Последствия безработицы. Социально-экономические последствия безработицы


1.3. Безработица - социально-экономические последствия

Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят преимущественно от того, о каком уровне и типе безработицы идет речь. Некоторые исследователи, главным образом неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; сдерживает требование профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции. Кроме того, она усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду. Вместе с тем негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект – это недоиспользование экономического потенциала общества,

Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные навыки и знания, что затрудняет возможность трудоустройства в будущем. Потеря работы является серьезной моральной травмой, прежде всего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом, чти знания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом, и что это известно его окружению(семье, знакомым). Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обуславливает связь роста ее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании. Отчаявшись в поисках работы, люди пополняют маргинальные слои населения, возрастает преступность. Именно в периоды массовой и хронической безработицы рост социальной напряженности в обществе может привести к установлению тоталитарных режимов.

Отмечается неодинаковое распределение «бремени безработицы» в обществе. Наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты. Уровень и длительность безработицы, потери доходов во второй группе, как правило, ниже.

Экономические последствия

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточна сложна и их структура. При исследовании экономических последствий безработицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека.

Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП).

Безработица увеличивает расходы государства по мере её роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

Однако только этим роль безработицы как фактора экономической дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как «мина замедленного действия». Иметься в виду сегодняшняя безработица в некоторых отраслях, где она в силу ряда обстоятельств оказалась особенно значительной. Это наука и научное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако рано или поздно, когда наступает фаза оживления и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. В конечном счете происходит дальнейшее сокращение совокупного спроса и еще большая безработица, приводящая в действие механизм коммулятивного снижения деловой активности.

Для человека безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. Последствием безработицы надо считать усиление конкуренции на рынке труда –между людьми за наиболее престижные рабочие места. Более того, в условиях неполной занятости нельзя сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость в которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Ориентация на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает, что полная занятость означает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.

Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Экономические последствия безработицы не ограничиваться только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица важнейшее условие нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами нельзя обеспечить только за счет естественного прироста экономически активного населения. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д. и решить эту проблему в целом ряде случаев можно только с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видов деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения процессов.

Безработица, её рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда – устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

Социальные последствия безработицы

Безработица уничтожила важнейшую компоненту привычного для гражданина России образа жизни – уверенность в существовании всеобщей занятости населения, гарантии трудоустройства (пусть и не всегда добровольного и с соответствующей оплатой труда).

При оценке отношения к безработице надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей не только источником доходов, но дело чести, гражданской доблести человека, следовательно, лишение его сегодня возможности трудиться- это ещё и большая социальная трагедия. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. Существующая сегодня дифференциация доходов экономически не всегда оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздробительным, черствым, злым, безразличным к чуждой судьбе; чувствует себе униженным, ненужным даже самому себе, своей семье, обществу. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека: пьянства, наркоманию, совершение аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в общества. Криминогенность ситуации обостряется и высоким уровнем безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что её положение гораздо хуже, чем других возрастных групп населения.

Весьма важным для оценки последствий безработицы является движение занятого населения, изменения его полового состава, соотношение экономически активного и экономически неактивного населения. В стране в настоящее время сложилась весьма противоречивая ситуация.

Численность занятых в России сокращается за счет женщин. Однако численность безработных, определенных по методологии МОТ, увеличивается в основном за счет мужчин. Складывается ситуация, когда определенная часть женщин в результате безработицы переходит из экономически активного в экономически неактивное население. Такое положение, с позиции тех, кто считал, что для России была присуща сверхзанятость, может рассматриваться как позитивная. Для женщин последствия безработицы более тяжелые, чем у мужчин. Им труднее решить проблему трудоустройства. Процент безработных мужчин, имеющих официальный статус в службе занятости, в их реальной численности за 1992-1997 гг. вырос в 4,5 раза. Все это убедительно свидетельствует о негативных последствиях безработицы для населения.

Безработица приводит к ослаблению семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей, распаду семей. Здоровье человека в условиях социального стресса ухудшается; он более подвержен различным заболеваниям, прежде всего душевным, а недостаток денежных средств сокращается возможности лечения; следовательно, инертность в этой группе населения выше, чем в других. Среди безработных сравнительно чаще случаются самоубийства.

