Улучшение инвестиционного климата: советы.

Формирование благоприятного инвестиционного климата играет важную роль в активизации процессов привлечения частных, в том числе, иностранных инвестиций. Местные органы власти в решении этой задачи используют различные формы, методы и инструменты управления. Обратим внимание на наиболее значимые из них.

А. Налоговые льготы.

Цель предоставления налоговых льгот - уменьшить затраты фирм при их де­ятельности на территории данной местной юрисдикции. Снижение затрат увели­чивает конкурентоспособность фирм и может содействовать росту прибылей. Налоговые льготы предоставляются в различных формах. В их числе: налоговые скидки, ос­вобождение от налогов, налоговые кредиты.

Так, например, в штате Огайо (США), как и в других штатах, предусмотрены три основных варианта предоставления налоговых льгот: освобождение от отдельных видов налогов па какой-то срок или бессрочно для некоторых типов собствен­ности и операций; сокращение базы исчисления налогов за счет вычета стоимо­сти различных видов имущества; кредитование (отсрочка) платежей за неко­торые виды собственности в размерах, определяемых как доля стоимости этой собственности.

Б. Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности.

Его основными инструментами выступают предоставляемые местными органами власти инвесторам займы; субсидии (например, для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий, ввод новых рабочих мест); прямые гранты; кредитные гарантии; доходные облигации; вспомогательное финансирование; финан­сирование с помощью льготной арендной платы. Дадим краткое пояснение отдельным финансовым инструментам.

Кредитные гарантии в основе своей облегчают доступ к капиталу и несколь­ко снижают процентные ставки по кредитам.

Вспомогательное финансирование призвано обеспечивать начальное финан­сирование проекта дополнительными кредитами на условиях более выгод­ных, чем рыночные (например, льготный процент).

Прямые гранты частным компаниям, занимающимся городским развитием, обычно выделяются на инфраструктурные проекты или для покрытия чрез­вычайных затрат, необходимость осуществления которых может сдерживать частные инвестиции.

Земельная аренда является формой вспомогательного финансирования. Обычно земельная аренда сопровождается дополнительными льготными условиями - налоговыми скидками па недвижимость, скидками на корпо­ративный налог, увеличением лимитов зонирования или снижением цены на землю.

Доходные облигации, выпускаемые городскими властями и управляемые, как правило, инвестиционными банками, также достаточно часто используются для финансирования инвестиционных проектов.

Заметную роль в финансовом стимулировании играют создаваемые местными властями специализированные структуры.

Так, например, в США они получили наименование «корпораций экономического развития» (Community development corporations). Их численность к кон­цу 90-х гг. ХХ века составляла более 1500. Через них местные управленческие струк­туры стали действовать в качестве инвесторов и гарантов вложенного капитала, идущего, как правило, на осуществление проектов совместно с частным сектором в областях с высоким риском инвестиций. Определенное значение приобрела прак­тика гарантирования частных займов бизнесу, для которых характерен низкий процент платежей и большая продолжительность сроков выплат или гарантий.

Корпорации экономического развития участвуют в финансировании строи­тельства жилья, финансируют предприятия и осуществляют их финансовую под­держку с целью создания дополнительных рабочих мест для местного населения, предоставляют социальную помощь особенно в районах с высокой концентраци­ей низкодоходных слоев населения. Они выделяют мелким компаниям ссуды на приобретение земельных участков, строительство новых предприятий и модерни­зацию существующих, покупку необходимых машин и оборудования.

В Великобритании в 90-е гг. городские органы управления все чаще стали передавать свои полномочия по реализации инвестиционных проектов специально создаваемым относительно автономным неправительственным организациям (корпорациям городского развития), целью которых становится планирование, финансирование (изыскание финансовых средств) и реализация различных программ экономи­ческого развития городов. Подобная практика использования делегирования управления расширяет инвестиционные возможности местных органов власти (особенно в условиях существенных ограничений на самостоятельную финан­совую деятельность), а также способствует внедрению предпринимательских под­ходов к решению проблем местного экономического развития.

Активным участником финансового стимулирования инвестиционной деятельности выступает и государство, используя разнообразный инструментарий.

Так, например, в Великобритании для содействия экономическому развитию местных территорий государство разработало целый ряд программ, среди которых следует, в первую очередь, назвать предоставление местным органам власти на конкурсной основе грантов городского развития, предоставление местным властям банковских субсидий на конкурсной основе, обеспечение финансовой поддержки мелкого бизнеса. В 80-90-е гг. городские власти на конкурсной основе стали иметь воз­можность получать из государственного бюджета специальные гранты город­ского развития (Urban development grant, UDG) для привлечения частных инвестиций. Правда, UDG, как правило, рассматриваются в качестве последней кредитной возможности (grant of last resort), то есть после того как для реа­лизации проекта мобилизованы все имеющиеся ресурсы. Необходимым условием получения UDG является привлечение частных инвесторов для реализации проекта, что нередко вызы­вает существенные споры между партнерами, поскольку частные инвесторы хо­тят быть уверенными в получении городскими властями UDG прежде, чем они начнут действовать сами. UDG выделяются на проекты, охватывающие эконо­мические и жилищные проблемы города. Но при этом предполагается, что вторичным эффектом от их реализации станет улучшение социальной и эко­логической ситуации в городе. Кроме того, система городских грантов предпо­лагает эффективную отдачу на вложенные местными властями средства.

В 1990 г. в Великобритании была принята новая программа предоставления городским властям субсидий иод названием «Единый бюджет восстановления» (Single Regeneration Budget - SRG). Программа предусматривала участие местных правительств в конкурсе па получение банковских субсидий. Причем центральное правительство допускало до участия в конкурсе лишь организации, в которые входили как представители местных властей, так и представители предпринимателей, а также представители советов по обучению и предпринимательской деятельности (Training and enterprise councils -TEC) и представители разных общественных организаций.

