Какие изменения внесут в декрет о тунеядстве. В новой редакции декрета о тунеядстве белорусов ждет "сюрприз"

25 января Александр Лукашенко подписал Декрет №1 «О содействии занятости населения». Фактически это версия Декрета «о дармоедах 2.0.» Медиа-Полесье вспомнило историю вопроса и изучило, что нового несёт новый документ для жителей Беларуси.

, Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан 2 апреля 2015 года. Нормативный акт устанавливал обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, уплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Долгое время жители Беларуси не обращали внимания на принятый документ. Ведь госорганы чуть ли не ежедневно принимают различные нормативные акты, в которых мало кто разбирается. А многие думали, что их не настигнет рука государства, и просто жили себе прежней жизнью.

Но в декабре 2016 года к потенциальным тунеядцам стали приходить «письма счастья» из налоговой с требованием уплатить 20 базовых величин сбора.

Нарушителей ожидали штрафные санкции и даже административный арест на 15 суток с обязательным привлечением к общественным работам.

Оказалось, что всё время со дня подписания Декрета №3 государственная машина с завидным упорством искала дармоедов, чиновники различного уровня и из различных ведомств сверяли информацию и составляли электронные базы данных. Планировалось, что на чистую воду выведут около 400 тысяч человек, уклоняющихся от финансирования госрасходов, а с них соберут около 100 миллионов долларов сбора.

Причём, декрет не учитывал множества жизненных ситуаций, в тунеядцы записывали больных людей, «дембелей», людей, которые ухаживали за больными родственниками, выпускников вузов, которые не успели распределиться на работу.

Всё это вызвало справедливое возмущение у населения Беларуси. Люди не понимали, за что они должны платить, указывали, что во всех странах государство помогает безработным, а не отбирает у них последние деньги.

Сначала белорусы возмущались на кухнях и в соцсетях, затем стали судиться с налоговыми инспекциями и собирать подписи за отмену документа.

Сроки рассылки извещений несколько раз переносились. В Декрет вносились изменения, чтобы расширить список тех, кого освободят от уплаты сбора, а местным органам власти было дано право освобождать от уплаты налога граждан, попавших в тяжёлые жизненные ситуации.

Минздрав разработал инструкцию, которая даёт право учреждениям здравоохранения выдавать справки, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан для предоставления в налоговые органы. Изменения в свои нормативные акты вносили и другие белорусские ведомства.

Независимые эксперты уверяли, что Декрет №3 необходимо отменить, так как расходы, связанные с его выполнением, могут в 100 раз превысить запланированный сбор (затраты на работу контролирующих органов, судов и органов МВД).

Весной 2017 года по стране прокатились массовые выступления граждан против «дармоедскоего» декрета. Таких многочисленных протестов в стране не было с середины 90-х годов. К акциям подключились регионы. Оказалось, что в малых городах работы нет, а цифры официально зарегистрированной безработицы удивляют своей мизерностью. Да и по данным статистики, с момента принятия Декрета на 155.500 человек уменьшилось число занятых в экономике страны.

Белорусские власти были озадачены такой реакцией. Начались многочисленные заседания комиссий, на которых чиновники решали судьбу «тунеядцев», были организованы серии встреч населения с депутатами и чиновниками разного уровня, выездные приёмы осуществляли министры и сотрудники Администрации президента.

Наиболее активных участников протестов штрафовали или садили на «сутки». Президент страны неоднократно требовал трудоустроить всех безработных. В конце концов, Александр Лукашенко приостановил действие Декрета №3, но заявил, что он не отменяется, а будет значительно доработан.

Сроки принятия доработанного документа также переносились. В итоге 25 января 2018 года Президент подписал Декрет №1, в котором предусмотрены меры по содействию занятости населения.

СПРАВКА “МП”

За время действия Декрета №3 было разослано 470 тысяч уведомлений на уплату сбора на финансирование госрасходов. 109 нормативных актов было принято и изменено в стране для реализации Декрета. 62700 белорусов заплатили «налог на тунеядство» на сумму 18.6 миллионов рублей. 15 200 человек вернули уплаченный сбор (на сумму 4,5 миллиона рублей). Более 63 тысяч человек подписали петицию об отмене декрета. По некоторым данным на составление базы о тунеядцах было затрачено 500 тысяч долларов.

