Задолженность бюджету по налогам и сборам счет. Задолженность бюджету по налогам счет

1. Настоящий Порядок устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица (далее именуется - организация) перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам (далее именуется - задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет):

задолженности по налогам и сборам, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности - при подаче заявления до 1 января 2000 г., по состоянию на 1 января 2000 г. - при подаче заявления после 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г. - при подаче заявления после 1 января 2001 г., а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по состоянию на 1 января 2002 г. - при подаче заявления до 1 ноября 2002 г., но не более задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о реструктуризации;

задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.

Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включается задолженность, отсроченная ко взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Настоящий Порядок не распространяется на задолженность организации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также на пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов.

3. Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление до 1 апреля 2000 г., может быть принято при условии полного внесения ею в течение 2 месяцев до 1-го числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период, и наличии положительного заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа о способности организации осуществлять своевременно и в полном объеме уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами в течение всего срока погашения задолженности.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление с 1 мая до 1 декабря 2001 г., а также в отношении предприятия и организации, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, подавших заявление до 1 ноября 2002 г., может быть принято при условии полного внесения ею с начала 2001 года, а в отношении предприятия и организации, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, - с начала 2002 года до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период.

(см. текст в предыдущей редакции)

Дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации в отношении организации, по которой решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет принято до 1 января 2001 г., может быть принято на основании дополнительного заявления организации по сумме, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым организацией к взысканию, по состоянию на дату подачи дополнительного заявления.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.

С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

5. Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

(см. текст в предыдущей редакции)

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

(см. текст в предыдущей редакции)

6. График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал. График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет предприятий и организаций энергетики (в том числе атомной и коммунальной) и угольной промышленности может предусматривать осуществление соответствующих платежей начиная со второго года с момента принятия решения о реструктуризации.

(см. текст в предыдущей редакции)

При одновременном проведении реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты различных уровней суммарные ежеквартальные платежи по задолженности в федеральный бюджет не могут быть меньше суммарных ежеквартальных платежей по задолженности в бюджеты других уровней.

6.1. Право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, предоставленное организациям федерального железнодорожного транспорта, имущество или имущественный комплекс которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, переходит с даты утверждения сводного передаточного акта к единому хозяйствующему субъекту.

Налоговый орган по месту нахождения единого хозяйствующего субъекта в 2-месячный срок с даты представления сводного передаточного акта в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, формирует график погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет единым хозяйствующим субъектом.

7. Организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002.

Право на реструктуризацию сохраняется для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято с 1 января по 1 ноября 2002 г., по ее заявлению, поданному до 31 декабря 2002 г., и для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 г., по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. При возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.

(см. текст в предыдущей редакции)

В этом случае налоговые органы и Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориальный орган принимают меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

9. Заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет подается организацией в налоговый орган.

(см. текст в предыдущей редакции)

К заявлению прилагаются:

а) справка о задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет на 1-е число месяца подачи заявления;

б) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) платежей в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;

в) проект графика погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в случае реструктуризации задолженности по регулируемым налогам - согласованный с органом, уполномоченным принимать решение от имени субъекта Российской Федерации;

г) справка налогового органа, подтверждающая фактическое поступление текущих платежей по налогам и сборам в сумме обязательных начислений:

в течение 2 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, в случае подачи заявления до 1 апреля 2000 г.;

с начала 2001 г. до 1-го числа месяца подачи заявления при подаче заявления до 1 декабря 2001 г.;

(см. текст в предыдущей редакции)

с начала 2002 года до 1-го числа месяца подачи заявления при подаче заявления до 1 ноября 2002 г. - в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Организация, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), к заявлению о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет прилагает также мировое соглашение, заключенное с ее конкурсными кредиторами и утвержденное арбитражным судом.

11. Организация может подать заявление о предоставлении права на реструктуризацию ее задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет одновременно с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований согласно настоящему Порядку.

От 03.03.2011 N 09АП-2215 2011-АК 4 организация не получит справку об отсутствии задолженности перед бюджетом она получит справку по форме N 39-1 о состоянии расчетов по налогам с висящей в карточке РСБ задолженностью…

Подскажите в справке формы 39-1 из налоговой по какой графе отражен долг по налогам перед бюджетом?

Все написано- Состояние расчета по налогам (4 графа) если без минуса то это переплата.

Бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 12. Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам.В разд. 1 указывается сальдо расчетов задолженности по налогам сборам с разбивкой на недоимку, переплату, отсроченные рассроченные платежи…

Как вы работаете бухгалтером, если в обыкновенной справке из налоговой разобраться не можете? Поражаюсь!

"Суммы плюс" — это переплаты, "суммы минус" — это недоимки. Так что долги у Вас копеечные и только по пене

Кто сталкивался и знает? Как правильно и можно ли закрыть фирму? Если долги перед бюджетом по налогам 300 тыс. рублей.

Государство создало все условия для того, чтобы задолженности по налогам у ИП не возникало, а соответствующие платежи своевременно поступали в бюджет были организованы специализированные сервисы для уточнения размера долга и его оплаты.

Что тут знать… обращаешься к нормальному юристу-у него есть бомжи\наркоманы. которые готовы оформить все на себя… и долги тоже…

Продать на дальний восток…

А что ж вы налоги не платили столько?

