Что такое здравоохранение. Понятие, цели и задачи системы здравоохранения

В статье рассмотрим, что такое здравоохранение. Мы поговорим обо всех аспектах развития этой системы, детально изучим историю, а также подробнее разберемся с самим определением. Каково состояние здравоохранения в России на сегодняшний день?

Что это значит?

Здравоохранение — это обязанность социума, которая чаще всего выполняется государством. Она включает в себя общественные, социальные и научные аспекты. При этом описываемая система выполняет организационную, социальную и нормативную роль. Здравоохранение - это некий комплекс действий, которые исходят от социума в общем и конкретных его представителей, а также от разнообразных фондов и министерств. То есть это сотрудничество всего социума на его собственное благо.

Здравоохранение — это термин, объяснить который без вовлечения в понятия медицины невозможно. Итак, медицину трактуют как некий комплекс научно подтвержденных знаний и практических действий, которые направлены на сохранение здоровья, избавление людей от болезней и продления их жизни, а также улучшение ее качества. Другими словами, понятно, что медицина своими корнями уходит в самые ранние периоды существования людей.

Началось все с того, как обычный пещерный человек захотел избавиться от своего недуга, как он захотел вылечить свою рану или избавиться от боли. Но на сегодняшний день здравоохранение - это огромная по важности социальная функция, которая заключается еще и в укреплении общечеловеческого здоровья.

Первые формы здравоохранения мы можем наблюдать еще во времена глубокой древности. Тогда, до появления первых государств, племена и общины заботились о членах своих родов. Они пытались предостеречь от каких заболеваний или помочь в случае сильных травм, используя простейшие лечебные манипуляции. Немного позже особое уважение получили знахари и шаманы, которые выделялись из общества и немного возвышались над ним, потому что могли помочь человеку в его хвори. Они помогали избавляться от разных недугов при помощи ритуалов и заклинаний, но чаще всего их знания основывались на простом опыте, который они получали в процессе своей практики.

Поэтапное развитие

Организация здравоохранения постепенно перешла в руки к женщинам, когда наступила эпоха матриархата. В славянской культуре таких девушек именовали берегинями. Подобную культурную особенность до сих пор можно встретить в небольших деревнях и сельской местности. После того, как появились прообразы городов и государств, властители начали уделять большое внимание самочувствию своих сограждан. Во-первых, это было важно для того, чтобы армия всегда была на чеку и могла отстоять границы своей территории. Во-вторых, очень остро стояли вопросы гигиены и санитарии, ведь в то время множество людей погибали от эпидемий, которые вызывала банальная грязь.

Также функцию здравоохранения на себя брали некоторые религиозные сообщества. Особенно сильно это проявилось в христианском религиозном мире. Здесь церковь считала себя уполномоченный заботиться о больных людях. Позже она начала заниматься построением различных храмов и лечебниц для больных и убогих. Властители городов и княжеств поддерживали такое вмешательство, потому что собственными силами не всегда удавалось поддерживать нужный уровень здоровья. Иногда они даже жаловали религиозным общинам и церкви большие земельные территории.

Государственная регламентация

Даже в те далекие времена уже было некоторое подобие министерству здравоохранения. Так, все люди делились на определенные классы. Каждый клан занимался определенной деятельностью. Со временем государство захотело регламентировать деятельность знахарей. Поэтому различные предписания по медицине уже можно было найти не только в каких-то религиозных рукописях, но даже в законодательных актах. Также появились определенные запреты, за нарушение которых следовало наказание. Но при этом в государственном здравоохранении очень явно проводилась параллель между гражданами из сословий с приличным имуществом и обычными бедняками. Так, для примера, за лечение катаракты свободный богатый человек платил в 3 раза больше, чем раб за точно такую же манипуляцию. Если операция была неудачная, то раб мог взыскать минимальный штраф у врача, но если операция была неудачная у богатого человека, то врачу могли отсечь руку.

Первые шаги

Первое подобие министерства здравоохранения стали появляться примерно на рубеже XIX века. Тогда заботу о здоровье признали общенациональной ценностью, которая требует специальных, научных и денежных вливаний. Постепенно формируется ведомственная система здравоохранения, которая работает на общенациональной основе.

