При ведении бухгалтерского учета рсбу используется. Момент признания выручки

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов. Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет;
состав объектов бухгалтерского учета;
способы организации бухгалтерского учета на предприятии;
требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов;
основные элементы учетной политики;
порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров;
общие требования к финансовой отчетности и ее составу;
необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;
сроки хранения бухгалтерских документов.

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами. В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета. В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения. После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время только один документ прошел полностью описанную процедуру утверждения – это ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды . Завершено публичное обсуждение трех проектов – ФСБУ Основные средства , ФСБУ Запасы и ФСБУ Незавершенные капитальные вложения . Разработчиком ФСБУ является Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (БМЦ).

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций. Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ. Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности ;

определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;

устанавливающие особенности формирования финансового результата;

применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ. Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета , представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете. В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции. Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса. Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.

Которая, в свою очередь, заполняется в соответствии с установленными требованиями МСФО и РСБУ. Различия между соответствующими требованиями достаточно весомые.

Подавляющее большинство отечественных компаний испытывает острую необходимость в составлении отчетов, с учетом не только российских принципов учета, но также и существующих зарубежных стандартов. Несмотря на то, что российские компании за последние годы приблизились к международным стандартам, разница между ними все еще существенная.

Именно поэтому многие организации, ведущие отчетность по МСФО, обязаны вести дополнительный учет или осуществлять переработку уже готовых форм. Для понимания особенностей бухгалтерского учета в России необходимо знать о расхождениях в центральных положениях характеристики МСФО и РСБУ.

Зачем проводить параллель

Организации, которые вынуждены в силу тех или иных причин составлять отчеты по форматам РСБУ и МСФО, затрачивают немалое количество средств на преобразование уже сформированной отчетности. Основные различия в принципах отечественных и международных стандартов приводят к осуществлению многообразных корректировок.

Каждая из указанных групп была изначально предназначена для осуществления разных целей. Например, отчетность по формату МСФО понятна для бухгалтеров во всем мире. Она применяется для принятия решений экономического характера со стороны инвесторов и иностранных партнеров.

Что касается отчетности РСБУ, то с ней знакомы только отечественные бухгалтерские службы. Документация составляется для осуществления государственного контроля и составления статистической информации.

Для понимания того, что это такое, нужно обратиться к положениям законодательства. Принципиальные различия систем приводят к тому, что РСБУ становится более узконаправленной сферой применения. Соответствующая отчетность применяется для ознакомления пользователей с действительным положением дел на предприятии, а также с результатами трудовой деятельности за прошедшие периоды.

МСФО-отчетность в данных рамках имеет одно существенное преимущество, которое заключается в отражении информации с перспективой на будущие отчетные периоды. Это позволяет провести прогноз для ознакомления с потенциалом развития организации.

Обзор определений

МФСО представляет собой международные стандарты для финансовых отчетов. Это напрямую указывает на то, что принцип составления соответствующей документации опирается на разработки сотрудников мировых компаний. Отчетность подобного рода, в первую очередь, предназначается для сопоставления всей отчетности пород единые мировые параметры для облегчения осуществления бухгалтерской деятельности.

В соответствии с этим все организации, которые желают даже в дальнейшей перспективе выйти на мировую арену, должны составлять документы по международным стандартам. Стоит отметить, что МСФО предоставляет пользователям относительную свободу действий в силу того, что отчетность опирается только на определенный перечень принципов.

РСБУ – это российские стандарты бухгалтерского учёта, которые действуют на всей территории страны. Эти самые стандарты включают в себя положения действующего федерального законодательства и специальные положения по бухучету. Они довольно жестко регламентируются законодательно, поэтому у бухгалтеров нет даже относительной свободы действий.

Основными пользователями подобной отчетности являются государственные организации. Стоит отметить, что головные и дочерние предприятия должны заниматься составлением такой отчетности независимо друг от друга. Это может быть обусловлено тем, что отечественные стандарты не предусматривают составление отчетов обобщенно.

