Блог о семейной психологии Михаила и Галины Городок: Коучинг для детей. Детский коучинг: как выявить мотивы ребенка

Занятие 1.
Теория: Принятие и доверие к себе и окружающим – основа уверенности и самостоятельности. Как «достучаться» до сознания ребенка. Принципы работы мозга. Практика: Учимся правильно слушать и задавать вопросы, чтобы выстроить диалог с ребенком

Занятие 2.
Теория: Что такое оценка? Ругать нельзя хвалить. Уровни восприятия себя. Правила обратной связи себе, ребенку, окружающим. Практика: Создаем с ребенком образ себя «всемогущего», чтобы с высоты его преодолевать страхи, препятствися, повысить уверенность и самооценку. Учимся давать обратную связь так, чтобы ребенок хотел меняться.

Занятие 3.
Теория: Умение ставить цель – основа успеха любого человека в жизни, учебе, работе. Как правильно ставить цели, чтобы сдать экзамены, добиться успеха, получить желаемое. Технология SMART-цели для выбора жизненного пути. Практика: Учим ребенка видеть будущее и себя в нем. Составлять план действий, который хочется скорее выполнять

Занятие 4.
Теория. Тайм-менеджмент для ребенка. Включенное и сквозное время. Что делать, если ребенок не чувствует времени и тратит его безответственно Практика. Учимся ассоциировать себя с моментом и вовремя смотреть на себя со стороны. Выстраиваем комфортные варианты режима дня

Занятие 5.
Теория. Цель и результат – чем они различаются? Как добавить энергии, чтобы у ребенка появилось желание достигать цель Практика. Инструмент GROW (РОСТ) для планирования цели, результата и быстрого поиска решения любой ситуации

Занятие 6.
Теория. Цели в жизни – откуда вообще они берутся? Что делать, если целей нет? Или, когда их много? Как их поставить и выбрать главное Практика: Помогаем ребенку поставить цели, выбрать главные, расставить приоритеты и составить план действий.

Занятие 7.
Теория: Страхи и привычки стоят на страже нашего спокойствия. Их главная цель – защитить нас. Как научить ребенка договариваться со своими «гремлинами», успокаивать их и двигаться вперед Практика: Вопросы, «растворяющие» страхи. Меняем привычки на конструктивные действия

Занятие 8.
Теория: На чем основана любовь к себе, уверенность и уважение. Почему они «теряются» и как их встроить в свою жизнь Практика: Помогаем ребенку создать ценностный образ себя и выбирать модели поведения в разных обстоятельствах – со сверстниками, на экзаменах, в семье и т.п.

Занятие 9.
Теория. Что такое «зона комфорта»? Надо ли из нее выходить? Если да, то когда, как, насколько далеко. Формула изменений Бекхарда Практика. Помогаем ребенку осознать ситуацию, насколько она требует изменений и каких. Как делать усилия, когда ничего делать не хочется

Занятие 10.
Теория. Как внутренние диалоги разрушают нашу решимость действовать. Наши мысли – главные враги наших действий. Как мыслить конструктивно и последовательно Практика. Учим ребенка правильно мечтать – не уносясь в фантастические дали, но и не зарубая собственные идеи на корню.

Занятие 11.
Теория. Ответ «не знаю» - не всегда говорит об отсутствии знаний. Как научить ребенка не бояться брать ответственность за свои действия Практика. Научить ребенка спрашивать совета, слушать его, но опираться на собственное мнение и воплощать его в жизнь.

Занятие 12.
Теория. Мы часто не видим всех возможностей, которые лежат перед нами. Но ресурсы есть всегда и у всех. Что считать ресурсами и как они помогают в сложных ситуациях Практика. Придаем ребенку смелости и силы, когда помогаем ему увидеть все имеющиеся у него ресурсы и возможности. А если ему чего-то не хватает, разбираемся, как это получить.

Занятие 13.
Теория. Разбираемся с ценностями. Принципы и убеждения. Что это? Как помогают и мешают отношениям с ребенком? Почему мы не понимаем друг друга. Практика. Определяем ценности, которые хотим передать ребенку и установить с ним глубокий контакт

Занятие 14.
Теория. Продолжаем разбираться с ценностями. Как понимание своих ценностей помогает ребенку с пользой проводить время, выбирать правильные занятия и двигаться к своей цели? Практика. 4 техники, которые помогут ребенку определить его ценности

Занятие 15.
Теория. Проблема выбора. Почему она возникает, что мешает нам сделать выбор, как выбраться из «жизненного тупика» Практика. Делаем выбор быстро, на «раз, два, три»

Занятие 16.
Теория. Для чего существуют возражения? Дети не хотят выполнять наши просьбы или хотят что-то нам этим сказать? Практика. Отрабатываем возражения ребенка


Наши дети – это наша самая большая радость. Ради них мы готовы на все. Мы хотим, чтобы они были счастливее нас, и подстилаем соломку где только можем. Почему же их поступки так часто вызывают у нас раздражение, злость, бессилие, заставляют чувствовать себя плохими родителями?

