Электронный полис осаго: тонкости оформления, продления и исправления ошибок.

С 1 января 2017 страховые в обязательном порядке начали продавать ОСАГО в интернете. Но в реальности купить полис могут далеко не все и далеко не везде. Мы провели эксперимент и попытались купить страховку в 30 крупнейших страховых компаниях. Что из этого вышло?

К запуску электронного полиса ОСАГО страховые компании готовились с 2015 года. Виртуальный вариант страховки придумали, чтобы избавить офисы страховщиков от очередей, а автовладельцев – от навязанных страховок, без которых часто не продавался бумажный ОСАГО.

Сначала продажа электронных полисов была добровольной, но с 1 января 2017 года Центральный банк обязал все страховые продавать ОСАГО в интернете. Впрочем, не все страховые смогли обеспечить покупку полисов без проблем. Клиенты в Центральный банк, что компании применяют различные уловки, чтобы не продавать полис.

Мы решили проверить, как работает покупка полисов на практике. Для чистоты эксперименты мы взяли данные двух реальных водителей, один из которых нежелательный, поскольку живёт в «проблемном» регионе на Юге России, где страховщики терпят убытки из-за выплат. В течение трёх дней производили расчёты стоимости е-ОСАГО на сайтах топ-30 страховщиков (по сборам по ОСАГО за 9 месяцев 2016 года). И вот, что из этого вышло.

Нехорошее ОСАГО

Произвести расчёт стоимости полиса получилось только лишь в 28 случаев из 60. Сайты большинства компаний выдавали ошибки, не смогли подсчитать страховку или находились другие технические причины, препятствующие покупке полиса.

Например, от компании Наско пришло письмо, в котором качестве причины невозможности приобрести ОСАГО указана цифра «1». Что она означает – в компании не пояснили, но запросили дополнительные данные, чтобы выяснить причину сбоя.

В страховой компании «Гелиос» закончился лимит на оформление полисов. У кого-то возникнет вопрос: как могут закончится электронные полисы? Но самом деле могут – Российский союз страховщиков (РСА) устанавливает квоты.

«При запросе в Российский союз автостраховщиков (РСА) бланков строгой отчётности, каждая страховая компания указывает, сколько полисов ей необходимо в бумажном, а сколько в электронном виде. Если, например, электронные бланки заканчиваются, у страховщика есть возможность получить дополнительный транш за счёт бумажных бланков. Но проблема, с которой вы столкнулись, ни в коем случае не говорит о том, что в момент покупки квота компании на электронные полисы была исчерпана. Абсолютно точно, что сообщение, которое вы получили, стало результатом технических проблем на стороне РСА», – пояснили в страховой компании Макс. В итоге, после нескольких попыток, сайт компании «Гелиос» выдал нам стоимость электронного полиса.

В Альфастраховании и компании Аско не смогли произвести расчёт стоимости полиса ОСАГО и перенаправили в другие компании, где заново пришлось вводить данные. О причинах в Альфастраховании сообщить не смогли. Компания пытается разобраться в случившемся и полагает, что сбой может быть связан с множественной попыткой ввода данных, что система могла расценить как мошенничество. Однако множественного ввода данных одного клиента с нашей стороны не было.

Почему возникают сложности?

Часть проблем возникает при расчёте коэффициента бонус-малус (КБМ). Эта скидка, которая положена водителю, если он отъездил год без аварий. Размер скидки страховщик каждый раз запрашивает в базе Российского союза автостраховщиков. Во время подсчётов 23 января 2017 года в РСА произошёл трёхчасовой сбой – в это время ни один из сайтов страховщиков не мог сделать расчёт.

В качестве причины поломки РСА «технические проблемы в интернете».

Значительная часть проблем связана с тем, что автомобилиста не находила база РСА или запрашивались электронные копии документов. Мы не стали их делать, поскольку далеко не у всех автомобилистов есть сканер или смартфон с хорошей камерой. Также случалось, что некоторые сайты жёстко привязывали клиента к номеру телефону и не давали возможности изменить данные пользователя.

