Процент налога за незавершенное строительство. Как учитывать незавершенное строительство при определении налога на имущество

Объект незавершенного строительства налог на имущество, рассчитываемый с него, стал предусматривать. Рассмотрим, при каких условиях производится налогообложение незавершенного строительного объекта.

НЗС и налог на имущество

Незавершенное строительство (НЗС) - это объект, по которому не закончены строительные работы. НЗС может находиться в одной из стадий строительства: в стадии опытной эксплуатации, быть приостановленным, законсервированным или прекращенным. Но в любом случае его окончательная стоимость не сформирована, и он не готов к полноценной эксплуатации по тому назначению, для которого создается.

По объекту НЗС как у физических, так и у юридических лиц может возникать обязанность уплаты налога на имущество.

Налог на имущество имеет статус регионального, и особенности его применения как для юридических, так и для физических лиц регламентируются законами субъектов РФ, которым дано право определения особенностей налоговой базы, дифференциации налоговых ставок (в пределах, определенных НК РФ), введения дополнительных льгот. При этом для юрлиц возможно установление отличных от других регионов порядка и сроков уплаты налога. Для физлиц срок уплаты является единым на всей территории Российской Федерации – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество по НЗС для физлиц

Среди объектов, в отношении которых физлица (в том числе ИП), являющиеся их собственниками, должны платить налог на имущество - незавершенное строительство (подп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ). Для целей налогообложения физлиц оно учитывается.

Базой для расчета налога служит кадастровая стоимость имущества на начало налогового года, уменьшенная на вычеты, определенные п. 3–6 ст. 403 НК РФ. Однако для введения налога субъектами РФ и проведения кадастровой оценки объектов установлен переходный период, в течение которого базой налогообложения может быть либо инвентаризационная, либо кадастровая стоимость (ст. 402 НК РФ), если объект не относится к подлежащим налогообложению только по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ).

Таким образом, за год для физлиц налогом на имущество объект незавершенного строительства будет облагаться при выполнении 3 обязательных условий (письмо МФ РФ № 03-05-06-01/30444):

На объект зарегистрировано право собственности.
Субъект РФ установил базу налогообложения (кадастровая либо инвентаризационная стоимость), или объект относится к облагаемым только на основе кадастровой стоимости по ст. 378.2 НК РФ (административные, торговые, жилые объекты).
Величина стоимости объекта определена.

Предельные ставки налога при расчете на основе кадастровой стоимости зависят от назначения и стоимости незавершенного объекта (п. 2 ст. 406 НК РФ):

0,1% - для НЗС жилья;
2% - для НЗС административных, торговых и дорогих (более 300 000 000 руб.) объектов;
0,5% - для НЗС прочих объектов.

Предельные ставки налога от инвентаризационной стоимости определены только стоимостью объекта (п. 4 ст. 406 НК РФ):

0,1% - не более 300 000 руб.;
0,1–0,3% - от 300 до 500 000 руб.;
0,3–2% - более 500 000 руб.

У ряда физлиц есть право на льготы по налогу (п. 1 ст. 407 НК РФ). К ним относятся:

Люди, имеющие государственные награды;
инвалиды;
участники боевых действий или отслужившие в армии более 20 лет;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварий;
члены семей погибших при исполнении обязанностей военных и госслужащих;
пенсионеры;
лица творческих профессий в отношении помещений, используемых для творчества;
физлица, использующие в личном хозяйстве хозстроения площадью до 50 кв. м.

Административные, торговые и дорогие (более 300 000 000 руб.) объекты не льготируются (п. 5 ст. 407 НК РФ), а по остальным льгота может быть применена только к одному объекту недвижимости при наличии документального подтверждения на нее. Документы на льготу подаются в ИФНС не позднее 1 ноября года, за который будет рассчитан налог (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Льготированию не подлежат также объекты, используемые в предпринимательской деятельности. К НЗС, которое, являясь недостроем, еще не используется в предпринимательских целях, льгота может быть применена. Однако если ИФНС будет выявлен факт такого использования НЗС, то налог на это имущество начислят.

Ставки, объекты налогообложения и льготы могут быть дифференцированы в регионах. Если в законах субъектов таких уточнений нет, то применяются положения НК РФ.