Возможно, все дело в том, что мы пытаемся научить наших детей тому, чего сами не умеем. К примеру, мы хотим видеть их спокойными и уравновешенными, а у самих далеко не всегда получается обуздать свои эмоции. Или учим детей тому, что при желании они могут добиться всего, чего захотят, а сами при этом все никак не осмелимся выйти из зоны комфорта и осуществить свои мечты. Поэтому применение родителями инструментов коучинга в отношениях с ребенком может оказаться тем самым средством, которое принесет пользу прежде всего самим родителям, неизбежно влияя на их развитие и трансформацию.

Выражение «счастливое детство» давно утратило свою актуальность. Это только взрослым может прийти в голову, что если дитё сыто, одето, обуто, получает в подарок желанные игрушки, то оно должно быть счастливо по определению.

На самом деле дети каждый день сталкиваются с ситуациями, которые их расстраивают, пугают, сбивают с толку, заставляют сомневаться в собственных силах. И большинство из них не умеют самостоятельно справляться с такими ситуациями! Обратится ли ребенок за помощью к родителям, во многом зависит от того, какие у них отношения.

Родители могут не замечать, что то или иное событие сильно повлияло на их ребенка, потому что дети далеко не всегда делятся своими переживаниями с родителями. Так как дети часто считают источником проблем самих себя, они могут скрывать их от родителей, боясь потерять родительскую любовь. А родители, если и замечают изменения в поведении своего ребенка, не всегда могут понять, с чем они связаны и как помочь.

Используя коучинговый подход в отношениях с ребенком, родители могут помочь ему:

  • легче справляться с вызовами и разочарованиями, уметь находить внутри себя силы для разрешения трудных ситуаций;
  • выработать высокую самооценку, основывающуюся на понимании того, кто они есть на самом деле, а не чего они достигли или в каком окружении находятся;
  • научиться верить в свои силы, выходить за пределы своей зоны комфорта и смело идти к своей мечте;
  • проживать осознанную жизнь, ставить четкие цели и идти к ним, а не бесцельно «дрейфовать» по жизни;
  • реализовать свой природный потенциал.

Чем же детский коучинг отличается от взрослого?

Во-первых, детский мозг отличается от взрослого. В частности, лобные доли головного мозга, отвечающие за абстрактное мышление, у детей еще не полностью развиты. Поэтому им сложнее видеть различия и делать обобщения, планировать и предсказывать последствия своих действий.

Во-вторых, взрослые обладают большим жизненным опытом, на который они опираются при принятии решений. Поэтому основным инструментом коучинга для взрослых являются вопросы . У детей своего жизненного опыта мало, поэтому коучинг для детей должен быть более направляющим .

И в-третьих, учитывая, что детям сложно удерживать на чем-либо свое внимание в течение длительного времени, детский коучинг непременно должен быть увлекательным!

А что может быть более увлекательным и полезным, чем обучающие истории для детей?

  1. Истории – лучший способ обсуждать с детьми важные вопросы. Дети не любят нотации и наставления. Истории дают им возможность поразмышлять над своими чувствами в безопасной обстановке и сделать собственные выводы без давления со стороны родителей.
  2. В истории у ребенка есть возможность посмотреть на решение со стороны и примерить его на свою ситуацию.
  3. Истории стимулируют различные центры головного мозга (в отличие от чтения, например). Это помогает в создании опыта, который ведет к более глубокому усвоению материала.
  4. Обучающую историю можно придумать практически на любую тему или ситуацию. Например, с помощью обучающей истории «Школьная пицца» можно облегчить период адаптации ребенка к школе.

Вы захотели придумать обучающую историю для своего ребенка, но не знаете, как это правильно сделать?

Публикуя комментарий, Вы даёте согласие на обработку персональных данных, введенных в форму отправки комментария.

Я хочу начать тему воспитания детей с одного очень важного правила, которое давно всем известно:

«Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас».