Совершенствование системы здравоохранения интенсивно продолжается в условиях капитализма, то есть со второй половины XIX века. Все равно медицинская помощь остается довольно ограниченной, но зато она предоставляется на равноценной основе. Право на медицинскую помощь получает каждый человек независимо от его национальной принадлежности, социального статуса, возраста, пола, территории проживания или цвета кожи. Но при этом учреждения здравоохранения все равно имели некий отпечаток той человеческой общности, в границах которой они действовали. Другими словами, они в той или иной мере отражали экономические, политические социальные интересы верхушки общества.

Протест

Естественно, обычные люди прекрасно понимали причины такой дискриминации. Это причина и еще ряд других привели к тому, что разразились революционные движения во многих странах. Такие исторические события показали, что вопрос здравоохранения стоит довольно остро и ответственность за него лежит на государстве. В «Декларации о правах человека» здоровье рассматривается как национальное богатство, которое нужно поддерживать.

После революционного бунта в Департаменте здравоохранения проводится ряд мероприятий, принимаются законы и различные акты, которые направлены на максимальное поддержание человеческого здоровья. Также становится более разносторонним подход к укреплению здоровья. Появляется все больше новых свежих идей, которые эффективно внедряются в медицине. Большое распространение получают научные общества, которые проводят исследования и обнародуют их. Активно создаются приюты и воспитательные учреждения за счет государства.

Развитие

ООН в 1948 году принимает «Декларацию прав человека». Помимо гуманности и демократических идей, там идет речь о том, что любой человек имеет право на медицинский уход. Отдельно оговариваются периоды материнства и детства, которые дают человеку право на специфический уход. Также в это время выходит новое постановление, которое говорит о важности повышения уровня условий труда. Появляется термин "социальное страхование".

В период Гражданской войны повсеместно создаются институты и ученые лаборатории, в которых изучается биология и биохимия при помощи экспериментальных методов. Большое внимание уделяется здоровью женщин и детей. Везде создаются консультации для ухода за младенцами.

По указу Наркомздрава на заводах начали создавать центры медицинской помощи, стационары и амбулатории. Но все же развитие советского здравоохранения было немного заторможено из-за малого количества врачей и достойной медицинской техники. Надо было не только увеличить число практикующих врачей, но и провести качественную медицинскую реформу. Также было важно привлекать в учебные заведения молодых людей, которые бы хотели посвятить себя медицине.

Областные центры

Естественно, что наилучшую помощь получали люди, живущие в центральных городах. Тем не менее здравоохранение области тоже всячески поддерживалось. Представители власти создавали специальные медицинские службы, которые имели несколько кругов управления, для того чтобы следить за исполнением медицинских правил. Также министерство здравоохранения области пыталось контролировать ситуацию за счет зарплаты, повышая оплату труда хотя бы на незначительную сумму. Большой проблемой было то, что в Советском Союзе игнорировали опыт зарубежных стран, ведь можно было не делать собственных ошибок, а научиться на опыте других. Иосиф Сталин и его окружение всячески пытались навязать административно-командную систему и подавляли тех, кто предлагал что-то новое.

Здравоохранение в России

Поговорим о том, как обстоят дела в нашей стране. Отдельного внимания заслуживает здравоохранение Москвы. Здесь оно находится на высоком уровне, но так было далеко не всегда. На сегодняшний день правительство нашей страны ведет активную федеральную политику в области здравоохранения. Постоянно разрабатываются и принимаются новые акции, которые направлены на улучшение и совершенствование медицинской помощи.

Министерство здравоохранения в России - это не единственная ветвь, которая занимается этими вопросами. Общая система состоит из четырех элементов: это бюджетные организации и учреждения, государственная система ОМС, частные учреждения и частные врачи, общественные и религиозные организации, а также фонды и благотворительные организации. Все они трудятся во благо единой цели.

