Уровень урбанизации китая. Политика урбанизации в китае и индии

Власти Китая ускоренными темпами продвигают процесс урбанизации, однако большинство жителей деревень, лишившихся земли и домов, так и остались со статусом крестьянина. При этом во многих районах под флагом урбанизации . Специалисты бьют тревогу, заявляя, что так дальше продолжать нельзя.

По официальным данным Пекина, в 2012 году уровень урбанизации в Китае достиг 52,6%, в течение последних 34 лет он возрос на 34,7 процента.

По данным Центра развития городов и посёлков при Национальной комиссии развития и реформ, в 12 городах провинциального уровня необходимо построить в среднем 4,6 района, а в 144 городах префектурного уровня - по 1,5 района.

Урбанизация и города-призраки

Проводя исследования в 12 провинциях, сотрудники центра также обнаружили, что в некоторых районах под флагом урбанизации просто происходит застройка больших площадей новыми зданиями, что превращает эти районы в города-призраки.

Специалист британского Королевского института дипломированных оценщиков, экономист У Цзюньи считает, что в настоящее время в Китае уже существует около 50 городов-призраков, в которых пустуют 50% домов. А в некоторых районах за сто миль вокруг нет ни одного человека, уровень пустующей жилплощади там достигает 80% - 90%.

По словам руководителя отдела исследований в области промышленности и региональной экономики Китайской академии наук Чэн Яо, во всех этих новых районах должна в первую очередь развиваться промышленность, а потом вестись застройка. Он считает, что если только застраивать районы домами и не создавать в них рабочие места, это не привлечёт туда людей.

Однако в Китае именно так и происходит.

24 октября китайская финансовая газета «Цайсинь» опубликовала статью профессора Чжао Сяо из института экономики и управления при Пекинском технологическом университете.

В статье профессор приводит статистику, согласно которой в настоящее время в Китае общая площадь пустующего жилья составляет около 6 миллиардов квадратных метров, а число пустых квартир достигло 68 миллионов. Можно только представить, на качество жизни в одной из самых густонаселённых стран мира.

Нельзя продолжать строить дома

26 октября один из самых богатых людей Китая, глава компании Hangzhou Wahaha Group, миллиардер Цзун Цинхоу на проходившей в провинции Чжэцзян Всемирной конференции предпринимателей прямо заявил: «Нельзя больше строить дома!»

Цзун пояснил, что у него есть заводы по всей стране, и он хорошо знает ситуацию. По его словам, в настоящее время пустые дома есть не только в городах, но уже и в деревнях.

«На рынке недвижимости уже образовался пузырь, если продолжать строить дальше, это кончится очень плохо!» - отметил миллиардер.

Ещё в 2009 году известный учёный-экономист Роберт Шиллер после неоднократного посещения Китая сказал, что в крупных городах страны цены на недвижимость в несколько раз выше среднегодового дохода местных жителей. Например, в Шанхае, по его словам, обычная квартира стоит в 100 раз больше годового дохода шанхайцев.

Согласно сообщениям в официальных китайских СМИ, в сентябре цены на новую недвижимость в четырёх крупнейших городах страны Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне выросли в среднем ещё на 20%.

Ван Ши, председатель правления одной из крупнейших в Китае компаний-застройщиков China Vanke очень обеспокоен ситуацией на рынке недвижимости.

Он считает, что пузырь на рынке недвижимости КНР раздувается, повторяя ситуацию в Японии в 80-х годах прошлого века. Однако, по словам Вана, в Японии тогда большую часть общества составлял средний класс, а в Китае наблюдается значительный разрыв между бедными и богатыми, поэтому если пузырь лопнет, то последствия будут гораздо хуже, чем были в стране восходящего солнца.

Урбанизированные крестьяне так и остаются крестьянами

Кроме застройки страны пустыми домами, переселение крестьян в города происходит насильственным способом, при этом статус многих из них не меняется.

Согласно опубликованной 27 октября информации Центра экономических данных Китая при университете Цинхуа, в настоящее время статус городского жителя в стране имеют всего 27,6% населения, за 20 лет это число увеличилось всего на 7,7%.

Стоит пояснить, что в КНР существует система прописок «хукоу», согласно которой в документах граждан указана их принадлежность к крестьянам или горожанам. У первых значительно меньше прав и возможностей, чем у вторых, крестьяне также лишены многих видов социальной защиты, которая есть у горожан.

По данным Центра, 64,3 миллиона китайских семей, то есть 16% всех семей, или более 300 миллионов человек, пережили отъём земли или снос своего дома в ходе урбанизации. При этом уровень обеспечения этих людей работой и социальной защитой очень низкий.

Получается, что уровень урбанизации достиг 52,6%, а число граждан со статусом горожанина составляет всего 27,6%. Специалисты указывают на то, что несправедливая система прописок, которую власти не хотят отменять, лишает большинство людей многих прав и видов социальной защиты, а также усиливает социальное расслоение в обществе.

На протяжении всей своей истории Китай оставался типичной сельской страной. Несмотря на то что еще в средние века крупными городами стали Пекин, Нанкин, Ханчжоу, Сучжоу, Учан, Гуанчжоу и некоторые другие, а в конце XIX в. Шанхай стал одним из первых трех городов-миллионеров Азии, подавляющее большинство населения страны было сельским. И в 1949 г., когда образовалась КНР, в ее городах проживало только 10 % населения. Это значит, что уровень урбанизации в Китае был очень низким.

В годы народной власти, с началом индустриализации страны, процесс урбанизации ускорился. В целом в нем нашли отражение все основные черты мирового урбанизационного процесса, но тем не менее каждая из них приобрела чисто китайскую специфику.

Прежде всего это относится к темпам и уровням урбанизации. Как и во многих других развивающихся странах, темпы урбанизации в Китае были высокими, и она достигла того уровня, который принято именовать «городским взрывом». В результате за первые 40 лет существования КНР (1949–1989) этот уровень значительно возрос (табл. 36).

Таблица 36 показывает, что за четыре десятилетия уровень урбанизации в стране поднялся в пять раз, превысив 50 %. По общей численности горожан Китай вышел на первое место в мире, намного превзойдя Индию, США и другие страны. Затем, в 1990-х гг., урбанизация сделала новые успехи.

Таблица 36

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ С 1949 ПО 1989 г.

Однако такие мажорные выводы нуждаются по крайней мере в трех комментариях, отражающих упомянутую китайскую специфику.

Во-первых, она касается причин роста города. Известно, что в принципе подобных причин может быть три: а) естественный прирост населения в самих городах; б) миграции населения из сельской местности в города; в) административное расширение территории городов и увеличение их числа. Все эти три причины способствовали росту городского населения в Китае, однако пропорция между ними сложилась довольно необычная: 25 % роста обеспечивал естественный прирост, 20 – внутренние миграции населения и 55 % – административные преобразования.

Дело в том, что во второй половине XX в. само понятие «город» в Китае изменялось неоднократно. Сначала городская «квота» здесь была едва ли не самой высокой в мире, поскольку городом считался населенный пункт с численностью жителей более 100 тыс. человек (!) и лишь в отдельных случаях – с меньшим населением. Однако предпринятая в 1984 г. административная реформа круто изменила прежний подход. По решению Государственного совета КНР городом стали считать центр промышленности, торговли или ремесла с населением более 3000 человек, находящийся под непосредственным управлением уездной администрации, в котором 85 % жителей заняты вне сельского хозяйства. Ясно, что такая мера не могла не привести к скачкообразному росту численности горожан.