Расчет налога осуществляет ИФНС и высылает уведомление вместе с платежным документом налогоплательщику-физлицу с таким расчетом, чтобы физлицо получило комплект документов на уплату налога не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Если на объект НЗС оформлена общая или долевая собственность, то налогоплательщиками будут все его собственники в равных или пропорциональных доле частях соответственно (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Если объект возник в течение налогового года, то его кадастровая стоимость для целей налогообложения принимается на дату регистрации в кадастре. В случае выявления ошибки в кадастровой стоимости пересчет налога делается с периода такой ошибки. При спорной кадастровой стоимости изменения налога учитываются с даты подачи заявления на пересмотр стоимости, но не ранее внесения корректировок в кадастр (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Если право собственности на объект существует неполный год, то расчет делается с учетом коэффициента, снижающего налог в пропорции к количеству полных месяцев фактического нахождения в собственности. При этом полным месяцем считается тот, в котором право собственности возникло до 15-го числа или прекратилось после 15-го числа (п. 5 ст. 408 НК РФ). Так же, с учетом количества месяцев фактического наличия права на собственность, учитывается льгота по налогу. При этом месяцы возникновения и исчезновения права на льготу считаются полными (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Если налогоплательщик, имеющий НЗС в собственности, не получил уведомления ИФНС на уплату налога, и они ни разу ему не приходили, ему необходимо проинформировать налоговую инспекцию о наличии объекта налогообложения (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Налог на имущество по НЗС для юрлиц

Объекты НЗС, находящиеся в распоряжении юрлиц, не являются предметом обложения налогом на имущество, если они не готовы для использования в процессе производства. Факт готовности определяет само юрлицо. Однако это не означает, что объект НЗС можно сколь угодно долго держать в стадии незавершенного.

Особенно опасен в этом отношении этап опытной эксплуатации. Если на этом этапе не осуществляется необходимая доработка объекта (не продолжают вкладываться средства в доведение его технических характеристик до проектных), а в производстве продукции он систематически участвует, то безопаснее ввести его в состав основных средств и обложить налогом на имущество. В противном случае ИФНС может признать его объектом налогообложения, и суд с ней согласится (постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-9720).

Объекты, которые юрлицо строит самостоятельно, привлекая для этого заемные средства, будут иметь разную стоимость в бухгалтерском и налоговом учете в связи с разным учетом процентов. Важно сохранить эту разницу при вводе объекта в эксплуатацию. Обе стоимости по-своему важны: налоговая - для расчета амортизации, которая учтется при определении налога на прибыль, а бухгалтерская - для расчета налога на имущество, если не появится обязанности считать этот налог от кадастровой стоимости.

За какую дачу придётся заплатить и налог, и штраф

За найденные налоговиками "объекты-невидимки"
придется платить и штраф, и налог за последние три года.
Владельцы домов, которые построены на частных земельных участках, отражены в кадастровом учете, но при этом не оформлены в собственность, должны будут платить налог на имущество.

До 1 января 2017 года россияне должны уведомить налоговиков о своих квартирах, дачах и банях, за которые не приходят налоговые уведомления. Если граждане сделают это в срок, им простят неуплату налога на имущество за три года. В противном случае неплательщику придется вернуть долг и заплатить штраф

За полгода россиянам надо оформить свои незарегистрированные коттеджи и бани

За найденные налоговиками "объекты-невидимки" придется платить и штраф, и налог за последние три года.

У владельцев недвижимости, которые оформили свое имущество по всем правилам, но по каким-то причинам не получают платежки об уплате налогов, остается чуть больше двух месяцев, чтобы поставить в известность об этом налоговые инспекции. Иначе - серьезные штрафы, сообщили "Российской газете" в Федеральной налоговой службе.

Касается это всех физлиц.

