Финансовая безопасность страны. Экономическая безопасность фондового рынка

Особенности безопасности на фондовом рынке

В настоящее время экономики разных стран взаимодействуют друг с другом, все глубже проникая друг в друга и стирая физические границы между собой. В условиях глобализации все острее стоит вопрос об обеспечении безопасности стран с политической, социальной и экономической позиции.

Определение 1

Безопасность – это состояние объекта, при котором он сохраняет способность эффективно функционировать при воздействии на него внутренних и внешних факторов влияния.

Экономическая безопасность может быть рассмотрена на разных уровнях: мировом, международном, национальном, региональном, местном и на уровне домашних хозяйств. Важно понимать, что экономическая защищенность любого субъекта экономики как на глобальном, так и на национальном уровне не может обеспечиваться за счет использования ресурсов других субъектов рынка. Только при сохранении целостности отдельных субъектов обеспечение безопасности в области экономических отношений будет эффективным.

Фондовый рынок как часть национальной экономики

Определение 2

Фондовый рынок – это тип экономических отношений, возникающих между субъектами рынка в отношении выпуска и распоряжения ценны бумаг.

Рынок обращения ценных бумаг на данный момент так же подвергается мировой глобализации, в связи с чем появляется множество факторов, оказывающих давление на развитие рынка ценных бумаг на национальном уровне. Надо понимать, что являясь частью рынка финансов, фондовый рынок так же оказывает влияние и на экономическую стабильность страны в целом.

Товарное производство всегда сопровождается движением денежных средств, при этом товарообращение влияет на движение денежных активов и капиталов, как и движение последних на процесс производства.

Под влиянием развития высоких технологий у множества субъектов экономических систем разного уровня организации появился доступ к биржам как местного, так и мирового масштаба. С одной стороны исчезновение границ влияет на развитие национального фондового рынка, с другой повышает незащищенность внутренних бирж, перед более стабильными и развитыми площадками других стран.

Фондовый рынок является сложной структурой институтов и субъектов, а так же экономических отношений внутри своей сферы деятельности , тем самым создавая дополнительные внутренние угрозы собственной защищенности.

Примерная структура фондового рынка представлена на рисунке ниже:

Рисунок 1. Структура фондового рынка. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Данная схема еще раз показывает, как связаны между собой субъекты рынка и какое влияние они могут оказывать друг на друга.

Отметим также роль фондового рынка в развитии и стабильности национальной экономики. Для этого рассмотрим функции рынка:

  • обеспечение движения денежных активов и капитала в наиболее развитые отрасли народного хозяйства;
  • осуществление возможности привлечения финансовых потоков хозяйствующими субъектами;
  • формирование цен;
  • оптимизация баланса предложения и спроса;
  • обеспечение благоприятного климата для импорта и экспорта денежных средств;
  • перераспределение права собственности;
  • концентрация денежных средств;
  • укрупнение бизнес - структур;
  • отображение данных об эффективности использования финансовых инструментов.

Безопасность фондового рынка

Для российской экономики в настоящее время характерна низкая привлекательность для иностранных инвестиций, при этом наблюдается отток национального капитала зарубеж. Для того, чтобы фондовый рынок мог сохранять свою стабильность и иметь базу для развития, всем участникам финансовых отношений внутри страны необходимо следовать принципам обеспечивающим защиту и целостность рынка.

Для анализа стабильности функционирования рынка сначала определяют перечень возможных угроз, способных нанести ущерб. Так негативные факторы влияния обычно делят на внешние и внутренние угрозы.

К внешним факторам можно отнести:

  • конкуренция со стороны более развитых и стабильных рыночных экономик;
  • отток капитала в более привлекательные зарубежные денежные инструменты;
  • политические взаимоотношения стран;
  • развитие высоких технологий и их внедрение в фондовую деятельность.

Среди внутренних факторов выделяют следующие:

  • производство акций и облигаций, не обеспеченных реальными активами;
  • искусственное ценообразование с целью сокрытия данных о деятельности эмитента;
  • манипулирование ценами на биржах;
  • низкий уровень финансовой грамотности населения;
  • несовершенство правовой базы;
  • отсутствие прозрачной системы в части хранения фондовых инструментов;
  • биржевой монополизм;
  • низкий уровень привлекательности для иностранного капитала;
  • использование промышленного шпионажа.

Замечание 2

Важнейшей проблемой российского фондового рынка является его зависимость от иностранных денежных средств, что снижает его привлекательность как для зарубежных, так и для внутренних инвесторов. То есть нет адекватного притока денежных средств, способствующих развитию системы финансовой деятельности в целом. Для того, чтобы снизить это влияние необходимо ограничить свободу вхождения иностранных игроков на национальный рынок.

Другой проблемой является тот факт, что экономика России формировалась стихийно, что позволило спекулянтам на фондовых биржах воспользоваться положением. Для решения этого вопроса необходимо перенаправить денежные активы из сектора спекулятивной деятельности в реальный сектор экономики.

