Всё в Крыму. Самые крупные предприятия крыма

Бюджет полуострова на 80% обеспечат из Москвы

Бюджет Крыма в следующие три года будет бездефицитным. Почти 80% его доходов обеспечат безвозмездные поступления - дотации и субсидии из федерального бюджета

Крым подготовил проект трехлетнего бюджета — он будет сбалансирован с точностью до копейки: доходы республики, по плану властей, будут полностью совпадать с объемами расходов. Достичь этого удалось за счет роста безвозмездных поступлений от федерального центра — согласно документу их доля в доходах региона будет увеличиваться ежегодно и достигнет 79% к 2020 году.

В 2018 году объем безвозмездных перечислений составит 129,5 млрд руб. при совокупных доходах 168 млрд руб. В 2019 году Крым получит от федерального центра 143 млрд руб. (из 181 млрд руб. доходов), а в 2020-м — 150 млрд руб. (из 190 млрд руб.). Таким образом, объемы федерального финансирования будут расти намного быстрее собственных доходов Крыма, которые планируются в диапазоне 38-40 млрд руб.

«Они ничем не рискуют»

Большая часть поддержки из центра Крыму в 2018 году приходится на дотации (32,2%) и субсидии (65,5%). Первые выдаются без конкретных условий их расходования, вторые носят целевой характер. Субвенции, которые тоже выдаются на конкретные цели (а если KPI не исполнены, деньги придется обязательно вернуть), занимают в структуре безвозмездных поступлений лишь чуть больше 2%. Крым далеко не единственный регион, чьи доходы формируются преимущественно за счет федеральных трансфертов, отмечает директор Центра исследований региональных реформ​ РАНХиГС Александр​ Дерюгин.

«Бюджет Крыма в среднесрочной перспективе будет продолжать формироваться в основном за счет федеральных трансфертов», — полагает директор группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов. По его мнению, «если изменения и будут, то очень небольшие».

При этом Крым показывает «довольно неплохие темпы роста» собственных доходов, они существенно опережают средние темпы по России, напоминает Дерюгин. Если в исходном законе о бюджете 2017 года власти Крыма ожидали, что без помощи Москвы смогут собрать в казну 33,7 млрд руб., то, по последнему их прогнозу, эта сумма должна составить 51,7 млрд руб. (за девять месяцев собрали уже 34,5 млрд руб., то есть больше, чем хотели за весь год). Пока что разрыв между собственными доходами и помощью центра довольно большой, но пройдет примерно пять лет и Крым не будет значительно отставать по этому показателю от других субъектов, прогнозирует Дерюгин.


На фоне фактического роста поступлений по сравнению с прошлогодними ожиданиями прогноз доходов на следующую трехлетку выглядит осторожным. В Крыму ждут, что собственные доходы региона составят от 38 млрд до 40 млрд руб. в каждый из следующих трех лет, а доходы в целом — от 168 млрд до 190 млрд руб., то есть наращивать бюджет опять же планируется за счет федерального центра.

Возможно, власти Крыма «знают что-то, чего не знаем мы», рассуждает Дерюгин, например ждут ухода крупного налогоплательщика (в проекте бюджета рост поступлений от налога на прибыль ожидается на уровне 3,5%, что сопоставимо с темпами инфляции). Но в целом это выглядит как перестраховка, отмечает он: «Они ничем не рискуют. Будут дополнительные деньги — значит, у них будет возможность дополнительно что-то профинансировать. В таких условиях закладывать себе слишком оптимистичный прогноз тоже не надо». Крым несильно зависит от собственных доходов, поэтому может себе позволить занизить ожидания по налоговым и неналоговым поступлениям «хоть до нуля», добавляет эксперт, зато региону «не придется ломать голову» над тем, какие статьи сократить.

«Бюджет Республики Крым — это бюджет развития, предполагающий объемы и направления инвестиций, обеспечивающие стабильное формирование и расходование бюджета без превышения долговых обязательств над финансовыми возможностями», — сообщила в ответ на запрос РБК пресс-служба крымского Минфина, подчеркнув, что «расходы сбалансированы доходами».


Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Минфин Крыма планирует в следующие три года разобраться с долгом по облигациям, выпущенным еще в 2011 году, когда полуостров входил в состав Украины (их номинальная стоимость составляла 133 млн грн). Срок погашения этого долга настал в июне 2014 года, вскоре после перехода Крыма под контроль России, однако республика его пропустила. До этого, в апреле 2014 года, рейтинговое агентство S&P квалифицировало как дефолт Крыма невыплату купона по этим бумагам.

Возмещения через Арбитражный суд Москвы добивалась кипрская DRGN Limited, «дочка» украинской инвесткомпании Dragon Capital. Она хочет получить более €1 млн (в эту сумму входит и долг, и процентный доход по нему). Столичный арбитраж иск удовлетворил частично, однако последующие инстанции отказали в удовлетворении требований компании в полном объеме. Верховный суд в мае этого года отказался передавать кассационную жалобу DRGN на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.

Минфин Крыма в бюджете на трехлетку предусматривает возможность заключать с владельцами облигаций «соглашения об урегулировании, включая мировые соглашения, предусматривающие осуществление выплат владельцам в общей сумме до 543,4 млн руб. в счет окончательного и полного исполнения обязательств по облигациям». Сумма выплаты будет включать как номинальную стоимость облигаций, так и проценты по ним. Заключить такие соглашения Крым может до 1 сентября следующего года.

Сейчас у Крыма 390 млн руб. долга, включая долг по спорным внешним обязательствам на $5 млн, следует из статистики Минфина России. С 2019 года Крым планирует нулевой размер госдолга.

Отказ от консолидации

В то время как федеральный Минфин подтверждает приверженность стратегии бюджетной консолидации, сокращая расходы в следующие три года как в реальном, так и в номинальном выражении, Крым идет по другому пути. Траты регионального бюджета в следующие три года растут темпами 5-8%, то есть быстрее инфляции (таргет Центробанка — 4%).

В основном расходы Крыма идут по разделу «Национальная экономика» (на него приходится более 45,4% совокупных трат в 2018 году). Большая часть расходов по этому направлению идет на дороги (36 млрд из 76 млрд руб.), а также на «другие расходы» (16,6 млрд руб.), на водное хозяйство (8,3 млрд руб.) и топливно-энергетический комплекс (7,7 млрд руб.).

Политика федерального центра — улучшить инфраструктуру полуострова до уровня остальных субъектов, рассуждает Дерюгин. Высокая дотационность возникает не потому, что Крым «патологически беден», подчеркивает эксперт. Чтобы на полуострове не было «неправильных» настроений, Москва хочет показать, что страна о нем «заботится».

Симферополь – Проект крымского бюджета на будущий год ставит полуостров в полную финансовую зависимость от федерального центра, так как именно перечисления из российской казны являются основной статьей доходов полуострова. Обеспечение собственными финансовыми ресурсами не превышает 25%, но и этот показатель при более глубоком анализе видится завышенным. В реальной жизни собственные доходы Крыма могут оказаться еще ниже.

31 октября «совет министров» Крыма утвердил проект первого «российского» бюджета республики и направил его на рассмотрение в «госсовет». К настоящему времени проект главного финансового документа еще не опубликован, поэтому оценивать его параметры придется на основе куцего сообщения пресс-службы и прилагаемой к нему презентации крымского «минфина». Тем не менее, уже сейчас понятно, что Крым получил самый несамостоятельный бюджет за всю свою новейшую историю – три четверти доходов республики будут формироваться за счет субвенций из федерального центра. Как и прогнозировали эксперты, экономическая расплата за аннексию ляжет на плечи среднестатистического российского налогоплательщика.

Чужие доходы

Как следует из сообщения «совмина», доходная часть крымского бюджета-2015 равняется 62885,5 млн рублей (18772 млн грн по текущему официальному курсу). При этом собственные налоговые и неналоговые доходы Крыма составят 15824 млн рублей (4724 млн грн), или лишь четвертую часть доходной части. Тогда как три четверти приходится на межбюджетные трансферты из федерального бюджета – 47061 млн рублей (14048 млн грн).