Сравни.ру сделал запросы о причинах технических сложностей во все страховые компании, которые не смогли подсчитать стоимость полиса, но страховщики в ответ запрашивали дополнительные данные.

Итоги эксперимента

Страховая компания

Место по сборам ОСАГО (3 кв. 2016 г.)

Желательный водитель

Евгений (старше 22 лет, стаж больше 3 лет, КБМ 1), машина: Mercedes C-300, 2009 г.в., 231 л.с., регион регистрации – Москва)

Нежелательный водитель

Станислав (старше 22 лет, стаж больше 3 лет, КБМ 1, машина: Opel Astra, 2010 г.в., 115 л.с., регион регистрации – Старый Оскол Белгородской области)

Зетта страхование

6 344 руб. (без учёта КБМ)

Росгосстрах

4 941,60 руб.

Ингосстрах

10 982,40 руб.

4 941,60 руб.

Ренессанс страхование

11 532,80 руб.

4 941,60 руб.

13177,6 руб. (без учёта проверки в РСА)

4 941,60 руб.

Либерти страхование

11 200,96 руб.

4 941,60 руб.

Объединенная страховая компания

4 941,60 руб.

Не хватило данных диагностической карты – она обязательна, если автомобиль старше трёх лет

4 941,60 руб.

СТРАЖ им. С. Живаго

13 177,60 руб.

6 424,08 руб.

20 425,28 руб.

7 659,48 руб.

10 982,40 руб.

8 236,80 руб.

РЕСО-Гарантия

Подмосковье

Проверка в РСА прошла успешно, все данные введены, но кнопка "Рассчитать" не активна.

Южурал-АСКО

13 177,60 руб.

Ошибка отправки запроса на сервер

Сервис резерв

13 177,60 руб.

Мелькает экран - невозможно ввести данные

Требуют диагностическую карту и копии документов

Альфастрахование

Переправляет в Ингосстрах

Переправляет в Ингосстрах

Согласие

Нужно отправить все документы на проверку с ключом электронной подписи

Закончился лимит бланков + данные привязываются к номеру телефона

Энергогарант

Росэнерго

Предлагает только комплексный продукт (каско и ОСАГО вместе). Отдельно ОСАГО на их сайте не найдено

Уралсиб страхование

Компания работает по агентскому договору с ВСК.

Страхователь не найден (в базе РСА)

Bad gateway, потом "Ошибка запроса. Попробуйте повторить через пару минут", а потом предложение купить полис без указания цены

Код активации личного кабинета не пришёл, а для расчёта суммы сайт СК отправляет на страничку с калькулятором ОСАГО на сайте РСА

Московия

Не прошёл проверку по базе РСА

Не прошёл проверку по базе РСА

Переводит на сайт РСА

Переводит на сайт РСА

Поволжский страховой альянс

Не прошел проверку по базе РСА.

Только общая информация про ОСАГО, калькулятор не найден

Результаты:

В результате подсчётов, оказалось, что самые дешёвые полисы ОСАГО можно оформить в компаниях: Росгосстрах, Ингосстрах, Ренессанс страхование, ОСК, Зетта страхование и Либерти страхование, где автовладельцу из Старого Оскола придётся заплатить 4711-4941 руб. Значительно дороже обходится е-ОСАГО для жителя Москвы – от 6344 до 20425 руб.

Калькулятор ОСАГО на сайте РСА, которым предлагают воспользоваться некоторые страховые, выдаёт более жесткий средний диапазон цен, особенно для водителя с более мощным и дорогим автомобилем – от 17022 до 20425 руб. против от 6383 до 7659 для нашего второго автовладельца, зарегистрированного в Старом Осколе.

Дистанционное оформление «автогражданки» появилось довольно давно, но договор страхования не всегда удается купить с первого раза. Проблемы, из-за которых невозможно оформить электронный полис ОСАГО поражают своей частотой.