Но и это еще не все. Одновременно было произведено административное расширение территории городов, в население которых включили жителей не только ближних и дальних пригородов, но и обширных сельских территорий. По замыслу реформаторов создание таких «сельских городов» должно было способствовать сглаживанию различий между городом и деревней, распространению городского образа жизни на сельскую местность, уменьшению оттока жителей из села в город, а также лучшему обеспечению городов продовольствием. В результате расширения территорий крупных городов в их пределах оказались сотни тысяч и даже миллионы людей, занятых в сельском хозяйстве (например, в Пекине и Тяньцзине – по 1,2 млн, в Чэнду – 1 млн, в Гуанчжоу – 700 тыс.). Можно согласиться с С. Н. Раковским, который назвал подобную ситуацию «полуурбанизацией».

Особенно разителен в этом отношении пример Чунцина, который в 1997 г. стал четвертым в стране городом центрального подчинения. При этом ему выделили из территории огромной по численности жителей провинции Сычуань площадь в 82 тыс. км 2 , что примерно равно территории Австрии или Чехии! А численность жителей в его новых пределах составила 31 млн человек, т. е. соответственно в 3,6 и 3 раза больше, чем в этих странах! Интересно, что из 30 млн в самом Чунцине (с пригородами) живут 7,5 млн человек, тогда как остальная часть приходится на другие города и сельскую местность. Вот и получается, что административный город Чунцин ныне дает больше сельскохозяйственной продукции, чем многие европейские страны. Это и есть один из китайских парадоксов.

Все сказанное объясняет, почему китайские показатели уровня урбанизации, приведенные в таблице 36, очень сильно отличаются от официальных данных ООН. Согласно последним, доля горожан в Китае в 2005 г. составила 43 % всего населения, что ниже среднемирового уровня и примерно равно уровню для группы развивающихся стран. По тем же данным, общая численность горожан в Китае возрастала следующим образом: в 1985 г. – 251 млн, в 1990 г. – 302 млн и в 2000 г. – более 400 млн и в 2005 г. – 560 млн человек. Не приходится удивляться и тому, что ООН не считает Чунцин с его 30-миллионным населением самым большим городом мира.

Во-вторых, специфика Китая находит отражение в неравномерности самого процесса Урбанизации. Наглядное представление о нем дает та же таблица 36. Из ее данных вытекает, что в 1949–1960 гг., т. е. в начальный период индустриализации, наблюдалось поступательное развитие урбанизационных процессов, связанных прежде всего с крупным промышленным строительством в городах и перемещением в них рабочей силы из сельских районов. Затем, в 1961–1963 гг., наступило не только относительное, но даже абсолютное уменьшение городского населения, объясняющееся развалом экономики в предшествующий период «большого скачка», когда, как уже отмечалось, и общая численность населения страны также сократилась. Далее, на протяжении второй половины 1960-х и 1970-х гг., уровень урбанизации не изменялся, да и абсолютный рост городского населения был сравнительно невелик (от 1 млн до 4 млн в год). Это именно тот период, когда были приняты административные меры, запрещавшие переселение в города и, более того, 16 млн человек были выселены «на перевоспитание» в сельскую местность. В начале 1980-х гг. такая стабилизация сменилась небольшим подъемом.

Но особенно обращает на себя внимание вторая половина 1980-х гг., когда в Китае начался настоящий «городской взрыв». В самом деле, всего за несколько лет доля городского населения выросла вдвое, а абсолютная численность горожан увеличилась в 2,5 раза, причем среднегодовой их прирост составил 50–60 млн, а в 1984 г. достиг даже 90 млн человек! Нетрудно догадаться, что такой скачок объясняется административной реформой, проведенной в этом году. И только в 1990-х гг. и в начале XXI в., когда в экономике Китая происходил большой подъем, динамика процесса урбанизации тоже стала стабильной и устойчивой. Общее число городов возросло до 600.

Рис. 94. Агломерации-миллионеры Китая

В-третьих, к специфике Китая можно отнести чрезвычайно неравномерное размещение городского населения по территории страны. При этом основной «водораздел» проходит между восточными и западными районами Китая. Чтобы как-то уменьшить эту диспропорцию, правительство с самого начала придавало первоочередное значение развитию старых и формированию новых городов во внутренних и пограничных районах страны. Здесь возникали преимущественно малые и средние города, но у главных новостроек – нередко и большие, и даже города-миллионеры (Баотоу, Ланьчжоу и др.). Но тем не менее и в наши дни подавляющее большинство всех городов (9 / 10) находится в восточной части страны. К наиболее урбанизированным относятся провинции Северо– Востока, Севера, Востока и Юга Китая, тогда как на всем китайском Западе уровень урбанизации значительно ниже.

В полном соответствии с мировым процессом урбанизации в Китае происходит не просто рост городов, а рост больших городов, точнее – городских агломераций. Особенно наглядно это можно проследить на примере агломераций-миллионеров. В 1980 г. их было 20, в 1990 г. – 34, а в 2000 г. – 46 (без Тайваня) (рис. 94). Уже в середине 1990-х гг. они концентрировали половину всех городских жителей страны.

В последнее время географы обращают внимание на быстрый рост в Китае не просто городов-миллионеров, а сверхбольших городов с населением более 5 млн и даже 10 млн человек. В 2005 г. уже 17 городских агломераций КНР имели более 6 млн жителей. Население трех из них превышало 10 млн: Шанхай (17,4), Пекин (14,9) и Чэнду (10,4). От 9 до 10 млн жителей имели Харбин, Тяньцзинь, Шицзячжуан, от 7 до 8 млн – Чунцин, Гуанчжоу, Циндао, Чанчунь, Сиань, от 6 до 7 млн – Шэньян, Чжэнчжоу, Ханчжоу, Нанкин и Чанша.

Карпунин Вячеслав Иванович
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Маркова Дарья Сергеевна
Россия, Национальный исследовательский Томский государственный университет
[email protected]

Аннотация

Цель работы: доказать, что новая модель урбанизации в Китае является инструментом повышения благосостояния населения. Источниками в данной статье выступают тринадцатый пятилетний план и «Национальный план урбанизации нового типа». В ходе исследования для достижения цели были использованы следующие методы: дедукция, анализ стратегий развития урбанизации, обобщение информации, полученной при изучении планов. Результаты работы могут быть использованы для анализа и прогнозирования социального и экономического развития Китая.

Ключевые слова

Китай, урбанизация, новая модель урбанизации, национальный план урбанизации, уровень урбанизации, общество средней зажиточности, средний класс, благосостояние населения, качество жизни населения

Рекомендуемая ссылка

Карпунин Вячеслав Иванович, Маркова Дарья Сергеевна

Урбанизация как инструмент повышения благосостояния населения Китая// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4948. Дата публикации: 2017-03-31 . Режим доступа: https://сайт/article/4948/

Karpunin Vjacheslav Ivanovich
PHD, associate professor
Russia, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Markova Dar"ja Sergeevna
Russia, National Research Tomsk State University
[email protected]

Abstract

The mission of this article is to prove that new urbanization is a tool to improve Chinese human well-being. Sources on article are the 13th five – year plan and the National New Urbanization Plan. Such methods were used: deduction, analysis urban development strategies, consolidation of information derived from investigation of plans. The findings can be used for analysis and forecasting Chinese social and economic development.

