический рост. Основным его критерием является неизменность средней производительности труда в обществе.

Совершенствование применяемых факторов производства на основе технического процесса, наиболее оптимального их размещения, изменения их качественных параметров характеризует интенсивный тип экономического роста , основным его критерием выступает рост средней производительности труда в обществе или превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых.

Исследования западных ученых показывают общую тенденцию, характерную для стран с развитой рыночной экономикой: рост доли интенсивных факторов в формировании темпов экономического роста.

Рассмотренные выше факторы экономического роста воздействуют прежде всего на совокупное предложение, поэтому их еще называют факторами предложения . Однако увеличение совокупного предложения под влиянием экстенсивных или интенсивных факторов экономического роста возможно только при соответствующем расширении совокупного спроса, поэтому факторы предложения создают лишь условия экономического роста. Фактически сложившийся экономический рост является результатом взаимодействия факторов спроса и предложения.

Основным фактором, влияющим на совокупный спрос, является уровень доходов населения. Когда доходы начинают превышать некоторый пороговый уровень благосостояния, то это приводит к пропорциональному росту потребления товаров длительного пользования. В этом состоит основная особенность общества потребления, сложившегося в промышленно развитых странах. Давление спроса создает необходимые условия для роста производства, стимулирует приток инвестиций, увеличивает количество рабочих мест в экономике и соответственно создает доходы их обладателям, что вызывает новый виток совокупного спроса. Таким образом, создается устойчивая долговременная основа для экономического роста со стороны спроса.

На экономическое развитие оказывает влияние не только внутренний, но и внешний спрос. Рост экспорта создает новые рабочие места, увеличивает занятость, положительно влияет на динамику номинальной и реальной заработной платы, что в свою очередь стимулирует доходы и совокупный спрос. Существует связь между темпами экономического роста и ростом экспорта: низкие темпы экономического роста уменьшают экспортный потенциал страны. Мировой опыт свидетельствует, что страны, которые строили свой экономический рост на формирование экспорта, достигли более высоких показателей роста, чем страны, пытавшиеся развивать отечественное производство путем устранения конкуренции со стороны импортных товаров за счет ужесточения тарифных барьеров.

Все рассмотренные выше факторы экономического роста взаимосвязаны и взаимообусловлены. Помимо факторов роста, существуют факторы торможения. К их числу относится несбалансированность совокупного спроса и предложения, которая возникает в результате несоответствия нормы сбережений и накоплений в экономике, потока инвестиций и запаса капитала, темпов роста доходов и численности.

Каждый из факторов, влияющих на экономический рост, вносит свой вклад в полученные результаты. Для анализа этого влияния используется производственная функция. В макроэкономике эта функция отражает соотношение выпуска продукции и использованных для этого факторов. Такая функция была разработана в начале ХХ в. американцами - экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом. Функция Кобба - Дугласа позволяет оценить вклад каждого фактора производства в увеличение национального продукта и имеет следующий вид:

где Y - объем производства;

К - затраты капитала;

L - затраты труда;

A - коэффициент пропорциональности, величина которого зависит от соотношения капитала, труда и результата производства.

2. Государственное регулирование экономического роста

Экономический рост рассматривался представителями различных школ с целью выяснения его тенденций, источников роста и его результатов, обеспечения устойчивых темпов, изменения технологии и структуры национального хозяйства. Современные модели экономического роста сформировались на основах классического и кейнсианского подхода к развитию национального хозяйства.

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции. Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

  • - стимулирование НТП и развитие научных исследований;
  • - увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
  • - глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов. Наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью "человеческого капитала", творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

В контексте этого отметим, что в рыночной экономике государство выполняет следующие основные функции:

  • - создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • - антимонопольное регулирование;
  • - проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • - деятельность в сфере распределения доходов.

Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Итак, прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность. Создание законодательной основы это, по сути, установление "правил игры" или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители, само государство. В том числе среди этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, на вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое.

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращать расходы частного сектора в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Можно определить это направление деятельности как воздействие на размещение ресурсов. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В случае побочных, или внешних эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынков.

Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов связанное с побочными эффектами, через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.п. Успех переходной экономики во многом зависит от четкого определения функций государства на той или иной конкретный период и на перспективу в целом. На первом этапе реформирования российской экономики - этапе либерализации "все и вся" - проповедовалась идея быстрейшего (прямо скажем, космического) разгосударствления экономики, чтобы как можно быстрее запустить механизм частного предпринимательства.