Государству необходимо разработать систему мер, направленных на обеспечение защиты деятельности субъектов рынка. То есть любой из участников финансовых отношений должен быть обеспечен финансовой безопасностью, что приведет к повышению активности хозяйствующих субъектов на внутреннем фондовом рынке. Стабильности в данном вопросе можно добиться усовершенствованием законотворческой деятельности в данной области, и обеспечение государственного контроля в области взаимодействия субъектов рынка.

Для анализа экономической безопасности применяют пороговые значения определенной группы показателей, относящихся к конкретному сегменту экономики. Так, для фондового рынка были выявлены и рассчитаны пороговые значения, приведенные в таблице ниже.

Рисунок 2. Пороговые значения для фондового рынка. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Фондовый рынок выполняет в рыночной экономике ряд важнейших функций, среди которых – трансформация сбережений в инвестиции, финансирование экономики. Уникальна его роль в формировании оценки финансовых активов, распределении информации, влиянии на принятие экономических решений.

Вместе с тем даже в экономически развитых странах он не является эффективным, способен к накоплению рисков и переносу их в другие сегменты экономической системы. Фондовый рынок относится к числу сверхсложных открытых систем, где взаимодействуют множество участников, которые способны к самоорганизации в очень сложные структуры и участию в коллективном поведении различного типа. Он уязвим для влияния деструктивных факторов и способен транслировать его на другие элементы экономической системы. В этих условиях особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности фондового рынка, то есть такого его состояния, когда гарантируются защищенность развития всей финансовой системы и ее способности удовлетворять интересы участников фондовых операций. Невыполнение фондовым рынком своих функций парализует экономические связи и представляет угрозу экономической безопасности страны, то есть существует зависимость экономического состояния государства от уровня экономической безопасности фондового рынка. Необходимо отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой капитализация фондового рынка, компаний с национальным капиталом во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики. Конкурентоспособность национальной экономики, в свою очередь, является основным фактором, определяющим уровень экономической безопасности, и так же ее социальной и военной безопасности.

А. К. Бекряшев трактует экономическую безопасность фондового рынка как такое его состояние, при котором отсутствует или находится на допустимом уровне риск причинения ущерба субъектам экономических отношений в связи с катастрофическим изменением стоимости финансовых инструментов, неэффективностью рынка и недостаточной защитой имущественных прав его участников. Не менее значимым по его мнению является поддержание на допустимом уровне вероятности переноса системного риска с фондового рынка на другие элементы финансовой, кредитной системы и нефинансовый сектор экономики. Обеспечение безопасности – необходимое условие реализации фондовым рынком его базовых функций.

Интеграция России в мировую экономику, развитие и расширение направлений деятельности субъектов на фондовом рынке, усиление конкуренции, как внутри государства, так и со стороны других государств, внедрение новых информационных технологий, несовершенство действующего законодательства, коррупция и криминализация экономики ставят перед фондовым рынком новые задачи, и влекут за собой появление ранее не свойственных угроз и рисков.

Российский фондовый рынок, особенно его внебиржевая часть, характеризуется высокой степенью криминализации, что негативно влияет на его развитие, прозрачность, инвестиционную привлекательность, а так же на имидж российской экономики.

Решение проблемы экономической и финансовой безопасности государства через стимулирование инвестиций в российскую экономику во многом зависит от обеспечения безопасности фондового рынка, становления и развития российского РЦБ, формирование которого началось в 1991 г. с принятием постановления Правительства РФ «Об утверждении положения об акционерных обществах» и утверждением им «Положения о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР».

Согласно п. 54 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Одним из главных стратегических рисков национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры. Так как рынок ценных бумаг является основным источником перелива капиталов, и через него свободные ресурсы могут направляться в производственный сектор экономики, от его правильного функционирования напрямую зависит развитие несырьедобывающего производства в РФ.

Таким образом, экономическая безопасность рынка ценных бумаг составляет один из главных элементов формируемой инфраструктуры рыночной экономики, от которого во многом зависит безопасность страны в целом.

По оценкам Т.Е. Кочергиной, главными угрозами функционирования российского фондового рынка являются: высокий уровень зависимости от иностранных инвесторов; низкий уровень привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора; криминализация рынка ценных бумаг и использование инсайдерской информации в торговле на фондовом рынке вследствие неразвитости нормативной правовой базы; низкий удельный вес массового розничного инвестора в качестве участников фондовых торгов, преобладание в структуре российского фондового рынка сырьедобывающих отраслей .

На наш взгляд, дополнительно можно выделить такие угрозы, как чрезмерно быстрый рост капитализации фондового рынка и воздействие на российский фондовый рынок мирового рынка, а также влияние на него финансово-экономического кризиса.

Некоторые из этих угроз переросли в причины развёртывания кризиса на российском фондовом рынке и будут рассмотрены в главе 2.

Рассмотрим подробнее угрозы, выделенные Т.Е. Кочергиной.

Фондовый рынок выполняет в рыночной экономике ряд важнейших функций, среди которых – трансформация сбережений в инвестиции, финансирование экономики. Уникальна его роль в формировании оценки финансовых активов, распределении информации, влиянии на принятие экономических решений.

