Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Ввод дома в эксплуатацию: пошаговая инструкция

В теории данная процедура является обязательной в установленных законодательством случаях, но на практике не всегда здания, сооружения и оборудование начинают использоваться после оформления разрешительных документов. Как это влияет на бухгалтерский учет? Какие риски возникают при налогообложении в случае амортизации объектов, используемых в ситуации отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию?

Что такое разрешение на эксплуатацию?

Как правило, разрешение на эксплуатацию выдается в отношении объектов, которые при неправильном возведении (изготовлении) могут представлять опасность для пользователей объектов, обслуживающего персонала и окружающей среды. Среди этих потенциально опасных объектов выделяются объекты капитального строительства (здания и сооружения промышленного (и не только) назначения), а также размещаемое в них различное высокотехнологичное оборудование, требующее монтажа и наладки.

За пояснениями по поводу объектов капстроительства следует обратиться к нормам Градостроительного кодекса. В частности, в ст. 55 ГрК РФ сказано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий:

— выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство;

— соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или — в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию является итоговым документом, который выдается на основании перечня других документов. Он подтверждает выполнение строительства (реконструкции) согласно установленным законодательством требованиям. Все необходимые бумаги перечислять не будем, выделим два документа:

— заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (нужно в ситуации, когда предусмотрено осуществление государственного строительного надзора);

— заключение федерального государственного экологического надзора.

Перечисленные документы на объект можно получить лишь в том случае, если он готов к функционированию в запланированных целях, поэтому разрешение на ввод в эксплуатацию можно рассматривать как одно из подтверждений такой готовности. И хотя рассматриваемое разрешение удостоверяет соответствие объекта строительства требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, техническим условиям эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, даже при наличии разрешительного документа складываются ситуации, когда для обеспечения возможности использования объекта в целях, предусмотренных руководством, необходимо провести дополнительные работы, не влияющие на факт получения разрешения на эксплуатацию.

Например, разрешение на эксплуатацию сооружения и размещение в нем технологического оборудования получено, в то время как само оборудование только поступило на предприятие и начались работы по его монтажу. Без оборудования использование сооружения не предполагается, поэтому нет оснований утверждать, что объект готов к эксплуатации даже при наличии соответствующего разрешения.

Данный документ не всегда является итоговым, позволяющим перейти от этапа возведения объекта к этапу его полной готовности к эксплуатации в запланированных руководством целях. Он нужен скорее для контроля, а не для того, чтобы выразить мнение о полной готовности объекта к практическому использованию. Но чаще встречается обратная ситуация, когда есть производственная необходимость ввода в эксплуатацию объекта до того, как будут завершены все существенные затраты, предусмотренные проектом строительства (незавершенных объектов). Примером указанной ситуации может быть ввод в эксплуатацию скважины с момента получения первой тонны природных ресурсов, при том что работы по обустройству прилегающей территории в силу технологических причин были перенесены на ближайший климатический сезон.

И еще: при принятии решения о возможности эксплуатации объекта следует в том числе учитывать факт возможной задержки выдачи данного документа по административным, а не экономически обоснованным причинам. То есть виновниками могут оказаться как нерасторопные чиновники, так и подрядчик, который допустил несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, что может послужить причиной для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию объекта (п. 6 ст. 55 ГрК РФ). Это стоит взять на заметку не только для бухгалтерского учета, но и для налогообложения, в котором налоговики нередко трактуют экономическую обоснованность расходов как соблюдение требований различных сфер законодательства, о чем поговорим позже.

А сейчас обратим внимание на разрешение на ввод оборудования в эксплуатацию. Если оборудование является одной из систем обеспечения эксплуатации здания и сооружения, то отдельное разрешение на готовность функционирования оборудования может не выдаваться. Если же оборудование выполняет самостоятельные функции в здании и сооружении и представляет определенную опасность для персонала — на него может выдаваться отдельное разрешение на эксплуатацию. Тогда ввод в эксплуатацию — это документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению по назначению. Об этом сказано в ТР ТС 012/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Как правило, ввод в эксплуатацию оборудования производится специалистами поставщика, а стоимость работ по монтажу и наладке включается в стоимость контракта. Оборудование до ввода в эксплуатацию не может использоваться по предназначению, что отчасти упрощает его бухучет в составе амортизируемого имущества.

Отражается ли ввод в эксплуатацию в бухучете?

Для ответа на указанный вопрос сначала обозначим, что в себя включает данная процедура. Это приемка здания (сооружения) или иного объекта приемочными комиссиями, оформление самого акта приемки и выдача разрешения на эксплуатацию здания (сооружения) или иного объекта. Ни одна из названных процедур сама по себе не отражается в бухгалтерском учете, так как не приводит к изменению финансовых показателей (активов и обязательств, доходов и расходов). Хотя нет. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть платной для заявителей процедурой, в связи с чем у них возникают расходы. Они либо признаются текущими, либо капитализируются в стоимости вводимого в эксплуатацию объекта. Выбор варианта непрост.

Обратимся к ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем не упоминается термин «ввод в эксплуатацию», за исключением указания на то, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. В п. 4 поименованного документа перечислены условия, которые должны выполняться для принятия актива к бухучету в качестве ОС. Одним из условий является предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией в аренду. Еще одно условие — способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первое условие вполне может быть выполнено и до ввода объекта в эксплуатацию, тогда как о втором можно говорить при условии его готовности к использованию по предназначению. В одних случаях последнее может быть приравнено к вводу в эксплуатацию (например, в отношении оборудования), в то время как в других ситуациях объект может не только быть готов, но и использоваться по предназначению до официального ввода в эксплуатацию (в части зданий, сооружений, объектов по освоению природных ресурсов).