В. Информационное обеспечение инвестиционной деятельности.

Его ключевым компонентом выступает PR-компания инвестиционной привлекательности территории, предусматривающая использование комплекса инструментов: проведение конференций для потенциальных инвесторов, размещение на сайте местных органов власти информации о местной инфраструктуре, рабочей силе, системе на­логообложения, ценах на здания и сооружения; издание адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям, организация участия в международных выставках и др.).

Особого внимания заслуживает позиционирование роли университетов в формировании и развития интеллектуального капитала, обучении предпринимателей.

Г. Инфраструктурное обеспечение инвестиционной деятельности.

Направлено на решение достаточно широкого спектра задач, в числе которых: реконструкция делового центра; перепланировка земельных участков, их очистка и подготовка к застройке; инженерная подготовка участка под производственное строительство; модернизация водоочистительных и водораспреде­лительных сооружений; увеличение мощности канализационных систем и систем по чистке сточных вод; совершенствование систем землепользования и др.

Рисин И.Е., Рыжкова Л.А.

Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала, прежде всего иностранного.

Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими условиями для капитала, но важное значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор (забастовки, социальные волнения, угроза войны и т.д.).

Факторы инвестиционного климата

Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).

К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения. Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Определено далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, имеют.

И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным : объем иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Прежде всего — это очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.

Другой негативный фактор — поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора.

Оценка инвестиционного климата

Можно говорить об инвестиционном климате в отрасли, регионе, стране, во всем мире .

Основа для оценки инвестиционного климата — соотношение риска и прибыли .

Инвестиционный климат может оцениваться с точки зрения разных категорий инвесторов — прямых, портфельных или кредиторов. При этом для всех этих основных категорий инвесторов существуют разные методики оценки инвестиционного климата. Количественная оценка (в баллах или по степеням) инвестиционного климата по той или иной методике называется инвестиционным рейтингом.

Корпоративный инвестиционный рейтинг

Определяет привлекательность компаний с точки зрения покупателей их ценных бумаг. Гак. американское рейтинговое агентство Standard & Poor"s присвоило к середине 2004 г. такие рейтинги 74 российским компаниям и организациям.

Отраслевой инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью отрасли. Так, российская экспертно-аналитическая группа ЭКСПАНС оценивает рейтинг различных отраслей российской экономики для российских кредиторов. На основе примерно 20 показателей (каждый из них, во-первых, оценивается по балльной шкале и, во-вторых, имеет разный удельный вес в общем наборе показателей) выводится итоговый показатель инвестиционной привлекательности каждой крупной российской отрасли (ее инвестиционный рейтинг) на ближайшие 3-5 лет.

Региональный инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью региона. В России рейтинговое агентство «Эксперт РА» при журнале «Эксперт» ежегодно определяет рейтинг каждого российского региона с точки зрения прямого инвестора (как зарубежного, так и российского). Этот рейтинг складывается из соотношения интегрального инвестиционного риска и интегрального инвестиционного потенциала этого региона.

Интегральный инвестиционный риск, который характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, складывается из семи видов (показателей) риска: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический. По каждому виду риска среднероссийский уровень принимается за единицу и региону выставляется показатель больше, равный или меньше этой единицы. Суммируя показатели риска (а они весят по-разному), можно получить в итоге средневзвешенную величину — интегральный инвестиционный риск данного региона. Так, по итогам 2001-2002 гг. наилучший показатель был у Новгородской области, Москвы, Московской области, Ярославской области. Белгородской области, Орловской области. Ненецкого автономно го округа и Санкт-Петербурга (соответственно 0,739, 0,741, 0,785, 0,7S5, 0,807, 0,826, 0,848 и 0,852), а наихудший — у Таймырского автономного округа, Ингушетии, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 1,929, 2,081, 2,375 и 13,364).

Интегральный инвестиционный потенциал, который учитывает основные макроэкономические характеристики региона, насыщенность его территории факторами производства, потребительский спрос и другие характеристики, составляется из восьми отдельных потенциалов: трудовой, потребительский, инфраструктурный, производственный, инновационный, финансовый, институциональный, природно-ресурсный. Каждый из восьми частных потенциалов, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. В итоге можно рассчитать удельный вес региона в каждом отдельном потенциале всей России. Если суммировать эти значения, то можно получить интегральный инвестиционный потенциал региона, который равен доле этого региона в суммарном инвестиционном потенциале всех 89 российских регионов. Так, в 2001-2002 гг. наибольший инвестиционный потенциал был у Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области (соответственно 18,289%, 5,662%, 4,648%, 2,675% и 2,586% от всего инвестиционного потенциала России), а наименьший — у Агинского Бурятского автономного округа, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 0,060%, 0,055%, 0,031%).

Сопоставляя интегральные показатели инвестиционного риска и инвестиционного потенциала, журнал разбивает все регионы России на 12 групп:

  • группу регионов с максимальным потенциалом и минимальным риском (рейтинг 1А), группу с высоким потенциалом и умеренным риском (рейтинг 1В), группу с высоким потенциалом и высоким риском (рейтинг 1С);
  • три группы со средним потенциалом и минимальным, умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги 2Л, 2В, 2С); одну группу с низким потенциалом и минимальным риском (рейтинг ЗА);
  • две группы с пониженным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги (3В1 и ЗС1);
  • две группы с незначительным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги ЗВ2 и ЗС2);
  • группу с низким потенциалом и экстремальным риском (ЗД).

По результатам 2001-2002 гг. в группу с рейтингом 1А вошли только Москва и Московская область, в группе 2А не оказалось ни одною региона, в группу ЗА вошли Новгородская и Ярославская области, в группу 1В — Сан кг-Петербург, Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ, а в группу ЗД — Ингушетия, Чечня, Таймырский и Корякский автономные округа.

