Экономический анализ - Любушин Н. Учебник – Любушин Н.П

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Любушин Николай Петрович

/ Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 159 с.: ISBN 978-5-238-01242-1 читать

978-5-238-01242-1

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Любушин Николай Петрович

Любушин, Н. П. Экономический анализ [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 575 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01745-7. читать

Представлены теоретические и практические материалы по всем аспектам экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Подробно на конкретных примерах рассматриваются вопросы анализа основных и оборотных средств предприятия жизненного цикла, систем материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Анализируется управление объемами производства и продаж. Особое внимание уделяется анализу финансового состояния организаций, анализу инвестиционной деятельности. Дается обобщающая комплексная оценка деятельности организации. Каждая глава содержит контрольно-тестирующий комплекс: вопросы, тесты, задачи и задания. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей и практических работников.

Любушин Николай Петрович

Любушин, Н. П. Экономический анализ. Контрольно-тестирующий комплекс [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 159 с. - ISBN 978-5-238-01242-1. читать

Контрольно-тестирующий комплекс дополняет учебное пособие «Экономический анализ». В нем представлены практические материалы по всем аспектам экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия, рассмотренным в учебном пособии «Экономический анализ». Приведены примеры расчетов с использованием методов, приемов и способов экономического анализа. Пособие содержит исходные данные для множества вариантов расчетов, в каждой главе — списки рекомендуемой литературы, вопросы для самопроверки, тесты, задачи и рекомендуемые темы научно-исследовательских работ. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей и практических работников.

Любушин Николай Петрович

Любушин, Н. П. Экономический анализ [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 423 с. - ISBN 5-238-01126-1. читать

Представлены теоретические и практические материалы по всем аспектам экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Подробно на конкретных примерах рассматриваются вопросы анализа основных и оборотных средств предприятия жизненного цикла, систем материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Анализируется управление объемами производства и продаж. Особое внимание уделяется анализу финансового состояния организаций, анализу инвестиционной деятельности. Дается обобщающая комплексная оценка деятельности организации. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей и практических работников.

Подробно на конкретных примерах рассматриваются вопросы анализа основных и оборотных средств предприятия жизненного цикла, систем материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особое внимание уделяется анализу финансового состояния организаций, анализу инвестиционной деятельности. Анализируется управление объемами производства и продаж. Для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей и практических работников. Каждая глава содержит контрольно-тестирующий комплекс: вопросы, тесты, задачи и задания. Представлены теоретические и практические материалы по всем аспектам экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Дается обобщающая комплексная оценка деятельности организации.

Любой анализ представляет собой разбор, разложение на составные части. Как одна из разновидностей анализа, экономический анализ - это систематизированная совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования. Процедура проведения анализа состоит в том, чтобы разбить проблему на составляющие части, более доступные для изучения, используя специальные методы, способы, приемы, решить отдельные задачи и, объединив их, получить общее решение проблемы. Такова диалектика познания, которая базируется на единстве анализа и синтеза как научных методов изучения реальности.

Экономический анализ направлен на исследование экономических процессов (явлений), возникающих при создании и продаже продукции (товаров, работ, услуг). Поскольку для создания и продажи продукции (товаров, работ, услуг) требуется ряд последовательных этапов (тематических направлений, видов деятельности), описываемых концепцией жизненного цикла систем, то и тематические направления экономического анализа будут различаться.

Учитывая различия направлений экономического анализа, выделяют такие его тематические виды, как экономический анализ в проектной деятельности, в инвестиционной, в финансовой и в производственной деятельности и т.д. (рис. 1.1). Поскольку производственная и финансовая деятельность организации неразрывно связаны между собой, то используется термин «хозяйственная деятельность».

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 3
Методические указания 5
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 23
Глава 1. Содержание экономического анализа 24

1.1. Экономический анализ: предмет, цель 24
1.2. Классификация видов анализа. Анализ в управлении организацией 26
1.3. Комплексный экономический анализ 29
1.4. Структура бизнес-плана. Анализ в развитии и мониторинге основных плановых показателей 30
1.5. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками 33
Резюме 41
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 1 43
Глава 2. Законы развития и функционирования систем в экономическом анализе 48
2.1. Законы развития систем 48
2.1.1. Закон циклического развития 50
2.1.2. Закон убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем 57
2.1.3. Закон убывающей эффективности. Пределы развития систем 62
2.1.4. Закон перехода к малооперационным системам 65
2.1.5. Закон возрастания необходимого разнообразия и сложности систем 72
2.2. Законы функционирования систем 76
Резюме 81
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 2 81
Глава 3. Концепция жизненного цикла изделия, техники и технологии 89
3.1. Жизненный цикл изделия, техники и технологии 89
3.2. Методика экономического анализа и стадии жизненного цикла развития систем 98
3.3. Технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделия 100
Резюме 102
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 3 102
Глава 4. Методы, приемы и способы экономического анализа 107
4.1. Классификация методов. Система показателей экономического анализа 107
4.2. Оценка в экономическом анализе 111
4.3. Детерминированный факторный анализ 113
4.4. Стохастический анализ 125
4.5. Прогнозирование в экономическом анализе 135
Резюме 153
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 4 155
Раздел II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 175
Глава 5. Анализ объемов производства и продаж продукции 176