Таким образом, с точки зрения норм ПБУ 6/01 принятие ОС к бухгалтерскому учету и его ввод в эксплуатацию не одно и то же. Интересно, а что думают на этот счет международные методологи? Обратимся к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном документе не сказано, когда конкретно актив принимается к учету в составе ОС, однако разделены первоначальные затраты, включаемые в стоимость амортизируемого имущества, и последующие, не включаемые в оценку ОС и признаваемые текущими затратами. Расходы, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств. Формирование же первоначальной стоимости ОС прекращается, когда объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование согласно намерениям руководства предприятия.

Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.

Если объект становится доступен для использования, его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию согласно намерениям руководства, то по названному объекту уже можно начислять амортизацию (п. 55 МСФО (IAS) 16). То есть начисление амортизации тоже напрямую не зависит от момента ввода в эксплуатацию ОС. Здесь уместно напомнить, что в п. 21 ПБУ 6/01 по-другому сформулирована дата начала начисления амортизации по объекту ОС — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия обозначенного объекта к бухгалтерскому учету. Но, как указано выше, и в российском законодательстве этот момент жестко не связан с датой ввода объекта в эксплуатацию.

Что делать при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию?

Исходя из изложенных выше норм сформулируем выводы. Если есть уверенность, что объект капитального строительства полностью готов к эксплуатации в запланированных целях и никакие работы по достройке осуществляться не будут, а отсутствие разрешения на ввод означает задержку регламентированных процедур выдачи разрешения государственными службами, то нужно перевести объект в состав ОС независимо от наличия разрешения на ввод и факта начала эксплуатации объекта. Если есть основание полагать, что объект (в частности, технологическое оборудование) не готов к эксплуатации в текущем состоянии, то он продолжает учитываться в составе вложений во внеоборотные активы до момента начала фактической эксплуатации в соответствии с предназначением и намерениями руководства.

Заметим: эксперты БМЦ высказывают немного иную точку зрения, рекомендуя учитывать эксплуатируемые незавершенные объекты в составе вложений во внеоборотные активы. Амортизация по используемым объектам, учитываемым в составе вложений во внеоборотные активы, начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Согласитесь, этот совет — из разряда совместить несовместимое: вложения во внеоборотные активы тем и отличаются от ОС, что не амортизируются, они, наоборот, являются накопительными для связанных с ними затрат, которые в последующем формируют стоимость амортизируемого имущества.

Как бы там ни было, озвученная позиция имеет право на существование, но автор придерживается иного подхода — когда амортизации подлежит только ОС. Если бухгалтер считает, что здание (сооружение) без разрешения на ввод в эксплуатацию не готово к использованию по предназначению (например, когда фактическое использование без данного документа запрещено и карается штрафом), то такой объект отражается в составе вложений во внеоборотные активы. И пока объект ОС не будет включен в производственный процесс (в частности, в производство продукции), амортизационные отчисления не должны участвовать в формировании себестоимости продукции.

К сказанному остается добавить: начало использования объекта в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию производится на основе решения руководства организации. Бухгалтер здесь не более чем исполнитель. Причем названное решение должно быть обоснованным. Например, есть возможность проведения работ по пробной либо опытно-промышленной эксплуатации до формализованного ввода объекта в состав ОС после получения соответствующего разрешения, или же период, необходимый на получение разрешения на ввод объекта основных средств, достаточно продолжительный и может затянуться, что грозит предприятию упущенной выгодой в связи с задержкой в использовании объекта в производстве продукции. Это подталкивает хозяйствующего субъекта к использованию объекта до начала его официального ввода в эксплуатацию.

Между началом фактического использования и готовностью к нему проходит небольшой промежуток времени, поэтому автор считает, что не будет большой ошибкой в данной ситуации отразить объект в составе ОС на дату начала его использования. А амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Как вам такое мнение? Если читатель с ним согласен, то выбор следует обозначить в учетной политике.

Что нужно знать о налогообложении?

Налог на имущество

Здания и сооружения, относящиеся к недвижимости, являются объектом имущественного налогообложения (ст. 374 НК РФ). Однако не все торопятся вводить объекты в состав ОС, даже если они фактически эксплуатируются. Как указано в Постановлении ФАС ЗСО от 23.04.2014 по делу N А81-2224/2013, объекты, отраженные в составе вложений во внеоборотные активы, эксплуатировались предприятием, в результате чего оно получало доход. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не освобождает их от налогообложения. Но судебная практика не однородна, есть и другие судебные решения — например, Постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу N А40-54007/12-91-301, в котором судьи обратились к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В нем сказано, что в состав ОС включаются законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно представить акт приемки объекта капитального строительства. В отсутствие упомянутого акта и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию данный объект в учете учитывается как капитальное вложение и не включается в облагаемую базу по налогу на имущество.