Если "как правильно" и по закону, закрыть предприятие (организацию) с долгами Вам не позволят государственные органы — налоговая и внебюджетные фонды.
Законных вариантов здесь три:
— полностью погасить задолженность и ликвидировать фирму добровольно;
— подать заявление о признании банкротом (недешевое удовольствие) , провести процедуру банкротства по всем правилам и исключить фирму из ЕГРЮЛ (тут либо долги будут оплачены принудительно, либо их спишут в связи с отсутствием имущества, но деятельность арбитражного управляющего оплатить придётся в любом случае) ;
— продать другому собственнику и пусть голова болит у него.

Скажите, как проводится инвентаризация кредиторской задолженности с бюджетом по налогам на предприятии?

Вам нужно в налоговой взять или акт сверки или справку по задолженности. В акте будут ваши начисления и ваша оплата. В справке только долг или переплата.
При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
происходит сверка данных бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по
налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в декларациях, а также с
суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов. Кроме того, по
неуплаченным в срок налогам необходимо проверить исчисление пеней и их
уплату, а также штрафных санкций.

Сюда же следует отнести и задолженности по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов. Согласно статье 59 Налогового кодекса недоимка по налогам и сборам, которая не может быть взыскана в силу причин экономического…

Сверку с ИФНС по налогам надо провести.

Штраф за несвоевременную уплату налогов ИП

Ну во-первых на какой системе налогообложения надо бы уточнить. В зависимости от этого мы вам скажем что и куда платить. А в пфр действительно нужно по окончанию года заплатить фиксированные платежи.
За несвоевременную уплату удерживают пени, а не штраф. Штраф взимают в размере 1000 за несвоевременную подачу декларации.

Задолженность по налогам, или правильнее недоимка ст. 11 НК РФ по налогам это сумма налогового платежа, не перечисленного в бюджет государства в установленный законом срок. Для разных налогов разный срок уплаты.

На какой бы вы системе ни были, платить рано еще))) декларация сдается раз в год. с января по апрель включительно. и налог уплачивается так же.
а вот с пенсионным вам надо поднапрячься и до 31 декабря оплатить пенсионку.

Перечислен подоходный налог бюджету (также погашена часть задолженности за предыдущий месяц) Д?К?

Перечислен подоходный налог бюджету Дт 68 кт 51

Утвердить прилагаемое Положение о проведении в 2000 году погашения просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет с использованием средств от досрочного погашения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом.

Задолженность перед бюджетом по налогам считается краткосрочным пассивом?

Подскажите Задолженность бюджету по налогам относится к пасивам или активам?

А тебе за отчисления в бюджет копейка свалится? тут же не сложно=) пассив

Задолженность бюджету по налогам относится к пасиву. В балансе отражается в разделе 5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА по строке задолженность по налогам и сборам 624 .

К пассивам это же ваш долг!

Ваши обязательства все в пассиве

Если должны Вы — то это пассив. А если есть переплата — то актив.

Пассив конечно

К пассивам.

Перечислен в бюджет налог на прибыль 15.10 Расчеты с бюджетом Расчетный счет Д-т 5600 К-т 5600 Кредитовое сальдо в части субсчета Расчеты по налогу на прибыль показывает сумму задолженности перед бюджетом т.е. сумму, дополнительно причитающуюся бюджету …

Задолженность бюджету по налогам относится к пасиву. В балансе отражается в разделе 5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА по строке задолженность по налогам и сборам (624)

Чья обязанность на предприятие брать справку из налоговой об отсутствии задолженности перед бюджетом?

Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль Электрооборудование Задолженность персоналу по оплате труда

Сразу видно что студентка… Пишу, а что пишу сама не вижу. Ох бедные преподаватели, которые на экзаменах слушают этот бред….

Одновременно появляется задолженность по налогу, учитываемая также в этой строке.Способ, которым организация отражает расчеты с бюджетом по земельному налогу, должен быть зафиксирован в бухгалтерской учетной политике компании.

Здесь практически проводок нет. Одни начальные счета…. Откуда такая нелепая констатация?

Как правильно написать пояснение в налоговую по поводу имеющейся задолженности перед бюджетом?

Простите нам долги наши….

Определение статья Задолженность перед бюджетом строка 626 отражает задолженность организации перед бюджетом по налогам и сборам.

Ваши пояснения ИФНС не нужны… только если вы просите об отсрочке уплаты, но получить её сложно

Это еще зачем? на основании какой статьи кодекса требуют? читай бумаги налогой.

Подскажите как получить справку о расчетах по налогам, задолженности с бюджетом

Обязаны ли налоговые органы осуществить возврат,если имеет место переплата в краевой бюджет и недоимка в федеральный?

Налоговые органы и бюджетные организации никогда не делают возврат переплаченных сумм. По правилам, они обязаны зачесть сумму переплаты в счёт будущих платежей.
По второму варианту также как правило перезачёт на платежи разных назначений не делается. Сумма переплаты по одному назначению будет зачтена в счёт будущих платежей по этому же назначению, а по другой статье вам придёт делать доплату в размере недоплаченной суммы.

На заключительном этапе необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле Остаток задолженности по налогам на конец периода Остаток задолженности по налогам на начало…

Налоговая имеет право при отсутствии каких либо заявлений со стороны налогоплательщика зачесть переплату по налогу в счет уплаты будущих платежей либо в счет недоимки по пени. При возврате налога они будут смотреть, по какому налогу у вас недоимка (при этом особенное внимание будут обращать на бюджет — местный, областной или федеральный) А вообще при возврате она просят погасить долги по всем налогам.

