Содержание денежной реформы витте. Денежная реформа С.Ю

С. Ю. Витте стал министром финансов в 1893 г. Вступив на новую должность (до этого С. Ю. Витте возглавлял Министерство Путей сообщения), он уже не сомневался в том, что “денежное обращение, основанное на металле, есть благо; но так как я ранее этим вопросом глубоко не занимался, то поэтому у меня являлись не то что бы некоторые колебания, а непоследовательные шаги, и в этом нет ничего удивительного”. Если этот важнейший принцип новым министром финансов был принят сразу, то конкретные пути его претворения в жизнь первые год-полтора его министерства служили предметом оживленных дискуссий и раздумий.

Первоначально Сергей Юрьевич был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля. Ему казалось, что ужесточение надзора за обращением денег и усиление ответственности отечественных финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль.

В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, что финансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), введена государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. Были запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4%, то в 1892 г. - 8,8%, а в 1893 г. - 5,3%. Но довольно быстро министр финансов понял, что эти меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы.

Но прежде, чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь, монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Но привязка кредитного рубля к биметаллическому эквиваленту таила в себе и большую опасность: при высокой конъюнктуре одного из паритетов неуклонное снижение стоимости другого могло не только не привести к стабильности денежной единицы, но даже усилить ее неустойчивость. Введение золотого обращения в этом отношении представлялось предпочтительней, но здесь были скрыты неведомые до того “финансовые рифы”. Не произойдет ли массовый отток благородного металла из обращения в “кубышки” внутри страны и не уйдет ли он за границу? Хватит ли резервов золота для его свободного обмена? Не приведет ли удорожание денежной единицы к падению жизненного уровня? Убедительные ответы на эти вопросы могла дать лишь жизнь. Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.

Введению монометаллического паритета рубля, устойчивой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное экономическое положение. Международная обстановка оставалась спокойной, успехи торговой деятельности очевидными, и уже многие годы Россия имела положительное торговое сальдо(см. приложение 1). Формировались и внушительные золотые авуары.

Накопление золотого запаса государства и формирование обменного фонда происходило различными путями, но главными были два: добыча и покупка. По размерам добычи Россия в конце XIX века занимала одно из лидирующих мест в мире, уступая в этом показателе лишь США (см. приложение 2). В конце 1897 года золотой запас России (авуары государственного банка) оценивался в 1315 млн. рублей, а в обращении находилось 155 млн. золотых рублей, а через год, в конце1898 года, уже соответственно 1146 и 445 млн. рублей.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем-II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.

Несмотря на указанные меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и очевидным неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке, так как не было соответствия между нарицательной и рыночной ценами. Полуимпериалы и империалы с обозначением 5 рублей и 10 рублей циркулировали по 7 руб. 50 коп. и 15 руб., что постоянно вызывало недоумение и многочисленные злоупотребления при расчетах. Спрос на золотую монету сдерживали и опасения того, что Государственный банк понизит курс административным путем, что может привести к финансовым потерям (весной и летом 1895 г. об этом было много слухов). Стремясь развеять подобные страхи, Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным кредитным рублем и золотым устанавливался исходя не из нарицательного обозначения, а в соответствии с реальным курсом обращения.

Введение размена рубля на драгоценный металл устанавливалось исходя из реально сложившегося и достаточно стабильного курсового соотношения: рубль кредитный - 66 2/3 копейки золотом. К первому января 1896 г. в наличии имелось 1121,3 млн. кредитных рублей, а золотой запас оценивался в 659,5 млн. руб., из которых в разменном фонде числилось 75 млн. руб. В течение 1896 г. разменный фонд был доведен до 500 млн. руб. Это был рубеж, представлявшийся достаточным для развертывания обменной операции и введения золотой монеты в широкое обращение, хотя бумажные дензнаки некоторое время и сохраняли свое преобладающее влияние на денежном рынке.

В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Министерство финансов считало, что выпускать монеты пяти- и десятирублевого номинала, при том, что они стоили на 50% дороже, неэффективно. Подобное несоответствие обозначенного достоинства и реальной стоимости было одним из важнейших препятствий в распространении обращения. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале “15 рублей” и на полуимпериале “7 рублей 50 копеек” (первые золотые империальные монеты достоинством десять рублей и полуимпериальные - пять рублей появились в России еще в 1755 году). Стоимость кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.

Решающий этап реформы денежного обращения наступил в 1898 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. 3 января последовал указ о выпуске в обращение золотой империальной монеты в 15 рублей и полуимпериальной в 7 рублей 50 копеек; 29 августа - об установлении твердого основания для эмиссии кредитных билетов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом: не менее чем в половине суммы, пока общий размер эмиссии не достигнет 600 млн. рублей. Сверх этой нормы кредитные билеты должны обеспечиваться в пропорции рубль за рубль (один империал равен 15 рублям кредитным). Затем последовало распоряжение о чеканке и выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты (один рубль - 1/15 империала, содержащего 17,424 доли чистого золота).

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения его сводились к следующему. Государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 рублей. Серебряная монета в один рубль 50 копеек содержала в себе 900 частей чистого серебра и 100 частей меди, а серебряная монета в 20, 15, 10, и 5 копеек - 500 частей меди. Кроме золотой монеты в 15 рублей (империал), десять рублей, 7 рублей 50 копеек и 5 рублей обращались монеты прежнего чекана. Из них империалы (десять рублей) и полуимпериалы (5 рублей), произведенные по закону 17 декабря 1885 года, принимались в правительственные кассы: империалы по 15 рублей и полуимпериалы по 7 рублей 50 копеек, если вес первых был не менее трех золотников и одной доли, а вторых - не менее одного золотника и 48 долей. Монеты меньшего веса, а также чекана более ранних лет принимались по стоимости чистого металла. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Итоги реформы С.Ю.Витте.