А бывает так: ввод в эксплуатацию затягивается в связи с выполнением отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. В подобной ситуации преждевременно принимать недвижимость в составе ОС и в качестве объекта имущественного налогообложения. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013 перед налоговиками удалось отстоять имущественный комплекс — целый газобетонный завод. Как указали судьи, при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве ОС объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние, пригодное для использования. Между тем формирование первоначальной стоимости спорного объекта продолжалось после постройки зданий (сооружений), о чем свидетельствует факт приобретения, доставки и монтажа оборудования по производству автоклавного газобетона. Таким образом, только после окончания производства всех работ объект как ОС облагается налогом на имущество.

Налог на добавленную стоимость

В части данного налога предприятие может столкнуться с претензиями по налоговому вычету, если он заявлен с опозданием, а точнее, за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. То есть работы произведены, НДС предъявлен поставщиком, но налогоплательщик для применения вычета ждет того момента, когда будет получено разрешение на ввод объекта, на котором осуществлялись работы, в эксплуатацию. Конечно, три года — это много для получения названного разрешения, но подобная ситуация все же может сложиться по причине забывчивости заявителя. Пример — Постановление АС ЗСО от 18.08.2014 по делу N А75-4980/2013. В оправдание осуществления позднего вычета налогоплательщик указывал на то, что моментом окончания строительства соответствующего объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем действующее законодательство не содержит такого условия для применения вычета по НДС по объектам капитального строительства, как наличие у организации разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию. Момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом принятия его к учету и периодом фактического введения объекта в эксплуатацию (готовностью к использованию) в запланированных целях.

Налог на прибыль

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обозначенный объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Судьи считают, что в поименованной норме речь идет о фактической эксплуатации, которая дает право амортизировать ОС (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2014 по делу N А11-7262/2012). Ведь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и о возможности его эксплуатации. Указанный документ удостоверяет иные характеристики объекта: его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (Постановление ФАС СЗО от 03.06.2014 по делу N А05-4503/2013).

Разрешение на ввод в эксплуатацию не является определяющим документом ни для бухгалтерского учета, ни для налогообложения. По сути, это контрольно-ревизионный, а не первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Разрешение может подтвердить только расходы, связанные с его получением и относимые в состав текущих затрат, если стоимость объекта как ОС уже сформирована.

После реконструкции или строительства новой постройки, следует оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Эта стандартная задача регулируется на законодательном уровне.

Вконтакте

О вводе в действие

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию производится на основании статья 55 градостроительного кодекса РФ.

Оно оформляется документально, в содержании излагается:

  • выполнение строительных и (или) монтажных работ в полной мере;
  • соблюдение требований, изложенных в проекте;
  • соответствие выполненных задач Земельному кодексу.

Для обеспечения этой процедуры непосредственный подрядчик обращается в федеральные или относящиеся к данному субъекту органы либо в организационную структуру, где осуществляется выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Важно! Чтобы оформить разрешительные документы, следует принять во внимание перечень подготавливаемых бумаг на основании ст 55 градостроительного кодекса.

Порядок ввода объекта в эксплуатацию

Оформление разрешения

Акт ввода в эксплуатацию объекта — это ценная бумага , в которой трактуется о завершении работ, а регулирование момента изложено в Градостроительном кодексе. Все необходимые работы должны быть выполнены полностью, так как указано в документации. В законодательстве существует понятие незавершенного строительства. К таковому относятся строения, по отношению к которым работы не завершены, в том числе права на применение по назначению не узаконены, и отражение информации в Росреестре об их функционировании невозможно.

Акт на эксплуатацию здания ПСД выдается после обследования специальной комиссией. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — задача районной администрации. Поэтому нужно обратиться в отдел, выдавший разрешительный документ на строительство.

Документы

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обобщает перечень ценных бумаг.

Изначально следует написать заявление , и приложить:

  1. Ценные бумаги, свидетельствующие о законном праве на участок.
  2. Планировку по застройке с привязками к действующим сооружениям или зданиям, а также коммуникациям.
  3. Разрешительные бумаги на строительство.
  4. Подписанный двумя сторонами документ о выполнении договора, согласно обязательствам или приемочный акт.
  5. Заключение, о требованиях регламентов работ или документ, свидетельствующий о соблюдении действующих техусловий.
  6. Заключение о соответствии построенного или попавшего под глобальную реконструкцию строения с привязкой к системам жизнеобеспечения.
  7. Документация, подтверждающая право на соответствие возведенного строения техническим регламентам с подписями специалистов.
  8. Положительное заключение, выданное госстройнадзором, с описанием соответствия здания нормативной базы, в том числе его монтаже приборов учета энергообеспечения. Для ряда построений необходимо заключение Роспотребнадзора.
  9. Если строительные работы производились в отношении опасного производственного участка, то необходимы свидетельства о его страховании от причинения вреда.
  10. Если построенное строение относится к энергетическому, то необходимо приложить описание и чертеж на электронном носителе.
  11. Бумаги о соответствии построенного объекта ПСД.

Акт учитывает благоустройство жилых помещений — наличие водообеспечения, канализационных сетей, электроснабжения и отопления.

Важно! Схема, отображающая расположение вновь построенного объекта, образец которой несложно найти в интернете, должна учитывать наличие функционирующих линий электроснабжения, водопровода и газовых и тепловых магистралей.

