Что предусматривал план маршалла. Какую роль сыграл план маршалла в восстановлении послевоенной экономики

22 марта 2015 года президент Польши Бронислав Коморовский , выступая в Брюсселе, . Именно таким образом, по мнению Коморовского, можно обеспечить выживание Украины и успешное проведение в ней реформ.

О новом «плане Маршалла» для Украины разговоры идут с самого момента победы «Евромайдана» в феврале 2014 года. О необходимости такого плана говорят как западные, так и украинские политики, в частности премьер-министр Арсений Яценюк .

Плакат, посвящённый плану Маршалла (перевод: «Какова бы ни была погода, мы должны двигаться вместе»). Фото: Commons.wikimedia.org

При этом об оригинальном «плане Маршалла» у непосвящённой аудитории имеется довольно смутное представление. В советской историографии ему давались исключительно негативные оценки, в постсоветский период — сплошь комплиментарные.

Программа, официальное название которой звучало как «Программа восстановления Европы», была впервые обнародована 5 июня 1947 года в речи государственного секретаря США Джорджа Маршалла, произнесённой в Гарвардском университете.

Кадровый военный Джордж Маршалл в разные годы занимал посты начальника Генерального штаба и министра обороны США, а с 1942 по 1944 годы фактически руководил всеми военными операциями американской армии.

В 1947 году вышедший в отставку генерал Маршалл занял пост госсекретаря в администрации президента Гарри Трумэна.

Трумэну, решительно взявшему курс на эскалацию холодной войны, нужен был человек, способный продвигать американские интересы как военными, так и экономическими методами. Джордж Маршалл для этой роли подходил как нельзя кстати.

«Программа восстановления Европы»

К 1947 году экономическое положение Европы было незавидным. Разрушениям подверглись большинство европейских стран, были понесены чудовищные человеческие потери (55- 60 млн погибло, около 100 млн искалечено). И спустя два года после окончания войны повсюду царила разруха, ощущалась острая нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, европейские валюты были сильно обесценены из-за галопирующей инфляции.

Восстановление европейских экономик шло крайне медленно, при этом в большинстве стран усиливались позиции коммунистов и других левых партий, что в США рассматривалось как прямая угроза национальной безопасности.

К моменту создания «Программы восстановления Европы» у Маршалла уже был за плечами опыт успешного осуществления антикризисной программы — в 1933 году в рамках «Нового курса» Франклина Рузвельта Маршалл занимался организацией Гражданского корпуса охраны окружающей среды — масштабной программы трудоустройства молодых безработных.

12 июля 1947 года в Париже для обсуждения «плана Маршалла» собрались представители 16 стран Европы. От участия во встрече отказались так называемые «страны народной демократии», входившие в сферу влияния СССР, а также Финляндия.

Официально заявленной целью программы были восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

Первая страница текста Плана Маршалла (англ.). Фото: Commons.wikimedia.org

Круговорот долларов в природе

«План Маршалла» вступил в действие 4 апреля 1948 года. В его рамках Соединённые Штаты в течение четырёх лет предоставили 12,317 млрд долларов в виде безвозмездной помощи, дешёвых кредитов и долгосрочного лизинга.

Помощь выделялась согласно предварительным договорённостям в соответствии с потребностями стран. Наибольшие финансовые вливания достались пяти государствам: Англия получила 2,8 млрд, Франция — 2,5 млрд, Италия — 1,3 млрд, ФРГ — 1,3 млрд и Нидерланды — 1 млрд долларов США.

В «плане Маршалла» нужно различать экономическую и политическую составляющую.

После Второй мировой войны Соединённые Штаты оказались единственной из крупнейших индустриальных держав, экономика которой не подверглась разрушениям. Благодаря этому США на многие годы вперёд смогли закрепить за собой место мирового экономического лидера. Тогда же и доллар стал главной мировой резервной валютой, что дало Соединённым Штатам исключительные возможности на десятилетия вперёд.

Но успешной американской экономике позарез нужны были рынки сбыта, и в этой связи экономическое восстановление Европы являлось жизненной потребностью крупного американского бизнеса.

По сути, восстанавливая Европу, США инвестировали в собственное дальнейшее развитие.

Важный момент — согласно условиям «плана Маршалла», выделяемые деньги шли не на латание дыр в бюджете, а на закупку промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Структура поставок на две трети состояла из продовольствия, топлива и удобрений, и около трети импорта пришлось на сельскохозяйственную продукцию, а именно на американскую муку. В конечном итоге весомая часть денежной помощи по «плану Маршалла» вернулась назад в США.