Несмотря на то что страховщики получают непосредственную прибыль с продажи автостраховок, некоторые целенаправленно создают проблемы с электронным полисом, с целью избавиться от нежелательных клиентов.

Любые проблемы с ОСАГО в 2018 году серьезно вредят самому страхователю. В первую очередь он тратит много времени на то, чтобы понять почему не получается застраховаться, а также рискует просрочить продление и заработать штраф за езду без полиса.

Если проанализировать ситуации и проблемы, связанные со страхованием, то разделить их можно на две категории. В первом случае проблемы в получении полиса ОСАГО вызваны техническими неполадками, а во втором непосредственно страховщиками.

Самые распространенные проблемы с получением автогражданской ответственности, а также с ее продлением, покупкой и использованием следующие :

  1. Во время попытки покупки «автогражданки» на сайте выбранной компании, появляются технические проблемы и при оформлении онлайн выдает ошибку;
  2. Страховщик перенаправляет на сайт Российского Союза Автостраховщиков (РСА), а на нем передают право оформления совершенно другой компании;
  3. Покупая полис автострахования, агенты могут без ведома страхователя включить дополнительные услуги по защите;
  4. Попав в ДТП, страховщик отказывается выплатить компенсацию или отправить на ремонт поврежденное авто;
  5. Компания согласилась выплачивать возмещение, но его недостаточно для устранения повреждений;
  6. Страховщик, отказывается продавать полис объясняя это отсутствием бланков или невозможностью оформить страхование без дополнений.

Где купить ОСАГО проверенные страховые компании

Причин почему невозможно оформить полис ОСАГО онлайн или в офисе компании довольно много. Владельцы автомобилей часто встречаются с такими проблемами и не знают, как поступить в подобных случаях.

Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что крупная страховая организация наверняка продаст автостраховку или не будет испытывать проблем на своем сайте по продаже Е-ОСАГО. Но все же в них проблема со страховкой встречается реже.

  • Ингосстрах;
  • РЕСО-Гарантия;
  • Согласие;
  • АльфаСтрахование;
  • СОГАЗ;
  • Росгосстрах;
  • Тинькофф;
  • Ренессанс.

Что такое замещающий страховщик

Все чаще водители сталкиваются с невозможностью купить полис ОСАГО онлайн у выбранного страховщика, по причине перенаправления к другой компании. Практика перенаправления появилась в 2016 году, но теперь повсеместно испытывается на ничего не понимающем автомобилисте, собирающемся купить «автогражданку».

Замещающий страховщик – это попросту другая компания, к которой выбранная организация отправляет водителей за полисами без указания причины. Конечно, страхователь вправе купить автостраховку у другого страховщика, но все же неприятно, когда проблемы с оформлением вынуждают покупать защиту у неизвестной компании.

Замещение и перенаправление происходит потому, что все страховщики, имеющие лицензию на продажу полисов ОСАГО, распределили между собой зарегистрированные автомобили. Естественно, крупным компаниям как Росгосстрах (РГС), АльфаСтрахование, Ингосстрах и другим досталось больше клиентов, поскольку они занимают значительную часть рынка. Но нельзя сказать с уверенностью что в них можно застраховать свою ответственность без ограничений и замещений.

  • Крупные организации часто фильтруют своих страхователей, тем самым пытаясь отсеять убыточных, на их взгляд, водителей. Такой фильтр устанавливается на машины, которыми владеют молодые водители, шоферы с низким классом КБМ, а также ТС старше 7 лет и водителей из убыточных регионов. Если во время покупки полиса вас перенаправили в РСА для дальнейшего назначения другого страховщика, то наверняка вы попали под один из фильтров.
  • При желании остаться у прежнего страховщика можно попробовать изменить некоторые данные, например, указать что управлять ТС будет лицо с КБМ не ниже 1 класса, исключить из списка страховки водителей с плохим классом безаварийности.
  • Ситуации, когда оформить нельзя по причине перенаправления довольно часты, но не стоит расстраиваться если вас определят к замещающему страховщику, поскольку все они подчиняются законодательству и обязаны выдать бланки полисов по требованию. Если и замещающая компания не хочет оформлять убыточные регионы по ОСАГО в 2018 году или водителя с плохой страховой историей, то организацию ожидает внушительный штраф.