В соответствии со ст. 78 НК РФ переплаченные налоговые платежи подлежат зачету или возврату по вашему желанию (заявлению) . Обычно налоговые органы проводят совместную проверку и оформляют результаты актом (по НК РФ налоговые органы обязаны известить Вас о переплате в течении 10 дней) и на основе данных акта сверки письменно излагаете свое желание о зачете или возврате. При наличии недоимок по другим налогам соответствующего вида, штрафов и пеней зачет производится налоговыми органами самостоятельно. Что касается сроков подачи заявления-три года с даты переплаты. В вашем случае речь идет о бюджете различных уровней, поэтому зачет невозможен. По первому варианту: действия налоговых органов правомочны и законны (ст. 78 НК РФ, п. 5). По второму варианту: Вам необходимо произвести возврат НДС, а по налогу на прибыль ликвидировать задолженность.

Какая будет проводка по бухучёту: перечислена в бюджет задолженность по налогу на прибыль

ИФНС прислала требование об уплате налога, пени. Как отразить в бух.учете недоимку и пени по ЕСН в фед.бюджет?

Пени начисляете по Д 99 счета, по К 69.(субсчет ФБ) , а недоимку просто уплачиваете, она ведь образовалась в результате вашего начисления.

Узнай свою задолженность. Уважаемые пользователи! Предлагаем Вам воспользоваться одним из следующих сервисовсредствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат осуществлять оплату начислений по налогам, заполнять…

Для начала сверьте расчеты, может не все платежи зачислены. Если все же права налоговая. то налог (пени) доначислить Д20(26,44)К69 и оплатить Д69 К51.
Суммы пеней и штрафов не уменьшают налогооблагаемую прибыть Д99 К69.

Что означают остатки по Кт сч.68.02 и Кт сч. 68.04.01,должны ли они быть на конец периода нулевыми?

Это не что иное, как задолженность перед бюджетом по определенным видам налогов, которые отражаются по субсчетам. Нулевыми они могут быть редко, разве что, когда нет начислений….

Если проверка задолженности по налогам физических лиц показала наличие таковой, ее необходимо погасить. Должников и неплательщиков прессовали во все времена — например, тем, что не выпускали за границу. Согласитесь, что обидно из-за копеечного долга перед бюджетом…

Это означает задолженность по налогу, подлежащему уплате в бюджет. Если на конец периода сальдо по этому счету "нулевое", то это значит, что задолженности нет — но это редкость, обычно налоги платятся после окончания отчетного периода, поэтому сальдо счета 68 — кредитовое.

НАлоговая

Справка об отсутствии задолженности, а точнее справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов

Задолженность налога на прибыль организаций. Задолженность перед бюджетом по местным налогам и сборам — всего.

Пускай кто покупает, сам парится по этому поводу. налоговая такие справки не дает и никто не дает. Можете им справку об открытых счетах из налоговой предоставить и выписку из банков по каждому счету, потом на все имущество справки из соответствующих органов об отсутствии права третьих лиц или обременения. На недвижимость из росреестра, на авто из МРЭО и т. д.

Помогите решить задачу по бух. учету

На первый взгляд — убыточная организация, а посчитать действительно не получится.. . Нет валовки, себестоимости материалов.

Задолженность бюджету по налогам. Детали вопроса Можно на сайте www.himki.byx.ru посмотреть задолженность организации по реквизитам, перед налоговой и как это сделать. Если нельзя на сайте, то как можно, не приезжая в налоговую?

АКТИВ БАЛАНСА: Запасы на складе-26000
З-ть покупателей -5000
Незавершенка по гаражу -50000
Земельный участок -120000
Денежные средства- 95000
Бензин -4000
Патент -10000
Наличные касса — 7000
ИТОГО: = 317000
ПАССИВ БАЛАНСА:Аванс от покупателей -50000
З-ть перед бюджетом- 30000
Добавочный капитал -10000
Кредит -20000
З-ть по з-плате — 40000
Займ — 20000
Уставный капитал — 100000
ИТОГО: 270000
Чтобы определить чистую прибыль, надо знать сколько реализовано продукции по какой цене, фактсеб-ть реализ. продукции. Разница между выручкой и факт. себ-тью и НДС даст вам прибыль до налогооблажения. Затем эту прибыль умножите на % налога по прибыли получите -налог п прибыли. Прибыль -налог на прибыль =чистая прибыль.

И если налоговая один раз отказала в ликвидации, то нужно ли снова подавать публикацию в Вестник?

Че делать-то, как получить быстро справку из налоговой об остуствии задолженностей перед бюджетом

Так сходите в любую консалтинговую компанию, которая ведет бухучет, у них просто у всех подвязки в налоговой, я думаю им это день работы, если не хотите в очереди стоят…)))

Только если есть налаженные связи с ИФНС.

Руководитель организации предоставил займ для погашения задолженности по налогам и сборам в бюджет

Если выдал в подотчет, то необходимо

Главная gt Разъяснения gt Счета gt Корреспонденция счетов Счет 68 Расчеты с бюджетом Консультация эксперта, 1997 .

Нет. Нужно заключить договор беспроцентного займа между организацией и руководителем организации. Прием денег в кассу осуществляется приходным ордером. Эти деньги сдаются в банк.

Помогите пожалуйста решить задачу.

А самим никак?

  • Вступил в наследство на жилой дом буду платить подоходный при продаже — Я и сестра продаем дом.

