Прогнозы экспертов: Что ждет белорусов после выборов? Михаил Малаш: Почему Беларусь ждёт только светлое будущее.

Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.

By courtesy of valery_brest_by . Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.


Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова

(Модест Колеров : кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4. Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5. Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
8. Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
9. Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.

Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта

(Алексей Дзермант : философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
1. «Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
2. Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
3. Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
4. Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
5. Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
6. Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
7. Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
8. В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
9. Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».

А теперь - демагогия от Антисемита .

1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.

2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.

3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?

4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.

5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.

6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!

7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.

8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.

9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...

Необходимо четко представлять себе, что такое Беларусь, в чем состоят исторические основания белорусской государственности. Сегодня наиболее распространенными являются три позиции. Первая: Беларусь – часть Европы. (ВКЛ, Речь Посполитая). Вторая: Беларусь – часть русского народа либо очень близкий его «родственник». (Киевская Русь, период с раздела Речи Посполитой). Третья: Беларусь - «пограничье» между двумя цивилизациями. Однако ни одна из них не отражает сущности суверенной белорусской государственности. Отражает ее официально принятая в Беларуси идеология, в основе которой - общая для белорусского и других народов Победа во Второй мировой войне. Белорусы своей самоотверженной борьбой заслужили право в качестве суверенного государства подписать Устав ООН и стать сооснователями нового, более справедливого мирового порядка. Во время борьбы за Победу белорусы впервые стали активным субъектом всемирно-исторического, а не только регионального действия. Нации формируются великими победами, а не заучиванием национального языка и разговорами о необходимости формирования нации.

Проблема, которая стоит сегодня перед Беларусью и перед всем миром, – это проблема нового общественного (цивилизационного) уклада. Поэтому сегодня Беларусь ни в коем случае не должна делать «геополитический выбор». Страсть Беларуси – это страсть по справедливому и правильному общественному укладу, а не геополитические предпочтения и борьба за сферы влияния.

Экономика

С учетом взятых кредитов и резко увеличившегося ныне дефицита платежного баланса Беларусь должна создать новые производства, которые принесли бы ей до $ 6 млрд в год чистой прибыли. Ключевым критерием, применяемым при осуществлении преобразований, должно быть реальное совершенствование структуры рынка труда в республике за счет резкого роста количества рабочих мест высокой и высшей квалификации. Ключевую роль в формировании белорусской экономики развития должен сыграть процесс белорусско-российской экономической интеграции. Только в едином с Россией, Казахстаном и, возможно, другими странами региона и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки. Для развития суверенной Беларуси нужно решать вопрос не о том, будет ли ее экономика либеральной или «административной», а о том, что и как она будет производить на мировом уровне.

Проекты развития

Доминирование АЭС

В настоящее время складываются предпосылки для строительства в Беларуси как минимум двух атомных электростанций. Одна должна заместить выведенную из строя Игналинскую АЭС в Литве. Вторая должна заместить одну из планируемых к строительству АЭС в Польше, строительство которых вызвано необходимостью для Варшавы снизить выбросы углекислого газа в соответствии с правилами ЕС и закрыть из-за этого часть своих угольных ТЭЦ. Возможно также строительство третьей АЭС для внутреннего пользования. Однако она в обозримом будущем может быть с успехом заменена другим крупным энергетическим объектом: уже получившим предварительное согласование проектом строительства в Беларуси крупной угольной ТЭЦ (при участии немецко-польской компании), которая будет работать на дешевом польском угле.

Реализация изложенных планов предполагает создание обширной международной коалиции, осуществляющей политическое и финансовое обеспечение проекта. Помимо РФ, стратегического партнера, в эту коалицию могли бы войти Польша и Литва (как потребители электроэнергии), а также Германия и Франция (как потенциальные строители одной из АЭС). Создание такой мощной энергетической инфраструктуры полностью изменит социально-экономический ландшафт Беларуси, сформировав вдоль западных границ своеобразный «энергетический пояс» – гарантию военной безопасности республики и стабильности ее отношений с Евросоюзом. Рядом с АЭС будут возводиться новые города, научные учреждения, производства. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест высокой и высшей квалификации. Именно промышленное развитие, организованное с опорой на дешевую избыточную электроэнергию АЭС, является главной целью строительства этих объектов.

Безусловным приоритетом научных изысканий при создании белорусской ядерной энергетики будет являться создание совместно с зарубежными коллегами замкнутого ядерного топливного цикла и его промышленное применение, а также разработка отдельных технологий промышленного использования отработанного топлива и ядерных отходов своих и зарубежных АЭС. Вторичное использование отработанного топлива, переход к ураново-плутониевому, а потом и к ториевому топливному циклам обеспечивает для человечества практически неисчерпаемый источник энергии.

Особое внимание должно быть уделено возрождению проекта строительства малых мобильных АЭС («Памир»), способного открыть для Беларуси обширный рынок сбыта. Таким образом, вокруг белорусских АЭС должен формироваться кластер промышленного развития.

Новый станочный парк

Необходим выход в седьмой технологический уклад, в основе которого лежат приборо - и роботостроение, биокомпьютерные системы и биомедицина.

Качество жизни

Пока не будет «разгадана тайна» привлекательности жизни на территории, мы будем строить агрогородки, обреченные на запустение.

Существующая ныне система социальной защиты (и программа демографической безопасности) основывается на довольно примитивных представлениях о жизни человека, неадекватных тем парадоксам, которыми полно современное белорусское (и не только белорусское) общество. Например, с точки зрения старых подходов трудно объяснить, почему увеличение количества объектов для занятий спортом не ведет к росту числа людей, занимающихся спортом. Чтобы справляться с такого рода «парадоксами», система госуправления должна освоить инструментарий измерения и управления качеством жизни, а показатели качества жизни и комплексной мощи территории должны стать главными критериями социально-экономического развития страны.

