Экономическая реформа 1987 г предусматривала. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной


3.Экономическая реформа 1987 г

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута. Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия. Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса. Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

4. Программа «500 дней» Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В чем ее суть?

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль над выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Так как программа «500 дней» не соответствовала интересам номенклатуры, а именно аппарата союзных министерств, ВПК, ЦК КПСС, М.С. Горбачев выбрал концепцию программы реформ под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которая фактически не являлась программой перехода к рынку.

5.Денежная реформа 1991 г

В 1990 г. во главе правительства встал бывший министр финансов В. С. Павлов, сменивший на данном посту Н. И. Рыжкова. Приверженец консервативных идей Павлов отстаивал интересы ВПК и определенных политических и экономических кругов партийной элиты. При нем речь о приватизации и либерализации уже идти не могла. Более того, его команда взяла курс на ужесточение мер в экономике. Первый президент СССР М. С. Горбачев после обвинения В. С. Павловым некоторых зарубежных банков в дестабилизации положения на территории СССР принял решение о контроле хозяйственной деятельности предприятий и фирм (особенно совместных) органами МВД и КГБ. В результате сократился поток иностранных инвестиций в советскую экономику.23 января 1991 г. из обращения были изъяты 100 и 50-ти рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась. Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, так как предприятия незадолго до обмена получили деньги для выплаты заработной платы в крупных купюрах. Очень пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр. Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена – 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., в апреле – 4 млрд. руб.). Но в результате непоследовательности дальнейших шагов правительства «оздоровление» рубля не состоялось. В апреле 1991 г. наличие денежной массы оценивалось как минимальное. Но в момент проведения денежной реформы произошел срыв стабилизации денежного обращения, в результате чего государственные розничные цены возросли в 3 раза, а базарные и кооперативные цены снизились. Предел покупательной способности населения был достигнут. Параллельно государство принялось выплачивать денежные компенсации и включило печатный станок. Распад Советского Союза привел к значительной эмиссии в июне-сентябре 1991 г., так как бывшие республики больше не пополняли госказну. Президент М. С. Горбачев был вынужден пойти на крайние меры и изъял из Госбанка в июле того же года на содержание государственного аппарата и армии 93 млрд. руб. Этот шаг был предпринят с нарушениями союзного законодательства, в результате чего еще доперестроечная инфляция превратилась в гиперинфляцию. Проведенная денежная реформа не изменила положение на потребительском рынке в лучшую сторону. Повышение денежной массы в обращении привело к увеличению цен на товары народного потребления и продукты питания. Встревоженное население скупало по предлагаемым ценам все, что лежало на полках магазинов, способствуя тем самым росту дефицита в стране.

Заключение

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд. руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд. руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар, табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.). На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились. В течение 23–25 января 1991 г. был произведен обмен 50– и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца. В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд. долл. Страна переживала нелегкие времена.

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики.



Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.

Программа «500 дней»

Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года.

Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без коренных преобразований в. хозяйственном механизме и последующих трансформаций социально-политической системы, сложившейся в СССР, достичь реальных результатов в масштабных экономических реформах невозможно. Однако невозможно было также оценить размеры охватившего страну структурного социально-экономического и политического кризиса без глубокого научного анализа сложившейся ситуации. С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская и др. Разработанный ими проект программы преобразований предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения, опираясь на ленинское определение социализма как строя цивилизованных кооператоров); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе.

В 1987-1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон "О государственном предприятии (объединении)" (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей и наконец; закон "О кооперации в СССР" (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам, и прежде всего кооперативам и арендным предприятиям, принятые законодательные акты практически оказались бездейственными, а реформы в экономике - блокированными. Более того, с 1988 г. начался общий кризис в сельскохозяйственном производстве, а затем и в промышленности. В связи с продолжавшим расти огромным бюджетным дефицитом резко усилились инфляционные процессы. В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой - провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо.

Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства. В 1990 г. было принято постановление нового ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создали условия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранение государственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении товаров и услуг, производимых новыми, коммерческими структурами, объективно вело к усилению товарного голода - дефицита промышленных и продовольственных товаров. Карточная система, давно, хотя и неофициально существовавшая в различных регионах СССР, была введена даже в Москве, где были установлены нормы отпуска товаров и резко ограничен их ассортимент. Резко возросла денежная эмиссия, которая за 5 лет, к 1989 г., увеличилась в 4 раза, и в 1990 г. составляла уже около 20%. За счет иностранных займов внешний долг СССР вырос с 10 млрд в 1985 г. до 52 млрд долларов к 1991 г. За этот же период золотой запас СССР уменьшился в 10 раз и составил 240 т. В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые во всех экономических проблемах обвиняли руководство КПСС. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах.