    В активе или пассиве баланса отражается задолженности покупателя

    Вступили в наследство около 2лет назад. Сумма сделки 1200000.Будем ли мы платить подоходный нало

  • Как избавиться от сомнительной кредиторской задолженности — Здравствуйте. Все мы, наверное, неоднократно сталкивались с проблемой вымогательства сайтами телефонных номеров. > в
  • Твари дрожащие и право имеющие достоевск — Как вы думаете,мужчина должен уходить молча,без обьяснений?Или всё же мы имеем право знать? Какполучится Надо понимать.
  • Тварь дрожащая право имеющий — А Вы тварь дрожащая или право имеете?) Все мы твари, но не дрожащие, а право имееют только от Бога … И как должен реш
  • Вступил в наследство на жилой дом буду платить подоходный при продаже — Я и сестра продаем дом. Вступили в наследство около 2лет назад. Сумма сделки 1200000.Будем ли мы платить подоходный нало
  • Тварь ли я дрожащая или право имею раскольников — Что излагается в статье раскольникова Собственно, его теория. что есть твари дрожащие, а кто то право имеет 😉 Тварь ли
  • Как погасить кредиторскую задолженность по 62 счету — Отразится ли как-нибудь в активе баланса погашение кредиторской задолженности за счет нераспределенной прибыли??? Источн
  • Как избавиться от сомнительной кредиторской задолженности — Здравствуйте. Все мы, наверное, неоднократно сталкивались с проблемой вымогательства сайтами телефонных номеров. > в
  • Дачная амнистия прирезать землю — Могу ли я по закону дачной амнистии прирезать свободные участки 5.35 и6.соток? Не думаю. Это обычный самозахват. Версия
  • Дачная амнистия приостановлена — Думаю,что после событий в "Речнике" наш народ зауважает власть юриста Медведева и поднимателя с коле Путина.Правильно? П
  • Дачная амнистия прирез — Помогите первый раз столкнулась.Как правильно ответить на этот вопрос? Марина всё правельно написала но вам надо не прир
  • Дачная амнистия прирезать 4 сотки — Участок в СНТ. Как прирезать 4 сотки по дачной амнистии? Никто из соседей на данную землю не претендует. Могу ли я по за

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГО-ВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Обухова П.А.

Одним из механизмов воздействия на национальную экономику и формирования финансовых ресурсов государства является налоговая система, а собираемость налогов и сборов характеризует ее эффективность. Однако сохраняющиеся неплатежи не только снижают эффективность налоговых отношений, но и ограничивают возможности правительства в финансировании инвестиционных и социальных проектов.

Основные причины возникновения налоговой задолженности: неспособность работать в условиях рыночной экономики, нежелание платить налоги, несовершенство налоговой системы, нефинансирование государственных заказов, и др.

Специфика урегулирования задолженности по налоговым обязательствам обуславливается экономической сущностью налоговых отношений. Налоговые отношения сформированы на базе экономических, финансовых, имущественных отношений, имеют публично-правовой характер, основаны на властных отношениях между государством и налогоплательщиком (плательщиком сборов). Государство заинтересовано в скорейшем и полном исполнении юридическими лицами налоговых обязанностей и потому создало мощную, специализированную систему государственного принуждения (налоговые, контролирующие, правовые, силовые структуры).

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащей погашению в определенный срок, и рассматривается как совокупная задолженность, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы.

При этом налоговую задолженность стоит рассматривать как понятие «совокупная задолженность, состоящая из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности».

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены все меры бесспорного взыскания и в судебном порядке: реструктурируемая задолженность; сумма задолженности отсроченной или рассроченной на основании решения арбитражного суда или вышестоящего налогового органа; сумма задолженности приостановленная до принятия решения арбитражного суда по существу; задолженность, взыскиваемая службой судебных приставов; задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок.

По мнению начальника отдела департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Мешкова Р. , механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную (см. рис. 1).

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования. Кроме того, предусмотрен также метод зачета излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Методы и инструменты обеспечительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Недостаточно четкая законодательная проработка процедуры применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора. Например, налоговые органы в 2002 — 2009 гг. данную форму обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов фактически не применяли.

Безусловное требование государства — это обязанность платить налоги, которая распространяется на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы — начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога.

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы — принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности:

  • инкассовые поручения банку на бесспорное списание со счетов налогоплательщика суммы задолженности в бюджетную систему;
  • решение о взыскании за счет имущества путем передачи в службу судебных приставов постановлений налоговых органов, согласно ст. 47 НК РФ, судебных приказов и исполнительных листов;
  • процедуры банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Оценим уровень и динамику налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (табл.1).

Таблица 1 — Динамика налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (тыс. руб.)*

*Источник: данные статистической отчетности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующий вывод: задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в бюджет Тюменской области по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 4074829 тыс. руб. Ежегодно совокупная задолженность по налоговым обязательствам увеличивается на 7 — 8%. При этом по России показатели задолженности снижаются. А доля урегулированной задолженности от общей суммы совокупной задолженности по налоговым обязательствам за исследуемый трехлетний период составляет примерно 50% .

В связи с ростом совокупной задолженности по налоговым обязательствам в бюджет Тюменской области налоговые органы оперативно реагируют на возникновение задолженности и реализации механизма урегулирования задолженности.

Результаты реализации механизма урегулирования налоговой задолженности представлены на рисунках 2 и 3.

Из данных представленных на рисунках видно, что за 2010 г. налогоплательщикам направлено требований об уплате налогов и сборов на сумму 10221,5 млн. руб. а за 2009 г. — 9732,2 млн. руб. при этом всего погашено по требованиям 3 722,8 млн. руб. и 3363,9 млн. руб. соответственно. Таким образом, эффективность работы по требованиям об уплате налогов в 2010 г. составила 42,9%, а в 2009 г. 40,5%, т.е. эффективность увеличилась.

