Основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов и расходов.

Для осуществления своих функций государству требуются соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, т.е. государственными доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, распоряжаются ими соот-ветствующие органы государственной власти. Помимо этого, собственными доходами располагают города и районы, а также входящие в них административно-территориальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.

В процессе формирования доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различ-ных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, вне-бюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством, основанным на конституционных нормах. К числу актов общего значения относятся Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., устанавливающий основные положения относительно главных источников бюджетных доходов - налоговых платежей.

Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определяются в Законе РФ «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г., устанавливающем основные положения относительно главных источников бюджетных доходов - налоговых платежей.

Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определяются в Законе РФ «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г., других зако-нодательных актах. Наряду с этим в Российской Федерации принят пакет законодательных актов о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных и местным доходов.

В соответствии с законодательством систему государственных и местных доходов РФ можно оценивать как единую. И выражается это в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов.

Представляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по разным группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и мест-ных доходов.

Классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяются поступления:

От государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства; аналогичной является группа доходов от муниципального хозяйства;

От предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

От совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;

От личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

Федеральные;

Доходы субъектов Федерации;

Местные доходы.

Неналоговые платежи и поступления могут быть обязательными и добровольными. Обязательные неналоговые платежи в основном взимаются в связи с предоставлением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, или права на занятие определенной деятельностью (пошлины и сборы), иные из них носят штрафной характер.

Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и проч. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.

С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью районов, городов и входящих в них административно-территориальных единиц с соответствующим правовым режимом.

К финансовым ресурсам государства и административно-территориальных единиц, не являющихся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от кредитов, выданных Центральным банком РФ или другими банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов.

В соответствии с порядком образования и использования государственных и муниципальных доходов их можно разделить на такие две группы, как централизованные и децентрализованные доходы.

Децентрализованные государственные доходы - это доходы государственных предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий.

К централизованным доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения, что позволяет направлять их на наиболее важные в соответствующий период времени потребности общества для финансирования намеченных программ.

Понятие государственные доходы может рассматриваться в широком смысле слова, включая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

Возможно использование этого понятия и в узком смысле - как доходы, входящие в государственную казну, т.е. подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.

Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.

Государственные расходы - это затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование.

Значительная часть расходов государства фиксируется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации, а также в финансовых планах и сметах министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Вторым участником правоотношений при бюджетном финансировании является кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования. Кредитное учре-ждение принимает участие в кассовом исполнении бюджета и контроле за соблюдением финансовой дисциплины.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов - руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим рас-порядителям.

Финансовые отношения в области расходов бюджета могут выступать только как правоотношения. Они неотделимы от реальных фактических обстоятельств - использования денежных средств на покрытие расходов, связанных с функционированием того или иного органа государства.

Правоотношение в области расходов государства характеризуется неравенством сторон. Орган государства, представляющий его интересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отношения в области бюджетных расходов, применяет к органу, получающему бюджетные ассигнования, метод властного воздействия. Государство в одностороннем порядке устанавливает виды расходов, финансируемых из бюджета, централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Централизованные государственные расходы осуществляются также за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.

Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям хозяйства, финансирует социально-культурные мероприятия и науку, оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов государства составляет систему его расходов.

Поскольку расходы государства опосредствуют его функционирование, а основная часть их покрывается за счет бюджетных средств, система расходов государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государства) прямо зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.

Расходы государственного бюджета являются объективной экономической категорией и имеют двойственный характер. С одной стороны, это затраты государства на финансирование отраслей хозяйства, а с другой - это доходы предприятий, учреждений и организаций, за счет которых они образуют целевые денежные фонды, необходимые для их функционирования. Средства, выделяемые из бюджета на социально-культурные мероприятия, государственное управление и оборону страны, обслуживают государство экономически. Государство как собственник бюджетных средств на основе действующих нормативных актов выделяет денежные средства.

Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их расходами.

Юридический механизм воздействия на государственные расходы представляет собой практическое применение предписаний финансово-правовых норм, устанавливающих порядок нормирования затрат государства на конкретные мероприятия, определения их ежегодных объемов и отпуска бюджетных средств на их покрытие, правовые формы, в которые облекаются при этом действия органов государственной власти и государственного управления.

Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет при-

были предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Расходы государственного бюджета - это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении; максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; соблюдения режима экономии - системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного резуль-тата, связанного с сокращением расходов, но главным образом - с наиболее целесообразным использованием денежных средств; осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

В условиях структурной перестройки народного хозяйства в практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности.

(практические занятия - 1:00 (коллоквиум), самостоятельная работа - 2:00)

План

1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

2. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов

Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

Условием достижения целей и выполнения задач, стоящих перед государством, и реализации ею своих функций является наличие соответствующих финансовых средств. Формирование этих финансовых средств выражается через такую категорию, как государственные доходы.

Государственные доходы - это часть внутреннего валового продукта, поступающего в виде различных денежных платежей и поступлений в собственность государства, компетентные государственные органы направляют на обеспечение целей и задач, стоящих перед государством.

Муниципальные доходы являются частью внутреннего валового продукта, поступающего в виде платежей и поступлений в местные бюджеты и служит для решения различных вопросов, стоящих перед органами местного самоуправления.

В формировании государственных доходов участвуют все звенья финансовой системы страны. В результате этой целенаправленной деятельности государство формирует денежные фонды (государственный и местный бюджеты, централизованные внебюджетные целевые фонды). Образование этих фондов происходит по разным направлениям. Это средства государства, поступления от юридических и физических лиц, средства общественных организаций.

Государственные и муниципальные доходы - достаточно разносторонняя и одновременно единственная система. Классификация государственных и муниципальных доходов осуществляется по различным признакам:

1) по методу образования: обязательные; добровольные (например, средства, полученные от проведения лотерей или выпуска акций);

2) в порядке образования: централизованные (сосредотачиваются на уровне государственного бюджета); децентрализованные (аккумулируются на уровне государственных предприятий, организаций или учреждений);

3) по юридической форме: налоговые (налоги и сборы налогового характера: сборы, пошлины и платы - эти платежи составляют основу доходов государства и органов местного самоуправления); неналоговые (например, штрафы, средства, поступающие от реализации государственной собственности);

4) по территориальному уровню: общегосударственные; местные;

5) по источнику образований от государственного или муниципального хозяйства; от юридических лиц, основанных на негосударственной собственности; от общественных организаций; от физических лиц.

В Бюджетном кодексе (ст. 8) выделены следующие составные части доходов бюджета: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Общественные отношения в сфере формирования государственных и муниципальных доходов выступают в правовой форме. Анализ действующего налогового законодательства дает основания для вывода, что правовые нормы, которыми регулируются вопросы формирования государством денежных фондов, преимущественно рассредоточены, разбросанные между такими подотраслям финансового права, как бюджетное и налоговое. Так, ст. 2 Бюджетного кодекса Украины определяет доходы бюджета как налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, осуществление которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты).

Понятие и виды государственных и муниципальных расходов

Формирование государственных (муниципальных) доходов и использования их для обеспечения государственных (местных) потребностей являются взаимосвязанными процессами, а соответственно государственные (муниципальные) доходы и государственные (местные) расходы - взаимозависимыми категориями. Объем расходов напрямую зависит от объема доходов. В случае их несоответствия неизбежно возникают негативные последствия (бюджетный дефицит, инфляция, введение дополнительных налоговых рычагов, финансовый кризис). Поэтому, планируя расходы, государственные органы и органы местного самоуправления обязательно предусматривают возможности их покрытия за счет предполагаемых доходов.

Государственные расходы являются одной из сторон финансовой деятельности государства. Так же, как и мобилизация государственных доходов, этот процесс бесперебойно, непрерывно.

Государственные расходы - это плановая деятельность органов государства и местного самоуправления по целевому использованию публичных средств. При этом в составе государственных расходов выделяют расходы бюджетов. Это обусловлено как значением стройной бюджетной системы в жизни государства, его ролью и местом в системе централизованных фондов, так и абсолютными величинами аккумулированных бюджетами средств. Вполне естественно, что из-за этого в значительной роль бюджетного права в регулировании вопросов государственных и местных расходов.