5.1. Анализ производства и продаж: задачи, основные направления, информационное обеспечение 176
5.2. Анализ объема и структуры готовой продукции 178
5.3. Анализ выполнения договорных обязательств и объемов продаж продукции 184
5.4. Анализ технико-организационного уровня производства, технического уровня и качества продукции 188
5.5. Анализ резервов роста объема производства 197
5.6. Оценка и прогнозирование выручки от продаж 200
Резюме 215
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 5 217
Глава 6. Основные средства: анализ состояния и использования 227
6.1. Задачи, направления и информационное обеспечение анализа 227
6.2. Анализ состояния основных средств 230
6.3. Анализ эффективности использования основных средств 235
6.4. Факторный анализ фондоотдачи основных средств 239
Резюме 250
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 6 251
Глава 7. Анализ оборотных средств 262
7.1. Задачи, основные направления, информационное обеспечение анализа 262
7.2. Источники формирования оборотных средств 270
7.3. Анализ обеспеченности оборотными средствами 272
7.4. Анализ эффективности использования оборотных средств 277
7.5. Система «точно в срок» 279
Резюме 283
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 7 283
Глава 8. Анализ материальных ресурсов 291
8.1. Задачи, направление, информационное обеспечение анализа 291
8.2. Показатели использования материальных ресурсов 293
8.3. Факторный анализ влияния материальных ресурсов на материальные расходы 296
8.4. Анализ обеспеченности материальными ресурсами 304
Резюме 307
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 8 307
Глава 9. Анализ трудовых ресурсов 315
9.1. Задачи, направления, информационное обеспечение анализа 315
9.2. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами 316
9.3. Анализ использования рабочего времени 325
9.4. Анализ производительности труда 333
9.5. Анализ формирования и использования фонда заработной платы 342
9.6. Тенденции изменения производительности и оплаты труда 349
Резюме 352
Контрольно тестирующий комплекс к главе 9 354
Глава 10. Анализ расходов на производство и продажу продукции 364
10.1. Задачи, направления, информационное обеспечение анализа 364
10.2. Расходы организации по обычным видам деятельности: классификация и анализ 366
10.3. Анализ себестоимости продукции 377
Резюме 389
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 10 390
Глава 11. Анализ финансовых результатов 398
11.1. Задачи анализа финансовых результатов 398
11.2. Анализ состава финансовых результатов 401
11.3. Факторный анализ прибыли от продаж 405
11.4. Операционный рычаг 413
11.5. Анализ рентабельности 415
11.6. Эффект финансового рычага 421
11.7. Анализ безубыточности и запаса финансовой прочности 423
Резюме 429
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 11 431
Глава 12. Анализ финансового состояния организации 438
12.1. Задачи, направления, информационное обеспечение анализа 438
12.2. Анализ изменений в составе и структуре активов баланса 441
12.3. Анализ изменений в составе и структуре пассивов баланса 445
12.4. Оценка платежеспособности организации 448
12.5. Нормативное регулирование анализа финансового состояния организации 451
12.6. Использование стохастического анализа 458
12.7. Оценка кредитоспособности организации 467
12.8. Оценка финансовой устойчивости организации 475
Резюме 479
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 12 480
Глава 13. Экономический анализ инвестиционной деятельности организации 486
13.1. Инвестиции в развитии систем 486
13.2. Инвестиционный проект: оценка эффективности 489
13.3. Типовые задачи инвестиционного анализа 492
13.4. Методы оценки эффективности инвестиционных решений 499
13.5. Методика инвестиционного анализа 509
Резюме 512
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 13 513
Глава 14. Обобщающая комплексная оценка деятельности организации 520
14.1. Анализ экономического потенциала организации 520
14.2. Комплексная оценка резервов производства 521
14.3. Методы рейтинговой оценки в комплексном экономическом анализе 532
Резюме 536
Контрольно-тестирующий комплекс к главе 14 537
Приложения 541
Библиографический список 568.


к.т.н., с.н.с.

Выходные данные рассматриваемого учебника: Н.П. Любушин «Экономический анализ», учебник, 3-е издание (переработанное и дополненное), - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 575 с. Тираж - 10000экз. (3000 экз. первый завод). Цена 799 руб. в книжном магазине «Библио-глобус» (Москва).

Рецензенты :
Маргарита Викторовна Мельник - доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры «Аудит и контроль» Московского финансового университета при Правительстве РФ. Бывшая заместитель главного редактора журнала «Экономический анализ: теория и практика». Автор учебников по экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий и множества других книг по вопросам бухгалтерского учёта, аудита, ревизии и контроля и пр.

Марина Юрьевна Малкина - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой теории экономики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Научными и учебными разработками в области экономического анализа специально не занималась.

