Финансирование отраслей материального производства. Особенности финансирования ЖКХ

Сфера материального производства - все виды деятельности, создающие материальные блага, то есть блага в вещественной форме или в форме физического поля (например, электромагнитного) или, как обычно неточно выражаются, энергии, а также перемещение, хранение, сортировку, упаковку и тому подобные действия (производительный труд), являющиеся продолжением производства в сфере обращения. Сфера материального

производства – главная сфера человеческой деятельности. Она составляет основу существования человеческого общества. Здесь создается основная часть новой стоимости, затрачивается основное количество общественно необходимого труда. Финансы субъектов хозяйствования сферы материального производства

включают финансовые отношения - с другими предприятиями-организациями (получение выручки от реализации, поступлений от внереализационных доходов, уплаты и получения

штрафов, реализация ценных бумаг и т. д.). - с коллективом работников данного предприятия (создание фонда оплаты труда, премий, распределение прибыли и выплата пособий из фонда потребления др. - с государством (уплата налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, ассигнования из бюджета, покупка государственных ЦБ и т.д.). - хозрасчетными подразделениями внутри предприятий (распределение финансовых ресурсов между ними). - с банками (получение банковских ссуд и кредитов, их возврат,

предоставление банкам за плату временно свободных денежных средств и

т.д.). - с вышестоящими организациями (внутриотраслевое перераспределение). - с учредителями (формирование уставного фонда, распределение прибыли, выплата дивидендов. Финансы сферы материального производства базируются на принципах

финансовой самостоятельности, экономической ответственности, участия в кругообороте фондов предприятия не только собственных, но заемных денежных ресурсов. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом. Их деятельность основана на использовании основных и оборотных средств, входящих в уставный фонд. Государство не может перераспределять финансовые ресурсы предприятия без законных оснований. Регулирование финансовых отношений государством осуществляется установлением системы и порядка взимания налогов, распределения валютной выручки и т.д. Основные принципы организации финансов современных предприятий всех отраслей сферы материального производства являются едиными, что обусловлено общими законами товарного производства, сущностью денег и



денежных отношений. Финансы промышленности занимают ведущее место в общей системе финансов народного хозяйства. Принципы и методы организации финансов промышленности лежат в основе организации и планирования финансов в других отраслях. Практически все организации сферы материального производства – коммерческие организации. Основной финансовый документ организаций сферы материального производства (коммерческих организаций) – бухгалтерский баланс (форма

финансовой отчетности № 1) состоит из двух частей: пассива (собственный капитал и обязательства – источники средств) и актива (то, куда эти средства вложены). В основе функционирования организаций сферы материального производства лежит возобновляющийся производственный цикл. Но классификация финансовых активов привязана не к нему, а к финансовому году. Финансовые средства (капитал) с оборачиваемостью свыше года относят к необоротным средствам (недвижимость), а в пределах года – к оборотным.

Финансы промышленности.

Основные принципы организации финансов современных предприятий всех отраслей СМП едины, что обусловлено общими законами товарного производства, сущностью денег и денежных отношений. Финансы промышленности занимают ведущее место в общей системе финансов народного хозяйства, так как, во-первых, промышленность производит средства труда – основу производства жизненных благ человеком, во- вторых,

в промышленности создается большая часть ВВП и национального дохода. Промышленность является основной частью сферы материального производства. Принципы и методы организации финансов промышленности лежат в основе организации и планирования финансов в других отраслях (темы 2-4, 3-1, 3-3, 3-4). Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, промышленные предприятия производят раньше их возмещения из выручки за реализованную продукцию. Поэтому у предприятий возникает потребность в средствах на закупку необходимого сырья, топлива, основных ивспомогательных материалов, на оплату труда работников и т.д. Наибольший удельный вес в расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Они складываются из затрат, связанных с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, отчислений на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости населения и т.д.

Финансы АПК

Единовременностъ получения основной массы доходов приводит к тому, что на предприятиях агропромышленного комплекса распределение прибыли, формирование фондов накопления и потребления осуществляется только в конце года. Физиологические особенности сельского хозяйства ставят в большую зависимость финансы этой отрасли от природно-климатических факторов, что определяет необ-ходимость и особую роль создания резервных фондов на предприятиях АПК. Структура финансов сельского хозяйства тесно связана с ценообразованием в этой отрасли. Здесь производятся продукты питания и другие товары, идущие как сырье для других отраслей. Поскольку продукты питания относятся к группе социально-значимых товаров, то уровень цен на них определяется не только спросом и предложением, а и по-купательной способностью населения. Поэтому в сельском хозяйстве либерализация цен, рыночное ценообразование имеет ограниченный характер. Цены на сельскохозяйствен-ную продукцию контролируются государством, что накладывает специфику на финансо-вую деятельность сельскохозяйственных предприятий. Несоответствие в ряде случаев ус-тановленных государством цен действительным издержкам на производство сельскохо-зяйственной продукции АПК обуславливает низкую рентабельность отрасли и убыточ-ность многих предприятий.Это ведет к необходимости осуществления государственной поддержки АПК, вы-деления бюджетных ассигнований в эту отрасль через дотации и компенсирующие выпла-ты, предоставление льготных кредитов и льгот по налогообложению.

1. Финансирование отраслей материального производства. Особенности финансирования ЖКХ

Финансы предприятий — исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.

Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном — прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов.

За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значительном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий с бюджетной системой по принципу бюджета-нетто.

В соответствии с действующей бюджетной классификацией в состав расходов включаются расходы на материальное производство, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.

В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций.

Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства связывается со следующими причинами:

1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;

2) сокращением участия государства в производственных инвестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации предприятий;

3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по большинству продовольственных и промышленных товаров;

4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, достигаемой не только исключением из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, но и контролем за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.

С переходом на рыночные отношения система расходования бюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:

Финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечивающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и др.;

Сохранение научно-технической и кадровой базы российского ВПК, создание экономических условий для совершенствования технологий военного и двойного назначения, позволяющих увеличить на этой основе экспортный потенциал страны;

Поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделения бюджетных средств, так и путем предоставления государственных гарантий для этих проектов;

Сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;

Оказание поддержки агропромышленного комплекса на базе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы, направленной на сохранение плодородия почв, преодоление спада сельскохозяйственного производства;

Создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

Сокращение бюджетных ассигновании сопровождалось и снижением объемов промышленного производства, ростом числа убыточных предприятий. К основным причинам кризисного положения можно отнести:

1) изъятие капитала предприятий через рынок государственных и муниципальных облигаций;

2) высокие темпы инфляции издержек, которые привели к обесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферы бартера;

3) недоступность кредитных ресурсов для многих промышленных предприятий из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений.