Что нужно для страхования по ОСАГО в 2019 году

Не нужно объяснять, как работает защита автогражданской отвесности водителя, ведь это обязательное условие для каждого владельца автомобиля, желающего на нем передвигаться на дорогах общего пользования.

Никакие проблемы компании не являются поводом в отказе в выдаче полиса и данное нарушение карается административным взысканием. Обычно встретить отказ можно при покупке «автогражданки» в офисе компании лично, а вот дистанционная покупка выгодна тем что агенты не смогут навязать дополнительный пакет услуг, а также отказать в выдаче бланков вообще.

Чтобы оформить автостраховку любым из способов, водителю понадобится определенный пакет документов, состоящий из :

  1. Заявление, заполненное данными будущего страхователя на официальном бланке компании;
  2. Документы водителя: паспорт, права на автомобиль (ПТС, СТС) и водительское удостоверение;
  3. Диагностическая карта технического осмотра. Ее можно и не брать с собой, поскольку данные о прохождении ТО хранятся в единой базе и проверяются дистанционно.

Ремонт и страховые выплаты свежие изменения и неожиданности 2019 года

Основное нововведение в полисах «автогражданки» - это выплата возмещения потерпевшим в автокатастрофах. Раньше водители, попавшие в ДТП, выбирали между получением наличности или направление на ремонт. Теперь же, выбор отсутствует и потерпевший получит денежную компенсацию лишь в отдельных случаях, установленных законом.

Остальные же будут вынуждены ждать натурального возмещения, представляющего собой ремонт поврежденного автомобиля на станциях технического обслуживания, сотрудничающих со страховой компанией.

Ремонт будет осуществляться исключительно после оценки размера ущерба, на протяжении не более 30 дней и только новыми запасными частями. Если сроки ремонта будут нарушены, потерпевший вправе обратиться в суд и добиться взыскания с компании пени за просрочку.

Все больше документов можно оформить онлайн, не покидая уютных домашних стен. Коснулись изменения и области страховых услуг. Начиная с января 2017 года все компании, работающие в сфере страхования автогражданской ответственности, обязаны предоставить клиентам возможность купить полис по интернету. Звучит заманчиво, однако практика показывает, что воспользоваться такой возможностью удается далеко не всем автовладельцам.

Несмотря на внесенные в закон «Об ОСАГО» изменения, стимулирующие продажи ОСАГО через интернет, страховщики не спешат реализовывать эту услугу в своих компаниях. Большое число автовладельцев жалуется на невозможность оформить электронный полис ОСАГО, несмотря на все предпринятые для этого усилия. Почему же экономичный с точки зрения времени и финансов, способ обеспечить собственную безопасность на дороге так плохо приживается в условиях российских реалий? Почему все чаще можно встретить в интернете одинаковый комментарий рассерженных автовладельцев: не могу оформить полис ОСАГО онлайн?

Отвечая на эти вопросы, эксперты склоняются к мнению, что страховые компании не желают продавать электронные страховки в тех регионах, которые отличаются высоким процентом выплат.

Действуя через интернет, клиент может купить полис ОСАГО без каких бы то ни было дополнительных услуг, что страховщик может расценивать в качестве упущенной им выгоды.

Страховщики настолько не заинтересованы в продаже электронных полисов без доплат, что готовы даже потерять клиента. Однако лицензию на ведение страхового вида деятельности за несоблюдение требований законодательства они терять не намерены, поэтому все же активно предлагают автолюбителям купить полис ОСАГО онлайн через собственные сайты.
Только вот чаще всего подобный раздел сайта не работает, а если работает, то оформить полис ОСАГО через него не получается. Системы настроены таким образом, что после введения всех данных клиент не получает не результат, а одну из системных ошибок:

  • данные об автомобилисте не проходят проверку по базам РСА;
  • невозможно осуществить оплату банковской картой;
  • не идентифицируется марка страхуемого автомобиля.