В чём их главные отличия

МСФО и РСБУ имеют определенные сходства и отличия. Для понимания ключевых особенностей той или иной отчетности нужно рассмотреть именно разницу. Например, в рамках МСФО довольно жестко соблюдаются правила, в соответствии с которыми в отчетах должны отражаться экономические сведения о совершенных операциях. В РСБУ основной упор делается на документальное оформление операций.

Что касается временной стоимости денег, то для МСФО используется так называемое дисконтирования для оценки фактической стоимости существующих активов. Это напрямую можно связать с тем, что соответствующая отчетность предназначается также и для инвесторов.

Отличия можно найти и в порядке учета имеющихся долгосрочных активов. В соответствии с МСФО баланс этих активов не должен превышать возможные экономические выгоды.

Заметные несоответствия

Расхождения в центральных положениях

На территории Российской Федерации все организации должны в обязательном порядке вести единый план счетов. Для МСФО не устанавливается единый или, по крайней мере, рекомендованный план счетов. Каждая организация, которая отчитывается по МСФО занимается разработкой индивидуального плана в соответствии со спецификой ведения бизнеса.

Стоит отметить, что организации могут использовать для целей МФСО существующие планы счетов для РСБУ, если составление международной документации осуществляется способом трансформирования.

В отличии от РСБУ в МСФО не существует установленных форм для отчетов финансового характера. Рекомендации для заполнения международных отчетов содержат в себе только общую информацию о структуре финансовой документации и общие требования к ее ведению. Что касается непосредственного состава финансовой документации, то для обоих систем он идентичен. Различия могут быть обнаружены только в наименовании нескольких форм.

Международные стандарты финансовой отчетности не предусматривают строгое соблюдение названий для форм. В данных рамках главным требованием является понятность для каждого конкретного пользователя отчетности.

В отечественных отчетах также отсутствует раздел о прочих совокупных доходах. Из-за этого ряд положений отчета показывает только фактически совершенные финансовые операции с капиталом.

Подробный анализ документации

Ниже представлена сравнительная таблица между регулирующей документацией:

Для МФСО Для РСБУ
Концепции бухучета в рыночной экономике Российской Федерации
Положения (IAS и ПБУ)
О предоставлении финансовых отчетов О бухгалтерских отчетах предприятия
О запасах Об учете материальных и производственных запасов
О Об учетной политике компании
Об Об основных средствах
О событиях после завершения отчетного периода О доходах
Об основных средствах О затратах по найму
О порядке аренды Об учете финансовых вложений
О выручке О нематериальных активах
О порядке инвестирования Об информации по сегментам

Счета, денежные средства и валюта

Сравнение характеристики отчетного года для каждой из систем дает возможность для понимания ключевых особенностей бухучета. В РСБУ данный промежуток времени в каждом конкретном случае совпадает с календарным годом, который заканчивается 31 декабря. Стоит отметить, что такое положение не может быть применимо для новоиспеченных организаций.

Что касается МСФО, то предприятия, использующие такую систему, подходят к соответствующему вопросу более гибко. Благодаря этому компании могут составлять годовую отчетность на любую дату.

В регионах Российской Федерации все организации, кроме банков и предприятий государственного сектора, должны в обязательном порядке соблюдать единый план счетов. Стоит отметить, что в случаях, если организация желает использовать номер счета, который не предусматривается единым планом, то это может быть осуществлено только с одобрения представителей Минфина.

Валюта для ведения той или иной бухгалтерской отчетности разная. По РСБУ отчеты могут вестись только в российских рублях, что нельзя сказать о МСФО, где отчетность составляется в многофункциональной валюте – это валюта той экономической среды, в которой организация осуществляет свою деятельность.