Белорусское государство должно будет найти совершенно новые формы организации местного управления и самоуправления, с опорой на церковные приходы традиционных для Беларуси религий; проживающих в регионах офицеров Вооруженных Сил и других силовых ведомств; школы и клубы патриотического воспитания; кружки по интересам, научные школы и другие сообщества научно-образовательного характера. Необходимо находить социальные и организационно-правовые формы, позволяющие этим сообществам реально включаться в благоустройство и перепроектирование своего быта.

Это потребует создания сети общественно-государственных лабораторий качества жизни (ЛКЖ). Главная задача ЛКЖ - помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни.

* Белорусская группа развития - коллектив , сформировавшийся на базе семинара « Теория и практика суверенного развития Беларуси ». Руководитель проекта - аналитик Юрий Царик .

КОММЕНТАРИИ

Григорий МИНЕНКОВ, кандидат философских наук, декан бакалаврской школы ЕГУ, профессор:

Вопрос об исторической точке отсчета белорусской государственности - это область идеологии и мифологии. Главное все же не в том, за что нам зацепиться в истории, а в том, как ответить на не имеющие исторических аналогов вызовы сегодняшнего дня. А потому намного более серьезной является проблема субъекта выбора и механизма выбора. Мы должны вести тут речь о самостоятельной и автономной личности с критическим мышлением, делающей собственный выбор без всякой подсказки со стороны столь вездесущего в концепции государства. Да, в концепции присутствует принцип личности. Авторы пишут, что «рассмотрение личности каждого человека как безусловной и высшей ценности может быть принято как основа настоящего и будущего общественного уклада Беларуси». Но при этом ни слова не говорят о демократии, правах человека, гражданственности, развитии публичных пространств в Беларуси. История XX в. убедительно показала, что там, где государство выходит на передний план, превращая автономные личности в подданных, развитие останавливается, а затем начинается социальная деградация. Не спасает подобные схемы и обращение к важным историческим событиям. Конечно, каждая нация создает свою мифологию. Наверно, через пару столетий люди будут думать о роли Беларуси во Второй мировой войне и о значении Победы в нашей истории именно так, как предлагают авторы концепции. Но не сегодня, когда еще живы поколения, тяжело изживавшие плоды этой победы и восстанавливавшие страну после катастрофы, в которую ее втянула большевистская власть. Неужели авторы всерьез думают о том, что в результате победы в войне белорусский народ стал «субъектом всемирно-исторического действия», потому что БССР вследствие различного рода политических маневров приняли в ООН?

Ольга ШПАРАГА, кандидат философских наук, редактор интернет-журнала «Новая Еўропа»:

Если согласиться с тем, что «справедливый общественный уклад» - это, действительно, то, чего мы, белорусы разных социальных групп, хотим, то от геополитического выбора нам никак не удастся отказаться. Ведь идея «справедливого общественного устройства», создаваемого самими гражданами через легитимные государственные и общественные институты, родилась в Европе вместе с Великой Французской революцией, с ограничением монархических правлений и борьбой за независимость. Это значит, что справедливое общественное устройство всегда было целью демократических правлений, которые делали ставку не только на сильную государственную власть, но и на сильное гражданское общество и право людей на индивидуальную и коллективную свободу. И если мы действительно стремимся к справедливому устройству, то пути к нему пролегают через приближение к стандартам европейских демократий и Европу в целом.

Анатолий ФИЛОНОВ, заместитель министра экономики РБ:

Показатель $6 млрд в год чистой прибыли за счет новых производств нуждается в обосновании. Его достижение, по укрупненным расчетам, означает до 30% прироста ВВП в год, что является сверхмобилизационным уровнем.

Национальная модель социально ориентированной экономики хо­рошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основ­ном будет сохранена в перспективе. Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики. Ключевая задача нового пятилетия – создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию V и VI технологических укладов.

Идея строительства на территории Беларуси трех АЭС, на наш взгляд, является недостаточно обоснованной. Вряд ли Литва и Польша согласятся на такой вариант, поскольку энергетические стратегии этих стран ориентированы на создание собственных энергоисточников, включая АЭС. Литва планирует ввод новой АЭС в 2016 году, Польша – строительство не менее 2 АЭС до 2020 года. Таким образом, эти страны стремятся обеспечить производство электро- и теплоэнергии без использования импортных энергоносителей. Строительство до 2018 года сразу трех АЭС будет иметь для страны негативные макроэкономические последствия, поскольку потребует огромных финансовых вливаний в виде иностранных кредитов и займов, что в условиях нарастания отрицательного сальдо внешней торговли и внешнего долга еще более увеличит давление на валютный курс. Это может привести к дестабилизации финансовой системы, а через нее – и реального сектора экономики. Следует учитывать, что удовлетворение потребностей экономики в электроэнергии помимо ядерной энергетики будет идти в республике в рамках модернизации традиционной энергетики с применением высоких технологий, более широкого использования местных видов топлива, а также развития возобновляемой энергетики. Стратегией развития энергетического потенциала определено, что в 2011–2015 годах может быть построено ветроустановок суммарной мощностью до 300 МВт, ГЭС – мощностью около 120 МВт. Планируется строительство 161 энергоисточника на местных видах топлива суммарной электрической мощностью около 48 МВт и тепловой мощностью до 1026 МВт. В 2010–2012 годах будет построено 39 биогазовых комплексов мощностью 40,4 МВт.