Процесс сдачи

Сдача — это последняя стадия осмотра конструктивных элементов зданий. Приемка осуществляется в соответствии со строительными нормами и выполняется в два этапа:

  1. Комиссия, созданная заказчиком, производит предварительный осмотр всего строения. Назначается распорядительным документом по предприятию, сюда же включаются представители подрядных и субподрядных строительных организаций, проектировщиков, госпожнадзора и Ростребнадзора, Ростехнадзора, профсоюзных комитетов и других заинтересованных структур или организаций. Цель работы комиссии — оценить здание на соответствие предусмотренному проекту, стоимости на основании локальной сметы, качеству проделанных работ. По результатам делается заключение о безопасном применении оборудования и его работоспособности. Подготовленный акт — это разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, с обязательными подписями всех членов назначенной комиссии, являющийся дальнейшим основанием на создания госкомиссии по приемке.
  2. Завершающая стадия процесса сдачи осуществляется комиссией , созданной на государственном уровне. Таковая утверждается соответствующей госинстанцией. В ее состав входят: представители от структуры заказчика, генподрядчика, представителей субподрядных и проектировочных организаций, госпожнадзор, санэпиднадзор, банка, финансирующего проект, техинспекции от профессиональных союзов и профсоюза от заказчика.

Представитель от организации-заказчика передает госкомиссии после приемки. Члены последней комиссии рассматривают полученные документы и выдают документ, по результатам которого подготавливается ввод в эксплуатацию.

Оснащение магистральными коммуникациями

Необходимо наличие документов, свидетельствующих о том, что к зданию подключены все системы жизнеобеспечения. Коммуникации должны пройти работы на наладке и пуску в действие, а также полностью исправны.

Список необходимых коммуникаций:

  1. Водообеспечение — стыкуется напрямую с основной или расположенной неподалеку магистралью, запитанной с центральной линии.
  2. Электроснабжение — подключается от проходящих неподалеку ЛЭП.
  3. Канализационная система зависит от местности, например, для города она является централизованной, а для сельских местностей — автономной.
  4. Отопление — этот ресурс зависим тоже от места расположения. Обычно в городах используется паровое отопление, а деревнях, селах и в частных секторах — печное или газовое.

Важно! Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или частного особняка охватывает наличие этих жизненно важных систем.


Приемка осуществляется в соответствии со строительными нормами

Подготовка акта

Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства или здания после реконструкции, при этом неважно их назначение (жилые или нежилые здания), подтверждается наличием акта.

Для подготовки проекта документа привлекаются члены специальной комиссии. Только после положительного заключения составленная бумага подписывается членами комиссии. В случае отрицательного решения здание нельзя использовать по назначению до устранения недочетов.

Форма акта не определена, поэтому выполняется в любой форме, по решению комиссии.

Форма написания содержит следующую информацию:

  1. В верхнем углу, справа прописывается слово «Утверждено», далее — номер приказа, дата и наименование предприятия или организации. Далее по центру прописывается » АКТ №__», а ниже по центру слова «ввода в эксплуатацию после реконструкции или строительства».
  2. Ниже с левой стороны наименование организации заказчика, а напротив формы по ОКУД и ОКПО. В табличной форме заполняется: дата составления документа, коды операции и строительной организации.
  3. Указывается полное наименование новой постройки и заказчика. По последнему полностью прописывается должность и инициалы.
  4. В составе акта перечисляется вся имеющаяся существующая документация, в соответствии с которой комиссионно проверено возведенное сооружение.
  5. В заключительной части обычно содержатся сведения о дате и номере приемочного акта, в их числе настройке установленных приборов и оборудования. Во втором пункте предусматривается содержание сведений об исправности систем жизнеобеспечения. В третьей разделе указываются затраты, четверной иная информация. В последнем прописывается о том, что сдача объекта в эксплуатацию произведена.

Важно! Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства выполняется после подписания акта членами комиссии, а решение о возможности использования построенного здания в действие заверяется подписью непосредственного руководителя — заказчика. Дата подписания документа идентична дате использования здания по назначению.


Акт ввода в эксплуатацию

Случаи отказа

В соответствии со статьей не во всех случаях комиссия дает положительное заключение на введение в эксплуатацию.

Отказ от подписания акта осуществляется на основании следующих моментов:

  1. Отсутствие хотя бы одной из перечисленной ценной бумаги.
  2. Возведенное строение не соответствует ПСД и проекту производства работ.
  3. Нарушение по размещению здания на территории в период выполнения работ.
  4. Несоблюдение технических условий при выполнении строительно-монтажных работ.
  5. Отсутствие страховых свидетельств опасного производственного участка от причинения вреда .

Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Для получения разрешения на эксплуатацию возведённой постройки необходимо организовать проведение работ, связанных с исследованием объекта. Результат мероприятия идентифицирует соответствие постройки законодательным требованиям.

Без разрешительной документации объект капитального строительства запрещено эксплуатировать

Чтобы понять, что такое ввод в эксплуатацию, следует ознакомиться с основами правовых норм, выполнение которых по всем правилам гарантирует, что строительный объект не несёт опасности, связанной с недоработками или ошибками работников. Результат обследования построенного объекта должен быть отражён в разрешительном документе. Он свидетельствует о компетентном выполнении работ в запланированном объёме.

Правовые нормы

Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию регулируется законодательными нормами, требующими неукоснительного выполнения всех предусмотренных мероприятий.

Другие нормативные акты составлены с учётом требований этого документа. Они его дополняют отдельными положениями, но не отклоняются от норм этого закона. В нормативно-правовых актах отражены все вопросы, касающиеся получения разрешительной документации, без которой невозможно официально сдать здание или сооружение в эксплуатацию. В них можно ознакомиться с перечнем документов, инструкцией по их заполнению и с утверждёнными формами разрешений.