Keywords

China, urbanization, a new model of urbanization, national urbanization plan, level of urbanization, society of average prosperity, middle class, population welfare, quality of life of the population

Suggested Citation

Karpunin Vjacheslav Ivanovich , Markova Dar"ja Sergeevna

Urbanization as tool to improve human well – being of China. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4948. Date issued: 2017-03-31. Available at: https://сайт/article/4948/


Введение

В Китае процесс урбанизации начался давно, но неравномерно. Неоднократно на протяжении последних десятилетий наблюдалась деурбанизация, связанная с крупными социальными экспериментами, последний из которых относится к периоду культурной революции. С недавнего времени Китай перешёл к развитию внутреннего рынка и созданию среднего класса, большинство макроэкономических показателей также демонстрируют тенденцию к росту. Тем не менее, существует ряд проблем, одной их которых является недостаточное урбанизированное население, которое является ограничением для роста внутреннего рынка. В связи с этим государство приняло ряд программ и проектных документов, которые частично будут рассмотрены в этой работе.

14 декабря 2013 г. в Пекине Госсовет КНР провёл Центральную экономическую рабочую конференцию, на которой обсуждались вопросы, касающиеся урбанизации и развития градостроительства в Китае. На конференции было озвучено, что урбанизация в Китае выступает в качестве одного из основных инструментов по созданию среднего класса в стране и повышения благосостояния населения . Проведение конференции демонстрирует, что китайское правительство начало придавать урбанизации стратегическое значение для экономического и социального развития страны, рассматривать её в качестве инструмента для решения проблем, возникших в сельской местности и городах (безработица, неэффективное использование земли, города – «призраки» и т.д.).

Увеличение доли среднего класса в Китайской Народной Республике (КНР) будет способствовать стабилизации общества, что выражается в поддержке существующего государственного строя и правительства. В китайских реалиях это является немаловажным, так как в стране отсутствует политический плюрализм, и наблюдались случаи, когда демонстрировалось недовольство монополией Коммунистической партии Китая (КПК) на власть .

Средний класс является одним из основных потребителей. Согласно выступлению Нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана на Азиатском финансовом форуме 2015 г., в ВВП Китая доля инвестиций составляет 50%, а доля потребления – 30% , в этой ситуации возможен только краткосрочный рост ВВП. Таким образом, для стабильного увеличения ВВП необходимо наращивать долю потребления, чему будет способствовать рост среднего класса.

Цель написания данной статьи: доказать, что урбанизация является инструментом повышения благосостояния населения КНР.

При написании данной работы основная информация была получена из «Синей книги развития регионов Китая 2014-2015 гг.» (Чжунго цюйи цзинцзи фачжань баогао 2014-2015) и «Доклада о китайских городах в 2014/2015 гг.» (Чжунго чэнши чжуанькуан баогао 2014/2015), в которых представлено экономические развитие Китая по регионам, описана урбанизация в КНР на современном этапе и рассматриваются некоторые проблемы, возникшие в ходе урбанизации, например, экономический и социальный разрыв между гражданами КНР.

Источниками, которые были использованы при изучении урбанизации, являются такие документы, как тринадцатый пятилетний план (Шисаньу) и «Национальный план урбанизации нового типа» (Гоцзя синьсин чэншихуа гуйхуа) .

В ходе исследования для достижения цели были использованы следующие методы: дедукция, анализ стратегий развития урбанизации, обобщение информации, полученной при изучении планов, прогнозирование экономического развития Китая, сравнение численности населения с городской пропиской в Китае 2011 – 2015 гг. и удельного веса городского населения в Китае 2006 – 2015 гг.

Законодательные основы урбанизации Китая

Контроль и регламентация развития урбанизации и роста городов начинается с издания планов и формирования стратегий, которые будут определять модель и принципы городского строительства. Основополагающими документами китайской урбанизации являются тринадцатый пятилетний план и «Национальный план урбанизации нового типа».

Тринадцатый пятилетний план – документ, который определяет развитие страны 2016 – 2020 г. Основными идеями тринадцатого пятилетнего плана являются развитие традиций и необходимость «наследовать старое и открывать путь к новому» . Поставленная цель, которую необходимо достичь к 2020 г., — построение общества средней зажиточности, что означает удвоение ВВП страны 2010 г. и повышение благосостояния граждан КНР. Для реализации поставленной цели китайское правительство планирует провести некоторые реформы в соответствии со спецификой китайского социализма.

В плане подчёркивается роль граждан Китая, которые стимулируют развитие страны. Соответственно, и реформы должны исходить из интересов населения КНР. Поэтому власти Китая намерены повысить уровень и качество жизни граждан КНР, уменьшить разрыв в доходах, сократить количество малообеспеченного населения, стимулировать рост среднего класса, ликвидировать бедность, увеличить долю населения с городской пропиской.

Тринадцатый пятилетний план охватывает все сферы жизнедеятельности граждан КНР, а также основные задачи, которые требуется выполнить в ходе урбанизации к 2020 г.

Необходимо отметить в тринадцатом пятилетнем плане переориентацию урбанизации с количественных показателей на качественные. Следовательно, можно утверждать, что в Китае начался новый этап урбанизации. Новая модель урбанизации, согласно тринадцатому пятилетнему плану, характеризуется человеко-ориентированным подходом. В первую очередь, данная политика выражается в реформировании системы регистрации (хукоу), гарантировании равного доступа к сфере услуг городских и сельских жителей, предоставлении возможности мигрантам из сельской местности получать городскую прописку и становиться полноправными горожанами.

Реформирование системы регистрации будет способствовать переезду сельских жителей в города со всей семьей и решит проблему недоступности социальных благ для мигрантов, уравниванию в правах и обязанностях сельских мигрантов и городских резидентов. Правительство КНР поощряет намерение получить городскую прописку студентов, которые переехали в города для получения образования, военнослужащих и лиц, которые жили в городе, по меньшей мере, пять лет. Местные власти больших и средних по размеру городов не должны создавать ограничения для получения городской прописки, которые могут выражаться в необходимости покупки недвижимости, налоговых выплат и так далее. Правительства в мегаполисах имеют право осуществлять дифференцированную политику по отношению к сельским мигрантам, которые намерены получить городскую регистрацию, исходя из таких параметров, как официальное трудоустройство, место проживания (в том числе аренда жилья), количество лет участия в системе городского социального страхования и срока постоянного проживания в городе, который является основным критерием.