Вместе с тем даже в экономически развитых странах он не является эффективным, способен к накоплению рисков и переносу их в другие сегменты экономической системы. Фондовый рынок относится к числу сверхсложных открытых систем, где взаимодействуют множество участников, которые способны к самоорганизации в очень сложные структуры и участию в коллективном поведении различного типа. Он уязвим для влияния деструктивных факторов и способен транслировать его на другие элементы экономической системы. В этих условиях особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности фондового рынка, то есть такого его состояния, когда гарантируются защищенность развития всей финансовой системы и ее способности удовлетворять интересы участников фондовых операций. Невыполнение фондовым рынком своих функций парализует экономические связи и представляет угрозу экономической безопасности страны, то есть существует зависимость экономического состояния государства от уровня экономической безопасности фондового рынка. Необходимо отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой капитализация фондового рынка, компаний с национальным капиталом во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики. Конкурентоспособность национальной экономики, в свою очередь, является основным фактором, определяющим уровень экономической безопасности, и так же ее социальной и военной безопасности.

А. К. Бекряшев трактует экономическую безопасность фондового рынка как такое его состояние, при котором отсутствует или находится на допустимом уровне риск причинения ущерба субъектам экономических отношений в связи с катастрофическим изменением стоимости финансовых инструментов, неэффективностью рынка и недостаточной защитой имущественных прав его участников. Не менее значимым по его мнению является поддержание на допустимом уровне вероятности переноса системного риска с фондового рынка на другие элементы финансовой, кредитной системы и нефинансовый сектор экономики. Обеспечение безопасности – необходимое условие реализации фондовым рынком его базовых функций.

Интеграция России в мировую экономику, развитие и расширение направлений деятельности субъектов на фондовом рынке, усиление конкуренции, как внутри государства, так и со стороны других государств, внедрение новых информационных технологий, несовершенство действующего законодательства, коррупция и криминализация экономики ставят перед фондовым рынком новые задачи, и влекут за собой появление ранее не свойственных угроз и рисков.

Российский фондовый рынок, особенно его внебиржевая часть, характеризуется высокой степенью криминализации, что негативно влияет на его развитие, прозрачность, инвестиционную привлекательность, а так же на имидж российской экономики.

Решение проблемы экономической и финансовой безопасности государства через стимулирование инвестиций в российскую экономику во многом зависит от обеспечения безопасности фондового рынка, становления и развития российского РЦБ, формирование которого началось в 1991 г. с принятием постановления Правительства РФ «Об утверждении положения об акционерных обществах» и утверждением им «Положения о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР».

Согласно п. 54 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Одним из главных стратегических рисков национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры. Так как рынок ценных бумаг является основным источником перелива капиталов, и через него свободные ресурсы могут направляться в производственный сектор экономики, от его правильного функционирования напрямую зависит развитие несырьедобывающего производства в РФ.

Таким образом, экономическая безопасность рынка ценных бумаг составляет один из главных элементов формируемой инфраструктуры рыночной экономики, от которого во многом зависит безопасность страны в целом.

По оценкам Т.Е. Кочергиной, главными угрозами функционирования российского фондового рынка являются: высокий уровень зависимости от иностранных инвесторов; низкий уровень привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора; криминализация рынка ценных бумаг и использование инсайдерской информации в торговле на фондовом рынке вследствие неразвитости нормативной правовой базы; низкий удельный вес массового розничного инвестора в качестве участников фондовых торгов, преобладание в структуре российского фондового рынка сырьедобывающих отраслей .

На наш взгляд, дополнительно можно выделить такие угрозы, как чрезмерно быстрый рост капитализации фондового рынка и воздействие на российский фондовый рынок мирового рынка, а также влияние на него финансово-экономического кризиса.

Некоторые из этих угроз переросли в причины развёртывания кризиса на российском фондовом рынке и будут рассмотрены в главе 2.

Рассмотрим подробнее угрозы, выделенные Т.Е. Кочергиной.

