Предельные значения дефицита федерального бюджета. Бюджетный дефицит и профицит как показатели состояния бюджета

Глава 14. Дефицит бюджета и источники его покрытия. Государственный и муниципальный долг

14.1. Дефицит бюджетаи источники его покрытия

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджетана часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансированиядефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходови не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать10 процентов объема доходов местного бюджетабез учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не могут превышать объемов доходов соответствующего бюджета. Следовательно, текущие расходы должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышениемдоходов над расходами

В 2003 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 2 трлн. 345,6 млрд. рублей и по доходам в сумме 2 трлн. 417,7 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами определено в сумме 72 млрд. 150 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозируется в сумме13 трлн. 50 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 10- 12 процентов. Превышение доходов над расходами в 2003 году планируется распределить следующим образом: 51,4 млрд. рублейнаправляется на погашение государственного долга и 20,7 млрд. рублей направляются на пополнение финансового резерва.

Финансовый резерв – это средства, аккумулируемые на погашение государственного долга в последующие годы.

На примере нашего условного субъекта РФ с численностью 800 тыс. человекпараметры бюджета примерно следующие: расходы определены в сумме 4 млрд. 643 млн. рублей, а доходы в сумме 4 млрд. 418 млн. рублей. Дефицит утвержден 224,7 млн. рублей, что составляет 15 процентов доходов бюджета без учета помощи из федерального бюджета, или 4,8 процента к общим расходам бюджета.

На примере муниципального образования рассмотрим порядок определенияпараметров возможных расходов. Собственные доходы муниципального образования – города с численность населения порядка 100 тыс. жителей составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного кодекса дефицит не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит 32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов других уровней определена в сумме 100 млн. рублей. Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:

Расх. = Дох. собст. + Дох. фин. пом. + Деф. =320+100+32= 452 млн. рублей.

Если объем планируемых расходов будет превышать определеннуювыше сумму местномусамоуправлению придется или сократить расходы по каким-то статьям или изыскать на муниципальном уровне дополнительные доходы.

Выше уже отмечалось, что еслибюджет принимается с дефицитом, в документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его финансирования.

Для федерального бюджета определены две группыисточников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

Государственныезаймы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах:

Кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

Изменения остатков средств насчетах по учету средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

Изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаютсяот источников, определенных для субъекта РФ:

Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;

Поступления от продажи муниципального имущества;

Изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, которыйпо мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.


Советы Эксперта - Консультанта по финансовым вопросам

Фото по теме


Бюджет – это все доходы, все денежные средства, существующие в том или ином сообществе, а также его расходы на его функционирование. Неважно, какое сообщество имеется в виду. Законы расчета бюджета приблизительно одинаковы. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути.

Краткое пошаговое руководство

Итак, рассмотрим действия, которые необходимо предпринять.

Статьи Доходов И Расходов Бюджета отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы


Шаг - 1
Итак, для того чтобы рассчитать бюджет, необходимо составить план, в который войдут статьи бюджета, т е. те виды дохода, которые приходят в сообщество и статьи расхода этого бюджета. Статьи дохода бюджета в каждом сообщества свои. В семейном бюджете они складываются из заработной платы обоих родителей, пенсионных и детских пособий и иных видов дохода (доход от сдачи внаем жилплощади, доход от продажи продуктов собственного производства или предметов быта и т.д.). Если дело касается определенного предприятия, то доходы в его бюджет складываются из доходов от деятельности предприятия, продажи продуктов производства, доходов от продажи акций предприятия и др. Доходная часть государственного бюджета более сложна, его рассчитывают Министерство финансов и бюджетные государственные учреждения, налоговые инспекции, фонды и др. Государственные доходы формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Циклический Дефицит Бюджета дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.