Налоговыми органами области за 2010 г. направлено инкассовых поручений на 3715,5 млн. руб., а погашено 1046,2 млн. руб., т.е. эффективность взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщиков составила 33,4%, что в 1,8 раза ниже данного показателя, сложившегося за 2009 г.

За 2010 г. направлено банкам 60547 решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, что на 27,7% меньше, чем за 2009 г.

Также налоговыми органами Тюменской области за 2010 г. вынесено 18054 постановления о взыскании налога за счет имущества должников в соответствии с положениями статьи 47 НК РФ на общую сумму 2733,6 млн. руб. По количеству данный показатель больше чем за аналогичный период 2009 г. на 30,1%, по сумме — на 36,8%.

Судебными приставами возбуждено 16 826 исполнительных производств на сумму 2864,5 млн. руб. Эффективность исполнительных действий в ходе применения ст. 47 НК РФ на 01.01.2011 г. составила 15,5%. При этом поступления со счетов судебных приставов составляют всего 26,0 млн. руб. или 0,9% от суммы возбужденных исполнительных производств.

Основную сумму поступлений — 403,3 млн. руб. составляет сумма добровольно погашенной задолженности налогоплательщиками после возбуждения исполнительного производства и после произведения ареста имущества.

Таким образом, в результате принятых налоговыми органами за 2010 г. мер принудительного взыскания задолженности юридических лиц в бюджетную систему РФ поступило 5233,0 млн. руб., что составило 7,1% от суммы поступивших налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В сравнении с 01.01.2010 г. сумма погашенной задолженности в целом по области снизилась на 3,1%.

Так, в результате применения уведомительно — предупредительной, обеспечительной и принудительной форм реализации механизма урегулирования налоговой задолженности на 1.01.2011 г. по Тюменской области эффективность взыскания составляет 60,3%. При чем, этот результат на 4,7% ниже эффективности сложившейся на 1.01.2010 г. .

Методы и инструменты реализации процесса урегулирования задолженности по налоговым обязательствам имеют показательное значение и для оценки эффективности деятельности налоговых органов в данном направлении.

На сегодняшний день достигнуты немалые результаты, прежде всего, существенное повышение уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако, общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности. Главным стратегическим направлением совершенствования такой работы является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности.

Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Необходимо создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

Следующий способ совершенствование работы налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности это создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией.

Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов (как часть политической культуры) и знания своих прав и обязанностей по их уплате (как часть правовой культуры).

Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации — телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие высшие органы власти.

При этом повышение качества и эффективности работы налоговых органов не должно означать ее усложнения.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 07.06.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — N 31. — Ст. 3824.
  2. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2008 г. №137-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 41. — Ст. 4849.
  3. О налоговых органах Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 15. — Ст. 492.
  4. О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц: постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 // Вестник ВАС РФ. — 2007. — N 2.
  5. Верстова М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России / М.Е. Верстова // Законодательство и экономика.

    Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль это актив или пассив?

    — 2011. — № 3.

  6. Мешков Р.А. Механизм урегулирования налоговой задолженности: формы реализации и показатели эффективности / Р.А. Мешков // Налоговая политика и практика. — 2010. — № 11.
  7. Пантюхов О. В. Уточненное требование об уплате налогов, сборов и штрафов: / О. В. Пантюхов // Налоговые споры: теория и практика. — 2011. — № 2.
  8. Тараканов С.А. Порядок взыскания налогов, пеней, штрафов у налогоплательщиков — организаций / С.А. Тараканов// Российский налоговый курьер, 2010. — № 22.
  9. Цыганков В. В. О взыскании с налогоплательщика налогов и пени по истечении срока давности привлечения к налоговой ответственности / В.В. Цыганков // Право и экономика. — 2011. — № 6.
  10. Сводные формы статистической отчетности: информация подготовлена специалистами УФНС России по Тюменской области. — Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ»

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме.

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Задолженность по налогам и сборам

Счета учета задолженности по платежам в бюджет (по видам) (6400)

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов

272. Обобщение информации о текущих обязательствах предприятия по платежам в бюджет осуществляется на счете 6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)".

Задолженность подотчетных лиц актив или пассив

273. По кредиту счета 6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)" отражается сумма, причитающаяся к взносу в бюджет, в корреспонденции со счетами к получению, счетами учета расходов периода, использования прибыли для уплаты налогов и сборов, расчетов с персоналом по оплате труда. При окончательном расчете ранее перечисленные авансовые платежи по налогам и сборам в бюджет отражаются по дебету счета 6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)" в корреспонденции со счетом учета авансовых платежей в бюджет (4400). Фактически перечисленные суммы в бюджет отражаются по дебету счета 6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Аналитический учет по счету 6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)" ведется по видам налогов.

274. Корреспонденция по счетам учета задолженности по платежам в бюджет (по видам) (6400)

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Задолженность бюджету по разным отчислениям, налогам и сборам, относящая в расходы периода
Начислены суммы НДС и акцизов при реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также при реализации и выбытии основных средств и прочих активов
Возвращены средства из бюджета или зачтены в счет будущих платежей (при окончательных перерасчетах и т.п.)

5110, 5210, 5530, 4410

Суммы удержаний налога на доходы физических лиц из заработной платы
Суммы налога на доходы от начисленных дивидендов
Начисленные платежи из прибыли в бюджет
Фактически перечислены платежи в бюджет
Принимается к зачету НДС, относящийся к материальным ресурсам, товарам, работам и услугам
Погашена задолженность бюджету путем получения кредитов и займов

6810-6840, 7810-7840

Согласно первой части налогового Кодекса РФ налоги делятся на три группы – федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги, определяются законодательством РФ и являются едиными на всей территории России.