Последствием безработицы может быть обострение и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%. Ситуация может стать взрывоопасной и в условиях её незначительного роста. Если в крупном городе численность безработных составит порядка несколько сотен тысяч, а экономически активного населения более нескольких миллионов и будет объявлено о закрытии одного из крупнейших предприятий, это может привести к существенной социально-экономической дестабилизации.

Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации, если ее угроза коснется работников многочисленных и хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или вида деятельности, затрагивающего интересы многих людей. Безработица становится фактором социально-экономической дестабилизации, когда существенно возрастает группа лиц, которые длительное время не могут найти себе работу – это так называемые «отчаявшиеся».

В наши дни людей, считающих безработицу полезной, среди лиц наемного населения почти не осталось.

Появление безработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и, следовательно, с ростом негативного отношения населения к ним. Это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране.

Оценивая масштабы дестабилизирующего влияния безработицы, необходимо иметь в виду несовершенство учета числа безработных. Неточность информации определяется и ошибками в определении численности «отчаявшихся».

Социально-экономическое положение регионов в России характеризуется глубочайшей дифференциацией и разнообразием ситуаций. Это обусловлено уровнем экономического развития регионов, ходом становления рыночных отношений, малого бизнеса и т.д. Для каждого из регионов складывается свой специфический, соответствующий их социально-экономическому развитию уровень безработицы.

Можно также привести очень интересную таблицу которую приводят Гордон и Клопов в своей статье.

Таблица 1. Социальные последствия безработицы

Таблица 2. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Цель урока.

  • Познакомить обучающихся с видами безработицы, их причинами и особенностями; с государственной политикой по безработице.
  • Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим экономическим процессам, связанной с адаптацией к современному рынку труда.

Оборудование. Текст с вопросами для кроссворда и сетка кроссворда (Приложение №1). Презентация по теме “Виды безработицы, их причины и особенности” (Приложение №2). Сравнительная таблица №1 “Последствия безработицы”.Сравнительная таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”. Компьютер и проектор экрана.

Индивидуальное обучение. Доклад обучающегося о последствиях безработицы и государственных мерах борьбы с ней.

Ход урока

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

Слово учителя. Каждый из нас мечтает жить в стабильно развивающейся экономике. Осуществить такую мечту непросто в нашей стране, где происходит трудный переход от административно-командной к смешанной экономической системе. Одним из средств решения проблемы является знакомство с темой урока “Виды безработицы, их причины и особенности.

Государственные меры борьбы с безработицей”, в процессе которого обучающиеся получат знания необходимые для адаптации к современному рынку труда.

2. Повторение ранее изученного материала.

Слово учителя.Для достижения поставленной цели, вспомним некоторые понятия и положения, с которыми мы познакомились в теме “Что такое безработица?”. Для того чтобы процесс повторения был интересным, проведём разминку и решимкроссворд на тему “Структура населения с точки зрения занятости”.У каждого из вас на столе набор печатных приложений к уроку. ВозьмитеПриложение №1, перед вами листочки с вопросами.Вопросы на листочке пронумерованы так же, как ответы в сетке кроссворда. Для того чтобы заполнить сетку на доске, мне необходим помощник (я назначаю помощника).

Алгоритм разминки:

Я задаю вопрос (из листочка) и тот, кто первым ответит на этот вопрос, получает право начать разминку;

Обучающийся, начинающий разминку, выбирает номер вопроса и того, кому он будет задавать этот вопрос;

Обучающийся, которого выбрали отвечать, должен ответить на заданный вопрос, после чего выбирает следующий вопрос и того, кто будет на него отвечать, и т.д.

Если тот, кого выбрали отвечать, даёт неправильный ответ, то право ответа и следующего вопроса переходит к тому обучающемуся, который первым поднимет руку, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Начинаем разминку.

Слово учителя.Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно ищет её?(Ответ обучающегося:безработный).

1. Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно её ищет? (Ответ обучающегося: безработный)

2. Как называются граждане, живущие в одной стране, независимо от пола и возраста? (Ответ обучающегося: население)

3. Как называется денежное вознаграждение, которое человек получает за свой труд от работодателя? (Ответ обучающегося: зарплата)

4. Пете Смирнову, недавно исполнилось 10 лет. Определите его статус в составе населения страны с точки зрения его занятости в национальном хозяйстве? (Ответ обучающегося: нетрудоспособный)

5. Как называется государственная служба, куда обратился Саша Смирнов с просьбой о трудоустройстве? (Ответ обучающегося: занятости)

