Общие сведения о работе аудиторов в россии. Аудиторская деятельность

1. Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

2. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

5. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

3. Аудит существенно отличается от ревизии по целому ряду признаков. Под ревизией понимается обследование деятельности юридического лица вышестоящей или контролирующей организацией с целью проверки правильности и законности действий этого экономического субъекта. Если целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом, то цель ревизии - это выявление недостатков, предложения об их устранении и наказание виновных.По характеру деятельности: аудит - предпринимательская деятельность; ревизия - исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей организации (при ведомственном контроле) или государства (при государственном финансовом контроле). По практическим задачам: аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, помощь и консультирование клиента; ревизия - сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

4. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.Под сопутствующими услугами понимаются: услуги по разработке рациональной модели бухгалтерского учета для целей финансового анализа, по оптимизации налогообложения, по определению будущих потребностей в финансировании. Аудит в сфере управления помогает оптимизировать структуру предприятия, аудит в сфере экономического анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности способствует повышению экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Аудит - это своеобразная экспертиза бизнеса, способствующая повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и, безусловно, представляющая в этих аспектах интерес для предпринимателей.

6 . Сторонами по договору при осуществлении аудиторской деятельности выступают экономические субъекты и аудиторы - как аудиторские фирмы, так и работающие самостоятельно. Перечню экономических субъектов соответствуют общий и отраслевые виды аудита: банковского аудита, аудита страховых организаций и аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Вид аудита определяется в лицензии. Одна и та же аудиторская фирма (аудитор) может обладать лицензиями для осуществления нескольких видов аудиторских проверок. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы могут быть частными, государственными, муниципальными, принадлежать общественным объединениям (организациям).

7. К числу основных признаков классификации аудиторских фирм можно отнести характер деятельности (выполняемые функции) и объем реализуемых услуг. По характеру деятельности (выполняемым функциям) аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.Аудиторские организации можно подразделить на «большие», «средние», «малые». Профессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения выполняемых функций могут быть разделены на следующие группы: руководители аудиторской проверки; старшие аудиторы (руководители звеньев); рядовые участники аудиторских проверок (помощники, ассистенты аудиторов); прочие специалисты (к числу прочих специалистов относятся бухгалтеры-эксперты, программисты, экономисты и др.). Крупные аудиторские организации могут иметь сложную структуру управления включающую департаменты, отделы. В крупной аудиторской фирме имеются заместители руководителя, которым подчиняются соответствующие отделы. К основным относятся отделы по проведению аудита и сопутствующим услугам. Кроме того, для ведения бухгалтерского учета в фирме имеется бухгалтерия, для осуществления хозяйственной деятельности - административно-хозяйственный отдел. Редакционно-издательский отдел занимается издательской деятельностью. Если у аудиторской организации имеются филиалы, то организуется специальный отдел для связи с этими подразделениями.

8. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия. Аудитор – это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности: по подходу к проверке, по взаимоотношениям с клиентами, по выводам, сделанным по результатам проверки. Понятие аудита значительно шире понятия контроля и ревизии. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить, как своеобразную экспертизу в бизнесе.

9. Основные права и обязанности аудиторов, аудиторских организаций и проверяемых субъектов определены Законом об аудите и могут быть конкретизированы при заключении договора. В соответствии с Законом индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют, в частности, право: самостоятельно определять формы и методы аудита; проверять у аудируемых лиц документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки. Данным правам аудиторов и аудиторских организаций соответствуют обязанности проверяемого субъекта Закона об аудите. Закон предусматривает широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских организаций). Так, аудиторы (аудиторские организации) обязаны: а) соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства; б) предоставлять аудируемому лицу по его требованию необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы; в) в срок, установленный договором, передать заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор; г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица.

10. А. получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг; Б . При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

11. В Федеральном законе "Об аудиторской дсятельности" отмечено, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Это касается и обеспечения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами сохранности сведений и документов, получаемых и/или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности. Аудиторскую тайну должен хранить и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности. В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом сведений аудируемого лица, составляющих аудиторскую тайну, виновные несут ответственность и должны возместить причиненные убытки.

