Часто ли налоговая проверяет ип на енвд. Доля других организаций

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.

ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.

То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки

Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.

Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.

Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банке

В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.

Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:

— визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;

— проверка правильности исчисления налоговой базы;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Проверяем декларацию по ЕНВД

Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.

Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.

Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.

ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.

Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.

В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:

— внутридокументные;

— междокументные.

Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.

Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.

Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).

Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.

Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки

Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.

В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.

Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.

Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Оформляем результаты камеральной проверки

После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.

В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.

К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.

По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной проверки
Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.
Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.
Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банкеВ случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.
Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:- визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;- проверка правильности исчисления налоговой базы;- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
Проверяем декларацию по ЕНВД
Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.
Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.
Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:- внутридокументные;- междокументные.
Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.
Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.
Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки
Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Оформляем результаты камеральной проверки
После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Ромашкина Е.Г. Налоговая проверка: что нужно знать «вмененщику» (часть 1) // Вмененка. 2013. N 8. С. 24 — 28.

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Красноярск)

ИП - вид деятельности - вывоз бытовых отходов (мусора), система налогообложения ЕНВД. ИФНС предъявило решение о выездной проверке, а также требование о предоставлении документов (стандартный пакет), в том числе первичную документацию.

Правомерно ли это? Какие документы мы должны предоставить находясь на ЕНВД, либо можем написать письменно, что в данном случае эти требования о предоставлении первичных документов неправомерны?

Я индивидуальный предприниматель. Обязана ли я при выездной проверке представлять закупочные накладные или достаточно тех документов, которые подтверждают показатели расчета налоговой декларации по ЕНВД?

Необходимо показать все документы, которые от вас потребует налоговая инспекция в ходе проверки (п. 1 ст. 93 НК). Требование должно содержать наименование и вид необходимых документов и быть оформлено по установленной форме (Приложение 2 к Инструкции МНС от 10 апреля 2000 г. N 60). Его подписывает должностное лицо налогового органа, проводящего проверку. Требование инспектор вручает налогоплательщику под расписку с указанием даты.

Срок представления документов, истребованных в ходе налоговой проверки, - 10 дней со дня вручения соответствующего требования. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ руководитель налогового органа вправе продлить сроки представления документов, если налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомил о невозможности представления в определенные сроки документов, указав причины.

Что касается непредставления документов по требованию налогового органа, то ст. 126 НК РФ за данное нарушение предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Однако для того, чтобы применить данную санкцию, должны быть соблюдены следующие условия.

1. Представление данных документов должно быть предусмотрено НК РФ. По мнению автора, представление документов, подтверждающих правомерность применения расчетных показателей по ЕНВД, в рамках камеральной проверки не предусмотрено. Поэтому если документы были истребованы для камеральной проверки, то неисполнение данного требования не влечет налоговой ответственности.

Истребование любых документов, имеющих отношение к исчислению и уплате налогов, а также финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, с 01.01.2007 может проводиться без ограничений только при проведении выездных налоговых проверок. Но надо иметь в виду, что налоговики вряд ли данный факт признают без спора. Поэтому свою правоту придется доказывать в суде.

2. Для применения налоговой санкции налоговому органу необходимо четко определить перечень истребуемых документов. Если требование не позволяет определить количество затребованных документов, то применить санкцию будет невозможно.

В соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ в случае отказа или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов. Порядок проведения данной процедуры предусмотрен ст. 94 НК РФ.

Отметим, что для подтверждения правомерности применения расчетных показателей при исчислении ЕНВД важную роль играют внутренние распорядительные документы.

В статье с учетом сложившейся арбитражной практики рассмотрены наиболее часто применяемые налоговиками в отношении плательщиков ЕНВД мероприятия налогового контроля.

Главой 14 "Налоговый контроль" НК РФ определены формы и методы проведения контрольных мероприятий. Статьями 82, 87, 88, 89 НК РФ регламентировано осуществление налогового контроля посредством налоговых проверок (выездных и камеральных), в рамках которых должностные лица налоговых органов, в частности, вправе:
- истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ);
- производить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ);
- производить осмотр помещений и территорий, документов и предметов (ст. 92 НК РФ);
- получать при необходимости документы, связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц (ст. 87 НК РФ);
- получать от банков справки о движении денежных средств на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ);
- в конкретных случаях, если возникает такая необходимость, привлекать обладающих специальными знаниями экспертов и специалистов (ст. ст. 95, 96 НК РФ).