Предприятия производственной сферы, являясь главной финансовой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследований российских ученых-финансистов.

Основная слабость государственной инвестиционной политики в настоящее время обусловлена незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов в силу ряда причин проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осуществляемых инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что правительство не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых инвестиционных проектов. Однако опыт последних лет свидетельствует, что в настоящее время складываются объективные предпосылки для выхода из инвестиционного тупика.

Внедрение бюджета развития — один из тех шагов, который позволит сдвинуть инвестиционный механизм с мертвой точки.

Считается, что при правильной организации управления бюджетом развития возможна дополнительная десятикратная мобилизация средств частных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики. К приоритетным направлениям промышленной политики относятся нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства, обеспечивающие выпуск машин и оборудования, необходимых для этих отраслей, авиастроение и ряд других.

Учитывая приоритетное финансирование в настоящее время социальных расходов, не имеющих альтернативных источников финансирования, примерно 60—65% средств инвестиционной программы направляется на государственную поддержку социальной сферы и 35—40% — на развитие производственной сферы. Это позволит в социальной сфере:

Снять остроту жилищной проблемы и в первую очередь для бесквартирных кадровых и уволенных в запас военнослужащих;

Улучшить напряженную социально-экономическую ситуацию в радиоактивных загрязненных районах;

Оказывать государственную поддержку фундаментальной науке в части сохранения и развития производственной базы;

Продолжать строительство важнейших объектов коммунального хозяйства, включая метрополитены, крупные мосты и мостовые переходы.

В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в городах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и т.д.

Современное производство также невозможно без обеспечения его услугами ЖКХ, предприятия которого не только создают условия жизни работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным и строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе производства.

Нельзя представить функционирование города, нормальную жизнедеятельность населения без городского благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и вывоза мусора). Следовательно, услуги ЖКХ — важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочей силы.

Являясь важной частью народного хозяйства страны, эта отрасль требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые складывались в пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.

Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

Жилищное хозяйство;

Водопроводно-канализационное хозяйство;

Топливно-энергетическое хозяйство;

Городской пассажирский транспорт;

Гостиницы;

Благоустройство населенных мест.

Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:

Бюджетные средства;

Средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическим лицам;

Средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

До 2000 г. в ведомственном подчинении находилось примерно 60% жилой площади, свыше 30% протяженности газовых сетей и около 30% мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Доля средств предприятий в финансировании жилищного хозяйства составляла более 75%, а коммунального хозяйства — около 25%. В связи с переходом на рыночные отношения предприятия из-за отсутствия у них необходимых финансовых ресурсов стали отказываться от своих жилищно-коммунальных объектов и передавать их в подчинение местным органам власти, т. е. на бюджетное финансирование.

До проведения реформы ЖКХ наибольшая часть финансовых ресурсов, необходимых для содержания и развития этой отрасли, поступала из бюджета.

В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ составляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнования на ЖКХ почти полностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств, направляемых на финансирование ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты и 65% — на местные бюджеты.

В связи с тем, что почти все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов, доля этих затрат в общем объеме расходов территориальных бюджетов довольно высока — 26%, в том числе в региональных бюджетах — 22%, в местных — 29%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненных средств для населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов — бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению, либо населению. В практике применяются все способы.

Выделение дотаций ЖКХ следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеществленного труда, а работникам — затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следует признать, что дотационность производства и реализации ряда видов продукции, товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в более экономном использовании материальных и финансовых ресурсов.

В условиях рыночных отношений проблема дотаций становится еще более актуальной.

Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшение экономической работы в этой отрасли с целью повышения эффективности использования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижение темпов роста эксплуатационных затрат. Важнейшим направлением поиска путей более эффективного использования затрат на жилищно-коммунальное хозяйство и снижение темпов роста затрат является концентрация предприятий этой отрасли в ведении местных органов власти. Это в свою очередь позволит шире вести работы по специализации предприятий и интенсификации производства, снижению себестоимости оказываемых ими услуг.

Реальными действиями в этом направлении станет проводимая в нашей стране реформа в ЖКХ, которая предполагает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию предприятий ЖСК путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Жилищное хозяйство — одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением жилищных условий.

Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудование домов и оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70—80%.

Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% — из региональных бюджетов и 70% — из местных.

В общем объеме территориальных бюджетов расходы на содержание жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах — 11%, в местных — 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соответственно на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанельного домостроения возрастают расходы на капитальный и текущий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстановительную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на текущий ремонт.

Таким образом, в перспективе с развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельствует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых на содержание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.

В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженерных систем в домах, широкое применение ручного труда.

Снижение роста расходов на содержание жилищного фонда в значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации. Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенности домов, повышение требовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяйством, привели к тому, что существующая система организации эксплуатации жилищного фонда, при которой все основные работы по его содержанию осуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической базой и производительностью труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этой отрасли и дает значительные экономические потери.

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т. д. Расходы на оплату услуг, производимых коммунальными предприятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.

Водопроводно-канализационное хозяйство. Проблема обеспечения населенных мест водой и очистки сточных жидкостей имеет важное значение для развития городов, особенно в густонаселенных и промышленных районах.

Водообеспечение, отвод и очистка сточных вод являются жизненно необходимыми с точки зрения как благоустройства жилых районов, дальнейшего развития промышленности, так и охраны окружающей среды. Наличие водных источников и средств подачи воды позволяет развивать промышленное производство и связанное с ним жилищно-коммунальное строительство. В то же время централизованное водоснабжение с достаточно налаженной технологией обработки воды дает возможность не только контролировать ее качество, но и искусственно обогащать питьевую воду необходимыми для здоровья населения микроэлементами. Строительство водоотводных и очистных сооружений позволяет сохранять экологическое равновесие окружающий среды, беречь водные ресурсы страны.