Очень быстро стали заметны результаты денежной реформы. В отчете Государственного контролера за 1897 год говорилось: “Судя по отзывам, какими она встречена повсюду за границей, не может быть никакого сомнения в плодотворном ее значении, как доказательстве финансовой силы России, которую начали признавать даже явные наши недоброжелатели. О влиянии же, оказанном денежной реформой внутри страны, можно судить по тому, что количество выпущенных в народное обращение кредитных билетов сократилось за время с января 1897 года по 1 мая 1898 года на 221 млн. рублей (с 1121 до 900 млн. рублей), а взамен этого торговый и промышленный рынок внутри страны насыщается золотой и серебряной монетой, которой уже выпущено в обращение свыше 250 млн. рублей (в том числе свыше 170 млн. рублей золотом). Факт этот свидетельствует о том, что золотое обращение не только расширяет круг своего распространения, но уже проникло в отдаленные местности нашего обширного Отечества, входя в повседневную практику народа”.

Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и, в первую очередь, на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась контролю со стороны государства.

В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом.

C 1860 по 1880 г. иностранные вложения в русские акционерные предприятия увеличились в 10 раз (с 9,7 млн. до 97,7 млн. руб.) и составили примерно 1/3 всего акционерного капитала. Преобладали английские, французские, немецкие капиталовложения(см. приложение 3).

С 90-х годов XIX в. началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в производственной его форме в угольную, металлургическую, нефтяную промышленность, транспорт и в другие отрасли. Если раньше иностранные капиталисты отдавали предпочтение займам, то в конце XIX - начале XX столетия получили большое значение и инвестиции. Иностранные капиталисты теперь охотнее вкладывали деньги в промышленность, чем в государственные займы, так как получали при этом несравненно большую прибыль, свыше 10% за затраченный капитал. Займы же давали примерно половину этой нормы (приложение 2). Однако, ввоз капитала в Россию в форме займов правительству, железным дорогам и отдельным городам все-таки был преобладающим.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.

В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейских газетах и журналах финансовое положение России, свой экономический курс и собственную персону.

В русской печати министра резко критиковали за отступничество его бывшие единомышленники. За неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался критике и со стороны приверженцев реформ 1860-х годов, считавших, что индустриализация возможна только через перемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного") правительства и введение правительственного учреждения. В либеральных кругах "система" Витте была воспринята как "грандиозная экономическая диверсия самодержавия", отвлекавшая внимание населения от социально-экономических и культурно-политических реформ. В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.

Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне и Витте скоро начал отдавать себе в отчет. "... сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами Российской империи нужно было быть дураком, чтобы не понимать, что машина без топлива не пойдет. Топливо это - экономическое состояние России, а так как главная часть населения - это крестьянство, то нужно было вникнуть в эту область". В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К.Плеве, К.П.Победоносцевым и П.Н.Дурново. К 1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Это, в общем, несправедливо. Главная причина отставания сельского хозяйства заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне. Выкуп за землю вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный кризис. А вот ко всему этому добавилась уже и политика Витте.

Развитие промышленности во всех странах шло за счет средств, накопленных первоначально в сельском хозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и неспешным темпом, он не был болезненным. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной. Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это.

Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил сельского населения". Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогу представителей власти. На платежеспособности крестьян держались и развитие промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки на политику индустриализации.

Каковы бы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он получил, был неизмеримо менее влиятелен.

Россия в начале XX века.

В экономической политике царизма конца XIX - начала XX века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.

Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала XX столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

Налицо были стрессы экономических и социальных разбалансированностей и резких классовых различий. Крупнейшие предприятия, особенно шахты, часто входили в международные экономические структуры и имели лишь ограниченное отношение к той экономике, в рамках которой существовало большинство россиян. Значительная недозанятость в масштабе всей страны сопровождалась нехваткой квалифицированных и "надежных" рабочих кадров. Крупнейшие заводы европейской России, на которых большинство рабочих составляли полу крестьяне, существовали бок о бок и были связаны с ручными ремеслами и первобытными методами ведения сельского хозяйства. Развитие промышленности, урбанизация и повышение грамотности сопровождались углублением пропасти между социальными "верхами" и сельской и городской беднотой. Грубая и неприкрытая эксплуатация, огромная степень государственного контроля, репрессии в случае любого неповиновения - все это вызывало рост политического недовольства и сопротивления, выражавшийся как в скрытом возмущении низов, так и в протестах интеллигенции.

Уже к 1916 г. военные расходы более чем удвоили внешний долг, и это было только начало. Кроме того, война значительно усугубила технологическую зависимость России от ее западных союзников. Если бы ей "не помешали" (мы снова используем слова Тимашева, говорящего об экстраполяции той же линии развития), Россия после первой мировой войны столкнулась бы с крупнейшим и разрастающимся кризисом погашения внешнего долга и дальнейших займов, чтобы выплатить старые долги, дивиденды и оплатить иностранные патенты и импортные поставки. Подобный сценарий нам хорошо известен на примере современной Латинской Америки, Африки и Азии, будь то Бразилия, Нигерия или Индонезия.

К концу века среди образованных слоев России росло осознание назревающего кризиса.

Россия в своем социально-экономическом развитии пыталась угнаться за временем, и никто не мог сказать, каков будет финал этой гонки - и это не просто риторическая фраза или эклектический отказ "подставиться", дав четкий определенный ответ.

Это подтверждается статистическими данными. Цифры свидетельствуют, что на всем протяжении рассматриваемого периода Россия ни догоняла, ни отставала все более от своих западных соперников. Между 1861 и 1913 гг. темпы роста национального дохода на душу населения в России приблизительно соответствовали средним европейским показателям и были в два раза медленнее, чем в Германии. Российские показатели роста национального дохода были выше, чем средние показатели неевропейских стран, однако значительно ниже, чем в США и в Японии. Ожидалось дальнейшее ухудшение шансов России в этой гонке, что придавало фактору времени особую важность. В подобной ситуации также имеет значение не только матрица причин, тенденций и объективных факторов, но и фактор сознания, т.е. активный поиск альтернатив властями, силы, на которые они могли рассчитывать, задачи, которые перед ними стояли, и то, каким образом эти задачи понимались и решались.

Денежная реформа Витте

Денежная реформа 1897 года, которую называют реформой Витте, явилась локомотивом, который потащил промышленность России, ускорив тем самым модернизацию государства.

Необходимость денежной реформы в России диктовалась развитием промышленности. Необходимо было обеспечить устойчивость российского рубля. Это помогло бы привлечь иностранные инвестиции, которые были необходимы промышленности в связи с нехваткой внутренних капиталов. Денежная реформа, инициатором которой был Витте, признана довольно успешной, хотя и имела некоторые недостатки.