Ключевые органы управления, то есть учреждения здравоохранения, регулируют деятельность всех федеральных служб. Главный санитарный врач занимается контролированием деятельности санитарно-эпидемиологическим служб. Также он контролирует и налаживает деятельность региональных медицинских центров.

На высоком уровне обеспечена исполнительная власть в регионах. Также надзор осуществляют органы судебной власти, которые тщательно следят за тем, чтобы в медицинской практике не было случаев нарушения прав человека. Таким образом, для министерства здравоохранения РФ характерно, что все три ветки власти, а именно исполнительная, законодательная и судебная, влияют и дополняют друг друга. Они осуществляют надзор за системами здравоохранения, а также корректируют их деятельность и тщательно охраняют права каждого человека.

Функции

Министерство здравоохранения выполняет целый ряд функций:

  • Разрабатывает программы федерального уровня для развития здравоохранения.
  • Следит за оказанием медицинской помощи и надлежащем уровне медицинского образования.
  • Определяет порядок деятельности и структуру органов управления.
  • Обозначает расходы для нужд здравоохранения при формировании бюджета.
  • Разрабатывает налоговые льготы для определенных группы населения.
  • Управляет собственностью центров здравоохранения.
  • Обеспечивает экологическую безопасность и следит за природопользованием.
  • Занимается разработкой эпидемиологических и санитарных норм, проводит санитарно-эпидемиологический надзор.
  • Контролирует организацию здравоохранения на всей территории страны.
  • Разрабатывает и регламентирует меры, направленные на помощь людям, попавших в экстренные ситуации.
  • Занимается информированием людей об окружающей среде.
  • Следит за деятельностью фармацевтических компаний и формирует единую техническую политику.
  • Разрабатывает нормы сертификации лекарственных средств и следит за их реализацией.
  • Проводит статистический сбор данных.
  • Устанавливает стандарты и положения медицинской работы.
  • Координирует деятельность центральных и местных служб здравоохранения.
  • Занимается лицензированием специальных препаратов и оборудования.
  • Стимулирует и координирует исследования в сфере биологии и химии.
  • Создает дополнительные комитеты для охвата всего населения.
  • Разрабатывает эффективную международную политику для сотрудничества с другими странами на медицинской основе.

Как мы поняли, министерство здравоохранения действительно имеет много задач. Его функции старательно исполняются на каждом уровне. Органы местного самоуправления выполняют аналогичную функцию, только на местном уровне. В законодательстве очень четко определены полномочия и обязанности всех служб и органов, поэтому удается обеспечить эффективное регулирование.

Кроме того, министерство здравоохранения регулярно реформирует систему контроля для того, чтобы максимальную упростить ее. В России отлично разработана отраслевая структура, которая позволяет разделить обязанности, чтобы оказать населению максимальную помощь в разных сферах.

Подводя итоги статьи, скажем, что здравоохранение - это функция общества, которая развивалась с самых древних времен. На сегодняшний день она находится на довольно высоком уровне, но, тем не менее, на постоянной основе совершенствуется. В наши дни мы прибегаем к опыту зарубежных стран и стараемся создать функционирующую действенную систему охраны здоровья.

Здравоохранение – сфера, с которым каждый в мире человек сталкивается на протяжении всей своей жизни, начиная от рождения до смерти. Функционирование системы напрямую зависит от того как человек в ней задействован. Бывают упадки и подъемы системы, необходимы развивающие программы и вложения, чтобы предоставлять людям качественно лучшие услуги, оказывать помощь по сохранению и восстановлению здоровья. На основе этих требований, при поддержке государства, строится государственная система здравоохранения, которая в нашей стране к тому же бесплатна, по сравнению с другими странами.

Как устроена система Здравоохранения

Согласно своду законов Российской Федерации система по охране здоровья граждан страны подразделяется на три составляющие:

  • Государственная система;
  • Муниципальная система;
  • Частная система.

К системе на уровне государственных полномочий входят органы исполнительной власти федерального и субъектного значения в сферах здравоохранения, а именно – Российская академия медицинских наук, всевозможные профилактории, аптеки, научно-исследовательские организации, санатории, образовательные учреждения, находящиеся под руководством государства.