6. Как называется ситуация в стране, когда в ней есть люди, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Ответ обучающегося: безработица)

7. Как называется возраст, в котором должен быть безработный? (Ответ обучающегося: трудоспособный)

8. Как называется экономическое население, которому соответствует понятие “рабочая сила”? (Ответ обучающегося: активное)

9. Нина Пилюлькина работает медсестрой в поликлинике. Определить её статус в составе рабочей силы? (Ответ обучающегося: занятая)

10. Женщина-домохозяйка, которая посвятила себя дому и семье. Определить её статус в составе рабочей силы?(Ответ обучающегося: выбывшая)

Слово учителя. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работникаи надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной можетбыть и как с ней нужно бороться.Чтобы вести анализ проблем безработицы, необходимо, прежде всего четко определить, кого считать безработным. Критерии признаниячеловека безработным обычно устанавливаются законом илиправительственными документами и могут несколько различаться постранам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всехопределениях.

Слово учителя.

Вспомним эти признаки безработного?

(Ответ обучающегося:

Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законом данной страны разрешается работа по найму, но младше возраста, по достижению которого назначается пенсия по старости;

Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени, например месяца;

Доказанное стремление человека найти работу, например обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Слово учителя. Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности её рабочей силы.

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.Мы с вами повторили тему “Структура населения с точки зрения занятости”. Теперь послушаем доклад-презентацию на новую тему “Виды безработицы, их особенности и причины” Приложение №2.

Доклад обучающегося по таблице №1 “Последствия безработицы” и таблице №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”.

Таблица №1 “Последствия безработицы”

Таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”

Общие меры для всех типов безработицы Меры сокращения фрикционной безработицы Меры сокращения структурной безработицы Меры сокращения циклической безработицы
Создание службы занятости (учёт и трудоустройство;

выдача пособий по безработице;

переподготовка кадров; помощь психолога и юриста).

Усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличие рабочих мест. Создание служб по переподготовке и трудоустройству кадров. Стимулирование экспорта;

инвестиции в экономику;

создание дополнительных мест в государственном секторе;

обучение специальностям молодёжи необходимых рынку труда.

Слово учителя. На основе изложенного материала можно сделать вывод: несмотря на то, что существуют негативные экономические и неэкономические последствия безработицы, фрикционная и структурная безработицы-явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых странах мира понимают отсутствие циклической безработицы.

Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для неё не существует.

4. Первичное закрепление новых знаний.

Слово учителя. Вопросы обучающимся:

К каким экономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося:к потере доходов и квалификации)

К каким экономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: недопроизводству ВВП, увеличению расходов на переподготовку кадров и биржу труда)

К каким неэкономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к стрессу, отчаянью, болезни, потере друзей и семьи)

К каким неэкономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к росту преступности, к росту заболеваний и смертности, к политическим переворотам)

Какие меры проводит государство по сокращению циклической безработицы?(Ответ обучающегося: стимулирование экспорта, инвестиции в экономику, создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе, обучение молодежи специальностям необходимых рынку труда, помощь в открытие собственной фирмы)

Какие меры проводит государство по сокращению фрикционной безработицы? (Ответ обучающегося: усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличии рабочих мест)

Определите к какому типу безработицы относятся следующие безработные: - Квалифицированный программист уволился с работы, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации?(Ответ обучающегося: фрикционная безработица)

В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9,7%, в разгар “Великой депрессии” 1933 года безработица достигла 25%?

(Ответ обучающегося: циклическая безработица)

Много лет тому назад высококвалифицированные извозчики остались без работы из-за изобретения автомобилей?(Ответ обучающегося: структурная безработица).

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Слово учителя.Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили: (Обучающиеся отвечают коротко, называя только понятия: безработица, безработный, рабочая сила, нетрудоспособное население, выбывшие из состава рабочей силы, государственная служба занятости, заработная плата)

Слово учителя.Сегодня на уроке мы узнали нового: (Обучающиеся отвечают полностью, дают новые определения: фрикционной безработице, структурной безработице, циклической безработице и так же перечисляют государственные меры борьбы с ними)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

Слово учителя. Для того чтобы легче адаптироваться на рынке труда, обучающиеся должны выполнить творческую работу дома на тему “Анализ рынка труда, с точки зрения трудоустройства по профессии бухгалтер в городе Москве”. Данные средств массовой информации должны быть проанализированы, систематизированы и представлены в письменном видепо следующему плану:

а) показатели экономической активности населения;

б) структура занятости по видам экономической деятельности;

в) структура потребностей в работниках по отраслям;

г) вакантные должности, на которые сохраняется спрос;

д) способы поиска работы;

е) требование к специалистам и оплата труда;

ж) трудоустройство выпускников СПО;

з) плюсы и минусы профессии;

и) подведение итогов.