Учебник рекомендован Минобрнауки РФ для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит» и «Мировая экономика», а также учебно-методическим Центром «Профессиональный учебник» для студентов ВУЗов, обучающимся только по первым двум специальностям из перечисленных выше.

В кратком отзыве об этом учебнике на мелких замечаниях, отнюдь не редакционных, которых великое множество, останавливаться не стану, постараюсь отметить только главные, самые серьёзные недостатки этого многостраничного произведения.

Учебник содержит два раздела:

  1. Теоретические и методические основы экономического анализа - 4 главы, 174 стр. текста;
  2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации - 10 глав, 366 стр. текста.

На обратной стороне титульного листа учебника с его выходными данными в аннотации указано, что в нём представлены теоретические и практические материалы по всем аспектам экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия , а в многостраничном тексте упоминаются только организации и системы . Автору, видимо, невдомёк, что организации и системы бывают не только предприятиями. Есть, например, не коммерческие, общественные, волонтёрские, благотворительные, добровольные организации и системы и т.д.

Весьма спорным является использование в учебнике понятия и термина (словосочетания) «хозяйствующий субъект» применительно к организациям, системам и, в частности, к предприятиям, вместо более подходящего для рассматриваемой темы понятия и термина «хозяйственный объект».

Ключевой целью любого экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия (ЭАХДП) является проведение обстоятельной диагностики его финансово-экономического и социального состояния (экономического, финансового и социального здоровья объекта анализа), по результатам которой руководство и остальные члены управленческой команды этого предприятия принимают соответствующие управленческие решения, обеспечивающие существенное повышение экономической результативности и эффективности работы проанализированного объекта.

Основополагающий принцип построения и процедуры любой разновидности диагностики (медицинской, технической, социально-экономической, экологической, хозяйственной и других) состоит в сопоставлении специально определяемых в процессе экономического анализа фактических и нормативных значений предварительно установленных диагностических параметров анализируемого объекта.

На стр. 153 первого раздела учебника указывается, что основной метод анализа и оценки - сравнение фактических данных с базовыми данными, в качестве которых применяются плановые, предельные и нормативные показатели, данные за прошлый период, среднестатистические значения, оптимальные величины и показатели деятельности конкурентов. В вышеуказанном перечислении базовых данных, как минимум, пропущены среднеотраслевые показатели и показатели аналогичных зарубежных предприятий того же предназначения.

Кроме сравнения факта с планом в экономическом анализе объектов анализа, автор учебника не поднимается , как будто в стране с 1991 г. ничего не произошло и остаётся в неприкосновенности советская командно-плановая система управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, не было и нет переходного периода к рыночной системе хозяйствования. Экономическое мировоззрение автора учебника по рассматриваемому методу анализа и оценки остановилось где-то на познаниях середины прошлого века. Вопрос в том, как это могло случиться и чему он своим учебником обучает студентов экономических ВУЗов? Что будут делать будущие экономисты-аналитики с такими знаниями в практической работе, кто и ради чего станет платить им заработную плату?

Полагаю, что читателям этого отзыва понятно, что сравнение факта и плана базовых показателей работы предприятия не является хозяйственной диагностикой его экономического здоровья и не может служить фундаментом для принятия рациональных управленческих решений.

К настоящему времени известны 4 формы (вида, разновидности) ЭАХДП: традиционный, системный, комплексный и стратегический. Автор учебника рассматривает только традиционный для периода существования советской власти вид экономического анализа.

Многие важные актуальные задачи современного ЭАХДП вообще не попали в поле зрения автора учебника. Перечислю основные из таких задач:

  • анализ производственной и/или сервисной мощности предприятия и уровня её фактического использования, т.е. уровня производственной и/или сервисной загрузки предприятия;
  • анализ производственного и/или сервисного, производительного и социального (т.е. народнохозяйственного) потенциала предприятия и уровня его фактического использования по всем разновидностям показателей этого потенциала;
  • анализ уровней экономического развития и экономического роста анализируемого предприятия;
  • анализ и оценка качества работы управленческой команды предприятия и особенно её самых влиятельных членов;
  • для целей анализа автор учебника не различает не акционированные и акционированные предприятия, поэтому особенности ЭАХД акционированных предприятий он не рассматривает, что недопустимио;
  • анализ принятой и фактически действующей на предприятии учётной политики для финансовых и налоговых целей;
  • анализ маркетинговой и сбытовой политики предприятия, а также результатов этой политики;
  • анализ результатов управленческого и налогового учёта, а также качества системы соответствующей отчётности на предприятии;
  • анализ результатов контроллинга на предприятии;
  • функционально-стоимостной анализ продукции и/или услуг предприятия;
  • анализ качества действующей на предприятии системы ценообразования на производимые товары и/или услуги;
  • анализ экономической ценности и кадастровой, рыночной и/или реалистичной нерыночной стоимости предприятия, а также возможностей управления величиной этой стоимости;
  • анализ рыночной капитализации предприятия и возможности управления её возрастанием;
  • анализ инвестиционной стоимости предприятия, экономической эффективности его работы в качестве инвестиционного проекта, т.е. его экономической и инвестиционной привлекательности;
  • анализ доли забракованной продукции в общем объеме её производства;
  • анализ достигнутого уровня безотходности технологии производства продукции и/или услуг на предприятии.