Предпосылки реформы

Русский капитализм в последней четверти XIX-начале XX вв. вступил в империалистическую стадию, что соответствовало мировым тенденциям. В 90-е годы XIX в. в экономике России становятся актуальными монополистические объединения — картели и синдикаты, возникают акционерные коммерческие банки. Но для устойчивого развития экономики была необходима стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Попытка укрепления кредитного рубля путем изъятия «лишних» бумажных денег из обращения потерпела поражение. И к концу XIX в. все более ясной становилась необходимость перехода к золотой валюте.

Первой на этом пути была Великобритания, которая ввела золотомонетный стандарт в 1816 году. Затем к золотому денежному обращению перешли Швеция, Германия, Норвегия, Дания, Франция, Голландия, Италия, Греция и Бельгия.

Россия входила в мировой рынок, поэтому возникла потребность создания такой же денежной системы, что и в других странах Европы. Рубль был полностью конвертируемой валютой, но продажа иностранной валюты за рубли и неограниченный вывоз кредитных рублей за границу препятствовали развитию внешней торговли и уменьшали доходы бюджета. Это мешало притоку в страну иностранного капитала, так как будущие прибыли в золотой валюте становились неопределенными, а инвестиции — рискованными. Таким образом, основной причиной денежной реформы 1895-97 гг. стала заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.

Николаевский рубль после денежной реформы Витте

Что обозначает выражение «золотой стандарт»?

Это такая денежная система, когда золото признается и используется в качестве единственного денежного товара и всеобщего эквивалента ценностей. Этот стандарт не подвержен инфляции. В случае падения экономической активности золотые монеты уходили из обращения и оседали у населения, а при расширении потребности в деньгах золото снова пускалось в обращение. Золотые деньги сохраняли свою нарицательную стоимость. Это упрощало оплату внешнеэкономических сделок и способствовало развитию мировой торговли.

Пять рублей золотом. Аверс

Пять рубей золотом. Реверс

Как отнеслось общество к новой денежной системе?

По-разному. Особенно оппозиционно были настроены дворянство и помещики. Если это было хорошо для новой торгово-промышленной буржуазии России и зарубежных компаньонов, то отечественной буржуазии неустойчивость денег давала возможность увеличивать доходы, в частности, от экспорта хлеба

Подготовка к реформе

Была проведена огромная работа по подготовке реформы с 80-х годов XIX в. министром финансов Н.Х. Бунге и его преемником И.А. Вышнеградским. Цель подготовки — замена инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого стандарта. Предстояло не просто вернуться к металлическому обращению вместо бумажных денег, но и изменить основу денежно-валютного устройства: перейти от серебряного стандарта к золотому.

Следовало достичь положительного итога платежного баланса и накопления золотого запаса (за счет увеличения экспорта, ограничения импорта, ведя протекционистскую политику, и заключения внешних займов). Ликвидировать бюджетный дефицит. Стабилизировать валютный курс.

Целенаправленная экономическая и финансовая политика привела к тому, что на 1 января 1897 г. золотой запас России достиг 814 млн. руб.

Вступивший в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле. Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту. Его предшественники на этом посту — ученые-финансисты Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский предпринимали попытки упорядочения денежной системы, основным пороком которой был избыток кредитно-бумажной массы, девальвация рубля и его крайняя неустойчивость.

В результате удалось сократить масштабы спекуляции. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала предпосылки для проведения денежной реформы: фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними.

Предпосылками для проведения денежной реформы были: золотой запас, стабилизированный валютный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет, невмешательство царя и Государственного Совета в работу министерства финансов и Государственного банка.

Николай II

8 мая 1895 г. Николай II утвердил закон, по которому всякие законные сделки могли заключаться на российскую золотую валюту и уплата по таким сделкам может производиться золотой монетой либо кредитными билетами по курсу золота на день платежа.

Но золотая монета очень медленно становилась приоритетным платежным средством. Государственный банк даже пошел на следующий шаг: 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а в 1896 г. покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. В январе 1897 г. было решено ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте. 3 января 1897 г. Николаем II был подписан закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет».

Новая денежная система

С 3 (15) января 1897 г. Россия перешла на золотой стандарт. Чеканились и входили в обращение золотые монеты по 5 и 10 рублей, а также империалы (15 рублей) и полуимпериалы (7,5 рублей). Кредитные билеты нового образца свободно обменивались на золото.

Однако многие предпочитали бумажные деньги: их было легче хранить.

Конвертируемость рубля укрепила кредит и способствовала притоку иностранных капиталовложений, экономическому развитию страны. Инициатором и проводником денежной реформы 1897 года был С.Ю Витте, министр финансов России в 1892-1903 годах.

Изучение их опыта, трезвый расчет, непреклонная воля, профессиональная компетентность, знание механизмов власти дали С.Ю. Витте возможность разработать проект реформы и добиться поддержки императора Николая II. Реформа готовилась в обстановке секретности, так как предполагалось, что ее не поддержат широкие слои общества, особенно придворные круги и поместное дворянство: стабилизация руля отвечала задачам развития промышленности, но приводила к падению цен на сельхозпродукцию.

Министерство финансов и его глава подверглись резкому возмущению, нападкам, обвинениям в желании обнищания страны. В прессе появлялись критические статьи, злые фельетоны, памфлеты и карикатуры.

Карикатура на Витте

Большинство членов Государственного совета выступало против реформы, что вынудило Витте передать ее на усмотрение Финансового комитета, там он имел много соратников. Под председательством императора Николая II решение о принятии денежной реформы было принято расширенным заседанием Финансового комитета.

Значение денежной реформы 1897 года

Она стабилизировала курс рубля и упорядочила денежное обращение, создала прочную базу под отечественное предпринимательство, укрепила позиции России на международном рынке.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

С.Ю. Витте. Литография А. Мюнстера

Государственный деятель. Занимал должности Министра путей сообщения (1892), Министра финансов (1892-1903), председателя Комитета министров (1903-1906), председателя Совета министров (1905-1906). Член Государственного совета. Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник.

Происхождение – от балтийских немцев. Мать — из русского княжеского рода Долгоруковых.

Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса) в 1870 г., получил степень кандидата физико-математических наук.

Отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора, затем занимался коммерческой деятельностью эксплуатации железных дорог и далее постоянно остается в этой сфере, став в 1892 г. Министром путей сообщения, а в конце этого года – Министром финансов. Этот пост он занимал 11 лет. Ускорил растянувшееся строительство Транссибирской магистрали, считая ее важным этапом экономического прогресса страны.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы. В результате Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности.

При его участии разрабатывалось рабочее законодательство.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Содействовал сооружению КВЖД.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии.

Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Сергей Юльевич Витте

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) - крупнейшая фигура официального направления в российской экономической науке. Занимал пост министра финансов Российской империи в 1892-1903 гг., председателя Комитета министров с 1903, Совета министров в 1905-1906 гг., автор Манифеста 17 октября 1905 г. Своим учителем Витте считал немецкого экономиста Фридриха Листа, автора теории «национальной экономии». Витте изложил свои теоретические взгляды, близкие к концепции немецкой исторической школы (см. гл. 8) в работе «Национальная экономия и Фридрих Лист» (1889). В ней Витте выступает как противник космополитической, западноевропейской школы, опиравшейся на классическое наследие. Его слова звучат достаточно актуально в настоящее время, когда наступает некоторое отрезвление после бездумного копирования западного опыта.

«Мы, русские, - писал Витте, - в области политической экономии, конечно, шли на буксире Запада, а потому при царствовавшем в России в последние десятилетия беспочвенном космополитизме нет ничего удивительного, что у нас значение законов политической экономии и житейское их понимание приняли самое нелепое направление. Наши экономисты возымели мысль кроить экономическую жизнь Российской империи по рецептам космополитической экономии. Результаты этой кройки налицо» .

Отталкиваясь от концепции историков, Витте утверждал, что финансовую независимость России от заграничных рынков должен обеспечить стабильный внутренний рынок. Прочная кредитная система, устойчивое денежное обращение, политика протекционизма, направленная на защиту прежде всего национальной промышленности, так как сельское хозяйство, по мнению Витте, нуждается не в таможенной защите, а в создании обширного внутреннего рынка, - все это должно способствовать экономическому росту российской державы.

Важным представлялось ему привлечение иностранных инвестиций и обеспечение гарантий иностранным вкладчикам. В лекциях по экономике, прочитанных наследнику престола великому князю Михаилу Александровичу, Витте так объяснил роль иностранных инвестиций. Иностранцы, говорил он, размещая в России свои капиталы, думают не о завоевании нас, а о предоставлении нам услуг и получении за это определенной платы. Ничто в мире не дается даром, и чтобы создать свою промышленность, страна должна нести известные жертвы, но потом ее выгоды будут выше этих жертв. Не следует ждать, когда внутри страны возникнут достаточные накопления: гораздо разумнее занять золота за границей под небольшой процент, и эти инвестиции дадут необходимый толчок экономическому развитию.

Центральная идея Витте заключалась в том, что стержнем национальной экономики должна стать стабильная денежная система. Прочность ее подтверждается свободным разменом российских бумажных денег на золото в любом банке страны и в любом количестве. Достижение золотого монометаллизма, таким образом, определялось как приоритетная задача в финансовом государственном строительстве. На этом была построена денежная реформа Витте.

У Витте и его реформы было много противников. Его обвиняли в том, что подобные идеи приведут к разбазариванию национальных богатств, к превращению России в колонию - «вторую Индию». Один из известнейших русских экономистов - профессор финансового права Санкт-Петербургского университета Л.В. Ходский утверждал, что при проведении реформы все сбережения населения в бумажной валюте сразу же будут предъявлены к обмену на золото, золото исчезнет из обращения и быстро уйдет из России. Однако вскоре жизнь показала, что оппоненты Витте не правы. Уже к концу 1898 г. денежное обращение в России было приведено в порядок.

10 рублей новой весовой нормы

К концу XIX века курс бумажного рубля снизился в полтора раза по отношению к серебряному, этому способствовали Крымская и Русско-Турецкая войны, а также проводившиеся в стране широкомасштабные реформы. Если бы не решительные действия Министерства финансов, кредитные билеты обесценились бы также, как ассигнации в своё время.

Вторым немаловажным фактором будущей реформы послужило то, что многие развитые страны того времени уже перешли на золотовалютную систему (Англия, Франция, США, Германия, Италия, Бельгия, Швейцария), к концу века к ней переходят Япония, Венгрия, Аргентина. Россия же оставалась до сих пор привержена серебряному стандарту, что создавало помехи при международных сделках. Вероятно, если бы не переход к золотому стандарту, позволившему поднять экономику России в начале XX века, не было бы и краха денежной системы в Первую Мировую войну.

Подготовка реформы


С.Ю. Витте на картине И. Репина

Готовить реформу начал министр финансов М.Ю. Рейтерн ещё в конце 1870-х годов, затем его дело продолжали министры Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский, а с 1892 года С.Ю. Витте, которому удалось воплотить все идеи к 1898 году. В дополнение к таланту Витте, благоприятными факторами оказались рост промышленности и сельского хозяйства, строительство железных дорог (в том числе Транссибирской магистрали).

Существовавшая с 1840-х годов система серебряного стандарта подразумевала то, что все расчёты должны были проводиться в серебряных рублях, или других серебряных монетах, имевших ту же пробу. Медные монеты хоть и имели твёрдую привязку к серебряным, считались разменными. Их могли не принимать в крупные платежи, в качестве налогов и т.д. Тоже самое касалось золотых монет, несмотря на их высокую покупательную способность. Бумажные кредитные билеты были альтернативной формой денег, имевших плавающий курс, регулярно устанавливаемый правительством.Любые потребности правительства в деньгах приводили к печатанию новых кредитных билетов, которые обеспечивать серебром полностью не представлялось возможным. В кассах возникали очереди, вводились ограничения на размен, всё это не могло не снижать доверие к бумажным деньгам, а значит приводило к падению ценности. То есть кредитные билеты, несмотря на все действия Е.Ф. Канкрина в 1830-1840-х годах оказались в том же положении, что и более ранние ассигнации.

Первое, что необходимо было сделать для внедрения золотомонетной системы - создать большой устойчивый золотой запас. Наибольших успехов в этом удалось достичь при министре финансов И.А. Вышнеградском, когда золотой запас почти удвоился, достигнув 645 миллионов рублей золотом. В 1893-1894 годах вводятся дополнительные пошлины на ввоз и вывоз кредитных билетов, заключается таможенный договор с Германией. К 1897 году золотой запас страны достигает 1,095 миллиардов рублей.