Таким образом, власти КНР поощряют переезд сельских мигрантов в небольшие населённые пункты, а в мегаполисах и городах с большим количеством городских резидентов получение городской прописки затруднено, так как большинство мигрантов стремятся в большие города, где они сталкиваются с рядом проблем. К таким проблемам можно отнести жильё, которое недоступно по причине своей дороговизны. А также трудоустройство. Рынок переполнен рабочей силой, труд становится очень дешёвым, не соблюдаются техника безопасности на рабочем месте и права трудящихся, в том числе нет возможности официально трудоустроиться, рабочие не застрахованы от несчастных случаев, поэтому вся ответственность лежит не на работодателе, а на работниках. Так как правительство не может в полной мере контролировать и пресекать нелегальное трудоустройство и все вытекающие из этого последствия, оно создаёт условия, при которых сельским мигрантам будет невыгодно ехать в густонаселённые города, потому что там не только тяжёлые условия труда, но они и не могут получить городскую прописку, а, следовательно, доступа к услугам, оказываемым горожанам в социальной сфере. Правительство намерено уменьшить поток мигрантов, переезжающих в перенаселённые провинции, города, например, на востоке Китая, в прибрежной зоне, для сокращения экономического разрыва между регионами страны, развития центрального и западного Китая, где преимущественно находятся небольшие населённые пункты. Поощрение переезда в средние и маленькие по размеру города не только облегчит давление на мегаполисы, но и сделает урбанизацию Китая территориально более сбалансированной.

Урбанизация нового типа

Проведение такой политики может быть объяснено необходимостью выполнить задачу, поставленную в «Национальном плане урбанизации нового типа» (2014 – 2020 гг.) . В 2014 г. был опубликован на официальном сайте правительства КНР «Национальный план урбанизации нового типа», который охватывает период 2014-2020 гг. Данный план согласовывается с целями, которые были выдвинуты на 18 Съезде Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), с задачей углубления реформ и тринадцатым пятилетним планом развития КНР.

Основная идея, которой должны придерживаться китайцы в ходе урбанизации, это повышение качества урбанизированных территорий. В документе подчёркивается, что углубление и развитие урбанизации является неотъемлемой частью концепции о построении общества средней зажиточности и ускорении модернизации социализма. То есть урбанизация рассматривается как инструмент повышения доходов населения и усовершенствования политического строя.

В начале документа даётся определение термину «урбанизация », как его рассматривает китайское правительство, а именно указывается, что урбанизация сопряжена с индустриализацией, это естественный исторический процесс, когда сельское население, занятое в несельскохозяйственной сфере, переезжает в города. Урбанизация – объективный показатель развития общества, который указывает на процесс национальной модернизации. В «Национальном плане урбанизации нового типа» особое внимание уделяется важности градостроительства. В плане сказано, что урбанизация — это необходимая ступень в ходе модернизации. Для Китая является обязательным одновременное развитие урбанизации, индустриализация, информатизация и модернизация сельского хозяйства.

Урбанизация является движущей силой повышения экономических показателей и национального благосостояния. Уровень урбанизации и средний доход на душу населения в Китае не соответствует уровню в развитых странах. Поэтому правительство КНР считает, что в ходе развития урбанизации больше крестьян будет мигрировать в крупные населённые пункты, что позволит получать им более высокий доход и, следовательно, повысит уровень ВВП на душу населения, будет расширяться сфера услуг, увеличиваться потребительский спрос на товары, что, в свою очередь, может привлечь дополнительные инвестиции в национальную экономику. Также, как следствие повышения потребительского спроса будет происходить рост сферы услуг, что приведёт к повышению уровня жизни. По данным показателям КНР также отстаёт от развитых государств.

Кроме того, урбанизация в китайских реалиях будет содействовать экономическому развитию сельских районов, так как в ситуации, когда много сельских жителей переезжает в города, распределение ресурсов в деревнях становится более равномерным, а, следовательно, открывается большой экономический потенциал для сельских резидентов.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что урбанизация является неотъемлемой частью социального и экономического развития страны.

Принципы построения новой модели урбанизации

Для претворения в жизнь новой модели урбанизации по «Национальному плану урбанизации нового типа» необходимо следовать нижеследующим принципам.

  • Организовывать работу по градостроительству и благоустройству населённых пунктов, руководствуясь интересами граждан. Другими словами, ставить комфорт и здоровье человека превыше всего. Для этого необходимо, создать условия для более упрощённого получения городской регистрации, совершенствовать систему базового социального обслуживания, которое будет доступно для всех городских резидентов;
  • согласовывать развитие четырёх модернизаций (модернизация сельского хозяйства, армии, науки и техники, промышленности) и осуществлять централизованное единое планирование;
  • оптимизировать структуру городов, использовать городские ресурсы для продвижения научного развития, контролировать использование земель под застройку в крупных населённых пунктах, осуществлять строгий контроль над земельной территорией, предназначенной для сельскохозяйственных нужд;
  • необходимо обратить внимание на экокультуру, что выражается в использовании низкоуглеродных источников энергии, усилении защиты окружающей среды, экономном использовании природных ресурсов, воды и земли, уменьшении негативного влияния на окружающую среду со стороны человека;
  • отражать китайскую историко-культурную специфику в ходе градостроительства, придавать особый облик каждому крупному населённому пункту и подчёркивать национальное своеобразие в процессе строительства городов;
  • руководствоваться рыночными отношениями при распределении ресурсов и в процессе развития урбанизации;
  • правительство должно играть решающую роль в градостроительстве, что выражается в создании планов и установлении целей, которые будут направлять ход урбанизации. Власти КНР также должны создавать благоприятные условия для стимулирования данного процесса;
  • важно сохранять централизованное управление страной при некоторой самостоятельности на местах. Центральная администрация Китая должна устанавливать основные задачи и создавать стратегии развития страны. А местные власти должны придерживаться местной специфики в управлении административными единицами и последовательно претворять национальные планы в жизнь. Кроме того, центральное правительство должно поощрять инициативу местной администрации в создании новых моделей урбанизации.

Разработка принципов новой модели урбанизации является ответом на проблемы, с которыми столкнулись китайцы в ходе бесконтрольной урбанизации. Употребление воды и энергии, количество которых ограничено, в больших и растущих с каждым годом объёмах, неэффективное использование земли не только в городах, но и в сельской местности, привело к загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам. Поэтому урбанизация нового типа кардинально отличается от старой модели тем, что в ней уделяется большое внимание планированию и регламентации градостроительства, в том числе и для сокращения разницы в распределении земли между регионами страны (густонаселённым восточным и слабозаселённым центральным и западным Китаем), и для реализации строительных проектов, которые ориентированы, в первую очередь, на нужды потребителей (что не всегда выполнялось в предыдущей модели урбанизации), увеличения использования экологически чистых источников энергии не только на национальном уровне, но и на уровне одного человека или одной семьи, что выражается, например, в сокращении использования угля для отопления домов.

Урбанизация и качество жизни населения

Согласно «Национальному плану урбанизации нового типа» удельный вес постоянно проживающих в городах должен увеличиться до 60%, а численность населения с городской пропиской должна возрасти до 45% к 2020 г. На рисунке (1) представлен удельный вес городского населения в КНР в период 2006 – 2015 гг. В 2015 г. прирост населения в городах составил 1,33%. В период 2010 – 2015 гг. средний темп прироста составлял 1,23%. При сохранении темпов роста удельного веса городского населения к 2020 г. ожидается 61,02% горожан.

Рис. 1. Удельный вес городского населения в Китае 2006 – 2015 гг.