Рождение и воспитание ребенка это не только радость и счастье, но и серьёзная работа над собой! Ведь строить здоровые, развивающие отношения с ребенком – это серьёзный труд, который обязательно окупится гармоничным развитием вашего ребёнка.

Для того, чтобы сформировать пространство для построения гармоничных отношений с ребенком очень важно помнить о четырёх основах, которые должны присутствовать в вашем поведении.

УВАЖЕНИЕ

Если вы хотите, чтобы ребёнок научился уважать родителей и окружающих людей, ребёнок постоянно должен чувствовать уважение к себе, как к личности. Что значит «уважение» ребенка? Это принятие ребенка таким, какой он есть, с его достоинствами, особенностями и недостатками. Ваш ребенок, как и любой человек, может делать ошибки, и может поступать по-разному! Прежде чем высказываться, разберитесь в причине его действий!

Вспомните, как вы относитесь к человеку, которого вы уважаете. Например, это ваш начальник, или знаменитый тренер, или сосед, который много добился в жизни… Вы бы даже не подумали плохого об этом человеке! Вы же его УВАЖАЕТЕ! Так почему бы вам не сформировать подобное отношения к своему ребенку? Уважение и полное принятие даёт возможность ощутить ребенку именно вашу поддержку и родительскую любовь, которая отличается от других видов любви как раз осознанностью и безоценочностью.

ВЫБОР

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно принимать решения, позволяйте ему делать выбор с самого маленького возраста. Пусть ребенок выбирает, что он будет есть на обед, что одевать на улицу, а в какую игру ему хочется поиграть именно сейчас. Конечно, очень часто это вызывает некие неудобства для родителей, так как гулять нужно идти только с 10 до 12, а есть сегодня нужно рыбу, вместо макарон. Но задайте себе вопрос: вам важнее быть правым, или чтобы ваш ребенок был счастливым и научился самостоятельно в будущем делать правильный выбор?

Если у вас с ребенком возникли разногласия в каком-то вопросе, попробуйте проделать простую технику: сядьте вместе за стол с рукой и листом бумаги и ВМЕСТЕ опишите возможные варианты решения вопроса. Пусть их будет не менее 5 с вашей стороны и столько же с его. Из 10 предложенных вариантов найдётся тот, который удовлетворит обоих, не ущемляя ваших и его интересов.

ДОВЕРИЕ

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос ответственным и отвечал за последствия своего выбора, доверяйте ему, как лучшему другу. Конечно, в таком случае вы сами не должны показывать плохого примера поведения. Если ваш ребенок растёт в семье, где пропагандируется правильное питание и здоровый образ жизни, то почему его нужно проверять, что он будет делать вечером с друзьями? Если же в семье есть «показатели» дурного поведения, то вопрос адресуется родителям: как вы можете требовать от ребенка того, чего сами не выполняете? Это как минимум не честно, да и совершенно неэффективно.

ВЕРА

Верьте в своего ребенка целиком и полностью. Никогда не сомневайтесь в том, что у него получится всё, что он задумал. Старайтесь почаще мечтать вместе с ним, поощрять его любые начинания и увлечения. Никогда не говорите ему фразу «Не трать на это время: это никому не интересно, это плохо оплачивается, это не выгодно, это…» Ведь вы транслируете свою картинку мира (над которой, кстати, серьёзно нужно поработать), а вот ребенок прислушается и всё бросит. Один из самых важных принципов коучинга гласит о том, что ВЕРА в человека – это самый сильный инструмент, который помогает ему идти вперёд и преодолевать трудности.

В данном контексте могут быть запросы для проработки с коучем:

  • Насколько реализована роль матери/отца в моей жизни?
  • Как она проявляется?
  • Насколько вы соответствуете своему представлению о хорошем родителе?
  • Как стать тем хорошим родителем, которым вы хотите стать?

Коуч будет использовать такие инструменты как Колесо баланса жизненных ролей, Пирамиду логических уровней, Шкала.

Что делать маме и папе, чтобы ребенок вырос успешным, эффективным и счастливым? Об этом ты узнаешь на бесплатном вебинаре Дмитрия Карпачева « ».

Прежде чем говорить про детско-родительский коучинг, важно понять, что означает слово «коучинг».

В наше информационное время все больше появляется слов, которые не требуют перевода, звучат примерно одинаково на всех языках и понятны всем. Например, это такие слова, как интернет, сайт, менеджер.