Налоговая служба обладает довольно внушительным арсеналом средств, которые могут быть ею использованы при проверках плательщиков ЕНВД.

Несмотря на это, "вмененщикам" не стоит бояться проверок - надо только четко следовать выбранной модели поведения.

Кроме того, необходимо обращать внимание на соблюдение сотрудниками ФНС всех формальностей, связанных с проведением тех или иных мероприятий и, что называется, брать на карандаш все упущения (недочеты), допускаемые налоговиками. В дальнейшем это поможет при обжаловании действий налоговой службы через суд.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Как не повторить ошибок компаний «ТрансТехСервис» и «Народные двери»

Сегодня дела, связанные с неправомерным, по мнению налогового органа, применением ЕНВД, выходят по количеству на второе место после дел по фирмам-однодневкам. Налоговики набили руку и теперь активно наращивают объемы. Суды в большинстве случаев их поддерживают - кризис, проблемы с наполнением бюджета. О том, как не попасть под колпак налоговиков, читайте в материале для «БИЗНЕС Online» от партнеров юридической компании «АНП Зенит» Гузель Валеевой и Юлии Заздравной.

НАЛОГОВИКИ НАБИЛИ РУКУ И АКТИВНО НАРАЩИВАЮТ ОБЪЕМЫ

Те, кто не знает налогов, расплачиваются за тех, кто знает их слишком хорошо.

Эмиль Фромантель, директор департамента подоходного налога,
персонаж пьесы Л. Вернейля и Ж. Берр «Школа налогоплательщиков»

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) многими понимается как «льготный» налоговый режим для микробизнеса, то есть тот режим, который не может быть источником значительных налоговых доначислений.

Данное заблуждение многим обошлось в многомиллионные доначисления. Например, в прошлом году мы представляли интересы организации, которой доначислили более 30 млн. рублей. В результате перевода на ЕНВД и справедливого рассмотрения дела в пользу налогоплательщика мы добились только в Конституционном суде РФ. Кстати, это было единственное постановление, принятое Конституционным судом РФ по налоговому делу в 2014 году.

Такие случаи далеко не единичны. Сегодня дела, связанные с неправомерным, по мнению налогового органа, применением ЕНВД, выходят по количеству на второе место после дел по фирмам-однодневкам. Налоговики набили руку, сформировали определенную практику и теперь активно наращивают объемы.

Суды, надо сказать, в большинстве случаев их поддерживают, сами понимаете, кризис, проблемы с наполнением бюджета и т. д. Вообще, это железный признак кризиса - количество дел, рассмотренных в пользу налоговой, значительно увеличивается, а политика государства приобретает фискальный уклон. Справедливости ради надо отметить: из высоких кабинетов сейчас звучат совершенно правильные слова о необходимости защиты бизнеса, но дистанцию от слов до дела проходят редко. Не в пример чаще словесное давление на бизнес быстро реализуется в практические действия на всех уровнях власти, с чем мы сегодня и сталкиваемся. Самое страшное, что происходящее сегодня полностью соответствует эпиграфу: те, кто не знает налогов, расплачиваются за тех, кто знает их слишком хорошо.

Так что если ваша деятельность связана с розничной торговлей и применением ЕНВД либо вы просто заинтересованы в формировании качественной системы налоговой безопасности (понимание логики доначислений и доказывания всегда пригодится), то наш опыт будет вам полезен. Предупрежден - значит, вооружен.

ВМЕСТО 2 МЛН. ДОНАЧИСЛЕНИЙ 10 МИЛЛИОНОВ

Итак, ЕНВД - это специальный налоговый режим для определенных видов деятельности. Его суть в следующем: несмотря на название «налог на доход», размер уплачиваемого предпринимателем единого налога на вмененный доход прямо от дохода предприятия или предпринимателя не зависит. Напротив, в качестве налоговой базы по данному налогу законодатель установил различные показатели-критерии, например, квадратные метры, наемные работники, но только не рубли.

