Кто пользуется льготами при оплате земельного налога. Физлица: кто имеет льготы на земельный налог

Очередные изменения по расчету налога на землю вступают в действие в ближайшем году. Власти продолжают увеличивать сумму платежа, опираясь на кадастровую оценку. Максимальная ставка в пределах 0,3% от стоимости земельного участка зарегистрирована в Налоговом кодексе. Для многих выплата в несколько тысяч в год весьма внушительна. Государственный земельный налог для пенсионеров в 2018 году можно оспорить, существуют определенные льготы, позволяющие уменьшить налоговую ставку и даже освободиться от оплаты за участок.

Что такое налог на землю

Земельный налог – обязательный платеж, взимается со всех граждан, обладающих правом пользования землей. Является местной пошлиной, все собранные средства используются для нужд муниципальных образований. Нормы налогообложения граждан, имеющих землю в собственности, действуют на основании ФЗ от 29.11.2004 N 141-ФЗ. Сумма налога рассчитывается государственными органами, опирается на:

  • Кадастровую стоимость участка земли.
  • Ставку земельного налога, размер которой связан с типом территории налогоплательщика. Законодатель устанавливает ставку, которая составляет 0,3% от цены за дачный или садовый участок, земли огородничества, сельского хозяйства, животноводства.

К владельцам других видов земли применяется ставка 1,5% от кадастровой цены территориальной границы. Нюансы:

  • Это максимально возможные ставки по земельному налогу.
  • Муниципальные образования имеют полное законное право устанавливать меньшую налоговую сумму, завышать эти значения – нет.

Изменения при расчете земельного налога в 2018 году

Налог на землю в 2018 году будет определяться по государственной кадастровой оценке земельных владений. Этот принцип расчета не новый, он поэтапно запускается правительством после начала кризиса с 2015-2016 гг. и рассчитан на 5 лет. Все налоги поступают в местные бюджеты, а использование кадастровой оценки значительно повысило итоговые суммы.

К окончательной сумме налога на переходном этапе действует поправочный коэффициент для снижения размера платежа. Коэффициент по стоимости ежегодно корректируется до достижения единицы через планируемые 5 лет. Важное нововведение для расчета земельного налога к 2018 году – очередной рост суммы на 20%.

Преимущества кадастровой оценки для региональных

По отдельным регионам налог на землю допускается изменять. Местные власти вправе устанавливать норму ставки налога от 0,1 до 1,5%. Регионы имеют возможность предоставлять земельные льготы для отдельных видов граждан и их видов деятельности. Как подчеркивают эксперты, без увеличения налогов муниципальные органы не способны обеспечить модернизацию инфраструктуры.

Регионы претерпевают дефицит финансирования, с трудом выполняют взятые обязательства. Переход на кадастровую оценку – новое испытание для владельцев бизнеса. По оценкам экспертов, региональные платежи увеличат государственный бюджет до 8 единиц. Основная проблема остается в методике определения государственной кадастровой стоимости земли.

Кому предоставляется льгота в 2018 году

На основании Налогового кодекса РФ и физические лица, и предприятия – собственники земли – являются налогоплательщиками. Граждане, которые арендуют землю на определенный срок, и лица, обладающие правом безвозмездного пользования – от налогов освобождаются. В НК РФ имеется перечень категорий населения с правом льготы или полного освобождения от налогообложения, изложен он приблизительно так:

  • Представители народов севера, пользующиеся землей с целью сохранения традиционного образа жизни и народных промыслов.
  • Малочисленные представители коренных народностей Севера, Дальнего Востока, Сибири.
  • В законодательстве других категорий льготников не упомянуто. Земельный налог для пенсионеров обязателен в 2018 году – это позиция федерального государственного законодательства.

Снижение налоговой нагрузки

На местном уровне власть имеет законные основания вводить свои нормы льгот по налогообложению, решение передается муниципальным ведомствам. Категории граждан РФ, для которых снижают налог на 10000 р., это:

  • Ветераны Великой Отечественной войны.
  • Герои военных действий, званий Герои Советского Союза, Герои России, кавалеры ордена Славы.
  • Ветераны боевых действий всех силовых структур.
  • Инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды детства, Ветераны Великой Отечественной войны.
  • Граждане, пострадавшие от техногенных катастроф.
  • Граждане-инвалиды, получившие лучевую болезнь при ядерных испытаниях.