Объем расходов в 2015 году будет равен доходам – 62885,5 млн рублей. Таким образом, крымский бюджет является бездефицитным. Вместе с тем, оговорено, что верхний предел государственного внутреннего долга Крыма на 1 января 2016 года не может превышать 505,4 млн рублей.

На 75% региональный бюджет зависим от федеральной казны, что, в случае экономических форс-мажоров, делает его уязвимым. И эта уязвимость будет нарастать по мере ухудшения экономической ситуации в России

Основной вывод из базовых параметров: Крым в будущем году сможет заработать в четыре раза меньше той суммы, которую ему предстоит потратить. На 75% региональный бюджет зависим от федеральной казны, что, в случае экономических форс-мажоров, делает его уязвимым. И эта уязвимость будет нарастать по мере ухудшения экономической ситуации в России, бюджет которой уже сегодня страдает от экономических санкций и глобального снижения цен на нефть.

Объясняя почти полную зависимость крымской казны от центральных дотаций, крымский «премьер» Сергей Аксенов заверил, что при формировании бюджета на 2015 год учитывался «самый пессимистичный сценарий развития экономики республики». На деле же в течение следующего года у Крыма могут вырасти собственные доходы, и тогда финансовый документ будет скорректирован. «Мы посчитали прогноз при самом худшем варианте, ориентировались на самые низкие показатели. Я уверен, что у нас будут дополнительные доходы от наших крымских предприятий – и от «Солнечной Таврики», и от «Черноморнефтегаза», и от «Крымгазсети». Поправки в бюджет все равно будут вноситься на протяжении следующего года», – заявил Аксенов (цитируется по «Крыминформу»).

Справедливости ради стоит отметить, что бюджет Крыма всегда был дотационным. Вопреки мартовским заявлениям крымских сепаратистов о способности региона прокормить себя самостоятельно, половину его финансовых потребностей в предыдущие годы удовлетворяла Украина. Для примера, последний «украинский» бюджет АРК на 2014 год был зависим от перечислений из центра на 56%: при доходной части 5377,6 млн грн трансферты из госказны составляли 3030,7 млн грн, собственные доходы – 2346,9 млн грн. Теперь же, обретя на словах самостоятельность, Крым усилил экономическую зависимость извне еще вдвое.

На чем заработает Крым

Если рассмотреть структуру собственных доходов региона, то, в сравнении с украинскими временами, она не сильно изменилась. Основные источники наполнения казны – это, как и прежде, подоходный налог и акцизный сбор. При этом на налог на доходы физлиц в крымском минфине возлагают особые надежды: предполагается, что он составит 55% всех собственных поступлений (8693,4 млн руб или 2595 млн грн). Акциз должен принести Крыму еще 2416 млн руб (721,2 млн грн), или 15% собственных доходов.

Примечательно, что удельный вес этих налогов в республиканской казне поменялся. Так, согласно финплану на текущий год, подоходный налог должен был составить 645,2 млн грн, или 27,5% собственных доходов. Тогда как на акцизный сбор приходилось больше половины крымского заработка – 1263,2 млн грн (54%). Из-за этого бюджет автономии в составе Украины в шутку называли «водочным». Как видим, теперь в натуральном выражении сумма акциза уменьшается в 1,8 раза (при росте всех прочих плановых показателей), а по вкладу в доходную часть – в 3,6 раза. Это объясняется проблемами крымской алкогольной отрасли – сокращением производства и реализации продукции ввиду разрушения старых хозяйственных связей, а также выводом части производственных мощностей на материк. В том числе перенесла розлив из Крыма и «Крымская водочная компания» – крупнейший плательщик акциза в регионе.