Такая поспешность в разгосударствлении привела к изъятию действенных государственных рычагов воздействия на внутреннюю экономику и усилению эгоизма новых субъектов хозяйствования, как отечественных, так и зарубежных. Стратегия участия государства в экономическом развитии предполагает:

  • 1. Приведение функций государства в соответствии с его потенциалом. Нельзя строить громадные государственные планы, если нет бюджетных доходов, если налицо дефицит бюджета.
  • 2. Активизация общественных институтов, т.е. разработка эффективных норм борьбы с произволом властей и коррупцией.

Ведущее значение в системе государственного регулирования экономики связано с ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста. Политика развития включает: определение инновационных приоритетов долгосрочного социально - и технико-экономического развития, сохранение научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики. Необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование.

Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предваряют политику развития экономики на основе современных технологий. Определение приоритетов по основным направлениям научно-технического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики.

К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования. С научно-технической точки зрения приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования технологического уклада и своевременного создания заделов. С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду, и инициировать рост деловой активности в комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя, роль "локомотивов роста" для всей экономики. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной заработной платы и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

Причины регулирования и его виды

Экономический рост является одним из важнейших звеньев социально-экономической системы страны. Необходимость регулирования темпов экономического роста обусловлена растущими потребностями экономики. Экономическое регулирование являются универсальным инструментом поддержки экономики страны. В условиях трансформации российской экономики, данный метод регулирования требует постоянных изменений и совершенствования.

Экономический рост содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести расширение перспектив общества и создание благоприятных условий для решения проблемы ограничения ресурсов страны. Помимо достоинств экономического роста существуют и недостатки. К ним относятся негативные воздействия на окружающую среду и невосполнимость потребляемых ресурсов, а также к одной из самых острых проблем относится увеличение безработицы в стране и вытеснение работников техникой.

Регулирование темпов экономического роста позволяет осуществлять программы борьбы с загрязнением окружающей среды, а также решать социально-экономические проблемы общества. К основным видам регулирования темпов экономического роста относят:

  • увеличение расходов, связанных с человеческими ресурсами (образование, профессиональное повышение квалификации, переподготовка кадров). Это позволяет повысить рост производительности и качество рабочей силы;
  • перестройка налоговой системы;
  • увеличение расходов на научные исследования, стимулирование научно-технического прогресса, поощрение грантами научных достижений.

Еще одним из основных направлений регулирования темпов экономического роста является в поддержании государством конкурентоспособности и оптимальной структуры производства за счет нормативного регулирования, стабилизации налогообложения, предоставления преимуществ и льгот, прямое или косвенное субсидирование за счет государственного бюджета. В частности, это касается развития транспорта и коммуникаций.

Особенности регулирования на современном этапе

Современное регулирование темпов экономического роста носит глобальный характер, которое зависит от конкурентоспособности определенных национальных экономик и определяется сложной системой детерминант, связанных между собой. Многолетний опыт регулирования не обеспечивает на современном этапе необходимого равновесия. Из-за этого возникают так называемые «побочные эффекты». Государству необходимо наращивать потенциал возможных факторов экономического роста инвестируя в производство и в каждого работника, в частности.

Еще одним из основных факторов регулирования является обеспечение динамики экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Большинство экономистов в условиях мирового кризиса рекомендуют использовать различные методы стимулирования темпов экономического роста. В частности, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой государство взяло бы на себя активную роль в регулировании темпов экономического роста.

Современному экономическому росту присущ неравномерный процесс и системообразование. При развитии его регулирования необходимо учитывать стратегические первоисточники и саморазвитие мировых национальных экономик. Это ядро является особым интегративно-инновационным образованием, единым и противоречивым сплавом наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Несмотря на то, что регулирование темпов экономического роста призвано развивать экономическую систему, в ее регламентировании имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий в методики регулирования, что осложняет развитие экономического сектора.

Замечание 1

Регулирование темпов экономического роста создало хорошие макроэкономические предпосылки для роста конкурентоспособности государства в мировом сообществе. На современном этапе развития необходим кратный рост объемов финансовой поддержки сфер регулирования.