Страновой инвестиционный климат (инвестиционный климат в стране)

Из кредитных рейтингов, рассчитываемых для отдельных стран (так называемых суверенных рейтингов), наиболее известны в мире рейтинги агентств Moody"s, Standart and Poor"s (S&P), Fitch- IBCA, Dun & Bradstreet и рейтинговых агентств британской газеты «Financial Times» и британского журнала «Еиготопеу». Так, Moody"s присваивает странам (а также их компаниям, если они заказали у этого агентства исследование на определение своею рейтинга как заемщика) один из 19 рейтингов, начиная с высшего Ааа и далее по нисходящей Aal, Аа2, АаЗ, Al, А2, A3, Baa1, Ваа2, ВааЗ, которые считаются приемлемыми для осуществления инвестиций, и кончая Ba1, Ва2, ВаЗ, B1, В2, ВЗ, Саа, Са, С, которые считаются неприемлемыми для осуществления инвестиций. Схожую методику использует S&P в рамках своего суверенного рейтинга, т.е. по странам и территориям, присваивая им 23 кредитных рейтинга от AAA, АА+, АА, AAU-, А+, А, А — до многочисленных рейтингов с буквой В и кончая рейтингами ССС+, ССС, ССС-, СС, С, С1, Д. По данным этого агентства, на середину 2004 г. суверенные рейтинги России и Казахстана были на уровне ВВВ-, Украины, В+, т.е. несколько ниже.

В сфере прямых инвестиций весьма известен рейтинг агентства Business Environment Risk Intelligence (BERI), используемый в первую очередь прямыми инвесторами. Этот рейтинг рассчитывается сотней экспертов трижды в год для 50 стран на текущий момент, на год и на пять лет вперед. Рассчитываемые для каждой страны 57 показателей группируются в три составных индекса (рейтинга) — операционного риска (риска операций), политического риска и риска репатриации прибылей и капитала. Итоговый индекс (рейтинг) страны является среднеарифметическим из всех трех вышеописанных индексов. В 2001 г. итоговый индекс для России на предстоящие 12 месяцев составил 42 балла, на предстоящие пять ле г — 44 балла. Из девяти уровней инвестиционной привлекательности в этом итоговом индексе это третий снизу уровень — ЗВ, на котором находились также Украина, Пакистан, Индонезия.

Схожую методику использует группа PRS. Она оценивает инвестиционный климат большинства стран мира и даже групп стран по 22 показателям, сводя их вЗ индекса (политический, финансовый, экономический) и затем — в итоговый составной индекс, максимальная оценка которого может составлять 100 баллов. На декабрь 2001 г. итоговый составной индекс но всему миру составил в среднем 69,1 балла, в том числе у развитых странах — 83,7, из них США — 79,1, Япония — 84,3, страны зоны евро — 83,8 балла. У России итоговый индекс составил 69,5 балла, Украины — 66,8, Казахстана — 72,0, Польши — 75,3, Китая — 74,3 и Индии — 65,3 балла.

Не менее известен рейтинг для прямых инвестиций компании А.Т. Kearney (называемый FDI Confidence Index) no 60 странам мира. Он составляется на основе опросов руководителей 1000 самых крупных компаний мира об их намерениях инвестировать в ту или иную страну в ближайшие один — три года. Вероятность инвестирования они оценивают от 0 до 3 (наивысший балл). По данным на сентябрь 2002 г., у России этот индекс составил 0,99, Польши -1,15, Китая — 1,99 (наивысший среди всех стран), Индии — 1,05 балла.

Среди страновых рейтингов есть и весьма узкие, нацеленные на оценку только некоторых элементов инвестиционного климата в стране или же преследующие другие цели, но их данные можно использовать потенциальным инвесторам. Так, международная общественная организация, борющаяся с коррупцией в мире, — Transparency International оценивает уровень коррупции в различных странах по 10-балльной системе, присвоив в 2003 г. России 2,7 балла, Азербайджану, Грузии, Таджикистану — 1,8, Украине — 2,3, Казахстану и Узбекистану — 2,4, Индии — 2,8, Армении — 3,0, Китаю — 3,4, Польше — 3,6, Бразилии — 3,9, Белоруссии — 4,2, Южной Корее — 4,3, Эстонии — 5,5, Японии — 7,0, США — 7,5, Германии — 7,7, Финляндии — 9,7. Институт международного управления оценивает 50 стран мира по индексу конкурентоспособности (его максимальная величина составляет 100 балов), который в 2001 г. составлял у России 34,57 балла, Польши — 32,01, Китая — 49,53, Индии — 40,41, Бразилии — 49,66, Японии — 57,52, Германии — 74,04, США — 100,00.

Мировой инвестиционный климат

Для прямых инвесторов определяется прежде всего перспективами роста мировой экономики, а для портфельных инвесторов и кредиторов — прежде всего перспективами мирового рынка капитала. Низкие темпы роста мировой экономики обычно тормозят рост всех стран — ее участниц и тем самым уменьшают их привлекательность для прямых иностранных инвесторов, а состояние мирового рынка капитала ощутимо регулирует размеры притока в страну портфельного и ссудного капитала и оттока из страны такого капитала.

Инвестиционный климат играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Понятие инвестиционный климат очень многогранное, включающее в себя огромное количество объективных и субъективных показателей. Улучшение инвестиционного климата состоит в создании таких условий для бизнеса, при которых он будет функционировать максимально комфортно.

Одним из критериев оценки инвестиционного климата является рейтинг Doing Business. Инвестиционные рейтинги так же составляют известные рейтинговые агентства, такие как, например, Standard & Poor’s. Из российских агентств выделяется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, рассчитываемый рейтинговым агентством Эксперт РА.