12. Независимость аудитора - один из принципов аудита, заключающийся в обязательном отсутствии при формировании мнения аудитора его финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности относительно проверяемого экономического субъекта, превышающей договорные отношения на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны: собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор. В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и определяющие ее критерии регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.

13. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

14. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются: высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию; наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

15. установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов; вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

17. Обязательный аудит (производство, торговля, услуги). Цели: проверка достоверности финансовой отчетности; Аудиторское обслуживание . Проведение в течение года квартальных (полугодовых) аудиторских проверок с выдачей в конце года заключения. Инициативный аудит. Цели определяет заказчик, часто это: консультирование по вопросам бухгалтерского и налогового учета; анализ и проверка данных бухгалтерского учета ; проверка расчетов; проведение инвентаризаций активов и обязательств. Оценка бизнеса (инвестиционные компании и брокеры, негосударственные пенсионные фонды, фонды всех типов, биржи). Цели: проверка достоверности бухгалтерской отчетности и целевого использования денежных средств; Налоговый аудит. Цели: Подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов; Сбор необходимой информации для оптимизации налогообложения; Минимизация налоговых выплат.

18 . АКТИВНЫЙ АУДИТ

Одним из самых распространенных видов аудита является активный аудит. Это исследование состояния защищенности информационной системы с точки зрения хакера (или некоего злоумышленника, обладающего высокой квалификацией в области информационных технологий). Зачастую компании-поставщики услуг активного аудита именуют его инструментальным анализом защищенности, чтобы отделить данный вид аудита от других. Суть активного аудита состоит в том, что с помощью специального программного обеспечения (в том числе систем анализа защищенности) и специальных методов осуществляется сбор информации о состоянии системы сетевой защиты. Под состоянием системы сетевой защиты понимаются лишь те параметры и настройки, использование которых помогает хакеру проникнуть в сети и нанести урон компании.

19. Данный вид аудита заключается в анализе определенной финансовой и

хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Соответствие требованиям:

Проверка, соответствует ли деятельность предприятия его Уставу; - проверка правильности начисления заработной платы и других выплат работникам; - проверка правильности начисления налогов и сборов в бюджеты различных уровней, а также во внебюджетные фонды; - обосновано производится ли производственное списание затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) и не занижается ли при этом прибыль. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов (Инспекция федеральной налоговой службы, Контрольно-ревизионное управление.

20. Обязательный общий аудит осуществляется в случаях, если: организация имеет организационно - правовую форму открытого акционерного общества; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда; обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом. В настоящее время критерии для проведения аудита определяются исходя из МРОТ, равного 100 рублям.

21. В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. Согласно ГК РФ по договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя, то есть аудиторской организации. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен. Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность, - выгодоприобретателя, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он заключен.

22. По объектам аудита: банковский аудит, аудит страховых органов институтов и биржевых фондов.Пример банковский аудит: основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки.

23. По назначению: аудит финансовой отчетности, налоговый аудит, аудит на соответствие требованиям, ценовой аудит, управленческий, аудит хозяйственной деятельности. Аудит финансовой отчетности: основной целью аудита подготовленной в соответствии с российским законодательством бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности банка за год, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также предоставление детализированного отчета. Налоговый аудит -это независимая проверка систем бухгалтерского и налогового учета организации на предмет: правильности формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период времени; состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; соответствия систем бухгалтерского и налогового учета требованиям действующего законодательства.

24. По времени осуществления: первоначальный, согласованный (повторяющийся) оперативный: Первоначальный аудит - вид аудита, который проводится впервые данным аудитором (аудиторской фирмой) для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и другие виды услуг). Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного (повторяющегося) аудита.

25. Организация государственного регулирования, а также контроля аудиторской деятельности Временными правилами возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В положении о комиссии установлено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам, даёт разъяснения применения Временных правил.

26. Многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации включает 4 основных уровня. I уровень: федеральное законодательство. Закон «Об аудиторской аудиторской деятельности».II уровень: стандарты аудита. Федеральные правила (стандарты), до принятия которых действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. III уровень: внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. IV уровень: внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

27. Правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам

аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом

Президента Российской Федерации. Целью правила (стандарта) является определение действий

аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве

индивидуального предпринимателя, по изучению работы внутреннего аудита, оценке ее влияния на объем и процедуры внешнего аудита, использованию результатов его работы.