Городской пассажирский транспорт становится одним из главных средств осуществления производственных и социальных связей в городских системах, фактором экономии времени населения.

В выполнении возлагаемых на транспорт функций главная роль отводится общественному пассажирскому транспорту. По сравнению с индивидуальным транспортом он обеспечивает большую экономическую эффективность, безопасность, экономнее использует дорожное пространство.

Развитие транспорта еще значительно отстает от растущих потребностей в его услугах.

С увеличением территорий городов возросла дальность поездок их жителей. Увеличиваются затраты времени на передвижение в городах. Еще недостаточна насыщенность территорий городов линиями общественного транспорта и значительны интервалы движения машин. Отсутствие нужного количества подвижного состава является причиной его переполнения.

Наиболее значимым компонентом дотаций, предоставляемых из территориальных бюджетов отраслям социальной сферы, являются дотации на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату и жилищно-коммунальные услуги. Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ в этот период оказали влияние два основных фактора.

1) предприятия из-за резкого уменьшения государственного финансирования и падения спроса на свою продукцию сокращали расходы на эти цели. В результате расширялась сфера ответственности местных бюджетов за дотирование ЖКХ,

2) рост цен на энергоносители опережал общий уровень инфляции. Соответственно такое опережение, по-видимому, лишь отчасти могло быть компенсировано за счет установления льготных тарифов населению и перераспределения этих расходов на предприятия.

2. Бюджетный контроль. Парламентский и административный контроль

БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ - важнейшая часть государственного финансового контроля, осуществляемого в бюджетном процессе; главной целью является контроль за соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. В Бюджетном кодексе определены по времени проведения три формы бюджетного контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственных органов, органов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода или финансового года с целью проверки количественно-качественных (по каждому виду доходов и расходов) показателей исполнения бюджетов разных уровней.

Субъектами осуществления бюджетного контроля являются: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей в получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам внебюджетных фондов. Министерство финансов осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств (бюджетополучателями), за соблюдением общих и специальных принципов бюджетного и бюджетно-сметного финансирования. В некоторых случаях, специально оговоренных в Бюджетном кодексе, Министерство финансов осуществляет контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов (например при предоставлении финансовой помощи субъекту Федерации или местному бюджету). Министерство финансов также организует контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Аналогичные контрольные функции возложены на финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части их целевого обеспечения и своевременного возврата, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами; проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.

Особое значение имеет осуществление бюджетного контроля в процессе подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета. При выявлении фактов нарушения бюджетного законодательства (несоответствия бюджета утвержденному закону о бюджете, неведении режима сокращения и блокировки расходов) соответствующий представительный орган вправе отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств, приведших к нарушениям, и привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

Две формы контроля за исполнением бюджета. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентский и административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

Право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

Право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;

Право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

Право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления), для проведения внешнего аудита бюджетов;

Право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает:

Право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

Право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

Право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

Право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

1) Казначейство Российской Федерации осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

2) Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета.

3) Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль и аудит юридических лиц — получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

4) Финансовые органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

5) Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители бюджетных средств проводят аудит казенных предприятий.

6) Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для этих целей создана Счетная Палата Российской Федерации. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы она проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу ею ежеквартально представляются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дается ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.

Заключение Счетной Палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета включает:

Заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства Российской Федерации, допустивших осуществление платежа;

Заключения по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверх бюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

Заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов.

Кроме того, в заключение по отчету об исполнении бюджета входит анализ, характеризующий различные стороны исполнения бюджета.

3. Преимущества казначейской системы в сравнении с банковской системой исполнения бюджета

Из мировой практики известны две модели исполнения государственного бюджета: банковская и казначейская. В первом случае государство доверяет исполнение бюджета коммерческим банкам (утрачивая функцию текущего контроля за операциями с бюджетными средствами). Во втором - государство создает свой собственный аппарат управления и контроля за исполнением бюджета.

Система, похожая на казначейскую, в России действовала с 1918 года до середины 1990-х годов. В СССР порядок исполнения бюджета определялся Минфином СССР по согласованию с госбанком СССР. Бюджетными средствами распоряжались финансовые органы, единая система которых была подчинена Минфину; кассовое исполнение бюджета осуществлял Госбанк по принципу единства кассы. В систему Госбанка поступали и хранились все доходы и оттуда производились все расходы бюджета.

С распадом СССР в России сложилась банковская система исполнения бюджета, ее участники: Минфин, Центробанк, налогоплательщики, коммерческие банки, налоговые органы. Распоряжался бюджетными средствами государственный орган - Минфин России, а оперировали деньгами коммерческие банки. Кассиром коммерческих банков являлся ЦБ, а кассиром бюджетных средств - коммерческие банки. Сначала ЦБ предложил пользоваться услугами расчетно-кассовых центров (РКЦ), но бюджетополучателей не устраивала скорость операций и отсутствие процентов по остаткам на бюджетных счетах. Тогда был создан институт уполномоченных федеральных коммерческих банков - из числа крупных, обладающих достаточной филиальной сетью, а так же муниципальных банков.

Обладая более совершенными банковскими технологиями, комбанки получили право на кассовое обслуживание денежных потоков бюджета. Значительная часть счетов бюджета и бюджетных учреждений были переведены в коммерческие банки, которые осуществляли все расчетные функции. Однако из-за многочисленности счетов Правительство не могло в полном объеме владеть информацией о движении средств и контролировать исполнение бюджета. Нецелевое использование бюджетных денег стало массовым явлением, хотя и каралось Минфином и ЦБ.

Кроме того, банковская система исполнения бюджета вообще является "рисковой": коммерческие банки разоряются, и деньги застревают в неплатежеспособном банке.

Рассмотренные недостатки банковской системы исполнения бюджета устраняет централизованная казначейская система исполнения бюджета. К 1999 году практически был завершен процесс перевода счетов бюджетополучателей из комбанков в систему казначейства, которая состоит из трех уровней:

Главное Управление федерального казначейства на правах департамента Министерства финансов РФ (все его счета, за исключением валютных, находятся в ЦБ РФ и Сбербанке России, которые обслуживают все бюджетные счета по указаниям казначейства);

Сеть отделений федерального казначейства в городах и районах (в них сосредоточено большинство лицевых счетов бюджетных организаций и остатков бюджетных средств. Если нет учреждения Центрального банка или Сбербанка, счет отделения казначейства открывается в коммерческом банке, выигравшем конкурс).