Консультация юриста

К ним относятся: НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы и др. Федеральные налоги и сборы обязательны на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии с налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории субъектов РФ. К ним относят: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на соответствующей территории прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и налога на землю.

Местные налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на всей территории муниципального образования. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионнее сборы.

Согласно Инструкции к Плану счетов для обобщения информации о расчётах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемых организацией, и налогам с работников этой организации предназначен счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам».

Основные хозяйственные операции по дебету счёта 68 приведены в таблице 2.10.1.

Таблица 2.10.1 – Типовые проводки по дебету 68 счёта

Содержание операции Корреспондирующие счета
Дт Кт
Отражён зачёт или возмещение (вычет) НДС, уплаченного при приобретении товаров, продукции, принятых работ или оказанных услуг
Задолженность по налогам погашена наличными деньгами
Задолженность по налогам погашена перечислением
Задолженность по налогам погашена перечислением денежных средств с валютного счёта (в случаях, разрешённых НК РФ)
Задолженность по налогам погашена перечислением денежных средств со специальных счетов в банках
Получен краткосрочный кредит для погашения задолженности по налогам (без зачисления денежных сумм на расчётный счёт кредитополучателя)
Получен долгосрочный кредит для погашения задолженности по налогам (без зачисления денежных сумм на расчётный счёт кредитополучателя)
Проведена реструктуризация задолженности по налогам

Основные хозяйственные операции по кредиту счёта 68 «Расчёты с бюджетом» приведены в таблице 2.10.2.

Таблица 2.10.2 – Типовые проводки по кредиту 68 счёта

Содержание операции Корреспондирующие счета
Дт Кт
Начислены налоги, относимые на капитальные вложения
Начислены налоги, относимые на фактическую себестоимость приобретённых материалов
Начислены налоги, относимые на стоимость приобретённых животных для выращивания или откорма
Начислены налоги, относимые на себестоимость заготовления
Начислены налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства
Начислены налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательного производства
Начислены налоги, относимые на общепроизводственные расходы
Начислены налоги, относимые на общехозяйственные расходы
Начислены налоги, относимые на себестоимость приобретённых товаров
Начислены налоги, относимые на расходы по продажам
Возвращены излишне уплаченные налоги
Возвращены излишне уплаченные налоги в валюте
Возвращены излишне уплаченные налоги с зачислением на специальные счета в банках
Удержан НДФЛ
Удержаны налоги с сумм выплачиваемых дивидендов
Начислен НДС по продажам продукции (работ, услуг) обычных производств
Начислен НДС по продажам продукции (работ, услуг) производств, не относящихся к обычным видам деятельности
Начислен налог на прибыль для субъектов МП, начислен текущий налог на прибыль

Синтетический учёт расчётов с бюджетом по кредиту 68 счёта ведётся в журнале-ордере № 8.

В условиях ведения автоматизированного учёта составляется соответствующая машинограмма по видам платежей.

Аналитический учёт по счёту 68 «Расчёты с бюджетом» ведётся по видам налогов. По отдельным субсчетам счёта 68 сальдо может быть и дебетовым и кредитовым. В связи с этим счёт 68 «Расчёты с бюджетом» может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое и кредитовое.

Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 154 | Нарушение авторского права страницы

Безнадежная задолженность перед бюджетом

Достаточно часто фирмы уплачивают налоги не вовремя и (или) не полностью. Случается, что налоги (а также штрафы и пени) остаются неуплаченными как в сроки бесспорного взыскания, так и взыскания в судебном порядке. Произойти это может не только из-за упущений самой организации, но и по недосмотру инспекторов, вовремя не потребовавших уплату.

Как признать…

По указанным выше причинам, или как написано в ст. 59 Налогового кодекса, вследствие невозможности взыскать в силу причин экономического, социального или юридического характера задолженность может быть признана безнадежной. Та же статья предусматривает возможность ее списания. Но для действующей компании такая возможность является чисто теоретической.

…и списать

Конкретный порядок списания установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 (далее — Постановление N 100). Этот документ допускает практически только одно условие списания безнадежной задолженности по налогам — ликвидацию организации в соответствии с законодательством РФ (как вариант смерть или объявление умершим физического лица — для предпринимателей). Даже при банкротстве задолженность списывается лишь в размерах, не покрытых имуществом должника.

Финансовое ведомство <*> и налоговые органы <**> однозначно считают, что все возможные основания и условия списания безнадежной недоимки ограничиваются указанным Постановлением. Аналогично и мнение высших судов (см. таблицу 1).

<*> Письмо Минфина России от 26.02.2008 N 03-01-10/1-12.
<**> Письмо ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@.

Таблица 1

————————T—————————————————
Судебный орган ¦ Решения о невозможности списания просроченной
¦ недоимки
————————+—————————————————
Конституционный Суд РФ ¦Определение от 03.04.2007 N 334-О-О
————————+—————————————————
Высший Арбитражный Суд ¦Постановления Президиума от 06.11.2007 N 8241/07,
РФ ¦от 11.05.2005 N 16507/04
————————+—————————————————

Как с ней работать

Что же несет коммерсантам наличие неоплаченных и несписанных начислений? В такой ситуации отрицательных сторон больше, чем положительных.

Фирма сэкономила на отчислениях в бюджет (внебюджетные фонды). В плане расходов для нее это хорошо, но этот плюс единственный. Такая экономия может "аукнуться" в самый неожиданный момент и повлечь за собой неприятные последствия.