Вопросы безопасности финансовых рынков для экономического роста рассмотрены в гл. 18, а в гл. 17 - индикаторы безопасности фондовых рынков в системе других финансовых индикаторов. В этой главе ставится задача более углубленного анализа безопасности фондовых рынков как особого сектора финансовой системы страны.
Экономическая безопасность на финансовых и фондовых рынках - одна из ключевых проблем экономической безопасности России. Устойчивость финансовых и фондовых рынков влияет практически на все элементы народнохозяйственного комплекса страны.
Рост угрозы экономической безопасности на финансовом рынке связан с деформациями в развитии финансовой сферы - ускоренным ростом рынков, и прежде всего фондового рынка в условиях глубочайшего кризиса периода 1992-1998 гг. Впервые серьезную угрозу для экономики события на фондовом рынке создали в конце 1995 г. Тогда иностранные инвесторы, скупив по низкой цене только что вышедшие на рынок акции приватизированных предпри-ятий, взвинтили их котировки и продали втридорога. В результате массовой продажи ценных бумаг финансовый рынок оказался в кризисном положении.
С 1994 г. в стране начался массовый выпуск основных государственных ценных бумаг ГКО и ОФЗ. С развитием их рынка связаны главные причины крупнейшего финансового кризиса в стране. Рынок ГКО/ОФЗ создавался по пирамидальному принципу (погашению ГКО/ОФЗ за счет новых, более мас-штабных их выпусков) для покрытия растущего из года в год дефицита федерального бюджета. К середине 1996 г. внутренние источники для роста пирамиды этих ценных бумаг были исчерпаны. Правительство вынуждено было допустить на рынок ГКО/ОФЗ иностранных инвесторов (нерезидентов).
С этого времени российский фондовый рынок вступил в новую фазу развития. Определяющим фактором роста масштабов рынка и структурных сдвигов на нем стало резкое увеличение притока иностранного капитала. Осенью 1997 г. доля нерезидентов на рынке ГКО/ОФЗ достигла 30%, а на рынке валютных обязательств - превысила 40%!. Несколько бумов на рынке акций (начиная с января 1997 г.) также были вызваны расширением участия в операциях с дивидендными бумагами западных институциональных и инвестиционных фондов.
Рост фондового рынка сопровождался развитием его инфраструктуры. Была создана межрегиональная система торгов по государственным ценным бумагам (ГЦБ), объединившая в единый торгово-депозитарный комплекс биржевые площадки в Москве, Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону,
Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Самаре. Введен удаленный терминал (информационное рабочее место) в Париже. Учреждена расчетная палата ММВБ, призванная проводить расчетное обслуживание участников биржевых торгов ГЦБ.
Это позволило размещать на аукционах выпуски ГКО/ОФЗ на сумму до 1,5 млрд долл. Объемы вторичных торгов достигли 1 млрд долл. в день. ММВБ стала третьей биржей мира по обороту торгов с государственными долговыми бумагами. Резко выросли и масштабы операций с акциями.
Казалось, что пирамида ГКО обрела наконец устойчивость. Однако эта стабилизация оказалась призрачной. Кризис на фондовых рынках США и стран Юго-Восточной Азии вывел из равновесия все сегменты отечественного рынка ценных бумаг. Рынок акций в октябре 1997 г. - январе 1998 г. испытал пять сильнейших потрясений. Котировки наиболее ликвидных акций упали на 40-60% к началу 1998 г. В итоге курсы акций снизились до уровня конца 1996 г. Доходность ГКО/ОФЗ подскочила в 2,5-3 раза по сравнению с докризисным уровнем.
Кризис был вызван прежде всего поведением нерезидентов. В связи с осложнениями на международном рынке нерезиденты в период обострения положения в Юго-Восточной Азии стали выводить свои средства и из ценных бумаг других стран. В России осенью 1997 г. нерезидентами было вложено в федеральные облигации 16 млрд долл. В ноябре-декабре они продали ГКО/ОФЗ на сумму 8 млрд долл.

Рис. 19.1. Доходность ГКО (со сроком погашения от менее 1 мес. до свыше 6 мес.) в июле-августе 1998 г., % годовых