В целях совершенствования инвестиционного климата в Российской Федерации созданы следующие институты:

  • Российский фонд прямых инвестиций;
  • Институт федерального инвестиционного уполномоченного (инвестиционный омбудсмен);
  • Агентство стратегических инициатив;
  • Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций
  • Консультативный совет по иностранным инвестициям

Практически в каждом регионе России создан совет по улучшению .

Совет! Инвесторам не стоит бояться обращаться за помощью в государственные институты поддержки инвестиционной деятельности, так как именно там могут посоветовать правильные алгоритмы действий.

Мероприятия по улучшению инвестклимата

Пути улучшения инвестиционного климата хорошо известны во всем мире. В России разработана система мер по улучшению инвестиционного климата территорий.

При этом необходимо заметить, что инвестиционное пространство России неоднородно. Российские регионы существенно различаются по уровню социально-экономического развития, что обуславливает дифференциацию подходов к улучшению инвестиционного климата в каждом из них.

Требования к институтам содействия инвестиционному процессу

Улучшению инвестиционного климата в регионе способствуют выполнение разработанного Агентством стратегических инициатив стандарта деятельности региональных властей по обеспечению благоприятного климата в регионе.

Этот стандарт предполагает осуществление в субъектах РФ следующего комплекса мер:

  • наличие в каждом субъекте необходимой нормативно правовой базы по защите прав инвесторов;
  • нормативно-правовое обеспечение реальных механизмов поддержки инвестиционной деятельности;
  • функционирование на регулярной основе Совета по улучшению инвестиционного климата;
  • работа на регулярной основе специально созданных организаций. основной задачей которых является привлечение инвестиций и работа с инвесторами;
  • формирование эффективной и доступной инфраструктуры необходимой для размещения производственных и иных объектов инвесторов;
  • создание системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по специальностям, которые прописаны в инвестиционной стратегии региона, с учетом потребностей инвесторов;
  • создание специализированного интернет- портала на двух языках, помогающего инвесторам ориентироваться в системе поддержки инвестиций в регионе;
  • принятие единого регламента сопровождения по принципу «одного окна».

В каждом регионе обязательно должна быть создана, на выбор, в соответствии с принятой стратегией, площадка для инвесторов:

  • промышленная площадка;
  • промышленный парк;
  • технологический парк;
  • бизнес-инкубатор;
  • центр кластерного развития.

Площадки должны иметь необходимую транспортную, энергетическую, инженерную и иную необходимую инвесторам инфраструктуру.

Совет! В случае принятия инвестиционного решения необходимо рассмотреть получение площадки в одном из технопарков или бизнес-инкубаторе. Финансовые затраты и организации оные издержки в этом случае будут значительно ниже.

Инициативы, способствующие улучшению инвестклимата

Улучшению инвестиционного климата в стране будет способствовать реализация не на бумаге, а на деле следующих основных для инвесторов инициатив:

  • упрощение процедур ведения бизнеса;
  • развитие необходимой инвесторам инвестиционной инфраструктуры;
  • привлечение прямых и в регионы России;
  • тиражирование лучших и наиболее эффективных инвестиционных практик, испытанных в нескольких регионах;
  • оценка качества работы управленческих команд, работающих в сфере содействия инвестиционной деятельности.

Совет! Важно оценить насколько фактически удобно вести бизнес в том или ином территориальном образовании. Для этого стоит самостоятельно попробовать получить консультацию по открытию предприятия или инвестиционному проекту. В этом случае очень быстро станет понятно насколько региональные власти ориентированы на потребности инвестора.

Основные направления улучшения инвестиционного климата, определяемые международным сообществом оцениваются в рейтинге Doing Business, который включает в себя следующие категории:

  • регистрация предприятий;
  • получение разрешений на строительство;
  • использование трудовых ресурсов;
  • регистрация собственности;
  • кредитование;
  • защита инвесторов;
  • налогообложение;
  • международная торговля;
  • обеспечение исполнения контрактов;
  • разрешение проблем неплатежеспособности;
  • подключение к электросетям.

Улучшения инвестиционного климата в регионе возможны только при использовании комплексного подхода.

Инвестиционный климат в регионе может быть комфортным только в том случае, когда регион имеет хорошее социально-экономическое развитие в целом, включающее такие условия:

  • экономическое развитие региона;
  • эффективность организационной структуры управления;
  • социальные условия;
  • нормативно-правовая база;
  • культурные условия;
  • экологическая ситуация;
  • природно-климатические условия.

Совет! Перед тем как принять решение об инвестировании в какой-либо регион необходимо оценить внутреннюю ситуацию в регионе, проанализировать насколько динамично развивается экономика региона.

Общий комплекс мер по улучшению инвестклимата

Механизм улучшения инвестиционного климата представляет собой инструмент, посредством которого, государство регулирует инвестиционный процесс.

В общем виде он включает в себя:

  • принципы и приоритетные направления организации деятельности по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе;
  • экономические методы и инструменты, позволяющие оказывать воздействие на инвестиционный климат в регионе;
  • регламентацию государством взаимоотношений и взаимосвязей участников инвестиционного процесса, обеспечивающих эффективность регулирующих воздействий на инвестиционный климат.

Совет! Не стоит вкладывать финансовые средства в регион, если в нем слабо проработаны механизмы поддержки инвестиционной деятельности. Стоит пересмотреть географическую основу принятого решения.

Меры по улучшению инвестиционного климата обязательно должны включать в себя мониторинг изменений в инвестиционной сфере по следующим индикаторам:

  • поддержка инвесторов;
  • поддержка реципиентов инвестиций;
  • развитие инвестиционной инфраструктуры;
  • динамика инвестиционных рисков;
  • изменение инвестиционного законодательства;
  • снижения административных барьеров;
  • динамика инвестиционной активности в регионе;
  • состояние инвестиционного климата в регионе.