Что делать?

Зачем автовладельцы стремятся купить электронную страховку, понятно:

  • с помощью этой процедуры можно сэкономить время, которое раньше требовалось выделить на посещение офиса страховщика;
  • не нужно платить комиссию страховым брокерам или покупать доп. услуги, которые страховая компания нередко очень навязчиво предлагает своим клиентам.

Неясно, что делать, если, несмотря на выполнение всех предложенных действий, сайт страховщика отказывается завершить операцию оформлением страховки. В подобных случаях те, кто уже имеет на руках купленный по интернету полис, советуют:

  • проверить, не распространяются ли на автовладельца или автомобиль законные ограничения, предусмотренные процедурой оформления;
  • повторить несколько раз ввод данных, чтобы исключить временный технический сбой;
  • обратиться на сайт другого страховщика.

Когда оформить ОСАГО онлайн нельзя по закону

Но кроме козней страховщиков и различных технических сбоев, существуют и вполне законные причины, в результате которых автовладелец не может приобрести электронное ОСАГО.
Дело в том, что оформление автостраховки через интернет связано с процедурой проверки указанных заявителем данных через базы данных Российского Союза Автостраховщиков. Сведения в эту базу заносятся из уже оформленных ранее страховых договоров. Поэтому, разбираясь с вопросом, почему не получилось купить е-полис через сайт страховой компании, и прежде чем обращаться в контролирующие инстанции с жалобами на страховщика, автовладельцу следует убедиться в том, что на него не распространяются ограничения, предусмотренные процедурой электронного страхования.

Нельзя купить ОСАГО в электронном виде, если:

  1. Заявленный автомобиль и его владелец не были застрахованы в течение года, предшествующего подаче заявки. В этом случае не получится приобрести е-ОСАГО на:
  • новую машину из автосалона;
  • подержанный автомобиль, находящийся в процессе переоформления со старого хозяина на нового;
  • авто, которое по каким-либо причинам не было застраховано на территории России, и его хозяин в предшествующий год не покупал полис ОСАГО.
  1. Машина не прошла официальный техосмотр, сведения о котором заносятся в базу данных ЕАИСТО.
  2. Владелец машины заменил хотя бы один из документов:

Не стоит прибегать к хитростям и пытаться оформить страховку по старым данным. При наступлении страхового случая несоответствие сведений, содержащихся в полисе и представленных к рассмотрению документах, может привести к отказу в выплате компенсации со стороны страховщика.

Невозможно оформить е-ОСАГО: куда жаловаться?

Функции контроля над исполнением законодательных изменений в отношении электронного страхования принял на себя Центральный банк России. Именно этот орган с января текущего года следит за тем, как страховщики претворяют в жизнь требования закона об оказании населению онлайн услуг. Поэтому ответ на вопрос, куда жаловаться, если не оформляется электронная страховка, на сегодняшний день однозначен: обращаться следует в Центробанк РФ.

Для этого следует соблюсти следующий порядок действий:

  1. В случае, если процесс оформления на сайте страховщика после нескольких попыток не приводит к желаемому результату, а заканчивается ошибкой или длительным зависанием, необходимо сделать скриншот указанной на экране гаджета информации, зафиксировав время и дату своего обращения к системе.
  2. Направить почтой письменную жалобу, составленную в произвольной форме, на имя службы ЦБ РФ, отвечающей за защиту прав потребителей фин. услуг.

Обратиться в Центробанк РФ можно несколькими способами:

  • с помощью Почты России, отправив письмо на адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д.12.
  • по электронному адресу: [email protected] ;
  • заполнив форму запроса в интернет-приемной на сайте банка: www.cbr.ru .

К письму в качестве доказательства нужно обязательно приложить скриншот, сделанный с экрана монитора.