Схема осуществления государственного строительного надзора

Достаточно информации можно почерпнуть из действующих СНиП, в которых регламентируется ввод в эксплуатацию объектов различной категории, к каждому из которых предъявляются отдельные требования.При проведении операции следует учитывать региональные нормативные акты.

Порядок рассмотрения и принятие решения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию

Для получения разрешения, без которого запрещено эксплуатировать постройку, необходимо действовать в соответствии с определённым алгоритмом. Необходимо пошагово выполнить следующие действия:

  1. Оформить заявление.
  2. Подготовить пакет документации, являющийся приложением к заявлению.
  3. Написать сопроводительное письмо с приложением схемы объекта, в которой должен быть отображён план коммуникаций инженерно-технических сетей, обустроенных на рассматриваемом земельном участке.
  4. Подать заявление в специализированную организацию.

Решение о внесении постройки в реестровую базу данных, касающуюся кадастрового учёта, или в отказе в проведении мероприятия, принимается представителями уполномоченных органов после рассмотрения заявления с комплектом документации.

Документы для ввода в эксплуатацию объекта

Основные документы, регламентирующие архитектурно-строительную деятельность

Для получения разрешения к заявлению следует подготовить комплект бумаг, обосновывающих соответствие постройки определённым нормам, соблюдение которых гарантирует безопасную эксплуатацию. К этим бумагам относится:

  1. Документ, обосновывающий право собственности на земельный участок, где были произведены постройки. Это может быть договор аренды, свидетельство о праве собственности или кадастровый план.
  2. План земельного участка.
  3. Проект планировки с учётом разделения территории.
  4. Разрешение, полученное организатором стройки перед её началом.
  5. Акт приёмки объекта по форме КС – 11 предоставляется в случае договорного строительства.
  6. Акт о соответствии, подтверждающий соответствие постройки регламентированным требованиям. Он должен быть подписан застройщиком, который непосредственно организовал и реализовал строительные работы.
  7. Справка о соответствии постройки проектной документации. В ней должно быть отражена информация об энергетической эффективности, а также о наличии приборов учёта. Бумага подписывается застройщиком или техническим заказчиком.
  8. Документы о соответствии техническим условиям, составленные представителями организации, которые отвечают за функциональность инженерно – технических сетей. К ним относятся такие предприятия, как энергетические компании и городской водоканал.
  9. Схематический план расположения инженерно-технических сооружений на территории постройки, подписанный застройщиком или техническим заказчиком. В случае если постройка относится к категории индивидуальной, в которой работы были выполнены без привлечения наёмных работников, данная бумага не требуется.
  10. Заключение подразделений государственного строительного надзора о соответствии проектной документации и техническим нормам.
  11. Нотариально заверенная копия договора обязательного страхования. Она необходима для страховки заказчика от финансовых потерь на случай аварий и нанесения вреда здоровью работникам в процессе выполнения строительных работ, поскольку они относятся к категории опасных.
  12. План объекта, оформленный в техническом виде.

Читайте также: Что такое фондовооруженность: как рассчитать

Когда могут отказать в выдаче разрешения

Если при подаче документации на рассмотрение отсутствует хотя бы один документ, или бумаги оформлены без учёта требований к форме бланка или к нотариальному заверению, то заявление не будет рассматриваться и заявителю будет отказано в выдаче разрешения.

Предвестники проблем могут возникнуть ещё на стадии определения соответствия постройки нормативам. Для этого необходимо организовать контроль со стороны государственных органов на всех этапах строительства, начиная с получения разрешения на начало работ.

Если застройщик своевременно не извещал о планируемых и проведённых работах представителей уполномоченных органов, в результате чего их производство не контролировалось, а этапы работ не фиксировались актами, то получить положительное заключение будет сложно. В такой ситуации придётся воспользоваться услугами лицензированных независимых экспертов.

Как проводится итоговая проверка

Экспертное заключение о соответствии выдаётся после проведения итоговой проверки оборудования. Для получения документа, необходимо его испытать в процессе пробных пусков. При этом проверяются элементы постройки конструктивного назначения, а также узлы оборудования, размещённого на объекте.

Приборы учёта

В комплексном испытании оборудования необходимо учесть состояние вентиляции, трубопроводов и систем пожарной безопасности. Процедура проводится на протяжении 72 часов, в режиме активной эксплуатации внутренних и внешних инженерно-технических систем. Испытание считается успешным, если все оборудование работает без сбоев.

В случае выявления дефектов, представители контролирующих органов выдают предписания об их устранении. После того как были учтены все замечания и проведены рекомендуемые мероприятия, испытания необходимо повторить.

Положительное заключение о соответствии нормативным требованиям по результатам итогового контроля выдаётся после проверки актов, которые были оформлены в период ведения строительства органами госконтроля. Также необходимо предоставление справок от поставщиков коммунальных услуг, в которых должна быть отражена информация о принятии постройки на обслуживание.

Большинство инвестиционных проектов предполагает проведение строительно-монтажных работ, логичным завершением которых является ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Соответственно, с целью надлежащего контроля, на государственном уровне закреплены определенные нормы, регламентирующие ввод в эксплуатацию основных средств и объектов строительства. Чтобы лучше разобраться, что такое ввод здания в эксплуатацию, далее детальнее остановимся на тонкостях и нюансах, сопровождающих этот процесс.