Политические условия

Нужно очень чётко понимать, что безвозмездная помощь США — это своеобразный бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке.

Например, знаменитые поставки оружия и продовольствия в СССР по ленд-лизу. Об их значимости спорят до сих пор, но часто забывают о том, что со стороны США это отнюдь не было широким и бескорыстным жестом. За танки, самолёты и американскую тушёнку Советский Союз расплачивался золотом, и свои долги по ленд-лизу ему приходилось отдавать до 1970-х годов.

«План Маршалла» действительно обеспечил странам-участницам большие темпы экономического роста. За первые три года промышленное производство превысило показатели довоенного периода на 40%, а сельское хозяйство — на 20%. Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию. Американские средства обеспечили порядка 11% ВВП Англии, 12% Франции, почти 22% Западной Германии и чуть более 33% Италии.

Мемориальная доска на памятнике Маршаллу на Лангвассере. Нюрнберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Энтузиасты «плана Маршалла» крайне неохотно говорят о его политической составляющей. Между тем, без неё остаётся непонятным резко негативное отношение к плану Советского Союза.

Одним из обязательных требований США к странам-участницам плана было исключение из состава правительств коммунистов.

Данное положение было продолжением так называемой «доктрины Трумэна», согласно которой Греции и Турции выделялись 400 млн долларов для борьбы с «коммунистической угрозой».

Как уже говорилось, влияние коммунистических партий в странах Европы в послевоенный период было чрезвычайно велико. «План Маршалла» фактически стал орудием, при помощи которого Соединённые Штаты вмешивались в политическую жизнь стран Европы с целью вытеснения на обочину «просоветских партий».

Цена «бесплатного сыра»

Действительно, во всех странах-участницах «плана Маршалла» коммунисты были исключены из правительств. При этом попирались все демократические принципы, о верности которым Соединённые Штаты громогласно заявляли и тогда, и сейчас.

Но дело было не только в коммунистах. Само формирование политических элит в странах-участницах «плана Маршалла» оказалось под контролем США. В результате платой за восстановление экономики стала частичная утрата политической и экономической независимости.

Следующей стадией стало создание военного Северо-Атлантического альянса, членами которого стали многие страны, участвовавшие в «плане Маршалла».

Кстати, после прекращения в 1951 году финансовой помощи по «плану Маршалла» вместо неё вступила в действие программа военной помощи США своим европейским союзникам по Северо-Атлантическому Альянсу в соответствии с законом «О взаимном обеспечении безопасности».

Политическая составляющая плана Маршалла фактически лишила Западную Европу альтернативы, превратив европейские страны в сателлитов США.

Попытки уйти от этой порочной схемы предпринимались неоднократно такими европейскими лидерами, как президент Франции Шарль де Голль , но в целом они потерпели неудачу.

Самоубийственная и саморазрушительная позиция Евросоюза в «украинском кризисе» — не что иное, как последствия европейской зависимости от США, заложенной «планом Маршалла».

Инструмент холодной войны

Политическая составляющая «плана Маршалла» подвергалась критике и в самих Соединённых Штатах. Так, бывший вице-президент США Генри Уоллес , занимавший этот пост при Франклине Рузвельте , без обиняков называл его инструментом холодной войны против СССР.

Разумеется, видели это и в Советском Союзе, власти которого приложили максимум усилий по недопущению вовлечения в этот план стран, входивших в сферу влияния СССР.

Иного выбора у Советского Союза и быть не могло. В ответ на формирование НАТО в Восточной Европе была сформирована Организация Варшавского договора, в ответ на создание атлантического общего рынка Советский Союз создал Совет экономической взаимопомощи.

«План Маршалла» стал продолжением знаменитой речи Черчилля в Фултоне. Если речь британского политика стала началом политического раскола послевоенной Европы, то «план Маршалла» обеспечил его экономическую составляющую.

Ну и последнее, о чём стоит вспомнить в связи с «планом Маршалла». Советский Союз и страны Восточной Европы преодолели послевоенную разруху и вышли на высокие темпы экономического роста без всякой американской помощи. На протяжении десятилетий они вполне успешно конкурировали со странами Запада. Кризис же социалистической системы в 1980-х годах является темой для отдельного разговора, к «плану Маршалла» отношения не имеющего.