Исходя из положений федерального законодательства, власти регионов должны внести обязательным пунктом послабление налогообложения землепользования для перечисленных выше категорий граждан. Муниципалитет имеет право затребовать для предоставления льготы соответствующие справки, подтверждающие статус. Пенсионер уточняет перечень заранее сам, обратившись к специальным инстанциям.

Льготы для пенсионеров силовых структур

Еще льготы на земельный налог пенсионерам в 2018 году применяются для категории граждан военных силовых структур: Вооружённые Силы РФ, МЧС и др. Предоставляется компенсация земельного налога для пенсионеров МВД в 2018 году, с выслугой 20 лет и более. Получить компенсацию можно по налогам, уплаченным до 2015 года, – это ограничение устанавливает ст. 20 ФЗ № 247 от 19.07.2011 г. Обратившись за компенсационной выплатой 2016 года, получить средства офицерам пенсионерам можно только за 2013 и 2014 годы, а собрав документы 2018 года – только за 2014 год и т.д.

Должен ли пенсионер платить налог на землю

В 90-х годах пенсионеры полностью освобождались от земельных налогов. С 2005 года льготу отменили. На данный момент отдельных пунктов для граждан пенсионного возраста НК не предусматривает. Не произошло изменений в законодательстве федерального уровня по предоставлению льгот и по итогу 2018 года. По последним законодательным изменениям, земельный налог для пенсионеров в 2018 году полностью не отменяется.

Согласно неоспоримому факту, пожилые люди относятся к малоимущим гражданам – из-за невысоких размеров пенсионных выплат. На большинство налогов для них действуют льготы. По ошибке налог на землю называют имущественным взносом, относят к платежам за недвижимость в собственности. За имущество пенсионеры денежных средств не платят. Налог на землю для пенсионеров существует. И это разные вещи: собственность и земля у налоговиков разделены.

Не стоит путать земельный платеж и имущественный. Пенсионеры платят земельный налог в 2018 году на общих основаниях. Законные льготы по земельному налогообложению для такой категории существуют. Но это платежи регионального и местного значения. Все вопросы рекомендуется уточнять только у местных органов законодательной власти.

Льготы пенсионерам по земельному налогу в регионах

Единых льгот на земельный налог для пенсионеров по закону не существует. По регионам есть особые случаи, которые снижают финансовую нагрузку. По отдельным городам действуют так:

  • Санкт Петербург. Имеющие участок до 25 соток от выплат освобождаются.
  • Сызрань. Налог на землю может быть снижен до 50%.
  • Одинцово. Для пользования льготой нельзя иметь другие источники дохода.
  • Самара. Освобождаются от налоговых выплат на гараж площадью до 24 кв метров и участок земли до 6 соток.
  • Большинство крупных регионов снижают процент, сумма оплаты за счет этого становится меньше. Чтобы узнать подробнее всю информацию нужно посетить отделение ФНС, предоставить удостоверения пенсионера.

Освобождаются ли пенсионеры от уплаты земельного налога в Москве и Московской области

По Москве от уплаты обязательного земельного налога лица пенсионного возраста не освобождаются, по области льготы могут быть предусмотрены. Законодательства устанавливаются местным муниципалитетом. Рассматривать отдельный город Московской области нецелесообразно, для каждого района существуют свои определенные условия. Всю дополнительную информацию необходимо узнавать только по адресу проживания.

Уплата земельного налога пенсионерами в 2018 году

Пенсионеры платят земельный налог в 2018 году на общих основаниях, но каждый пенсионер вправе на перерасчет с учетом уступки. К ним относятся:

  1. Льгота, установленная на муниципальных местных уровнях.
  2. Освобождение от обязательной пошлины.
  3. Снижение нагрузки на 10000 рублей с суммы начисления выплаты.

Должностное лицо налоговой инспекции после приема документов, занимается проверкой достоверности и подлинности информации. Налоговая инспекция выносит вердикт по одной из видов льгот, оповещает заявителя. С момента вынесения окончательного решения начинает действовать закон для льготника, происходит перерасчет выплаты согласно назначенному послаблению.

Порядок получения льгот

Как сообщалось выше, предоставляемая надбавка полностью зависит от региона проживания. Порядок получения льготы одинаковый, поступать рекомендуется по схеме:

  • Обратиться к местному налоговому органу или администрацию, узнать о предоставляемых земельных льготах.
  • Если льготы предоставляются, необходимо с соответствующими документами обратиться в налоговую.