Казначейство выполняет обязательства бюджетных организаций (оплачивает счета поставщиков и производителей) и контролирует расходы, отслеживая целевой характер расходов и соответствие объемов фактического финансирования бюджетных организаций заложенным в бюджете (роспись) показателям.

Принципиальным отличием казначейской системы от банковской является перевод всех счетов в казначейство. Все доходы бюджетополучателей отражаются на лицевых счетах, открытых в рамках единого бюджетного счета. Фактически деньги не находятся в распоряжении бюджетополучателей, лицевые счета ведутся исключительно в целях бухгалтерского учета. Система работает так: Казначейство получает поручение бюджетополучателя, проверяет его на адекватность и передает документы на оплату в отделения ЦБ, который осуществляет расчеты.

В рамках внедрения технологий ЕКС в 2000 году был завершен перевод всех доходных счетов в систему счетов федерального казначейства, в том числе и счетов Таможенного комитета и Минобороны России. Введение ЕКС не позволяет бюджетным учреждениям иметь счета в кредитных организациях. Теперь государственные финансы менее подвержены влиянию экономических кризисов.

Создание единого счета позволит в любой момент получить информацию об объемах собранных доходов бюджета, о произведенных расходах, о наличии свободных денежных средств. Федеральное казначейство выполняет роль "кассира-контролера". Правительство сможет увидеть, кто и как тратит бюджетные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Появится возможность прогнозировать кассовые разрывы при исполнении бюджета с большей точностью. Сокращаются краткосрочные заимствования на внутренних финансовых рынках.

В результате казначейская система имеет три специфических преимущества: во-первых, повысилась сохранность средств; во-вторых, повышается скорость расчетов в государственном секторе (сокращаются неплатежи); и, в-третьих, высвобождается значительный объем бюджетных средств за счет перехода от авансирования расходов к оплате счетов по факту.

Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, — доходный и расходный — на одном счете.

Казначейская система исполнения бюджетов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета, при этом должны соблюдаться обязательные последовательно проводимые процедуры санкционирования и финансирования расходов.

Основными этапами санкционирования и финансирования при исполнении расходов бюджетов являются:

Составление и утверждение бюджетной росписи;

Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств и бюджетными учреждениями,

Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

Расходование бюджетных средств (процедура финансирования).

  1. 246-43+56=259 - учащиеся на 01.09 (I-IV)
  2. 476-98+43=421 - учащиеся на 01.09 (V-IX)
  3. 96-28+ (98.0,7)=137 - учащиеся на 01.09 (X-XI)
  4. К ср. год. = (246.8,5+259.3,5)/12 = 250 - учащиеся (I-IV)
  5. К ср. год. = (10.8,5+10.3,5)/12=10,0 - классы (I-IV)
  6. К ср. год. = (476.8,5+421.3,5)/12=460 - учащиеся (V-IX)
  7. К ср. год. = (19.8,5+17.3,5)/12=18,4 - классы (V-IX)
  8. К ср. год. = (96.8,5+137.3,5)/12=108 - учащиеся (X-XI)
  9. К ср. год. = (4.8,5+5.3,5)/12=4,3 - классы (X-XI)

Используемая литература

1. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: 2005год.

2. Казначейское дело: Учебное пособие для вузов/ под ред. В.М. Тиницкий - М.: 2007 год

1 000руб.

Описание

Заключение

Среднесрочная программа социально-экономического развития РФ на период 2014 – 2016 годов включает подпрограмму дальнейшего развития регионов и финансовых рынков.
Основными приоритетами при этом выделяются:
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех финансовых потоков;
- создание единого для всех финансовых рынков мегарегулятора,;
- разработка четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов;
- расширение доступности информации;
- совершенствование законодательства в части пресечения преступлений на финансовых рынках государства.
Изучение и корректировка направлений финансовой политики, на текущем этапе развития, является одной из наиболее важных задач государственных ор...

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования государственной финансовой поддержки отраслей материального производства 5
1.1. Сущность, задачи, формы государственной финансовой поддержки отраслей материального производства 5
1.2. Отраслевые особенности финансов сельского хозяйства 9
Глава 2. Формирование бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства на примере ХМАО - Югра 12
2.1. Структура и динамика расходов бюджета РФ на поддержку сельского хозяйства в 2013-2015 гг. 12
2.2. Структура и динамика расходов бюджета ХМАО-Югры на поддержку сельского хозяйства в 2013-2015 гг. 17
2.3. Государственные программы поддержки сельского хозяйства Российской Федерации 22
Глава 3. Перспективы совершенствования государственных расходов на поддержку сельского хозяйства 25
3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование бюджетных расходов на сельскохозяйственную отрасль РФ 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы: 29
Приложение 1………………………………………………………………………………………31

Введение

Введение

Благополучное и планомерное развитие отраслей сельского хозяйства невозможно без участия государственных и муниципальных финансов. Бюджетные ресурсы при этом являются важнейшим источником финансирования сельскохозяйственных отраслей.
Эффективное планирование бюджетных расходов, направленных на поддержку отраслей материальной сферы с каждым годом становится всё более актуальным. Взвешенное и последовательное планирование совместно с качественным исполнением позволяет стимулировать убыточные отрасли материальной сферы, задавать ориентир и приоритеты развития предприятий.
За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве. Объём инвестиций на строительство сократился в 25 раз, увеличивается удельный вес убыточных хозяйств, дебиторско-кредиторская задолженность.
Сложившееся сегодня на рынке сельского хозяйства относительное равновесие спроса и предложения при сокращении собственного производства поддерживается импортом продуктов.
Особенности АПК и специфика его состояния определяют политику государства по финансированию АПК.
Обеспечение решения наиболее важных государственных задач посредством бюджетных ассигнований предполагает:
финансирование приоритетных мероприятий по развитию отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции, делая её конкурентоспособной на мировом рынке (авиастроение, космические программы, атомная промышленность, машиностроение).
сохранение научно-технической и кадровой базы российского ВПК, создание условий для совершенствования технологий военного назначения, позволяющих увеличить государственный потенциал;
поддержка высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, посредством выделения бюджетных средств и предоставления госгарантий под эти проекты;
сосредоточение инвестиционных расходов на объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;
оказание поддержки АПК на базе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы;
финансирование производственной и социально - бытовой инфраструктуры.
Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением значимости бюджетного финансирования отрасли сельского хозяйства в Российской Федерации в связи с нестабильностью политической и экономической ситуации на мировой арене и вводимыми против России санкциями на поставку сельскохозяйственной продукции из других государств.
Цель курсовой работы заключается в изучении формирования бюджетных расходов и способов планирования государственной поддержки отраслей материального производства Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования государственной финансовой поддержки отраслей материального производства;
2. Определить формирование бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства на примере ХМАО - Югры;
3. Вывить перспективы совершенствования государственных расходов на поддержку сельского хозяйства.
Предметом исследования является совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе финансирования отраслей материального производства в Российской Федерации.
Объект работы – ХМАО – Югра.