К муниципальной относятся аптеки, медицинские и фармацевтические учреждения. Данные учреждения имеют установленные полномочия деятельности по оказанию помощи в сфере здравоохранения, которые находятся под руководством местного самоуправления.
Частная система включает в себя частные аптечные пункты и медицинские учреждения, в том числе лиц, работающих в областях медицины и фармацевтики.

В состав системы входят

В настоящий день управлением здравоохранения России занимаются несколько органов, наибольшую часть в реализации поставленных целей системы берет на себе исполнительная власть. Данная структура власти в лице медицинских учреждений разного калибра занимается уменьшением смертности и повышением средней продолжительности жизни в стране. Понятие органа здравоохранения как таковой в законодательстве нет, поэтому беря в факт специфику деятельности в сфере здравоохранения множества органов можно их отнести к органам управления здравоохранением.

Отсюда следует, что под органом управления здравоохранением можно представить государственную организацию, которая входит в часть государственного аппарата, имеет определенную рабочую структуру, территорию деятельности, собственные права и акты, осуществляет повседневную деятельность по улучшению и оказанию помощи гражданам страны.

Что должна решать эта система

Система по охране здоровья создана таким образом, чтобы шел непрерывный прогресс в медицине. Содержа в своей системе органы, отвечающие за составление новых законов об укреплении деятельности и контролю их выполнения, имеет стимул к развитию. Она не может стоять на месте, ведь есть много аспектов требующих открытия новых сфер деятельности или углубления в каком-либо вопросе. В конечном виде действующая система должна оказывать помощь гражданам страны, руками органов местного самоуправления или частными органами, которые контролируются органами государственного уровня в лице НИИ, учебных заведений, законодательных органов.

  • Система обязана контролировать финансовую сторону. Устанавливать ценовую категорию в оказании услуг и аптечные изделия;
  • подготавливать высококвалифицированные кадры;
  • улучшить демографическую ситуацию в стране;
  • открывать новейшие центры, современные медицинские учреждения;
  • создавать новые методы и технологии для лечения недугов, перечень которых определенным законодательством.

На что имеет права гражданин

Каждый человек имеет определенные права, это относится и по отношению сферы здравоохранения. Большинство прав утверждено и отмечено законодательством. К сожалению, некоторые права задекларированы, но не предусмотрена регулирующая сторона по вопросу соблюдения этих прав. Перечень прав человек в этой сфере довольно обширен.

Перечислим некоторые из них :

  • медицинские работники и обслуживающий персонал должны обходиться с уважением и гуманизмом к пациентам;
  • пациент сам имеет право выбрать врача и место для лечения; требовать соблюдение санитарно-гигиенических условий;
  • требовать составить общий диагноз консилиуму специалистов;
  • на облегчение боли;
  • вправе потребовать сохранить в тайне его болезнь от других лиц;
  • на информацию о состоянии своего здоровья и лечении;
  • при причинение вреда, оказывая помощь, вправе потребовать возместить ущерб;
  • права на допуск адвоката для защиты его прав;
  • прибегнуть к услугам священнослужителя.

Сфера здравоохранения - это понятие, с которым сталкивается каждый человек в своей жизни, так как обращение к врачу является нормальным явлением в обществе. Ее функционирование и роль, финансирование и поддержка, развитие и упадок - это общественные явления. Они координируются государством, но основным звеном в данной цепи является человек. Именно для него строится эта система, он является главным субъектом на каждом этапе деятельности медицинской сферы.

Детерминация понятия "здравоохранение"

Полное и исчерпывающее определение понятия "здравоохранение" можно найти в современном действующем законодательстве, а именно, в федеральном законе от 21.11.2011 года №324-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Там отмечается, что здравоохранение - это одна из ветвей государственной деятельности, которая призвана обеспечивать доступный медицинский сервис для населения на соответствующем уровне. Безусловно, это одна из важнейших ветвей деятельности государства, ведь только физически способно созидать прочное государство.

Далее в документе подчеркивается, что отечественное здравоохранение - это совокупность правовых, организационных, финансовых и других мер, которые обеспечивают каждого гражданина необходимыми услугами в медицинской сфере.