Шаг - 2
Превышение дохода бюджета над его расходом называется профицит. Превышение расхода бюджета над доходом – дефицит. Как уже говорилось, чтобы рассчитать дефицит бюджета необходимо составить бюджетный план. Например, чтобы рассчитать бюджет семьи, возьмите блокнот и занесите в него все ожидаемые доходы за месяц – заработную плату, свою и своей половинки, детские пособия (если имеются) и др. Сложите эти суммы. Именно эта запись будет статьей дохода вашего бюджета. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 3
Статьей расхода вашего бюджета являются: оплата за коммунальные услуги, расходы на питание, одежду, оплата различных учебных курсов, оплата кредита, налоговые платежи, оплата детского сада и др. Сложите эти суммы. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 4
Сравните полученные суммы. Если сумма дохода превышает сумму расхода, то в вашем бюджете профицит. И это хорошо - значит вы сможете отложить определенную сумму на отпуск или для приобретения какого-нибудь предмета обстановки или автомобиля. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 5
Но если сумма расхода вашего бюджета превышает сумму его дохода, значит у вас дефицит бюджета, и вы живете не по средствам. Необходимо либо увеличить доходы (поменять работу на более высокооплачиваемую, найти дополнительную работу и др.), либо сократить расходы (покупать менее дорогую одежду, пищу и т.д.). Сумма превышения расходов бюджета над его доходами будет являться суммой дефицита бюджета.
Надеемся ответ на вопрос - Как рассчитать дефицит бюджета - содержал полезные для Вас сведения. Удачи Вам!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Большое значение для выполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними функций и полномочий имеет сбалансированность бюджета. Соответствие доходов и расходов бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы РФ.

В Бюджетном кодексе РФ определен такой результат сбалансированности местного бюджета, как дефицит. Дефицит бюджета муниципального образования представляет собой превышение расходов местного бюджета над его доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в котором доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из фонда компенсаций) в течение двух из последних трех отчетных периодов превышала 70% величины собственных доходов, не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Анализ сбалансированности бюджетов городов, районов и поселений в большинстве субъектов РФ свидетельствует о том, что более трети из них являются дефицитными, если не учитывать объем финансовой помощи, предоставляемой из вышестоящего бюджета на достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности в виде дотаций.

При принятии бюджета с дефицитом определяются источники его финансирования. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита на местном уровне. Бюджетным законодательством РФ предусмотрено использование муниципальным образованием для финансирования своего бюджетного дефицита только внутренних источников, средства от реализации которых поступают в валюте РФ.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, указанных в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

В составе иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, как правило, учитываются поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета; объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ и др.

Особенностями финансирования дефицита местных бюджетов в Российской Федерации являются, во-первых, ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам, во-вторых, отсутствие у них ресурсов от реализации валютных ценностей.

Преобладающим источником финансирования дефицита местных бюджетов остаются бюджетные и банковские кредиты. Это объясняется простотой их привлечения по сравнению с выпуском муниципальных ценных бумаг, низкой инвестиционной привлекательностью большинства муниципальных образований (преимущественно районов и городских и сельских поселений) и неразвитостью рынка ценных бумаг в муниципальных образованиях. Однако в крупных городских округах с развитой рыночной инфраструктурой, значительными поступлениями в бюджет от градообразующих предприятий и наличием привлекательных инвестиционных проектов муниципальные органы управления в качестве источника покрытия дефицита местного бюджета могут использовать выпуск муниципальных облигаций. Использование муниципальных ценных бумаг как источника финансирования дефицита местного бюджета имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

Формирование источников финансирования дефицита местных бюджетов приводит к возникновению системы экономических отношений между органами местного самоуправления и другими субъектами внутреннего права. В процессе их реализации в местные бюджеты привлекаются дополнительные источники, за счет которых происходит финансирование утвержденных расходных обязательств. Эта система отношений определяется как муниципальные заимствования. Под муниципальными заимствованиями понимается совокупность долговых займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, а также кредитов, привлекаемых в бюджет муниципального образования из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций.