Леонид ЗЛОТНИКОВ, ученый-экономист:

Намерения авторов самые благие: в промышленности перескочить с 4-го к 6-му и 7-му технологическим укладам, развить «новую промышленную систему» с «опорой на отечественные научные и промышленные заделы». Но при этом авторы концепции убеждены, что «только в едином с Россией, Казахстаном и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки». Это звучит наивно. И белорусские, и российские специалисты понимают, что за счет собственных заделов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИИОКР) ни в Беларуси, ни в России технологический рывок обеспечить уже невозможно. Даже М. Мясникович, глава Академии наук, который ранее заявлял об инновационном развитии Беларуси с опорой на разработки отечественных ученых, в одной из последних статей пишет, что для развития белорусских предприятий их необходимо включать в технологические цепочки зарубежных транснациональных корпораций.

Марина НАРАНОВИЧ, член правления ОО «Белорусская ассоциация социальных работников»:

Чтобы обеспечить качество жизни, нужно сначала узнать потребности людей. Сегодня в зарубежной практике социальной работы выдвигают на первый план человекоцентрированный подход: когда ориентируются на потребности человека, а не на возможности организации. Но для того, чтобы узнать реальные потребности каждого, необходимы технологии и механизмы опроса и включения местного сообщества в систему принятия решений. Такие технологии есть. Например, открытое пространство (open spase). Она дает возможность собраться людям с разными взглядами, статусами, образованием. Чиновники, заявляя проблему, знают о ней в общих чертах, с позиций теории, и могут только предполагать, какие, к примеру, проблемы испытывает семья с ребенком–инвалидом. Сами же нуждающиеся обозначают проблему и вид помощи объективней. Поэтому начинать нужно с широкого внедрения таких технологий. За качество жизни должна отвечать местная власть. Но для этого местному самоуправлению должны быть даны широкие возможности. В повестке «Восточного партнерства» стоит вопрос о возможности подписания Беларусью Европейской Хартии местного самоуправления. Это своевременно, если мы хотим реально повышать качество жизни во всех регионах, а не только в центре.

«АиФ»-ФАКТ: Беларусь поднялась на 7 позиций в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала.

По сравнению с данными аналогичного доклада 2009 года Беларусь поднялась на 7 позиций. Так, в соответствии с Докладом ПРООН «Реальное богатство народов: пути развития человека», Беларусь заняла 61-е место в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала и прочно удерживает в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития.

Индекс развития человеческого потенциала - уникальный комплексный показатель, который позволяет отразить, в какой мере рост экономики отдельного государства трансформируется в конечном итоге в улучшение качества жизни людей и повышение уровня их благосостояния.

Недавно в Беларуси была представлена концепция развития страны «Беларусь 2018: к региональному лидерству на основе суверенного развития страны». Авторы - «Белорусская группа развития»*- дискуссионая площадка, созданная в структуре общественного объединения «Белая русь». По мнению группы, Беларусь сегодня стоит перед лицом угрозы утери государственности, если не сможет организовать свое суверенное развитие. И, публикуя свое видение пути Беларуси, авторы призывают к широкой дискуссии. «АиФ» решил опубликовать некоторые тезисы этой аналитической работы (полный текст можно прочитать www.bgr.by) и взял первые комментарии. Ждем читательских откликов и мнения экспертов на эту тему.

Главным событием 2017 г. в Беларуси стало преодоление негативных тенденций в экономике, заявил в начале нового года президент республики Александр Лукашенко. Это ставит перед Беларусью выбор: куда двигаться дальше для более успешного развития экономики? Своими предложениями с «Евразия.Эксперт» поделились белорусские экономисты.

«Мы прожили очень сложный год. Я не буду вдаваться в подробности, уже много говорил и в конце года, и в своем новогоднем обращении. Но главное всеобщее событие этого года – что нам, как мы и мечтали год назад (я в том числе, стоя здесь, говорил об этом), удалось преодолеть негативные тенденции в нашей экономике, и это немедленно повлияло на все наше общество», – заявил президент Беларуси.

В конце 2017 г. Лукашенко подписал указ «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год». Указ устанавливает ряд важнейших параметров, являющихся ключевыми показателями эффективности работы правительства и Национального банка. Согласно прогнозам, валовой внутренний продукт в 2018 г. вырастет на 3,5%, экспорт товаров и услуг – на 5,7%.

Как отметил президент республики, в 2018 г. белорусские граждане «должны сделать шаг вперед, подняться на ступеньку выше». «И тогда у нас через год будет о чем говорить, и у нас совершенно иное будет настроение», – заключил Лукашенко.

«Евразия.Эксперт» спросил экономистов из Беларуси о том, что является факторами риска для экономики страны в 2018 г., какие внешнеэкономические направления для Беларуси станут ключевыми, а также в каких сферах и регионах будут сосредоточены основные усилия «экономической дипломатии» Беларуси.

Комментирует к.э.н., доцент кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета Вера Ожигина:

Несмотря на восстановление белорусской экономики и наметившийся рост, двумя основными и взаимосвязанными внешними факторами риска в 2018 г. остаются высокая зависимость от цен на нефть и динамики российской экономики. Антироссийские санкции и неблагоприятные условия на мировых рынках способствовали частичному замещению западной продукции белорусскими товарами на российском рынке. В результате, эта зависимость вновь выросла – за 2015-2017 гг. доля России во внешнеторговом обороте Беларуси увеличилась с 48,5 до 51,3%. Но при благоприятном стечении обстоятельств эти факторы могут и не проявить себя в 2018 г.