Фрагмент работы для ознакомления

Глава 2. Формирование бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства на примере ХМАО - Югра2.1. Структура и динамика расходов бюджета РФ на поддержку сельского хозяйства в 2013-2015 гг.Развитие сельскохозяйственных отраслей на современном этапе развития российской экономики, является важнейшим направлением структурной перестройки экономики российского государства. Либерализация ценовой политики, ужесточение кредитной способствовали ухудшению финансового положения агропромышленного комплекса. Было приостановлено укрепление материально-технической базы, поддержание плодородия почв, развитие социальной инфраструктуры на селе. Основными направлениями государственной бюджетной поддержки сельскохозяйственных отраслей являются: - финансирование проведения земельной реформы; - финансирование развития федерализма; - развитие рыночных отношений в сельскохозяйственных отраслях; - поддержка развития социальной инфраструктуры сел, жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог; - мелиорация земель и содержание мелиоративных систем; - повышение плодородия земель; -cтроительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота; -развитие строительной индустрии и строительных материалов; -финансовая помощь землеустройству, мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб. Государственная поддержка отраслей сельского хозяйства предполагает проведение структурных преобразований, сокращение спада производства продукции растениеводства и животноводства, создание условий для их развития, поддержку перерабатывающих отраслей промышленности, удовлетворение потребностей в сельскохозяйственном сырье, развитие новых технологий, содержание объектов социальной сферы.В некоторых регионах Российской Федерации насчитывается более 20 форм государственной поддержки (рис 4). Рис. 4. Основные формы и виды государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителейЭффективная аграрная политика предполагает сглаживание территориальных диспропорций и учёт особенностей возникновения и развития депрессивных тенденций на территориях субъектов РФ. Снижение объёмов производства, уровня жизни населения, негативные экологические и социальные тенденции способствуют усилению депрессивного характера экономики, что содействует необходимости выработки стратегии социально-экономического развития депрессивных регионов. Таблица 1Меры государственной поддержки сельского хозяйства (в соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО)№ п/п Формы господдержкиВиды государственной поддержкиВозможность использования в России1.Меры «голубой корзины»Государственные выплаты, направленные на ограничение размеров сельскохозяйственных угодий и уменьшение поголовья скота; компенсации, предоставляемые фермерам в случае добровольного сокращения объёмов производстваОтсутствует в связи с кризисом сельскохозяйственного комплекса2.Меры «зелёной корзины»Государственные расходы, не оказывающие прямого воздействия на увеличение производства, условия торговли: затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга в сельской местности, информационное обеспечение сельских товаропроизводителей, модернизация сельской инфраструктуры, проведение научно-исследовательских работПрименимы в российских условиях3.Меры «жёлтой корзины»Государственные затраты по поддержке сельского хозяйства, не включённые в «голубую» и «зелёную» корзины (показатель: совокупные меры поддержки – СМП)Целесообразно использовать для стимулирования сельскохозяйственного производства4. Меры, относящиеся к категории «специальный и дифференцированный режим» Инвестиционные субсидии и дотации на приобретение материально-технических ресурсовПредусмотрены только для развивающихся странРасходы государственных бюджетов на всех уровнях направляются на содержание плодородия почв, обновление основных производственных фондов в отрасли сельского хозяйства. Приоритетным направлением государственной поддержки сельского хозяйства должно выступать бюджетное финансирование процентных ставок по кредитам. В 2013 общий размер предоставленных государственных субсидий на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при уплате ими процентов по полученным кредитам составил около 59 млрд. руб. (табл. 2).Таблица 2 Размер и структура господдержки сельского хозяйства Российской Федерации в 2013 г.Виды субсидий Сумма, млрд. руб.% к итогу1. Субсидирование процентных ставок по кредитам:инвестиционным (на срок 10 лет)41,3345,6краткосрочным (до 1 года)16,6618,5всего57,9863,82. Субсидии на поддержку развития сельского хозяйства:растениеводства4,484,8животноводства5,756,4промышленного рыболовства0,130,2малых форм хозяйствования5,996,7консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям0,180,3экономически значимых региональных программ6,567,33. Компенсация части затрат на приобретение средств химизации9,6810,9Итого90,74100,0Расходы на сельское хозяйство были одной из немногих «защищенных» расходных статей госбюджета на 2015 год. Осенью 2014 года Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о том, что расходы на сельское хозяйство, особенно в условиях санкций, правительство сокращать не будет. В декабре 2014 было принято постановление об увеличении объёмов бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы до 2020 года на 688,4 млрд. руб., до 2,1 трлн. руб.В расходах государственного бюджета выделяют средства на выплаты дотации и компенсации сельхозпроизводителям, предусматривается возмещение затрат на приобретение удобрений, развитие элитного семеноводства, компенсацию затрат на энергию тепличных производств. В отрасли животноводства выделяют дотации на поддержку племенного дела, компенсации затрат на приобретение комбикормов. Продолжается обеспечение сельских территорий горючесмазочными материалами, минеральными удобрениями на условиях товарного кредита, проводится списание задолженности сельскохозяйственных предприятий по кредитам и процентов с отнесением сумм на государственный внутренний долг. Также государственная поддержка АПК производится посредством проведения льготной налоговой политики, снижения отчислений во внебюджетные фонды. Приоритетным направлением государственной поддержки сельского хозяйства является сохранение и восстановление земель сельскохозяйственного назначения, решение проблем ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. В 2015 году в России ситуация с государственной поддержкой сельского хозяйства другая. На 2015 год 9,7 млн. га мелиорированных земель, 5 млн. орошаемых и 4,7 млн. осушенных. Эти земли занимают 5% общей площади сельхозугодий, дают весь урожай риса, 3/4 - овощей, 1/4 - зерна кукурузы, более 1/5 – кормов. В 2014 было предусмотрено 169 млрд. руб., с добавлением в течение года около 40 млрд. руб., на поддержку отраслей сельского хозяйства, в 2015 предварительно согласовано 170 млрд., 7 из которых - финансы «Росавтодора», перешедшие по программе развития сельских дорог. На помощь сельскохозяйственной отрасли в ценах 2013-2014 года будет выделено 135-140 млрд. руб., на 30 млрд. меньше уровня 2014 года. 2.2. Структура и динамика расходов бюджета ХМАО-Югры на поддержку сельского хозяйства в 2013-2015 ггСельскохозяйственный комплекс - одна из составляющих экономики Ханты-Мансийского района.По состоянию на 01.01.2014 года производством сельскохозяйственной продукции в районе занимались 3 производственных кооператива – «Реполовский», «Селиярово», «Родина», 53 крестьянских хозяйства, 398 личных подсобных хозяйств. Молочно-мясное скотоводство, свиноводствоПо состоянию на 01.01.2015 поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 2787 голов, что на 6,2% более уровня 2013 года. Увеличение поголовья обусловлено увеличением поголовья крупного рогатого скота в крестьянских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах соответственно на 12,0 и 12,6%. Положительная динамика наблюдается по поголовью коров, свиней, лошадей, овец. Рост, в сравнении с уровнем 2013 года составил соответственно 10,8, 20,3%, 13,5% и 28,4%. За 2014 год предприятиями всех форм собственности и личными подсобными хозяйствами населения произведено 1142 тонны мяса или 106,2% к уровню 2013 года. Из общего объема производства мяса 78,7% или 910 тонн приходится на крестьянские хозяйства района, что выше уровня 2013 года на 12,9 %. Значительный рост производства мяса отмечается в крестьянско-фермерских хозяйствах Воронцова А.А. (с. Батово), Третьяковой С.А. (с. Елизарово), КФХ Башмакова В.А. (с. Троица), Веретельникова С.В. (д. Белогорье). За период с января по декабрь 2014 года хозяйствами произведено 165,137,105 и 78 тонн мяса. Положительное влияние на формирование показателя производства мяса оказывает наращивание поголовья свиней. За январь-декабрь 2014 года производство мяса данного вида животных составило 458 тонн или 40% от общего объема производства мяса по району. За 2014 предприятиями всех форм собственности произведено молока – 5900 тонн или 104,4% к уровню 2013 года. Лидером по надоям молока является КФХ Башмакова В.