1 января 2017 года заканчивается двухлетний переходный период. Именно до этой даты и надо уведомить налоговиков о своих квартирах, дачах и банях, за которые не приходят налоговые уведомления. Транспортные средства тоже попадают под эту норму Налогового кодекса, принятую в 2014 году. Если в 2017 году налоговики обнаружат "объекты-невидимки", за которые по нескольку лет не платятся налоги, то инспекторы взыщут долги сразу за три последних года. Плюс выпишут штраф - 20 процентов от неоплаченной суммы.
И вот какие расчеты сделали специально для "РГ" в БТИ Московской области. Например, хозяевам, имеющим коттедж на Истре площадью 331,2 квадратного метра и не платившим налоги три года, при проверке начислят налог за 2013 год - 31 852,54 рубля. Налог за 2014-й - 31 852,54 рубля. Налог за 2015-й - 35 454,16 рубля. И штраф 20 процентов от неуплаченной налоговой суммы - то есть 19 831,84 рубля. А в целом граждане заплатят в бюджет 118 991,08 рубля. Если, конечно, они про этот коттедж не заявят до 1 января 2017 года. Заявят - им простят налоги за три года. И они начнут платить "с чистого листа", как полагается, ежегодно.
Есть еще и другая проблема - незарегистрированной недвижимости физлиц. И сейчас муниципальные власти, бюджеты которых формируются от уплаты местных налогов на объекты недвижимости, приступили к массированному поиску незарегистрированных построек - домов, бань, просторных сараев, веранд от 50 квадратных метров. В полную силу движение контролеров развернулось в Подмосковье. Скоро такую практику могут распространить на всю страну.
Если граждане заявят о своих домах в срок, им простят неуплату налога на имущество физлиц за три года
Московская область, к слову, занимает первое место в России по объему недвижимости. Только объектов капстроительства (домов, гаражей и других построек) насчитывается почти 9 миллионов, то есть 9 процентов от общего числа в РФ. В "работу" на 2016 год взяты 6 районов и 9 городских округов. Всего проверят около 2 миллионов объектов недвижимости. По предварительным оценкам, от 20 до 40 процентов из них не вовлечены в налоговый оборот.
На обходы комиссии с участием представителей органов муниципальной власти, налоговой и областного министерства имущества выходят каждые выходные. Дополнительный доход в муниципальные бюджеты ожидается, по предварительным оценкам, 1,5-1,8 миллиарда рублей.
Ищут не только "утаенные от налоговой строения", но и вообще незарегистрированные. За два месяца с начала работы в Московской области нашли уже несколько сотен неоформленных капитальных строений. Многие относятся к элитному жилью. "Только на прошлой неделе в ходе рейда беседовали с хозяевами такого "дворца" в Истринском районе. На частной территории расположились банный комплекс, бассейн, гараж и теннисный корт", - рассказывает генеральный директор Московского областного БТИ Владислав Мурашов.
По его словам, контролеры видят десятки примеров, когда в одном и том же районе у одних владельцев с документами все в порядке, они честно платят налоги, а другие собственники уклоняются от своего гражданского долга. Возникают резонные вопросы - как получается, что за деревянный садовый домик, доставшийся по наследству, одни люди платят налоги, а совсем рядом их соседи из фешенебельных коттеджных поселков просто не регистрируют имущество и уходят от налогов из года в год?
Однако безответственность заканчивается. Затянувшим с оформлением недвижимости более чем на полгода, то есть с июля 2017 года, грозят не только штрафы, но и снос неузаконенного имущества, если суд признает объект самовольной постройкой.
В 2016 году только в Московской области проверят более 2 млн объектов недвижимости.
Как рассказали "РГ" в Московском областном БТИ, механизм выявления незарегистрированных построек следующий. Данные аэрофотосъемки территории сопоставляют с информацией государственного кадастра недвижимости, ЕГРП и архивами БТИ. На карте отмечают строения площадью более 50 квадратных метров, права на которые не зарегистрированы или они вовсе не стоят на учете. Затем владельцы земельных участков, на которых расположены такие объекты, получают информационные письма от налоговиков с указанием на необходимость оформления объектов недвижимости.
В свое оправдание многие участники проверок, у которых уже найдены такие постройки, поясняют, что просто не знакомы с процедурами регистрации - не знают, какие документы необходимо подготовить, куда обратиться, не владеют информацией по изменениям в законодательстве, которые могут повлечь за собой утрату собственности. Аргументы эти, когда дело идет об уплате налогов, в расчет, естественно, не берутся.
Тем временем минфин предложил взимать налог на имущество "с недостроя", то есть с домов, которые построены на частных земельных участках, отражены в кадастре, но не оформлены в собственность владельцев, физлиц. Об этом говорится в проекте "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы".
Цель - вовлечение в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных владельцами земельных участков на кадастровый учет, но права на которые не зарегистрированы.
До сих пор налог на имущество за строение начисляется, если владелец оформил права собственности, поэтому многие граждане хитрят - не оформляют собственность на здания, которые расположены на принадлежащих им земельных участках.
Чтобы оформить дом, баню или иную постройку, нужно пройти две процедуры. На первом этапе потребуется заполнить утвержденную минэкономразвития стандартную декларацию о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и подготовить технический план, который делают кадастровые инженеры.
Минфин предложил взимать налог на имущество физлиц с недостроенных домов, сараев, дач и бань
Эти документы нужно подать в Кадастровую палату через любой многофункциональный центр (МФЦ). Спустя 10 рабочих дней ведомство выдаст владельцу кадастровый паспорт.
Вторая процедура - регистрация права собственности. Здесь от вас потребуется заполнить еще одну декларацию по форме, утвержденной минэкономразвития, оплатить госпошлину 350 руб. и, приложив заявление, подать документы в Росреестр. Пройдя эти два этапа, вы получите официальный документ о праве собственности на объект с четкими параметрами, необходимыми для уплаты налогов.
Татьяна Зыкова
"Российская газета" от 06.10.2016 - Федеральный выпуск №7095 (227)