Китайская система летосчисления

Китайская система летосчисления зародилась более 3000 лет назад. Уже в то время здесь возникли астрономические обсерватории и начались наблюдения за планетами и звездами, причем особый интерес астрономов вызвали самые большие планеты – Юпитер и Сатурн. Было установлено, что Юпитер совершает свой кругооборот за 12, а Сатурн– за 30лет. При составлении календаря за основу было принято время двух оборотов Сатурна, равное 60 годам. Этот период, в свою очередь, подразделили на пять 12-летних частей – по числу оборотов Юпитера вокруг Солнца. Так возникли традиционные 60-летний и 12-летний циклы китайского календаря, который обычно именуют солнечно-юпитерианским. Его называют также лунно-солнечно-юпитерианским календарем, поскольку чередование отдельных месяцев в нем основано не на фазах Солнца, а на фазах Луны.

Каждый год 12-летнего цикла имеет свою сложную символику, включающую «земные корни», «элементы природы» (дерево, огонь, земля, металл, вода), «стихии» (весна, лето, осень, зима) и т. д. Кроме того, с этим циклом совмещен распространенный на Востоке с древних времен 12-летний цикл, при котором каждый год имеет название одного из 12 животных.

Согласно легенде, однажды Будда пригласил на встречу Нового года множество животных. Но пришли только 12 – крыса (мышь), бык (корова), тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца (баран), обезьяна, петух, собака и свинья (кабан). В награду Будда подарил каждому из них по одному году: 12 лун, 12лет, 12 животных. Исстари считается, что эти животные обладают способностью наделять присущими им чертами всех, кто родился под их знаком. Так, змея выступает символом мудрости, бык – выносливости и уравновешенности, тигр – храбрости, петух – чистосердечия и т. д.

Поскольку в каждом 60-летнем цикле одно и то же животное встречается пять раз, хотя и с промежутками в 12 лет, для уточнения года внутри большого цикла китайцы пользуются цветовой гаммой. Например, год обезьяны в большом цикле имеет порядковые номера 9, 21, 33, 45 и 57. Но первый из них обозначается как год черной обезьяны, второй – синей, третий – красной, четвертый – желтой и пятый – белой обезьяны.

На систему летосчисления в Китае, как и в некоторых других странах Восточной и Юго-Восточной Азии, большое влияние оказала также традиция начинать отсчет новой эры со времени вступления на престол очередного императора. Последним императором Китая, правившим с 1909 по 1911 г., был Пу-и. В настоящее время в Китае, особенно в городской среде, наряду с традиционным используется и европейский (григорианский) календарь.



На протяжении всей своей истории Китай оставался типичной сельской страной. Несмотря на то что еще в средние века крупными городами стали Пекин, Нанкин, Ханчжоу, Сучжоу, Учан, Гуанчжоу и некоторые другие, а в конце XIX в. Шанхай стал одним из первых трех городов-миллионеров Азии, подавляющее большинство населения страны было сельским. И в 1949 г., когда образовалась КНР, в ее городах проживало только 10 % населения. Это значит, что уровень урбанизации в Китае был очень низким.

В годы народной власти, с началом индустриализации страны, процесс урбанизации ускорился. В целом в нем нашли отражение все основные черты мирового урбанизационного процесса, но тем не менее каждая из них приобрела чисто китайскую специфику.

Прежде всего это относится к темпам и уровням урбанизации. Как и во многих других развивающихся странах, темпы урбанизации в Китае были высокими, и она достигла того уровня, который принято именовать «городским взрывом». В результате за первые 40 лет существования КНР (1949–1989) этот уровень значительно возрос (табл. 36).

Таблица 36 показывает, что за четыре десятилетия уровень урбанизации в стране поднялся в пять раз, превысив 50 %. По общей численности горожан Китай вышел на первое место в мире, намного превзойдя Индию, США и другие страны. Затем, в 1990-х гг., урбанизация сделала новые успехи.

Таблица 36

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ С 1949 ПО 1989 г.

Однако такие мажорные выводы нуждаются по крайней мере в трех комментариях, отражающих упомянутую китайскую специфику.

Во-первых, она касается причин роста города. Известно, что в принципе подобных причин может быть три: а) естественный прирост населения в самих городах; б) миграции населения из сельской местности в города; в) административное расширение территории городов и увеличение их числа. Все эти три причины способствовали росту городского населения в Китае, однако пропорция между ними сложилась довольно необычная: 25 % роста обеспечивал естественный прирост, 20 – внутренние миграции населения и 55 % – административные преобразования.

Дело в том, что во второй половине XX в. само понятие «город» в Китае изменялось неоднократно. Сначала городская «квота» здесь была едва ли не самой высокой в мире, поскольку городом считался населенный пункт с численностью жителей более 100 тыс. человек (!) и лишь в отдельных случаях – с меньшим населением. Однако предпринятая в 1984 г. административная реформа круто изменила прежний подход. По решению Государственного совета КНР городом стали считать центр промышленности, торговли или ремесла с населением более 3000 человек, находящийся под непосредственным управлением уездной администрации, в котором 85 % жителей заняты вне сельского хозяйства. Ясно, что такая мера не могла не привести к скачкообразному росту численности горожан.

Но и это еще не все. Одновременно было произведено административное расширение территории городов, в население которых включили жителей не только ближних и дальних пригородов, но и обширных сельских территорий. По замыслу реформаторов создание таких «сельских городов» должно было способствовать сглаживанию различий между городом и деревней, распространению городского образа жизни на сельскую местность, уменьшению оттока жителей из села в город, а также лучшему обеспечению городов продовольствием. В результате расширения территорий крупных городов в их пределах оказались сотни тысяч и даже миллионы людей, занятых в сельском хозяйстве (например, в Пекине и Тяньцзине – по 1,2 млн, в Чэнду – 1 млн, в Гуанчжоу – 700 тыс.). Можно согласиться с С. Н. Раковским, который назвал подобную ситуацию «полуурбанизацией».

Особенно разителен в этом отношении пример Чунцина, который в 1997 г. стал четвертым в стране городом центрального подчинения. При этом ему выделили из территории огромной по численности жителей провинции Сычуань площадь в 82 тыс. км 2 , что примерно равно территории Австрии или Чехии! А численность жителей в его новых пределах составила 31 млн человек, т. е. соответственно в 3,6 и 3 раза больше, чем в этих странах! Интересно, что из 30 млн в самом Чунцине (с пригородами) живут 7,5 млн человек, тогда как остальная часть приходится на другие города и сельскую местность. Вот и получается, что административный город Чунцин ныне дает больше сельскохозяйственной продукции, чем многие европейские страны. Это и есть один из китайских парадоксов.

Все сказанное объясняет, почему китайские показатели уровня урбанизации, приведенные в таблице 36, очень сильно отличаются от официальных данных ООН. Согласно последним, доля горожан в Китае в 2005 г. составила 43 % всего населения, что ниже среднемирового уровня и примерно равно уровню для группы развивающихся стран. По тем же данным, общая численность горожан в Китае возрастала следующим образом: в 1985 г. – 251 млн, в 1990 г. – 302 млн и в 2000 г. – более 400 млн и в 2005 г. – 560 млн человек. Не приходится удивляться и тому, что ООН не считает Чунцин с его 30-миллионным населением самым большим городом мира.