Если есть переплата

У организации образовалась задолженность. Как и все расчеты с бюджетом, она отражается в ее лицевом счете, который ведет ИФНС. Взыскать ее не представляется возможным. Но и списать тоже нельзя, так как фирма работает, занимается коммерческой деятельностью, а предусмотренные Постановлением N 100 условия не выполняются. Недоимка продолжает числиться, и, возможно, инспекторы попытаются ее взыскать. Поскольку сроки бесспорного взыскания уже прошли, а судебного решения об уплате нет, проверяющие могут пойти другим путем.

У компаний перед бюджетом часто появляется не только задолженность, но и переплата. Последняя подлежит возврату либо зачету в счет погашения задолженностей или будущих платежей. И контролеры направляют переплату на погашение задолженности, безнадежной ко взысканию, не заручившись мнением налогоплательщика. Для этого у них есть основания — нормы п. п. 5 и 6 ст. 78 Налогового кодекса, предусматривающие право налоговиков самостоятельно производить зачет переплаты их в счет недоимок и только после этого возвращать суммы излишне уплаченного налога или засчитывать в счет будущих платежей. Так считает и ряд судов (см. таблицу 2).

Таблица 2

————————————-T————————————-
Судебные решения, допускающие ¦ Судебные решения, не допускающие
самостоятельное погашение ИФНС ¦ самостоятельного погашения ИФНС
задолженности за счет переплаты ¦ задолженности за счет переплаты
налогов ¦ налогов
————————————-+————————————-
Постановление ФАС Волго-Вятского ¦Определение Конституционного Суда РФ
округа от 13.12.2007 по делу ¦от 08.02.2007 N 381-О-П
N А82-16458/2006-28 ¦
————————————-+————————————-
Постановление ФАС Северо-Кавказского¦Постановление Президиума Высшего
округа от 11.02.2008 ¦Арбитражного Суда РФ от 24.10.2006
N Ф08-477/08-156А ¦N 5274/06
————————————-+————————————-
¦Постановление ФАС Волго-Вятского
¦округа от 23.01.2007 по делу
¦N А29-4225/2006а
————————————-+————————————-
¦Постановление ФАС Северо-Западного
¦округа от 19.04.2007 по делу
¦N А13-6446/2006-28
————————————-+————————————-
¦Постановление ФАС Дальневосточного
¦округа от 20.09.2006
¦N Ф03-А24/06-2/2029
————————————-+————————————-
¦Постановление ФАС Уральского округа
¦от 12.01.2006 N Ф09-5950/05-С1
————————————-+————————————-
¦Постановление ФАС Западно-Сибирского
¦округа от 03.09.2007
¦N Ф04-5902/2007(37661-А75-26)
————————————-+————————————-
¦Постановление ФАС Московского округа
¦от 31.05.2006 N КА-А40/4436-06
————————————-+————————————-

Есть и противоположные решения, в которых служители Фемиды признают, что подобная "самодеятельность" налоговых органов представляет собой форму принудительного взыскания налоговых платежей. А раз срок принудительного взыскания уже истек, то такая процедура неприменима.

Задолженность по налогам бюджетного учреждения

Правда, данное мнение распространено не повсеместно (см. таблицу 2).

Итак, получив условный доход в виде неуплаты налогов и санкций, фирма может понести расход в той же сумме в самый неожиданный момент. Причем оспорить действия контролеров будет проблематично.

Если нужна "чистая" справка

Есть еще ситуации, в которых не только необходимо отсутствие задолженности перед бюджетом, но и соответствующая справка:

  • получение лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанного с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • приобретение федеральных специальных марок;
  • получение кредита в банке;
  • получение разрешения заниматься внешнеторговой деятельностью;
  • выход из гражданства РФ (для физических лиц).

Форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборами и взносам, порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@. Отражение в ней непогашенной задолженности перед бюджетом может повлечь отказ в получении соответствующего разрешения или лицензии.

Как считают арбитры

В арбитражные суды большинство налогоплательщиков обращается с требованием заставить ФНС списать задолженность, взыскать которую уже нельзя за сроками исковой давности и по другим подобным ей причинам. И если "отбиться" от открытых претензий по поводу взыскания просроченной задолженности (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2007 N Ф08-7191/2006-2964А), начисления пеней на нее (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07) еще удается, то на списание задолженности с лицевого счета суды уже не пойдут. Мнение служителей Фемиды в этих спорах непоколебимо: есть Постановление N 100, где все указано. Налоговые органы не вправе принимать решение о списании самостоятельно.

Едва ли не единственным, в котором арбитры обязали-таки инспекцию списать задолженность фирмы, является Постановление ФАС Поволжского округа от 16.09.2004 N А55-230/04-29. Но это исключение. Решение того же суда с аналогичным выводом (Постановление от 24.08.2004 N А55-3136/04-31) пересмотрено высшими арбитрами 11.05.2005 (Постановление Президиума ВАС РФ N 16504/04) и отменено.

Списание задолженности компании "по-тихому", за счет переплат, поддерживают далеко не все арбитры. Анализ судебной практики по большинству округов показывает неоднозначное мнение по данному вопросу. К тому же на стороне проверяющих неоднозначная норма Кодекса (см. таблицу 2). Поэтому абсолютной уверенности, что арбитраж поддержит фирму против налоговиков, если те начнут погашать вчерашние долги сегодняшней переплатой, нет. В большинстве решений суды приходят к выводу, что задолженность по налогам все-таки может быть погашена инспекторами самостоятельно, по пеням же — только по заявлению плательщика налогов.