Расчеты по: Эксперт. 1998. № 30. С. 74; № 34. С. 66.
1 Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998. С. 551.
Весной - летом 1998 г. доходность ГКО держалась на очень высоком уровне - 50-60% годовых. В начале августа начался ее неуклонный рост. К концу
первой недели августа доходность государственных облигаций достигла рубежа в 100% годовых. Еще через неделю средняя учетная ставка по всем выпускам ГКО превысила 320% годовых (рис. 19.1).
В этих условиях 17 августа было принято решение о дефолте. Платежи по ГКО/ОФЗ и операции с ними прекращались, а вложения в эти бумаги замораживались. В итоге впервые за период реформ угроза нарушения экономической безопасности России была воплощена в реальность. Иностранные спекулятивные инвесторы дестабилизировали финансовый рынок страны и отбросили его по основным показателям (процентные ставки, доходность ГКО/ОФЗ, курсы акций) почти на два года назад.
Прямым следствием кризиса на фондовом рынке явилось:
уменьшение золотовалютных резервов страны с 23 млрд долл. в октябре
г. до 11,5 млрд долл. в начале 1999 г. Половина всех резервов была истрачена ЦБ РФ на скупку ГКО/ОФЗ и валютные интервенции;
провал одной из главных задач финансово-кредитной политики ЦБ РФ - снижение ставки ссудного процента до уровня, при котором возможно предоставление недорогих кредитов реальному сектору. С осени 1997 г. по середину
г. ставки резко возросли (например, по ломбардным кредитам - с 15-21 до 42% годовых) ;
усиление зависимости государственных финансов от внешних источников финансирования. Кризис на рынке ГКО/ОФЗ привел к недобору госзаимствований на внутреннем рынке. Эти средства были получены на внешнем рынке. В итоге доля госзаимствований на внутреннем и внешнем рынках составила соответственно 45,5 и 54,5% против 52 и 48% по плану. Если же учесть, что и на внутреннем рынке 25-30% средств было получено от нерезидентов, то почти 2/3 всех госзаимствований с середины 1997 г. по середину 1998 г. пришлось на иностранный капитал, что крайне негативно сказалось на экономической безопасности страны;
кризис в реальном секторе, дезорганизация кредитного и валютного рынков. Курс доллара вырос с 6,4 руб. летом 1998 г. до 22,98 руб. в начале января 1999 г.
В 1999-2002 гг. в связи со значительными изменениями, произошедшими на фондовом рынке, изменился и характер угроз экономической безопасности страны. Прежде всего резко уменьшилось прямое воздействие иностранных спекулятивных инвесторов на рынок ГЦБ. Нерезиденты не имеют права вкладывать новые средства в ГКО/ОФЗ, а также свободно репатриировать средства, полученные от продажи имеющихся у них реструктурированных после дефолта государственных облигаций.
Существенно снизилась угроза со стороны нерезидентов на рынке акций. В 1997-1998 гг. они могли в короткие сроки продать акции российских эмитентов на сумму 2-2,5 млрд долл. и вывести их из страны. В настоящее время в связи с сокращением количества свободно обращающихся акций нерезиденты способны в короткие сроки вывести из страны всего несколько десятков миллионов долларов.
Наконец, в связи с уменьшением емкости чрезмерно раздутого в додефол- товский период фондового рынка, принятием им уровня более адекватного уровню реального сектора снизилось влияние изменения конъюнктуры рынка
(скачкообразных изменений доходности государственных облигаций, курсов акций, оборотов ценных бумаг) на экономику.
В 1999-2002 гг. наиболее реальными угрозами экономической безопасности на фондовом рынке являлись следующие факторы. Несмотря на то что влияние нерезидентов на рынке значительно сократилось, именно они вносили главное дестабилизирующее влияние на рынок ГЦБ. Дело в том, что часть имевшихся у них ГКО/ОФЗ погашена в рублях. Эти рублевые средства, а также средства, полученные от продажи имеющихся у них ГКО/ОФЗ, конвертируются в СКВ на специальных аукционах. В промежутках между аукционами нерезиденты покупают облигации, а непосредственно перед аукционом - продают их. В результате доходность ГКО/ОФЗ изменялась на 5-7%, а обороты рынка носили скачкообразный характер.
Негативное влияние на экономическую безопасность страны оказывала все большая монополизация рынка ценных бумаг. В Российской торговой системе до 2/3 от общего объема сделок с акциями приходилось на 3-5 компаний, причем эти компании либо со 100%-ным иностранным капиталом, либо тесно связаны с ним. На рынке ГЦБ основная часть сделок приходилась на несколько десятков юридических лиц - коммерческих банков и нерезидентов, попавших под реструктуризацию госдолга по ГКО/ОФЗ. Рост монополизации фондового рынка делает его все более замкнутой системой, препятствует участию в операциях с ценными бумагами средним и мелким инвесторам. Это не позволяет расширить масштабы операций, снизить зависимость состояния рынка от поведения небольшого числа крупных спекулятивных инвесторов.
Наконец, нельзя не обратить внимание и на тот факт, что возобновление эмиссии ГЦБ с конца 1999 г. вернуло фондовый рынок в систему бюджетно- перераспределительных отношений. Средства, полученные от размещения ГКО, идут не на инвестирование народного хозяйства, а на покрытие текущих потребностей федерального бюджета, в том числе на выплату процентов нерезидентам - держателям ОФЗ и на погашение этих ценных бумаг. В 2002 г. эмиссия федеральных облигаций резко возросла. Было выпущено ОФЗ на сумму 120 млрд руб. Из них 100 млрд руб. пошло на погашение прежних выпусков ОФЗ. Налицо новое строительство пирамиды ГКО/ОФЗ.