Был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Военные потери

К концу Второй мировой войны бо́льшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента , в том числе Варшава , Роттердам и Берлин , лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946-1947 годов на северо-западе Европы [ ] .

Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну.

Единственными странами Запада, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США . Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике . Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

План Маршалла ставил одной из своих целей «объединение» Европы, то есть уничтожение всяких валютных и таможенных барьеров как в самой Европе, так и между Европой и США, в частности предполагал объединение рурского угля и лотарингской железной руды и создание единого европейского рынка. В мае 1950 года этот план воплотился в конкретную форму - в Европейское объединение угля и стали (так называемый «план Шумана »). Страны, желавшие стать участниками подобного объединения, должны были осуществить ряд мероприятий: 1) после того как эти страны подписали Женевскую и Гаванскую конвенции о снижении таможенных тарифов и о «многосторонней» торговле, они должны были в декабре 1949 года частично отменить систему импортных лицензий; 2) после проведения Англией и Францией третьего снижения валютных курсов 28 других стран были вынуждены снова произвести в сентябре 1949 года девальвацию своих валют. Все эти мероприятия имели целью обеспечить американскому капиталу возможность закупать в этих странах по низким ценам сырьё и производить капиталовложения в различные предприятия Европы на более выгодных условиях.

Если коротко перечислить все те условия, на которых различные страны получали помощь по плану Маршалла, станет ясно, что дело шло не только об оказании помощи. Во-первых, что касается характера помощи, а именно характера самих поставок товаров, то желание стран, получавших помощь, принималось лишь к сведению, право же окончательного решения вопроса принадлежало Соединенным Штатам. Поэтому требования западноевропейских стран о том, чтобы им предоставлялись средства производства, а не предметы потребления, сырьё, а не готовые изделия, игнорировались, и значительный удельный вес в поставках в порядке оказания помощи занимало продовольствие и другая сельскохозяйственная продукция. Это означало, что Соединённые Штаты стремились к реализации излишков своей сельскохозяйственной продукции, а не к удовлетворению экономических потребностей западноевропейских стран, нуждавшихся в восстановлении своего хозяйства.

Во-вторых, различные статьи двусторонних соглашений, которыми сопровождалось предоставление помощи по плану Маршалла, препятствовали свободной торговле стран, получавших помощь. Наиболее характерным было запрещение торговли между Востоком и Западом. Так, например, в соответствии с этим запретом Франция не могла импортировать польский уголь, стоимость которого составляла примерно 12 долларов за тонну, и должна была ввозить американский уголь по цене примерно 20 долларов за тонну. Есть большое число и других примеров. Англии, например, в соответствии с планом Маршалла было даже запрещено ввозить пшеницу из Канады.

В-третьих, в сфере кредитно-денежной системы условием предоставления помощи по плану Маршалла было категорическое требование восстановления бюджетного равновесия западноевропейских стран; не только использование эквивалентного фонда, но и кредитно-денежное обращение; финансы этих стран фактически регулировались по усмотрению Соединённых Штатов. Далее, 20% общей суммы помощи должно было погашаться путём экспорта сырья, что имело большое значение, поскольку это облегчало обеспечение Соединённых Штатов стратегическим сырьём и их проникновение в колонии западноевропейских держав.

Всем вышесказанным не исчерпывается вопрос о влиянии, которое план Маршалла оказывал на экономику западноевропейских стран, но всё это показывает, что в результате помощи, предоставлявшийся по плану Маршалла, экономическое восстановление этих стран приняло уродливые формы и что эта помощь лишь углубила зависимость западноевропейских стран от Соединённых Штатов.

Послевоенная ситуация

Медленное восстановление

Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83 % от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт - только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945-1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев . Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

Результаты

  • Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность , были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате, экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  • Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам .
  • Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  • Был восстановлен и укреплён европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.
  • За двадцать лет страны, получившие помощь, добились улучшения уровня жизни всего населения.

Помощь получили страны:

  • Австрия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Западная Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Италия
  • Люксембург
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Свободная территория Триест
  • Турция
  • Франция
  • Швеция
  • Швейцария

См. также

  • План Моргентау - программа послевоенного преобразования Германии, предложенная министром финансов США Генри Моргентау
  • Доктрина Трумэна - программа выделения финансовой помощи Греции и Турции для недопущения усиления коммунистов в этих странах.
  • План Маршалла для Украины - инициатива европейских и мировых политиков, бизнесменов, философов, общественных деятелей в создании программы реформ для Украины, которые призваны вывести государство из экономического кризиса как аналог Плану Маршалла для Европы после Второй Мировой Войны.