Мониторинг необходимо проводить на постоянной основе несколько раз в год, анализируя полученные показатели с точки зрения динамики процесса.

Методы улучшения инвестиционного климата предполагают создание экономической системы, позволяющей инвестору не опасаться за свой бизнес и вложенные финансовые ресурсы. Актуальным направлением является создание территорий опережающего развития, где применяется прогрессивный метод стимулирования инвестиционной активности. Важной задачей является сокращение транзакционных издержек.

План мероприятий по улучшению инвестиционного климата должен включать в себя:

  • проведение структурной реформы;
  • налоговой реформы, направленной на учет интересов бизнеса;
  • реформирование судебной системы;
  • усиление прозрачности бизнеса;
  • снижение барьеров для предпринимателей на всех бюрократических уровнях.

Совет! Вести бизнес в России сложно, но, прилагать усилия, для получения доходов, инвестор должен всегда, невзирая на имеющиеся трудности. В конечном счете, лучше открывать бизнес и инвестировать в те территории, где власти ориентированы на взаимовыгодное и эффективное сотрудничество с бизнесом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки рф

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Байкальский государственный университет экономики и права" в г. Братске

Кафедра финансов и кредита

Специальность "Финансы и кредит"

Дисциплина "Инвестиции"

КУРСОВАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Руководитель

курсовой работы : К. э. н. доц. Бердникова В.Н.

Студент : гр. ФК-09 Паршикова А.И.

Братск, 2014

Содержание

  • Введение
  • Глава 3. Практическая часть
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

В последнее время в России наблюдается стабилизация социально-экономической ситуации, что в немалой степени способствует оздоровлению инвестиционного климата в стране. Улучшение на макроуровне может быть использовано для активизации структурных реформ в различных секторах экономики, в частности, в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный финансовый экономический рост. Конечно, все положительные изменения в масштабе страны происходят постепенно, поэтому необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

В современной России в последнее время наблюдается приток иностранного капитала, что связано, прежде всего, с политической стабилизацией и разработкой необходимой законодательной базы.

В то же время огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики "сколотили" себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. Однако, для возвращения этих денег необходимо улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об инвестиционном климате в России, о том, какие проблемы существуют в этой области и какие существуют пути их решения

Глава 1. Инвестиции и инвестиционный климат

1.1 Понятие и виды инвестиций

Инвестиции (или капиталовложения) - это прирост запаса капитала страны, т.е. зданий и сооружений, машин и оборудования, а также товарно-материальных запасов в течение года. Осуществление инвестиций связано с отказом от текущего потребления ради увеличения будущего потребления.

Для экономистов инвестиции означают производство капитальных благ длительного пользования. В общеупотребительном смысле под инвестициями часто понимают покупку акций или открытие сберегательного счета. Следует различать, что при покупке государственных облигаций или открытии счета, вы не осуществляете инвестиции в экономическом смысле этого слова. В этом случае лишь происходит обмена одного вида финансовых активов на другой. Лишь когда имеет место производства физического капитального блага, совершается то, что экономисты называют инвестициями.

Инвестиции играют две роли в макроэкономике. Во-первых, поскольку они - большой и изменчивый компонент расходов, резкие увеличения или уменьшения инвестиций могут оказывать огромное воздействие на совокупный спрос; а изменения последнего, в свою очередь, влияют на выпуск и занятость. Кроме того, инвестиции приводят к накоплению капитала. Прирост запаса сооружений и оборудования увеличивает потенциальный выпуск страны и обеспечивает экономический рост в длительном периоде.

Таким образом, инвестиции играют двоякую роль, воздействуя в коротком периоде на выпуск через совокупный спрос, и в длительном периоде на рост выпуска через влияние образования капитала на потенциальный выпуск и совокупное предложение.

инвестиционный климат региональный благоприятный

Основные типы инвестиций можно подразделить на три категории: закупки жилых зданий и сооружений, инвестиции в заводы и оборудование предприятий и прирост товарно-материальных запасов. Около четверти всей совокупности инвестиций приходится на жилищное строительство, одна двадцатая - на изменение запасов, а остальная часть, примерно 70% суммарных капиталовложений, - это инвестиции в здания, сооружения, машины и оборудования предприятий.

Предприятия инвестируют, чтобы заработать прибыль. Поскольку капитальные товары используются в течение многих лет, инвестиционные решения зависят от:

Спроса на выпуск, производимый за счет новых капиталовложений;

Процентных ставок и налогов, влияющих на издержки инвестиций;

Ожиданий бизнесменов по поводу состояния экономики.

Поскольку детерминанты инвестиций зависят от очень непредсказуемых будущих событий, инвестиции, как компонент совокупных доходов, являются наиболее изменчивыми.

Важным соотношением является функция спроса на инвестиции, отражающая связь между уровнем расходов на инвестиции и процентной ставкой. Поскольку прибыльность инвестиций находится в обратной зависимости от ставки процента, которая является стоимостью капитала, мы можем вывести убывающую кривую спроса на инвестиции. Повышение процентных ставок побуждает фирмы к отказу от реализации некоторых инвестиционных проектов.

Важную роль в развитии экономики играют иностранные инвестиции, которые подразделяются на прямые, портфельные и прочие.

Прямые инвестиции - это вложения иностранного капитала, осуществленные прямыми инвесторами, то есть юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятиями или контролирующими не менее 10% стоимости пакета акций или акционерного капитала предприятия, что дает право на участие в управлении предприятием. Прямые инвестиции включают в себя:

Взносы в уставной фонд;

Кредиты, полученные от зарубежного совладельца предприятия.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранного капитала в акции, составляющие менее 10% суммарных активов предприятий, долговые ценовые бумаги.