Во-вторых, специфика Китая находит отражение в неравномерности самого процесса Урбанизации. Наглядное представление о нем дает та же таблица 36. Из ее данных вытекает, что в 1949–1960 гг., т. е. в начальный период индустриализации, наблюдалось поступательное развитие урбанизационных процессов, связанных прежде всего с крупным промышленным строительством в городах и перемещением в них рабочей силы из сельских районов. Затем, в 1961–1963 гг., наступило не только относительное, но даже абсолютное уменьшение городского населения, объясняющееся развалом экономики в предшествующий период «большого скачка», когда, как уже отмечалось, и общая численность населения страны также сократилась. Далее, на протяжении второй половины 1960-х и 1970-х гг., уровень урбанизации не изменялся, да и абсолютный рост городского населения был сравнительно невелик (от 1 млн до 4 млн в год). Это именно тот период, когда были приняты административные меры, запрещавшие переселение в города и, более того, 16 млн человек были выселены «на перевоспитание» в сельскую местность. В начале 1980-х гг. такая стабилизация сменилась небольшим подъемом.

Но особенно обращает на себя внимание вторая половина 1980-х гг., когда в Китае начался настоящий «городской взрыв». В самом деле, всего за несколько лет доля городского населения выросла вдвое, а абсолютная численность горожан увеличилась в 2,5 раза, причем среднегодовой их прирост составил 50–60 млн, а в 1984 г. достиг даже 90 млн человек! Нетрудно догадаться, что такой скачок объясняется административной реформой, проведенной в этом году. И только в 1990-х гг. и в начале XXI в., когда в экономике Китая происходил большой подъем, динамика процесса урбанизации тоже стала стабильной и устойчивой. Общее число городов возросло до 600.

Рис. 94. Агломерации-миллионеры Китая

В-третьих, к специфике Китая можно отнести чрезвычайно неравномерное размещение городского населения по территории страны. При этом основной «водораздел» проходит между восточными и западными районами Китая. Чтобы как-то уменьшить эту диспропорцию, правительство с самого начала придавало первоочередное значение развитию старых и формированию новых городов во внутренних и пограничных районах страны. Здесь возникали преимущественно малые и средние города, но у главных новостроек – нередко и большие, и даже города-миллионеры (Баотоу, Ланьчжоу и др.). Но тем не менее и в наши дни подавляющее большинство всех городов (9 / 10) находится в восточной части страны. К наиболее урбанизированным относятся провинции Северо– Востока, Севера, Востока и Юга Китая, тогда как на всем китайском Западе уровень урбанизации значительно ниже.

В полном соответствии с мировым процессом урбанизации в Китае происходит не просто рост городов, а рост больших городов, точнее – городских агломераций. Особенно наглядно это можно проследить на примере агломераций-миллионеров. В 1980 г. их было 20, в 1990 г. – 34, а в 2000 г. – 46 (без Тайваня) (рис. 94). Уже в середине 1990-х гг. они концентрировали половину всех городских жителей страны.

В последнее время географы обращают внимание на быстрый рост в Китае не просто городов-миллионеров, а сверхбольших городов с населением более 5 млн и даже 10 млн человек. В 2005 г. уже 17 городских агломераций КНР имели более 6 млн жителей. Население трех из них превышало 10 млн: Шанхай (17,4), Пекин (14,9) и Чэнду (10,4). От 9 до 10 млн жителей имели Харбин, Тяньцзинь, Шицзячжуан, от 7 до 8 млн – Чунцин, Гуанчжоу, Циндао, Чанчунь, Сиань, от 6 до 7 млн – Шэньян, Чжэнчжоу, Ханчжоу, Нанкин и Чанша.

Урбанизация и мегаполисы Китая.

1. Определение.

Мегаполис

греч. Μέγας "большой", πόλις "город".

Термин, возникший в арго журналистов и перешедший в языковую норму для обозначения обустроенной территории большой площади с большой численностью населения.

В ходе развития цивилизации термин прошел обработку, став обозначать организованное пространство для жизни более 1 млн.человек.

Урбанизация

лат. urbanus "городской".

Процесс повышения роли городов в развитии общества. Увеличение численности городского населения.

2. Урбанизация Китая 2010-2015.

1950-2015 год: увеличение численности городского населения Китая ориентировочно в 5 раз.

Тенденция активного развития крупных городов Китая.

Население Китая: ориентировочно 1,4 миллиарда человек.

2005-2015 год: процесс урбанизации Китая, наиболее мощный по инвестициям и сокращенный по времени, чем любые аналоги в истории человечества.

Ежегодный приток населения в города: более 15 млню жителей сельской местности.

Численность городского населения (2014 г.): около 607 миллионов человек.

Фон роста городов Китая: низкая экономическая эффективность, сдерживаемая воздействием

беспорядочной застройки городов и недостаточно развитой инфраструктуры.

Число новых городов в год: 10-20.

Число незаселенных домов: около 64 миллионов (по предварительным данным на период 2014-2015).

Экономический фон:

Снижение темпов индустриализации;

Замедление роста ВВП;

Избыточное строительство зданий и сооружений;

Незаселенные города;

Отсутствие работающих предприятий в новых городах, предполагаемых к заселению;

- высокий уровень цен жилую, коммерческую, производственную недвижимость;

Отсутствие благоустроенной, налаженной городской инфраструктуры;

Высокий уровень цен на товары первой необходимости;

Экологический фон:

Деградация окружающей среды воздействием промышленных предприятий в мегаполисах и городах Китая;

Ресурсный фон:

Потребность в каменных строительных материалах(щебень, песок) и в оборудовании по обработке камней;

Потребность в пресной воде;

Потребность в дополнительной электроэнергии.

Финансовый фон:

Инвестиционный спрос на новую жилую недвижимость среди обеспеченных слоев населения.

Демографический фон:

Отток населения из деревень и поселков в города с целью поиска работы.

Санитарный фон:

Высокая плотность населения мегаполисов создает санитарно-гигиенические проблемы;

Примерно 6 кв.метров жилой площади на каждого жителя крупного города Китая;

2/3 городских семей располагают общей кухней с соседями;

Примерно на 10 квартир используется 1 ванная комната.

Низкое качество многих продуктов питания, зачастую фальсифицирующиеся предпринимателями;

Транспортный фон:

Недостататок единиц общественного транспорта. В среднем на 4 автобуса приходится 10 000 человек. Распространены случаи потери сознания пассажиров по причине отсутствия достаточного притока свежего воздуха и высокой плотности размещения пассажиров в общественном транспорте.

2010-2015 год - исчезновение в Китае суммы инвестиций размером ориентировочно 1 трлн. долл. США (свыше 6 трлн. юаней), соответствущей примерно 5% от годового ВВП страны. (По данным финансово-аналитических бюро).

Фон процесса исчезновения инвестиций:

Отсутствие контроля за расходом средств;

Обширные возможности для злоупотреблений среди должностных лиц правительства и предпринимателей КНР.

3. Прогноз урбанизации Китая 2020-2050.

2020 год - переселение большей части населения страны в города.

Города с численностью населения 50-100 млн. человек.

"Малые" города с численностью населения 10-25 млн. человек

2025 год - численность населения мегаполисов Китая достигает 900 миллионов человек.

2030 год - численность населения КНР составит 1,5 млрд человек.

2039 год - около 1 млрд. жителей КНР размещаются в городах.

2050 год - 80% граждан КНР живут в городах.