Неоформленную недвижимость предложили обложить налогом

Владельцы домов, которые построены на частных земельных участках, отражены в кадастровом учете, но при этом не оформлены в собственность, должны будут платить налог на имущество. Такая мера предлагается в проекте "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы", опубликованном на официальном сайте Минфина.
"В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты", - отмечается в документе. Проще говоря, Минфин предлагает взимать налог на имущество даже в том случае, если владельцы домов не оформили на них права собственности. Что вполне объяснимо, так как граждане пока что могут серьезно сэкономить: участок закреплен за ними на законных основаниях, а строения, если они не оформлены, налогом не облагаются. Тем более что взимается он по кадастровой стоимости.
Напомним, что еще два года назад с подобной инициативой выступало Минэкономразвития России. Оно предложило увеличивать земельный налог в 6 раз, если недострой затягивается на срок более пяти лет. Однако пока решения по этому предложению не принято.
Сергей Куликов
"Российская газета" от 06.10.2016

Проект Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (направленный в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации)

Налог на имущество в отношении объектов незавершенного строительства граждане должны платить только при условии оформленного права собственности на такие объекты. При этом граждане обязаны уплачивать налог только в случае, если в субъекте РФ законодательно установлена оплата налога на имущество исходя из его (имущества) кадастровой стоимости. Если же для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость имущества, то налог уплачивается только в случаях, когда определена эта инвентаризационная стоимость объектов незавершенного строительства.

Особенности налогообложения объектов незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства становится объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц сразу после оформления права собственности на него. Это означает, что только после регистрации прав собственности у гражданина появляется обязанность по уплате налога.

При этом важно понимать, что само по себе оформленное право собственности еще не приводит к обязанности платить налог на имущество при незавершенном строительстве. Дело в том, что, во-первых, обязанность по уплате налога возникает только в том случае, если в субъекте РФ (где находится незавершенное строительство), законодательно введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. Во-вторых, если в регионе в целях налогообложения объекта незавершенного строительства применяется его инвентаризационная стоимость, то налог уплачивается только в отношении тех объектов незавершенного строительства, инвентаризационная стоимость которых определена.

Из сказанного выше следует, что гражданин, оформивший право собственности на незавершенное строительство, должен уплачивать налог:

  • если по правилам региона налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости объекта, либо
  • если в регионе налог уплачивается исходя из инвентаризационной стоимости, и такая стоимость незавершенного объекта определена.

Ниже мы рассмотрим особенности налогообложения объекта незавершенного строительства исходя из его кадастровой стоимости.

Налоговые ставки, льготы и порядок уплаты

Основными условиями, связанными с налогообложением незавершенного строительства, являются налоговые ставки, налоговые льготы и порядок уплаты налогов. Рассмотрим эти условия подробнее.

В соответствии с российским законодательством размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Но эти региональные налоговые ставки привязаны к ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ.

С соответствии с Налоговым кодексом РФ при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента.

Региональные налоговые ставки могут быть увеличены, но при этом должны соответствовать пределам увеличения, установленным Налоговым кодексом.

Так, например, в Москве ставка в отношении незавершенных объектов жилищного строительства установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости.

Что касается льгот и налоговых вычетов, то здесь картина следующая. В отношении объектов незавершенного строительства вычет по налогу на имущество не предоставляется. Льготы на федеральном уровне также не предусмотрены. Однако на региональном уровне такие льготы по налогу могут быть установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований или законодательными актами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Для уплаты налога налоговая инспекция направляет собственнику объекта, строительство которого не завершено, уведомление об уплате налога, которое является основанием для уплаты. Если объект строительства находится в общей долевой собственности, уведомление получает каждый участник доли. Налог должен уплачиваться по месту нахождения незавершенного объекта.

Правила исчисления налога

Расчет налога делает налоговая инспекция после завершения календарного года на основании сведений, представленных органами Росреестра.