Прочие инвестиции включают в себя:

Торговые кредиты;

Кредиты, полученные не от зарубежных совладельцев предприятий с иностранными инвестициями (кредиты от международных финансовых организаций, торговые кредиты, банковские вклады).

Но, как уже было сказано во введении, следует также отметить роль внутрироссийских инвестиций и попытаться определить, из чего они складываются.

Как следует из классической экономической теории, инвестиции напрямую зависят от сбережений. Но чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы относятся к разным экономическим группам. Так, например, когда семья сберегает часть своего дохода, то она кладет деньги в банк, а банк, в свою очередь, одалживает эти деньги компании, желающей совершить капиталовложения. В этом случае сберегатели и инвесторы связаны через финансового посредника - банк. Иногда, вкладчик и инвестор - это одно и то же лицо. В любом случае, если брать одну закрытую страну, то внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Однако, при выходе страны на мировой рынок, ситуация меняется. Рассмотрим же существующие источники капиталовложений.

1. Прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако при увеличении цен предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, что может поставить их на грань банкротства. Правительством принимаются определенные меры, облегчающие предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, например, решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции.

2. Амортизационные отчисления. Это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя, изначально являющегося капиталом, уже находящегося в кругообороте и обороте предприятия. Они направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров.

3. Бюджетное финансирование. На данном этапе Правительством реализуются Федеральные Целевые Программы, направленные на финансирование капитальных вложений.

4. Банковский кредит. Одним из важных источников инвестиций может быть долгосрочное кредитование, направленное на решение стратегических целей в экономике.

5. Средства населения. Возможно привлечение средств население в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов.

Однако хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные источники капиталовложений очень сильно зависят от финансово-экономической стабильности, а потому не могут являться решающими.

1.2 Понятие инвестиционного климата

Вопрос об инвестиционном климате в России ныне вышел на первый план. От него, возможно, более чем от всех других факторов зависит будущее российской экономики. Это высказывание подтверждается активными действиями, а также и политикой, проводимыми Правительством Российской Федерации. Неслучайно на данный момент, большое внимание уделяется механизму привлечения инвестиций и активизации инвестиционного процесса. Проводимые конференции и симпозиумы, посвященные инвестиционному климату и инвестиционной деятельности, показывают нам, насколько государство заинтересовано в их улучшении и активизации. Так что же такое инвестиционный климат?

Понятие "инвестиционный климат" отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат, и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации:

- природные ресурсы и состояние экологии;

- качество рабочей силы;

- уровень развития объектов инфраструктуры;

- политическая стабильность и предсказуемость;

- состояние бюджета, внешний долг;

- качество государственного управления;

- законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни;

- уровень соблюдения законности и правопорядка;

- защита прав собственности;

- качество налоговой системы и др.

В зависимости от этих факторов, определяющих инвестиционный климат, регионы России можно разбить на три группы:

регионы с благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур. К ним относятся около 20 регионов и городов: Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Ярославская, Калужская, Московская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области; Татарстан, Башкортостан, Якутия и Краснодарский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций в экономику России.

регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 89 субъектов РФ.

регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Эта группа охватывает чуть более 10 регионов, в том числе, Калмыкию, Адыгею, Туву, Алтай, Ингушетию, Чукотку, Еврейскую автономную область.

Из вышесказанного следует, что для определения благоприятности инвестиционного климата России в целом, необходимо обратить внимание на регионы и способствовать улучшению инвестиционного регионального климата.

1.3 Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата

В соответствии с Конституцией РФ федеральный центр наделен и обладает необходимыми полномочиями установления правовых основ единого рынка, проведения научно обоснованной экономической политики, отвечающей общим интересам страны, регионов, отечественных товаропроизводителей. На него также возложены функции финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, выработки основ ценовой политики, регулирования банковской системы.

В настоящее время страна оказалась вновь перед выбором дальнейшей стратегии экономической политики. Каждый субъект Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому главная идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Необходимы также активные меры по реструктуризации как промышленных предприятий, так и финансовых институтов с участием государства и субъектов Федерации.

Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития. В настоящее время денежный капитал - ощутимо дефицитный ресурс отечественной экономики. До сих пор у нас не разработана единая концепция развития банковской системы страны. По-прежнему недооценивается роль региональных банков. Проблема их развития до сих пор тесно связана с вопросами денежно-кредитной политики, формирования бюджета и прогноза социально-кредитного развития страны на ближайший год.

В заключение хотелось бы отметить, что поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

Глава 2. Состояние инвестиционного климата современной россии

2.1 Макроэкономическая ситуация

На фоне политической стабильности, а также благодаря необычайно благоприятным конъюнктурным условиям, сложившимся на внешнем рынке для основных статей российского экспорта, т.е. для сырья, стала возможна стабилизация экономической ситуации, необходимая для проведения дальнейших реформ в области социально-экономической политики, направленных на дальнейшую интеграцию России в мировое сообщество.

Стала увеличиваться доля оплаты денежными средствами, замедлился рост неплатежей. Сокращение бартера и других нерыночных форм обмена повлияло на снижение общего уровня цен, так как цены на товары, реализуемые за деньги, по оценкам, примерно на 25-30% ниже цен бартерных сделок.

Такая макроэкономическая ситуация должна быть использована для активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль банков и других финансовых институтов в реализации возможности неинфляционного экономического роста.

В то же время, большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохранилось, так как они связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства. Зависимость динамики фондового рынка в большей степени от ситуации на фондовых рынках США, нежели от состояния российской экономики, хранение сбережений населения в форме наличной валюты, стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала свидетельствуют о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике российского правительства и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику. Перелома тенденции пока не произошло, а впечатляющий рост инвестиций несоизмерим с масштабом инвестиционного спада за прошедшее десятилетие.