Из всех макроэкономических проблем, с которыми сталкиваются страны, безработица представляет наибольшую угрозу их социально- экономическому строю и благополучию.

Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни:

  • экономику, которая сжимается в результате неэффективного использования ресурсного потенциала страны (безработные не участвуют в создании национального продукта и дохода);
  • социальную сферу, которая деградирует под давлением преступности, пьянства, падения общественной морали, кризиса семейных отношений, роста психосоматических расстройств и других социальных издержек — традиционных спутников высокой безработицы;
  • политику, которая может иод влиянием безработицы или даже ее угрозы претерпеть существенные изменения как в сторону усиления авторитаризма власти, так и в сторону безответственного популизма.

Социально-экономические последствия безработицы:

  • замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;
  • лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;
  • сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;
  • устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Кроме экономических безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия.

Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

В России за годы реформ самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в феврале 1999 года. Численность безработных тогда достигла 10,4 млн. человек или 14,6% экономически активного населения. Затем численность безработных начала сокращаться. В 2005 году она составила 5,2 млн. человек. Вместе с тем, за период 1992-2003 годы почти вдвое увеличилось среднее время поиска работы (с 4,4 до 8,5 месяцев).

К концу 2006 г. уровень безработицы составлял свыше 7% в РФ, 6% в США, 8% в странах ЕС.

Все это ставит безработицу в ряд центральных проблем макроэкономики. требующих особого внимания со стороны общества и государства.

Угроза массовой безработицы и темп экономических реформ в России

В России в начале 1990-х гг., когда принимались решения о либерализации рынков (их открытии для всех потенциальных участников — как отечественных, так и зарубежных) и либерализации цен (введения режима свободного ценообразования), оценивались возможные в связи с этим масштабы безработицы. Конкурентоспособность отечественной промышленности тогда была крайне низкой. По производительности труда российские предприятия отставали от аналогичных западных компаний в 2-3 и даже более раз. Поэтому ожидалось, что как только отечественные рынки станут доступными для иностранных компаний, начнется процесс массового вытеснения оттуда отечественных предприятий.

В этой ситуации необходимо было принять политическое решение: либо проводить жесткую структурную перестройку экономики через банкротство предприятий, которая вызовет всплеск массовой безработицы в стране, либо осуществлять поддержку неэффективных производств при сохранении высокого формального уровня занятости.

Правительство не решилось идти по первому пути, опасаясь открытого кризиса, способного положить конец реформам. Выл выбран второй путь, который вскоре обернулся высокой инфляцией и кризисом государственных финансов.

Экономические и социальные последствия безработицы

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

  • недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оуксна: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциальною;
  • значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
  • снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
  • увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

  • усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
  • обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;
  • повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;
  • деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

Вместе с тем, как было показано выше, именно безработное население составляет резерв, необходимый для нормального функционирования экономики страны. Поэтому регулирование безработицы, как часть государственной политики занятости, имеет целью, с одной стороны, создание мобильного потенциала рабочей силы, а с другой — предупреждение и устранение ее негативных последствий, создающих напряженность как на рынке труда, так и в обществе в целом.

безработица государственный регулирование занятость

Безработица влечет за собой серьезные социально - экономические проблемы. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.

С уходом в прошлое эры СССР, с развалом экономик бывших республик, с обнищанием основных масс населения безработица прочно поселилась на всём постсоветском пространстве и сдавать свои позиции не собирается. Способствуют этому и бесконечные мировые кризисы, очередной волной накрывающие страны ближнего и дальнего зарубежья, и неразбериха в политических и экономических вопросах внутригосударственных политик, и многие другие нюансы. Любому правительству время от времени приходится ликвидировать экономические и социальные последствия безработицы.

Специалисты ставят их на одну чашу весов с проблемами бедности, социальной нестабильности и другими, грозящими подорвать основы государственной власти. Экономические последствия безработицы для россиян и граждан других государств тем тяжелее, чем ниже их материальная обеспеченность. Психологи считают, что для адаптации в подобных условиях людям нужна соответствующая помощь и поддержка. Она должна выражаться в пособиях по безработице, а также в специальных государственных программах и мерах, которые помогли бы людям пережить трудные времена.