Напишите отзыв о статье "План Маршалла"

Примечания

Сноски

Ссылки

  • - статья по материалам 5-го тома Советской военной энциклопедии (в 8-ми томах).
  • - статья в журнале «Огонек» № 05 от 01.02.99
  • - аналитическая статья о причинах и последствиях реализации Плана Маршалла.

План Маршалла (Marshall Plan, официальное название European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») - программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем и вступил в действие в апреле 1949 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.

План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

История Плана Маршалла

Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. Помимо социалистических стран Восточной Европы, от участия в «Плане Маршалла» отказалась также Финляндия. Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с «доктриной Трумэна». Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России (СССР).

George C. Marshall’s speech at Harvard in 1947:

Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждого из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.

План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х годов: правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала американской валюты и отказ США от доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.

Последствия Второй мировой

К концу Второй мировой войны бОльшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента, в том числе Варшава, Роттердам и Берлин, лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946-1947 годов на северо-западе Европы. Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну. Единственными странами, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

Медленное восстановление Европы после Второй мировой

Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83% от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт - только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945-1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн. домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев. Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

Результаты Плана Маршалла

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели.

  • Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  • Европейские страны смогли расплатиться по .
  • Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  • Был восстановлен и укреплён европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Помощь получили страны:

  • Австрия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Западная Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Италия
  • Люксембург
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Свободная территория Триест
  • Турция
  • Франция
  • Швеция
  • Швейцария

Дешевые трудовые и энергоресурсы, удачные экономические реформы и технологический прорыв позволили многим странам послевоенной Европы не только подняться из руин, но и сотворить настоящие экономические чудеса. Финансовая помощь США, оказанная в рамках «Программы восстановления Европы» (план Маршалла), дала лишь толчок экономическому развитию Старого Света.

О том, что план Маршалла не играл решающую роль в экономических чудесах Европы, говорит тот факт, что из 17 стран, получивших американскую помощь, реализовать его удалось менее чем половине. К тому же одна из пяти европейских стран (Германия, Франция, Италия, Испания и Греция), совершивших чудеса в экономике, - Испания не получала никакой помощи по плану Маршалла. В то же время Великобритания, получившая финансовых средств больше остальных (2,8 миллиарда из 13 миллиардов долларов), в экономическом развитии сильно отставала от европейских лидеров экономического бума.

Темпы послевоенного экономического роста на Туманном Альбионе были 2-3 раза меньше, чем в Западной Германии, Италии, Греции, Франции и Испании. К тому же британская экономика переживала финансовые потрясения. В стране раскручивалась инфляционная спираль. На экономику Великобритании негативно повлияли золотодолларовая Бреттон-Вудская система и постепенная переориентация экономик бывших английских колоний на США. Старые отрасли британской промышленности, в частности угольная и металлургическая, с трудом приспосабливались к новым условиям. В результате правительство Великобритании для активизации внешней торговли страны было вынуждено дважды - в 1948 и 1967 - годах резко девальвировать фунт стерлингов.

Послевоенный синдром

Вторая мировая война изуродовала Европу - везде разруха, массовая безработица и нищета, воцарились чувства голода и безысходности. После воздушных бомбардировок многие крупнейшие города Старого Света находились в руинах, большинство промышленных и сельскохозяйственных объектов было разрушено, миллионы людей оставались без крова, работы и средств на существование. Сильное разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых странах континента. Суровой зимой 1946-1947 годов массовый голод добил многих измученных войной европейцев, при этом особенно пострадал северо-запад Европы.

Была разрушена значительная часть железных дорог, мостов и портов, являвшихся главной мишенью для ударов с воздуха. В ходе войны потопили множество торговых судов, а большинство железнодорожных составов уничтожили. Из-за рухнувшей транспортной инфраструктуры страдали даже уцелевшие малые города и села, оказавшиеся в экономической изоляции. В целом по Европе производство сельскохозяйственной продукции составляло 83 процента от уровня 1938 года, промышленное производство - 88 процентов, а экспорт - только 59 процентов.