Внедрение золотого стандарта


Пробный империал 1895 года (экспозиция музея Гознака)

В феврале 1895 года проект реформы был одобрен Николаем II, после чего последовал ряд решительных мер. С 8 мая частично разрешается проводить расчёты и заключать сделки в золотой монете (с ноября - полностью разрешено), начинается выдача банками золотых счетов. В июне Государственный банк и некоторые частные банки начинают принимать у населения золотые монеты в качестве вкладов. В декабре устанавливается курс кредитных билетов и золотой монеты: 7 рублей 40 копеек за 5 рублей золотом. Позже он был снижен до 7 рублей 50 копеек, то есть 1:1,5.

В ходе приготовления к финансовым изменениям, разрабатывались новые монеты. Необходимо было наиболее мягко, без народных волнений, заменить старые 5 и 10 золотых рублей новыми с понижением веса в полтора раза. В то время «империалом» называли монету номиналом 10 рублей, а 5 рублей - «полуимпериалом». Были изготовлены пробные монеты с номиналом в империалах, равные по размеру и весу старым золотым монетам, но с указанием количества новых рублей. Кроме этого, проводились и другие попытки, например новый подешевевший рубль хотели назвать «русом». Известны пробные монеты с номиналом в 15, 10 и 5 русов. Однако от всего этого отказались, и в 1897 году за подписью Николая II в обращение поступает крупный тираж 15-рублёвых монет, а также монеты номиналом 7 рублей 50 копеек имевшие содержание чистого золота как у старых 10 и 5 рублей соответственно. Они чеканились только один год, после чего стали производиться 5 и 10 рублей нового веса.


Пробная монета 15 русов (экспозиция Эрмитажа)

Население в целом спокойно восприняло этот переход, поскольку изменения коснулись только золотой монеты, имевшейся на руках в небольшом количестве. Серебряные и золотые монеты остались прежними, а старые кредитные билеты заменил новый бумажный рубль с чётким указанием золотого содержания. Старые кредитные билеты признавались недействительными и свободно обменивались на новые в соотношении 1,5:1. Золотые 10 рублей старого типа обменивались на 15 новых, имевших тот же вес. Таким образом, государству удалось полностью устранить внутренний долг перед населением и гарантировать стабильность рубля в последующие годы.

В 1898 году в обращение выпускаются новые кредитные билеты номиналом 1, 3, 5, 10, 25, 100 и 500 рублей. Через год вышла купюра номиналом 50 рублей. На всех бумажных деньгах нового типа имелось указание о содержании чистого золота и обязательном обмене без ограничения суммы.


7 рублей 50 копеек (экспозиция музея Гознака)

Основные положения новой денежной системы:
- все расчёты должны были проводиться в золотых рублях, все вклады также принимались только в золоте;
- бумажный рубль имел золотое обеспечение, равное 17,424 долей (приблизительно 0,76 г) чистого золота;
- обмен кредитных билетов на золотую монету осуществлялся свободно в любом отделении Государственного банка;
- серебряная и медная монета становились дополнительными средствами платежа, могли иметь некоторые ограничения;
- серебряной монетой можно было оплатить не более 50 рублей от общей суммы;
- вся масса кредитных билетов должна была на 50% обеспечиваться золотом, а в случае роста свыше 1 миллиарда рублей - полностью;
- все дореформенные займы оставались прежними и погашались новыми рублями.

Итоги

Несмотря на то, что в целом денежная реформа прошла мягко, она не была воспринята однозначно. И не удивительно, ведь выигрыш получили только те, кто хранил свои сбережения в золоте, серебре, меди, или в виде банковских вкладов. Основная масса сбережений находилась в бумажных деньгах, которые обесценились в полтора раза. С другой стороны, владельцы кредитных билетов и без того понимали, что их денежная масса не могла быть оценена выше, чем 2/3 от номинала, поскольку существовал устойчивый курс обмена. Тем не менее, население получило новые деньги, на которые не распространялись никакие ограничения. Хранить кредитные билеты стало выгодно, их принимали во все платежи.

К 1897 году почти все бумажные деньги в стране (около 1,1 млрд. рублей) оказались обеспечены золотом, что в переводе на новые деньги составляло всего 700 миллионов. То есть беспечение золотом осуществлялось более чем на 100%, поэтому 29 августа выходит постановление о снижении планки обеспечения новых кредитных билетов до 600 миллионов. В 1899 году планку снизили до 300 миллионов. То есть всё, что выше этой суммы, должно было покрываться золотым запасом полностью, а всё что ниже - как минимум на 50%.

В международном отношении Россия стала удобна как торговый партнёр, рубль начал конвертироваться на биржах. Экономика стремительно росла и стала одной из самых крепких в мире. Золотое обеспечение рубля превысило денежную массу, обмен на монету проводился свободно. Но начало Первой Мировой войны полностью расстроило денежную систему, золотой запас стремительно таял, а курс бумажного рубля снижался. Одной из причин этого считают именно золото стандарт, который оказался сильно зависим от экономики других стран со схожей денежной системой.

9 См.: ГАПО. Ф. 693, Оп. 1. Д. 2. Л. 50; ЦГИА РБ. Ф. И-121, Оп. 1. Д. 1. Л. 28; ГАКО. Ф. 205, Оп. 3. Д. 2981. Л. 13.

10 См.: Краткий исторический очерк Вятской Мариинской женской гимназии за 50 лет ее существования: (1859-1909 гг.) / сост. Ф. Иванов. - Вятка, 1910. - С. 32; Мариинская женская гимназия... С. 51.

11 См.: Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящиеся на территории Оренбургского учебного округа по переписи 31 декабря 1894 года. - Оренбург, 1896. - С. 8, 20, 54, 70, 130, 156.

12 Васильев, М. Г. История Вятской гимназии. - С. 49.

13 Бельский, Н. Записки учителя: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Бельский. - СПб., 1906.- С. 44-45.

14 Зверев, А. В. Старейшее учебное заведение... - С. 104.

15 См.: ЦГИА РБ. Ф. И-119, Оп. 1. Д. 174. Л. 22.

16 ГАОО. Ф. 89, Оп. 1. Д. 28. Л. 2.