Использование различных инструментов заемного финансирования ведет к образованию муниципального долга. Под ним понимается вся совокупность долговых обязательств муниципального образования, возникающих в результате муниципальных заимствований. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям); обязательствам, возникшим в результате реструктуризации и пролонгации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет.

Таким образом, формы муниципального долга отличаются от форм муниципальных заимствований на сумму выданных органом местного самоуправления гарантий по обязательствам третьих лиц.

В объем муниципального долга включаются только номинальная сумма долговых обязательств по выпущенным муниципальным бумагам, привлеченным кредитам и выданным муниципальным гарантиям без учета накопленных по ним процентов.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год и более, но менее пяти лет) и долгосрочными (пять лет и свыше, но не более 10 лет). Органы местного самоуправления могут использовать все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Основным законом, регулирующим долговую политику муниципальных образований Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетному кодексу, определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом относится к компетенции федеральных органов власти. В соответствии с этим федеральное законодательство уже наложило некоторые ограничения на параметры долговой политики муниципальных образований. Так, начиная с 2001 г. внешние заимствования недоступны для муниципальных образований, не успевших к моменту вступления закона в силу выйти на международный финансовый рынок. Помимо запрета на внешние заимствования, Бюджетный кодекс содержит некоторые количественные ограничения на параметры долговой политики субъектов Федерации и муниципальных образований.

Бюджетный кодекс устанавливает несколько ограничений долговой политики местных администраций: предельный объем муниципального долга, который не должен превышать объема собственных доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; предельный объем кредитов и облигационных займов, которые могут быть привлечены в течение года сверх объемов выплат основной суммы по уже имеющейся задолженности, - в сумме, не превышающей предельного размера бюджетного дефицита местного бюджета; предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% совокупного объема расходов местного бюджета, за исключением расходов, осуществляющихся за счет субвенций.

Верхний предел муниципального долга муниципального образования устанавливается представительным органом управления муниципального образования на очередной финансовый год в соответствующем законе о бюджете муниципального образования.

К основным факторам, влияющим на дефицит бюджета муниципального образования, его величину и динамику, относятся обеспеченность бюджета муниципального образования собственными доходами; уровень доходного потенциала муниципального образования (налогового и неналогового); размер кредиторской задолженности по основным социальным статьям (заработной плате и детским пособиям); структура расходов бюджета муниципального образования; степень привлечения средств на возвратной основе для финансирования текущих расходов местных бюджетов и бюджетного дефицита; развитие и эффективность рынка муниципальных долговых обязательств; зависимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.

Эффективная муниципальная политика привлечения заемных средств должна строиться на следующих основных принципах.

Во-первых, органы власти муниципальных образований должны иметь формализованную стратегию развития муниципального образования на среднесрочную (3 - 5 лет) и долгосрочную (5 - 10 лет) перспективу. При этом выполнимость разработанной стратегии должна быть обеспечена ресурсами, в том числе инвестиционными.

Во-вторых, инвестиционная стратегия должна быть органично увязана со стратегией развития муниципального образования. При ее формировании необходимо учитывать угрозы (риски) и варианты их нейтрализации. Предпочтение целесообразно отдавать не прямому заимствованию, а созданию условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и стимулирующих привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты. Это является одним из основных путей высвобождения бюджетных средств для последующего их использования на социальные инвестиционные потребности.

В-третьих, займы должны представлять собой целостное звено финансовой системы муниципального образования. Органы власти муниципального образования должны иметь подсистему управления, координирующую процесс привлечения и эффективного использования заемных средств. Важнейшей функцией этой подсистемы является оптимизация портфеля заемных средств. Это достигается поддержанием оптимального баланса между кратко-, средне- и долгосрочными заемными инструментами, обеспечением ликвидности и ритмичности погашения заемных обязательств. Параметры долга, инвестиционных планов и обязательств должны выступать в качестве составных частей среднесрочного финансового плана, в котором должны быть отражены прогнозный объем доходов, расходов, стоимость обслуживания долга.