Помимо общих ограничений (максимальная численность сотрудников - 100 человек, максимальная доля участия других юридических лиц - не более 25% и т. д.) для розничной торговли предусмотрены следующие ограничения:

  • по виду продукции; не переводится на уплату ЕНВД реализация большинства типов транспортных средств (автомобили, автобусы, прицепы, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с.), топлива (автомобильного бензина, дизельного топлива, моторных масел и прямогонного бензина), газа, продукции собственного производства (изготовления) и пр.;
  • по площади; максимально разрешенная площадь торгового зала магазина либо павильонов - 150 кв. м; для объектов торговли, не имеющих торговых залов (например, киосков, лотков, прилавков), и объектов нестационарной торговой сети (развозная и разносная торговля) ограничений по площади не предусмотрено.

На первый взгляд ничего сложного, но вот вам простенький пример.

Абсолютно одинаковые организации арендуют абсолютно одинаковые магазины, расположенные на одной улице друг напротив друга, в которых они абсолютно одинаково торгуют одними и теми же стройматериалами по образцам. Обе организации применяют ЕНВД. Есть только единственное формальное отличие - в одном случае в договоре аренды и техническом паспорте арендованное помещение указано как торговое помещение, а в другом - как административное (офисное). Здравый смысл подсказывает, что налоговые последствия их деятельности должны быть одинаковыми, ведь фактические взаимоотношения одни и те же.

Но все не так просто - после первой налоговой проверки вы с ужасом узнаете, что применяли ЕНВД неправомерно, а значит, весь полученный доход в течение трех предыдущих лет необходимо обложить по иной системе налогообложения. Да, подход сугубо формальный, но вам от этого легче не становится.

А проблемы между тем могут только начинаться. Например, случай из нашей практики - налогоплательщик совмещал ЕНВД и УСН (упрощенная система налогообложения). По УСН за 2012 год был доход 50 млн. рублей, то есть в ограничение дохода в 60 млн. рублей для применения УСН он укладывался. Проверка, перевод с ЕНВД, необходимость дополнительного включения в доходы суммы 11 млн. рублей. В результате общий годовой доход - 61 млн. рублей, то есть организация автоматически «слетает» на общую систему налогообложения, а это и налог на прибыль, и НДС, и т. д. Причем сразу за два года, ведь вернуться на УСН можно не ранее чем через год после утраты права. В итоге вместо стандартных 2 млн. рублей - доначисления на сумму более 10 млн. рублей. Зима, как всегда, пришла неожиданно...

А все лишь потому, что в техническом паспорте и договоре аренды помещение обозначено как административное, офисное.

Другой вариант - организация торгует автомобилями и запасными частями. Торговлю автомобилями на ЕНВД перевести не могут (законодательное ограничение), а вот торговлю запасными частями перевели. Но вся торговля в одном зале, конструктивно площадь, используемая для торговли аксессуарами, никак не выделена, еще ряд нюансов - и в результате доначисления составили свыше 40 млн. рублей.

Самое плохое, что до сих пор нет четких правил, выполняя которые налогоплательщик мог бы спать спокойно. Однако есть ряд действий, значительно сокращающих налоговые риски. И наоборот - их игнорирование может повлечь плачевные результаты, ведь потери могут быть не только финансовыми.

Хочу заострить внимание на удивительной способности нашего человека пренебрегать элементарными правилами налогового планирования, полагаться на наше родное авось.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ ОТ ЗАКОНОВ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

Нарушить физические законы вам не удастся: если кинули камень вверх, он сразу обратно на голову и упадет. Второй раз никто и не пробует, все понимают, что так делать нельзя. А если вы совершите ошибку в налоговом планировании, ничего сразу не произойдет. Реакция возникнет позже, потому что в цепи обратной связи возникает задержка. Потому что бизнес сегодня, деньги поступят завтра, а проверка может быть когда-нибудь. Тем временем импульс принятого вами решения идет по системе от звена к звену какое-то время. И пока возникшая на него реакция возвращается к вам обратно, ее видимое отсутствие порождает ощущение безнаказанности за нарушение. И потому мы наблюдаем их стойкое игнорирование: раз ничего не происходит, значит, можно нарушать! Как если бы вы кинули вверх камень, а он бы обратно не упал! Вы кидаете следующий, а он тоже не падает! Вот здорово! Всем можно кидать камни вверх! Безнаказанность полная! Законы нам не указка! Ура! А где-нибудь через год или два эти изрядно потяжелевшие камни начинают падать нам на голову...

Как было написано в одной мудрой книге: «Мы кидали камни легких и простых решений, а обрушились на нас глыбы тяжелейших запутанных проблем».

Итак, мы разобрались с тем, кто виноват, теперь пора понять, что делать.