Система здравоохранения: понятие и основные принципы создания и деятельности

Система здравоохранения - это совокупность всех государственных ресурсов, институтов и мероприятий, которые должны совершенствовать уровень медицинских услуг в стране.

Основные постулаты ее существования являются обязательными для выполнения, к ним можно отнести:

1. Верховенство прав человека в сфере оказания современных медицинских услуг.

2. Высокое качество здравоохранения.

3. Приоритетность оказания неотложной детям.

4. Юридическая ответственность государственных и местных органов за препятствование, отказ и другие незаконные действия по получению медицинских услуг гражданами.

5. Приоритетность интересов пациента.

6. Строгое соблюдение тайны Гиппократа во врачебной деятельности.

7. Доступность медицинских услуг.

8. Совершенствование уже существующих мер и институтов здравоохранения.

Эти основные принципы были созданы ВОЗ для всех членов ООН, чтобы качество и доступность медицинских услуг были обеспечены в каждой стране независимо от статуса, расположения, политических позиций и других факторов. Нужно отметить, что Всемирная Организация Здравоохранения - это специальный отдельный институт Организации Объединенных Наций, который призван решать глобальные проблемы в сфере здравоохранения.

Задачи системы здравоохранения

К основным задачам здравоохранения можно отнести:

1. Уменьшение потерь населения за счет предоставления своевременной и качественной медицинской помощи.

2. Финансово рациональное оказание врачебных услуг.

3. Обеспечение медицинской сферы квалифицированными кадрами.

4. Устройство современных государственных и частных больниц и клиник. Учреждения здравоохранения - это организации, деятельность которых направлена на обеспечение населения медицинскими услугами, перечень которых определен в законодательстве.

Все указанные цели и задачи должны выполняться на всех уровнях функционирования медицинской сферы: государственной, региональной и местной.

Государственные учреждения здравоохранения

В отличие от частных больниц и клиник, государственные структуры полностью или частично (от 30% до 90%) финансируются из государственного бюджета. Их деятельность является некоммерческой, а потому не предусматривает получение прибыли или других доходов от деятельности.

Такие существуют на основе оперативного управления, означает ограниченную автономию в несогласованных действиях. На практике данные заведения предоставляют медицинские услуги низкого или среднего качества из-за недостаточного финансирования.

Частные медицинские учреждения в системе здравоохранения

По статистике частный сектор здравоохранения является доступным для людей с доходами выше среднего. Процент обращения бедного населения в подобные организации очень мал - 3,6%. Практика создания частник клиник показывает, что все они ориентируются на средний и богатый класс, что отображается в их ценовой, организационной и географической политике. Основной доход частных заведений составляют взносы за лечение, осуществляемые пациентами.

В таких организациях здравоохранение - это современный, совершенный комплекс мероприятий, позволяющий получить действительно высококвалифицированную помощь.

Правила должного финансирования здравоохранения

Сфера здоровья - одна из важнейших сфер деятельности государства, а потому ее финансирование является первоочередным. Страны третьего мира, которые не могут самостоятельно финансово обеспечить эту сферу, получают дополнительные целевые средства. Для получения нужных источников дохода целесообразно ввести медицинское страхование, специальные налоги, систему штрафов за нарушение законодательства об охране здоровья.

Это сложная система мобилизации, использования, восстановления и рационального распределения средств, целью которых является предоставление медицинской помощи населению.

Здравоохранение: роль и значение в современном обществе

Уровень развития государства можно проследить именно за развитием таких важных социальных институтов, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Именно они показывают истинную картину деятельности государства, благополучия, активности населения, заинтересованности в общественной жизни.

Именно от здравоохранения зависит уровень рождаемости и смертности, прирост населения, мобильность, работоспособность. Игнорирование такого важного института приводит к деградации индивида, общественной апатии, равнодушию и нигилизму. Основным негативным следствием этого является невозможность последующего создания качественного и производительного человеческого капитала.