На фоне провалов в реформировании экономики союзным центром политические элиты обретавших самостоятельность союзных республик предприняли попытки выйти из кризиса, опираясь на собственные программы. Летом 1990 г. академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский и их соратники предложили российскому руководству так называемую программу "500 дней". Она предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий. Одновременно она значительно ограничивала возможности союзного центра управлять экономикой республики. Таким образом, создавались условия для образования экономического союза республик, который мог бы стать основой для установления новых, конфедеративных связей между ними. Но эта программа так и не была реализована. Горбачев же предпочел программу экономических реформ, разработанную министром финансов.СССР В. С. Павловым, ставшим премьер-министром Кабинета министров СССР в декабре 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку.

Таким образом, вокруг планов экономических преобразований возникла острая политическая борьба, которая усиливала противостояние между центром и республиками. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его углубила.

В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Некоторые положения программы противоречили утвердившимся идеологическим стереотипам СССР, но тем не менее она была принята.

В ходе реализации программы в стране произошли серьезные изменения. В СССР началось формирование частного сектора. Причем этот процесс постепенно обрел колоссальные масштабы. Стали появляться кооперативы, все больше людей переходило на индивидуальную трудовую деятельность. И уже к 1991 году число частных предпринимателей превысило 8 миллионов человек.

Но в госсекторе дела лучше не стали. Ощутимых изменений программа реформ в государственную экономику не принесла. Становилось очевидным, что экономика, основанная на государственной собственности, не имеет перспектив. Горбачев все более ориентировался на переход к рынку.

Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.

Переход к рынку (1990-1991).

В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п.

Однако власти не решились немедленно ввести эти законы в действие. Осуществление большинства разработанных мер откладывалось до 1991 года, а перевод предприятий в аренду было решено растянуть до 1995 года. Кроме того, Горбачев, боясь социального взрыва и возмущения консерваторов, отказался от реформы кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Поэтому ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Нерешительность вела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.

Половинчатыми были реформы и в сельском хозяйстве. С одной стороны, крестьяне получили право брать землю в аренду на 50 лет и самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Но с другой стороны, право выделять крестьянам землю, определять площадь участка, поголовье скота было передано колхозам, которые были антагонистами свободного труда на селе. Не удивительно, что к 1991 году на условиях аренды в стране обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель.

Таким образом, половинчатые меры давали обратный результат. Ситуация в стране обострялась. С прилавков стало исчезать многое из того, что в прежние времена немыслимо было назвать дефицитом. На полках продовольственных магазинов зачастую оставались только рыбные консервы.

В 1989 году состоялись первые забастовки рабочих. Вскоре выступления масс стали обычным, повседневным явлением.

Программа «500 дней» (1990)

В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней». Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике. Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР. Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать.

Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен. После неудачной попытки ГКЧП вернуть прежние порядки СССР развалился с удивительной легкостью. Правопреемником СССР стала Россия, которая решительно повернулась к рынку. Ей и пришлось в 90-е годы вытаскивать экономику страны из пропасти.

Концепция нового политического мышления и внешняя политика Росии 1985-1991.

Новое политическое мышление - известная фраза и концепция последнего главыСССР Михаила Сергеевича Горбачева.
Происхождение

Пришедший к власти в марте 1985 года в СССР М. С. Горбачев провозгласил концепцию «нового политического мышления» в качестве государственной. В 1987 году вышла книга Горбачева «Новое политическое мышление для нашей страны и всего мира».

Основы

Концепция нового политического мышления включила в себя:

Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми ценностями.

Признание мира единым, отказ от концепции разделения на социалистов и капиталистов.

Политика гласности.

Политика разоружения.

Плюрализм.

Особенности

При произношении фразы «новое политическое мышление» М. С. Горбачев в слове мышление делал ударение не на второй, а на первый слог.

Последствия

Развал соцлагеря.

Начало установления в России демократии.

Распад СССР.

Внешняя политика

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.

Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

Экономическая реформа 1987 г.