Современная нормативная база, регламентирующая вопрос

Основные понятия и нормы про разрешение на ввод объекта в эксплуатацию прописаны в статье 55 Градостроительного кодекса РФ. На данный момент используется его новая редакция от 7 марта 2017 года, принципиально поменявшая порядок ввода в эксплуатацию сооружения, поскольку ранее готовность сооружения подтверждалась актом Государственной комиссии. Также при принятии окончательного решения применяются нормы Постановления Правительства РФ № 441 и Положения о Государственном строительном надзоре в России.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – это официальный документ, который подтверждает полное завершение реконструкции или строительства капитальных объектов в соответствии с заранее утвержденной проектной документацией и согласием на строительство. Также удостоверяется соответствие данного объекта нормативным требованиям к выполнению такого рода работ на момент выдачи разрешения, проекту планировки (межевания) территории или права на использование земельного участка.

Чтобы оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в зависимости от вида сооруженного объекта застройщику нужно обратиться в орган, выдавший ему согласие на проведение строительства. К их числу могут относиться:

  • исполнительный орган власти федерального уровня;
  • орган местного самоуправления;
  • исполнительный орган субъекта Российской Федерации;
  • организацию по государственному управлению использования атомной энергии или разработки ядерных энергетических установок и ядерного оружия;
  • Государственную корпорацию "Роскосмос".

Для того чтобы уполномоченный орган мог принять обоснованное решение про ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, застройщику необходимо подать целый ряд документов:

  • заявление (должно регистрироваться не более чем за 15 минут);

При необходимости получения более полной информации, Правительством могут устанавливаться дополнительные документы, кроме тех, которые перечислены в Градостроительном кодексе.

После подачи заявителем всех необходимых бумаг, уполномоченная инстанция обязана на протяжении 10 дней провести такие действия:

  • проверить правильность оформления и соответствие действительности указанных в документах сведений;
  • с выездом на место осмотреть возведенное сооружение и удостовериться в его соответствии проектной документации и требованиям дейсвующего законодательства;
  • выдать разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения или принять обоснованное решение об отказе.

Следует заметить, что выездной осмотр не проводится в том случае, если при реконструкции или строительстве был предварительно заключен договор о проведении государственного строительного надзора.

В каких случаях в разрешении может быть отказано

Подача требуемого перечня документации не является сама по себе гарантией того, что решение органов власти будет положительным. В выдаче разрешения на ведение недвижимости в эксплуатацию может быть отказано, однако отказ обязательно должен быть аргументирован и оформлен официально. Причинами негативного вывода могут быть такие обстоятельства:

  • неполный комплект документов, поданный застройщиком;
  • выявленное несоответствие при возведении здания утвержденным строительным требованиям и нормам;
  • расхождения с требованиями, закрепленными в разрешении на проведение строительных работ;
  • разногласия между проектной документацией и реально возведенной конструкцией или зданием (эта норма не касается индивидуальных жилых домов);
  • нецелевое использование участка земли, который выделен под реализацию конкретного проекта.

Кроме указанных обстоятельств, причиной отказа может послужить невыполнение застройщиком норм, предусмотренных статьей 51 (часть 18) Кодекса относительно безвозмездной передачи в 10-дневный период после выдачи разрешения на строительные работы соответствующим органам власти сведений о площади, планируемом количестве этажей и высоте здания, инженерно-технических сетях. Также для размещения в градостроительной информационной системе требуется по одному экземпляру копий выводов геодезических и инженерных изысканий, отдельных разделов используемой проектной документации (о мероприятиях по пожарной безопасности или охране окружающей природной среды) и схемы размещения постройки на конкретном земельном участке.

Предоставление недостающих бумаг является основанием вернуться к рассмотрению вопроса. Кроме того, застройщик или инвестор имеет право в судебном порядке оспаривать отказ уполномоченных органов выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Что собой представляет разрешение на ввод

Согласие органа власти на ввод в эксплуатацию объектов дает возможность поставить здания на государственный учет как объекты завершенного строительства или внести нужные изменения в реестр реконструированных сооружений. Сами по себе разрешительные бумаги относительно сооружения не затрагивают вопроса о праве сего собственности и носят чисто технический характер.

Вплоть до 2015 года форма, регламентирующая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, была зафиксирована в Постановлении Правительства Российской Федерации № 698 от 24 ноября 2005 года. После его отмены строители ориентируются на образец, утвержденный приложением № 2 к приказу Минстроя № 117/пр от 19 февраля 2015 года .

Утвержденная форма выдается конкретному застройщику с указанием полного названия строительной организации или ФИО частного лица и адреса. Фиксируется наименование этапа или всего объекта капитального строительства, адрес, где он расположен и кадастровый номер, присвоенный земельному участку.

Регистрационный номер разрешения на документе про ввод в эксплуатацию объекта недвижимости многокомпонентный и включает в себя:

  • двузначный номер конкретного субъекта РФ, где будут проводиться работы. Если проект реализуется более чем на одной территории, то ставится 00;
  • трехзначный номер муниципального образования, на территории которого запланировано внедрение проекта. Если в пределах административных границ 2 и более образований, то ставится 000;
  • номер порядковый разрешения;
  • полный год, в котором выдано разрешение.

Если приводить примеры, то проект, реализуемый на территории 4 смежных районов, скажем Новгородской и Псковской областей, может иметь номер 00-000-164-2017.