40 . Аудиторские доказательства - информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, финансовом состоянии и перспективах развития экономического субъекта.

А.д. базируются на документальных источниках, документации (первичных документах и регистрах) бух. учета, заключениях экспертов, результатах проведенных опросов, а также на сведениях из др. источников. А.д. могут быть внешними, внутренними и смешанными.

41. Аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным нормативными актами, действующими в РФ, имеющий официальное значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, предназначенный для любых пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

43. Аудиторское заключение заведомо ложное - под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное либо без проведения аудиторской проверки, либо по ее результатам, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для проверки и рассмотренных аудиторской орг-цией. Заведомо ложным аудиторское заключение признается только по решению суда. Составление такого заключения влечет за собой ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской ор-гции лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, его подписавшего, также аннулирование квалификац. аттестата аудитора и привлечение к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

37. Первым этапом аудита является подготовительный этап. Целью этого этапа является выяснение потребностей клиента и заключение договора. Для получения максимального объема информации аудитору необходимо заранее подготовить вопросы, подлежащие обсуждению. Эти вопросы целесообразно включить в макет протокола встречи. Кроме того, необходимо иметь ответы на весь перечень вопросов, указанных в анкете. Следует отметить, что сведения, содержащиеся в анкете, используются во всех последующих бланках и процедурах. В блоке документов “Заключение договора” есть макет Договора на аудит , составленный с учетом Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФПСАД) , а также Приложение к договору , содержащее перечень дополнительных услуг, предоставляемых клиенту. Из двух образцов писем: письма-предложения и письма-обязательства, последнее является обязательным. В нем раскрывается смысл аудита и отражена ответственность клиента и аудитора.

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Основная цель аудита может дополняться и другими целями, обусловленными договором на проведение аудита , например, улучшение финансового состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптимизация затрат и финансового результата и другие.

Задачами аудита являются:

1. оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2. оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей;

3. оказание помощи управляющим органам организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений;

4. ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность (перспективный анализ);

5. выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;

6. проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

7. подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.

Для достижения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

  • соответствует ли отчетность всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивых сведений;
  • учтены ли все активы и пассивы экономического субъекта;
  • все ли категории включены в бухгалтерскую отчетность и правильно ли они отражены в отчетных формах;
  • имеются ли основания, служащие для включения в отчетность указанных в ней сумм;
  • все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается:

Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

Налоговое консультирование;

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

Управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

Правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

Проведение маркетинговых исследований;

Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

Обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Источник - Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.
Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Экономическая сущность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для финансовой отчетности. Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных лиц.

Пользователи финансовой отчетности:
  • инвесторы и их представители;
  • работники и их представители;
  • заимодавцы;
  • поставщики и подрядчики;
  • покупатели и заказчики;
  • органы власти;
  • общественность в целом.

С переходом к рыночным отношениям и их развитием аудит в россии приобретает все большее значение. В мировой практике аудит широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль — дело сравнительно новое. В связи с тем, что пользователям экономической информации необходима уверенность в качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторов и аудиторских фирм предъявляются все более высокие требования.

Виды аудита

Виды аудита согласно зарубежной практики:
  • Финансовый аудит — проверка финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета.
  • Операционный аудит — проверка процедур, методов функционирования хозяйственной системы и оценка производительности и эффективности работы организации.
  • Аудит на соответствие законодательству — проверка соблюдения законодательств, правил и стандартов.
  • Специальный аудит — проверка для составления официального заключения относительно надежности информации, представляемой другой стороне.
Виды аудита согласно российской практики:
  • Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности — проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности.
  • Налоговый аудит — проверка на соответствие налоговому законодательству.
  • Аудит на соответствие требованиям — анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.
  • Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ.
  • Аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенный целей.
  • Специальный (экологический, операционный) аудит — проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных правил, норм и процедур.
  • Управленческий (производственный) аудит — проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов.