В результате личного опыта, а также анализа судебной практики нами были выявлены повторяющиеся ошибки налогового планирования при применении ЕНВД. Давайте их разберем и сформируем конкретные решения, которые помогут вам эффективно подготовиться к проверке и минимизировать налоговые риски.

1. ФОРМАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОПАСНО

По смыслу ст. 346.27 НК РФ объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы, должен иметь обособленные помещения, которые предназначаются для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. Иными словами, факт разделения площади должен свободно определяться как визуально (любого вида конструкции), так и по инвентаризационным и правоустанавливающим документам (например, соответствовать плану размещения по договору аренды).

На практике в ситуации, когда общая торговая площадь превышает допустимые 150 кв. м, предприниматели-плательщики ЕНВД поступают по-разному:

  • ничего не предпринимают, самостоятельно посчитанную торговую площадь указывают лишь в декларации по ЕНВД;
  • издают внутренний приказ, где фиксируют торговую площадь по ЕНВД;
  • выделяют площадь в договоре аренды (в плане-экспликации);
  • формально передают часть торговой площади другому лицу (ООО, ИП);
  • отделяют площадь перегородками (как правило, передвижными).

При этом в большинстве случаев физического обособления площади нет, все происходит лишь на бумаге. Такой подход чреват значительными доначислениями.

Так, под прицел налоговых органов попала группа компаний «ТрансТехСервис» (в настоящее время в арбитражных судах рассматривается свыше 20 дел с участием компаний группы).

В автосалонах группы в 2009 - 2011 годах помимо собственно продажи автомобилей осуществлялась торговля запасными частями. По этому виду деятельности автосалоны уплачивали ЕНВД. При этом спорная торговая площадь выделялась лишь в договорах аренды (которые заключались с другой компанией группы, т. е. взаимозависимым лицом).

В ходе выездной налоговой проверки инспекция отказала компании в применении ЕНВД, приняв за торговую площадь общую площадь автосалона (значительно превышающую 150 кв. м). Это все, конечно, из разряда «удивительное рядом». Ни у кого не вызывает сомнений, что бó льшая часть площади, безусловно, предназначена для торговли автомобилями, ее учет в целях определения площади торговли запасными частями противоречит здравому смыслу. Но в то же время это говорит и о том, что налогоплательщик недостаточно прорабатывал возможные налоговые риски и к такому повороту был не готов.

Суды (в январе 2015 года экономическая коллегия ВС РФ отказала в передаче дел в ВС РФ) поддержали инспекцию, приняв во внимание следующие обстоятельства:

  • в техническом паспорте торговое помещение отсутствует;
  • в договорах аренды помещений не указано на конструктивные особенности выделенной торговой площади;
  • фактически отсутствуют какие-либо конструктивные ограничения торговой площади, где производится реализация запчастей;
  • есть возможность свободного перемещения покупателей по всему автосалону;
  • контрольно-кассовая техника не связана с зоной торговли запасными частями, а является единым местом для проведения расчетов как при приобретении автомашин, так и запасных частей.

В качестве доказательств суды приняли технический паспорт, протокол осмотра, свидетельские показания.

Таким образом, если у вас похожая ситуация, то выделите в техническом паспорте используемое помещение, внесите исправления в договор аренды, установите конструктивные ограничения, закрепите кассовый аппарат только за этим помещением и всеми возможными способами подкрепите обособленность - отдельные договоры, отдельный сбор выручки и т. д.

2. ВИЗУАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНО

Следует отметить, что одного физического разделения (установки перегородки) также недостаточно. Изменения, отражающие произведенную перепланировку помещения, необходимо внести в инвентаризационные и правоустанавливающие документы.

На такой подход ориентировал ВАС РФ, указав, что вывод о наличии самостоятельного объекта организации торговли может быть сделан судом только на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К числу таких документов относятся: договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы.

3. НЕСКОЛЬКО ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ СПАСЕТ

Не станет аргументом в пользу налогоплательщика и осуществление на одной площади нескольких видов деятельности. Ведь физический показатель «площадь торгового зала» является неизменной величиной и не зависит от количества видов деятельности, осуществляемых на этой площади. Данные выводы содержатся в постановлениях президиума ВАС РФ от 20.10.2009 №9757/09, от 2 ноября 2010 года №8617/10.