Негативный внутренний фактор – характер денежно-кредитной политики и инфляция, способная свести на нет недавнее повышение зарплаты бюджетников. Ситуация осложняется проблемами в отраслевой и институциональной структуре экономики, старением населения. Неблагоприятны и фискально-налоговые риски предприятий – налоговая нагрузка, невозврат бюджетных займов, финансовые санкции.

Фактором риска является рост внешнего государственного долга. По данным Министерства финансов на 01 января 2017 г. он составил $13,6 млрд или 14% ВВП, на 01 декабря 2017 г. – уже $16,6 млрд или 17% ВВП. В 2018 г. ожидается получение очередных траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития.

Зависимость белорусской экономики от рынка СНГ, в первую очередь России, сохраняет в 2018 г. актуальность многовекторной внешнеэкономической политики. Помимо углубления экономического сотрудничества с традиционными партнерами в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, как и прежде, для Беларуси важна диверсификация внешнеэкономических связей.

Для этого Программой социально-экономического развития и Программой поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы определена цель обеспечения равного распределения экспорта белорусских товаров на рынках ЕАЭС – ЕС – стран «дальней дуги». Однако пока, несмотря на усилия экономической дипломатии и рост объемов экспорта, Беларусь удаляется от цели: в 2015 г. это соотношение составляло 41 – 32 – 27%, в январе-октябре 2017 г. – 56 – 22 – 22%.

Таким образом, в ближайшее время приоритетными направлениями, помимо СНГ и ЕС, являются страны и интеграционные объединения Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Америки. Это не противоречит и Общим направлениям международной деятельности ЕАЭС на 2018 г.

Экономические отношения с Россией в 2018 г. будут сосредоточены на реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы, обеспечения взаимного признания виз и равных прав граждан. В ЕАЭС ближайшие интересы Беларуси сосредоточены в устранении барьеров на общем рынке товаров (включая нефть и газ), услуг, капитала и труда, продвижении цифровой повестки и координации транспортной политики для реализации своих конкурентных преимуществ, улучшении не только количественной, но и качественной составляющей внешнеэкономической деятельности.

В СНГ усилия экономической дипломатии в 2018 г. будут направлены на совершенствование зоны свободной торговли, либерализацию рынка госзакупок и торговли услугами, расширение межрегионального сотрудничества. Важными сферами остаются диверсификация торговли товарами, рост экспорта услуг и прямых инвестиций в эти страны, создание совместных предприятий и реализация проектов. Помимо традиционных партнеров (Туркменистан, Молдова, Украина), в 2018 г. можно ожидать расширение сотрудничества с Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном.

Нормализация отношений с ЕС стала благоприятным фактором расширения возможностей «экономической дипломатии» в этих регионах. Активизация в 2017 г. парламентских и мидовских контактов с Германией, Бельгией, Великобританией, Португалией, Францией, открытие посольств со Швецией и Нидерландами вселяет надежду на углубление экономического сотрудничества с ними в 2018 г. Продвижение белорусских экономических интересов в ЕС сосредоточится в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества, привлечения инвестиций и технологий, развития транспорта и энергетики, миграции и связей с диаспорой, расширения финансирования со стороны Европейского инвестиционного банка и Европейского фонда устойчивого развития.

На «дальней дуге» ключевыми направлениями остаются Китай, Индия, Иордания, Иран, Вьетнам, Бразилия, Венесуэла, Куба, Турция, ОАЭ, ЮАР, Нигерия, Кения, Ангола, Зимбабве. Благодаря недавним усилиям дипломатов в 2018 г. ожидается активизация экономических отношений со странами АСЕАН, США, Канадой, Австралией, Южной Кореей, Египтом, Суданом, Пакистаном, Афганистаном, Бангладеш, Парагваем. Сферами продвижения экономических интересов здесь являются: освоение новых рынков, диверсификация торговли товарами и услугами, рост технологичности экспорта, участие в закупках, производственная кооперация и встраивание в цепочки, участие в выставках и деловых форумах, привлечение иностранных инвестиций, в перспективе – либерализация взаимной торговли и инвестиций на основе соглашений. Это будет способствовать достижению цели сбалансированности платежного баланса, поставленной указом О задачах социально-экономического развития в 2018 г. и Программой социально-экономического развития страны.

И, наконец, важнейшим задачей максимум для экономической дипломатии Беларуси 2018 г. остается приближение к цели вступления Беларуси в ВТО, что увеличит в перспективе шанс ЕАЭС как организации в получении статуса наблюдателя ВТО и развитии партнерства интеграций.


Комментирует к.э.н., доцент, заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Садовская:

На протяжении 2015-2016 гг. в Беларуси наблюдалась отрицательная динамика экономического роста. Экономическая ситуация улучшилась в первом полугодии 2017 г. Одним из главных факторов роста ВВП стало улучшение ситуации во внешней торговле: наращивание экспорта калийных удобрений, рост цен на товарно-сырьевом рынке и стабилизация экономик ближайших торговых партнеров.

Внешние условия определяются особенностями функционирования мировой экономики и темпами роста экономик стран – торговых партнеров Беларуси. Среди основных внешних рисков для развития экономики можно отметить ограничение экспортных возможностей на внешних рынках и снижение доступности к внешним капиталам. Такие ограничения могут стать следствием медленного восстановления экономик стран – основных торговых партнеров (в первую очередь, Российской Федерации), сохранения (появления новых) барьеров для экспорта белорусской продукции на рынках государств-членов ЕАЭС, усиления конкуренции на традиционных рынках со стороны иностранных производителей, неблагоприятной ценовой динамики на мировых товарных рынках, которая снижает эффективность белорусского экспорта.