Причём, Декрет был подписан вечером, однако чиновники начали быстро на него реагировать и давать комментарии. Например, было сказано, что людям, которые оплатили «дармоедский» сбор, вернут деньги, и налоговая уже определила порядок их возврата (до этого эти средства вернуть было трудно). А потенциальные «тунеядцы» будут полностью оплачивать услуги, субсидируемые государством (например, ЖКХ).

Еврорадио рассмотрело , чем отличаются «антидармоедские декреты»:

Отличие первое. Цель декрета

Декрет №3

В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

Декрет №1

В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию занятости, проведению мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

Вывод: Меняется позиционирование Декрета. Первый был про "социальное иждивенчество", нынешний вариант о "стимулировании занятости" и "ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни".

Отличие второе. Кто такой тунеядец?

Декрет №3

Граждане, не участвующие в финансировании государственных расходов или участвующие в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.

Декрет №1

Пока не известно. Совет Министров должен определить порядок отнесения трудоспособных граждан к незанятым в экономике.

Вывод: в Декрете не прописан объект, на который он направлен.

Отличие третье. Ресоциализация

Декрет №3

В тексте декрета "ресоциализация" не фигурирует, как и "лица ведущие асоциальный образ жизни".

Декрет №1

Со слов о «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» начинается текст декрета. Известно, что будут созданы комиссии, им будет предоставлено право принимать решения о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

Вывод: Похоже, что «ресоциализация» - это отправление людей в ЛТП, раньше это было возможно только по решению суда.

Отличие четвёртое. Что возьмут с тунеядцев?

Декрет №3

20 базовых величин.

Декрет №1

В Декрете это не определено. До 1 апреля Совет министров должен определить список услуг, которые придётся возмещать, а также условия их предоставления. Известно, что, как минимум, это будут услуги ЖКХ.

Вывод: Пока неизвестно, кто точно подпадает, а кто освобождается, кто признаётся финансирующим госрасходы и на кого не распространяется документ. Нет списка услуг, которые придётся оплачивать по экономически обоснованным тарифам. И совершенно не ясно, как будет действовать механизм оплаты и условия предоставления услуг, которые придётся возмещать.

Правительство до 1 апреля должно придумать и воплотить механизмы, с помощью которых будет работать этот Декрет, кто под него подпадает, а кто освобождается. То есть за три месяца правительство должно придумать то, что ему не удалось сделать на протяжении 34 месяцев, пока действовал прежний "декрет о тунеядцах".

БДГ отмечает, что новая редакция Декрета переносит ответственность за реализацию всей этой стимуляции занятости на местный уровень. Предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий. А правительству поручено сформулировать, чем эти комиссии конкретно займутся.

В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, ЖКХ, внутренних дел, других подразделений исполкома. В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений – такая информация о комиссарах оговорена в Декрете.

Именно комиссия будет принимать решение о полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, от обязанности уплаты госуслуг по полным тарифам. А также – о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

Как эта комиссия будет способствовать содействию занятости, непонятно. Возможно, она просто будет дублировать функции существующих «бирж труда».

Что касается уплаты «тунеядцами» полных тарифов на госуслуги, то в этом вопросе очень много неясного. Медицина и образование в Беларуси по Конституции бесплатны. Тарифы же ЖКХ и так стремятся к 100% возмещению гражданами (за исключением отопления). Да и как справедливо распределить эти тарифы, если, например, в квартире проживают два работающих и один дармоед? Есть ещё тарифы на проезд в общественном транспорте, которые также субсидируются государством, так что, возможно, тунеядцы будут покупать талончики по особым документам, увеличивающим тариф.

И ещё раз можно вернуться к формулировке цели Декрета №1: «В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

Издание «Солидарность» подчёркивает ущербность такого подхода, достаточно открыть закон о государственном бюджете на 2018 год. В этом документе чётко написано, что доходная его часть» составляет около 10,4 миллиардов долларов .

Самый крупный источник поступлений – это налоги. А именно доходы от налога на добавленную стоимость (НДС). То есть, все товары, которые мы покупаем в магазинах, все услуги, которыми мы пользуемся, облагаются НДС, который может достигать 20%.

И НДС приносит в государственный бюджет около 5,4 миллиарда долларов ежегодно. То есть, более половины доходов казны финансируется за счёт покупок белорусских граждан и юридических лиц. И совсем не важно, работает среднестатистический гражданин или нет – он является полноправным налогоплательщиком просто из-за того, что ходит за покупками в ближайший магазин.