Что в итоге?

Наличие задолженности по налогам и сборам может причинить достаточно неудобств. В неожиданный момент могут возникнуть проблемы с получением кредита, необходимых разрешений для нового вида деятельности. Такое положение дел устроит не всякую компанию.

Случается, когда, запутавшись в делах, расчетах, учредители закрывают фирму, по минимуму расплачиваются с долгами и начинают бизнес "с чистого листа". Но порекомендовать такой рецепт как универсальный мы не можем. Во-первых, процедура достаточно сложна и затратна. Во-вторых, предприятие не каждой формы собственности можно легко закрыть и открыть снова. В-третьих, при ликвидации фирмы ФНС может потребовать погашения задолженности за счет активов.

Поэтому самое простое и надежное, что может сделать компания, — это добровольно уплатить налоги и продолжать работать.

А.В.Захожий

Задолженность перед кредиторами – это объединенная сумма обязательств (долгов) предприятия перед различными юридическими и частными лицами. Разберемся, какие статьи ее формируют и как фиксируют в отчетных формах.

Из чего складывается кредиторская задолженность в балансе

Кредиторами компании обычно выступают организации, с которыми она контактирует:

  • контрагенты – поставщики, заказчики, подрядчики, арендодатели, страховщики и др.;
  • контролирующие органы, госбюджет и внебюджетные фонды.

В связи с правилами ведения бухгалтерского учета, персонал фирмы периодически становится кредитором, поскольку начисленная зарплата выдается следующим месяцем. В составе кредиторской задолженности могут фигурировать и подотчетные суммы, когда МОЛ приобретает ценности ли услуг для хозяйственных нужд фирмы, превышая размер выданных авансов.

Кроме того, в этот блок обязательств входят суммы счетов по поставкам в кредит или рассрочку, причитающиеся к получению в будущем.

Кредиторская задолженность: строка в балансе

В каком разделе баланса отражается кредиторская задолженность? Как и все обязательства фирмы, она фиксируется в пассиве баланса. Ей отведена строка 1520 в пятом разделе пассива. В этой строке генерируются данные о задолженности, сформированной на окончание отчетного периода. Срок погашения этих обязательств составляет не более 12 месяцев, поэтому их классифицируют как краткосрочные.

Долгосрочная кредиторская задолженность в балансе занимает отдельный четвертый раздел пассива, отделенный от краткосрочных обязательств. Сюда относят суммы займов и кредитов, взятых компанией на длительный период (более 1 года), оценочные, прочие обязательства.

В отличие от долгов кредиторам, дебиторская задолженность указывается в активе баланса, поскольку представляет собой долю имущества компании, принадлежащую ей, но временно находящуюся у других предприятий. Впоследствии долги дебиторов оплачиваются деньгами или поставками/услугами (в зависимости от условий договоров).

Вернемся к строке 1520. В ней суммируются конечные кредитовые сальдо по счетам:

  • сч. 60 «Расчеты с поставщиками/подрядчиками» по суммам за приобретенные, но пока не оплаченные фирмой ТМЦ/услуги;
  • сч. 62 «Расчеты с покупателями/заказчиками» по поступившим авансовым платежам в счет оговоренных будущих поставок;
  • сч. 68 «Расчеты по налогам/сборам» по налогам, предназначенным к уплате в бюджет;
  • сч. 69 «Расчеты по соцстрахованию и соцобеспечению» по начисленным взносам для уплаты в фонды;
  • сч. 70 «Расчеты по оплате труда» по суммам зарплаты сотрудников компании, рассчитанной к выплате;
  • сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по суммам, выплаченным материально-ответственными лицами за приобретенные ими МЦ в рамках перерасхода выданного аванса;
  • сч. 75 «Расчеты с учредителями» по насчитанным, но еще не выданным дивидендам;
  • сч. 76 «Расчеты с прочими дебиторами/кредиторами» по прочим долгам. Например, к ней могут относиться суммы штрафных санкций, предъявленных за нарушение условий соглашений.

Иными словами, состав кредиторской задолженности в балансе весьма разнообразен, и объединяет целый блок расчетов, характерных для любого предприятия.

Особенности формирования кредиторской задолженности

При составлении баланса бухгалтер не вправе свернуть суммы дебиторской и кредиторской задолженности. Указывать задолженность (даже при условии наличия по одному контрагенту дебетового и кредитового сальдо) следует развернуто: в активе баланса – дебиторскую, в пассиве – кредиторскую.

Все суммы краткосрочной кредиторской задолженности детализируют по виду и структуре (к примеру, перед поставщиками, бюджетом, фондами). Подобная аналитическая справка указывается в разделах 5.3 и 5.4 пояснений к балансу. В них дебиторская и кредиторская задолженность расписывается подробно, поскольку в балансе фиксируется лишь общая сумма задолженности на конец периода по всем краткосрочным обязательствам.

Как посчитать кредиторскую задолженность в балансе: пример

По регистрам бухучета, сформированным на окончание отчетного года, определены конечные сальдо по счетам:

Счет

Сальдо

Итого

В балансовой строке 1520 фигурировать будет 378 123 руб. поскольку законодательство требует развернуто указывать суммы долгов дебиторов и обязательств перед кредиторами. Уменьшить сумму кредиторской задолженности на долг дебитора нельзя, поэтому сумма 44620 руб. будет отражаться в строке 1230 второго раздела актива баланса.

Таким образом, кредиторская задолженность в балансеэто суммированный долг компании со сроком погашения до 1 года перед различными кредиторами.