Наряду с внешнеэкономическими условиями, развитие национальной экономики во многом будет зависеть от складывающихся внутренних условий. К внутренним рискам и угрозам развития белорусской экономики можно отнести вероятность ее конкурентного отставания в результате недостаточно эффективной модернизации, технологической отсталости национального производства и низкой производительности труда и угрозу сжатия внутреннего спроса вследствие необходимости осуществления значительных выплат по внешнему долгу за счет внутренних ресурсов при отсутствии внешних источников финансирования, а также вследствие излишне жесткой денежно-кредитной политики. Кроме того, угрозами являются нарастание макроэкономических дисбалансов в результате возможного превышения темпов роста заработной платы над производительностью труда и риск несвоевременности структурных и институциональных преобразований.

Ключевыми направлениями развития внешнеэкономической деятельности в 2018 г. для Беларуси будут обеспечение улучшения качественной структуры экспорта за счет наращивания экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, поиск новых партнеров и расширение взаимодействия с ведущими странами дальней дуги на всех континентах, а также снижение количества изъятий и ограничений во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС.

Наращивание высокотехнологичного экспорта – приоритет 2018 г. Реализация этого направления будет основана на дальнейшей модернизации действующих организаций с целью производства конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, имеющей выраженную экспортную ориентацию. Для завоевания регионального лидерства в сфере экспорта IT-услуг принят Декрет №8 «О развитии цифровой экономики», направленный на содействие развитию IT-сектора, что будет способствовать дальнейшему ускорению темпов роста экспорта компьютерных услуг.

Основной задачей в сфере экономической интеграции по-прежнему будет углубление многостороннего экономического сотрудничества с государствами-членами ЕАЭС и расширение экономических связей с третьими странами за счет использования потенциала Союза для продвижения интересов белорусских субъектов хозяйствования на внешнем рынке. Приоритеты развития экономической интеграции сохранятся за созданием равных условий для субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства и ЕАЭС, проведением согласованной политики в промышленной и аграрной сферах, исключением как прямых барьеров по доступу на рынок, так и других дискриминирующих мер.

Развитие промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС будет реализовываться путем углубления производственной кооперации, разработки общих мер поддержки совместно произведенной продукции, в том числе в целях допуска к государственным закупкам и программам субсидирования, а также использования потенциала общего рынка и стимулирования экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны.

Достижение указанных целей станет возможным за счет реализации ряда мероприятий. Заключение преференциальных соглашений с Израилем, Сербией и подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР будут способствовать диверсификации экспортных рынков в рамках ЕАЭС. Приоритетом в сфере научно-технического сотрудничества будет внедрение механизмов, содействующих повышению инновационного развития экономики страны: создание Евразийской сети трансфера технологий, Евразийского инжинирингового центра и его элементов (центров компетенций). Сотрудничество белорусских и российских регионов останется приоритетным направлением взаимодействия. Векторы интеграционного развития регионов Беларуси и России будут располагаться в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества.

Беседовала Юлия Рулёва

Коммуналка: 100-процентная оплата всего, кроме отопления и горячей воды

С 1 января услуги ЖКХ вновь подорожают. Причем за все коммунальные услуги, кроме отопления и горячего водоснабжения, мы будем платить по полной стоимости. То есть субсидируемые тарифы останутся лишь в двух строчках. И государство нас будет меньше упрекать за то, что мы платим только за часть услуг. Что это будут за тарифы? На момент сдачи номера в печать (25 декабря) они пока не были известны. Напомним, что предельные тарифы на коммуналку утверждаются Совмином. К слову, по 550-му указу президента раз в год, 1 января, тарифы на услуги ЖКХ повышаются на $5. Но не все одинаково! На 5 долларов должна вырасти жировка типичной семьи из трех человека, которые живут в двушке площадью 48 квадратных метров.

Пенсии будут повышать только один раз в год

По закону пенсии в Беларуси должны повышать не менее одного раза в год. Но в середине этого года депутаты заговорили о том, что в бюджет на следующий год уже заложены два повышения пенсий. Правда, в окончательной версии бюджета на 2018 год слова депутатов не подтвердились. Итак, в следующем году пенсии повысят один раз, но сразу на 12%. Правда, как пояснили те же депутаты, если экономика страны будет развиваться быстрее и лучше, то возможны еще повышения. Но минимум - повысить их один раз - точно будет соблюден.

В 2018-й шагнем с новой базовой величиной

Депутаты обещали, что с 1 января в Беларуси поменяется базовая величина - с 23 до 25 рублей. По крайней мере, об этом не раз говорила депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Ольга Политико. Однако 26 декабря стало известно, что базовая повысится до 24 рублей 50 копеек.

Собственно, базовая величина повышается традиционно раз в год и именно 1 января. Она влияет на президентские премии и стипендии, на единовременные пособия в связи с рождением ребенка, стипендии студентам, матпомощь безработным и т. д. То есть с увеличением базовой все эти выплаты тоже увеличатся.

От базовой величины также зависят штрафы. Соответственно, вырастут и они. Например, за переход в неположенном месте с 1 января 2017 года надо будет заплатить 24 рубля 50 копеек, а не 23 рубля. За проезд без билета в общественном транспорте штраф составит уже 12 руб. 25 коп., а не 11 руб. 50 коп.