Концептуальные основы

Важно кратко рассмотреть концептуальные основы и принципы ведения рассматриваемых видов отчетности:

МСФО РСБУ
Регламентирующий документ Концептуальные основы для финансовых отчетов Установленная концепция бухучета в рыночной экономике РФ
Статус документации Устанавливает принципы подготовки финансовых отчетов для внешних пользователей Не является нормативной документацией
Базовые принципы финансовых отчетов Включаются в существующие концептуальные основы Включаются в самые разные нормативные документы системы регулирования бухучета
Цель отчетности Предоставление полезной финансовой информации для инвесторов и других кредиторов Представление о финансовом состоянии предприятия на определенный момент времени, а также о финансовых результатах деятельности
Ключевые допущения Деятельность должна быть непрерывной Постоянная деятельность, имущественная обособленность и последовательность осуществления учетной политики
Непрерывность деятельности Организация обязана осуществлять свою деятельность непрерывно и продолжать ее вести в обозримом будущем (при ликвидации организации должна быть осуществлена трансформация отчетности) Деятельность должна быть непрерывной на постоянной основе и в самом ближайшем будущем
Уместность информации Вся представленная информация будет являться уместной, если она может повлиять на решения, которые принимаются пользователями Не используется

Финансовые параметры

Соответствие ключевых финансовых параметров представлено в табличном варианте ниже:

МСФО РСБУ
Установленный стандарт Международная финансовая отчетность Бухгалтерская отчетность
Форма предоставления финансовых отчетов Не регламентируется Не регламентируется, но практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев используются типовые формы Минфина
Отчетный период Не устанавливается Соответствует календарному году
Состав годовой отчетности Отчет о финансовом состоянии организации, о прибыли, об изменении собственного капитала, о движении средств, а также примечания Действующий , отчеты о финансовых результатах деятельности организации, об изменении капитализации и примечания
Сравнительные данные Отчет на прибыль или совокупный доход применяется как минимум за два года Все числовые показатели применяются как минимум за два года
Отчет о финансовом состоянии предприятия Организация представляет обязательства и активы Активы разделяются на долгосрочные и краткосрочные
Действующий операционный цикл Определяется с момента покупки активов до момента их фактического обмена на денежные средства Не регламентируется

Требования к отчётностям МСФО и РСБУ

Каждая конкретная компания должна в обязательном порядке составлять отчетность исключительно на русском языке при использовании РСБУ. Что касается МСФО, то правила использования языка четко не регламентируются. Все финансовые отчеты должны быть предоставлены в контролирующие органы как минимум один раз в год.

Стоит отметить, что в особых случаях организация вынуждена подготавливать соответствующую документацию за более короткий промежуток времени. В данном случае бухгалтерский отдел должен раскрыть определенные дополнения к периоду, который охватывается финансовым отчетом.

Анализ соответствия РСБУ к положениям МСФО и основные различия в принципах представлены в таблице ниже:

Название требования РСБУ МСФО Отличия
Полнота указываемой информации Все сведения о хозяйственной деятельности организации должны быть в полной мере отображены в отчетах Информация в отчетах указывается с учетом существующих затрат, осуществляется сближение данных Есть
Своевременность Все факторы хозяйственной деятельности и ее отображаются в соответствующих отчетах своевременно Информация отображается своевременно с учетом соблюдения баланса и достоверности сведений Есть
Осмотрительность Все расходы должны быть признаны в рамках учета Установленные требования к осмотрительности указываются в специальных принципах разработки соответствующей документации Присущи сходства
Непротиворечивость Вся информация, указанная в отчетах, должна быть тождественна, а разница между информацией должна отсутствовать. Данное требование не устанавливается Есть
Рациональность Бухгалтерский учет осуществляется на основании хозяйственной деятельности предприятия Требования не определены Есть

Особенности ведения учёта

Вся прибыль, активы, обязательства и выручка могут быть отражены в определенном порядке ликвидности без разделения на действующие и последующие. Все активы имеют четкую иерархию.

В отчете о прибыли и убытках отражаются особенности содержания расходов. Стоит отметить, что в соответствующих отчетах не предусматриваются дополнительные статьи для чрезвычайных операций.

Расходы могут классифицироваться по типологии функций или по существующему содержанию. В числе иных затрат предусматриваются чрезвычайные статьи, которые должны быть в обязательном порядке расшифрованы в примечании.

Что касается отчетов МСФО о движении финансов, то такая документация может быть составлена с применением прямого или косвенного методы. Вместе с актуальным количеством денежных средств должны быть указаны их эквиваленты (пример: недолгосрочные депозиты или овердрафты).

В системе РСБУ такие отчеты могут быть составлены только при использовании прямого метода с конкретной детализацией сведений о видах финансовых потоков в рамках текущей или инвестиционной деятельности. В данные рамки могут быть включены только денежные средства.