Слово «коучинг» так же сравнительно недавно вошло в общеупотребимую лексику. Однако, используя это слово, разные люди вкладывают в него свое понимание и смысл. Для того чтобы понять какой смысл в детско-родительском коучинге мы вкладываем в это слово, необходимо разобраться в происхождении слова «коучинг», познакомиться с историей возникновения данного понятия.

История коучинга

Термин коуч (coach) пришел из английского языка. Первоначально это слово означало повозку, которая использовалась для перевоза груза из одного места в другое. В 1961 году слово «коучинг» стали применять в области спорта, и оно приобрело значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». Конечно, это имело образное значение для спорта и достижения в нем желаемых результатов.

В дальнейшем коучинг стал развиваться благодаря накопившимся к тому времени исследованиям в области спортивной психологии. Стало понятно, что в ходе подготовки спортсменов к соревнованиям важна не только физическая, но и их психологическая готовность. Так появилась спортивная психология, которую стали называть коучингом, с помощью которой спортсмен обучался достигать желаемой цели в соревнованиях.

У. Тимоти Голви, тренер по теннису, исследовав методику коучинга в своей спортивной практике, стал применять его в повседневной жизни. В его книге «Теннис. Психология успешной игры», ставшей бестселлером, раскрывается то, как технологии коучинга помогают раскрыть потенциал не только теннисиста, но и каждого человека.

Применение слова «коуч» в русском языке

В русском языке, к сожалению, слову «коучинг» не всегда придают правильный смысл. Часто люди используют слово «коуч», переводя с английского языка, как синоним слов «тренер», «наставник». Многие даже не хотят его использовать, говоря, что это иностранное слово и его необходимо заменить русским. Сами русскоязычные коучи, понимая это, тоже продолжают размышлять над русским аналогом слова, однако на данный момент пока не подобрали в русском языке аналога, столь лаконично передающего суть метода.

Однако между этими тремя словами есть очень большие смысловые различия.

Тренер – это человек, который тренирует определенные навыки. В отличие от коуча тренер точно знает, к каким целям необходимо привести тренируемого и какие упражнения надо дать ученику, чтобы обучить его необходимым навыкам. Коуч же выступает с позиции, что его клиент САМ знает, что ему необходимо, его задача - сопровождать клиента из того «места», где он сейчас находится, к тому, куда стремиться.


Наставник – человек, который обладает знаниями и умениями, которыми обучает своего ученика. Он сам прошел путь от ученика к наставнику и знает методы и способы, с помощью которых обучает других. Наставник обладает высокими компетенциями в той сфере деятельности, в которой обучает. В отличие от наставника, коуч может абсолютно не знать то, о чем говорит ему клиент. Коуч при помощи вопросов и других коучинговых технологий раскрывает потенциал клиента, благодаря чему клиент с легкостью справляется со своей задачей.

Сферы применения коучинга и детско-родительского коучинга


Понятие «коучинг» как метод раскрытия потенциала человека, организации, коллектива прочно вошло в разные сферы жизни человека: в бизнес, личную жизнь, в спорт, семью и даже в искусство.

Наибольшее применение на данный момент коучинг нашел в бизнесе. Этот метод стал одним из самых эффективных способов решения задач, и с успехом применяется во многих преуспевающих компаниях и корпорациях.

Что касается детско-родительского коучинга, то он тоже имеет свою специфику и широкое применение. Детско-родительские коучи используют этот метод в частной практике с родителем и ребенком, в дошкольных и общеобразовательных организациях, в организациях по дополнительному образованию, для тренировки спортсменов детского и подросткового возраста, этот метод также с успехом практикуют репетиторы, няни и гувернеры.


Отличие коучинга от психологического консультирования

Несмотря на то, что есть общее между коучингом и психологическим консультированием, коучинг – это принципиально новый подход. Коучинг имеет свои методы работы, свои технологии, которые отличаются от методов психологического консультирования и эффективны для решения огромного количества задач.

В коучинге, в отличие от психологического консультирования, не диагностируются психологические проблемы клиента. Коуч исходит из того, что с клиентом всегда все в порядке (естественно, коуч работает только с психически здоровыми людьми).

Коучинг отличается от классического консультирования еще и тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а решает ситуацию совместно с клиентом.

Психологическое консультирование в большинстве случаев психолог проводит у себя в кабинете. Для коучинга очень важна атмосфера и не всегда кабинетная обстановка способствует благоприятному и доверительному общению с ребенком. Бывает так, что коуч встречается с ребенком на игровой площадке, на прогулке или в кафе.