А. (с. Троица). За январь-декабрь 2014 года данным хозяйством произведено 3124,5 тонн или 53,7% от общего надоя хозяйств района. Положительная динамика по производству молока наблюдаются в ЖСК «Родина», где произведено 195 тонн молока, а также в фермерских хозяйствах Антонова С.В. (с.Селиярово), Белкиной В.Б., Веретельникова С.В., где произведено 160, 133 и 80 т соответственно. ПтицеводствоНа 01.01.2015 поголовье птиц во всех категориях хозяйств составило 3792 головы, из которого 73% содержится в личных подсобных хозяйствах, где мясо производится исключительно для личного потребления и 27% поголовья содержится в крестьянских хозяйствах.Основу птицеводства в крестьянских хозяйствах составляет производство мяса птицы, осуществляемое завозом цыплят в возрасте 10 суток и последующего их доращивания. В течение 2013 года фермерскими хозяйствами Третьяковой С.А. (с. Елизарово) и Стенина А.В. (д. Ярки) было завезено более 7000 голов различных видов птицы. За 12 месяцев 2014 года этими хозяйствами произведено 33,4 т. мяса. РастениеводствоПо итогам посевной кампании 2014 года общая занятая площадь под сельскохозяйственными культурами составила 891,9 га., в том числе площадь, занятая организациями – 457,5 га, населением – 434,4 га. Из общей площади посевов под картофелем было занято 43,1 % (385 га), овощами – 11,5% (103,2 га), однолетними травами – 45,2% (404 га). По данным сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских хозяйств в 2014 году собрано картофеля в количестве 705 т (63,6% от уровня 2013 года). Производство овощей по хозяйствам без учёта населения составило 146 т, 56,1% от уровня 2013 года. На снижение валового сбора картофеля и овощей огромное влияние оказали погодные и гидрологические условия.Переработка сельскохозяйственной продукцииПереработка сельскохозяйственной продукции на территории района представлена производством молочной, мясной и рыбной продукции.Основной производитель молочной продукции – фермерское хозяйство Башмакова В.А. (с. Троица), выпускающее 12 наименований продукции с ежегодным производством около 3000 т. Остальные производители молока, осуществляют только первичную переработку.В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию завода по переработке молока в крестьянском хозяйстве Антонова С.В. (с. Селиярово), строительство цеха по переработке молока в ЖСК «Родина» и фермерском хозяйстве Белкиной В.Б. (д. Лугофилинская).Переработку мяса на территории района осуществляют 4 хозяйства – КФХ Воронцова А.А. (с.Батово), КФХ Веретельникова С,В. (д. Белогорье), КФХ Марчука Н.И. (д. Ярки), КФХ Башмакова В.А. (с. Троица), которые выпускают до 30 наименований мясной продукции. Финансовая поддержкаЗа 2014 год на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств бюджета округа было направлено средств в сумме 162,6 млн. руб. Данные средства в форме субсидий предоставлены:- 68 сельхозтоваропроизводителям – за реализованную продукцию животноводства и растениеводства в сумме 110,2 млн. рублей;- 4 фермерским хозяйствам на содержание маточного поголовья скота специализированных мясных пород в сумме 3,1 млн. рублей;- 8 крестьянским хозяйствам на усовершенствование материально-технической базы малых форм хозяйствования в сумме 7,4 млн. руб;-309 личным подсобным хозяйствам населения на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных в сумме 3,6 млн. рублей;-36 национальным общинам и предприятиям на вылов и реализацию рыбы-сырца, производство рыбной продукции в сумме 31,8 млн. рублей;-27 национальным общинам и предприятиям на заготовку и переработку дикоросов в сумме 6,5 млн. рублей. В 2014 году в развитие агропромышленного комплекса в рамках районной программы по развитию сельского хозяйства было инвестировано в строительство и реконструкцию сельскохозяйственных объектов средств в сумме 4,9 млн. рублей.С 2013 года количество крестьянско-фермерских хозяйств в регионе выросло в 1,7 раза. На сегодня в Югре действует 611 таких хозяйств.Значительное укрепление поддержки инициатив сельского хозяйства в ХМАО-Югре привело к росту производства. Продукция сельскохозяйственной отрасли в денежном эквиваленте насчитывает более 10 млрд. рублей. Финансирование сельхозпроизводителей за 2013 год выросло почти до 2 млрд. руб. Финансовую поддержку получают и семейные фермы. Владельцы хозяйств отмечают, что без государственного субсидирования развивать производство в округе практически невозможно.Что касается приоритетных инвестпроектов АПК Югры, на сегодняшний день работа ведется по двум направлениям – это реконструкция рыбоводного завода по воспроизводству ценных пород рыб и строительство первого этапа тепличного комплекса «Агрофирмы» в деревне Ярки. Эти проекты должны вывести сельское хозяйство региона на качественно новый уровень. 2.3. Государственные программы поддержки сельского хозяйства Российской ФедерацииГосударственная поддержка сельскохозяйственного комплекса РФ осуществляется посредством реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Реализация программы происходит в форме предоставления субсидий из федерального бюджета местным бюджетам по следующим направлениям: Возмещение части сельскохозяйственных затрат на уплату страховых премий; Возмещение части процентных ставок по кредитам и займам; Государственная поддержка отрасли животноводства; Государственная поддержка отрасли растениеводства; Поддержка сельхозтоваропроизводителей отрасли растениеводства; Государственная поддержка малых форм хозяйствования; Государственная поддержка региональных программ, имеющих общероссийское экономическое значение;Технологическая модернизация;Реализация целевой федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельхозназначения России на 2014-2020 годы». Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы предусматривается комплексное развитие сфер деятельности АПК России, учитывая её вступление в ВТО.Основными приоритетами Программы являются:развитие импортозамещающих подотраслей сельскохозяйственного комплекса, включая овощеводство и плодоводство;экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции;увеличение экспорта сельхозпродукции по мере насыщения внутреннего рынка;минимизация логистических издержек, оптимизация факторов, определяющих конкурентоспособность продукции;скотоводство - как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны;в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий;в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни;в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе;в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса. Для достижения целей госпрограммы поддержки сельскохозяйственного комплекса Российской Федерации целесообразно решение следующих задач:стимулирование увеличения производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов;осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении заразных болезней животных;развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции за счёт создания условий для её сезонного хранения и переработки;увеличение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;модернизация материально-технической базы селекции и семеноводства;поддержка малых форм хозяйствования;эффективная деятельность органов государственной власти в сфере регулирования рынков сельскохозяйственной продукции;увеличение рентабельности сельского хозяйства в целях обеспечения устойчивого развития;поддержание финансовой устойчивости АПК;повышение качества жизни сельского населения;стимулирование инновационной деятельности и развития АПК;развитие биотехнологий;создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;экологически регламентированное использование в сельском хозяйстве земельных, водных и других природных ресурсов.Рис. 4. Перечень федеральных подпрограмм развития сельскохозяйственной отраслиТем не менее, несмотря на утверждённые направления государственной поддержки сельского хозяйства, в начале 2014 приняли решение о внесении изменений в Госпрограмму. Выделяемые на 2015 средства будут намного меньше, чем в 2014 году. Основные Программы ХМАО – Югры в сфере сельского хозяйства представлены в Приложении 1. Дата актуализации объемов финансирования - 29.10.2015.Глава 3. Перспективы совершенствования государственных расходов на поддержку сельского хозяйстваМероприятия, направленные на совершенствование бюджетных расходов на сельскохозяйственную отрасль РФВ рамках рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета на 2015 и плановый период 2016-2017 гг. депутатами было обсуждено выделение средств на Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2015 год. На реализацию Госпрограммы планировалось выделить 183,8 млрд. руб., что на 2,1% меньше по сравнению с утвержденными ранее объёмами. На сегодняшний день удалось сохранить финансы, выделенные в Госпрограмме на погектарную поддержку, программу по устойчивому развитию сельских территорий, за счёт которой ведётся строительство жилья, дорог, производится газификация и водоснабжение, помощь фермерам. Председатель комитета ГД по аграрным вопросам Николай Панков подчеркнул, что в условиях серьезных экономических санкций выделены дополнительно 45 млрд. руб.