С каждым годом ситуация всё более неустойчивая. Важно знать, если льгота не предоставляется пенсионеру в этом году, следующий год может все изменить. Местные власти сами назначают сумму, срок оплаты и период действия. Земля, не внесенная в кадастровый реестр, налогу не подлежит. Оплатить налог необходимо после соответствующего уведомления из налоговой по адресу владельца земли. Уведомление содержит всю информацию, в том числе куда производить платеж.

Как правильно оформить заявление в налоговую

Следует обратиться в налоговую по месту регистрации земельного участка. По образцу надо заполнить специальный бланк-заявление, где прописываются следующие сведения:

  • ФИО заявляющего лица;
  • адрес прописки;
  • сведения гражданского документа;
  • адрес отделения;
  • дата, подпись.

Если заявление пишется от руки, формат остается стандартным:

  • кому, от кого (правый верхний угол);
  • «Заявление» (посредине листа с заглавной буквы);
  • текст с описанием просьбы (свободная форма);
  • дата, подпись заявителя.

Иногда помимо обязательных полей просят указать дату и период необходимого пособия. Заявление вместе с соответствующей документацией направляется на рассмотрение. Службы самоуправления изучают обращение о перерасчете, сообщают решение. Действия занимают определенное количество времени. Для предотвращения задержек рекомендуется подавать документы сразу, так начисления произойдут безошибочно. Если пенсионер задерживает своевременную подачу заявления, перерасчет может затянуться до 2 лет.

Какие документы нужны

Точный список пакета документов по оформлению льготы зависит от региона. Конкретный перечень уточняется в территориальных отделениях. Обязательный реестр документов для гражданина, находящегося в пенсионном возрасте, следующий:

  • паспорт гражданина РФ;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство правовладения земельным участком;
  • заявление.

Когда вся документация оформлена, государственная налоговая служба РФ одобряет или дает аргументированный отказ. Согласно конституции РФ за гражданином всегда остается право по обжалованию. Требование по оспариванию направляется письменно. Описывается суть жалобы с указанием обоснованных фактов. Органы самоуправления рассматривают жалобное письмо, выносится окончательное решение.

Видео

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу

Волею властьимущих налог на землю относится к налогам муниципальным, то есть таким, которые взимаются в пользу местных бюджетов (городских и поселковых и т.д.). Согласно п. 2 ст. 387 главного законодательного акта в области налогообложения - Налогового Кодекса, власти муниципальных образований вправе решать не только, в каком размере брать плату за землю, но и то, кому и какие льготы по земельному налогу устанавливать. Обзор последних - читайте ниже.

Два уровня льгот

Предоставление льгот по оплате налога на земельный участок производится на двух уровнях.

Первый уровень - общегосударственный. К нему относятся льготы и послабления, утвержденные НК РФ.

Второй, как мы уже говорили - муниципальный. Он находится в полном ведении органов местного самоуправления. Однако и здесь прослеживается общая тенденция. Как правило, все регионы и их муниципальные образования стараются в первую очередь предоставить привилегии, так называемым федеральным льготникам. Это всем известные:

  • Герои РФ и СССР, Герои Труда, полные кавалеры Ордена Славы;
  • Ветераны ВОВ и ветераны боевых действий;
  • Чернобыльцы, лица, пострадавшие от воздействия радиации, а также военнослужащие и граждане, участвовавшие в ликвидации подобных аварий и катастроф;
  • Инвалиды 1 и 2 группы, семьи воспитывающие ребенка-инвалида и инвалиды с детства;
  • Пенсионеры и малоимущие граждане;
  • Многодетные семьи.

Льготы федерального значения

Льгота по уплате земельного налога первого уровня для физических лиц определена п.5 ст. 391 НК России. Ее суть в предоставлении налогового вычета из базовой кадастровой стоимости земельного участка. Размер такого вычета составляет 10 тыс. рублей. Вычет дается только на один участок в данном муниципальном образовании и только федеральным льготникам (пункты 1-3 и 5 из списка выше).

В свою очередь некоторые организации и ЮЛ также имеют право на общегосударственные льготы (ст. 395 НК России). Например, не облагаются налогом земли принадлежащие:

  • ФСИН;
  • религиозным и благотворительным организациям;
  • сообществам инвалидов;
  • коренным народам Севера;
  • резидентам специальных экономических зон и т.д.

Вот и все, что предусмотрело для граждан федеральное законодательство. Поговорим о законодательстве местном.

Льготы регионального значения

Итак, какие же налоговые льготы по земельному налогу в 2015 году действуют по стране?

В Московской области действуют два закона о льготном налогообложении. Первый касается преимущественно юридических лиц (закон МО N 151/2004-ОЗ от 24.11.04г.). Второй - имеет непосредственное значение к главному городу федерального значения России и направлен он непосредственно на отдельные группы физических лиц (законом г. Москвы №74 от 24.11.04г.).