В-четвертых, привлечение заемных ресурсов должно осуществляться в целях финансирования экономически значимых муниципальных инвестиционных программ и проектов, реализация которых в кратко- или среднесрочной перспективе приведет либо к значительному снижению базовых бюджетных расходов, либо к созданию предпосылок для увеличения доходов бюджета муниципального образования.

Инструкция

Итак, для того чтобы рассчитать бюджет, необходимо составить план, в который войдут статьи бюджета, т е. те виды дохода, которые приходят в сообщество и статьи расхода этого бюджета. Статьи дохода бюджета в каждом сообщества свои. В семейном бюджете они складываются из заработной платы обоих родителей, пенсионных и и иных видов дохода (доход от сдачи внаем жилплощади, доход от продажи собственного производства или предметов быта и т.д.). Если дело касается определенного предприятия, то доходы в его бюджет складываются из доходов от деятельности предприятия, продажи продуктов производства, доходов от продажи и др. Доходная часть государственного бюджета более сложна, его рассчитывают Министерство и бюджетные государственные учреждения, налоговые инспекции, фонды и др. Государственные доходы формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений.

Превышение дохода бюджета над его расходом называется . Превышение расхода бюджета над доходом – дефицит. Как уже говорилось, чтобы рассчитать дефицит бюджета необходимо составить план. Например, чтобы рассчитать бюджет семьи, возьмите блокнот и занесите в него все ожидаемые доходы за месяц – заработную плату, свою и своей половинки, пособия (если имеются) и др. Сложите эти суммы. Именно эта запись будет статьей дохода вашего бюджета.

Сравните полученные суммы. Если сумма дохода превышает сумму расхода, то в вашем бюджете профицит. И это хорошо - вы сможете отложить определенную сумму на отпуск или для приобретения какого-нибудь предмета обстановки или автомобиля.

Но если сумма расхода вашего бюджета превышает сумму его дохода, значит у вас дефицит бюджета, и вы живете не по средствам. Необходимо либо увеличить доходы ( работу на более высокооплачиваемую, найти дополнительную работу и др.), либо сократить расходы (покупать менее дорогую одежду, пищу и т.д.). Сумма превышения расходов бюджета над его доходами будет являться суммой дефицита бюджета.

Бюджет, будь то семейный, государственный или корпоративный, был и остаётся основным перечнем всех затрат и доходов за отчётный период. Займёмся его расчётом.

Инструкция

Бюджет - крайне важный и определяющий .

В нём учитывается буквально всё, что касается финансовых потоков, причём как входящих, так и исходящих.

Обычно он составляется на год. Не будем обращаться к конкретике: бюджет ли это , или чего-то ещё - структура существенно не меняется.

Итак, основное соотношение, заложенное в бюджете: доходы/расходы.
Внимательно и серьёзно подумайте, какие гарантированные расходы вам предстоит покрывать (квартплата, арендная плата, и т.д.), какие ожидаются доходы (проценты, прибыль, инвестиции и т.д.).

Прикиньте, стоит ли и сможете ли вы выделить средства на развитие, что может потребовать ремонта или замены в ближайшее время.

Также было бы очень полезно предусмотреть возможные резервные суммы, которые пригодятся в случае форс-мажорных обстоятельств.

Оцените экономическую ситуацию, прогнозы по инфляции, биржам и прочее. Нельзя забывать, что расчёт с учётом этих коэффициентов индексации в течение следующего года, а не использовать данные текущего периода, потому что всё меняется. Исходя из этого, сделать вывод, что бюджет - это хоть и вычислительный документ, но он имеет солидную долю прогноза по своей сути. Поэтому вполне возможно, что в нём произойдут корректировки, и к следующему отчётному периоду вы сможете сравнить свои выкладки с реальностью и применить полученный опыт к составлению плана.