Проблемы в области здравоохранения

Здравоохранение - это не только эффективная система обеспечения населения медицинскими ресурсами, но и целый органический институт, который составляют индивиды в различных социальных ролях (врачи, чиновники, пациенты, общественные организации и др.). Однако в случае невыполнения своих обязанностей хотя бы одним из субъектов эта слаженная иерархия подвергается негативным изменениям.

Это может быть невыполнение чиновниками своей функции обеспечения больниц и поликлиник средствами, разглашение врачебной тайны, несанкционированное вмешательство общественных организаций в процесс лечения, пренебрежение пациентами правилами внутреннего распорядка и работы подобных заведений. Для этого в законодательстве четко указаны права и обязанности каждого из субъектов данных правоотношений.

Министерство здравоохранения: детерминация и основные задачи

Министерство здравоохранения - это федеральное министерство, основной целью которого является правовое регулирование отношений в сфере охраны здоровья, координация и выполнение законов и других нормативно-правовых актов в данной сфере государственной деятельности.

Также данный институт призван выполнять узкоспециализированные задачи: проведение профилактики инфекционных заболеваний, обеспечение рынка здоровья медикаментами отечественного и иностранного производства, создание разнопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров, курортов и оздоровительных комплексов.

Данная государственная структура также тесно связана с другими ветвями власти и нижестоящими органами. Особенно важной является тесная и прозрачная связь государственных, региональных и местных уровней, поскольку очень часто на практике последние не получают выделенных средств из-за хищения и присвоения их чиновниками.

Сфера здравоохранения как приоритетное направление работы государства

Основная - это создание высокого уровня жизни населения. Если другие сферы могут временно ограничиваться в финансировании, то данное направление всегда должно получать средства, которые предусмотрены государственным бюджетом. Также не менее важным направлением работы является усовершенствование технологий и оборудования, поскольку для дальнейшего развития должна быть создана прочная организация здравоохранения. Это закреплено в государственных действующих программах и стратегиях развития оздоровительной сферы. Сфера здравоохранения - это отрасль социальной деятельности государства, которая обеспечивает быструю, доступную и в некоторых случаях бесплатную медицинскую помощь гражданам.

Второстепенной, но не менее важной задачей является подготовка высококвалифицированных кадров: врачей, фельдшеров, медсестер и санитаров. Надлежащий уровень подготовки специалистов поможет в дальнейшем избежать небрежности, неаккуратности к выполнению трудовых обязанностей.

Услуги здравоохранения: устройство европейской модели

На данный момент отечественная система здравоохранения не отвечает всем постулатам оказания медицинской помощи, которые были признаны ВОЗ. Для построения демократичной социальной системы необходимо обеспечить доступ в медицинские учреждения всем слоям населения.

Услуги здравоохранения - это предоставление каждому нуждающемуся необходимой медицинской помощи в специализированных учреждениях, платных или бесплатных. Это могут быть отечественные и иностранные центры оказания помощи, широко или узкопрофильные заведения.

Учреждения здравоохранения - это места, где должен найти помощь каждый больной независимо от возраста, пола, социального и имущественного положения. Именно в демократизме строится европейская система здравоохранения. Это высокий прожиточный уровень, позволяющий всем слоям населения получать платную медицинскую помощь.

В России, к сожалению, дела обстоят несколько иначе. Здравоохранение - это, прежде всего, сбалансированная система финансирования, взаимопомощи, льгот и поддержки соответствующих слоев населения и отдельных индивидов. Это значит, что данная сфера считается общественной, несмотря на вид собственности (частная, государственная или коммунальная). Также она должна соответствовать определенным стандартам (равенству, дифференцированной ценовой политике, доступности, качества, удобное расположение). Данная сфера должна исключать произвол и несанкционированное вмешательство чиновников и других государственных структур, защищать интересы человека и гражданина, воспроизводить и обеспечивать надлежащий уровень жизни.

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Для анализа системы здравоохранения и выявления общих подходов к ее развитию необходимо уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые определяют цели и задачи здравоохранительной политики и выбор методов их достижения.