Согласно последнему льгота в виде налогового вычета в 1 млн. руб. предоставляется федеральным льготникам под пунктами 1-4 и 6 из списка, приведенного нами выше. О свих правах на льготы получатели обязаны сообщить в управление ФНС г. Москвы не позднее 01.10 текущего года. Так, льготы по уплате налога на земельный участок в 2015 году даются тем, кто подал соответствующее заявление до первого октября 2014 года.

В Санкт-Петербурге налог за землю не платят федеральные льготники из списка выше. При этом на пенсионеров накладывается дополнительное ограничение по площади участка, не облагаемой налогом - 2,5 тыс. кв.метров. Помимо федеральных льготников особые привилегии получают военнослужащие, в том числе военные пенсионеры, а также семьи военнослужащих и госслужащих, потерявшие кормильца. Указанные нормы закреплены в ст. 5 закона Санкт-Петербурга №617-105 от 23.11.12г.

В новоиспеченном городе федерального значения Севастополе с льготами физическим лицам пока туговато. В настоящий момент от налога на землю освобождены только территории, принадлежащие муниципалитету (закон г. Севастополя №81 от 26.11.14 г.). Остается только надеяться, что в ближайшем будущем местное законодательное собрание обязательно рассмотрит поправки, уравнивающие права физических и юридических лиц.

В Нижнем Новгороде привилегии весьма скудны. Не платят налог здесь только Ветераны и инвалиды ВОВ. Небольшая льгота по налогу на землю предоставляется также членам садоводческих кооперативов, не осуществляющие коммерческую деятельность и владельцам садов и огородов, которые по весне затапливаются талыми водами. Для них ставка платежа снижается на 3/4 (Постановление Городской Думы г. Нижний Новгород №76 от 28.10.05г.).

В Самаре (Постановление Самарской ГД № 188 от 24.11.05г.) освобождаются от платы 1 участок под жилой дом, дачу или другую жилую постройку площадью не более 600 кв. метров, гаражный участок в пределах 24 кв. метра и участок под погреб(кладовую)
в пределах 18 кв. метров для следующих граждан:

  • федеральных льготников (пункты 1,3,4-6) списка;
  • инвалидов 3 группы и инвалидов боевых действий.

В Новосибирске платить налог в этом году не будут только ветераны ВОВ. Пенсионеры и многодетные семьи имеют право уменьшить налоговую базу на 50%, а местные товаропроизводители - на треть (Решение Городского совета Новосибирска №105 от 25.10.05г.).

В Ростове-на-Дону льготы предоставляются всем типам федеральных льготников, указанных нами в списке выше. Только малоимущие семьи не освобождены от уплаты налога полностью. Им придется заплатить хотя бы половину налога (Решение Ростовской ГД №38 от 23.08.05г.).

В Саратове право на привилегии имеют все те же группы граждан - герои, ветераны, инвалиды и т.д. (решение Саратовской ГД №63-615 от 27.10.05 г.). При этом на пенсионеров и многодетные семьи наложено дополнительное ограничение по площади участка - до 1000 кв.метров.

А что же ветераны труда? Увы, ни в одном из рассмотренных нами законодательных актов они не были перечислены в списках на получение льгот по земельному налогу. Впрочем ветераны труда могут претендовать на получение льготы по другому основанию - как пенсионеры.

Категория льготников, которая полностью освобождена от налогообложения, определена ст. 395 НК РФ. Остальные собственники земельных участков, за исключением тех, кто имеет право на вычет сообразно ст. 391 НК РФ, оплатить налог обязаны. В данной статье рассмотрим льготы по земельному налогу, кто имеет право на льготу и какие документы нужны для ее получения.

Категории льготников, для которых сообразно закону действуют послабления

Итак, льготирование по части земельного налога регламентируется Налоговым кодексом (ст. 391, 395) и местным законодательством. Категории лиц, которые подпадают под льготирование, немногочисленны.