Социально-экономические последствия безработицы заключаются не в одном лишь оценивании социального ущерба или потерь в экономике страны, хотя это тоже важно. Значительно уменьшается количество времени, затраченного на производственные процессы. Скорыми темпами падает интенсивность и производительность труда. Плюс к этому - непосредственные затраты из бюджета для преодоления этих негативных явлений.

Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП. Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников. В.А. Павленков Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М.: Изд-во МГУ,2009.С.214.

Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, представлена в таблице 1:

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране.

Таблица - 1 «Экономические последствия безработицы»

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня

Недопроизводство национального дохода

Снижение налоговых поступлений

Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Что касается социальных последствий безработицы, то они рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как один из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

Безработица особенно сильно затрагивает относительно малоквалифицированные и соответственно низкооплачиваемые слои трудящихся. К ним относятся те, кто впервые или после некоторого перерыва ищет работу (молодежь, оканчивая школу, замужние женщины и т. д.), так называемые отчаявшиеся, которые перестали искать работу, потеряв всякую надежду найти ее, лица по тем или иным причинам «добровольно» покинули работу, трудящиеся, которые не найдя постоянного рабочего места, вынуждены довольствоваться неполным рабочим днем, наконец, безработные, уже длительное время лишенные возможности нормально трудиться. Все эти ограничения в той или иной степени характерны как для России, так и для других стран.

При безработице, уровень жизни безработных меняется постепенно. Вначале многие потерявшие работу начинают тратить свой трудовые сбережения, уменьшают свои повседневные расходы до минимума, отказываются от всех «несущественных» расходов и т.п. По мере увеличения продолжительности безработицы они переезжают в более дешевые дома и квартиры, продают автомобили и другие предметы длительного пользования. Продажа автомобилей, в свою очередь, нередко еще более ухудшает положение безработного, поскольку затрудняет поиски новой работы.

Немалая часть безработных вынуждена не только сокращать свои расходы, уменьшать объем потребления, но и вообще отказаться от удовлетворения некоторых необходимых потребностей. В той или иной степени это затрагивает важнейшие статьи семейных расходов - топливо, жилье, одежду, обувь и даже продовольствие. Так, многие семьи безработных переходят на ухудшенный рацион питания. И.К. Станковская, И.А. Стрелец. Экономическая теория для бизнес - школ: учебник.М.:Инфра-М,2012.С.201

Обобщая все вышесказанное, можно предложить классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему представленных в таблице 2:

Таблица - 2 «Социальные последствия безработицы»

Зависимость людей от работы для приобретения экономических благ является основой очеловеченного фактора производства - труда. Человек, который не может по каким-либо причинам устроиться на роботу, является безработным.

Потеря работы и увольнение - это почти всегда источник стресса для самого работника и для членов его семьи. У человека во время безработицы изменяется не только стиль жизни, но и ожидания, цели, ценности, отношения с окружающими. Разорванным оказывается весь жизненный уклад личности.

Наиболее сильным патогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это произойдет. На фоне такого состояния снижается производительность труда.

Уже в скором времени люди начинают чувствовать себя значительно лучше, наступает облегчение и радость. Человек начинает испытывать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью. Вынужденный отдых обычно идет на пользу. В данной ситуации человек больше всего приспособлен к труду, поэтому в данный период наилучшим завершением безработного состояния будет трудоустройство. Если этого не произошло, наступает фаза утяжеление состояния. В этот период последствия серьезнее. Например, проблемы с семьей из-за отсутствия денег на существование. Поскольку государственные службы занятости постоянно предоставляют предложения по трудоустройству безработным, в этот период человеку лучше взяться за временную работу или переквалифицироваться. Это поможет избежать более тяжелых последствий.

Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает поиски работы, отчаивается. Чем выше уровень, которую занимал человек, тем острее он переживает свое увольнение и отсутствие работы. И тем сильнее проявляются негативные последствия безработицы. Люди, занимавшие невысокие посты, обладают большей приспособляемостью и психологической устойчивостью. С

Стоит отметить, что служащие с постоянным жалованием и фиксированным рабочим днем больше страдают от потери работы, чем люди «свободных» профессий (журналисты, артисты, консультанты, дизайнеры и прочие). Служащим также труднее найти другую работу. Чем дольше длится период безработицы, тем острее человек переживает свое увольнение и отсутствие работы. И тем сильнее проявляются негативные последствия безработицы. Проблема социально-психологических последствий безработицы очень важна, требует разработки всевозможных подходов для их минимизации и, следовательно, дальнейшего изучения.