Вместе с тем, не совсем понятен оптимизм составителей бюджета относительно резкого увеличения поступлений подоходного налога – аж вчетверо в денежном выражении. Да, с одной стороны, есть предпосылка в виде увеличения в среднем в два раза заработных плат работников бюджетной сферы. Значит, и налог с повышенных зарплат возрастет. Но явно не в четыре раза. К тому же, бюджетники – это меньшая часть населения Крыма, тогда как в реальном секторе полуостров не может похвастаться увеличением окладов в сравнении с уровнем зарплат «при Украине». Да и традиционная «тенизация» крымской экономики и привычка платить неофициальные зарплаты добавляет сомнений в том, что плановый показатель базового налога будет выполнен.

Предрекаемый крымским «премьером» пересмотр бюджета в течение года вполне предсказуем. Правда, не в сторону увеличения бюджетных доходов, а в сторону их сокращения

К тому же, не далее как на минувшей неделепервый заместитель «министра финансов» Крыма Елена Шаповалова сообщила на пресс-конференции, что даже бюджет нынешнего года, с его куда более скромными плановыми показателями, по итогам января-сентября оказался недовыполнен на 17%. Несмотря на значительные вливания денег из России. Которые даже превысили те, что запланированы на будущий год (66,7 млрд руб. против 47 млрд руб.) Так что предрекаемый крымским «премьером» пересмотр бюджета в течение года вполне предсказуем. Правда, не в сторону увеличения бюджетных доходов, а в сторону их сокращения.

Что же касается расходной части бюджета, то мы подробно проанализируем ее в следующий раз – после публикации документа. Так как приведенные в официальных сообщениях более чем общие параметры не могут дать ответа на многие вопросы.

Экономика Крыма переживает переходный период. Предприятиям создает помехи в работе разница между украинским и российским законодательством, фирмы пересчитывают налоги, иногда они вынуждены искать новых поставщиков и потребителей. И если небольшим игрокам рынка в силу гибкости легче перестроиться, то для крупных компаний настало время серьезных решений.

Экономика Крыма переживает переходный период. Предприятиям создает помехи в работе разница между украинским и российским законодательством, фирмы пересчитывают налоги, иногда они вынуждены искать новых поставщиков и потребителей. И если небольшим игрокам рынка в силу гибкости легче перестроиться, то для крупных компаний настало время серьезных решений. К тому же они привлекают больший интерес украинских властей, рассчитывающих если не вернуть их в собственность, то получить за них компенсацию. «ФедералПресс » представляет список из пяти крупнейших по выручке предприятий, действующих на территории нового субъекта РФ.

Большинство крупных предприятий – кто с радостью, кто со скрипом – приняли новые правила игры и взяли курс на интеграцию в российское экономическое поле. Как правило, у них не было выбора: большое производство или невозможно, или невыгодно переместить (к тому же в кратчайшие сроки) даже в соседний регион. Впрочем, есть и исключения. По данным журнала Forbes, второе место среди крымских компаний по величине выручки (после «Крымского титана») и прибыльности (после КрымТЭЦ) занимал производитель и ретейлер алкогольных продуктов «Крымская водочная компания». Во время весенних событий на полуострове владельцы компании предпочли свернуть бизнес и инвестировать средства в производство на территории континентальной Украины. Это оказалось сделать легко, так как Крымская водочная компания не вкладывалась в строительство собственного производства, а арендовала несколько давно зарекомендовавших себя заводов по производству алкоголя.

Вряд ли кто-то из фигурантов нашего материала последует примеру Крымской водочной компании, однако нельзя исключать вероятности, что владельцы крупных компаний, имеющие интересы в оставшихся украинских регионах, под давлением откажутся от своих крымских активов и предприятия сменят хозяев, поэтому интерес к данным компаниям в ближайшее время со стороны СМИ останется высоким.