Категория льготников Кто из льготников высвобождается от уплаты налога за землю? Кто из плательщиков может рассчитывать на снижение налоговой базы на 10 тыс. руб.?
Юрлица Организации:

Минюста (уголовно-исполнительной системы),

религиозные,

народных художественных промыслов,

общественные организации инвалидов, где не меньше 80% – инвалиды,

участники СЭЗ,

управляющие компании сообразно ФЗ «Об инновационном центре Сколково»,

резиденты особой экономической зоны,

иные организации и учреждения, указанные в ст. 395 НК РФ

Физлица Сюда причисляют тех, кто проживает в отдаленных районах страны (Север, Сибирь, Дальний Восток), владеет участком земли и традиционно занимается ведением личного хозяйства
Ветераны боевых действий +
Инвалиды детства и 1, 2 (группу получили до 2014 г.) группы +
Чернобыльцы +

На земельные участки, задействованные в предпринимательской деятельности, льготирование не распространяется. ИП должен уплатить налог за землю, которая находится в его владении, даже если она простаивает. Это же правило действительно практически для всех остальных собственников земель.

Так, если ветеранам боевых действий предусмотрено льготирование в виде вычета в любом случае, то в отношении пенсионеров, ветеранов труда, многодетных семей льготирование применяется лишь на основании действующих местных нормативных актов, т. к. к льготникам их не причисляют.

Льготы по земельному налогу: как получить льготу?

Автоматически льготирование не оптимизируется. Для подтверждения прав на льготу следует обратиться к налоговикам с заявлением и приложить к своему обращению конкретные документы. Передать комплект готовых документов можно одним из традиционных способов:

  • посредством почтового отправления (заказным письмом);
  • при личном посещении налоговых органов;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Для отправки комплекта посредством почтового отделения, делаются копии, заверять их у нотариуса необязательно. О принятии решения заявителя извещают, после чего со времени наступления права на льготу производится перерасчет.

Какие документы необходимы физлицу, юрлицу для получения льгот

Лицам, подпадающим под льготирование, по обращении в налоговую следует подготовить стандартный комплект документов. Кроме этого, отдельным категориям граждан требуется представлять дополнительные документы (далее в тексте - ДД).

Стандартный комплект документов для всех физлиц паспорт (документ, удостоверяющий личность),

свидетельство о праве собственности на землю заявителя (государственный акт на землю),

подтверждение регистрации,

справка о доходах

ДД для пенсионера копия пенсионного удостоверения (заверить нотариально)
ДД для инвалидов ВОВ и боевых действий удостоверение инвалида ВОВ
ДД для участников ВОВ (инвалидов вследствие заболевания, иных причин) удостоверение ветерана ВОВ общего образца
ДД для инвалидов 1, 2 групп удостоверение инвалида,

пенсионное удостоверение либо справка врачебной трудовой комиссии, свидетельствующая об инвалидности

Чернобыльцы специальные удостоверения участников ликвидации чернобыльской катастрофы

В зависимости от наличествующих дополнительных региональных льгот, их видов, категории льготника список подаваемых документов может разниться. Поэтому весь перечень требуемых документов желательно заранее выяснять у налоговиков.

Ставки земельного налога и формула калькуляции по земельному налогу

Организации калькулируют сумму земельного налога самостоятельно. Для физлиц сумму платежа к уплате подсчитывают налоговики. Величина земельного налога не зависит от итогов деятельности их собственников, использующих землю в своих целях: для ведения ЛПХ и т. п. Сумма к уплате представляет собой константный ежегодный платеж.

При калькуляции используются налоговые ставки (НС), кадастровая цена (КЦ) участка земли, а также коэффициент владения (КВ). Числовой множитель (КВ) применяется, если участок использовался неполный год. При подсчетах учитывается также наличие льгот. Размер максимальной ставки привязан к его назначению, т. е. виду территории:

  • 0,3% (целевое назначение участка земли - садоводство, огородничество, для сельскохозяйственной деятельности, обеспечения обороны, безопасности, жилищный фонд);
  • 1,5% (для других видов земель).

Указанные процентные ставки являются предельными значениями, фиксированные федеральным законом, посему муниципальные власти не вправе их превышать. Калькуляция земельного налога производится по стандартной формуле: НС * КЦ * КВ.

Региональные льготы по земельному налогу

Актуальные данные о льготировании по части земельного налога, которое применяется на муниципальном уровне, можно найти на официальном сайте ФНС. С этой целью используется электронный сервис «Справочная информация о ставках и льготировании по имущественным налогам».