Увеличатся также пошлины за женитьбу и развод. Так, чтобы пожениться, надо будет заплатить 24 руб. 50 коп. (вместо 23). Чтобы развестись в первый раз - 98 рублей, а во второй и последующие разы - 196 рублей.

Существенно подорожает и плата за допуск автомобилей к движению. Так, для авто массой от 1,5 до 2 тонн, надо будет заплатить 147 рублей вместо прежних 115. Напомним, депутаты предложили платить за допуск к движению автомобилей частями, то есть помесячно - правда, это пока предложение, а не закон. Возможно, он появится в следующем году.

Развиваем IT -технологии

Декрет о развитии цифровой экономики Александр Лукашенко подписал 22 декабря, и большая часть пунктов вступит в силу через три месяца. Президент, а также члены правительства не раз называли его революционным. Что же в нем такого революционного?

Во-первых, айтишникам продлевают льготы. Например, они будут платить подоходный налог в 9% (у всех остальных он 13%), а взносы в ФСЗН работодатель будет делать не с фактической зарплаты, а со средней по стране. Во-вторых, увеличивается количество видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты Парка высоких технологий, - туда вошло развитие киберспорта, обучение по программам, которые одобрены администрацией ПВТ, а также оборот криптовалют (это виртуальные деньги, которые можно добыть - читай, заработать - а также купить и обменять. Самая известная криптовалюта - биткоин, которая еще в начале года стоила $1000, а на 22 декабря уже $14 тысяч. - Ред.). Обычные граждане также могут добывать криптовалюту, менять ее, покупать и даже дарить и завещать, причем это не считается коммерческой деятельностью - со всеми вытекающими льготами по налогам.

Беларусь не будет больше покупать электричество в России

По словам министра энергетики Владимира Потупчика, с 2018 года Беларусь перестанет покупать электроэнергию в России . Причем политики тут нет никакой. Просто нам стало невыгодно закупать электричество у соседей. Ведь мы провели модернизацию белорусской энергосистемы и сократили себестоимость выработки электроэнергии в Беларуси. Соответственно, импортная нам просто не нужна. Напомним, что ранее чиновники говорили о том, что отказаться от импорта энергии мы сможем только с 2020 года. Но это не значит, что за электричество население будет меньше платить. Но бюджет точно сэкономит $300 миллионов в год.

В своем ежегодном послании парламенту и народу президент Беларуси заявил, что негативные тенденции последних лет вроде бы преодолели, по росту валового внутреннего продукта выходим из двухлетней рецессии, а полученные результаты превосходят то, на что были настроены годом ранее .

Фото из архива Александра Готовского

При этом 2 марта на совещании по подведению итогов прошлого года главой государства был задан правительству вопрос о том, что скрывается за средними цифрами. Было озвучено, что, по мнению некоторых должностных лиц, чуда пока не произошло — на улучшении ситуации в стране сказались подросшие цены на нефть и оживление спроса в России.

Эти заявления, задания по повышению средней заработной платы до тысячи рублей оставили много вопросов о факторах и устойчивости экономического роста Беларуси, а также неприятный осадок, еще больше усилившийся в свете последних событий с российским рублем.

Факторы внутренние или же внешние

Наибольший вклад в экономический рост Беларуси в 2017-м и первом квартале 2018 года был сделан промышленностью. Это 1,5 п.п. из 2,4% увеличения ВВП в 2017 году и 2,4 п.п. из 5,1% в первом квартале 2018-го.

Определить, внутренние или же внешние факторы являются основными в промышленном росте , с ходу не так-то и просто. Росли почти все секторы, потребляющие белорусскую промышленную продукцию, начиная с внутреннего розничного рынка и инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства и заканчивая экспортом (все показатели на рис. 1 приведены в сопоставимых ценах, включая физические объемы экспорта и импорта товаров).

По одному лишь кварталу 2018 года расчеты делать пока преждевременно, его количественные показатели являются следствием сложившихся ранее тенденций и низкой базы начала прошлого года. Поэтому смотрим внимательно на 2017-й, когда маховик промышленного и экономического роста только-только набирал обороты, и можно проследить, как они зарождались.

Начнем с экспорта . Его доля в объемах реализации промышленной продукции республики составила в 2016 году 51,7%, в 2017-м — уже 55,4%.

Но это лишь отгрузка экспортерами своей продукции на внешние рынки. А еще есть предприятия, поставляющие экспортерам сырье, материалы, комплектующие, топливо и энергию. У этих поставщиков есть свои поставщики, а у тех — свои и т.д. Увеличивается реализация на экспорт — оживляется вся производственная цепочка.

Всего, если разворачивать всю цепочку до конца, в объемах промышленного производства Беларуси порядка 64% приходилось на экспортеров и связанных с ними поставщиков. Не так уж и мало, нужно признать.

Из этой цифры и темпов увеличения экспорта в 2017 году (8% прироста в сопоставимых ценах) несложно посчитать влияние на промышленную динамику. Это 5,1 процентного пункта из 6,1% прироста промышленного производства в 2017 году.

Таким образом, основной импульс промышленному росту, без сомнения, был оказан внешним сектором. Реализация на экспорт обеспечила 83,6% (соотносим 5,1 п.п. с 6,1%) промышленного роста страны в 2017 году.

Аналогичные расчеты дают нам цифры по влиянию внутренних факторов .

Наибольшее воздействие было оказано внутренними инвестициями в основной капитал — 8,2%.

О заработной плате как об обеспечившем промышленный рост факторе говорить не приходится. Внутренний потребительский рынок рос вяло, и его вклад в промышленную динамику был небольшим. В части покупок отечественных продуктов питания — 4,9%, в части покупок отечественных непродовольственных товаров — 3,3%.