Иными словами, если предприниматель на одной территории осуществляет два вида деятельности (например, розничная торговля и услуги общепита) при отсутствии должного обособления, ЕНВД придется исчислять с полной площади по обоим видам деятельности.

4. ФОРМАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ЧАСТИ ПЛОЩАДИ ДРУГОМУ ЛИЦУ - НЕ РЕШЕНИЕ

Претензии коснулись и казанского магазина «Народные двери». Как следует из решения суда первой инстанции, на территории магазина осуществлялась торговля дверьми и фурнитурой. При этом оптовой торговлей занимались две компании (ООО), а розничной - индивидуальный предприниматель.

С этой целью предприниматель арендовал часть магазина, с площади которой и рассчитывал ЕНВД. В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган доначислил предпринимателю ЕНВД исходя из площади всего магазина. Аргументами не в пользу налогоплательщика стали следующие обстоятельства:

  • спорная торговая площадь конструктивно не выделена (не огорожена), какие-либо ограничения территории этих мест, в том числе для доступа покупателей, отсутствуют;
  • выделение торговой площади в договорах аренды произведено предпринимателем самостоятельно (посредством заштриховывания);
  • изменения в инвентаризационные и технические документы, отражающие перепланировку помещения, не вносились;
  • фактически перепланировка не произведена;
  • директор оптовых компаний и предприниматель - одно лицо;
  • идентичная номенклатура, общие образцы продукции;
  • общие работники;
  • общий склад;
  • расчеты за покупки в одном месте;
  • единый режим работы, общий вход в магазин;
  • расчетные счета в одном банке, передача денег на инкассацию осуществлялась одним старшим кассиром - и за индивидуального предпринимателя, и за организацию;
  • закупка дверей производилась предпринимателем через оптовые организации;
  • образцы продукции выставлены на всей площади магазина.

К сожалению, данные факты показывают, насколько формальным было отношение налогоплательщика к оптимизации. Ну и, конечно, работа, проделанная налоговым органом, в данном случае вызывает уважение. Точка в этом деле не поставлена, поскольку налогоплательщик подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции (рассмотрение дела назначено на 19.08.2015).

5. ТОРГОВЛЯ ПО ОБРАЗЦАМ И КАТАЛОГАМ

При осуществлении торговли по образцам и каталогам есть дополнительное ограничение для применения ЕНВД - такая деятельность может осуществляться лишь в стационарной торговой сети.

Иными словами, если по документам назначение помещения - склад или офис, то доходы от предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товаров по образцам через это помещение, не облагаются ЕНВД.

Кроме того, необходимым условием для признания помещения стационарной торговой сетью является присоединение здания, сооружения к инженерным коммуникациям (ст. 346.27 НК РФ).

Нелишним будет убедиться, что договоры купли-продажи заключаются в спорном помещении (а не на дому у покупателя, к примеру), оплата производится на месте. В противном случае налоговый орган и, вероятно, суды укажут на несоответствие условий деятельности тем, которые позволяют уплачивать ЕНВД.

ПЕРЕВОД С ОСНО НА ЕНВД - И ТАКОЕ БЫВАЕТ!

Возможна и обратная ситуация: инспекция может настоять на необходимости применения ЕНВД. Правда, речь идет лишь о 2012 годе. Дело в том, что с 01.01.2013 переход на ЕНВД стал добровольным. А проверять более ранний период инспекция не вправе, поскольку существует ограничение по глубине проверки (три года, предшествующих году вынесения решения о проверке).

С такой ситуацией мы и столкнулись на практике - в ходе проверки налоговый орган посчитал, что каждый из пяти отделов магазина является самостоятельным объектом торговли, соответственно, поскольку торговая площадь каждого из них не превышает 150 кв. м, доначислил ЕНВД (попутно - пени, штрафы за неуплату налога и за непредставление декларации).

Помимо этого, налоговый орган доначислил также НДС. Точнее, снял вычеты по НДС. Однако корректировать налоговую базу с реализации (что, казалось бы, логично - плательщик ЕНВД не уплачивает НДС, соответственно, устанавливая действительные налоговые обязательства, корректировку нужно делать до конца) не стал. В итоге получилось фактически тройное налогообложение.

Доказать свою правоту нам удалось, лишь обратившись в Конституционный суд РФ. Результатом стало Постановление №17-П от 03.06.2014, в котором КС РФ указал на неверное толкование кодекса нижестоящими судами.