В итоге у вас может получиться дефицитный или профицитный бюджет - грубо говоря, будете ли вы в плюсе или в минусе по итогам года. Не всегда бывает так, что если у вас дефицит, то это однозначно плохо. Возможно, он обусловлен вложениями, которые могут принести значительную прибыль в будущем, за рамками рассматриваемого периода. Тоже самое касается и профицитного бюджета: да, у вас остаются, но подумайте: не стоит ли найти им применения, особенно если у вас в расчётах уже предусмотрена резервная .

Видео по теме

Источники:

  • как рассчитать семейный бюджет

Сейчас модно иметь акции . Большинство людей давно приобрели акции случайно, работая на предприятии. Во время приватизации каждый работник получил свою долю ценных бумаг. Частенько акции достаются по завещанию от родственников.

Вам понадобится

  • Акции, калькулятор, лист бумаги

Инструкция

Акции дают право голоса на собраниях акционеров. Чем больше , тем больше возможностей есть у акционера. Например, имея 2% , можно выдвигать своего кандидата на должность управляющего, вносить свои предложения на собраниях акционеров. Имея 25% акций, можно отменить решение совета директоров. Владельцу 50% плюс 1 акция дает возможность контролировать все решения совета директоров. А владелец 1% имеет право знать весь список акционеров для того, чтобы скупать акции компании.

Курс акций бывает нескольких видов: средний курс, курс на начало и конец биржевых торгов, курс покупателей и продавцов. Фондовые публикуют официально акций в своих бюллетенях, указывая в обязательном порядке: выплаченные дивиденды за последний год , самый высокий и самый низкий курс за последнее время, соотношение к курсу, изменение в течение дня, объем продаж. Для расчетов курса ценных бумаг, выпускаемыми банками, акционерными обществами и компаниями понадобятся такие данные: сумма дивидендов, рыночная стоимость и процент.

Организация бюджета и его ведение
Для начала систематизируй расходы и доходы. Заведи , блокнот или таблицу в Excel и записывай туда все данные. Можно еще скачать шаблоны для Excel или программы, специально разработанные для работы с семейным бюджетом. Записывай все поступления, зарплаты, родителей, проценты по вкладам… Нужно точно знать, на что можно рассчитывать.
Потом запиши виды расходов:
обязательные платежи ( , коммунальные услуги, телевидение – все, за что надо платить обязательно);
периодические платежи (плата за детсад, фитнесс-клуб, мобильник, процентов по кредиту – все, за что надо платить каждый месяц);
еда;
бытовая химия (стиральный порошок, мыло);
внешний вид (обувь, одежда, парикмахерская, косметика);
путешествия, отдых, развлечения;
обучение (университет, тренинги, семинары);
ребенок (карманные деньги, школьные принадлежности);
домашние животные;
транспорт.
Названия роли не играют. В идеале, на каждый пункт завести конверт, куда складывать деньги, нужные для этого вида расходов, вперед. Так можно обеспечить самые главные направления и избежишь лишних трат.

Какой бюджет идеален?
Исследования ученых определяют средние цифры:
50-60% – платежи и вещи, необходимые для жизни;
20-30% – путешествия, развлечения, отдых;
10-20% – сбережения (резерв, накопления, пенсионные фонды). Контроль расходов
Старайся записать все расходы, и ты удивишься, о скольких тратах ты уже забыла! И главное – большая часть их не являлась необходимой!
Зачем куплен пирожок по домой? Ужин и так через полчаса. Пошла в магазин за молоком, а купила кофе и соль, хотя планировала ехать супермаркет, где все дешевле… Встретилась с подружкой на улице, зашли поболтать в кафе, заказали пирожное, а в итоге кошелек сильно похудел…
Ты нервничаешь, ругаешь себя за ненужные расходы, а их можно было не совершать, если знаешь, сколько и куда тебе надо платить. Избежать мотовства
Кредитные очень удобны, но искушают потратить больше. Если тебе известно о собственной склонности к мотовству, кредитку с собой не бери. Положи столько, сколько собираешься истратить.