Призрак социализма

США, оказывая европейским странам финансовую помощь, по сути, помогали и самим себе. План Маршалла предусматривал сбыт американских товаров странам Европы, что увеличивало экспорт США и ускоряло рост экономики. Из Великой депрессии 1929-1933 годов США выбрались также во многом благодаря завоеванию европейских рынков сбыта. Американские заводы начиная с 1936 года получали из европейских стран, в том числе и от гитлеровской Германии, крупные заказы и вплоть до 1941 года по сути работали на Европу.

Автором «Программы восстановления Европы» был госсекретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл. Общая сумма ассигнований на ее реализацию составила около 13 миллиардов долларов. Причем основная доля пришлась на Великобританию (2,8 миллиарда), Францию (2,5 миллиарда), Италию (1,3 миллиарда), Западную Германию (1,3 миллиарда) и Голландию (1 миллиард).

В качестве предварительного условия предоставления помощи США потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор об оказании финансовой поддержке. В результате, уже в 1948 году в составе правительств стран Западной Европы коммунистов не было. Тем не менее программа вступила в действие только в апреле 1949 года, когда был подписан договор о создании Североатлантического военно-политического блока (НАТО). 12 из 17 европейских стран, получивших финансовую помощь в рамках плана Маршалла, стали членами НАТО.

Фактически, оказание такой экономической помощи разрушенной войной Европе было в том числе и частью озвученной президентом Трумэном 12 марта 1947 года внешнеполитической доктрины. Ее основой являлась политика сдерживания в отношении СССР. Бывший вице-президент США Генри Уоллес даже назвал доктрину Трумэна безумным шагом к войне, вызвавший кризис в международных отношениях. Он также осудил план Маршалла, посчитав его инструментом холодной войны против России.

Свернута программа была только во второй половине 1960-х годов, когда правительства стран-реципиентов, пытаясь выйти из-под экономического влияния США, стали избавляться от американского доллара. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году уже все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. В результате произошла девальвация американской валюты и отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.

Итальянский неокапитализм

Лидером по экономическому росту в послевоенной Европе являлась Италия, обгонявшая по темпам среднегодового прироста промышленного производства в период экономического чуда (1953-1973 годы) все европейские страны. А в мировом масштабе уступала лишь Японии. С 1959 по 1962 год среднегодовой рост ВВП Италии составлял более 6 процентов. В 1957-1960 годах индустриальное производство увеличивалось в среднем на 31,4 процента в год. Так, рост в автомобилестроении составил 89 процента, в точном машиностроении - 83 процента, производство искусственных волокон увеличилось на 66,8 процента. За период с 1953 по 1962 год объем промышленного производства вырос втрое. Итальянская экономика из аграрно-индустриальной превратилась в одну из наиболее индустриализированных в мире.

Модернизация экономики Италии проводилась также и с помощью государственных средств. В долгосрочном кредитовании промышленности важную роль играл созданный еще при фашизме государственный Институт промышленной реконструкции. С открытием в Италии запасов нефти была учреждена государственная компания ENI (Национальное управление жидкого топлива), целиком управлявшая нефтехимической промышленностью. На государственные инвестиции в экономику в 1952-1953 годах приходился 41 процент всех капиталовложений.

Обнаружение месторождений метана и гидрокарбонатов на Паданской равнине дало толчок новому развитию черной металлургии Италии. С 1964 года экономический рост ускорился и ВВП ежегодно увеличивался в среднем на 8 процентов. При этом наиболее высокими темпами развивались индустриальные города севера - Милан, Генуя и Турин, основной продукцией которых стали модная одежда и обувь, печатные машинки (фирма Olivetti), стиральные машины, автомобили (FIAT, Lamborghini, Maserati, Ferrari).

Однако нефтяной кризис 1973 года, ставший стопором на пути экономического развития многих стран Европы, остановил экономический бум в Италии, и вскоре экономическое чудо сменилось экономическим спадом, который продолжался до середины 1980-х годов.

Немецкий социализм

Западной Германии удалось совершить настоящее экономическое чудо. Даже несмотря на то, что у страны не было ни финансовых, ни трудовых ресурсов. Из страны были вывезены практически все станки, рельсы, паровозы, технологические линии. Германия потеряла все свое имущество за границей, все немецкие банки были закрыты, а счета немцев за рубежом были ликвидированы. Миллионы немецких мужчин, в том числе и тех, кто не участвовал в войне, были отправлены в трудовые лагеря держав-победительниц. Германия как поверженная страна платила многомиллиардные репарации за причиненный материальный ущерб странам-победительницам. С 1953 года до июня 1971 года ФРГ ежегодно выплачивала 2,4 миллиарда долларов. Тем не менее уже к 1956 году страна стала одной из наиболее промышленно развитых и преуспевающих в Европе.