В случае нескольких участников долевой собственности на незавершенный объект уплату налога производит каждый из ее участников пропорционально своей доле.

Если объект незавершенного строительства находится в общей совместной собственности супругов, они уплачивают налог поровну.

Если объект находился в собственности неполный год, то налог исчисляется пропорционально времени владения незавершенным строительным объектом.

Есть важная особенность, связанная с расчетом налога в течение первых трех лет владения объектом. Эти три года являются переходными, в течение которых налог платится в уменьшенной сумме. Для переходного периода установлен особый порядок расчета и применение временных понижающих коэффициентов, которые позволяют снизить налоговую нагрузку на граждан (в первый год — 0,2; во второй — 0,4; в третий — 0,6).

Формула для расчета суммы налога на объект незавершенного строительства на переходный период (первые три года) установлена Налоговым кодексом РФ. По этой формуле сумма налога равна:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

где

  • Н1 — сумма налога – результат произведения налоговой базы на налоговую ставку;
  • Н2 — сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 год в случае перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015;
  • К — коэффициент, равный:
  • 0,2 — применительно к первому налоговому периоду;
  • 0,4 — применительно ко второму налоговому периоду;
  • 0,6 — применительно к третьему налоговому периоду.

Если инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства не определялась, показатель Н2 будет равен 0. Таким образом, сумма налога к уплате равна произведению суммы налога за год (Н1) без учета переходных правил и соответствующего понижающего коэффициента.

При расчете налога начиная с третьего года действует особое правило. В этом случае сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1. Полученная величина сравнивается с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости объекта за текущий год без применения указанного коэффициента. Если первая сумма оказывается меньше второй, то уплачивается первая сумма. При этом учитываются положения об исчислении налога в отношении объектов в общей собственности и времени нахождения объекта в собственности в текущем году.

Начиная с четвертого года налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.


Владельцы недостроенных загородных домов лишились льгот по оплате земельного налога. Верховный суд РФ отменил собственное решение о предоставлении равных прав собственникам строящегося и готового жилья, позволяющих им платить за участки всего 3% от базовой ставки земельного налога. Теперь владельцам недостроя придется платить 100процентный земельный налог

И.Коростелева «За землю под строящимися дачами придется платить 100% налог», Газета, 25.

Как платить налог, если дом недостроен? Комментарии: 1

— Добрый день! Подскажите, нужно ли нам платить в такой ситуации: свою трехкомнатную кооперативную квартиру мы получили в 1981 году. Сейчас мама, которой 90 лет, переоформила на меня и свою трехкомнатную квартиру.

— Поскольку у вас в собственности две квартиры, то в отношении одной из них вы являетесь плательщиком налога на недвижимость. С какой именно из двух квартир платить налог, вы решаете сами.

Новый налог будут платить даже владельцы недостроенных дачных домов

Министерство финансов РФ разместило на своем сайте сообщение, в котором разъясняются многие положения готовящегося законопроекта о новом налоге на недвижимость физических лиц. Новый закон, напомним, должен заменить действующие на землю и имущество граждан. Согласно документу, новый будет вводиться местными властями в 2014-2019 годах и станет взиматься с кадастровой, близкой к рыночной, стоимости, а не с инвентаризационной стоимости, как сегодня.

О налоге на имущество физических лиц по объектам незавершенного строительства

Довольно часто встречается ситуация, когда граждане приобретают объекты незавершенного строительства, например жилые дома «в некоторой степени готовности». При государственной регистрации сделки купли-продажи такого объекта регистрируется право собственности покупателя на объект незавершенного строительства. До момента введения дома в эксплуатацию может пройти значительное время – как быть с налогом на имущество физических лиц и нужно ли его платить в этот период?

Вопрос о налоге на имущество физических лиц по «недострою» до настоящего времени является спорным.

Платится ли налог на недостроенный дом

1.берется ли налог на имущество с физических лиц с недостроенного дома (дом приобретен в 2009г.)?2.в 2011г. дом был достроен, есть ли разница в уплате налога на имущество с физических лиц с недостроенного дома, с достроенного?

Исчисление на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества. Согласно п. 2.2 Порядка (Приказ Минстроя РФ от 04.

Приведение уставов ООО в соответствие с Законом от года № 312-ФЗ

Владельцы недостроенного жилья могут платить за землю в 33 раза меньше, чем хотели получить от них налоговики. Электромонтажник из Зеленогорска Андрей Жуков выиграл 4-летнюю судебную тяжбу против налоговых органов, убедив Верховный суд, что недостроенность дома - недостаточное основание для увеличения ставки налога. Но уже со следующего года платить за недострой по повышенным ставкам землевладельцам придется по решению Госдумы.