Не исключено, что какие-то важные задачи ЭАХДП упущены и мной. Над этим нужно продолжать размышлять.

Кстати, в базовом учебнике не обязательно подробно рассматривать все эти задачи, но кратко указать на них и разъяснить их суть необходимо.

3-я глава первого раздела называется «Концепция жизненного цикла изделия, техники и технологии….», а в тексте речь идёт в основном о жизненном цикле и развитии организации и системы. У автора учебника получается, что изделие и организация, а также система - это одно и то же!

Анализ экономического потенциала организации, приведенный на первой половине стр. 520 параграфа 14.1 главы 14, иначе как бесспорным нонсенсом не назовёшь. Примитивность, откровенная ущербность мышления автора учебника по этому вопросу выходит за рамки приличия: столько накопилось к этому времени публикаций на тему об экономическом потенциале предприятий и ни с одной из них автор не знаком.

Невольно задумываешься о научном здоровье этого человека, а ведь он многолетний главный редактор единственного в стране профильного узкотематического журнала «Экономический анализ: теория и практика». Легко себе представить, какие статьи он пропускает в журнал, а какие не пропускает, и последствия такого поведения.

Какие же основные выводы напрашиваются после краткого анализа сути и содержания этого «большого, не раз переизданного труда»?

  1. Рассмотренный учебник по своему качеству, в том числе и как безнадёжно устаревший по содержанию, не может быть рекомендован для обучения студентов высших учебных заведений ни по каким специальностям.
  2. Автор этого учебника - профессор Любушин Николай Петрович, по знаниям темы своего труда, является классическим, примером ретрограда.
  3. По моему твёрдому убеждению такой человек ни при каких условиях не может быть главным редактором столь важного для экономики страны журнала списка ВАК как «Экономический анализ: теория и практика».
  4. Нельзя допускать личную прямую или косвенную корыстную, неэтичную связь между авторами учебников и их рецензентами, а также между автором и издательством учебника. Рецензенты должны быть независимыми, не связанными, так или иначе, с авторами рецензируемых работ, и руководствоваться в первую очередь государственными и общественными интересами. Этими же интересами должны быть озабочены и издатели учебников и учебных пособий.

Не согласных с моим отзывом и основными выводами по рассмотренной публикации призываю к полемике.

В завершении этого материала считаю необходимым остановиться на некоторых общих моментах поднятой проблемы .

Первый момент .

Добавлю к тому, что уже отмечалось выше: рецензенты учебников (и учебных пособий) должны быть не только независимыми от авторов таких работ и их издателей, но и не мотивированными тем или иным образом, не действовать по принципу «ты - мне, я - тебе», соблюдать нормы морально-нравственного, этичного поведения, т.е. не быть нечестными, недобросовестными, не забывать об интересах дела, государства и общества.

В рассмотренной работе первый рецензент, Мельник М.В., является автором аналогичных учебников и долгое время была заместителем главного редактора упомянутого выше журнала. Считать её объективной, не мотивированной в выдаче одобрительной рецензии по рассматриваемому учебнику нет оснований. Тем более, что это отчётливо видно по результатам анализа его качества.

Второй рецензент, Малкина М.Ю., коллега автора по Нижегородскому университету, заседают в одном Учёном Совете. Как она может быть добросовестной при подготовке рецензии на работу соседа. В таких ситуациях честный отказ от рецензирования означает нажить опасного недоброжелателя.

В связи с этими обстоятельствами имеем то, что имеем.

Полагаю, что рецензентов учебников должен выбирать не автор этих работ, а должна рекомендовать ведущая кафедра по этому профилю знаний в ведущем учебном заведении страны.

При этом, предложенные такой кафедрой кандидатуры рецензентов должны быть утверждены на заседании Учёного Совета ВУЗа в составе которого находится эта профильная кафедра.

Кроме того, необходимо установить хотя бы административную и этическую ответственность рецензентов за выдачу профессионально несостоятельных, нечестных рецензий, хотя бы такую же, как начинает применяться сегодня для недобросовестных оппонентов диссертационных работ.

Хотелось бы, чтобы издательства учебников и учебных пособий были бы щепетильными, разборчивыми, внимательными к выбранным рецензентам выпускаемых изданий. Такая разборчивость наверняка повысит престиж издателя.

В результате предлагаемого отношения к рецензентам появится надежда на повышение качества создаваемых учебников и учебных пособий.

Нельзя сбрасывать со счетов и организацию авторитетных конкурсов на лучший учебник для той или иной учебной дисциплины (специальности).

С целью повышения эффективности маркетинга (повышения объёмов продаж изданной продукции) издатели часто прибегают к использованию всякого рода словесных PR-завлекаловок типа «классический университетский учебник», «учебник президентской академии», «учебник Высшей школы экономики» и т.п. Думаю, что обращать внимание на эти, ни о чём не говорящие, ничего не гарантирующие словеса, здравомыслящим людям не стоит. За ними может скрываться самая настоящая халтура.