Видео по теме

Полезный совет

Составляя семейный бюджет и определяя основные статьи расходов, в глазах рябит от всех цифр, которые надо учесть. Становится лень ежедневно записывать расходы семьи.
Не горюй! Самая трудная работа по составлению основы бюджета производится один раз. Потом нужно будет лишь дополнять и изменять ее. Привычка укоренится в течение трех недель. А «свободные» деньги на развлечения и отдых, рост резерва будут еще больше стимулировать тебя на продуманное расходование семейных средств!

Связанная статья

Источники:

  • составляем семейный бюджет в 2019

Одним из основным аспектов удачной деятельности предприятия является грамотно составленный бюджет, под ним подразумевается годовой финансовый план организации. В данном плане делается прогнозируемый отчет о прибылях и убытках предприятия, а также предполагаемый балансовый отчет и кассовый план.

Вам понадобится

  • -операционные бюджеты, составленные на основе показателей прошлого года;
  • - план расходов, доходов;
  • - движение денежных средств и прогнозный баланс.

Инструкция

Бюджет необходим для планирования и контроля развития и деятельности предприятия. На начальной стадии действия он является планом, а в конце года средством контроля, с помощью которого руководство определяет эффективность работы.

Условно его делят на две категории: текущий и финансовый. В текущем нужно отразить план сбыта (он считается основной точкой для подготовки ), производственный план, смету прямых затрат , оплату труда, общезаводских накладных расходов и торговых и . В этом также следует предусмотреть прогнозированный отчет о прибылях и убытках предприятия. В финансовом разрабатывается кассовый план и прогнозируемый балансовый отчет.

При его подготовке необходимо иметь продаж, ожидаемый объем производства, расчеты производственных затрат и эксплуатационных расходов, движение денежных потоков. Для составления бюджета могут использоваться два основных подхода – приростной и подход без приращений.

Часто многие предприятия ограничиваются только бюджетом доходов и расходов. Однако для лучшего планирования желательно иметь все три формы. Эти формы заполняются на основании операционных бюджетов (производств, продаж и т. п). Утверждается он руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Источники:

  • бюджет как составить

Государство, как любой хозяйствующий субъект, ежегодно принимает бюджет, который включает доходную и расходную часть. В соответствии с классификацией доходов и расходов, в них предусматриваются поступление денежных средств в государственную казну, расходы на содержание государственного аппарата и исполнение обязательств государства. В том случае, если доходная часть бюджета превышает расходную, говорят о профиците бюджета .

Централизация денежных ресурсов в руках власти, как расчеты экономистов, отрицательно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов. При этом отвлекаются средства, которые могли быть использованы для модернизации производства, перехода на новые технологии, приобретение оборудования. Поэтому профицит бюджета не является плановой величиной, предусматриваемая при его составлении. Законодательство многих стран мира прямо запрещает это .Законодательство Российской Федерации предусматривает, что бюджеты любого уровня: федеральный, краевой или областной и местный составляются и утверждаются без бюджетного профицита. Если в процессе составления бюджета выявляется профицит, то бюджетные комиссии обязаны на эту сумму уменьшить поступления в доходную часть от продажи государственной собственности, реализации иных федеральных запасов и резервов. Для устранения профицита увеличиваются расходы в виде дотаций бюджета м других уровней и суммы, поступающие на погашение государственного долга.Если вышеперечисленные меры по устранению профицита бюджета будут признаны нецелесообразными, то, обычно, вводятся соответствующие изменения в налоговое законодательство и ставки на налоги снижаются.Профицит не будет однозначно положительным явлением и в том случае, если он образуется в ходе исполнения бюджета в течение года. Его можно признать положительным только тогда, когда предусмотренные расходные обязательства выполняются на 100%. В этом случае, средства могут быть направлены для создания денежного резерва и на покрытие перспективных расходов, которые планируется произвести в следующем году. В том случае, когда профицит бюджета возник из-за недофинансирования, выгодно сложившейся конъюнктуры рынка, то

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

    Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие отСтабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Цели управления

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Структура управления

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.