М. В. Мельников

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ

В статье рассматриваются важнейшие этапы преобразования денежного обращения России в конце XIX в. Большое внимание уделяется анализу законодательных актов денежной реформы и особенностям бюрократической борьбы вокруг вопроса введения золотой валюты. Подчеркивается решающий личный вклад Витте в успех преобразования денежного обращения.

Ключевые слова: С. Ю. Витте, денежная реформа, золотой рубль, валюта, бюрократия.

В настоящее время и в научных кругах, и в обществе в целом сохраняется устойчивый интерес к финансовым преобразованиям конца XIX в., в результате которых Россия впервые обрела стабильную и высоко котирующуюся на международном рынке валюту. Денежная реформа 1895-1897 гг. и деятельность «отца золотого рубля» С. Ю. Витте стала предметом изучения как современников преобразований1, так и нынешних исследователей2, внесших существенный вклад в развитие историографии проблемы.

В процессе разработки программы реформирования денежного обращения С. Ю. Витте хорошо осознал, что для успешного проведения реформы, а также для достижения и сохранения в течение длительного времени ее результатов требуется преобразование экономической системы страны в целом. В ходе подготовки денежной реформы Витте, опираясь на достижения своих предшественников Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского, завершил широкие и комплексные изменения в бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, внешнеторговой сфере, которые послужили не только обязательным условием для введения металлического денежного обращения, но и сыграли огромную роль в социально-экономическом развитии страны. Преобразования в финансовой сфере привели к необходимости создания целостной концепции реформирования России. Укрепление национальной валюты являлось не только важнейшим условием политики модернизации страны, проводимой Витте, но и ее причиной3.

К середине 90-х гг. XIX в. были выполнены все важнейшие условия для введения в стране золотого денежного обращения. Витте окончательно подготовил все экономические предпосылки реформы и теоретически обосновал необходимость немедленного осуществления преобразования денежной системы страны

путем введения золотого монометаллизма. Оставался единственный, но самый главный шаг - добиться политического решения вопроса.

Первоначально Витте намеревался завершить денежную реформу одним законом, охватывающим все относящиеся к ней вопросы. Но поскольку этот закон должен был пройти через Государственный совет, в котором жестко критиковалась идея введения в России золотого обращения, министру финансов пришлось отказаться от первоначального намерения. Важнейшие шаги по преобразованию денежной системы Витте осуществляет при активном участии Комитета финансов, который фактически превратился в аналитический штаб реформы. Все законопроекты, касающиеся денежной реформы, перед тем как лечь на подпись императору, прошли обсуждение в Комитете и были там значительно доработаны, что, в свою очередь, рассматривалось Николаем II как гарантия хорошо взвешенных и

продуманных решений.

Витте, как умный политик, сумел правильно оценить обстановку в верхних эшелонах власти во время жесткой и бескомпромиссной борьбы вокруг преобразования денежной системы. Максимально используя опыт и авторитет сторонников реформы в Комитете финансов, он в то же время нейтрализовал действия своих противников в Государственном совете, воспользовавшись и особенностями бюрократических процедур, и поддержкой Николая II.

Первым важнейшим шагом в этом направлении был указ 3 января 1897 г. «Об изменении надписи на империалах и полуимпериалах».

Указ 3 января был непосредственным результатом постановлений, принятых расширенным заседанием Комитета финансов 2 января 1897 г. под председательством самого Николая II. Перед этим совещанием министр финансов поставил очень скромный, на первый взгляд, вопрос - о чеканке и выпуске в обращение золотых монет. В своих объяснениях по этому вопросу Витте указал, что вследствие разрешения сделок в золотой валюте и установления цены на золотые монеты указом 8 августа 1896 г. золотые монеты постепенно проникают в обращение. В связи с этим запас монет уменьшился и снизился до суммы, недостаточной для удовлетворения растущей потребности в них. Отсюда возникает необходимость возобновить чеканку золотых монет, которая была прекращена до окончательного решения вопроса о реформе в Государственном совете. При этом Витте считал необходимым привести номинальную стоимость золотых монет в соответствие с установленной на них ценой в кредитных рублях, чтобы таким путем устранить препятствие обращению золотых монет, вытекающее из несоответствия их номинальной и действительной стоимостей. Одновременно Витте поспешил заверить, что предложенная им мера ни в коем случае не предрешает вопроса о реформе, находящегося на рассмотрении Государственного совета5.

Комитет финансов поддержал предложения Витте. Николаю II тут же на совещании был поднесен проект указа для подписания.

«Ныне, - говорилось в указе, - ввиду оказывающейся настоятельной необходимости возобновить чеканку золотой монеты, а также в целях устранения поводов к сомнениям, порождаемым в населении несоответствием нарицательного достоинства золотой монеты ее цене, определенной для обмена на кредитные билеты, мы признали за благо, впредь до принятия нами окончательного решения, по рассмотрении Государственным советом дела сего, чеканить золотую монету с означением на ней цены, установленной высочайшим повелением нашим 8 августа 1896, оставив золотую монету без всякого изменения в содержании чистого золота, пробе, весе и размерах, установленных законом <...> чеканить таковую с

означением на империалах цены 15 рублей и на полуимпериалах цены 7 р. 50 коп. <.> По изготовлении золотой монеты <...> выпустить оную в обращение»6.

Указ от 3 января 1897 г. представлял собой не только важнейший экономический, но и политический акт реформы. «Я отлично понял, - писал Витте, - что мне эту реформу через Государственный совет не провести, а потому я и решил провести ее помимо Государственного совета... Его величество исполнил моё ходатайство и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была, в сущности, решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте...»7

Витте решил и этой ситуации придерживаться уже испытанной им политики совершившихся фактов. Не без оснований опасаясь, что, поставив вопрос о девальвации рубля в прямой и открытой форме, он обрёк бы его на провал, министр финансов придал делу невинный вид. Все остается без изменений - вопрос сводится только к приведению в соответствие наименования монеты с уже введенной в жизнь ее ценой. Ставя вопрос о чеканке золотых монет, Витте всячески убеждал, что значение изменения надписей на золотых монетах исчерпывается устранением недоразумений при обращении этих монет. В действительности же это оказалось девальвацией рубля, так как уменьшение металлического содержания рубля на одну треть теперь было распространено и на золотые монеты. Несмотря на то, что указ 3 января 1897 г. формально девальвации не провозглашал, но, по существу, он ее провел. Этот указ, тормозивший обращение монет, нанес серьезный удар надеждам на реставрацию стоимости рубля. Условия для внедрения золота в обращение были значительно улучшены.