Розничным продавцам-плательщикам ЕНВД следует провести анализ своих налоговых рисков (налоговый аудит) и при необходимости скорректировать свою позицию с учетом последней судебной практики:

  • отгородить торговую площадь физически (по возможности - капитальными конструкциями);
  • внести изменения в инвентаризационные и правоустанавливающие документы, зафиксировав перепланировку;
  • в договоре аренды выделить спорное помещение, указать его характеристики и предназначение (для торговли);
  • при торговле по образцам и каталогам убедиться, что спорный объект предназначен для торговли.
  • подтвердить всеми возможными способами обособленность - отдельные договоры на охрану, инкассацию, разные старшие кассиры и т. д.

В противном случае существует риск пересчета налоговых обязательств за три последних года, а также доначисления пеней, штрафов за неуплату налога (20% от недоимки) и за непредставление деклараций (до 30% от суммы налога по декларации).

ГИГИЕНА, ПРОФИЛАКТИКА, ЛЕЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать, что налоговое здоровье организации достигается, по аналогии со здоровьем человека, тремя способами:

1) гигиена;
2) профилактика;
3) лечение.

Естественно, чем больше внимания первым двум пунктам, тем реже доходит до третьего.

Гигиена - на стадии планирования бизнеса, на стадии заключения сделок вы оцениваете возможные налоговые последствия, проверяете контрагентов на добросовестность и т. д., и в зависимости от результатов корректируете свою деятельность, минимизируя налоговые риски.

Профилактика - вы регулярно проводите налоговый аудит (привлекая специалистов либо самостоятельно); отслеживаете изменения законодательства и судебной практики; выявляете налоговые риски и переплаты; создаете подушку налоговой безопасности; корректируете свою деятельность.

Лечение - вы получили уведомление о проведении налоговой проверки; принимаете решение заняться самолечением либо обратиться к врачам-специалистам; фактически в авральном, круглосуточном режиме проводите налоговый аудит; выстраиваете корректное, грамотное, основанное на законе взаимодействие с проверяющими; соблюдаете определенные правила работы во время проверки. Если вы следили за здоровьем, то на этом этапе все ваши затраты - по большей части время ваших сотрудников на копирование и представление документов.

Как вы понимаете, на первом этапе минимальные усилия ведут к максимальным результатам, на втором этапе умеренные усилия - к максимальным результатам, на третьем этапе только максимальные усилия ведут вообще к результатам.

Ну и последний, мной не обозначенный этап, - хирургический. Вы получили вступившее в силу решение налогового органа, впереди у вас только судебное обжалование. И самое главное, чтобы пациент не был скорее мертв, чем жив. Вот здесь требуются сверхмаксимальные усилия для возврата его к жизни.

Практика показывает, что мы начинаем бегать по врачам, когда уже «поздно пить боржоми». Так и к нам чаще обращаются в лучшем случае на третьем этапе, хотя правильнее и выгоднее - значительно раньше. Подумайте, что лучше - заниматься физкультурой, по возможности беречь себя или валяться в постели, глотая горсть лекарств?

Поэтому призываю вас: прикладывайте усилия на этапе заключения сделок, проводите регулярный check-up (налоговый аудит) здоровья вашей организации и встречайте спокойно налоговую проверку с улыбкой, с уважением, с достоинством.

Берегите себя, ведите во всех отношениях здоровый образ жизни!

Гузель Валеева, Юлия Заздравная

P. S. Если статья показалась вам полезной, мы будем рады продолжить цикл статей с практическими рекомендациями на налоговую тематику.

Справка

Гузель Валеева - с тарший партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение»; Московская государственная юридическая академия им. Кутафина (МГЮА) по специальности «гражданское право».

Спикер международной конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Юлия Заздравная - у правляющий партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение».

Спикер международной конференции «Налоговое право. Опыт России и других стран», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД проводится отслеживание деятельности предприятия и на совершение им всех необходимых операций. Это важный момент, без которого невозможно проконтролировать выполнение обязанностей налогоплательщиками. ЕНВД представляет собой единый налог на вмененный доход. Этот показатель прекрасно сочетается с общей и упрощенной системой налогообложения.