Законодательная инициатива, вводящая в обращение электронное страхование, была встречена автовладельцами с большим энтузиазмом. Однако практика показала, что страховые компании во многих регионах страны на сегодняшний день не готовы оказать населению услугу по продаже полисов ОСАГО через интернет. Что стало причиной сложившейся ситуации и как ее исправить, еще предстоит разбираться Центробанку РФ.

С 1 января все страховые компании, работающие в сфере автогражданки, по закону обязаны продавать электронные полисы ОСАГО. Народ сначала обрадовался: теперь не нужно ездить к 4 утра занимать очередь за вожделенным полисом к офису страховой компании, проходить ежедневные переклички, забросив все дела, чтобы через месяц, переплатив за страховку жизни и имущества, получить-таки свой ОСАГО. Но не тут-то было…

«Вы как бы есть, но вас как бы нет!»

Интернет полон отзывов автовладельцев, неделями пытавшихся купить е-ОСАГО на сайтах страховщиков и только зря потративших время и нервы. А офисы компаний полны водителями, смирившимися, что их по-прежнему будут стричь, как овец, вымогая в нагрузку к ОСАГО оплату страхования жизни любимой тёщи и хомячка.

Это только на первый взгляд процедура покупки е-полиса ОСАГО проста: нужно завести личный кабинет на сайте страховой компании и заполнить заявление о заключении договора. Затем будет рассчитан размер страховой премии, и страхователь может оплатить договор на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис направляется страхователю по электронной почте.

На деле же сайты е-ОСАГО работают в странном режиме. Кому-то удается проскочить в узкое «окно», когда сайт работает, но большинство клиентов остаются «за бортом». Им не удается пройти даже стадию регистрации. Особенно страдают автовладельцы так называемых «токсичных» регионов, где, как официально объявили страховые компании, продавать полисы ОСАГО им невыгодно. Даже с «допами». А это - все южные регионы, к которым недавно присоединилась также Саратовская область , и ряд регионов за Уралом.

Полный бред! Купить полис ОСАГО через Интернет невозможно! - жалуется Андрей Титов на форуме forum.osagoonline.info. - По крайней мере, в Ростовской области ! Кто не согласен, может проверить! С 1 января пытаюсь купить у всех компаний, прохожу мучительное заполнение одних и тех же данных, то куда-то переадресовывают уже после прохождения проверки, а там не проходит проверка этих же данных, то замысловатые пароли подтверждения с разной раскладкой клавиатуры. Короче, абсолютное игнорирование ЦБ и законов всеми страховыми компаниями! Они, бедные, якобы ничего не нарушают, а мошенники выигрывают у них суды! Ну и пошли они со своей страховкой! Кому от этого хуже?!

Именно из-за невозможности купить ОСАГО ни на электронных сайтах, ни в офисах страховых, в России множится число автовладельцев, которые ездят вообще без полисов автогражданки. Если бы страхование автогражданской ответственности сделали добровольным, говорят автолюбители, сразу бы уменьшился гонор страховщиков, и они прекратили бы нагло навязывать людям дорогие страховки, которые им совсем не нужны.

Я пыталась с начала года несколько раз оформить полис ОСАГО на сайте «Росгосстраха» , - рассказала сидящая в очереди за полисом в офис компании волгоградка Светлана Кононова. - Все время выскакивает на сайте одна и та же ошибка: «Аккаунт пользователя с таким именем не найден!». Ну как это? Сами же мне на почту высылают логин и пароль, а когда я их ввожу, говорят: «Нету вас! Вас не существует!». В итоге пришлось мне ехать в офис оформлять полис. А тут сейчас опять дополнительные страховки впарят: без них полисы не выдают.

А вот еще нюанс:

Мой новый е-ОСАГО, который я оформил и купил у АО «Согаз» , не пробивается по базе данных РСА, - пишет еще один автолюбитель Николай А. - Это означает, что он как бы есть, но его как бы и нет! Я обратился в «Согаз» по телефону. Пообещали разобраться, но не ответили, когда. По сути, отдав свои деньги, я остался без полиса и рискую при поездках на своем автомобиле нарваться на штраф.