Летом 1987 г. Пленум ЦК КПСС принял первую за годы «перестройки» экономическую реформу с целью перехода от административных к экономическим методам управления, обеспечения оптимального сочетания централизма и самоуправления. В рамках социализма призналось допущение смешанной экономики и частновладельческого хозяйства. Для реализации цели в июне 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии», в мае 1988 г. – «Закон о кооперации в СССР» и ряд других постановлений.

Согласно Закону о предприятии, последние переводились на новые принципы работы: самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Предприятия получили права сами определять число рабочих, устанавливать заработную плату, самостоятельно выходить на внешний рынок, выбирать партнеров, сотрудничать с иностранными фирмами. После выполнения обязательств перед государством они могли сами распоряжаться прибылью. Всю продукцию, произведенную сверх госзаказа (фиксированная норма выпускаемой продукции), разрешалось реализовывать по рыночным ценам. Предусматривалось ежегодное снижение объема госзаказа, а следовательно, расширение рыночных механизмов. Уменьшался контроль над планированием производства. Предприятиям предоставлялась возможность самостоятельно составлять планы производства, исходя из собственных интересов. Предприятия могли заключать прямые договоры с поставщиками, потребителями, другими предприятиями, минуя Госплан СССР, министерства.

Самоуправление на предприятии предусматривало создание советов трудовых коллективов, наделение их широкими полномочиями по производственным, социальным, кадровым вопросам, введение выборности руководителей, их отчетности перед трудовыми коллективами и т. д.

Все эти меры, по мнению руководства, должны были в условиях оживления рыночных отношений улучшить показатели развития производства и финансовое положение предприятий, сократить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность. Однако при сохранении административного управления эти меры не дали ожидаемых результатов. Расширению самостоятельности предприятий препятствовали обязательные плановые задания, выразившиеся в форме «госзаказов». Контроль министерств над расходованием фондов предприятий, деятельность государственных органов снабжения мешали предприятиям свободно выбирать поставщиков и потребителей.

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) положил начало процессу развития частного сектора с целью насыщения рынка товарами и услугами. Этот и последующие постановления, а также «Закон о кооперации в СССР» (1988 г.) разрешили открывать частные предприятия по некоторым видам производства, развивать кооперативы с предоставлением им льготных кредитов, внедрять арендные договоры, расширять самостоятельность колхозов, снижали налог на доходы, составлявший 65%. Снимались все ограничения колхозов на подсобную деятельность. Коллектив колхоза мог сам определять площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном хозяйстве. Колхозы получали право решать вопросы передачи части земли в аренду другим предприятиям и отдельным гражданам. Колхозам разрешалось образовывать кооперативы. Одна или несколько семей могли взять землю в аренду на длительный срок и самостоятельно распоряжаться полученной продукцией. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования: фермерских хозяйств, арендных кооперативов, агрокомбинатов, колхозов и совхозов.

Экономическая реформа М.С. Горбачева осуществлялась с большим трудом. Механизм реализации реформ не соответствовал заявленным целям. Не были затронуты основы административно-командной системы управления, бюрократический аппарат сопротивлялся изменениям, опасаясь потерять свои позиции. Нормативные документы министерств и ведомств иногда искажали постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, что мешало осуществлению прогрессивных идей. Экономическая перестройка носила формальный характер, не создавала стимулов для обновления производства и постепенного вхождения экономики в рынок.

Государство по-прежнему являлось главным заказчиком в промышленности и навязывало предприятиям нереальные размеры «госзаказов», выполнение которых заставляло загружать все производственные мощности. Так, в 1988 г. госзаказ составлял в среднем 85% объема производственной программы. Следовательно, для свободного рынка оставалось 15% продукции. Кроме того, государство продолжало определять список той продукции, которую предприятия должны были производить «на склад», т. е. независимо от того, пользовались эти изделия спросом или нет.

В 1988 г. третьпредприятий была убыточной, а еще четверть – получала небольшую прибыль. Государство по-прежнему выделяло нерентабельным предприятиям субсидии на покрытие убытков, чтобы избежать банкротства и взрывов безработицы. На таких предприятиях хозрасчет практически не действовал.

Отсутствие рыночных отношений в стране, в том числе оптовой торговли и посреднических организаций, привело к тому, что предприятия столкнулись с большими трудностями. В частности, они не имели возможность выбирать себе поставщиков, их коммерческую деятельность контролировали министерства. Большинство предприятий слабо использовали рыночные механизмы, так как у них отсутствовал опыт эффективного предпринимательства. Предприятия просили увеличить госзаказ, поскольку он обеспечивал гарантированное государственное снабжение и реализацию.