Недостатки преобразования

Стоит сразу отметить, что соответствие МСФО может быть осуществлено только в тех случаях, когда актуально соответствие по всем стандартам и каждому из них по отдельности. В случаях, если существуют определенные отклонения от установленных стандартов, то отчетность не сможет быть охарактеризована, как соответствующая МСФО.

Бывают и определенные ситуации, когда международные стандарты создают определенные противоречия сути операции. В данном случае допускаются отклонения. Дебиторская задолженность также может быть преобразована. Однако стоит учитывать факт того, что решение обязательно нужно обдумать и привести весомые причины данного действия.

Приведение отечественных отчетов к стандартам МСФО может быть сопряжено с определенными трудностями.

Характеристика этих случаев следующая:

  • с параллельным учетом;
  • с трансляцией проводок;
  • с трансформацией отчетов.

Основной изъян заключается в недостоверности указанных сведений, объем которых может достигать 50%. Актуальные запасы ресурсов также могут быть изменены.

Чем дальше мы продвигаемся по пути развития, тем более востребованными населением становятся знания в сфере бухгалтерии.

Сегодня они нужны не только профессиональным бухгалтерам и экономистам, но и тем, кто выбрал для себя нелёгкий . Формы бухотчётности стандартны для всех предприятий, независимо от масштабов их деятельности, формы собственности и прочих различий. Но знаете ли вы, к примеру, что такое МСФО и РСБУ в бухгалтерии, в чём разница между этими системами? Давайте разберёмся вместе.

Что такое МСФО?

Взаимопроникновение экономик разных стран сегодня уже достигло такой степени, что не учитывать его в своей деятельности практически невозможно. А значит, нашим предприятиям, желающим в той или иной форме сотрудничать с зарубежными компаниями, необходимо осваивать МСФО. Под этой аббревиатурой скрываются Международные стандарты финотчётности – система, используемая для составления отчётов по финансовой деятельности организациями и предприятиями, действующими на международной арене.

Система МСФО была составлена соответствующим Комитетом и предназначена для унификации бухотчётности в разных странах. Благодаря стандартному подходу специалисты из разных стран могут беспрепятственно сравнивать деятельность предприятий и делать выводы о степени их успешности и прибыльности. Эта информация необходима, в первую очередь, для инвесторов, которые собираются вкладывать свои средства в зарубежные компании, а также для тех, кто планирует выйти на международные рынки и наладить связи с зарубежными импортёрами своих товаров либо услуг.

Составление отчётности по МСФО требует от бухгалтерских работников соблюдения определённых принципов, но в целом оставляет им достаточно высокую степень свободы. Отчётность составляется за любой произвольно взятый период, без привязки к финансовому либо календарному году, необходимо лишь, чтобы отчётные периоды за разные годы совпадали. Это удобно для предприятий, деятельность которых носит сезонный характер. Отчёт о движении финансовых средств может носить косвенный характер.

Что такое РСБУ?

Российская система бухотчётностии , или РСБУ – это пакет документов, форма и содержание строго регламентированы законодательством.


Она предназначена, в первую очередь, для предъявления в налоговые органы и состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— прямого отчёта о результатах финансовой деятельности;

— ряда приложений к формам, наличие которых определяется законодательно;

— аудиторского заключения, которое является подтверждением достоверности предъявляемой бухотчётности (в сферах деятельности, требующих обязательного );

— пояснительной записки.

Отчётный год всегда привязан к календарному году, это требование действует для всех, кроме новообразованных предприятий, проработавших меньше года. Необходимо строго соблюдать единообразный План счетов, в котором, впрочем, есть различия для частных и государственных учреждений. Валютой отчётности является исключительно российский рубль.

Основные отличия между МСФО и РСБУ

Системы бухотчётности РСБУ и МСФО созданы с разными целями, поэтому принципиальный подход к составлению отчётов у них совершенно различен:

— в РСБУ доминирующим принципом является соблюдение юридической формы и смысла отчётности, экономический же аспект является второстепенным;

— в МФСО, напротив, экономический смысл отчётности преобладает над юридическим оформлением.