Деньги уплачены, полиса нет Но, оказывается, это еще не самое страшное: не пройти регистрацию или получить полис, которого нет в базе данных РСА. Самое неприятное - отдать деньги и не получить полис.

Вот что пишет на форуме Александр из Ростова:

- Страховая компания ВСК . Приобрел е-ОСАГО 12.01.2017. С регистрацией были проблемы, но по сравнению с тем, что началось потом, это просто пшик. Полис не пришел на почту ни через пол часа, ни на следующий день, ни через день. Сразу же после покупки мной было составлено обращение в поддержку, которое получило статус «исполнено» 16.01.2017, но полиса у меня так и нет. Скачать полис из личного кабинета нельзя, вываливается ошибка «файл не найден», сотрудники горячей линии просят «продиктовать e-mail по телефону» (хотя адрес указан в личном кабинете), чтобы выслать полис повторно, но, как вы уже догадались, никто ничего не присылает. Эта увлекательная карусель с диктованием будет продолжаться столько раз, сколько вы будете звонить. Из чего можно сделать вывод, что работа поддержки организована, что называется «на коленке». Создаются только заявки, обращения по ним не регистрируются, а потом они благополучно закрываются, вне зависимости от того, получите Вы полис или нет. Сотрудники вежливые, но после десятого звонка это бесит еще сильнее. Деньги уплачены, полиса нет.

Кстати, с начала января в Сети в геометрической прогрессии растет количество сайтов-однодневок, которые мимикрируют под сайты страховых компаний или под сайты Единого агента. Люди на них регистрируются, посылают деньги, после чего сайты просто исчезают. А затем регистрируются в Интернете уже под другим именем. Надо ли говорить, что указанные на сайтах телефоны поддержки, вообще не отвечают?

Страховые играют в «футбол»

Еще одна увлекательная забава страховых компаний - послать клиента далеко, но вежливо, желательно, к конкурентам. Пусть они с ним разговаривают. А что? Закон этого не запрещает.

Если до 1 января расчет е-ОСАГО на сайте «Альфастрахование» даже не начинался, сразу у них были технические проблемы, «обратитесь в офис», то теперь идет ввод данных, а потом на последнем этапе у них опять проблемы и сообщение: «вы будете переведены на сайт другой страховой» и кидает меня на сайт Югории, - жалуется житель Волгограда Дмитрйи Чернин на сайте «Банки. Ру». - Короче теперь у них футбол, под названием «у меня не работает, иди к другому». В общем как всегда, нет хуже зла, чем благие намерения! Как я понял, пока не заменят выплаты натуральной формой возмещения, так они и будут бегать от нас!

Также страховые замечательно научились усложнять приобретение полиса е-ОСАГО с помощью способа оплаты. Пройдя за несколько дней мучительную процедуру регистрации, настрадавшись со слишком длинными кодами sms-подтверждения, автовладелец вдруг оказывается поставлен перед фактом: оплатить обычной банковской картой полис ОСАГО нельзя. Требуются виртуальные деньги или Альфа-клик!

Словом, ничего не изменилось для жителей «токсичных» регионов. Полстраны вынуждены оставаться без полисов ОСАГО. Еще Салтыков-Щедрин заметил: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Так и получается!

Несмотря на ряд существенных законодательных изменений, кризис в сфере обязательного страхования ответственности автовладельцев продолжает набирать обороты. Многие страховые компании фактически поставлены в условия выживания. Причем речь идет как о мелких и средних региональных страховщиках, так и о ведущих игроках рынка.

Закон подразумевает, что страховщик не может напрямую отказать потребителю, который хочет купить полис ОСАГО , поэтому в ход идут другие методы. Стремясь понизить свою убыточность в секторе «автогражданки» и сократить количество застрахованных индивидуальных клиентов, компании переносят свои представительства в отдаленные районы, сокращают число менеджеров и часы работы отделений, замыкают процессы принятия решений на центральные офисы.