Во-первых, что понимается под системой здравоохранения, какие виды деятельности и институты она включает. Различные понимания системы здравоохранения можно сгруппировать следующим образом:

· все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья; Чубарова Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические аспекты. Научный доклад ИЭ РАН, 2008

· меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг;

· более широкие меры, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды;

· некоторые виды деятельности и услуги, которые не имеют первоначальной целью обеспечение здоровья, но оказывают на него существенное косвенное влияние, например образование или жилье.

Таким образом, понимание того, что представляет собой система здравоохранения, может быть различным. Однако чаще всего речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, как бы не рассматривалась система здравоохранения -- более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается - пока во всяком случае - ее основой. В последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности, в связи с развитием новых технологий, значительно увеличились. В связи с этим, появилось понятие «смертей, которые можно избежать» Елизаров В.В. Демографическая политика России: от размышлений к действию. Аналитический доклад Москва, 2008. Это важно, так как обеспечение доступа медицинской помощи - своевременно и качественно -- это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как на сферу личной жизни человека влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием системы здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение:

· права на охрану здоровья;

· возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

Система здравоохранения становится органическим элементом существующего экономического пространства. Одновременно здравоохранение становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Причем объемы потребления этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

В обществе, с одной стороны, значительно возрастают объемы оказываемых населению медико-профилактических услуг, с другой -усиливается роль и значение системы здравоохранения как крупной отрасли экономического пространства, имеющей множественные связи и отношения в общей производственно-социальной структуре государства.

Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы. Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.

Под доступом понимается возможность гражданином получить необходимый набор медицинских услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. Полтерович В.М., Старков О.Ю. Человек в мире экономики: социальная проекция программы развития России Москва, 2009. При этом даже если в стране поставлена политическая задача - обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации. Доступ подразумевает отсутствие финансовых барьеров в получении медицинской помощи, наличие адекватного предложения медицинских услуг, отсутствие дискриминации по социальным характеристикам. Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью. В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения; содержание набора предоставляемых услуг; наличие так называемого разделения расходов; географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг.

Рассмотрение проблемы доступа населения к медицинской помощи имеет ряд методологических трудностей. Прежде всего, насколько высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен проблемами с доступностью медицинской помощи. Если был бы обеспечен доступ, и медицинская помощь была бы получена вовремя, то какие были бы результаты.

Деятельность системы здравоохранения в современных условиях не может ограничиваться только лишь внутриотраслевыми проблемами. Современное состояние здоровья населения требует усиления межотраслевой координации, особенно в вопросах формирования здорового образа жизни и улучшения качества социальной, психологической и окружающей среды. При этом население недостаточно информировано и не принимает активного участия в управлении системой здравоохранения. Кучеренко В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс // Проблемы управления здравоохранением 2008, №4

Сегодня более 30 отраслей общественного хозяйства прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения. Это, к примеру, медицинская промышленность, капитальное строительство, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и др.

В процессе перехода России к рыночной экономике сформировалась отрасль - экономика здравоохранения. Возникновение данной отрасли обусловлено:

· формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;

· необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;

· особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;

· повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект Шейман И.М. Экономика здравоохранения. Учебное пособие. Москва, 2008.

Традиционные классические отношения врача и пациента в отечественной системе здравоохранения стали наполняться экономическим содержанием. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать эти отношения с позиции производства и потребления медицинских услуг, то есть с позиций своеобразного обмена, присущего рыночным отношениям. Новый хозяйственный механизм в системе здравоохранения, система обязательного медицинского страхования, широкое обсуждение в научной литературе введения платежей пациентов при получении ими медицинской помощи - все это активно акцентирует внимание на материальных стимулах медицинской деятельности. Введение подобных экономических форм взаимоотношений между субъектами системы здравоохранения в определенной степени способствует формированию у медицинских работников и пациентов убеждений и мотиваций на адекватное финансовое покрытие медицинских услуг Бояринцев Б.И. Рынок и здравоохранение // Экономика здравоохранения 2006, № 2.