В коучинге огромную роль играет личность коуча. Это означает, что все методы, которые коучи использует в своей работе, они в первую очередь применяют к себе.

От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Отличия детско-родительского коучинга от взрослого коучинга


Первое отличие заключается в том, что во взрослом коучинге коуч работает с одним человеком, а в детском коучинге с системой: родитель - ребенок. Иногда к этой системе подключается еще один родитель или родственник ребенка.

Второе отличие: коуч в индивидуальном коучинге всегда работает с запросом клиента. В школах коучинга обучают, что коуч не работает с запросом третьих лиц. В детском коучинге, как правило, к коучу приходит родитель с запросом в отношении своего ребенка или подростка. В то же время, как правило, запроса у ребенка нет совсем или он совсем не такой, с каким пришел к коучу взрослый.

Третье отличие в том, что помимо традиционных коучинговых инструментов в детско-подростковом коучинге используются игровые техники для работы с детьми, а так же даются инструменты для работы с родителями для понимания ими процессов, которые происходят в головном мозге ребенка и подростка в определенном возрасте.


Дело в том, что большинство техник «взрослого» коучинга были смоделированы для взрослых людей, у которых уже сформировалось сознание.

Детский и подростковый мозг находится в развитии, он еще полностью не сформировался.

Когда применяют «взрослые» коучинговые техники к детям, не всегда учитывают, в какой стадии развития находится детский и подростковый мозг, и нет осознания того, что нужно сделать, чтобы получить результаты.

Для профессионального коучинга детей и подростков необходимо, в первую очередь, понять мыслительные процессы и механизмы, которые происходят в головном мозге ребенка, подростка, а уже потом применять коучинговые техники.

Каждый родитель должен не только понять, но принять довольно простую вещь: он является главным примером для своих детей. Сегодняшнее ваше поведение – будущая жизнь малыша. Дети – это ваше отражение в зеркале. Чтобы ваше чадо было счастливым и выросло успешным человеком, в первую очередь начните работу над собой.

Как вырастить гения

Коучинг очень популярен в современном мире. Он не ставит диагнозы и даже более – категорически отказывается назначать способы лечения – во всех смыслах этого значения! Коучинг воспринимает своего клиента таким как он есть, со всеми его страхами, предубеждениями, придуманным миром и другое. Только поняв человека полностью, открывая его внутренний мир, можно действительно помочь ему (не действуя по общепринятой, далеко не всегда работающей системе).

Коучинг для детей включает в себя разные направления. Это может быть развитие ребенка или профориентация подростка. Конечно же, включает в себя налаживания полного взаимопонимания между детьми и родителями.

Родители, которые вместе со своими детьми прошли необходимый курс коуч-сессий, больше не будут давать советов или навязывать свое мнение (которые маленькое «счастье» (в среднем до десяти лет), путем безвыходности еще воспримет, но подросток категорически откажется действовать по правилам взрослых).

Они вместо того, чтобы читать нотации, будут вместе со своим чадом в дружеской и открытой обстановке искать ответы на те или иные вопросы. Арсенал коуча довольно богат, он включает в себя разнообразные методы, которые оказывают помощь детям в выборе собственного пути.

Сессии включают в себя:

  • поддержку и понимание со стороны коуча (касательно подростков);
  • качественное общение;
  • создание новых, интересных и рентабельных идей;
  • без оценочное слушание;
  • наводящие вопросы со стороны коуча с целью более подробно изучить внутренний мир своего пациента.

Это позволяет детям (подросткам), увидеть новые перспективы в жизни, найти цели и способы их достижения.

Важно! Коучинг запрещает критиковать подростка в период уверенности в себе и своих желаниях, но при этом незнаниях этого мира. Нельзя устранять инициативу кровинки выполнить задуманное (купить телефон и продать его с наценкой, уехать за границу на отдых, помочь друзьям в сложной ситуации), исходя из своих личных переживаний и неуверенности. Нельзя убивать в ребенке его инициативу. Но и решать все жизненные проблемы за него также запрещено!

Коучинг для детей

Коуч, работающий с детьми и подростками в первую очередь учитывает мыслительные механизмы своих маленьких «пациентов». И только после этого, вырабатывает специальные – индивидуальные методики работы.

Чем отличается взрослый коучинг от детского? Взрослый человек приходит к специалисту с осознанием того, чего хочет и чего ему не достает – со своей проблемой. Маленький клиент, в большинстве случаев, совсем не понимает зачем его привели, и более того – он понятия не имеет, чего хочет от этой жизни .