От теории к практике

В теории такие действия направлены на снижение затрат и повышение финансовой устойчивости страховой компании, которая заинтересована не только продать полис, но и ответить по своим обязательствам в рамках страхового случая. Но на практике складывается довольно неприглядная картина. Автовладельцы, желающие купить или продлить полис, сталкиваются с серьезными трудностями. Они вынуждены ехать десятки и даже сотни километров до ближайшего представительства страховой компании, по несколько дней ждать завершения процедуры проверки, отбиваться от навязчивых предложений «купить дополнительную страховку». И все равно остается риск формального отказа страховщика в продаже полиса из-за нехватки бланков или отсутствия связи с единой базой данных.

Страховщики в кризисе

В большинстве случаев страховые компании действительно не лукавят. И дефицит бланков, и отсутствие в конкретном офисе продаж прямого доступа к информационным базам, и нехватка менеджеров - все эти проблемы реально существуют и являются следствием того глубочайшего кризиса, в котором находится сектор обязательного страхования автогражданской ответственности. На сегодняшний день нет ни одной страховой компании, которая работала бы по «автогражданке» и не испытывала бы серьезных проблем. В отдельных регионах ситуация близка к катастрофической, поскольку убыточность автостраховщиков давно перешагнула стопроцентный барьер. Даже увеличение тарифов ОСАГО не помогло разрешить сложившуюся ситуацию.

Взгляд потребителя

Потребитель смотрит на эту ситуацию с другой стороны. Наличие полиса - обязательное условие эксплуатации автомобиля. Его необходимо купить или вовремя продлить, но на практике сделать это бывает очень сложно. Понятно, что в таких условиях у людей возникает негативное отношение к страховым компаниям, желание написать жалобу, вызвать полицию, восстановить справедливость. Желание вполне понятное, но решить проблему не поможет, поскольку на сегодняшний день и страховые компании, и их клиенты поставлены в одинаково проигрышные условия. Что делать в такой ситуации?

  1. Для начала стоит принять тот факт, что покупка полиса ОСАГО, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, теперь потребует больше времени и сил. Соответственно, визит в офис страховой компании нужно запланировать заранее, например, за месяц или полтора. В любом случае полис, который вы пролонгируете, будет выписан на дату истечения действующей программы страхования. Таким образом, вы не потеряете в количестве дней, если оформите страховку заранее.
  2. Собираясь в офис страховщика, выбирайте не ближайший, а самый крупный. В идеале - головной офис продаж компании в регионе. Стоит помнить, что не в каждом подразделении компании могут выписать полис, поскольку для этого нужно определенное техническое оснащение.
  3. Не ждите чуда от агентов. Если раньше страховку можно было легко купить в автосалоне или у любого агента, то сейчас посредники, скорее всего, ничем не помогут. Дело в том, что они работают за процент от продаж, а комиссия для агентов по «автогражданке» уже давно составляет 0-2%. Соответственно, посредники не заинтересованы продавать вам полис, у них, как правило, даже нет новых бланков.
  4. Вставайте в очередь, потому что очереди сейчас неизбежны. За последний год сразу несколько крупных компаний заявило о прекращении работы с физическими лицами. Многие страховщики сократили число офисов. При этом количество автовладельцев осталось прежним, а в отдельных регионах даже возросло. Потоки клиентов перераспределились, на каждую страховую компанию теперь приходится больше желающих. Прибавьте к этому меньшее число менеджеров и будьте готовы к тому, что очередей не миновать.
  5. Спросите о дополнительном страховании, вместо того чтобы сразу отказываться от всех навязываемых услуг. Узнайте, что вам предлагают купить вместе с ОСАГО и какова цена этой программы. Может оказаться, что за несколько сотен рублей сверх цены «автогражданки» вы получите серьезную экономию своего времени и нервов. Безусловно, каждый вправе отказаться от всех предложений и купить исключительно полис ОСАГО, но на практике лучше действовать по ситуации и учитывать свой конкретный интерес.