Область, край Некоторые местные льготы за налоговые периоды 2015 -2016 гг.
Ленинградская В Федоровском СП, Тосненского района освобождены от уплаты:

одинокие пенсионеры и супруги (60 и 65 лет соответственно), живущие в частном секторе с доходом ниже прожиточного минимума,

ветераны и инвалиды ВОВ, труженики тыла;

Шапкинское СП, Тосненский район:

пенсионеры, проживающие на территории СП, уплачивают 40% от суммы налога

Московская Городской округ Ивантеевка:

освобождены чернобыльцы, малоимущие граждане, состоящие на учете в управлении соцзащиты, одинокие пенсионеры;

снижена база налога для почетных жителей города на 70%, зарегистрированных ветеранов труда пенсионного возраста - на 50%, для семей с 3 и более детьми до 18 лет со среднедушевым доходом меньше прожиточного минимума - на 50% и др.;

Городское поселение Правдинский Пушкинского района:

освобождены многодетные семьи за полученные от государства участки безвозмездно;

малоимущие пенсионеры оплачивают 50% налога

Белгородская Новые местные льготы не вводились
Тульская РП Арсеньево Арсеньевского района:

освобождены многодетные семьи,

органы местного самоуправления и др.

Рязанская Новых местных льгот нет
Липецкая Муниципальное образование Фащевский сельсовет, Грязинского района:

освобождены органы местного управления и учреждения культуры, здравоохранения, образования, субсидируемые из местного либо областного бюджета

Нижегородская Чкаловск:

освобождены органы местного самоуправления, учреждения образования, спорта, культуры, СМИ, финансируемые из местного бюджета

Саратовская Большежуравское муниципальное образование Аркадакского района:
Свердловская Восточное сельское поселение:

освобождены КФХ, сельскохозяйственные организации, у которых доход от продажи своей (либо от пайщиков) продукции более 70% от общей прибыли

Челябинская Южноуральский городской округ:

освобождены пенсионеры по возрасту, инвалиды 1 и 2 групп (ИП и физлица)

Ставропольский край Село Белые Копани Апанасенковского района:

освобождены органы местного самоуправладения, учреждения культуры (льгота по муниципальным землям)

Совершенно очевидно, в каждом регионе применяются свои льготы, которые устанавливаются на основании решений местных Советов депутатов, Земских собраний.

Причины отказа по льготированию земельного налога

Для того чтобы заявление с документами налоговики пропустили для последующего рассмотрения и приняли решение в пользу заявителя, нужно соблюсти как минимум следующие условия:

  • заявитель должен подпадать под категорию льготников сообразно действующим местным законам и Налоговому кодексу;
  • текст заявления должен содержать полную информацию, конкретную и корректную, без ошибок, исправлений;
  • подавать налоговикам следует все требуемые документы.

Отказ во льготировании по итогам рассмотрения обращения чаще принимается по причине того, что заявитель не является льготником по закону. В остальных случаях решение обычно принимается в пользу обратившегося.

Пример: калькуляция земельного налога с учетом региональной льготы для физлица

Гражданин РФ (физлицо, пенсионер) Н. В. Ромашов владеет участком земли, который расположен в Московской области. Назначение участка - ИЖС, кадастровая цена - 1 000 000 руб., ставка - 0,25%. Местными властями предусмотрена для пенсионеров льгота при уплате земельного налога в 50%. Калькуляция платежа за год с учетом льготирования выглядит так: 1 000 000 * 0,25% * 50% = 1 250 руб.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Где можно узнать пенсионерам о льготировании на своей территории?

Ответ: Следует обращаться в администрацию района, о котором идет речь, либо к налоговикам по месту расположения участка земли. Эти структуры располагают исчерпывающей информацией по части льготирования, которое применяется на основании наличествующих нормативных актов муниципальных органов.

Вопрос №2. Применяется ли льготирование по земельному налогу, если участок сдан в аренду?

Нет, льготирование в подобных случаях законом не предусмотрено. Арендаторы налог не платят.

Вопрос №3. Освобождаются ли от платежей по земельному налогу ветераны ВОВ, проработавшие в тылу во время ВОВ, и ветераны труда?

Ответ: Нет, это возможно только в рамках действующих нормативных актов конкретных регионов, посему по этому вопросу обращаться следует к администрации своего региона.

Вопрос №4. Применяется ли льготирование по части земельного налога к КФХ?

Звонок в один клик

Госдума с подачи Правительства РФ приняла 21 декабря 2017 года очередной закон, который внёс много изменений в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ). Среди них есть новая налоговая льгота по земельному налогу для пенсионеров – это право на налоговый вычет в виде уменьшения облагаемой базы. Можно ли будет получить пенсионерам полное освобождение от земельного налога на 6 соток в 2018 году? Потребуется ли собирать и сдавать в налоговую инспекцию документы о размере земельного участка? Как будет рассчитываться налог, если участок больше 6 соток? Подробно анализируем суть новшества и рассказываем, как пенсионеру воспользоваться вычетом по налогу на землю и получить освобождение.