Интересен факт: рассмотренный нами учебник, со всеми его указанными крупными недостатками, издан в серии «Золотой фонд российских учебников». Если уж этот учебник принадлежит к золотому фонду учебников страны, тогда какого же качества другие наши учебники и учебные пособия, не имеющие такого громкого бренда?

Но и это ещё не всё, не самое главное в корыстных PR-уловках авторов и издателей учебной литературы. На титульных листах таких публикаций почти всегда указаны рекомендации Минобрнауки РФ или всевозможных Учёных советов, учебно-методических Центров и ассоциаций использовать их для обучения студентов ВУЗ-ов по одной, двум, а то и трём образовательным специальностям. Такого просто не должно быть. По меньшей мере, не этично рекомендовать что-то кому-то для освоения, будучи абсолютно не компетентными в темах одобряемых и рекомендуемых работ.

Будет правильным, если Минобрнауки РФ, учебно-методические центры разной специализации и другие подобные организации и органы навсегда откажутся от порочной практики рекомендования к использованию при обучении студентов ВУЗов учебников и учебных пособий, в теме которых они ничего не понимают и не обязаны понимать . Тем более, что есть основания полагать: выдача таких, часто не заслуженных «Знаков качества», может быть небескорыстной, коррупционной для чиновников, которые такие грифы выдают.

И ещё одно важное соображение. Следует обязательно заменить разработчиков действующего образовательного стандарта по рассматриваемой учебной дисциплине, в числе которых наверняка Любушин Н.П., Мельник М.В. и Савицкая Г.В. либо кто-то из них в отдельности. Целесообразно объявить конкурс на подготовку современного, более прогрессивного образовательного стандарта на эту тему.

Следующий общий момент .
Недавно в прессе прочитал о том, что только-только созданное Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) предлагает отменить доплаты к заработной плате научных работников за научные степени кандидатов и докторов наук, предварительно включив их в заработную плату таких работников. Считаю это предложение правильным, рациональным. На мой взгляд, точно так же следует поступить и с доплатами к заработной плате членов-корреспондентов и академиков РАН.

Желательно, чтобы оплата труда любого человека зависела от его социально-экономического и духовного вклада в развитие своей страны, а то и всего человечества. Во всяком случае, это было бы справедливо.

Нельзя не сказать, что сегодня отношение государства и общества к оплате труда большинства научных и научно-педагогических кадров явно не выдерживает критики. Заработная плата и пенсионное обеспечение некоторых докторов, кандидатов наук и преподавателей высшей школы не намного выше, чем у уборщиц. Оплата труда учёных оказалась значительно ниже, чем у учителей и врачей. Кому-то очень нужно, чтобы научная элита страны как можно чаще покидала её пределы в поисках места под солнцем.

Один пример: нынешняя ставка обычной оплаты труда доктора наук, профессора, работающего с полной учебной нагрузкой в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, - 37 тыс. руб. в месяц (у кандидатов наук, доцентов ещё ниже - от 23 тыс. руб. в месяц). В провинциальных институтах эти ставки бывают ниже указанных. Средняя заработная плата трудящихся в Москве - 72 тыс. руб. Учительница английского языка - жена коллеги в одной из московской школ, получает 82 тыс. руб. в месяц, а врачи в поликлиниках - больше 50 тыс. руб. в месяц.

Не пора ли покончить с такой опасной для национальной безопасности страны политикой дискриминации научных кадров?

Ещё один общий момент .
Уверен, что существующий в стране порядок подготовки научных кадров и действующая система присуждения учёных степеней нуждается в существенных изменениях с учётом передового зарубежного опыта. В условиях известной глобализации экономик развитых стран мира порядок подготовки таких кадров у нас должен быть как можно больше унифицирован с общепринятыми порядками за рубежом. При этом барьеры для вхождения людей в научные, и особенно в научно-педагогические профессии, должны быть значительно усилены.

В современных условиях не так страшны случаи незаслуженного присуждения кому-то докторских и кандидатских учёных степеней. Купля-продажа готовых и заказываемых диссертационных работ, а также бланков дипломов-аттестатов, подтверждающих «получение» тех или иных учёных степеней и учёных званий, существует до сих пор. Гораздо тревожней для социально-экономической безопасности страны то, что этим людям, как правило, предоставляется кафедра (трибуна) в университетах, академиях и институтах, с которой они регулярно преподносят студентам плоды своих псевдознаний и скудоумия, что рано или поздно может привести к постепенному вырождению нашей научно-экономической элиты.

Как на Западе, вместо кандидатов наук у нас должны появиться доктора философии и доктора филологии в разных областях науки, техники, экономики, медицины, культуры, искусства и т.д. Доктора философии, права, медицины и филологии по статусу учёности должны быть выше магистров аналогичных профилей.

Соискатели таких учёных степеней должны опубликовать не менее 10 - 15 научных, желательно авторских, работ в рецензируемых бумажных либо электронных научных журналах и сборниках научных статей (трудов). Кроме того, перед защитой соответствующей диссертации ими должна быть подготовлена, как минимум одна выходная авторская монография.