Таким образом, социально-экономические последствия безработицы имеют диалектическую природу. Несомненно, сама безработица является результатом негативных явлений внутренней политики государства. Она должна носить временный характер. И чем выше уровень жизни в стране, чем стабильнее экономика, тем меньше людей становятся жертвами колебаний рынка труда. В экономически развитых странах безработных гораздо меньше, чем в тех, что переживают внутренние катаклизмы. Естественно, чтобы преодолеть социально-экономические последствия безработицы, главы государств часто принимают такие непопулярные меры, как введение лимита на въезд в страну иностранцев, ограничение их по трудоустройству в пользу местного населения и многие другие.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Плюсы и минусы безработицы [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Безработица не может рассматриваться только односторонне, когда очевидны ее негативные последствия для социально-экономической обстановки в стране. В зависимости от характера безработицы, причин ее возникновения, сложившихся при этом обстоятельств и уровня безработицы – она может иметь и отрицательные, и положительные стороны. Рассмотрим плюсы и минусы безработицы.

Положительные и отрицательные стороны безработицы

Положительные последствия и стороны безработицы менее очевидны, так как субъективно безработица воспринимается людьми как исключительно негативное состояние экономики. Вместе с тем, данное явление сложнее, поэтому рассматривать его следует как естественный механизм в функционировании рыночной экономики.

Важное условие:

Безработица может иметь положительные последствия только при условии умеренного уровня безработицы (2-5%).

Следовательно, проявление положительных и отрицательных сторон безработицы выражается зависимостью из следующего неравенства:

Плюсы безработицы < 5% > Минусы безработицы

Как только уровень безработицы превышает 5%-ный рубеж, то за этим пределом все отчетливее начинают проявляться отрицательные стороны безработицы. При этом, когда уровень безработицы находится в пределах 2-5%, отрицательные стороны безработицы являются лишь потенциально возможными, а за верхним порогом они становятся суровой реальностью.

Таблица: Плюсы и минусы безработицы

Плюсы безработицы

Минусы безработицы

Условие проявления: уровень безработицы не превышает 5% от о общего количества трудоспособного населения

Условие проявления: уровень безработицы превышает 5% от о общего количества трудоспособного населения

1. Безработица представляет собой резерв свободной рабочей силы, который можно задействовать в экономике. Характерно при структурных изменениях экономической системы или сезонных колебаниях спроса на рабочую силу. В ситуации полной занятости возникает проблема замещения новых рабочих мест, а темп экономического роста будет замедляться.

1. Повышенный уровень безработицы снижает экономический потенциал общества, что приводит к следующим негативным последствиям:

снижение объема ВНП;

падение покупательского спроса;

сокращение сбережений;

торможение инвестиционного процесса;

снижение предложения;

спад производства;

утрата квалификации высвобожденной рабочей силы;

устойчивое снижение производительности труда.

2. С психологической точки зрения умеренный уровень безработицы повышает дисциплину труда, так как на людей действует отрицательный стимул в виде риска потерять работу. Умеренный уровень безработицы заставляет сотрудников вовремя и в надлежащем виде приходить на свое рабочее место, продуктивно трудиться и выдавать качественную продукцию, работы, услуги.

2. Чем выше уровень безработицы, тем больше это способствует криминализации общества.

3. Умеренная безработица содействует оптимизации структуры занятости по половозрастному критерию: если в структуре занятых преобладает женская рабочая сила, то это плохо сказывается на воспитании детей, рождаемости, что плохо для общества в целом. Умеренная безработица в большей степени включает женщин, что корректирует структуру занятости и способствует улучшению демографической ситуации в стране.

3. Рост безработицы приводит к ухудшению психического здоровья общества.

4. Умеренная безработица способствует повышению предпринимательской активности, так как охлаждает пыл наемных работников, которые выдвигают непомерно завышенные требования по оплате труде. На длительном отрезке времени это в некоторой степени способствует стабилизации общественно-политической обстановки в стране.

4. Высокий уровень безработицы может привести к социально-политическим потрясениям, социальным катаклизмам, политической нестабильности общества.