Вовлечение фондового рынка в бюджетную систему, строительство пирамиды ГКО/ОФЗ, как убедительно показала практика 1997-1998 гг., подрывает инвестиционный потенциал страны, ведет к губительным последствиям для экономики (пример - дефолт 1998 г.). Возрождение рынка ГЦБ по образцу рынка додефолтовского периода увеличивает неустойчивость фондового рынка России, повышает угрозу ее экономической безопасности.
На экономическую безопасность страны помимо внутренних факторов влияют и внешние. После временного затишья на мировом фондовом рынке в конце 1998-1999 гг., когда казалось, что угроза глобального кризиса, назревавшего в 1997-1998 гг., прошла, положение на нем вновь резко обострилось.
За последние годы на мировом фондовом рынке произошли радикальные перемены. Расширились функции фондового рынка в системе международных экономических отношений, резко увеличилось его влияние на стабильность как финансового рынка в целом, так и реального сектора.
Основными факторами, влияющими на состояние мирового фондового рынка, являются:
возникший осенью 2000 г. кризис на рынке акций США. В результате важнейшие фондовые индексы США за последние 2,5 года упали: Dow Jones Industrial с 11 310 до 7286; Standard&Poors 500 с 1520 до 777; NASDAQ с 5100 до 1114. Только в акциях hi-tech «сгорело» свыше 5 трлн долл.;
начавшийся в конце 2000 г. - начале 2001 г. под влиянием событий в США кризис на мировом фондовом рынке. Важнейшие фондовые индексы за год упали: британский FTSE-100 с 6798 до 3671; французский САС-40 с 6922 до 2656; германский DAX-30 с 7445 до 2598; гонконгский Hang Seng с 17 274 до 8934. В настоящее время на фондовом рынке США началось оживление. Dow Jones Industrial вырос до 10 200, a NASDAQ до 1950 пунктов. Однако до предкризисного уровня еще очень далеко. Европейские фондовые индексы выросли крайне незначительно;
террористические акты в США, усилившие кризис на мировом рынке акций. После событий 11 сентября 2001 г. суммарная рыночная стоимость акций уменьшилась более чем на 1,5 трлн долл. ;
перспективы крупномасштабных военных действий против террористов.
На Россию кризис на мировом фондовом рынке оказал неоднозначное
влияние. Рынок ГЦБ практически не пострадал от кризиса. Лишь после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. был отложен аукцион по размещению ОФЗ, а также незначительно снизились котировки некоторых выпусков федеральных облигаций. Однако уже через несколько дней котировки ГЦБ вернулись к своей долгосрочной тенденции - продолжающемуся с конца 1999 г. росту.
Зато рынок акций серьезно пострадал от кризиса. Уже в начале весны 2001 г. котировки дивидендных бумаг резко упали. Однако в июне-июле последовал почти 30%-ный рост «голубых фишек». После некоторого снижения котировок в августе-сентябре начал формироваться восходящий тренд котировок. Однако вечером 11 сентября после получения известий о трагических событиях в США котировки в течение короткого времени буквально «провалились» (рис. 19.2).
Из рис. 19.2 видно, что курсы акций РАО «ЕЭС России» (на них приходится более 50% оборота торгов акциями на ММВБ) в течение первых 6 ч торгов находились в диапазоне 3,155-3,177 руб. за акцию. Однако около 17 ч московского времени поступила информация, о том, что в одно из зданий Всемир- _... T > 1 І І \ " . 1 А. .. . 1 ?. І Г Y*\JR Г Г Г Г 7%,
.... L ! 1.. ... І > І. _ V 7
>.. ... ? .1 Н-F--^ І
T 4 » > І І " Г " ~ Г ~ ~ Г " - ~ (" " " " Г " - Г Т " І Г Г Г Г. 7 Г І І * ! ; г; ! | 1 !] " W _ > » І T І І » ; Щ Г - - "
L,„ „, _ \„ .. _ І, „ _ L _ {., „ ... _ І Д, _ ... „ „. „ І, „. „ І Д L ,„ J, руб. 3,18 f 3,17 | 3,16 # 3,15 J 3,14 I 3,13 f 3,12 f 3,11 І 3,10 J 3,09 f 3,08 І 3,07 t 3,06 T 3,05 f
3f04 T" 1 " ¦ 1 11 і 1 " m 8 1,1 jl "j" 1 ""» * 1 11"" і" ч »"i " m " M ¦ ¦ і і і і і і ¦¦ j " M I ч! I . I J-"и ¦ і j
10:5911:21 11:4512:0912:3312:5713:21 13:4514:0914:3314:5715:21 15:4516:0916:3316:5717:21 17:4518:09
РИС. 19.2. Изменение котировок акций РАО «ЕЭС России» на ММВБ 11 сентября 2001 г., руб.
Расчеты по: Данные официального сайта ММВБ в Интернете.
ного торгового центра в Нью-Йорке врезался захваченный террористами самолет. В итоге за 7 мин курс акций упал с 3,167 до 3,108 руб. Затем последовала попытка участников биржи стабилизировать ситуацию - курс акций вырос до 3,142. Но в это время поступили новые известия об атаке террористов на второе здание Всемирного торгового центра и на Пентагон, после чего в течение примерно 20 мин курс акций снизился до 3,04 руб.
Рынок вошел в состояние крайней нестабильности. Явно проявился понижающийся тренд с высокой степенью волатильности (рис. 19.3).
На рис. 19.2 до момента получения известий о террористических актах в США показано изменение котировок, типичное для стабильного рынка, - отклонения от тренда невелики. Их сравнение с изменением котировок, представленных на рис. 19.3, дает яркое представление о переходе рынка в крайне нестабильное положение. Котировки меняются скачками, причем каждый новый скачок завершается на отметке ниже предыдущего.