Не помешало бы, хотя бы там, где это целесообразно, например, в учебных заведениях, по опыту некоторых стран, заменить научные звания доцента и старшего научного сотрудника на научное звание вице-профессора, а также подумать о возможности введения научных званий приват-профессора и приват-доцента для тех, кто трудится почасовиками особенно в негосударственных ВУЗах.

Если осуществить те изменения в подготовке научных кадров и их аттестации, которые предлагаются выше, то появится возможность коренным образом изменить существующую процедуру подготовки и аттестации докторов наук, унифицировав её с порядком, установленным на Западе.

Доктора наук (полные доктора), в знак оказания им особого почёта, должны выбираться за реальные, бесспорные научные заслуги и достижения полными докторами, докторами философии или докторами филологии из числа своих коллег по цеху (по профессии, по специальности, по специализации). Учёные степени таких докторов наук могут называться «доктор либо полный доктор экономики, математики, физики, техники, медицины, политологии, культуры, искусствоведения и т.п.». При выдающихся заслугах отдельных докторов наук им могут быть присвоены учёные степени, называемые «почётный доктор либо полный доктор» того или иного направления науки, политики, культуры и искусства. Аналогичным образом могут быть присвоены учёные звания «почетный профессор, полный профессор». Такой порядок позволит хоть как-то оградить науку от случайных для неё людей, проходимцев и временщиков. Присуждение учёной степени обычного и почётного доктора наук и учёного звания обычного и почётного профессора предлагаемым выше способом никому не удастся купить. Защита докторской диссертации становится не обязательной, но без специального доклада и научного обзора выполненных трудов и их общественных результатов, кандидатам на соискание-присуждение докторской учёной степени в кругу своих коллег по цеху обойтись не удастся.

Похожим способом в настоящее время выбирают членов-корреспондентов и академиков Российской академии наук. Зарубежный, в основном западный порядок присуждения учёных степеней доктора наук смотри по ссылке .

И последний ещё более общий момент .

При некотором упрощении реальной картины мира всех взрослых людей можно разделить на 4 группы:

  • великие;
  • выдающиеся;
  • по тем или иным признакам выделяющиеся из общей массы, но не принадлежащие к людям первой и второй групп;
  • простые люди.

Полагаю, что люди двух первых групп заслуживают особого внимания и особого почёта со стороны государства и общества нашей страны.

Государством должны быть установлены специальные награды для таких людей: великие люди должны награждаться специально разработанным орденом под названием «Национальное достояние России (или РФ)», а выдающиеся люди - орденом «Национальная гордость России (или РФ)». Награжденных этими знаками отличия людей целесообразно называть кавалерами соответствующих орденов. Не исключена возможность указания области (сферы) деятельности этих людей. Считаю, что заработная плата, социальные пакеты и пенсии таких людей должны быть на уровне заработных плат, социальных пакетов и пенсий депутатов Федерального Собрания России. Родина должна по справедливости ценить своих героев.

При этом ничего не мешает людям всех четырёх указанных групп по заслугам получать те или иные установленные государством награды и почётные звания.

Государство и общество должны делать всё возможное и невозможное для того чтобы награждённым, да и остальным людям жилось максимально комфортно в собственной стране, чтобы у них не возникало желания по тем или иным причинам надолго либо навсегда уезжать за её рубежи.

Каждая глава содержит контрольно-тестирующий комплекс: вопросы, тесты, задачи и задания. <...> Для закрепления теоретического материала и приобретения практических навыков в использовании методов, способов и приемов экономического анализа при решении конкретных задач в каждой главе содержится контрольно-тестирующий комплекс: методические указания по изучению экономического анализа, вопросы для самоконтроля, тесты, задачи, темы научно-исследовательских работ и эссе. <...> Изменения показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организаций во времени, происходят под действием объективных экономических законов и случайных факторов. <...> Второй разде л (главы 5-14) показывает возможности применения экономического анализа для решения практических задач анализа основных и оборотных средств, материальных, трудо 4 вых, финансовых ресурсов, себестоимости продукции (работ, услуг), результатов деятельности организации, выявления резервов роста объемов производства и продаж, производительности труда, экстенсивных и интенсивных факторов наращивания экономического потенциала организации. <...> Докт. экон. наук, профессор Н.П. Любушин Методические указания Задачи, приведенные в контрольно-тестирующем комплексе, предназначены для самостоятельного решения и выполняются аналогично типовым задачам, рассмотренным в теоретической части учебного пособия, а также в теории экономического анализа . <...> Тестовые задания и задачи контрольно-тестирующего комплекса составлены для разной структуры активов, обязательств и финансовых результатов организаций, что обеспечивает индивидуальную работу студентов. <...> Значения показателей для решения задач и практических ситуаций Год n Показатель Фондоотдача активной части основных средств1, руб./ руб. <...> 1 А Б В Г Итого рианта принять равным − ∑∑ 11 1,2 где объем продаж продукции в -м квартале отчетного года. <...> Экономический анализ направлен на исследование экономических <...>