Эта разница часто сказывается в разделах отчётности, отображающих наличные активы и обязательства компании, её доходы и расходы. Существует много крупных и мелких различий в формировании отчётности, к примеру:

— учёт выручки в РСБУ не принимает во внимание действие программ лояльности, бонусных систем, накопительных скидок и др., тогда как в МСФО это отражается в конечном результате;

— в МСФО учитывается дисконт по приобретению основных средств с отсроченным платежом;

— в МСФО не учитываются расходы будущего периода, которые применимы в РСБУ, и т.д.


Предприятия, которым необходимы оба вида отчётности, вначале формируют отчёт по РСБУ, затем преобразовывают его в отчётность по МСФО. В некоторых случаях бухгалтерией ведётся параллельная отчётность по двум системам одновременно.

Отчетность банка по РСБУ

Банковские организации обязаны отчитываться о своей деятельности в установленные сроки. Это позволяет надзорным органам вовремя оценить положение финансовых дел в кредитной организации и дать сигнал ЦБ, если состояние дел ухудшается. Дела у банков идут не всегда хорошо, поэтому многие из них стараются представить свои показатели в лучшем свете. Для этого иногда в отчетные документы заносятся ложные данные. Чтобы снизить такую вероятность, были разработаны стандарты бух.учета, которым должна соответствовать предоставляемая отчетность.

Стандарты отчетных документов.

Сейчас банковские организации обязаны предоставлять отчетность по международным и российским стандартам. Они имеют отличительные особенности между собой:

  • РСБУ – это российские стандарты бухучета. Они указывают на равнозначность финансовых и законно-правовых норм, и даже приоритета последних. Отчетная документация, подготовленная по отечественным стандартам, должна исполнять требования проверяющих органов. В РСБУ бухгалтерский работник является исполнителем законов, писем, актов.
  • МСФО – стандарты фин.отчетности международного уровня. Они базируются на 3х платформах: прозрачность, превалирование финансового смысла над правовым, будущей стоимости. По этим данным можно оценить стоимость бизнеса сегодня. Например, себестоимость основных фондов может корректироваться на инфляционный процент

Некоторые моменты отечественных стандартов заимствованы из иностранных, но отличий до сих пор все еще немало. По МСФО раскрывается объем данных о работе банка таким образом, чтобы акцентировать внимание на основополагающих сторонах деятельности. Это позволяет кредитным учреждениям оценить реальное финансовое состояние и проявлять больше самостоятельности в принятии стратегических решений. В РСБУ почти отсутствуют требования о раскрытии данных о связанных контрагентах, фактах работы и проч.

Они представляют собой набор правил и норм положений по бухучету, федеральных законов и правил. Российские стандарты применяются параллельно с международными и иными стандартами бухгалтерских и деловых практик. Правила РСБУ применяются в обязательном порядке для всех отечественных организаций. Учет отчетности ведется по правилам ЦБ РФ , которые ориентированы на положения бухучета, разработанные Минфином РФ. Принципом РСБУ является жесткая регламентация работы бухгалтерии. Привыкшие к строгим нормам, российские бухгалтеры начинают испытывать сложности при создании отчетности по МСФО. РСБУ требует применения единого плана счетов, ориентированного на требования органов регулирования. Он почти не консолидирует отчетность для потенциальных партнеров и инвесторов. Отчет по РСБУ отображает работу только головного офиса без его дочерних предприятий. МСФО наоборот, ориентируется на пользователей, которые проявляются интерес к финотчетности: инвесторов, контрагентов, акционеров.

В отчетности по РСБУ акцент делается на правильном оформлении операции почти без упоминания ее экономической сущности. Первичный документ имеет значимость выше, чем профессиональное мнение бухгалтера. Отечественные законотворцы все еще не решаются доверить бухгалтерам использовать свое мнение при формировании отчетности. В ответ бухгалтерские работники не спешат брать на себя такую ответственность.