    В результате вхождения России в мировую экономическую и финансовую систему уязвимость ее рынка ценных бумаг от внешних воздействий значительно возрастет. Назрела необходимость исследования проблем безопасности рынка, выработки концептуальных подходов и практических мер по ее обеспечению на основе анализа зарубежного и отечественного опыта.
    Для начала необходимо отделить друг от друга национальные угрозы, представляющие опасность для жизнедеятельности всего государства, и экономические, представляющие опасность для отдельных сегментов рынка. Это позволит более точно определить понятия национальной и экономической безопасности рынка ценных бумаг. Под его национальной безопасностью следует понимать способность государства защищаться от внешних и внутренних угроз, представляющих опасность для всей кредитно-финансовой системы.
    Анализ последних кризисов (до решений правительства и ЦБ РФ от 17 августа) в сфере государственных долговых обязательств и корпоративных ценных бумаг свидетельствовал об их взаимной зависимости, что оказывало существенное влияние на состояние национальной и экономической безопасности российского рынка ценных бумаг в целом. Сбои на валютном рынке устранялись за счет рынка госбумаг, что затем оказывало воздействие на рынок корпоративных ценных бумаг. Центробанк России, повышая ставку рефинансирования, спасал положение с национальной валютой и создал кризисную ситуацию на рынке государственных бумаг.
    Функции государства и конкретных участников в обеспечении безопасности рынка ценных бумаг существенно различаются. В концепции развития рынка ценных бумаг России акцент делается на принципе саморегулирования и формирования в перспективе саморегулирующейся системы. На наш взгляд, это не совсем верно даже для рынка корпоративных ценных бумаг.
    В развитых странах рынок формировался десятки лет и постепенно сложилась стройная и надежная система его безопасности. Так, система регулирования и обеспечения безопасности рынка ценных бумаг США начала активно создаваться после финансового кризиса в 1933-1934 гг., когда был принят ряд законов. В течение длительного времени она совершенствовалась и в последнее время приобрела в большей степени саморегулируемый характер. Речь идет о рынке корпоративных и производственных ценных бумаг. Рынок государственных долговых обязательств регулируется и обеспечивается государством и его правоохранительными органами.
    В период становления нашего рынка необходимо повышать роль государства и его органов в области регулирования и обеспечения безопасности. Государство должно формировать законодательную и нормативную базу функционирования рынка, организовывать систему правоприменения и выполнять регулирующую функцию. Если в вопросах формирования законодательной и нормативной базы наметились определенные подвижки, то в сфере правоприменения и регулирования (деятельность регулирующих и право-охранительных органов) существуют серьезные проблемы и трудности. Объединение усилий в деятельности государственных органов и разграничение полномочий - крайне важны для национальной и экономической безопасности рынка ценных бумаг. Это необходимо сделать прежде всего в законодательном порядке. Для координации мер и организации взаимодействия правоохранительных и регулирующих органов целесообразно создать межведомственную комиссию при правительстве России. Одновременно следовало бы создать систему экономической безопасности в ФКЦБ и ее региональных отделениях.
    Как известно, практика всегда опережает теоретические изыскания. Отрадно, что впервые в России на столичном уровне предпринята попытка формирования нормативной базы в сфере административного законодательства на рынке ценных бумаг - принят закон г. Москвы, а также организуется взаимодействие регулирующих и правоохранительных органов в этой сфере. Однако московский рынок, безусловно, самый сильный и прогрессирующий, является лишь частью общероссийского, и принимаемые меры вряд ли окажут существенное влияние на безопасность рынка в целом. Похвально, что инициатором этой работы является московское региональное отделение ФКЦБ и ее председатель Юрий Сизов.
    Вместе с тем закрепление взаимодействия регулирующих и правоохранительных органов в форме соглашения может оказаться недостаточно эффективным с юридической и практической точки зрения. Это должно быть закреплено в законодательном порядке государством.
    Важной частью экономической безопасности рынка ценных бумаг является противодействие мошенничеству и манипуляциям с ценными бумагами, и не только с корпоративными, которые рассматриваются в статье господина Ю. Сизова1.
    Отечественная и зарубежная практика накопила значительный опыт выявления, предотвращения и пресечения различных мошеннических схем и операций со всеми инструментами рынка ценных бумаг. Перечень этих правонарушений велик и требует дальнейшего исследования.
    Вместе с тем сводить экономическую безопасность только лишь к проблеме борьбы с мошенничеством и другими правонарушениями на рынке ценных бумаг было бы неправильно. Большую опасность для него представляют проблемы функционирования на рынке теневой экономики и отмывания преступных денег. Именно противодействие этим явлениям в большей степени является прерогативой правоохранительных органов, которые вследствие отсутствия соответствующих законов и достаточного опыта испытывают в этой работе значительные трудности. Создание в системе ФСБ России департамента экономической безопасности позволит повысить уровень обеспечения экономической безопасности страны, в том числе рынка ценных бумаг.
    Таким образом, обеспечение национальной и экономической безопасности на рынке ценных бумаг можно определить как совокупность законодательных, правоприменительных и регулирующих мер, принимаемых государством, его институтами и конкретными участниками для защиты своих интересов. Это определение можно рассматривать как базисное, отражающее основные функции и государства, и отдельных субъектов по регулированию и обеспечению безопасности рынка ценных бумаг России.
    Обеспечение безопасности рынка ценных бумаг России должно осуществляться на федеральном уровне, на уровнях субъектов Федерации и участников рынка ценных бумаг (банки, акционерные общества, инвестиционные компании и фонды, государственные и частные предприятия, индивидуальные вкладчики).
    Безопасность рынка ценных бумаг России условно можно рассматривать по сегментам рынка и по проблемно-объективному принципу. Решение этой проблемы должно включать следующие направления:

  • разработку законодательной и нормативной базы регулирования и обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг;
  • правоприменение на рынке ценных бумаг;
  • безопасность рынка государственных ценных бумаг;
  • безопасность рынка корпоративных ценных бумаг, включая защиту акционеров;
  • безопасность сферы вексельного обращения;
  • безопасность рынка производных и иных ценных бумаг;
  • безопасность участников рынка ценных бумаг (юридических и физических лиц);
  • информационную безопасность рынка ценных бумаг;
  • защиту эмитентов и инвесторов, в том числе иностранных;
  • защиту коммерческой тайны;
  • противодействие правоохранительных и регулирующих органов мошенничеству и манипуляциям с ценными бумагами;
  • противодействие отмыванию криминальных денег с использованием ценных бумаг;
  • координацию и взаимодействие правоохранительных и регулирующих органов в вопросах обеспечения безопасности рынка ценных бумаг;
  • международное сотрудничество в противодействии транснациональным мошенническим фирмам.
        Экономическую безопасность можно также подразделить по объектам функционирования на рынке ценных бумаг:
  • фондовая биржа и ее подразделения;
  • депозитарии;
  • реестродержатели;
  • телекоммуникационные и информационные системы рынка ценных бумаг;
  • ФКЦБ и ее региональные подразделения;
  • саморегулирующиеся организации НАУФОР, ПАРТАД и АУВЕР.
        В вопросах регулирования и обеспечения экономической безопасности рынка должна заметно возрасти роль Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Назрела необходимость закрепления за ней административных полномочий, в том числе в вопросах проведения собственных расследований в данной сфере (о чем, кстати, руководство этого ведомства уже заявляло).
        Значительную роль в обеспечении экономической безопасности рынка ценных бумаг и защиты собственных интересов в этой сфере играют конкретные участники: банки, акционерные общества, инвестиционные фонды и компании, индивидуальные инвесторы. Цели и выполняемые функции каждого субъекта рынка по обеспечению в первую очередь собственной безопасности при работе с ценными бумагами различаются по объемам и содержанию. Созданные ими службы безопасности разрабатывают меры для защиты своих интересов на этом рынке в зависимости от степени участия и спецификации субъекта.
        Защита фондового рынка и отдельных его участников всегда была в ряду первоочередных задач государства, государственных и негосударственных регулирующих органов любой страны. Например, в США и большинстве развитых стран разработана законодательная и нормативная база, создана система регулирования рынка ценных бумаг и защиты его участников. Установлена административная, гражданская и уголовная ответственность за нарушения. Широкие права предоставлены регулирующим органам. Система надзора компьютеризирована. Вместе с тем даже при высокой степени компьютеризации надзора на рынке ценных бумаг США вне поля зрения контролеров и правоохранительных органов остается до 50% случаев махинаций, манипуляций и других нелегальных действий. Скандальные разоблачения сотрясают Уолл-стрит, а такая законопослушная страна, как Великобритания, дает примеры мошенничеств даже, казалось бы, в защищенной сфере - деятельности коллективных инвестиционных фондов.
        Учитывая это, а также трудности становления отечественного рынка ценных бумаг, влияние на него кризисных явлений внутреннего и внешнего порядка, можно утверждать, что только саморегулирование не обеспечит безопасность интересов государства и его конкретных участников. В сегодняшних условиях необходимо значительно повысить роль и ответственность государства в регулировании и обеспечении безопасности рынка ценных бумаг. А это значит, необходимо, критически осмысливая зарубежный опыт, продолжить формирование законодательной и нормативной базы всех сегментов рынка в направлении его жесткого регламентирования по перечисленным выше направлениям. Важно всемерно повышать роль ФКЦБ и его подразделений как регулятора рынка и расширять ее административные полномочия, в том числе в проведении собственных расследований, а также как профессионального консультанта и эксперта государственных и правоохранительных органов по вопросам безопасности. Кроме того, надо разработать программу обеспечения информационной безопасности имеющихся и формирующихся телекоммуникационных систем, принять другие меры законодательного, правоприменительного и регулирующего характера.
        Правоохранительные и регулирующие органы зарубежных стран и нашей страны испытывают серьезные трудности в противостоянии деятельности традиционных мошеннических фирм. Это требует заключения соответствующих соглашений с регулирующими и правоохранительными органами различных стран и организации взаимодействия в этой сфере.
        Кроме перечисленных выше, существуют и другие проблемы национальной и экономической безопасности рынка ценных бумаг, которые требуют своего анализа и осмысления специалистами с целью выработки практических мер по их решению.
        В данной статье была поставлена задача обозначить проблему национальной и экономической безопасности на отечественном рынке ценных бумаг, определить функции государства и участников этого рынка в вопросах обеспечения его безопасности, рассмотреть основные направления, по которым должно идти решение указанной проблемы.
        В последующих публикациях предполагается представить возможные варианты таких решений исходя из анализа зарубежного опыта и реалий отечественного рынка.