Министерства, устанавливая размеры премий руководителям предприятий, их заместителям, главным бухгалтерам, оценивали их работу независимо от ее итогов. Это противоречило Закону о государственном предприятии, согласно которому оценивать работу руководства должен был коллектив.

На хорошо работающих предприятиях прибыль направлялась не в развитие производства и его техническое совершенствование, а в фонд заработной платы рабочих с целью экономического стимулирования. Предприятия вместо заботы о повышении эффективности производства сокращали выпуск дешевых товаров, повышали цены и зарплату. Таким образом, предназначенные для технической реконструкции средства, стали «проедаться».

Хозрасчет и самофинансирование могли быть эффективными, если предприятия заработают прибыль. В действительности директора многих предприятий выбрали легкий путь. Они стали закладывать прибыль в цену, в результате чего цены на продукцию значительно поднялись.

Кооперативное движение в стране тоже столкнулось с множеством проблем. Некоторые успешные кооперативы устанавливали цены на продукцию и услуги ниже, чем у государства. Такие кооперативы выполняли социальную функцию, например, брали шефство над детскими домами, ветеранами и т. д. Но основная часть кооперативов стремилась получить быструю и большую прибыль. Для этого кооперативы скупали и перепродавали в 2–3 раза дороже дешевые государственные товары, оказывали дорогие услуги. В условиях растущего дефицита товаров открывались кооперативные кафе, парикмахерские и тому подобные заведения, цены в которых были значительно выше, чем в государственных. Это вызывало недовольство в обществе, социальную напряженность.



Создатели кооперативов испытывали ряд проблем, которые не позволили обеспечить рынок товарами народного потребления в условиях их дефицита. Во-первых, кооперацию и государственный сектор поставили в неравные стартовые условия, что мешало честной конкуренции. Кооперативным предприятиям в несколько раз дороже обходилась закупка топлива, автомобилей и т. д. Поэтому кооператоры вынуждены были поднимать цены на свою продукцию. Во-вторых, кооператоры столкнулись с произволом чиновников и с отсутствием эффективных форм защиты своих прав. Например, в соответствии с существовавшими инструкциями членами кооперативов могли быть только пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, студенты, учащиеся. Гражданам, занятым в государственном секторе, разрешалось работать в кооперативных предприятиях только в свободное от основной работы время. Такие правила привели к обманам и обходам законов. В-третьих, местные власти имели свои представления о законе о кооперации и пытались навязать их кооператорам. Чиновники на местах неохотно занимались организацией кооперативов и индивидуально-трудовой деятельностью, были плохо подготовлены юридически.

Внедрение арендных отношений также сопровождалось множеством проблем. Арендатор оказался в сложном финансовом положении, так как у него отсутствовала сельскохозяйственная техника. Власти в любой момент могли расторгнуть арендный договор. Государство проводило политику повышения налогов на кооперативы. Арендные отношения вводились при отсутствии частной собственности на землю. Поэтому фермерские хозяйства становились подконтрольными государству.

Закон «О государственном предприятии/объединении», вступивший в силу 1 января 1991 г., расширил права производителей, предоставляя возможность приватизировать арендные предприятия, однако это не привело к положительным изменениям. В конце 1980-х гг. страна перешла к нормированному распределению продуктов, заработная плата на многих предприятиях стала выдаваться производимой на них продукцией.

Экономическая политика М.С. Горбачева привела к обострению финансового положения страны. Отрицательно сказались на бюджете государства такие явления, как снижение мировых цен на экспорт нефти и газа, сокращение доходов от продажи спиртных напитков в период антиалкогольной кампании, непредвиденные расходы на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. и землетрясения в Армении. В результате правительство стало искать внешние займы и кредиты для закупки импортного оборудования, что вело к зависимости от внешних долгов. Кроме того, государство увеличило выпуск денежной массы, в результате чего усилилась инфляция. Для решения платежных проблем правительство стало продавать золотые запасы государства, которые к 1991 г. сократились в 10 раз.

1. Каковы цели экономической реформы 1987 г.?

2. Какие законы были приняты в рамках экономической реформы, в чем их суть?

3. Каковы результаты реформы 1987 г.? Согласны ли вы с положением о том, что экономическая перестройка носила противоречивый характер, предполагала только частичные перемены? Ответ аргументируйте.