Российский или нероссийский рынок

Российский рынок и мировой рынок нефти и продуктов ее переработки — два столпа, на которых стоит белорусский экспорт. В 2017 году на них приходилось 67,6% товарного экспорта, а до последнего кризиса в 2013 году — и вовсе 77,6%.

Из-за такой высокой доли два этих рынка способны оказывать наиболее сильное влияние на динамику внешней торговли республики (не только положительное, но и отрицательное). Так оно и было в предыдущие годы.

Неудивительно, что наши аналитики не только внимательно следят за ситуацией с нефтяными ценами в России, но и автоматически связывают с ними любые сколь-либо значимые изменения в белорусской экономике.

Однако 2017 год стал в этом отношении исключением.

Физические объемы экспорта в 2017 году выросли на 8%. Это 1,9 млрд долларов в ценах 2016 года. Вклад в этот прирост российского рынка, исходя из рассчитанных «Белстатом» индексов, составил чуть более 0,5 млрд долларов. Основное влияние обеспечено рынком стран вне СНГ — 1,1 млрд долларов.

Из этих цифр несложно рассчитать влияние внешних рынков на прирост промпроизводства (рис. 3). Получается, что в 2017 году российский рынок обеспечил лишь около четверти промышленного роста Беларуси. Более значимым было влияние рынков стран вне СНГ.

Законный вопрос, почему основной для страны внешний рынок сбыта не стал основным драйвером промышленного роста?

Если очень тезисно, то российский рынок внес наибольший вклад в прирост экспорта продукции машиностроения, металлопроката и иных изделий из металла; шин, пластмасс и различных изделий из них; керамической плитки, отечественного легпрома и мебельной промышленности.

Но этот прирост был легко перекрыт другими рынками за счет калийных удобрений, достаточно высокой динамики сбыта продукции машиностроения на рынки остальных стран СНГ, продукции деревообработки, причем по таким позициям, как ДСП и ДВП, а не только продольно распиленная древесина и тара, как было раньше; широкой номенклатуры строительных материалов, начиная с цемента, изделий из бетона и заканчивая утеплителями.

И, конечно же, нельзя не упомянуть о продовольственной группе. Серьезно просели в тоннаже поставки в Россию молочных продуктов (на 7,5%), сырого мяса (на 9,7%), сахара (на 19,6%), мукомольно-крупяной продукции (в 1,5 раза), свежих фруктов (в 2 раза). Эти объемы были переориентированы на другие рынки, в первую очередь остальных стран СНГ.

А что с ценами?

С ценами гораздо более интригующая ситуация. Если прирост физобъемов экспорта обеспечил увеличение валютной выручки на 1,9 млрд долларов, то за счет повышения цен долларовый поток увеличился на 3,8 млрд долларов.

Однако как через экономику Беларуси прошли эти деньги? Если увеличение физобъемов отразилось в приличном приросте статистических показателей, то почему мы не заметили более значимого объема за счет цен?

Перераспределение через обменный курс белорусского рубля

Укрепление обменного курса белорусского рубля было небольшим (с 1,9876 руб. за доллар в 2016 году до 1,9324 руб. за доллар в 2017-ом), но экспортеры, переводя валютную выручку в белорусские рубли, не досчитались приличных денег. В эквиваленте это 0,8 млрд долларов.

Эти деньги не были учтены белорусской статистикой в показателях в белорусских рублях, но никуда не пропали. На соответствующую сумму подешевел импорт. Неявно через обменный курс произошло перераспределение от экспортеров к импортерам.

Изменение цен на сырьевые товары

Основной прирост валютной выручки от повышения цен был обеспечен по экспорту промежуточных товаров — 2,6 млрд долларов. А на оплату подорожавших импортных промежуточных товаров экономика потратила те же 2,6 млрд долл.

Одной рукой экономика заработала, другой рукой столько же потратила. Эти деньги мы увидели лишь в увеличении издержек и номинальных показателей. Реальные остались на прежнем уровне.

Этот инфляционный рост мы ощутили тоже не в полной мере.

Во-первых, благодаря укреплению обменного курса, который на 3% компенсировал удорожание импортного сырья и материалов, что и способствовало достижению исторически низких показателей по инфляции.

Во-вторых, большая часть этого удорожания произошла по ценам импортируемых энергоресурсов, так называемой 27-й товарной группы «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки» и в основном была переложена на экспортные цены.

Стоимость импорта по этой статье увеличилась на 2,3 млрд долларов, экспорта — на 2,1 млрд долларов. Это включая импорт российской сырой нефти, природного газа, с одной стороны, и экспорт собственной сырой нефти, нефтепродуктов, битумных смесей, с другой.

Соответственно, как бы кому ни хотелось, но тезис о прямых выгодах белорусской экономики от роста мировых цен на нефть по 2017 году не подтверждается.

Здесь мы не обсуждаем договоренности Беларуси и России об изменениях в распределении вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это больше вопросы балансировки государственного бюджета в условиях выплаты накопленных ранее долгов и поддержания золотовалютных резервов. Они не имеют прямого отношения к повышению мировых цен на нефть.

Изменение цен на готовые инвестиционные и потребительские товары

Стратегию Беларуси в 2017 году по торговле готовыми инвестиционными и потребительскими товарами можно сформулировать очень лаконично — свое продали подороже, себе на эти деньги купили по хорошим ценам и побольше.

Увеличение стоимости экспорта этих товаров (на 1,7 млрд долларов) было в основном обеспечено за счет цен (на 1 млрд долларов). А при покупке импорта лишь 0,2 млрд долларов было израсходовано на оплату удорожания и 1,7 млрд — на увеличение объемов.