Прогнозируемые проблемы:

Сельское хозяйство КНР не обеспечивает потребности населения страны в продуктах питания;

Прогнозируемый дефицит продуктов питания в мегаполисах;

Прогнозируемые проблемы с поставками продуктов питания по причинам низкого уровня координации транспортных потоков и магистралей;

Непригодность более 300 км кв. сельскохозяйственных земель по причинам неправильного использования почв или из-за природных катастроф;

Дефицит фермеров;

Дефицит квалифицированных сотрудников промышленных и коммерческих предприятий;

Непригодность для комфортной жизни в созданных мегаполисах по экономическим и экологическим причинам (загрязнение атмосферы, загрязнение водного пространства).

Ложная урбанизация Китая:

Увеличение численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест;

Доля городского населения значительно превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах;

- «выталкивание» в города сельского населения, в результате чего прибывающие в города жители деревень и поселков становятся безработными;

Недостаток жилья и возможностей получения денежного дохода создает неблагоустроенные городские районы с антисанитарными условиями, несовместимыми с жизнью.

4. Загрязнение воздуха в городах и мегаполисах Китая.

Причины:

Увеличение количества промышленных, энергетических предприятий;

Увеличение количества автомобильного транспорта;

Высокая плотность автомобильных потоков на транспортных магистралях больших городов;

Результат: сложные экологические условия или непригодность для комфортной жизни в городах и мегаполисах Китая.

Экологические реалии мегаполисов Китая:

Вхождение субстанции "ядовитый смог" в атмосферную парадигму мегаполисов («пекинский смог» );

Снижение видимости в городе и закрытие крупных автомобильных дорог между мегаполисами и городами-спутниками;

Защитные маски на органы дыхания;

Респираторные и сердечные заболевания;

Смертность в мегаполисах по причинам отравлений ядовитыми веществами;

Существенный источник загрязнения:

Промышленное сжигания угля;

Выбросы отходов промышленных предприятий;

Индекс загрязнения воздуха (ИЗА) :

Пекин: 176- 442.

В некоторых местах Пекина зарегистрирован уровень загрязнения воздуха индексом 728.

Шкала оценок 5 баллов:

Индекс загрязнения воздуха рассчитывается по пяти основным загрязняющим веществам: оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, озон, формальдегид.

удовлетворительная ситуация (ИЗА 5)

относительно напряженная (ИЗА от 6 до 15)

существенно напряженная (ИЗА от 16 до 50)

критическая (ИЗА от 51 до 100)

катастрофическая (ИЗА свыше 100)

4. Загрязнение воды в городах Китая.

Кислотные дожди: 1/6 часть водных ресурсов страны не пригодна даже для сельскохозяйственных целей.

Соединения тяжелых металлов: зафиксированы случаи свинцовых отравлений среди населения городов Китая.

Анализ состава водных ресурсов: 16,4% воды крупнейших рек Китая не соответствует стандарту необходимому для сельскохозяйственного орошения.

Состава водных ресурсов городов: вода во многих городах Китая является загрязненной по официальным данным экспертных комиссий. Относительно чистыми сохраняются на настоящий момент водные ресурсы вокруг курортного острова Хайнань и части северного побережья.

5. Нехватка питьевой воды в городах Китая.

Официальные данные: 2/3 городов Китая испытывают недостаток питьевой воды.

Существенный дефицит воды: более 400 городов Китая.

Дефицит воды в год: 40 миллиардов кубических метров.

Пресной воды в год на одного человека: около 2220 метров куб.

Причины дефицита пресной воды: засуха в нескольких провинциях Китая в период 2014-2015 годов.

Численность населения с дефицитом пресной воды: более 2,2 миллионов жителей Китая.

6. Структурные и коммуникационные проблемы мегаполисов Китая.

Высокая плотность населения китайских мегаполисов;

Резкое увеличение потребности в электроэнергии в результате увеличения численности городского населения Китая почти в 5 раз за период 1950-2015 год;

Высокая плотность автомобильных потоков на транспортных магистралях больших городов;

Недостататок единиц общественного транспорта.

7. Потребность в строительном материале в строительстве городов Китая.

Расходный материал: щебень, песок, цемент, сталь, стекло.

Расход каменных строительных материалов в год: более 300 млн. тонн.

Фон: строительные отходы около 500 млн. тонн, остающихся после строительных работ.

Шанхай

Используются миллионы метров кубических щебня и песка.

Шанхайская башня - здание высотой 632 метра, площадью - 433 954 м.кв., 118 этажей, подземный гараж для 2000 автомобилей.

Гуанчжоу

Проект правительства по созданию делового центра региона - "Жуцзянь Цзэнчэн", с возведением более 90% новых зданий.

Чунцин (Chongquing)

Гигантская строительная площадка.

Плотина «Три ущелья» и другие сооружения.

Телин Нью-Сити

Городской округ Телин. Северо-восточная часть Китая.

Проект: создание города, обустройство ландшафта.

Стоимость проекта: "миллиарды долларов США".

Тенденция:

Исход коммерческих предприятий из города

Исход владельцев жилья из пустынного города, не оснащенного сетью коммуникаций.

Цзинцинь

Расположение: 1 час движения на дорожном транспорте от Пекина.

Проект: небольшой город для проживания и бизнеса.

Состав: пятизвездочный отель, поле для гольфа, два колледжа.

Пролонгированная строительная площадка.

Тенденция:

Незаселенность города;

Проекты строительства дополнительно 4000 квартир и нового делового района.

Кангбаши

Расположение: Северная часть Китая. Провинция Внутренняя Монголия.

Начало строительства города: 2003 год.

Замерочная стадия строительства: 2011 год.

Численность населения в настоящее время: около 30 000 человек.

Стоимость проекта: около 161 млрд.долларов США.

Объем возведенных зданий: 1/3 от запланированного.

Численность населения в настоящее время: около 100 000 человек.

Баян-Нур

Проект: город роскоши.

Состав: роскошь-здание мэрии, водоочистная станция, построенная при содействии Всемирного банка.

Проблемы:

Отсутствие жителей;

Отсутствие рабочих и специалистов.

Темз-Таун

Расположение: округ Сунцзян вблизи Шанхая.

Проект: имитация в британском стиле Темз-Ривер. Большая часть улиц носит английские названия. По планам к мегаполису добавлялось 9 малых городов, 4 из которых возводились с начала.

Начало проекта: 2001 год в рамках программы по расширению Шанхая.

Завершение проекта: 2006 год.

Архитектор проекта: Тони Мэкэй.

Проблема: отсутствие жителей.

Многие магазины в городе не начали работу;

Спрос на туристическую недвижимость.

Состав города: небольшие дома, рассчитанные на одну семью.

Финансовый фон:

Инвестиционная недвижимость или приобретение второго дома;

Существенное повышение цены на жильё в Темза-таун;

Прекращение притока в город новых потенциальных жителей.

Чжэнчоу

Проект: новый район мегаполиса Чжэнчоу.

Стоимость проекта: 19 млрд. долл США.

Состав: роскошные жилые дома, современные административные здания.

Проблема:

Отсутствие жителей.

Расположение города в пустыне.

Ордос

Планируемая численность населения: 1 млн. человек.

Состав: жилые здания, спортивные сооружения, музеи, театры.

Основной состав жителей на настоящий момент: государственные служащие.

Ланчьжоу

Проект: новый район в городском округе Ланчьжоу.

Стадия: процесс строительства.

Геологический фон: китайское правительство приняло решение сравнять с землей 700 гор в провинции Ганьсу для строительства города.