Далее идет таблица, содержащая информацию о сооружении. Она для всех видов объектов включает общие показатели: строительный объем и его подземная часть, площадь (общая, а также жилых и пристроенных помещений), количество сооружений, зданий. Далее форма предполагает информацию в зависимости от назначения сооружения.

У непроизводственных сооружений , относящихся к образованию, здравоохранению, спорту, культуре, отдыху указываются такие параметры:

  • вместимость;
  • количество мест, помещений и этажей;
  • наличие эскалаторов, лифтов и подъемников для людей с инвалидностью;
  • материалы, из которых изготовлены фундамент, стены, перекрытия и кровля.

У жилых домов фиксируются такие показатели:

  • площадь общая помещений жилых (без учета террас, веранд, лоджий и балконов) и нежилых (в т.ч. общего имущества жильцов);
  • количество надземных и подземных этажей;
  • количество секций и квартир (отдельно по числу комнат);
  • площадь жилых помещений всего дома с учетом лоджий, террас, балконов и веранд;
  • инженерно-технические приспособления (лифты, подъемники и эскалаторы);
  • перечень примененных материалов.

Для производственных объектов (заводы, фабрики) застройщик обязан указать следующие сведения:

  • тип, мощность и производительность сооружения;
  • наличие инженерно-технических сетей и систем (лифты, эскалаторы, подъемники);
  • материалы, использованные при возведении.

Для линейных объектов (трубопроводы, линий электропередач, дорог, мостов) перечень требований несколько отличается от списка, необходимого на ввод здания:

  • класс или категория;
  • протяженность;
  • мощность (грузооборот, пропускная способность, интенсивность движения);
  • уровень напряжения ЛЭП и ее тип (КВЛ, ВЛ, КЛ);
  • количество и диаметр трубопроводов, материалы, из которых они изготовлены;
  • список конструкций, которые могут повлиять на безопасность.

В своем пятом разделе форма обязательно содержит информацию об энергетической эффективности и оснащенности приспособлениями учета расходуемых энергоресурсов:

  • класс энергоэффективности;
  • материалы, применяемые для утепления наружных конструкций в этом доме;
  • расход удельный тепловой энергии из расчета на 1 кв.м. площади;
  • уровень заполнения световых проемов.

Заполненная форма выдается на руки заявителю, а также в трехдневный срок отправляется в орган госстройнадзора. Разрешение на ввод в эксплуатацию любого здания недействительно, если к нему не приложен технический план сооружения.

Что касается индивидуальных жилых домов, то вплоть до 1 марта 2018 года объект такого типа может быть введен в эксплуатацию без разрешения. В таком случае этот документ нет необходимости предоставлять при инвентаризации или получении техпаспорта на дом.

Отдельные нюансы процедуры получения разрешения

При оформлении всей необходимой документации заявителю не следует забывать о таких требованиях законодательства к государственным органам относительно оказания административных услуг гражданами и юридическим лицам по введению сооружений в эксплуатацию:

Нередко заказчик или инвестор на этапе сдачи здания и ввода его в эксплуатацию предпочитает нанять управляющую компанию. Она способна выступить в качестве эксперта, тонко разбирающегося в вопросах технического обслуживания. Ее специалисты тесно сотрудничают с экспертами технадзора, они освидетельствуют степень завершенности инженерных систем и оборудования и готовности их к использованию в дальнейшем.

Если заблаговременно привлечь управляющую компанию, то ее профильные специалисты (проектировщик, архитектор, дизайнер, строитель), выполняя свои обязанности, независимо друг от друга, проведут проверку оборудования, испытают инженерные системы, а также выявят мелкие недочеты. Это будет способствовать положительному решению экспертной комиссии.

Несмотря на то, что сам документ выдается бесплатно, инвестору следует составить отдельную смету расходов на ввод сооружения, особенно важно это для промышленных объектов. Деньги необходимы на такие расходы:

  • выполнение подрядной организацией пусконаладочных работ и содержание соответствующих рабочих и инженерных кадров;
  • транспортировку персонала;
  • материальные и энергетические ресурсы для опробования и проверки установленного оборудования;
  • техническую поддержку со стороны проектных, а также научно-исследовательских учреждений и организаций для консультирования и проведения экспертиз при пусконаладочных работах;
  • непредвиденные расходы.

Знание таких деталей избавит инвестора от необходимости срочного поиска дополнительных средств, организаций для поддержки и поможет спокойно провести всю процедуру в определенный законодательством срок.

Некоторые тонкости налогообложения

Относительно налогообложения после ввода здания в эксплуатацию мнение инвесторов и налоговых органов несколько отличаются. Обычно считается, что после выдачи разрешения все работы закончены, и сооружение полностью готово к использованию. Инвестор включает здание в состав основных средств, предварительно или после оформляет право собственности. Но многие застройщики сомневаются в том, что они обязаны включать здание в состав основных средств сразу после выдачи разрешения.

Налоговые органы считают, что обязаны, а иначе начинают подозревать инвестора в попытке выиграть время при уплате налога на имущество. Однако застройщик сам определяет, готово ли здание к полноценному использованию на том этапе, когда получен документ о вводе. Готовность проекта к работе должно определить руководство предприятия.

Настаивая на максимально раннем начале выплат, фискальные органы получают выигрыш в скорости получения отчислений, но могут проиграть в размере общей суммы, поскольку при неполной готовности оплачивается неполная сумма налога.