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

Декрет «О содействии занятости населения», который изложил в новой редакции скандальный декрет «о тунеядцах».

Фото из архива

В Беларуси создадут базу «тунеядцев»

Одно из главных новшеств документа - отмена сбора на финансирование государственных расходов или, проще говоря, налога «на тунеядцев». Тем, кто его уже успел заплатить, вернут деньги.

В ближайшее время будет создана база данных трудоспособных граждан, которые не заняты в экономике.

Как пояснил на пресс-коференции в Минске заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович , база данных будет создана в два этапа. На первом этапе - на основе республиканских информационных ресурсов. На втором этапе база будет откорректирована с учетом информации, полученной от местных исполнительных органов власти.

За декрет будут отвечать на местах

Для реализации декрета при местных органах власти будут созданы специальные комиссии. В их состав войдут депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, представители милиции, ЖКХ, общественных объединений и так далее.

«Основанием для работы комиссии будет база данных тех людей, которые трудоспособны, но не заняты в экономике. Комиссии будут приглашать их, чтобы определить, в какой ситуации оказался человек. Комиссия увидит этого человека с его проблемами. То есть, при реализации декрета будет комплексный подход к решению всех проблем людей. Документ имеет социальную окраску» , - рассказала сайт депутат Палаты представителей, член постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Тамара Красовская , которая участвовала в межведомственной рабочей группе по разработке нового декрета.

По ее словам, комиссии будут применять индивидуальный подход к гражданам, которые попали в базу данных.

«Если мы видим, что на рынке труда нет таких специальностей, которыми обладает этот человек, то ему будут предлагать переобучиться, получить другую квалификацию. А прежде чем он будет ее получать, он может поучаствовать в каких-либо работах. То есть все будет делаться для того, чтобы люди сегодня жили достойно» , - отметила Тамара Красовская.

«Тунеядцы» заплатят по полной

Тем же трудоспособным гражданам, которые все же не будут заняты в экономике, с начала следующего года придется полностью платить за субсидируемые государством услуги. Список таких услуг до 1 апреля этого года .

При разработке декрета предлагалось взимать по полной за коммунальные услуги. «На межведомственной рабочей группе шла речь только об услугах ЖКХ» , - рассказала Тамара Красовская.

В связи с этим возникает вопрос, как будет осуществляться эта норма, если в одной квартире проживают как работающие, так и «тунеядцы».

«Такие люди будут приглашаться в комиссию, где будет уточняться, почему они не работают. И когда будет видно, что человек действительно не хочет работать, ведет такой образ жизни, что живет за счет мамы, тогда было такое предложение, чтобы разделить лицевые счета. Мама будет за себя платить, а сын - за себя. Это предложение. А как будет - определит Совет министров» , - объяснила Тамара Красовская.

При этом у комиссии будет право полностью либо частично освободить «тунеядцев» от стопроцентного возмещения затрат на услуги в связи «с нахождением в трудной жизненной ситуации» .

Эксперты критикуют

Ряд экспертов раскритиковали декрет.

Юрист и председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин в комментарии для БелаПАН отметил декларативность документа.

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - сказал эксперт.

Балыкин также подверг сомнению экономический смысл документа на фоне того, что государство и так декларирует намерения о движении к полному возмещению населением стоимости услуг ЖКХ.

А эксперт аналитического центра «Стратегия», политолог Валерий Карбалевич предположил, что «в новом декрете заложены мины, которые начнут взрываться со вступлением его в силу в 2019 году» .

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать декрет «о тунеядцах» неудачным, поэтому, чтобы сохранить лицо, они разработали новый документ.

«Государство увидело неэффективность декрета № 3, она была очевидна, потому как взимание сбора оказалось невозможным в большинстве случаев. Взыскивать его стало себе дороже, да и издержки по администрированию были выше возможной выгоды. С другой стороны, признать декрет неудачным у государства не хватило политической воли и сил - пытались сохранить лицо» , - полагает Сергей Балыкин.

Выплаты по декрету №1 могут быть больше, чем по декрету №3.

В четверг вечером пресс-служба Лукашенко сообщила, что он подписал декрет №1. Суть его, по словам министра труда Ирины Костевич, - содействовать трудоустройству граждан. Фактически декрет отменяет известный «налог на тунеядство». Но грустная новость в том, что платить им все же придется. Будет ли эта сумма меньше суммы налога? В этом вопросе разбиралось издание onliner.by .