Классификация аудита

По категориям аудиторов:
  • Независимый
  • Государственный
  • Внутренний
По законодательству:
  • Обязательный — подтверждение достоверности отчетности организации или индивидуального предпринимателя, в случаях, установленных ФЗ "Об аудиторской деятельности.
  • Инициативный — аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта

Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленными законодательством РФ, инициативный аудит — по решению экономического субъекта.

По частоте проведения:
  • Первоначальный — проведение аудиторской проверки в организации впервые.
  • Повторяющийся
По цели:
  • Финансовый
  • Операционный
  • На соответствие законодательству
  • Специальный (работы по аттестации)
  • Финансовой (бухгалтерской) отчености
  • Налоговый
  • Управленческий
По направленности:
  • Общий
  • Банковский
  • Страховых организаций
  • Инвестиционных институтов, внебюджетных фондов

Основные методы аудита

Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. В аудите для сбора аудиторских доказательств применяются те методы, которые определены внутренними правилами (стандартами), а также соответствуют цели и задачам, определенным условиями договоренности. Рассмотрим основные методы, используемые в аудиторской деятельности, которые были накоплены контрольно-ревизионной и аудиторской практикой России.

1. Методы фактического контроля (органолептические методы)

К этой группе методов относятся: инвентаризация, визуальные наблюдения и экспертные оценки.

При аудите финансовой отчетности аудитор не проводит инвентаризацию самостоятельно. Однако согласно Федеральному правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» аудитору желательно присутствовать при проведении инвентаризации перед составлением годового отчета для получения аудиторских доказательств путем наблюдения в отношении предпосылки «существования». По договору на специальное аудиторское задание может быть предусмотрено, что аудиторы проводят инвентаризацию по объектам учета согласно условий договоренности.

В процессе визуального наблюдения , как правило, используют обследование объектов, анкетирование и тестирование. По специальному аудиторскому заданию могут применяться хронометраж, фотография рабочего дня и служебное расследование. Данные методы больше приемлемы для внутреннего аудита.

К экспертным оценкам относятся: контрольный замер работ; технологический контроль, химико-лабораторный анализ; эксперимент; экспертизы различных видов; контрольный запуск (закуп). Применение методов из группы экспертных оценок при аудите финансовой отчетности возможно только с привлечением экспертов. В таком случае аудитору необходимо соблюдать требования ПСАД «Использование работы эксперта» . При наличии внутренних аудиторов в соответствии с возложенными функциональными обязанностями они могут применять в своей работе методы экспертных оценок.

2. Документальные методы

Эта группа включает в себя: исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки. При аудите финансовой отчетности, как правило, проводится исследование документов по форме и содержанию. По форме документы проверяются на предмет наличия и заполнения обязательных реквизитов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Номер документа согласно указанному перечню не является обязательным реквизитом. По наиболее важным направлениям учета

в соответствующих нормативных правовых актах устанавливается норма по ведению журналов регистрации первичных учетных документов. Например, по кассовым документам в Порядке ведения кассовых операций установлено требование по ведению журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Наличие журналов регистрации по всем другим первичным учетным документам характеризует степень эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При отсутствии нумерации первичных учетных документов аудитор не может получить аудиторские доказательства в отношении предпосылки «полнота». Кроме того, аудитор проверяет, оговариваются ли исправления в первичных учетных документах. В соответствии с нормативными правовыми актами запрещается делать исправления в кассовых, банковских документах. По содержанию аудитор проверяет, соответствует ли указанная операция деятельности аудируемого лица, соблюдается ли требование, предъявляемое к бухгалтерскому учету, — приоритет содержания перед формой, не противоречит ли данная операция законодательству Российской Федерации.

К информационному моделированию относятся: встречные проверки, взаимный контроль операций, обратный счет, аналитические проверки документов, контрольные сличения (балансовые взаимоувязки), логические проверки, проверки документов, прослеживание. При аудите финансовой отчетности применяются, как правило, следующие методы:

  • взаимный контроль операций — используется для проверки на предмет непротиворечивости взаимосвязанных операций;
  • аналитическая проверка документов — проверяются арифметические расчеты;
  • проверка документов — представляет проверку наличия первичного ученого документа подтверждающего показатель в финансовой отчетности;
  • прослеживание — представляет проверку правильности отражения первичного учетного документа в учетных регистрах и в финансовой отчетности.