Важно! Детский или подростковый коучинг заключается во взаимодействии целой семьи!

Кроме того, что коуч помогает детям, он налаживает хорошие взаимоотношения в семье. То есть, все члены семьи, становятся более счастливыми, а их жизнь – более полноценной, осознанной и наполненной смыслом.

Как уже упоминалось выше, чтобы вырастить успешного ребенка: любящего, понимающего, уверенного в себе и так далее, в первую очередь родители должны работать над этим (поскольку ежедневно являются примером).

Уважение

Научитесь уважать пожелания своего ребенка (запомните, он выполняет вашу волю из-за своего бессилия перед вами). Если эти желания не всегда правильные, научитесь мягко, спокойно и нежно указывать об этом ему.

Ребенок научится уважать вас, после того, как вы станете его другом, а не начальником. Принимайте своих детей со всеми их ошибками и неправильными поступками. И прежде, чем приступать к критике, разберитесь во всех причинах подобного поведения. Не забывайте, что каждый из нас имеет право на ошибку, в том числе еще не созревший, маленький человек.

Выбор

Право выбора у детей должно быть всегда, начиная с ранних лет. Дайте им право выбирать одежду, в которой они пойдут в садик или школу, меню на завтрак или игру. Отметим, что подобное, не всегда удобно для родителей, поскольку включает лишние хлопоты. НО! При этом, не стоит забывать, что даже ваша трех или пяти летняя кровинка – это уже личность, живой человек, имеющий свои пожелания и требования.

Если желания ваших детей не всегда правильные не стоит их критиковать. Постарайтесь аккуратно приводить свое чадо к правильному решению и при этом дать ему понять, что его выбор важен для вас.

Поддержка

Это больше касается подростков. Поддержка – это сила, которая вдохновляет на движение вперед, если кажется, что сил совсем нет. Она позволяет довести начатое до конца, а также преодолевать все преграды на пути к цели. Родитель, который поддерживает своих детей – это не тот, который решает за них все вопросы, а тот, который совместно ищет правильные пути решения той или иной задачи.

Доверие

Нельзя делать какие-либо запреты своим детям. Не забывайте поговорку «запретный плод сладок». И это, к сожалению, правда! Чем больше вы доверяете своим детям и даете им свободы, тем ответственнее они становятся!

Еще раз отметим, что именно родители – это главный пример для ребенка. Если вы лично не соответствуете тем требованиям, которые адресуете в сторону своих детей, ожидать на правильный результат не стоит.

Например: кушать жирную пищу, но требовать от дитя питаться правильно. Да никогда он этого не сделает (по крайней мере до 22 лет, когда станет взрослым человеком и будет иметь свое личное, ни от кого не зависящее представление о мире).

Поощрение

Ответственность, как и семечка из семян, растет с помощью поддержки. Родители, которые не слишком внедряются в жизнь своего чада, но при этом уместно принимающие участие в его жизни – являются лучшим примером ответственности.

«Меня поддерживают, я уверен в себе, у меня достаточно сил, чтобы выполнить необходимую мне задачу», — так подсознательно мыслит ребенок, имея со стороны своих родителей поддержку и поощрение во всех начинаниях.

Независимость

Взрослая, сильная и способная нести ответственность за свои «свершении» личность может быть независимой. Как правило, такими мы чувствуем себя в своих 18 лет, когда все кажется простым и легким, а возникающие на пути вопросы – быстро решаемыми. Исходя из этого, так важно не гасить в своем ребенке этот потенциал, а наоборот подталкивать его к действиям. Позвольте своим детям быть самостоятельными.

Важно! Запомните, чрезмерная забота убивает в вашем чаде желание достигать чего-либо самостоятельно. А зачем? Ведь все за него сделают родители… T

Вывод: ребенок – это личность, которая выбирает свой путь, исходя из собственных пожеланий (хотя при этом на подсознательном уровне продолжает жить как его родители (если все устраивает) или наоборот (кардинально меняет себя, если предыдущая жизнь далека к идеалу).

Касательно подростков, столь сложных и непонятных – важно давать им как можно больше свободы! Запомните, на планете нет ни одного человека, который желал бы стать злодеем или сломать свою собственную жизнь. Также и подростки, которые не всегда поступают правильно (с вашей точки зрения), хотят быть любимыми, любящими, нужными, важными и реализовавшими себя!

Цель коучинга и родителей – дать возможность детям понять, что же нужно им и стремиться к этому!