Как было до 2018 года

Для начала посмотрим на нормы Налогового кодекса РФ, касающиеся льгот по земельному налогу. На основании п. 5 ст. 391 НК РФ в прежней редакции некоторые категории физических лиц – плательщики земельного налога имели право на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей в рамках одной муниципальной территории, где расположен участок, принадлежащий им на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.

То есть, вычет предоставлялся в виде фиксированной суммы. Налоговые инспекции сами учитывали эту льготу при расчете земельного налога и формировали сводные налоговые уведомления уже за вычетом этой «льготы».

Однако эта льгота касалась только 7 категорий плательщиков:

1) Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов ВОВ, иных боевых действий;

5) чернобыльцев, кого затронула авария на заводе «Маяк» (р. Теча) и события на Семипалатинском полигоне;

6) испытателей ядерного и термоядерного оружия, ликвидаторов аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

Данный вычет никак не зависел от кадастровой стоимости земли, а также материального положения плательщиков земельного налога. Например, пенсионеров в данном перечне нет. Многие отмечали эту несправедливость, что удалось достучаться и до главы государства.

Что сказал Путин о земельном налоге

14 декабря 2017 года состоялась масштабная пресс-конференция Владимира Путина. Среди прочего, был поднят и вопрос о земельном налоге.

Журналистка из Пскова задала Президенту резонный вопрос о том, что за последние 1,5 года в России резко повысились кадастровая стоимость земли, что повлекло за собой увеличение налогов на землю. И это коснулось в первую очередь простых людей – владельцев дач, садовых участков и тех, кто живёт в деревнях и сёлах. К примеру, в Псковской области налог на землю вырос более чем в 10 раз. Она отметила, что в Пскове садоводы даже выходили на митинги. После них региональные власти рекомендовали муниципалитетам снизить ставки, но в целом проблема так и не решена. Можно ли разобраться с этим вопросом окончательно?

Владимир Путин отметил: «Да, это реальный вопрос».

«Прежде всего, конечно, во всём мире так устроено, и это естественно: собственники определённого имущества его содержат, платят налоги. Это само собой разумеется. А кадастровая стоимость – это рыночная стоимость. И это тоже вполне естественно и правильно.

Но что неправильно? Эти уровни тарифов кадастровых платежей должны быть, вообще, основаны на каких‑то реалиях. Они должны быть основаны на реальных доходах населения. Это не может быть оторвано от жизни. Нельзя проводить шоковую терапию, как в 90‑е годы. Это просто недопустимо.

Сейчас не будем здесь ругаться на тех, кто принимал соответствующие решения. И в начале этого пути люди часто обращали на это внимание, но инициаторы этого процесса всегда говорили о том, что это будут сбалансированные решения. То, о чём Вы сказали, явно говорит о том, что решения оказались несбалансированными.

У нас есть льготные категории граждан, которым делают вычет с имущества стоимостью 10 тысяч рублей. Но земельные участки, о которых Вы сказали, эти так называемые шесть соток, во многих регионах страны дороже, чем 10 тысяч рублей, в подавляющем большинстве.

Вы про Псков сказали, а что говорить про Московскую область, Ленинградскую область, другие регионы Российской Федерации вокруг городов-миллионников? Поэтому думаю, что в самое ближайшее время – я Вам благодарен за этот вопрос – такое поручение обязательно дам Правительству.

Чтобы Правительство вместе с депутатами Государственной Думы приняло решение, согласно которому все те льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 000 рублей, получили льготу в натуральном выражении и не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов. То есть те категории, которые имеют льготу по 10 000 рублей.

Но этого, считаю, недостаточно. Плюс к этому нужно расширить список за счёт всех пенсионеров по старости. Потому что, во‑первых, эти люди уже имеют льготы, связанные с квартирами и домами, и пополнение этого списка за счёт пенсионеров по старости будет логичным и справедливым. Государство от этого не пострадает.»

Эта позиция Президента России дала немедленный толчок законодателям на разработку соответствующих поправок в нормы НК РФ о земельном налоге. И они не заставили себя долго ждать. Более того, ради нового вычета по земельному налогу для пенсионеров был дополнен законопроект, который изначально касался только уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых инофирм. Депутаты даже поменяли его название на более общее – «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Налоговая льгота по земле с 2018 года

Согласно новой редакции п. 5 ст. 391 НК РФ база по налогу подлежит уменьшению не на необлагаемую сумму в 10 000 рублей, а «на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка».