Социальный фон: фермеры, ищущие возможность размещения нескольких квадратных метров кустарно-изготовленного жилья на окраинах города в результате сноса их домов в ходе строительства новых зданий.

Тяньдучэн

Расположение: восточная провинция Чжэцзян рядом с г. Ханчжоу.

Проект: «Маленький Париж»,

Завершение строительства: 2007 год.

Планируемая численность населения: 10 000 человек.

Заполнение города: 1/5

Цаофэйдянь

Рассположение: 225 км. к юго-западу от Пекина.

Проект: большой экологичный город.

Планируемая численность населения: 1,5 млн. человек.

Обеспечение электроэнергией: возобновляемая энергия.

Основа демографии и экономики города: перевод в город крупного сталелитейного завода компании Shougang Group.

Стоимость проекта: 91 млрд. долларов США.

Чэнгун

Проект: расширение г. Куньмин столицы южной провинции Юньнань, используя территорию территорию уезда Чэнгун.

Начало проекта: 2003 год.

Завершение строительства: 2010 год.

Состав: городской район с инфраструктурой, жилые дома с 100 000 квартир, школа, кампусы двух университетов и правительственные здания.

Финансовый фон: инвестиционная недвижимость.

Результат: отсутствие жителей.

Новый Хэби

Расположение: провинция Хэньань.

Проект: «Новый Хэби»

Основа демографии и экономики города: добыча угля.

Инкоу

Реструктуризация экономики региона с целью уменьшения его зависимости от производства стали и добычи полезных ископаемых.

Развитие новых отраслей,

Строительство домов для новых работников.

Строительство на многочисленных объектах приостановлено.

Возведённые здания не заселены.

8. Экспериментальные варианты решения проблем мегаполисов Китая.

Проблема загрязнения воздуха.

Экспериментальная модель «город-сад».

Варианты вывода заводов и фабрик за пределы города.

Массовое озеленение.

Повышение контроля за увеличением количества частного автотранспорта.

Проблема недостатка продуктов питания.

Концепция «город-сад» (вертикальное сельское хозяйство): выращивание сельскохозяйственной продукции на верхних ярусах, террасах, крышах зданий и сооружений.

Многоэтажные продуктовые фабрики.

Проблема акклиматизации фермеров.

Экспериментальная модель «город-сад» рассматривается как способ обеспечения акклиматизации сельских жителей, фермеров к условиям жизни в мегаполисах и предоставления рабочих мест для фермеров.

Вертикальная застройка мегаполисов.

Конецепция развития крупных городов Китая в вертикальном направлении.

В качестве примера планировки рассматривается Токио с населением около 37 миллионов человек.

Проект мегаполиса под водой.

Название проекта: Floating City (Плавучий город).

Предполагаемое расположение: Океан.

Пункты соединения мегаполиса: Гонконг, Макао, Чжухай.

Участники проекта: Великобритания, КНР.

Архитекторы: конструкторское бюро AT Design Office (Великобритания, КНР).

Площадь искусственного жилого пространства: более 1 000 га.

Состав мегаполиса: многоквартирные домами, виллы, административные здания, офисы, гостиницы, магазины, рестораны, надводные и подводные парки, пешеходные и автомобильные дороги и другие элементы.

Принцип конструкции: "Айсберг". Полупогруженные в воду железобетонные конструкции, организованные в городское надводно-подводное пространство.

Запланированное средство передвижения: яхты и подводные лодки.

Система доступа воздуха: централизованная вентиляция в подводные этажи через трубу, расположенную в середине комплекса.

Самый большой мегаполис Китая.

Расположение: южная часть Китая в дельте реки Чжуцзян.

Состав: 9 городов, объединенных в самую большую городскую агломерацию на планете.

Города в составе: Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Фошань, Дунгуань, Чжуншань, Чжухай, Цзянмэнь, Хуэйчжоу и Чжаоцин.

Численность населения: 42 млн. человек.

Формирование демографии и экономики: размещение большей части промышленных предприятий страны с производством 1/10 части прибыли экономики КНР.

Стоимость строительства: приблизительно 2 трлн. юаней (304 млрд. долларов США).

Площадь мегаполиса: 41,5 тыс. кв. км.

Количество крупных объектов: 150

Количество железнодорожных линий: 29

Общая протяженность железнодорожных линий: 5 000 км.

Экология: загрязнение воды в дельте реки Чжуцзян в результате индустриализации.

Мегаполис "Бохай".

Расположение: северная часть Китая вблизи городов Пекин и Тяньцзинь.

Проект: ультра-современная городская территория.

Планируемая численность населения: около 260 млн. человек.

9. Примеры мегаполисов Китая.

Шэньчжэнь (Shenzhen)

Численность населения: ориентировочно 10 680 000 человек

Состав: высотная архитектура, парки, выставки. Один из крупнейших центров электронной промышленности КНР.

Тяньцзинь

Численность населения: ориентировочно 10 860 000 человек

Занимает III место в континентальном Китае по площади города.

Крупнейший центр тяжёлой и лёгкой промышленности.

Гуанчжоу

Численность населения: ориентировочно 11 843 000 человек

Крупнейший мегаполис страны. Политический, экономический, научно-технический, образовательный, культурный, транспортный центр южного Китая.

Третий по населенности город Китая.

Проект правительства Гуанчжоу: деловой центр региона Жуцзянь Цзэнчэн, со строительством более 90% новых зданий.

По данным экспертов, результатом строительного роста в Гуанчжоу станет увеличение объема офисных площадей в городе до 20% к 2015 году и избыток офисных площадей независимо от уровня спроса на них. План развития района утврежден в 2005 году.

Ориентировочная стоимость проекта: 200 млрд юаней (32 млрд долларов США).

Чунцин (Chongquing)

Численность населения: точно не определена.

По официальным данным, население г.Чунцин составляет около 8 млн. человек.

С незарегистрированными рабочими численность населения может достигать 30 млн. человек.

2014 год: увеличение населения города на 4000 человек в неделю на фоне строительной активации.

Крупнейший промышленный и коммерческий центр Китая с наиболее мощными в стране автомобильными заводами, наравне с городами Шанхай, Чанчунь, Шиянь.

Тенденция массовой миграции жителей сельских районов из западной и центральной части Китая в Чунцин.

Виды промышленности:

Металлургическая,

Машиностроительная,

Строительная,

Химическая,

Текстильная,

Пищевая.

В городе возводятся исключительно высотные здания, способные вместить растущее население города.

Пекин

Численность населения: ориентировочно 19 520 000 человек

Один из городов Китая с самой высокой плотностью населения.

По данным исследования Национальной академии экономической стратегии при Академии общественных наук КНР, Пекин занимает 74 место в списке городов комфортного проживания.

Шанхай

Численность населения: свыше 24 000 000 человек

По данным аналитиков, население Шанхая увеличивается со скоростью 2% в год.

Самый большой мегаполис Китая.

Коммерческий центр страны с отелями, ресторанами, торговыми центрами, международными выставками, индустрией развлечений, туристическими достопримечательностями.

Два международных аэропорта и самый большой железнодорожный вокзал Китая.

По мнению экспертов, Шанхай XXI века имеет основания для получения звания города мирового уровня и центра Восточной Азии.

Один из крупнейших городов мира. Третий мировой финансовый центр после Нью-Йорка и Лондона.