Здесь нет никакого криминала. Просто больше всего в регионе дорожали продукты питания — традиционная наша экспортная позиция. На этом фоне даже проседание тоннажа в Россию осталось почти незамеченным (цены перекрыли падение объемов).

А закупала Беларусь в основном инвестиционные и непродовольственные потребительские товары. По ним конкуренция на мировом рынке более интенсивная и цены не так подвержены колебаниям.

Есть здесь и минусы. Рост импорта был спровоцирован не только повышением доходов, но и укреплением белорусского рубля. Импорт по многим позициям либо подешевел, либо имел минимальный рост цен на фоне продолжающейся внутренней инфляции.

Как следствие, прирост доходов белорусы тратили сперва на импорт. Его доля выросла в структуре потребительских расходов, а влияние розничного рынка на отечественное производство, как мы видели выше, было слабым.

А что в 2018-м?

Вся эта история с новой волной роста началась еще в 2016-м. Уже с начала года динамика сбыта на российский рынок демонстрировала увеличение реальных объемов.

Но одного лишь российского рынка оказалось недостаточно. Уверенный рост по экспорту в целом начался в третьем квартале после перелома тенденций на рынке вне СНГ.

Ситуация с ценами начала меняться чуть позже. К четвертому кварталу 2016 года российский рынок лишь остановил падение средних цен белорусского экспорта. И только в первом квартале 2017 года перелом тенденций на рынке вне СНГ вывел динамику в положительную плоскость.

Изменение ситуации с внешним спросом в III квартале 2016 года обеспечило положительные темпы в промышленности к IV кварталу (табл. 1).

В свою очередь, рост промышленного производства и положительные темпы внешнеторговых цен улучшили финансовое состояние предприятий. В I квартале 2017 года был зафиксирован резкий рост полученной предприятиями прибыли. И в этом же квартале реальная заработная плата после падения восстановила положительную динамику.

В следующем II квартале импульс перешел на внутренний рынок. На положительные темпы вышли розничный товарооборот и инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства. А спустя квартал (в III квартале 2017 года) — и сфера услуг в целом.

Таким образом, импульс от внешнего сектора через промышленность поэтапно распространился на всю экономику Беларуси и к I кварталу 2018 года был раскручен весь маховик экономического роста.

Собственно, этим объясняются наблюдаемые сейчас более высокие темпы в промышленности и экономике в целом. В 2017 году факторы внутреннего рынка действовали не весь год, подключались поэтапно. А в 2018 году уже все они работают в полной мере. В том числе строительство, которое по 2017 году в целом сохраняло отрицательное влияние.

И что дальше?

Экономика страны — это, как мы увидели, достаточно тяжелая инерционная машина. Ее сложно вытолкать из пропасти отрицательных темпов. Еще сложнее сделать так, чтобы она, покатившись и ускоряясь, не опрокинулась на ходу, двигалась в нужном направлении.

Передавишь с внутренними факторами — зарплатой, инвестициями — вылетишь в отрицательное внешнеторговое сальдо, рост внешнего долга и закончишь валютным кризисом образца 2011 года.


Стабильность — одна из главных целей экономической политики. Это базовое условие существования экономики, как и правила гигиены для каждого из нас. Здесь не может быть никаких сомнений, должна поддерживаться соответствующая культура. И знаний у нас уже хватает, чтобы это обеспечить, не только теоретических, но, к сожалению, и практических.

Однако у нас все время говорят только об этом. Понятно, обжегшись на молоке, дуют на воду. Складывается даже впечатление, что наши экономисты, как и военные, все время готовятся к «прошлой войне».

Но есть еще и вторая очень важная цель экономической политики — экономическое развитие как таковое. Тоже со своими рисками.

Не задействуешь весь потенциал экономического роста — отстанешь от соседей по темпам и качеству развития, по зарплате и станешь статистом в оттоке людей за рубеж и падении рождаемости в стране.

Сейчас не только Беларусь, но и весь мир выходит на новую волну промышленного и экономического роста. По итогам четвертого квартала 2017 года мировая обрабатывающая промышленность разогналась до 4,7% (по данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию).

Российская экономика пока запаздывает, но западные наши соседи демонстрируют хорошую динамику.

Промышленное производство в Литве выросло за 2017 год на 6,7%, в Польше — на 6,9%, в Латвии — на 8,5%.

В конце 2017-го Европейский союз обогнал среднемировые темпы (4,9%), чего не наблюдалось с первого квартала 2011 года.

Это, с одной стороны, стимулирование белорусской экономики, что прослеживается по росту экспорта промежуточных товаров. Но, с другой, новые вызовы для нас — усиление конкуренции за потребителя, за рабочую силу, что мы видим по активности наших граждан в поездках «на закупы», а в последнее время — и на работу в эти страны.

В нынешних обстоятельствах необходима новая дискуссия о путях нашего развития. Переход от тактики выживания к стратегии, ориентированной в будущее, в новое качество экономического роста.

Этот подробный рассказ о факторах, о рынках сбыта, о достаточно благоприятных для нас условиях был лишь для того, чтобы показать отличия сегодняшней ситуации, новые возможности и вызовы, расставить точки над нашим белорусским «i» и начать принципиальный разговор об экономическом развитии.

Приведенные выводы — лишь основные для начала широкой дискуссии. С более полным, ориентированным на специалистов описанием методики расчетов и полученных результатов можно будет ознакомиться во втором номере Белорусского экономического журнала.