Экономический_анализ._3-е_изд.,_перераб._и_доп._Учеб._пособие._Гриф_Минобрнауки_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf

УДК 005.52(075.8) ББК 65.053ÿ73 Ë93 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор М.В. Мельник (Финансовая академия при Правительстве РФ) доктор экономических наук, профессор М.Ю. Малкина (зав. кафедрой теории экономики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Любушин, Николай Петрович. Л93 Экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и àóäèò» и «Ôèíàíñû и êðåäèò» / Í.Ï. Ëþáóøèí. - 3-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, - 575 ñ. - (Ñåðèÿ «Çîëîòîé фонд российских ó÷åáíèêîâ»). ISBN 978-5-238-01745-7 Агентство CIP РГБ Представлены теоретические и практические материалы по всем аспектам экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Подробно на конкретных примерах рассматриваются вопросы анализа основных и оборотных средств предприятия жизненного цикла, систем материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Анализируется управление объемами производства и продаж. Особое внимание уделяется анализу финансового состояния организаций, анализу инвестиционной деятельности. Дается обобщающая комплексная оценка деятельности организации. Каждая глава содержит контрольно-тестирующий комплекс: вопросы, тесты, задачи и задания. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей и практических работников. ББК 65.053ÿ73 ISBN 978-5-238-01745-7 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1999, 2007, 2010 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.) Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какойлибо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2010

Стр.3

Оглавление От автора Методические указания Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Глава 1. Содержание экономического анализа 1.1. Экономический анализ: предмет, цель 1.2. Классификация видов анализа. Анализ в управлении организацией 1.3. Комплексный экономический анализ 1.4. Структура бизнес-плана. Анализ в развитии и мониторинге основных плановых показателей 1.5. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 1 Глава 2. Законы развития и функционирования систем в экономическом анализе 2.1. Законы развития систем 2.1.1. Закон циклического развития 2.1.2. Закон убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем 2.1.3. Закон убывающей эффективности. Пределы развития систем 2.1.4. Закон перехода к малооперационным системам 2.1.5. Закон возрастания необходимого разнообразия и сложности систем 2.2. Законы функционирования систем Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 2 3 5 23 24 24 26 29 30 33 41 43 48 48 50 57 62 65 72 76 81 81

Стр.572

572 Глава 3. Концепция жизненного цикла изделия, техники и технологии 3.1. Жизненный цикл изделия, техники и технологии 3.2. Методика экономического анализа и стадии жизненного цикла развития систем 3.3. Технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделия Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 3 Глава 4. Методы, приемы и способы экономического анализа 4.1. Классификация методов. Система показателей экономического анализа 4.2. Оценка в экономическом анализе 4.3. Детерминированный факторный анализ 4.4. Стохастический анализ 4.5. Прогнозирование в экономическом анализе Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 4 Раздел II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Глава 5. Анализ объемов производства и продаж продукции 5.1. Анализ производства и продаж: задачи, основные направления, информационное обеспечение 5.2. Анализ объема и структуры готовой продукции 5.3. Анализ выполнения договорных обязательств и объемов продаж продукции 5.4. Анализ технико-организационного уровня производства, технического уровня и качества продукции 5.5. Анализ резервов роста объема производства 5.6. Оценка и прогнозирование выручки от продаж Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 5 Глава 6. Основные средства: анализ состояния и использования 6.1. Задачи, направления и информационное обеспечение анализа 6.2. Анализ состояния основных средств 89 89 98 100 102 102 107 107 111 113 125 135 153 155 175 176 176 178 184 188 197 200 215 217 227 227 230

Стр.573

Оглавление 6.3. Анализ эффективности использования основных средств 6.4. Факторный анализ фондоотдачи основных средств Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 6 Глава 7. Анализ оборотных средств 7.1. Задачи, основные направления, информационное обеспечение анализа 7.2. Источники формирования оборотных средств 7.3. Анализ обеспеченности оборотными средствами 7.4. Анализ эффективности использования оборотных средств 7.5. Система «òî÷íî в ñðîê» Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 7 Глава 8. Анализ материальных ресурсов 8.1. Задачи, направление, информационное обеспечение анализа 8.2. Показатели использования материальных ресурсов 8.3. Факторный анализ влияния материальных ресурсов на материальные расходы 8.4. Анализ обеспеченности материальными ресурсами Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 8 Глава 9. Анализ трудовых ресурсов 9.1. Задачи, направления, информационное обеспечение анализа 9.2. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами 9.3. Анализ использования рабочего времени 9.4. Анализ производительности труда 9.5. Анализ формирования и использования фонда заработной платы 9.6. Тенденции изменения производительности и оплаты труда Резюме Контрольно тестирующий комплекс к главе 9 573 235 239 250 251 262 262 270 272 277 279 283 283 291 291 293 296 304 307 307 315 315 316 325 333 342 349 352 354