Что собой представляет налоговая проверка

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД специальная служба проводит контроль над выполнением задач, которые поставлены перед налогоплательщиками. В эти обязанности входит:

  • начисление налогов, относительно обязанностей налогоплательщика;
  • правильный расчет;
  • обоснованность, касательно используемых льгот;
  • своевременная оплата всех налогов.

Главным инструментом контроля в этом вопросе выступает Налоговая проверка. Подразделяется она на 2 основных типа: камеральную и выездную. Первый тип проверки представляет собой всестороннее ознакомление со всеми видами отчетности. Выездная процедура проводится исключительно на территории предпринимателя. В результате визита просматривается информация касательно оригиналов первички, согласно которой и проводится расчет налога.

Существуют определенные правила, выполняемые во время процедуры. Так, камеральная проверка подразумевает обязательное предоставление налоговой отчетности. При этом специалисты обращают внимание на обоснованность предоставляемых льгот, правильный расчет суммы, сочетание с другими данными и логичность вносимых изменений.

При возникновении спорных ситуаций служба может запросить первичную документацию. Во избежание серьезных штрафов предпринимателю рекомендуется своевременно отреагировать.

Вернуться к оглавлению

Камеральная проверка

В Налоговую инспекцию предприниматель подает декларацию, в которой указана вся информация о перечисляемых суммах.

Камеральная проверка осуществляет отслеживание за правильностью заполнения данного документа, достоверностью представленной информации и полнотой сведений. Инспекция учитывает факт своевременной подачи декларации, наличие ошибок и неточностей в документе.

Если в ходе этого действия были замечены погрешности, инспектор налоговой службы отправит предпринимателю уведомление. В нем будет указана вся информация касательно выявленных ошибок и сроков, которые даются на их устранение. Человеку желательно своевременно отреагировать на представленные претензии. В противном случае могут возникнуть проблемы, в том числе и с дальнейшим функционированием предприятия.

Проверяющий инспектор нередко запрашивает первичную документацию и все данные касательно деятельности предпринимателя. В некоторых случаях это позволяет на месте решить конфликтную ситуацию.

Если в ходе проверки были выявлены мелкие ошибки, их необходимо исправить в срок. Камеральная инспекция не представляет опасности для предпринимателя, но только в случае правомерных действий.

Вернуться к оглавлению

Выездная проверка

Что проверить у ИП на ЕНВД могут в ходе выездной инспекции? Первым делом, необходимо отметить, что данный тип проверки уместен только в случае нарушений правил со стороны предпринимателя. Это могут быть ошибки при заполнении декларации, несвоевременная ее подача, скрытый доход или отсутствие какого-либо обязательного элемента. В этом случае инспекция наносит выездной визит.

Инспектор приезжает на территорию к ИП, где и проводит проверку. В этом действии могут участвовать сразу несколько человек. Ревизия предприятия способна длиться порядка 60 суток, и это вполне нормально. Поэтому предпринимателям рекомендуется своевременно устранять ошибки и не совершать неправомерных действий.

В ходе ревизии ИП должен обеспечить комиссию рабочими местами. Иногда длительность этого процесса составляет порядка полугода. Это возможно в случае обнаружения правонарушений, проблем с документами и непредвиденных ситуациях.

Если ИП не имеет торговых площадей или помещений, ревизия проводится на территории Налогового органа. В ходе ревизии ИП должен представить все документы. Если деятельность предпринимателя закрывается, инспекция еще раз совершает выездную проверку. При обнаружении нарушений человек может быть привлечен к ответственности.

Избежать оплаты единого налога невозможно. Это может привести к развитию серьезных проблем с Налоговой инспекцией, вплоть до закрытия предприятия.

Налоговая проверка ИП основывается на тех же самых правилах НК РФ, что и проверка юрлиц. Вместе с тем некоторые особенности у налоговой проверки ИП все же есть. Рассмотрим их.

Что такое налоговая проверка

Важнейшая задача налоговых органов РФ состоит в контроле за выполнением налогоплательщиком таких обязанностей, как:

  • начисление всех необходимых налогов, в отношении которых у налогоплательщика возникает такая обязанность;
  • правильность расчета налогов;
  • обоснованность применения льгот;
  • своевременность уплаты налогов.

Одним из инструментов такого контроля служит налоговая проверка (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), которая подразделяется на 2 вида (п. 1 ст. 87 НК РФ):

  1. Камеральная, при которой в ИФНС всесторонне проверяется представленная отчетность.
  2. Выездная, которая, как правило, проводится на территории налогоплательщика и предполагает не только изучение оригиналов первички, послуживших основой для расчета налогов, но и проверку наличия имущества.