Встречные проверки аудитор проводит опосредованно, обращаясь к аудируемому лицу за предоставлением информации от третьих лиц, подтверждающей ее достоверность. Руководство аудируемого лица обязано ее предоставить. Контрольные сличения (балансовые взаимоувязки) применяются, как правило, в том случае, когда отсутствует аналитический учет. Применение этого метода позволяет выявить искажения по использованию активов в количественном выражении.

Камеральные проверки проводятся на предмет исследования взаимоувязки информации учетных регистров с данными Главной книги, финансовой и другой отчетностью.

3. Расчетно-аналитические методы

Эта группа включает в себя экономический анализ (в том числе аналитические процедуры), статистические расчеты и экономико-математические методы. Данные методы применяются чаще всего в части экономического анализы, что характеризуется использованием аналитических процедур.

В целом основные методы, используемые в аудите, позволяют организовать сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в оптимальные сроки.

Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматрива­ет и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:

услуги действия (услуги но созданию документов, состав кото­рых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее эко­номическим субъектом не созданных);

услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обяза­тельных платежей; тестированию бухгалтерского персонала эконо­мического субъекта);

информационные услуги (услуги по подготовке устных и пись­менных консультаций по различным вопросам; проведение обуче­ния, семинаров, «круглых с толов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций).

Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше за­ниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь, финансовой), ее достоверности и законности. Ре­зультат аудиторских услуг - возможное состояние объектов в буду­щем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные ха­рактеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятель­ность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг.

Аудит - вид коммерческой активности - в отличие от консульти­рования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исто­рически профессиональный аудит стал формироваться как следст­вие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а ауди­торы их строго придерживаются.

Консультирование - это «любая форма оказания помощи в отно­шении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, по помогает тем, кто ответственен за это». Под консультированием по­нимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуа­цию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большин­ство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют».

Управленческое консультирование - это «консультативная служ­ба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, кото­рые помогают организации-заказчику выявить управленческие про­блемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений».

Если аудитор - это лицо, аттестованное в установленном поряд­ке, то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности.

Главный критерий успешности и эффективности работы консуль­танта - уровень удовлетворения потребности клиента в осуществле­нии какого-либо управленческого решения в рамках своей организа­ции. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда сво­ему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе.

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, TSO 9001:94, поз­воляющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Та­кой международный сертификат получила пока единственная рос­сийская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ).


Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, - диплом Школы консультантов по управлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Пра­вительстве РФ. Этот диплом выдастся пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3-4 года. Значит, вопрос об эксперти­зе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организаци­онному развитию (АКУОР).

Международная организация труда (МОТ) с момента своего по­явления уделяла значительное внимание развитию служб управлен­ческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра- нам-участницам организовывать местные консультационные служ­бы для различных секторов экономики и готовить преподаватель­ские кадры и консультантов по вопросам управления.

Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство - предприни­матели - трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена при­соединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифициро­вала 55 конвенций, из которых действуют 48.

Аудит и консультирование - смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуе­мой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стан­дартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.

Аудит и ревизия .

Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить закон­ность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рам­ки требований действующих регулятивов. Задача аудитора - опре­делить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.

По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор дол­жен соблюдать конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским пра­вом, выражающим горизонтальные связи.

Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же - развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.

Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управ­ленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как не­обходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.

Контроль - это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управля­емого объекта с целыо оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприя тных ситуаций, о которых целе­сообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел». Среди ви­дов контроля можно выделить административный, технический, хо­зяйственный, финансовый, экономический, экологический.

Становление аудита в России

Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него господст­вуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стрем­ления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гаран тии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.

В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустро­ить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных уч­реждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная дея­тельность государственного контроля ни в каком отношении не под­лежит компетенции Совета Министров»).

В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный ко­миссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. Па них возлагались про­верка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. - Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. - Комиссия советского контроля, 1940 г. - Народный комис­сариат государственного контроля, 1946 г. - Министерство народно­го контроля СССР, 1965 г. - Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно воз­растал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требова­лось тех, кто проверял бы правильность их работы.