«Крымский титан», химическая промышленность

Выручка – 13,7 млрд рублей (2013 год)
Руководитель: Сергей Косенко

Крупнейший в Восточной Европе производитель диоксида титана при переходе Крыма в РФ испытывает некоторые трудности, как производственного, так и юридического характера. Владелец предприятия, состоящего из двух заводов на Перекопском перешейке, Дмитрий Фирташ еще недавно находился под домашним арестом в Австрии, сейчас отпущен под рекордный залог в 125 млн евро. Он до последнего тянул с перерегистрацией компании в российскую юрисдикцию, но избежать ссоры с властями Украины не удалось, из-за чего Фирташ потерял контроль над титановыми ГОКами в Днепропетровской и Херсонской областях. Таким образом, главной задачей для «Крымского титана» на ближайшее время станет поиск путей снабжения сырьем. Также нельзя забывать, что производство диоксида титана является водозатратным, а следовательно, зависимым от поставок воды.

«Атан-Крым», транспортировка и продажа топлива

Выручка – 6,5 млрд рублей (2013 год)
Руководитель: Александр Терещенко
Основной бенефициант: Алексей Тихомиров

Компания занимается перевозкой, оптовыми поставками и розничной продажей топлива – ее бензовозы используются брендами ТНК и «Укрнафта», она имеет собственную сеть АЗС и является монополистом на поставку горючего для маломерных судов. В украинский период жизни полуострова «Атану» удавалось часто получать государственные заказы, и его будущее во многом зависит от выстраивания отношений с новыми властями. Работать с властью владелец компании Алексей Тихомиров должен уметь, он является депутатом крымского парламента от коммунистической партии. От взаимоотношений России и Украины во многом зависит, удастся ли «Атану» сохранить свой бизнес за пределами Крыма – например, в 2013 году компания существенно вложилась, чтобы войти на рынок Днепропетровска.

Крымский содовый завод, химическая промышленность

Выручка – 5,6 млрд рублей (2012 год)
Руководитель: Владислав Шмельков
Основной бенефициант: Дмитрий Фирташ

Еще одно предприятие, контролируемое Дмитрием Фирташем, в связи с санкциями может испытать значительные проблемы со сбытом своей продукции, которая ранее удовлетворяла внутренний спрос Украины, а также отправлялась на экспорт, в том числе и в страны ЕЭС. Впрочем, «Крымсода», обеспечивающая 1,5 % мирового спроса на кальцинированную соду, вряд ли останется совсем без потребителей. Другое дело, что в последние годы мировая конъюнктура была для предприятия неблагоприятной и отвоевать потерянные из-за санкций рынки будет непросто. Отметим, что завод является градообразующим предприятием Красноперекопска и может быть поддержан властями исходя из соображений социальной стабильности.

«Черноморнефтегаз», добыча ископаемых

Выручка – 5,5 млрд рублей (2012 год)
Руководитель: Сергей Головин
Основной бенефициант: –

«Черноморнефтегаз» осуществляет разведку, освоение и добычу нефти и газа в Черном и Азовском морях, а также хранение и транспортировку топлива. Для полуострова компания является основным поставщиком газа. До присоединения Крыма к России была ключевой в вопросах собственной добычи газа Украиной. Сейчас вопрос о принадлежности компании еще не решен – так, только в конце лета российским Министерством энергетики создана комиссия по решению проблем, связанных с существованием «Черноморнефтегаза». Дело в том, что 100 % его акций принадлежало компании «Нафтогаз Украины», но в марте этого года Государственный совет Республики Крым издал указ, по которому вся собственность «Черноморнефтегаза» перешла к Крыму. Не исключено, что компания станет предметом материального спора между Киевом и Москвой.

КрымТЭЦ, коммунальное хозяйство

Выручка – 4,9 млрд рублей (2013)
Руководитель: Игорь Сенько
Основной бенефициант: Константин Григоришин

Константин Григоришин – российский бизнесмен, немало вложивший в экономику Украины. Ему принадлежат контрольные пакеты акций коммунальных компаний в нескольких областях соседнего государства. В январе 2014 года украинские власти хотели было поднять арендную плату за те ТЭЦ, которыми управляет «Крымтеплоэлектроцентраль», но не успели. Теперь имя Григоришина встречается в материалах, обсуждающих перспективы заморозки или ликвидации российских активов на Украине. Впрочем, крымской компании это уже не коснется – она продолжает развиваться и инвестировать в проекты по развитию энергетики полуострова.