Подробности и нюансы налоговых проверок узнайте из нашей рубрики .

Правила проверки в инспекции

Камеральной проверке в обязательном порядке подлежит вся сданная в ИФНС налоговая отчетность. При этом обращают внимание на следующее:

  • логичность обязанности представления такой отчетности;
  • правильность применения ставок;
  • обоснованность льгот;
  • правильность арифметических расчетов;
  • корреляцию со сведениями из другой отчетности налогоплательщика, сданной в ИФНС;
  • увязку с другими данными, имеющимися в распоряжении ИФНС;.
  • наличие резких колебаний в размере налоговой базы;
  • обоснованность и логичность изменений при представлении уточненной декларации.

В случае возникновения вопросов инспекция запросит пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ) и необходимые первичные документы (пп. 6, 8, 8.1, 8.3 ст. 88 НК РФ). В интересах налогоплательщика - своевременно отреагировать на такой запрос, приложив к пояснениям копии подтверждающих его правоту документов и расшифровок учетных данных.

Как сэкономить на копировании документов по запросам налоговиков, узнайте .

Когда нужно подать уточненную декларацию во время камеральной проверки первичной декларации

Если же сомнения инспекции в правильности представленной отчетности обоснованы, то нужно вместо пояснений сдать уточненную декларацию, которую в ИФНС снова подвергнут такой же камеральной проверке. При этом по уточненной отчетности также возможен запрос пояснений.

Срок этой проверки - 3 месяца со дня сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если во время ее проведения отчетность уточняется, то первая проверка прекращается и начинается новая той же продолжительности. Только ее срок считается от даты представления уточненного отчета.

Что налоговики анализируют в уточненной декларации, узнайте из .

Если в результате пояснений налогоплательщика вопрос ИФНС не снят, то она сочтет, что допущено налоговое правонарушение и через 15 рабочих дней (10 дней дается контролерам на оформление акта + 5 дней на его передачу проверенному лицу) вручит налогоплательщику акт определенной формы (пп. 1-4 ст. 100 НК РФ). Уклониться от его вручения не получится: при невозможности вручения акт направят почтой, и он будет считаться полученным на 6-ой рабочий день после даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). С даты вручения акта у налогоплательщика есть месяц на представление возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Выездная проверка отличается от камеральной следующим:

  • Она, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Хотя если он не может предоставить инспекторам отдельное помещение, то возможно проведение проверки непосредственно в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  • Правильность расчета налогов проверяют по оригиналам первичных документов (п. 12 ст. 89 НК РФ), в случае возникновения вопросов требуя пояснений у налогоплательщика. При этом налоговые органы вправе произвести осмотр и даже сделать инвентаризацию имущества, используемого налогоплательщиком (п. 13 ст. 89 НК РФ). У налоговиков также есть право проведения экспертизы, привлечения сторонних специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.
  • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
  • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3-5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ);
  • Ее срок составляет 2 месяца (для филиалов - 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6-8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях - до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца на оформление акта (отсчет ведется с даты оформления справки о проведении выездной налоговой проверки) плюс 5 рабочих дней на вручение акта налогоплательщику (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

Что в отношении проверки следует знать ИП

В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик, подчиняется всем вышеописанным правилам.

Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

  • представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов;
  • до сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС;
  • по возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной;
  • оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов;
  • своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам;
  • не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые:

  • часто сдают отчетность с ошибками;
  • не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы;
  • препятствуют проведению проверочных мероприятий;
  • не платят вовремя налоги.

Для безошибочного составления налоговой отчетности пользуйтесь материалами рубрики «Налоговые изменения 2018» .

В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

  • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
  • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.
  • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
  • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
  • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
  • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

Как оформить возражения на акт проверки, узнайте по .

Итоги

ИП должен быть готов в налоговым проверкам - камеральным и выездным. А также должен вовремя представлять запрашиваемые налоговиками документы и информацию, не препятствовать осмотру помещений и территорий, а также иным мероприятиям налогового контроля в рамках налогового законодательства. Процедуры проверок и представления документов отдельно для ИП в НК РФ не предусмотрены - они производятся по общим для всех налогоплательщиков правилам.