Стр.574

574 Глава 10. Анализ расходов на производство и продажу продукции 10.1. Задачи, направления, информационное обеспечение анализа 10.2. Расходы организации по обычным видам деятельности: классификация и анализ 10.3. Анализ себестоимости продукции Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 10 Глава 11. Анализ финансовых результатов 11.1. Задачи анализа финансовых результатов 11.2. Анализ состава финансовых результатов 11.3. Факторный анализ прибыли от продаж 11.4. Операционный рычаг 11.5. Анализ рентабельности 11.6. Эффект финансового рычага 11.7. Анализ безубыточности и запаса финансовой прочности Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 11 Глава 12. Анализ финансового состояния организации 12.1. Задачи, направления, информационное обеспечение анализа 12.2. Анализ изменений в составе и структуре активов баланса 12.3. Анализ изменений в составе и структуре пассивов баланса 12.4. Оценка платежеспособности организации 12.5. Нормативное регулирование анализа финансового состояния организации 12.6. Использование стохастического анализа 12.7. Оценка кредитоспособности организации 12.8. Оценка финансовой устойчивости организации Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 12 364 364 366 377 389 390 398 398 401 405 413 415 421 423 429 431 438 438 441 445 448 451 458 467 475 479 480

Стр.575

Оглавление Глава 13. Экономический анализ инвестиционной деятельности организации 13.1. Инвестиции в развитии систем 13.2. Инвестиционный проект: оценка эффективности 13.3. Типовые задачи инвестиционного анализа 13.4. Методы оценки эффективности инвестиционных решений 13.5. Методика инвестиционного анализа Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 13 Глава 14. Обобщающая комплексная оценка деятельности организации 14.1. Анализ экономического потенциала организации 14.2. Комплексная оценка резервов производства 14.3. Методы рейтинговой оценки в комплексном экономическом анализе Резюме Контрольно-тестирующий комплекс к главе 14 Приложения Библиографический список 575 486 486 489 492 499 509 512 513 520 520 521 532 536 537 541 568

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.).

    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I и II). Часть I от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014 г.), часть II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 04.10.2014 г.).

    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. (в ред. от 04.11.2014 г.).

    Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (ред. от 17.12.2013 г.).

    Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1 (в ред. от 10.12.2010 г.).

    Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению» от 31.10.2001г. № 94н (в ред. от 08.11.2010 г.).

    Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н (ред. от 04.12.2012 г.).

    Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010 г.) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.2003 N 5252).

    Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010 г.) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

    Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010 г.) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598).

    Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утверждено письмом Министерства финансов РФ от 30.12.1993 г. № 160.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, (ред. от 18.12.2012 г.).

    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н. (ред. от 08.11.2010 г.).

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (ред. от 25.10.2010 г.).

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н. (в ред. от 24.12.2010 г.).

    Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н (ред. от 27.04.2012 г.).

    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (ред. от 27.04.2012 г.).

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/08, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н (ред. от 27.04.2012 г.).

    Постановление Правительства РФ от 14.02.1994 г. № 98 «О внесении изменений в Положение о порядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и организаций».

    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса с Методическими рекомендациями по его применению (утв. Приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 г. № 654).

    Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012. – 414с.

    Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.П. Табурчака. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

    Анализ хозяйственной деятельности предприятия. В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. Учебник. - M.: OOO «ТК Велби», 2013. - 424 с.

    Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,2012.

    Бухгалтерский учет: Учебник/ П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков и др.; Под ред. П.С. Безруких. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Бухгалтерский учет, 2012.

    Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие. / Под ред. П. И. Камышанова, А. П. Камышанова. М.: Омега-Л, 2011.-589с.

    Гинзбург А. И. Экономический анализ. – 2- е изд. – Спб.: Питер, 2013.–208 с.

    Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник -М, ЮНИТИ, 2013. -670 с.

    Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. – М.: Экономист, 2012. – 618 с.

    Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: уч. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 542 с.

    Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 352 с.

    Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Чуев И.Н, Чуева Л.Н. М.: Дашков и К, 2012. - 368 с.

    Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Лысенко Д.В. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.

    Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Инфра – М, 2013. – 717с.

    Кондраков Н.П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 368 с.

    Ларионов А. Д., Нечитайло А. И. Бухгалтерский учет: учеб. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2012. – 360 с.

    Любушин Н. П. Анализ финансового состояния организации: учебное пособие/Н. П. Любущин. – М.: ЭКСМО, 2013. – 256 с.

    Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 448 с.

    Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов /под ред. проф. Н.П.Любушина. – М.: ЮНИТИ – ДАИД, 2013. – 471с.

    Прыгина Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2012.

    Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3- е изд. , перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 425 с.

    Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 281 с.

    Смекалов П. В. Экономический анализ в АПК: учебник / П. В. Смекалов, С. В. Смолянинов, Л. Н. Косякова. – СПб.: Проспект науки, 2012. – 488 с.

    Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2013.- 496 с.

    Старостин С. Н. Основные средства: налоговый и бухгалтерский учет. М.: МЦФЭФ, 2012.-416с.

    Суглобов А. Е. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие/ А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова. – М.: КНОРУС, 2012. – 496 с.

    Финансовый учет: Учебник/Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- 2- е изд. , перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2012.-784 с.

    Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник - Издательство: Инфра-М, 2012. – 416 с.