Указом 4 ноября 1897 г. было предписано чеканить пятирублевые золотые монеты8, а указом от 11 декабря 1898 г. - десятирублевые золотые монеты9. Вес чистого золота был установлен для 5-рублёвой монеты - 87,12 доли (4,3 г), а для 10-рублёвой - 1 зол. 78,24 доли (8,6 г), то есть на 1/3 меньше, чем в полуимпериале и империале. Чеканка 5- и 10-рублёвых золотых монет была вызвана двумя причинами. Во-первых, желанием облегчить денежные расчёты, поскольку эти монеты представляют собой более удобные счётные величины, чем монеты в 7,5 и 15 рублей. Во-вторых, стремлением расширить внедрение золотых монет в обращение, так как 5- и 10-рублевые монеты, будучи более мелкими и более удобными для расчета, легче и шире внедрялись в обращение, чем монеты в 7,5 и 15 р. Чеканка золотых монет в 7,5 и 15 рублей прекратилась в 1899 г. В том же году началось постепенное изъятие этих монет из обращения10.

Витте придавал большое значение внедрению золота в обращение. В соответствии с теорией саморегулирования платежного баланса металлическое обращение он рассматривал как важнейшее условие сохранения золотого запаса страны. Кроме того, финансовое ведомство стремилось насытить обращение золотом, исходя из того, что только при золотом обращении количество денег способно регулироваться в соответствии с потребностями товарооборота.

Следующим важнейшим актом денежной реформы был указ 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов.

Этим указом Государственный банк был превращен в центральный эмиссионный институт с монопольным правом выпуска кредитных билетов. Одновременно указ устанавливал и систему их покрытия. В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить, что в этом вопросе С. Ю. Витте сделал существенные отступления от своих первоначальных планов. Его проект денежной реформы пре-

дусматривал, во-первых, установление максимального контингента непокрытых золотом кредитных билетов в размере 500 млн р., во-вторых, превращение кредитных билетов в банкноты путем осуществления их эмиссии исключительно для коммерческих операций банка, «то есть учета векселей и выдачи ссуд или для возврата вкладов»11.

В свою очередь, Комитет финансов, рассматривая проект реформы, постановил уменьшить сумму непокрытых золотом кредитных билетов с 500 млн р. до 400 млн, оставляя в силе положение проекта о полном покрытии золотом билетов, эмитируемых сверх указанной нормы.

Указом же 29 августа 1897 г. максимальный контингент непокрытых золотом кредитных билетов был установлен в размере 300 млн р., то есть на 200 млн р. меньше, чем предусматривал первоначальный проект, и на 100 млн р. меньше, чем рекомендовал Комитет финансов при рассмотрении проекта реформы. Ужесточая условия эмиссии кредитных билетов, Витте руководствовался стремлением придать пореформенной денежной системе большую устойчивость, поддержать учетный процент на высоком уровне в целях привлечения иностранных капиталов и расчистить путь для возможной в будущем инфляции.

Принципы эмиссии кредитных билетов в проекте указа 29 августа 1897 г. сформулированы следующим образом: «Государственные кредитные билеты выпускаются Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом; сумма золота, обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 млн р. Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше 600 млн р., должны быть обеспечены золотом, по крайней мере, рубль за рубль так, чтобы каждым пятнадцати рублям в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом на сумму не менее одного империала»12. Таким образом, указ не связывал выпуск кредитных билетов с коммерческим кредитом, с вексельными операциями, то есть не преследовал цели превратить кредитные билеты в банкноты и оставлял открытой возможность выпуска кредитных билетов для покрытия расходов казны, поскольку при сложившихся отношениях между Государственным банком и казной «настоятельные потребности денежного обращения» могли легко превратиться в настоятельные потребности правительства.

На основании следующего указа 8 сентября 1897 г. была произведена реорганизация системы учета Государственного банка и переоценка золотого запаса. Счет кредитных билетов и разменного фонда был ликвидирован как самостоятельная часть баланса Государственного банка и включен в его общий баланс. Все золото, принадлежавшее и Государственному банку и казначейству, - разменный фонд, золото, обеспечивавшее временные выпуски кредитных билетов, золото оборотной кассы Государственного банка и золото казначейства, хранившееся в банке и на монетном дворе, - было объединено и отражено по счёту «Золото». Вне этого счета оставались только золото банка за границей, которое учитывалось на отдельном счете «Золото за границей», и принадлежавшие правительству суммы золотом за границей, которые не отражались на балансе Государственного банка. Золото было переоценено по отношению 1 старый рубль = 1,5 рубля нового чекана. Прибыль от переоценки золота, принадлежавшего казначейству (включая разменный фонд), была обращена на погашение долга казны банку за кредитные билеты13.

14 ноября 1897 г. был издан указ «Об изменении надписей на кредитных билетах». Надпись на кредитных билетах, установленная законом 1843 г., гласила: «По предъявлении выдается из разменной кассы Государственного банка (столько-то) рублей серебряной или золотой монетой» и «кредитным билетам присвоя-ется хождение по всей империи наравне с серебряной монетой». Эти надписи находились в противоречии с новым значением кредитных билетов как знаков стоимости золота. Сохранять такое положение в дальнейшем было бы нецелесообразно. «Дальнейшее оставление на кредитных билетах существующих надписей, - записано в Журнале Комитета финансов 31 октября 1897 г., - представляет большие неудобства <... > так как несоответствие меду сими надписями и последними изданными узаконениями по денежному обращению может породить, преимущественно за границей, неблагоприятные для нашего кредита сомнения в твердости денежной реформы»14.

Поэтому и Витте, и Комитет финансов сочли необходимым изменить текст надписей на кредитных билетах и привести их в соответствие с уже изданными законами.

Новые надписи на кредитных билетах, установленные указом 14 ноября 1897 г., гласили: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 р. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)» и «Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей империи наравне с золотой монетой»15. Указ 14 ноября 1897 г. устанавливал неограниченный размен кредитных билетов на золото. Золото, признанное предыдущими законами единственным обеспечением кредитных билетов, теперь было объявлено единственным материалом для размена кредитных билетов.