Строительство домов, бытовок, бань

Доходы от реализации любого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагаются на доходы физических лиц в размере 13 процентов от дохода (ст. 208 НК РФ). Налогоплательщик при получении дохода от продажи недвижимости вправе получить имущественный налоговый вычет. Размер имущественного вычета зависит от вида продаваемого имущества и срока его нахождения в собственности налогоплательщика на момент продажи (ст.

Тонкость нового налога на недвижимость затронет недострой

Совсем скоро собственники квартир будут платить на жилье по новой схеме. Госдума приняла данный закон в сентябре нынешнего года. Сумма выплат будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости квартиры или дома, а вот придется ли его платить его с недостроенного дома или гаража, мы попросили объяснить юриста Дениса Пилипенко:

– С 1 января 2015 года владельцам квартир, домов и земельных участков надо готовиться к росту финансовых обязательств перед государством.

Юридическая консультация в Беларуси

В 2010 году до 15 ноября включительно налогоплательщикам, которые имеют недвижимое имущество, необходимо заплатить земельный и на недвижимость. На днях, на ресурсах МНС состоялась прямая интернет-линия, в ходе которой на вопросы наших читателей и корреспондента «Звязды» отвечал заместитель министра по налогам и сборам Александр Дорошенко.

— Объясните мне ситуацию по недостроенным помещениям.

Главная — Консультации

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года.

Нужно ли платить налог за недостроенный дом?

  1. гараж, машино-место;
  2. единый недвижимый комплекс;

Разрешите сообщить

Юридические тонкости

Зарегистрированный недострой

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Главная — Консультации

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных "недостроев"?

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как "объект незавершенного строительства". В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на "потерянные" объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка — некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие "физики" на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они "попали" на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса.

Нужно ли платить налог на недостроенный дом?

При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на "незавершенку" также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц. Иными словами, если права на "незавершенку" не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра. Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых, согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых, в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако… данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении "недостроев" указанная льгота не применяется.

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Главная — Консультации

Налог на имущество физлиц: объекты незавершенного строительства

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных "недостроев"?

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года. За 2015 г. налог нужно уплатить не позднее 1 декабря 2016 г. (ст. 409 НК).

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как "объект незавершенного строительства". В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на "потерянные" объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка — некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие "физики" на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они "попали" на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса. При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на "незавершенку" также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц.

Иными словами, если права на "незавершенку" не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра.

Налог на незавершённое строительство или реконструкцию

Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых, согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых, в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако… данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении "недостроев" указанная льгота не применяется.

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Всё чаще в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области (Кадастровая палата) обращаются граждане, органы государственной власти и органы местного самоуправления в связи с отсутствием сведений о кадастровой стоимости у объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости.

Налоги за недостроенный дом

Разберемся в причинах.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки.
В случае образования или создания объекта недвижимости, при включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществлении кадастрового учета изменений площади, категории земель, разрешенного использования для земельных участков, а так же назначения, площади, номера кадастрового квартала или родительского объекта для объектов капитального строительства Кадастровой палатой осуществляется определение кадастровой стоимости.
Для расчета кадастровой стоимости используется такая величина, как «удельный показатель кадастровой стоимости».
В случае отсутствия в результатах государственной кадастровой оценки земель утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости определить кадастровую стоимость не представляется возможным. Определение кадастровой стоимости земельного участка в данном случае возможно только в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Также кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена при отсутствии в сведениях о земельном участке таких характеристик, как разрешенное использование и категория земель.
У объектов капитального строительства кадастровая стоимость может отсутствовать в случае, если объект недвижимости является сооружением, машино-местом, объектом незавершенного строительства, единым недвижимым комплексом или предприятием как имущественный комплекс, поскольку не установлен порядок определения кадастровой стоимости таких объектов недвижимости.
С 01.01.2017 г. в соответствии с нововведениями в законодательстве полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки, а так же определению кадастровой стоимости в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки наделяется бюджетное учреждение, которое будет создано и на территории Вологодской области, что значительно уменьшит количество объектов недвижимости без кадастровой стоимости.
На территории Вологодской области проведение государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением запланировано на 2019 г. по земельным участкам (все категории), на 2020 г. по объектам капитального строительства.