У организации в создавшейся ситуации есть такие варианты действий:

  • завершить все работы, в том числе отделочные, принять решение о полной готовности и только после этого подавать документы на ввод;
  • признать здание пригодным к использованию в процессе получения разрешения, а отделочные работы завершать уже по объекту, входящему в состав основных средств предприятия.

Однако здесь следует обратить особое внимание на одну деталь. Если здание будет признано в качестве основного средства на момент выдачи разрешения, то его итоговая стоимость будет считаться полностью сформированной на эту же дату.

Ввод реконструированного или возведенного объекта капстроительства осуществляется согласно разрешению. Этот документ свидетельствует об окончании работ в полном объеме, удостоверяет соответствие готового сооружения градостроительному плану и проектной документации. Рассмотрим далее, как получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Образец бумаги также будет описан в статье.

Общий порядок

Как получить разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома? Кто выдает бумагу? Какие нужны документы? Для получения бумаги застройщику следует обратиться в уполномоченный орган, который выдал разрешение на строительство, - в Госстройнадзор. В эту инстанцию нужно написать заявление. К нему необходимо приложить:


В десятидневный срок с даты поступления заявления и указанных выше бумаг, Госстройнадзор принимает решение. После проверки поступивших документов, заявитель получает разрешение на ввод в эксплуатацию после реконструкции или завершения строительства.

Причины отказа

Уполномоченный орган может не удовлетворить заявление. Рассмотрим основные случаи, когда застройщик может не получить разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома:

  1. Отсутствие необходимых бумаг, которые должны быть приложены к заявлению.
  2. Несоответствие сооружения требованиям, установленным в градостроительном плане участка земли; в случае реконструкции или капремонта – планировочному и межевому проекту выделенной территории.
  3. Несогласованность объекта разрешению на строительство.
  4. Несоответствие параметров сооружения проектной документации. Это положение не касается объектов ИЖС.

Следует отметить, что несвоевременное получение документов не может выступать как основание, в соответствии с которым может быть отказано в получении разрешения.

Дополнительные причины

Застройщик может не получить разрешение ввода объекта в эксплуатацию в случае не исполнения требований, установленных в ст. 51, ч. 18 Градостроительного кодекса. Законом предусмотрен ряд обязательных условий, в частности: заявитель должен передать безвозмездно в исполнительный федеральный, субъектный, местный орган власти или иную уполномоченную инстанцию, которая осуществляет госконтроль над использованием атомной энергии, а также надзор за деятельностью, касающейся разработки, изготовления, утилизации ядерных установок и оружия, определенные сведения. В частности, это данные о:

  • Площади, этажности и высоте планируемого сооружения.
  • Инженерно-технических сетях.

Кроме этого, чтобы получить разрешение ввода объекта в эксплуатацию, следует предоставить копии:


Разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома включает в себя информацию, изложенную в таком объеме, чтобы ее было достаточно для постановки сооружения на кадастровый учет. Состав таких данных должен соответствовать требованиям, предъявляемым ФЗ №221 к текстовой и графической частям технического плана. Разрешение на ввод в эксплуатацию выступает в качестве основания для внесения необходимых сведений в государственный реестр. Форма бланка утверждена исполнительным федеральным органом, уполномоченным Правительством.

Передача документации

После завершения строительных работ, лицо, их осуществлявшее, обязано предоставить заказчику следующие бумаги:


Важный момент

В случае проведения работ, касающихся сохранения сооружений, относящихся к культурному наследию, разрешение на ввод в эксплуатацию составляется в соответствии с особенностями, которые установлены в отечественном законодательстве для таких зданий.

Завершающий этап

А трехдневный срок с даты, когда было получено разрешение на ввод в эксплуатацию, орган, его предоставивший, должен направить копию документа в исполнительную (федеральную) инстанцию, уполномоченную на проведение госстройнадзора. Данное предписание действует относительно сооружений, перечисленных в п. 5.1, ст. 6 Градостроительного кодекса. Если бумага выдана на ввод в эксплуатацию прочих объектов капстроительства, то ее экземпляр отправляется в исполнительный орган субъекта РФ, уполномоченный на выполнение госстройнадзора.

В заключение

По окончании работ подрядчик отправляет заказчику письмо-уведомление. В подтверждение завершения строительства либо реконструкции к извещению прилагаются копии разрешительных бумаг, акт, в котором перечислены выполненные работы, список ответственных лиц. В пакет документов включаются данные о сторонних организациях, привлеченных к составлению проектов, прокладке инженерных коммуникаций, выполнения узкоспециализированных операций.

Кроме этого, прилагаются подробные схемы и чертежи, содержащие комментарии и пометки. Техническая документация является неотъемлемой частью пакета бумаг. Именно в ней описаны все использованные материалы. Перед тем как подать заявление на получение разрешения ввода в эксплуатацию, объект должен пройти предварительную проверку. Расходы на ее проведение ложатся на заказчика. Проверку выполняет специально созданная рабочая группа. В ее составе присутствует доверенное лицо от заказчика, представители надзорных инстанций, эксплуатационных служб, специалисты проектной организации. Рабочая комиссия проверяет правильность составления документации, проводит оценку соответствия сооружения и конструктивных элементов проектным требованиям, а также осуществляет пробный запуск установленного оборудования и инженерных коммуникаций. Выводы группы фиксируются в соответствующем письменном заключении. Оно определяет готовность сооружения к сдаче в эксплуатацию.