Правительство время от времени предпринимало попытки скоор­динировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.

После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государствен­ных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.

Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-эконо­мический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.

В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита - незави­симого контроля. Строго говоря, «Инаудит» не мог считаться неза­висимым - его учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.

Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволи­ло создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограничен­ной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить раз­мер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома.

В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Кон­такт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматрива­ли проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов соб­ственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по во­просам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой дея­тельности.

В это же время на аудиторском рынке России появилась «боль­шая шестерка» западных аудиторских фирм. В январе 1990 г. обра­зовано совместное предприятие «Эрист энд Янг Внешаудит». Но специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вис зависимости от их располо­жения или принадлежности.

К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты норма­тивных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.

Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стра­тегического и оперативного управления, при выполнении всех уп­равленческих функций, при проведении технической работы по уп­равлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостат­ки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию по­нятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бух­галтеров.

Президент России 7 августа 2001 г. подписал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планиру­ется создание единого федерального органа для регулирования дея­тельности аудиторско-консалтинговых групп, оговариваются усло­вия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения, в ком­петенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуаль­ных аудиторов и аудиторских организаций.

В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших рос­сийских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка ауди торов и консультантов, взвешенная но рангу, возросла соответ­ственно в два раза.

Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 1.4.

Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.

Таблица 1.4

Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг, %

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые ауди­торы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.

Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическо­го объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или ка­сающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной сто­роне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понима­ется независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчет­ности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении досто­верности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйствен­ного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предпри­ятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также госу­дарства как потребителя информации о результатах деятельности пред­приятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффектив­ность функционирования рынка капитала и дает возможность оцени­вать и прогнозировать последствия принятия экономических реше­ний.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хо­зяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по исполь­зованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих опе­раций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна под­крепляться возможностью получать и использовать финансовую ин­формацию всеми участниками сделок. Достоверность информации под­тверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники - ак­ционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоя­тельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочис­ленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным за­писям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельно­сти предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо го­сударству для принятия решений в области экономики и налогообло­жения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Феде­рации, образована Комиссия по аудиторской деятельно­сти при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ ут­вержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, оп­ределены порядок проведения аттестации на право осу­ществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обя­зательному аудиту,

Комиссией по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ предоставлено право проводить квалификационные экзамены (аттестацию) по общему аудиту более чем тридцати вузам и другим организациям, при кото­рых созданы специальные центры по проведению ква­лификационных экзаменов на право заниматься ауди­торской деятельностью. За прошедший период в этих центрах успешно сдали экзамены и получили аттестаты в области общего аудита более 26 000 аудиторов, в области инвестиционных институтов - 1600 человек. Аналогич­ную работу в области банковского аудита проводит Цен­тральный банк РФ, в области страхового аудита - Ми­нистерство финансов (ранее Росстрахнадзор).

Сущность аудита и аудиторской деятельности

В Российской Федерации финансовый контроль осуществ­ляется в виде государственного финансового контроля и ауди­торской деятельности, которые находятся в стадии станов­ления и постепенного совершенствования в соответствии с по­требностями правового государства. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправ­ления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Депар­тамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по нало­гам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экс­портному контролю, Федеральное казначейство. Государствен­ный таможенный комитет, контрольные органы Законодатель­ных (исполнительных) органов субъектов Российской Федера­ции (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Основные функции включают: проверку пра­вильности образования государственных средств, их сохранно­сти и целевого использования; контроль правильности и эффек­тивности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уго­ловная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Фе­дерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнитель­ной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы - суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции - в пределах их компетен­ции, руководители органов государственного финансового кон­троля.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, государ­ственные и унитарные организации должны осуществлять ве­домственный контроль за законностью расходования государст­венных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ве­дения учета и др.

Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность ат­тестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономичес­кой деятельности, направленная на подтверждение достоверности фи­нансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприяти­ем (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физи­ческим лицам.

Данное определение аудита отражает:

1. единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;

2. единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицен­зий;

3. единые и обязательные условия - аудит проводится независимы­ми субъектами.

Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет со­бой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудитор­ских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтер­ского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказа­нию иных аудиторских услуг .

Аудитор (от лат. auditor - слушатель, ученик, последователь) - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия за определенный период. Аудитор отли­чается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказа­ние различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обу­чение и др.

Известный американский специалист в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринима­тельского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно под­считать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на ау­диторов не оказывает.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской эксперти­зы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечи­вающей получение источника доказательств в применении экс­пертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследо­вания совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уго­ловного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процес­суально-правовую форму (правовую сторону данного вида экс­пертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как ква­лифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматри­вает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области ауди­та, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки соз­дать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказа­лась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый тол­чок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудитор­ская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими про­верками, консультированием СП по налогообложению, по раз­личным правовым вопросам и др.

В настоящее время в России создано и успешно функциони­рует более трех тыс. аудиторских фирм. К ним относятся такие, как «ФБК», «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП» (Москва), «Актионаудит» (Екатеринбург) и др.

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России от­крыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные ауди­торские фирмы - «Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «KPMG» и др.

Кроме аудиторских фирм аудитом в России занимаются и частнопрактикующие аудиторы (аудиторы-предприниматели), которых насчитывается более 2000 человек.

Аудитор является представителем свободной профессии, как, например, частнопрактикующие адвокаты, врачи, музыканты. Однако аудиторы, работающие в одиночку, в развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время встречаются все реже.

Цели и задачи аудиторской деятельности

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогран­ны. Общая классификация аудиторской деятельности представ­лена на рисунке 1.

Исходя из приведенной классификации целесообразно рас­сматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и россий­ских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита - дать объективные, реаль­ные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциаль­ность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; уме­ние принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко­мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Перечисленные выше особенности определяют нормы пове­дения аудитора.

Независимость аудитора обусловливается тем, что он не яв­ляется сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контро­лем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предпри­ятиях никаких имущественных или личных интересов. Объек­тивность обеспечивается высокой профессиональной подготов­кой аудитора, большим практическим опытом, знанием новей­шей методической литературы.

Конфиденциальность - важнейшее требование при осуществ­лении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предостав­лять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секре­тов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и мате­риальную* ответственность.

Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уров­не, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.

Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достовер­ные данные для принятия решений.

Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и прове­дения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановле­ния учета.

По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Ответственность аудитора проявляется в том, что он отве­чает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет ру­ководство проверяемого предприятия.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудитор­скими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения на­правлений аудиторской деятельности и отраслевых особенно­стей подразделяется на.общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятель­ность в организации по проверке и оценке ее работы в интере­сах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотруд­никам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредст­венно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учре­дителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в на­логообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчет­ности.

Инициативный аудит проводится обычно по решению руко­водства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выяв­ление состояния финансовой отчетности; организация делопро­изводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния рас­четов по налогообложению и др.

Можно назвать несколько причин проведения инициатив­ного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриве­домственному контролю, прошедшие в последние годы проце­дуру приватизации и акционирования и превратившиеся в ак­ционерные общества, лишились контроля со стороны специаль­ных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, кото­рая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образо­ванных.

Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. в этом случае контролю и анализу подверга­ются только отдельные разделы и участки учета. Различной мо­жет быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязатель­ного аудита.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответст­вии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.94г.

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по Проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качест­венного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

На подтверждающей стадии аудита при проведении провер­ки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каж­дою хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером созда­вал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

Поскольку аудит - деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали прово­дить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске , - такой вид аудита, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий ра­боты предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суж­дение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эф­фективную в отношении затрат проверку.

По объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) преду­сматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый ау­дит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый ау­дит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для выявления соблю­дения предприятием конкретных правил, норм, законов, инст­рукций, договорных обязательств, которые оказывают воздейст­вие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и упла­та налогов и др. Проверки на соответствие требуют установле­ния соответствующих критериев для оценки финансовой отчет­ности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки произво­дительности и эффективности. Его можно эффективно исполь­зовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различ­ных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операци­онный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внут­рихозяйственном уровне; внешними или внутренними аудито­рами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

Внутренний и внешний аудит

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его основная задача - решение отдельных фун­кциональных проблем управления, разработка и проверка информа­ционных систем предприятия. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независи­мым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, дей­ствующая в интересах его руководства и (или) собственников, регла­ментированная внутренними документами система контроля за соблю­дением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и на­дежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

2. объемов показателей финансово-экономической деятельности эко­номического субъекта;

3. сложившейся системы управления экономического субъекта;

4. состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные служ­бы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъек­та, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внут­реннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собствен­никами и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) соб­ственников экономического субъекта информационное и консульта­ционное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его ру­ководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимос­ти от особенностей экономического субъекта и требований его руко­водства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

1. проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

2. проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая эк­спертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных ста­тей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

3. проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

4. проверку деятельности различных звеньев управления;

5. оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изуче­ние и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных под­разделениях экономического субъекта;

6. проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности иму­щества экономического субъекта;

7. работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

8. оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

9. специальные расследования отдельных случаев, например подо­зрений в злоупотреблениях;

10. разработку и представление предложений по устранению выяв­ленных недостатков и рекомендаций по повышению эффектив­ности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначивше­му его руководству и (или) собственникам и независим от руководи­телей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:

Внутренний аудит - это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выпол­нять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей органи­зации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего ауди­та определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении ши­рокого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

1. проверку систем контроля, направленную на выработку полити­ки компании в рамках законодательства;

2. оценку экономичности и эффективности операций компании;

3. проверку уровня достижений программных целей;

4. подтверждение достоверности информации, используемой руко­водством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности са­мой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, ру­ководство предприятия может оперативно и своевременно осуществ­лять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчи­ненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако фун­кции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных про­цедур.

3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой ин­формационной системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.

В таблице 1 перечислены основные особенности и отличия внутрен­него и внешнего аудита.


Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Элементы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством, исходя из потребностей управ­ления: как внутренними подраз­делениями предприятия, так и предприятием в целом

Определяется договором между независимыми сто­ронами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)


Решение отдельных функцио­нальных задач управления, раз­работка и проверка информа­ционных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности предприятия

Определяется руководством предприятия

Определяется законодатель­ством по аудиту: оценка достоверности финансо­вой отчетности и подтверж­дение соблюдений действующего законода­тельства

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандарта­ми внутреннего аудита)

Определяются общеприня­тыми аудиторскими стандартами

Вид дея­тельности Организа­ция работы

Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий руководства

Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и пра­вил аудиторской проверки

Взаимо­отношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руко­водству предприятия и находя­щиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на пра­во заниматься этим ви­дом предпринимательства

Квалифика­ция

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответствен­ность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установ­ленная законодательными и нормативными актами

Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

Аудит кризисного предприятия

Необходимость аудиторской проверки кризисного предприятия:

1. Для анализа финансово-экономического состояния и оценки деятельности руководства нео6ходима достоверная информация;

2. Без аудиторской проверки специалисту по антикризисному управлению достаточно трудно объективно оценить ситуацию на предприятии и разработать программу реформирования и реструктуризации предприятия.

Значение аудиторской проверки кризисного предприятия:

1. Позволяет оценить качество и достоверность бухгалтерской отчетности;

2. Позволяет выявить наиболее уязвимые места в управлении финансово-экономической и юридической деятельности;

3. Позволяет на основе проведенного анализа отражения всех операций, произведенных предприятием, подготовить план оздоровления (реструктуризации, изменения экономической, учетной, финансовой, налоговой политики и т.д.)

Список использованной литературы

1. Временные правела аудиторской деятельности в Российской Федерации указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2263

2. Гражданский кодекс РФ М. – 1994г.

3. Данилевский Ю.А. «Аудит в России» М. – 1994 г.

4. Суйц В.П. и др. «Аудит: общий, банковский, страховой» М. – 2000 г.

5. «Аудит в России» М. «Инвест Фонд» 1994 г.

6. Комыщанов П.И. «Практическое пособие по аудиту» М. – 1994 г.

7. Подольский В.И. «Аудит» Учебник М. – 2000 г.

8. Перекрестенко П.В. и др. «Бухгалтерский учет и аудит» М. – 1997г.