При этом план Маршалла сыграл вовсе не ключевую роль. В его рамках, напомним, Германии были выделены кредиты в размере всего 1,3 миллиарда долларов. Развитию немецкой экономики способствовали остановка инфляции после денежной реформы 1948 года, аграрные преобразования 1947-1949 годов, резкое снижение военных расходов, дешевая рабочая сила, в первую очередь трудовые мигранты, а также немецкая ментальность и предприимчивость. Благодаря этим факторам уже в 1950 году объем промышленного производства вырос на 25,8 процента, сельского хозяйства - на 21,6 процента. С 1952 года экспорт начал преобладать над импортом. Экономический бум позволял выделять значительные средства на выполнение социальных программ: каждую третью дойчмарку из бюджета тратили на социальные нужды. В результате появилась немецкая модель экономического развития: «социальная рыночная экономика».

Испанское возрождение

Экономический бум 1959-1973 годов стал следствием реформ так называемых технократов. Двигателем испанского экономического чуда стала автомобильная промышленность. За 1958-1972 годы показатель роста автомобилестроения достигал 21,7 процента ежегодно. Если в 1946 году в Испании насчитывалось 72 тысячи частных автомобилей, то в 1966 году их количество достигло одного миллиона.

После Второй мировой войны Испания оказалась в изоляции благодаря диктаторскому режиму Франсиско Франко. США не предоставили ей финансовую помощь в рамках плана Маршалла, и Испания была вынуждена развивать замкнутую самодостаточную экономику. Это привело к усилению роли государства в экономике и увеличению доли государственной собственности. Зато возросли государственные инвестиции в сталелитейную, судостроительную и текстильную отрасли. В результате Испания, являющаяся сельскохозяйственной страной, за короткое время превратилась в одного из крупнейших производителей промтоваров. С середины 1950-х годов доля промышленного производства значительно превысила уровень сельскохозяйственного.

В начале 1960-х годов был принят стабилизационный план, позже названный испанским экономическим чудом. Благодаря этому плану появился приток иностранных инвестиций. Поступающие из-за рубежа деньги позволили реформировать хозяйственную инфраструктуру страны. В результате в 1960-1974 годах ВВП Испании рос в среднем на 6,6 процента в год. При этом важнейшую роль в экономическом развитии сыграло превращение Испании в центр международного туризма. Сегодня туризм составляет 12 процентов ВВП страны и приносит ежегодный доход в размере 35 миллиардов евро. В этой сфере занято 1,3 миллиона человек. Испания занимает 2 место в мире по количеству посещающих ее туристов, уступая в этом только Франции. Ежегодно в эту страну приезжают более 60 миллионов человек, что на 27 процентов больше, чем население самой Испании (47 миллионов человек).

Экономическому буму Испании способствовали наличие относительно дешевых энергоресурсов и сырья, дешевые трудовые ресурсы (прежде всего благодаря иммиграционным потокам) и удачная реформистская политика правящих правительств, обеспечившая внутреннюю социальную и политическую стабильность. Однако после нефтяного кризиса 1973 года экономический бум в Испании также прекратился, начался период экономического спада. Резко вырос уровень безработицы - до 21 процента в 1975 году. Экономический кризис в Испании продлился до середины 80-х годов.

Греческая смоковница.

Из Второй мировой войны Греция вышла с тяжелыми потерями. Оккупация страны и ожесточенные бои гитлеровцев с греческим «Движением сопротивления» сильно разрушили инфраструктуру и экономику. Кроме того, во время войны в Греции началась гражданская война, которая продлилась до 1949 года. К 1950 году положение греческой экономики резко ухудшилось. Тем не менее резкая девальвация драхмы, привлечение иностранных инвестиций, в том числе финансовая помощь в рамках плана Маршалла, развитие химической промышленности, туризма и сферы услуг, массовое строительство жилья, восстановление инфраструктур греческих городов привели к ускоренному развитию экономики.