2.2 Законодательное и административное регулирование

Основным недостатком правового поля в России, препятствующим реализации принятых основных законодательных актов, является отставание в развитии необходимой сопутствующей законодательной и нормативной базы, подразумеваемой в этих документах, как органами законодательной, так и исполнительной власти.

Другие факторы, негативно влияющие на правовое поле, включают в себя частые изменения законодательства и отсутствие согласованности федерального и регионального законодательства. Существенным недостатком является также неэффективность, а во многих случаях отсутствие штрафов и других мер взыскания за нарушение законов.

Политическая стабилизация позволила начать работу по ревизии законодательных баз регионов и приведению их в соответствие с федеральным законодательством. Это не только обязательные действия по выполнению конституционных норм, декларирующих единое правовое и экономическое поле на территории всей страны, но и следующий необходимый шаг к развитию конкурентного рынка и снижению издержек входа и совершения трансакций.

Ни для кого не секрет, что одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов. Законодательные инициативы Правительства Российской Федерации направлены, в том числе, на устранение этих недостатков. В ближайшее время в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", будут внесены изменения, упрощающие процедуру согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и вводящие правила "одного окна", путем создания соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти, на который возлагается проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, а также выдача исходно-разрешительной документации для их реализации. Упрощение системы согласования технико-экономических обоснований проектов и получения инвесторами исходно-разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов позволит существенно усилить привлекательность России и стимулировать деятельность отечественных инвесторов.

Система регистрации юридических лиц также будет радикально упрощена путем перехода к уведомительному порядку с одновременным установлением ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию, для чего разработан законопроект "О государственной регистрации юридических лиц", в котором предусмотрены единый порядок регистрации субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности и введение единого государственного реестра юридических лиц. Принятие закона будет способствовать упрощению порядка регистрации для заявителя, поскольку обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган.

2.3 Совершенствование корпоративного управления

Одной из самых серьезных и больных проблем в российской экономике является проблема низкого качества корпоративного управления. Очевидно, что сложившаяся система менеджмента сдерживает инвестиции в российскую экономику и в значительной степени влияет на низкую эффективность большинства российских компаний. Среди первоочередных проблем управления компаниями в России выделяются: несоблюдение требований раскрытия информации; низкая квалификация менеджмента; нарушение прав собственников при реорганизации компаний; перераспределение активов в пользу организаций, контролируемых менеджментом или кем-либо из собственников; занижение рентабельности финансовых операций с помощи трансфертных цен.

Корпоративное управление в России нуждается в существенном улучшении. Составной частью совершенствования корпоративного управления является совершенствование корпоративного права. В качестве положительного фактора следует отметить предпринимаемые попытки по внесению изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах".

Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и процедуры поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп).

Требуется упорная работа по гармонизации интересов собственников с интересами общества. Этому, на наш взгляд, будет способствовать, во-первых, совершенствование механизмов корректировки поведения доминирующих собственников, и, во-вторых, совершенствование механизмов перераспределения собственности в пользу эффективных (с точки зрения общества) собственников. Существует два основных направления, в которых возможно формирование механизмов корректировки интересов. Во-первых, требуется существенное усиление ответственности собственников за действия исполнительных менеджеров и за собственные решения по развитию подконтрольной корпорации, принятые на уровне собрания акционеров или совета директоров. Во-вторых, требуется формирование условий для поддержания баланса интересов между различными группами акционеров (собственников), в первую очередь между доминирующими и миноритарными акционерами.

Давно назрело совершенствование механизмов перераспределения собственности в пользу наиболее сильных участников рынка. В данном случае необходимо одновременное движение по трем направлениям:

Упрощение изъятия собственности у неэффективных с точки зрения общества собственников, то есть создание угроз для неэффективных собственников, создание предпосылок для эффективного с точки зрения общества изъятия собственности.

Устранение возможности отъема у собственников относительно устойчиво работающих предприятий (т.е. защита эффективных собственников, предотвращение неэффективного с точки зрения общества изъятия собственности).

Создание возможностей для поглощения крепкими (эффективными) предприятиями слабых (неэффективных) предприятий, то есть создание механизмов прямого замещения неэффективных собственников эффективными.

Особенно актуальным представляется предотвращение случаев изъятия собственности у добросовестных собственников. В данном случае возможно одно из следующих решений:

Устранение наиболее явно противоречащих целям государственной политики положений Закона о банкротстве, т.е. "косметический ремонт" действующего варианта Закона о банкротстве.

Введение в законодательство понятия "оздоровление", отличающегося от понятия банкротства; разделение понятий "несостоятельность" и "банкротство" и разделение процедур оздоровления и процедур банкротства, т.е. корректировка действующего Закона о банкротстве и принятие нового Федерального закона "Об оздоровлении несостоятельных предприятий".

Приостановление действия Закона о банкротстве и разработка принципиально нового варианта данного Закона, т.е. отмена института банкротства до принятия нового варианта Закона.

Необходимо отметить большой прогресс в сфере раскрытия информации. Закончено внедрение системы СКРИН, позволяющей потенциальным инвесторам получать оперативную информацию о финансовом состоянии предприятий; заключениях профессиональных участников рынка относительно инвестиционной привлекательности инвестиционных инструментов; обзоры рынка; информацию об объемах торговли и финансовом состоянии самих профессиональных участников рынка и т.д. Более 50 (по самым скромным подсчетам) производственных предприятий открыли собственные сайты, на которых размещается достаточно подробная информация о предприятиях. Все большее количество Администраций субъектов федерации и муниципальных образований также обращается к интернету.

Несмотря на отдельные позитивные сдвиги, защита прав инвесторов и корпоративное управление остаются ахиллесовой пятой российской экономики. Для преодоления недостатков в этой сфере необходимо совершенствование права по вопросам инвестиций и корпоративного управления, повышение эффективности государства в области управления собственностью.