В итоге с 2018 года налоговый вычет представляет собой не фиксированную сумму в рублях, а зависит от кадастровой оценки участка в части шести сотен квадратов земли.

  • кто получает пенсии, назначенные в рамках пенсионного законодательства;
  • мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет, которым по закону положено ежемесячное пожизненное содержание.

Исходя из формулировки указанной нормы НК РФ, пенсионерам по потере кормильца и при досрочной пенсии (например, педагодам или медикам) право на новый вычет тоже положено.

Заметим, что материальное положение пенсионеров никакой роли не играет. Право на вычет получили даже работающие пенсионеры.

Что такое 600 кв. метров? Для справки: 100 кв. м – это ровно 1 сотка. Значит, 600 квадратов земли – это 6 соток.

Таким образом, за участок земли с площадью 6 соток и менее пенсионеры налог больше не платят. Как и остальные льготные категории согласно НК РФ (см. выше).

Если после вычета налоговая база имеет отрицательное значение (когда участок менее 6 соток), её считают равной нулю. А если участок больше 6 соток, то налог берут с оставшихся соток после вычета из них шести соток.

Налоговая сама рассчитает льготнику налог «с превышения» по следующей формуле:

НАЛОГОВАЯ БАЗА = ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СОТОК В УЧАСТКЕ – 6 СОТОК

Порядок применения нового налогового вычета

Если на пенсионера оформлено несколько земельных участков, воспользоваться новой налоговой льготой можно только по одному из них на выбор плательщика. Об этом говорит новый п. 6.1 ст. 391 НК РФ.

О таком выборе участка нужно известить налоговиков. Установлен срок – до 1 ноября года, который выступает налоговым периодом. То есть с которого льготник желает применять вычет по соответствующему участку. Причём это решение должно быть окончательным: после 1 ноября года переиграть его и подать уточнённое уведомление уже с иным участком – нельзя.

ПРИМЕР

Пенсионерка Широкова имеет на 2018 год в собственности 2 земельных участка. В конце октября 2018 года она уведомила ИФНС об участке, по которому хочет получить вычет за период 2018 года.

Скорее всего, сдавать какие-то документы кроме уведомления не придётся. Налоговая и так должна обладать необходимой информацией в рамках межведомственного обмена. В крайнем случае, можно указать кадастровый номер участка и документ-основание владения им (договор купли-продажи и т. п).

Обратите внимание: форму уведомления о выбранном участке, и порядок его заполнения утверждает ФНС России. Наверняка будет разработан и его электронный формат, чтобы отправлять через личный кабинет физлица на сайте ФНС России. И что немаловажно, направить этот документ можно в любую инспекцию по своему выбору.

Если льготник по каким-либо причинам не успел подать уведомление либо вообще проигнорировал эту возможность, без вычета он не останется. Инспекция при расчёте налога применит его в отношении того участка, по которому исчисленный налог будет самым большим. Что вполне справедливо.

Правила переходного периода

Рассматриваемый новый вычет по земельному налогу пенсионеры могут получить с периода 2017 года. На этом переходном этапе действует специальное правило о сроках и форме уведомления по 2017 году: известить ИФНС о выбранном земельном участке для вычета можно в свободной форме до 01 июля 2018 года. После этой даты изменить свой выбор нельзя.

Вот пример такого уведомления:

Если пенсионер или иной льготник не представит уведомление о выборе земельного участка, последствия этого аналогичные: вычет рассчитают по объекту с максимальной суммой налога.

ФНС в рамках межведомственного обмена сведениями с Росреестром и иными органами владеет всей информацией о принадлежащих пенсионеру земельных участках. Поэтому вряд ли возможна ситуация, когда у налоговой нет данных о втором участке.

Пример

Широкова – пенсионерка и имеет в собственности 2 земельных участка площадью 8 и 10 соток. За 2017 год по одному из них она вправе заявить вычет.

Поскольку участок в 8 соток расположен рядом с городом и имеет более высокую кадастровую стоимость, именно о нём Широкова решила уведомить налоговую инспекцию, что желает применить вычет.

В итоге земельный налог за 2017 год ей будет рассчитан:

  • за участок в 8 соток – как за 2 сотки;
  • за участок в 10 соток – за все 10 соток.

На наш взгляд, не совсем ясно, зачем вообще введена возможность подавать уведомление о выборе земельного участка, по которому льготник желает использовать налоговый вычет, если инспекция всё равно при расчёте применит его в отношении объекта с наибольшей суммой налога.