Сейчас ЦБ продолжает плавное сближение с МСФО, но отказа от отечественных стандартов в скором времени не предвидится. Это связано с тем, что ЦБ видит в международных стандартах много относительных понятий, которыми могут воспользоваться местные банки и выдавать не совсем корректные данные. Миф о том, что МСФО «рисует» истинную картину положения финансовых дел в банке, был опровергнут в кризис, когда стабильные банки вдруг стали банкротами. Проверка вывела, что рисованием «красочной отчетности» в некоторых банках занимались целые подразделения.

Таким образом, отчетность по РСБУ является довольно подробной с множеством форм для заполнения. Она строго контролируется ЦБ РФ и подлежит обязательной аудиторской проверке.

Зачем банки создают отчетность и сроки ее сдачи.

Банки обязаны в строго отведенные сроки отчитаться о результатах своей деятельности перед главным регулятором страны. За несоблюдение данного требования ЦБ налагает штрафы и устанавливает более строгий контроль за провинившимся.

Требования по предоставлению отчетности отражены в указании ЦБ №3580 от 2 марта 2015 года «О предоставлении банками фин.отчетности». Согласно нему, кредитные учреждения обязаны предоставлять промежуточные итоги работы каждый квартал \месяц (1 числа периода, следующего за отчетным, но не позднее 4 числа), аудиторские заключения после проведения аудита не позднее 5 дней с момента заключения, полугодовую отчетность (на 1 июля и 1 января), годовую отчетность (по состоянию на 1 января, не позднее 1 апреля) и проч. Сроки предоставления указаны в Указании ЦБ РФ №2332 от 12 ноября 2009 года.
Ознакомиться со сроками можно в документе —

На сегодня каждая организация обязана вести бухгалтерский учет и составлять отчетность по специальным формам. К ним относятся МСФО и РСБУ, которые имеют существенные различия по многим аспектам. Попробуем разобраться, в чем же отличия этих казалось бы сходных понятий.

Определение

МСФО расшифровывается как Международные стандарты финансовой отчетности, следовательно, принципы составления отчетности основываются на разработках сотрудников мировых организаций. Действительно, составлялись они Комитетом по МСФО и предназначены прежде всего для того, чтобы отчетность всех компаний в мире была одинаковой. Это способствует тому, что внешние пользователи отчетности могут сравнивать различные организации, находящиеся на территории разных государств. Таким образом, документы по международным стандартам должны составлять те предприятия, которые желают выйти на мировую арену и найти импортеров предлагаемой ими продукции или услуг. МСФО предполагает относительную свободу действий бухгалтеров при составлении отчетности, поскольку они могут опираться лишь на определенные принципы.

РСБУ – Российские стандарты бухгалтерского учета, принятые на всей территории РФ, состоящие из различных Федеральных законов и специальных Положений по бухгалтерскому учету, разработанных и принятых российскими государственными органами. Стандарты жестко регламентированы законодательно, а потому бухгалтеры не имеют возможности действовать свободно. Основными пользователями отчетности, составленной в соответствии с РСБУ, являются государственные контролирующие органы, а затем уже потенциальные инвесторы. Кроме того, головная организация и ее дочерние предприятия составляют отчетность по РСБУ независимо друг от друга, поскольку российские стандарты не предполагают составление отчетности обобщенно.

Сравнение

Сравнивая МСФО и РСБУ, можно сказать, что это две системы составления отчетности организаций, но основаны они на различных принципах. Необходимо учесть, что МСФО должны использовать предприятия, имеющие одной из стратегических целей развития выход на международный рынок товаров и услуг, в то время как Российским стандартам должны подчиняться все организации, для которых эта обязанность закреплена на законодательном уровне. Кроме того, МСФО призваны помочь потенциальным инвесторам оценить деятельность компаний, а РСБУ необходимы для сдачи отчетности в контролирующие органы.

Выводы сайт

  1. МСФО действуют во всем мире, РСБУ – только на территории России;
  2. Отчетность по МСФО предназначена для инвесторов, отчетность по РСБУ – для контролирующих государственных органов;
  3. Использование МСФО предполагает определенную свободу действий бухгалтеров, РСБУ жестко ее регламентируют;
  4. МСФО предполагает создание консолидированной отчетности головной организации и ее дочерних подразделений, в то время как РСБУ такой возможности не предоставляет.