Статья 54 жилищного кодекса российской федерации. Теория всего

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 54 ЖК РФ

1. Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, содержащийся в комментируемой статье, является исчерпывающим. Он не может быть дополнен (и (или) изменен) ни иными федеральными законами, ни иными актами федеральных органов государственной власти либо субъектов Федерации и уж тем более актами органов местного самоуправления. Правда, если речь идет не о малоимущих гражданах, а об «иных определенных федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориях граждан» (см. ч. 3 ст. 49 ЖК и комментарий к ней), то, по-видимому, другие основания для отказа в принятии таких граждан на учет могут устанавливаться федеральным законом или законом субъекта Федерации.

2. В ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не содержится указание на то, какие именно документы должны прилагаться к заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Да и невозможно дать в законе такой перечень, пригодный для всех случаев. Поэтому орган местного самоуправления в каждом конкретном случае должен решать, подтверждают ли прилагаемые к заявлению документы право состоять на учете.
———————————
В упоминавшихся Методических рекомендациях Минрегиона России (см. п. 8 комментария к ст. 52 ЖК) названы, в частности, документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.п.), необходимые для признания гражданина малоимущим, подтверждающие право быть признанным нуждающимся, и др.

3. О сроке, упоминаемом в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 2 комментария к ст. 53 ЖК РФ.

4. Отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован с указанием нарушений, допущенных заявителем. В том числе должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушенными в случае принятия на учет, и т.п. Подобное правило содержалось в ранее действовавшем законодательстве. Оно обоснованно воспроизведено в ЖК РФ. Соответствующие требования сформулированы для того, чтобы в случае несогласия с отказом в принятии на учет гражданин, обращаясь в суд, мог аргументировать свою позицию.

5. В соответствии с общей тенденцией устанавливать в том числе и процедурные (инструктивные) нормы в ЖК РФ (ч. 3 комментируемой статьи) установлен срок, в течение которого гражданин извещается об отказе в принятии на учет, — три рабочих дня.

Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Комментарий к статье 54 ЖК РФ:

1. Положения коммент. ст. необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с нормами ст. 52 коммент. закона, регламентирующими порядок и условия принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Уполномоченный орган местного самоуправления, осуществляющий жилищный учет, может принять решение об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине недоказанности заявителем финансовой и имущественной (в том числе и жилищной) обеспеченности, дающей ему право постановки на соответствующий учет. В частности, отказ в принятии на учет допускается, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 коммент. закона документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

2) представлены документы, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Еще одним основанием для принятия решения об отказе в постановке на жилищный учет является неистекший пятилетний срок в случае, когда заявитель, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершил действия, в результате которых приобрел право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, и его злонамеренность доказана (подробнее см. комментарий к ст. 53).

2. Часть 1 коммент. ст. содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако на уровне субъектов РФ, осуществляющих ведение различных видов жилищного учета, но с одной целью - улучшение жилищных условий граждан, для иных видов такого учета (т.е. не связанных с нуждаемостью именно в жилых помещениях) формально могут устанавливаться и иные основания для отказа в постановке на жилищный учет.

Так, в Санкт-Петербурге, где параллельно осуществляется ведение и учета нуждающихся в жилых помещениях, и учета нуждающихся в оказании содействия в улучшении жилищных условий, в силу положений ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) гражданам, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий жилищная обеспеченность стала менее установленного учетного норматива, будет отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий до истечения 10 лет с того дня, когда им было оказано содействие (подробнее см. коммент. ст. 53).

3. Порядок уведомления заявителя об отказе в принятии его на жилищный учет аналогичен порядку, установленному ч. 6 ст. 52 коммент. закона - решение выдается (или направляется) заявителю не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения.

Решение об отказе в принятии на жилищный учет может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Российская Федерация


[Жилищный кодекс РФ] [Глава 7] [Статья 54]

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.


1 комментарий к записи “Статья 54 ЖК РФ. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях”

    Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Комментарий к статье 54

    1. Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, содержащийся в комментируемой статье, является исчерпывающим. Он не может быть дополнен (и (или) изменен) ни иными федеральными законами, ни иными актами федеральных органов государственной власти либо субъектов Федерации и уж тем более актами органов местного самоуправления. Правда, если речь идет не о малоимущих гражданах, а об «иных определенных федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориях граждан» (см. ч. 3 ст. 49 ЖК и комментарий к ней), то, по-видимому, другие основания для отказа в принятии таких граждан на учет могут устанавливаться федеральным законом или законом субъекта Федерации.
    2. В ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не содержится указание на то, какие именно документы должны прилагаться к заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Да и невозможно дать в законе такой перечень, пригодный для всех случаев. Поэтому орган местного самоуправления в каждом конкретном случае должен решать, подтверждают ли прилагаемые к заявлению документы право состоять на учете.
    ———————————
    В упоминавшихся Методических рекомендациях Минрегиона России (см. п. 8 комментария к ст. 52 ЖК) названы, в частности, документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.п.), необходимые для признания гражданина малоимущим, подтверждающие право быть признанным нуждающимся, и др.

    3. О сроке, упоминаемом в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 2 комментария к ст. 53 ЖК РФ.
    4. Отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован с указанием нарушений, допущенных заявителем. В том числе должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушенными в случае принятия на учет, и т.п. Подобное правило содержалось в ранее действовавшем законодательстве. Оно обоснованно воспроизведено в ЖК РФ. Соответствующие требования сформулированы для того, чтобы в случае несогласия с отказом в принятии на учет гражданин, обращаясь в суд, мог аргументировать свою позицию.
    5. В соответствии с общей тенденцией устанавливать в том числе и процедурные (инструктивные) нормы в ЖК РФ (ч. 3 комментируемой статьи) установлен срок, в течение которого гражданин извещается об отказе в принятии на учет, — три рабочих дня.

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Комментарий к статье 54 Жилищного Кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

не представлены необходимые документы (см. комментарий к ст. 52);

представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях;

не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Решение об отказе должно содержать основания с обязательной ссылкой на один из предусмотренных данной статьей случаев.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

2. Поскольку перечень случаев отказа в постановке на учет является закрытым, это исключает возможность произвольного лишения гражданина права на получение жилья по договору социального найма.

Комментарий к статьям 55, 56

1. В соответствии со ст. 55 граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в комментируемой статье.

2. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими заявления о снятии с учета.

Такое обращение по месту учета нуждающихся может быть вызвано самыми разными причинами: от обмена на большее по размеру помещение до выезда за границу на постоянное место жительства;

2) утраты гражданином оснований, дающих ему право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может послужить основанием снятия с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории "малоимущие".

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие из жилого помещения члена семьи, обмен и т.п.).

В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, коммерческого найма снятия с учета не влекут; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ).

Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья (ст. 54);

3) выезда к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);

4) получения гражданами в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;

6) представления не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.).

3. Решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания и обязательную ссылку на случай, послуживший причиной снятия с учета. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Статья 6 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56, а также если отпали основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право получить жилье по договору социального найма.

5. Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.