Список литературы

Список использованных источников и литературы:

1. Федеральный закон РФ от 06.10.03. г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" №131-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.06. г. “О развитии сельского хозяйства" N 264-ФЗ.
3. Бюджетная стратегия РФ на период до 2023 года.
4. Азарова Е. Г. Социальное законодательство: научно-практическое пособие / Е. Г. Азарова и др. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ» ИНФРА-М – 2012.
5. Алексеева Н. Об оценке эффективности межбюджетных отношений / Н. Алексеева // Экономист. – 2014. – №8.
6. Амиров В. Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов в Федерации и местного самоуправления / В. Б. Амиров, Р. В. Богатеев // Деньги и кредит. – 2013. – №12.
7. Афанасьев М. Бюджетная реформа в России: первые шаги и возможные перспективы / М. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. – 2015. №11.
8. Бирюков А. Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов / А. Г. Бирюков // Финансы. – 2015. – №4.
9. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов /Под ред. П. И. Вахрина. – М.: «Дашков и К», 2012.
10. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Пол редакцией Г.Б. Полякова. – 2-е изд., пераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013.
11. Гамукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В. Гамукин // Вопросы экономики. – 2011. – №2.
12. Горбунова О.Н. Финансовое право: учебник 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, 2012.
13. Грязнова А.Г., Маркина М.А. Финансы: учеб. М - Финансы и статистика, 2014.
14. Древаль Л.Н. «Финансовое право России. Общая часть» №14, Хабаровск – 2011.
15. Дробозина А.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб, для вузов М - ЮНИТИ, 2012.
16. Казак А.Ю. Финансы и кредит: учеб. Екатеринбург: МП "ПИПП", 2014.
17. Ковалёв В.В. Финансы: учеб. / ТК Велби, 2013.
18. Ковалёва А.М. Финансы: учеб, пособие. М - Финансы и статистика, 2011.
19. Лавров А. М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами / А. М. Лавров // Финансы. – 2014. – №9.
20. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы: Учебник М - ЭКОНОМИСТЪ, 2013.
21. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов / Нешитой А. С. – изд. 7 перераб. и доп. – М.: Издат. дом «Дашков и К», 2013.
22. Пансков В. Г. Аудит эффективности расходования государственных средств / В. Г. Пансков // Финансы. – 2015. – №5.
23. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб, для вузов М - ЮНИТИ, 2012.
24. Розуваев А. А. Управление бюджетными расходами региона / А. А. Розуваев // Регионология. – 2014. – №4.
25. Сальников В.П. «Финансовое право» №10. Основные статьи государственных расходов РФ. Москва - 2013.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Финансы предприятий - исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.

Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном - прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования

Расчетный баланс расходов и доходов - основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования. Он состоит виз двух разделов:

1. «Доходы и поступления», в котором отражаются:

выручка от реализации;

средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;

средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве;

долгосрочные кредиты и займы;

прочие поступления.

2. «Расходы и отчисления», в который включаются:

текущие затраты;

затраты на расширенное воспроизводство, на содержание социальной сферы, НИР;

погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процента по этим займам;

прочие расходы.

В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций. Однако с переходом на рыночные отношения объем бюджетного финансирования предприятий сократился (приватизация предприятий, жесткая экономия средств и направление их на более важные и необходимые цели - оборона, НТП, поддержка АПК, социальные цели).

Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать задачи:

  • 1. Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов.
  • 2. Приобретение новых предприятий.
  • 3. Диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса.

Субъекты инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации.

Объекты инвестиционной деятельности: ценные бумаги, вновь создаваемые фонды, НТП, имущественные права и интеллектуальная собственность.

Государственная поддержка производственной сферы в настоящее время осуществляется в основном на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов

Безвозвратное инвестирование - для поддержки безопасности, АЭС, развития энергетики, энергетики, транспорта и пр.

Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса (АПК).

АПК - один из важнейших приоритетных направлений перестройки экономики. Он имеет свои особенности:

сезонный характер сельскохозяйственного производства,

длинный цикл производства,

значительный размер затрат капитального характера на осушение, орошение земель и т.д.

Либерализация цен и ужесточение кредитной политики ухудшили финансовое положение АПК. За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в сельское хозяйство. Сельское хозяйство страны пока не может обеспечить потребление продуктов на душу населения.

Особенности АПК и специфика состояния его в настоящее время определяют политику государства по финансированию АПК.

Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным направлениям:

  • 1. Финансирование проведения земельной реформы.
  • 2. Финансовая поддержка развития фермерства / развитие рыночных отношений в АПК.
  • 3. Поддержка социальной инфраструктуры села / жилищного строительства, объектов здравоохранения, строительство дорог, дошкольных учреждений.
  • 4. Мелиорация земель.
  • 5. Улучшение земель, связанное с повышением плодородия.
  • 6. Строительство и реконструкция предприятий АПК.
  • 7. Поддержка развития местных баз строительной индустрии.
  • 8. Финансовая помощь по землеустройству, мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней.

Большая часть федеральных бюджетных ресурсов направляется на поддержание земельных ресурсов.

Бюджетные расходы в сфере материального производства; их состав, структура. Расходы на государственную поддержку отраслей экономики: про­мышленности, энергетики, строительства.

Расходы бюджета на сельское хозяйство. Расходы бюджета на ЖКХ. Расходы бюджета на транспорт, дорожное хозяйство, связь.

Порядок планирования расходов на материальное производство.

Формы и методы предоставления бюджетных средств.

Роль бюджета в структурной перестройке экономики. Планирование расходов на государственное регулирование экономики: финансирование государственных программ конверсии и инвестиций, развития малого предпринимательст­ва, обеспечения безопасности государства и т.д. Государственное регули­рование инвестиционной деятельности.

Реализация национального проекта «Развитие АПК». Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

Тема 9. Расходы бюджета на государственное управление, оборону, обеспечение безопасности государства. Расходы бюджета на международную деятельность, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга

Расходы на государственное управление. Их состав и структура. Особенности планирования расходов на управление.

Расходы на оборону. Характеристика отдельных видов расходов: строительство и содержание Вооруженных сил, пенсии военнослужащим, поддержание мобилизационных мощностей. Порядок их планирования и финансирования.

Расходы бюджета на обеспечение безопасности граждан и государства. Состав расходов на содержание органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, федеральной судебной системы и прокуратуры. Методика планирования затрат по статьям экономической классификации. Особенности их финансирования.

Расходы бюджета на международную деятельность.

Расходы бюджета на обслуживание государственного и муниципального долга.

Тема 10. Финансовая поддержка субъектов рф

Состав бюджетных расходов на оказание финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, их динамика. Федеральный Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, его характеристика и назначение. Порядок образования фонда. Методика расчета сумм финансовой по­мощи (трансфертов) из Федерального Фонда финансовой поддержки регионов. Фонд компенсаций, порядок его формирования и использования. Фонд софинансирования расходов, его назначение, порядок формирования и использования.

Условия предоставления финансовой помощи из федерального бюджета.

Предоставление финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. Межбюджетные трансферты. Формы межбюджетных трансфертов.

Тема 11. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы (Лекции - 2 часа)

Студент должен знать:

    Принципы организации бюджетного процесса

    Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов

Бюджетный процесс и его стадии. Принципы организации бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия. Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств. Главные администраторы и администраторы доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета.

Исполнение бюджетов. Принципы исполнения бюджетов. Исполнение бюджета по доходам. Исполнение бюджета по расходам. Сводная бюджетная роспись. Кассовый план. Бюджетная роспись. Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета. Бюджетная смета. Предельные объемы финансирования. Блокировка расходов бюджета.

Иммунитет бюджетов.