2.4 Вступление Российской Федерации В ВТО

Вступление России в члены Всемирной Торговой Организации - существенный фактор для привлечения иностранных инвестиций. С точки зрения взаимосвязи притока прямых иностранных инвестиций и политики в отношении внешней торговли, координация торговой и инвестиционной политики будет важным фактором улучшения инвестиционного климата в России.

Внешнеэкономическая политика России сегодня во многом формируется под воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Правительство учитывает эти процессы и готовится присоединиться к ВТО.

К настоящему времени завершен в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения и одновременно ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики. Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее людскому, промышленному и научному потенциалам. Присоединение к ВТО абсолютно необходимо для консолидации внутренних реформ и их успешного завершения.

В связи с присоединением к ВТО России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами этой международной организации. В частности, речь идет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, инвестиций и налогов.

Однако в ответ на усилия Россия иногда сталкивается с намерениями некоторых стран ужесточить предъявляемые требования по отдельным элементам пакета присоединения. Неконструктивность данного подхода состоит в том, что чем быстрее Россия присоединится к ВТО, тем быстрее компании стран-членов ВТО получат лучшие условия для работы на российском рынке. Для России же выгоды от членства не будут немедленными.

В целом следует отметить значительное продвижение диалога в ходе переговоров по российским обязательствам.

Можно сказать, что на сегодня фактически определились позиции по практически всем укрупненным товарным позициям; с рядом стран в предварительном плане согласованы обязательства по значительной части тарифных позиций.

В настоящее время завершена работа по подготовке новых российских предложений по тарифам и услугам.

Глава 3. Практическая часть

Цена продукции увеличена на 10%

Цена продукции снижена на 10%

Стоимость материалов увеличена на 10%

Стоимость материалов снижена на 10%

Сводная таблица чувствительности ЧДД проекта

Заключение

В результате проведенной работы, мы выяснили, что в последнее время роль инвестиций в социально-экономическом развитии значительно возросла. Улучшение инвестиционного климата является одной из ключевых задач, стоящих перед страной. В последнее время в стране произошли ряд изменений, направленных на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в России. Усилия Правительства Российской Федерации и всей системы власти сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций.

Все это должно позволить уже в ближайшее время создать условия для значительного притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику России и, в первую очередь, в промышленный сектор экономики, в развитие новых отраслей, радикальное обновление старых предприятий, продукция которых неизменно пользовалась спросом и на внутреннем и на внешнем рынке.

Продолжается совершенствование и общей правовой базы по следующим направлениям: выравнивание условий конкуренции, реформирование банковской системы, развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, рынка страховых услуг, биржевого товарного рынка, улучшение информационного обеспечения бизнеса.

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня, несмотря на множество проблем, которые существуют в России, в стране осуществляются реальные шаги, направленные на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.

Список литературы

1. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. // Вопросы экономики, 2011 г., № 7, стр.104-107.

2. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса. // Вопросы экономики, 2012 г., №11, стр.13-16.

3. Матеров И.С. Доклад на заседании Рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России по улучшению инвестиционного климата (Москва, 23 марта 2010 г.)

4. Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. // Экономист, 2011 г., № 7, стр.3-5.

5. Научные доклады. Инвестиционный климат в России. // Общество и экономика, 2011 г., №12, стр.175-176.

6. Тастевен М. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата. // Экономист, 2010 г., №11, стр.44.

7. Тодорова М. Негативные факторы инвестиционного климата в России // Российская газета, от 09.02.2010.

8. Кралин П.В. Инвестиционный климат России // Иностранный капитал в России. 2011. - №1.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, стимулирование и характеристика инвестиций, этапы инвестиционного процесса. Оценка и анализ инвестиционного климата в России. Состав и структура источников инвестиций. Описание макроэкономических показателей, влияние инвестиций на экономику.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2014

    Макроэкономические параметры инвестиций. Инвестиционная политика государства и деятельность регионов. Роль факторов экономической стабильности. Изучение деятельности региональных органов управления по формированию благоприятного инвестиционного климата.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2011

    Инвестиционный климат: понятие, состав, факторы влияния. Методы оценки инвестиционного климата регионов России. Анализ современного состояния инвестиционного климата. Перспективы развития инвестиционного климата в России. Основные прогнозы на 2013 год.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Сущность инвестиционного климата. Понятие и структура инвестиционного климата. Инвестиционный климат в зарубежных странах. Инвестиционный климат в условиях переходной экономики России. Современное состояние инвестиционного климата в России.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2002

    Теоретические основы инвестиций: сущность, видовая структура - прямые, портфельные и прочие. Общая характеристика инвестиционного климата в России, проблемы правового регулирования иностранных инвестиций и влияние различных факторов, пути преодоления.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2011

    Кризис российской экономики. Государственная инвестиционная политика. Реальные и портфельные инвестиции. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Перспективы изменений инвестиционного климата в России.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Понятие и сущность инвестиционного климата РФ и ее регионов, этапы формирования, факторы влияющие на его состояние, методы оценки, взаимосвязь с политикой в области инвестиций. Проблемы и приоритеты развития инвестиционного климата в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Виды инвестиций, их динамика в экономике Российской Федерации. Роль инвестиций в развитии экономики страны. Характеристика и особенности инвестиционного климата. Использование иностранного опыта в формировании внутреннего инвестиционного климата в России.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Понятие и сущность инвестиционного климата и рисков, связанных с ним, в том числе характеристика его проблем в РФ. Анализ динамики объемов иностранных инвестиций в экономику Нижнего Новгорода за 2008 г. Методика расчета периода окупаемости инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Современное состояние инвестиционного климата России, пути совершенствования. Инвестиционный климат в регионах России: региональная среда для инвесторов, инвестиционная привлекательность регионов, неэкономические проблемы инвестиционного климата.