Что произошло?

Был декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно этому декрету, лица, которые отработали в год меньше 183 дней, должны были уплатить своеобразный «налог на тунеядство», или, как его называли чиновники, «сбор на финансирование госрасходов». Он составлял 20 базовых величин (на тот момент 360 рублей). Министерство по налогам и сборам подсчитало, что в стране 440 тыс. «тунеядцев». Правда, уплатили сбор только 10% от всех. Остальные упорно сопротивлялись, митинговали, судились и возмущались.


В марте прошлого года президент заявил, что декрет отложили на год, «тунеядцам» разрешили пока не платить налог, но сам налог не отменили. Президент поручил разработать поправки в декрет. Создали специальную комиссию, Министерство труда внесло поправки - список «тунеядцев» сократили. Президент попросил передать местным органам власти «полномочия и рычаги воздействия» для решения ситуации. Обсуждение шло вплоть до осени прошлого года, а в октябре обновленный декрет №3 уже представили президенту. Текста обновленного документа общественности не показали. Главные идеи, которые исходили от чиновников: никакой отмены сбора не будет, нужно заставить тех, кто может, но не хочет работать, «тунеядцы» должны будут заплатить 100% от «тех затрат, которые сегодня льготируются со стороны государства». Также тогда стало известно, что декрет изменит название и станет декретом «По содействию занятости».

В декабре прошлого года вице-премьер Василий Жарко заявил, что обновленный декрет №3 вступит в силу с 1 января 2019 года. А 25 января стало известно, что президент подписал уже декрет №1 с названием «По содействию занятости».


Что теперь будет?

Как объяснила БЕЛТА министр труда Ирина Костевич, декрет предусматривает, что трудоспособные белорусы, которые не заняты в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Норма вступает в силу с 1 января будущего года.

Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и при желании поменять его, - добавила министр.

Так что, декрет №3 все-таки отменили?

По сути, новый декрет освобождает «тунеядцев» от уплаты сбора на финансирование госрасходов. Неизвестно, остается ли старая норма о том, что «тунеядцами» признаются те, кто работал меньше 183 дней в году. По крайней мере на данный момент пресс-служба президента не сообщила о том, что она отменена.


Какие услуги будут оплачивать «тунеядцы»?

Перечень услуг и порядок расчета правительство должно определить до 1 апреля нынешнего года. Пока неясно, будут ли тунеядцы оплачивать расходы на милицию, чиновников, военных и остальные расходы, на которые идут деньги налогоплательщиков.

Как будут определять, кто должен платить, а кто нет?

По словам министра труда, будут формироваться некие базы данных трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике. Формировать их будет правительство. Они должны определить перечень категорий граждан в месячный срок.

В ближайшее время правительство определит порядок формирования и ведения базы. Предполагается, что механизм формирования будет двухуровневым. На первом этапе на республиканском уровне будет формироваться основная база данных на основе республиканских информационных ресурсов. Второй этап, местный уровень - корректировка основной базы местными органами с учетом имеющихся у них информационных ресурсов и иной информации.


Сведения из базы данных будут использоваться на местах в первую очередь для оказания содействия неработающим гражданам в трудоустройстве. По результатам этой работы местные органы и будут решать вопрос о предоставлении конкретному человеку услуг с возмещением затрат, - отметила Костевич.

Напомним, в прошлом году Министерство труда предлагало ввести для всех ID-карты, чтобы точно отслеживать, работает человек или нет.

Так тунеядцам теперь больше выгоды или нет?

Все зависит от того, какие услуги правительство включит в перечень и по каким критериям будет считать. Для сравнения, только расходы на медицину в Минске на 2018 год запланированы в расчете 400 рублей на человека. Если правительство решит отталкиваться от этой суммы, то только оплата этой одной позиции будет сопоставима с «налогом на тунеядство» (20 базовых на данный момент - это 460 рублей). Если сюда добавится оплата 100% коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте, то сумма будет намного больше.


Я езжу на своем авто, хожу в частные медицинские центры и за «коммуналку» и так плачу 100% - можно будет вычесть все это?

Пока информации о том, как будут рассчитывать оплату услуг для «тунеядцев», нет, этот вопрос остается открытым.


В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».