Между тем экономический бум увеличил финансовый разрыв между богатыми и бедными, усилив политический раскол общества. В результате Греция стала ареной перманентных государственных переворотов и в результате одного из них, в 1967 году, к власти пришли «черные полковники». Военная диктатура правого толка у власти продержалась до 1974 года. После нефтяного кризиса 1973 года экономический рост в стране прекратился. А крах военной хунты сопровождался резким падением экономики. ВВП Греции в 1974 году сократился на 6 процентов, что стало самым худшим показателем за всю послевоенную историю страны.

«Славное тридцатилетие»

Экономический бум в послевоенной Франции произошел в основном за счет относительно дешевых энергоносителей, высокой продолжительности рабочего дня по сравнению с США и соседними странами Европы и технологического прорыва, позволившего преодолеть технологическое отставание от США. С 1947 по 1973 год ВВП Франции ежегодно рос в среднем на 5 процентов. Таких экономических успехов удалось достичь благодаря принятому в 1947 году плану Монне, который предусматривал оснащение и модернизацию экономики. Была реформирована энергетическая, сталелитейная, транспортная промышленность, а также сельское хозяйство.

Французский экономист и социолог Жан Фурастье назвал послевоенное экономическое развитие Франции «Славным тридцатилетием» по аналогии с «Тремя славными днями» 27-29 июля революции 1830 года. Для французского экономического бума были характерны высокий рост промышленного производства (в среднем 5 процентов в год) и минимальный уровень безработицы в стране (1,8 процентов). Благодаря «Славному тридцатилетию» уровень жизни во Франции стал одним из самых высоких в мире. Социальные завоевания среднего класса многие называют одним из главных достижений «Славного тридцатилетия». Однако нефтяной кризис 1973 года и отказ США от Бреттон-Вудских соглашений положил конец экономическому буму во Франции.

У государств послевоенной Европы, переживших ожесточенные бои Второй мировой, в 1947 году возник ряд естественных вопросов. В первую очередь они касались восстановления пострадавших городов, экономических систем, демобилизации военных, перевода на мирную колею промышленности. Существенно меньше разрушений война принесла их заокеанскому союзнику - США. Впрочем, и здесь имелись свои проблемы, которые необходимо было решать. Перед этим государством не менее остро стоял вопрос о демобилизации и устройстве личной жизни солдат. К тому же военное производство необходимо было свернуть и переквалифицировать его в соответствии с мирными условиями. Но на каких рынках сбывались бы эти товары? Если довоенная Европа была отличным торговым партнером с платежеспособными гражданами, то теперь континент лежал в руинах, и местные потребители едва ли могли обеспечить необходимый спрос на импортный товар. Восстановление было выгодно всем. И результатом совпадения целей стал Кратко так он был назван, поскольку представлял собой комплекс экономических мероприятий, предложенных госсекретарем США

Суть плана Маршала

Первые черты проекта были обсуждены в июле 1945 года на конференции в Париже. Изначально план Маршала предусматривал участие и восточноевропейских государств. Ведь основные разрушения войны пришлись именно на восточную часть Европы. В сравнении с Варшавой, Прагой и Краковом Брюссель и Париж казались просто нетронутыми войной тихими местами. Однако восточная окраина Европы уже была зависима от советского правительства. А лидеры СССР опасались, что подобная помощь усилит влияние США на эти страны и ослабит популярность в них соцпартий. Собственно, по этим соображениям все государства соцлагеря приняли гордую позицию и отказались от помощи. Интересно отметить, что на сам Союз план Маршала не мог быть распространен, поскольку ЦК ВКП(б) отрицало и наличие каких-либо существенных проблем. От помощи потенциального оппонента отказались, сделав выбор в пользу ударного труда. Интересно, что возрождение СССР действительно по своим темпам не уступило европейскому, пусть было добыто ценой тяжелого труда.

Реализация проекта

План Маршала в конечном итоге распространился на восемнадцать стран Британии, Скандинавских островов, Западной, Южной и Эта экономическая программа стала одной из успешнейших (в своем роде) во всей человеческой истории. За весьма короткое время план Маршала позволил восстановить разрушенные экономики европейских государств, сделав эти страны процветающими и влиятельными игроками на мировой геополитической арене. При всех этих благах следует также и отметить, что успех программы в немалой степени предопределил доминирование Соединенных Штатов в западном мире. Например, ярким примером этого факта стало постоянное главенство государства в блоке военно-политической направленности, созданном несколькими годами позднее. Этим блоком стало НАТО.