Реформируемая, а тем более в перспективе окончательно сформированная, система здравоохранение в целом, составляющие ее субъекты и их отношения не должны входить в противоречия, как с общими конституционными основами государства, так и с конституционными гарантиями прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При возникновении и вскрытии таких возможных противоречий необходимо привести систему здравоохранения и, в частности, внешние и внутренние формы и отношения ее субъектов, в соответствие с основополагающими условиями общественной среды. В этом смысле, построение потребной модели здравоохранения является процессом в высокой степени активным, а свободное развитие такой системы становится в определенной степени регулируемым процессом.

Такое правовое регулирование форм и методов оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг в соответствии с определенными основополагающими законодательными нормами, по существу должно отображать объективную сущность и современное состояние социально-экономической системы, обеспечивающей охрану здоровья населения. Концептуальное очерчивание такой системы, придание ей формы, соответствующей определенным целям, вскрытие и понимание объективной сущности - приближает становление новой парадигмы здравоохранения и в тоже время предопределяет построение адекватной модели правовых характеристик. Тогунов И.А. Типология систем здравоохранения // Медицинский журнал справочник medasia ru. Народные методы лечения.

Понимание сущности исследуемой системы здравоохранения, как одной из социально-экономических структур государственного устройства, построение адекватных этому пониманию моделей, в том числе и правовой, является действенным механизмом формирования самой системы. Организационно-правовая среда активно формирует структуру и определяет сущность здравоохранения, как системы.

Система управления здравоохранением должна обеспечивать получение гражданами качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами, проведение профилактической работы с достижениями реальных конечных результатов, действенный санитарно-эпидемиологический надзор. Система управления здравоохранением должна быть основана на оценке качества и преимущественно экономических методах управления и контроле за выполнением положений действующего законодательства и конечных результатов работы всех участников системы. Семенова В.Г., Варавикова Е.А. Необходимость нового подхода к определению приоритетных проблем здоровья населения России //Обозреватель (Еженедельник РАУ-Корпорации). 2007. № 11

Исследуя отечественную систему здравоохранения, функционирующую в реалиях социально-экономической трансформации общества и в условиях реально действующего правового поля, Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. вскрывают множество противоречий между действительной формой и сущностью самой системы здравоохранения и положениями текущего законодательства. Авторами не безрезультатно предпринимаются попытки снять эти противоречия, путем отказа от объектного и организационного подхода в определении здравоохранения.

Предлагается следующее содержание данного понятия: «система здравоохранения - это система отношений, имеющих целью охрану здоровья человека, а ее современная форма в нашем государстве представляется как государственно-муниципальная (публичная) система здравоохранения Российской Федерации» Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. Системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. Москва, 2005. В дальнейшем авторами правовая модель системы строится и обосновывается, исходя не из сущности отношений, а из классического структурирования системы и представляется в форме определенных уровней (подсистем):

· подсистемы здравоохранения федерального уровня,

· подсистемы здравоохранения уровня субъектов Российской Федерации,

· подсистемы здравоохранения уровня муниципальных образований.

Как показывает изучение литературных источников, опираясь на подобный принцип, заключающий в основе своей структурную, формообразующую сущность, строятся многие известные типологии систем здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-I от 22.07.1993г (посл. ред. ФЗ от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим законодательством, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-I от 22.07.1993г (посл. ред. ФЗ от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящим законодательством, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На основании изложенного можно сделать вывод, что система здравоохранения в России существует на основании ряда законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество стандартов оказания медицинской помощи. Возможно, иногда в коридоре своей районной поликлиники мы получаем совсем иное представление о действии системы охраны здоровья в нашей стране, но нам необходимо понимать, каковы же требования государства на самом деле и в чем они могут быть нарушены.

Только правовая информированность обеспечит правовую культуру и возможность добиться реализации своих законных требований и ожиданий.

Проблемы, накопившееся в здравоохранении России, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены. Рубенштейн А.Я.Социальная политика в контексте «Нормативной теории государства». Москва, 2009 Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как - состояние здоровья населения; - состояние собственно системы здравоохранения; - оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

Таким образом, в настоящее время система здравоохранения России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями ее социально-экономического развития, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.