С внедрением золота в обращение, установлением принципов эмиссии кредитных билетов и провозглашением свободного их размена на золото отпала необходимость в контроле над вывозом кредитных билетов за границу, осуществлявшемся через таможенные пошлины на билеты в целях борьбы со спекуляцией на курсе кредитного рубля. Завершение стабилизации курса рубля на основе свободного размена кредитных билетов на золото в значительной мере устраняло почву для этой спекуляции. Поэтому указом 22 декабря 1897 г. таможенная пошлина на кредитные билеты была отменена16.

Изданием монетного устава 7 июня 1899 г. завершается законодательство в области осуществления денежной реформы. Устав, с одной стороны, свел воедино законодательные акты, регламентирующие монетную часть денежной системы, а с другой - сформулировал ряд положений, либо еще юридически не высказанных, либо высказанных в недостаточно четкой форме. Прежде всего, следует отметить положения устава об основе денежной системы России, о денежной единице, о чеканке монет и о платежной силе золота и разменной монеты. Золото было провозглашено основой денежной системы России, а ее денежной единицей - рубль, содержащий 17,424 доли (0,86 г) чистого золота. Золоту присвоена неограниченная платежная сила, установлена свободная чеканка золотых монет. Серебряная монета объявлена вспомогательным средством обращения. Подтверждены действовавшие с 60-х гг. XIX в. порядок выпуска медной монеты и условия ее обращения, согласно которым медная монета чеканилась по специальным разрешениям на сумму не более 3 млн р., а ее платежная сила между частными лицами ограничивалась 3 рублями17.

Изданием законодательного акта, охватывающего все монетное дело, правительство рассчитывало окончательно ликвидировать сомнения относительно устойчивости новой денежной системы и платежеспособности России.

В заключение следует отметить решающий личный вклад Витте в успех преобразования денежного обращения. Именно ему принадлежит заслуга проведения проекта через дебри петербургской бюрократии и решимость взять реформу под свою личную ответственность после выступления Государственного совета против нее. На этой стадии вопроса Витте проявил себя не только талантливым дипломатом, но и целеустремленным, решительным организатором.

Примечания

1 См.: Гурьев, А. Реформа денежного обращения в России / А. Гурьев. - СПб, 1896; Он же. Денежное обращение в России в XIX столетии / А. Гурьев. -. СПб., 1899; Кашкаров, М. П. Денежное обращение в России: в 2 т. / М. П. Кашкаров. - СПб., 1898; Мигулин, П. П. Реформа денежного обращения в России и промышленный кризис (1893-1902) / П. П. Мигулин. - Харьков, 1902; Боголепов, М. И. Финансы правительства и общественные интересы / М. И. Боголепов. - СПб., 1907; Фридман, М. Наша финансовая система / М. Фридман. - СПб., 1905; Озеров, И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX вв. / И. Х. Озеров. - М., 1905. и др.

2 См.: Ананьич, Б. В. Сергей Юльевич Витте / Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин // Вопр. истории. -1990. - № 8; Корелин, А. П. Сергей Юльевич Витте / А. П. Корелин // Россия на рубеже веков: ист. портреты. - М., 1991; Пушкарева, И. «Золотой» рубль в денежной системе России в 18971917 гг. / И. Пушкарева, А. Степанов // Вопр. экономики. - 1992. - № 12; Русский рубль: Два века истории: XIX-XX вв. - М., 1994; Корелин, А. П. С. Ю. Витте - финансист, политик, дипломат / А. П. Корелин, С. А. Степанов. - М., 1998; Ананьич, Б. В. С. Ю. Витте и его время / Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин. - СПб., 1999; Абалкин, Л. И. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте / Л. И. Абалкин.- М., 1999; Корелин, А. П. С. Ю. Витте и бюджетнофинансовые реформы в России конца ХГХ - начала ХХ века / А. П. Корелин // Отечеств. история. - 1999. -№ 3; Степанов, В. Л. Предпосылки денежной реформы С. Ю. Витте: политика министра финансов И. А. Вышнеградского (1887-1892) / В. Л. Степанов // Отечеств. история. - 2004. - № 5; Корелин, А. П. С. Ю. Витте: от славянофильского традиционализма к реалиям российского капитализма / А. П. Корелин // Отечеств. история. - 2005. - № 4; Ильин, С. В. Витте / С. В. Ильин. - М., 2006 и др.

3 См.: Мельников, М. В. Финансовая политика России в конце XIX века. Путь к золотому рублю / М. В. Мельников. - Ковров, 2005; Он же. Формирование концепции реформы денежного обращения в России в конце XIX века / М. В. Мельников // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2006. - № 1. - С. 59-62; Он же. Обсуждение проекта денежной реформы в Комитете финансов и Государственном совете в 1896-1897 гг. / М. В. Мельников // Отечеств. история. - 2007. - № 6. - С. 131-138.

4 См.: Корелин, А. П. С. Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы. - С. 50.

5 См.: Журнал Комитета финансов. Заседание 2 января 1897 г. по вопросу «О необходимости дальнейшей чеканки золотой монеты». Царское Село, 3 января 1897 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. Т. 3. Денежная реформа, кредит и банковская система России. Кн. 1 / С. Ю. Витте. - М., 2006. - С. 277-282; РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д 365. Л. 2-5.

6 РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 365. Л. 6-7.

7 Витте, С. Ю. Воспоминания: в 3 т. Т. 1 / С. Ю. Витте.- М., 1960. - С. 77.

8 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 373. Л. 20-21.

9 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 387. Л. 18-18 об.

10 См.: Представление в Государственный совет «О чеканке и выпуске в обращение десятирублевой золотой монеты». 18 октября 1898 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений... - С. 542-552.

11 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 355. Л. 34.

12 См.: РГИА. Ф. 583, Оп. 4. Д. 310. Л. 105-105 об.

13 См.: РГИА. Ф. 587, Оп. 56. Д. 646. Л. 121-121 об.

14 РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 372. Л. 8-8 об.

15 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 372. Л. 11.

16 См.: Представление в Государственный совет «Об отмене закона об обложении кредитных билетов таможенной пошлиной». 18 октября 1897 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений. - С. 314-319.

17 См.: РГИА. Ф. 1152, Оп. 12 (1899). Д. 241. Л. 258-258 об.