Государственные расходы классифицируют по:

1) формой собственности: государственные; муниципальные;

2) по характеру участия в общественном производстве: основные средства; оборотные средства; резервы;

3) источником получения и использования: централизованные (финансируются из государственного и местного бюджетов и государственных внебюджетных целевых фондов); децентрализованные (финансируются государственными или муниципальными предприятиями за счет собственных средств, остающихся в их распоряжении)

4) целевому назначению: заработная плата; хозяйственные расходы; расходы на текущий ремонт и т. д.;

5) ролью в общественном производстве: на развитие материального производства; на нематериальную сферу;

Особый интерес представляет классификация расходов по функциональному признаку. Средства при этом направляются на выполнение функций государства. В частности, различают расходы на:

Экономику государства (с выделения ее отраслей: строительство, промышленность, связь и и др.);

Национальную оборону;

Социально-культурную сферу;

Науку и образование;

Государственное управление и местное самоуправление;

Правоохранительную систему;

Судебную систему;

Здравоохранение;

Предотвращение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

Обслуживание государственного долга;

Международную деятельность и тому подобное.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования - бесплатное и бесповоротное выделения средств из государственных или муниципальных финансовых фондов на удовлетворение публичных нужд.

Финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты. В то же время порядок финансирования зависит, например, от целевого назначения средств, субъектов, которые получают или источников финансирования. Финансирование также деятельностью, имеет плановый характер, поэтому различают краткосрочное финансирование, среднесрочное, долгосрочное и годовое.

Общественные отношения в сфере государственных и местных расходов подробно регулируются правовыми нормами. Финансово-правовые нормы, регламентирующие государственные и муниципальные расходы, сгруппированные в соответствующие финансово-правовые институты, в свою очередь, образуют такой раздел Особенной части финансового права, как "Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов".

Контрольные вопросы

1. Дайте определение государственных доходов.

2. Каковы соотношения государственных доходов и доходов государственного бюджета?

3. Понятие государственных расходов.

4. Какие виды государственных и муниципальных расходов?

Нормативные акты и литература

Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г.. // СЗ

Украина. - 2001. - №37-38. - Ст. 189. О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и

государственными целевыми фондами: Закон Украины от 21.12.2000. // Там

же. - 2001. - № 10. - Ст. 44. О системе налогообложения: Закон Украины от 25.06.1991 г.. (В ред.. от

18.02.1997 г..) // Там же. - 1997. -№16. - Ст. 119. Финансовое право Украины: Учебник / Г. В. Бех, А. Дима, И. Е. Криницкий; Под ред. М. П. Кучерявенко. К.: Одиссей, 2004. - 320 с. Научно-практический комментарий Бюджетного кодекса Украины / Г. В. Бех,

Л. К. Воронова, Н. П. Кучерявенко и др.; Под общ. ред. д. ю. н., проф.

Н. П. Кучерявенко. - Харьков: Одиссей, 2005.- 600 с. НечайА. А. Проблемы правового регулирования публичных финансов и публичных

расходов: Монография. - Черновцы: Рута. 2004. - 376 с.

Тема 5. Правовое регулирование государственных доходов

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.
Виды государственных доходов. Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся доходы:
- от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- иные неналоговые доходы.
Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
Классификация государственных доходов. Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).
По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.
По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи.
Централизованные государственные доходы. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования).
Децентрализованные государственные доходы. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
Местные доходы (местные финансы). Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные доходы", т.к органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной власти.
Система местных доходов, их правовой режим определяются соответствующими нормативными актами.
Неналоговые платежи. Эти платежи относятся к государственным доходам, поступающим на обязательной основе, и характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методом их взимания, источником поступления. К неналоговым доходам относятся:
- платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);
- доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
- платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушение финансового законодательства, и т.д.);
- поступление от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.
Налоговые доходы бюджета РФ. В соответствии со ст. 50 БК РФ налоговые доходы федерального бюджета - это:
- федеральные налоги и сборы, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 56 БК РФ к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
- собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ";
- отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.


ЛИТЕРАТУРА 1.Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы Конституция Республики Казахстан от года, с последующими изменениями и дополнениями.


Вопрос 1. Правовое регулирование доходов Правовое регулирование доходов бюджета представляет совокупность правовых норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи с формированием доходной части бюджетов. Государственный бюджет – это свод республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними. Государственные доходы - это часть совокупного общественного продукта, созданная государственными предприятиями и учреждениями, а также обращаемая в процессе распределения и перераспределения этого продукта через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания фин. основы.


Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в денежный фонд, предназначенные для финансирования общегосударственных задач и функций на центральном и местных уровнях. Понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы бюджета». Поступления в бюджет «Бюджетный кодекс РК» определяет как совокупность: 1. доходов бюджета 2. офиц. трансферты, включая субвенции и бюджетные изъятия 3. погашения основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам


Первый вид поступлений в бюджет Закон именует «доходы бюджета». В свою очередь доходы бюджета подразделяются на 3 группы: 1. поступления от налогов, сборов и других обязательных платежей. 2. неналоговые поступления 3. доходы от операций с капиталом Второй вид этих поступлений составляют получение бюджетом офиц. трансфертов (грантов).


Официальные трансферты - это безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет или затраты бюджета. Бюджетные изъятия - это офиц. трансферты, передаваемые из нижестоящего бюджета в вышестоящий. Третьим видом поступлений в бюджет выступает погашения основного долга по ранее выданным кредитам из этого бюджета.


Вопрос 2. Правовое регулирование расходов бюджета Правовое регулирование расходов бюджета – это совокупность правовых норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи с формированием расходной части бюджетов. Под расходами бюджета понимаются средства, выделяемые на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета. Расходы бюджета зависят от метода бюджетной деятельности, посредством которого осуществляется распределение бюджета. Такими методами выступают: 1. бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета 2. бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета 3. погашение долговых обязательств бюджета


Принципами бюджетного финансирования являются: безвозвратность предоставления денег, безвозмездность предоставления денег, плановость, соответствие планируемых расходов объему бюджетных доходов, целевой характер предоставления денежных средств, контроль за использованием выделенных из бюджета денежных средств. Бюджетное кредитование основывается на принципах возвратности, срочности, целевого характера и плановости. Бюджетные кредиты могут предоставляться: 1. другому бюджету (межбюджетная ссуда) 2. юр. и физ. лицам, где предоставление бюджетной ссуды связано с обеспечением заемщика необходимыми денежными средствами.


Вопрос 3. Правовые основы сбалансированности доходов и расходов бюджета Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает: 1. Структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев. 2. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами. 3. Порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета.


Для понимания сущности бюджетного регулирования необходимо раскрыть значение таких категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета». Профицит бюджета – это превышение общей суммы поступлений в бюджет над объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов. Дефицит бюджета – это превышение объема расходов и выделенных из бюджета на возвратной основе кредитов над общей суммой поступлений в бюджет. Процесс сбалансирования бюджетов осуществляется не только за счет увеличения доходной части с помощью регулирующих доходов и дотаций, но и путем формирования расходной части бюджетов (перераспределение расходов между отдельными видами бюджетов, прямое сокращение бюджетных расходов и др).



Тезисы

Понятие и состав государственных доходов . Система государственных доходов . Налоговые и неналоговые доходы. Добровольные и обязательные платежи. Централизованные и нецентрализованные доходы. Источники государственных доходов .

Понятие и система расходов государства , их специфика. Централизованные и децентрализованные расходы. Принципы и формы финансирования расходов. Формы осуществления расходов бюджетов.

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования . Понятие сметно-бюджетного финансирования и его принципы . Виды смет . Объекты сметно-бюджетного финансирования . Процесс прохождения сметы.

Правовое регулирование расходов на капитальное вложение , социально-культурные мероприятия, оборону и содержание аппарата государственного управления.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур и использования средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

История России: Мультимедиа-учебник

Понятие и состав государственных доходов. Система государственных доходов и ее единство. Налоговые и неналоговые доходы. Добровольные и принудительные платежи. Централизованные и нецентрализованные доходы. Источники государственных доходов

Государственные доходы - часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

В состав государственных доходов входят:

· доходы от фискальных монополий;

· налоги и сборы;

· доходы от использования имущества;

· доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов.

Часть национального дохода также представляют муниципальные (местные) доходы , которые служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды. Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством и основаны на конституционных нормах.


Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов , которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

По действующему законодательству России систему государственных и местных доходов можно оценивать как единую , что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов, помимо законодательства РФ, включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Доходы государства могут носить налоговый и неналоговый характер . Основной источник налоговой части доходов государства - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда). Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

В отличие от налоговых доходов, имеющих только обязательный характер, неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер . Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.

Основываясь на порядке образования и использования государственных доходов их подразделяют на централизованные и нецентрализованные доходы . К первой категории по большому счету можно было отнести доходы бюджета, ко второй - самостоятельно зарабатываемые предприятиями и организациями средства при осуществлении экономических взаимоотношений с иными субъектами на основе так называемого хозяйственного расчета. Главная составляющая государственных доходов в странах с рыночной экономикой и демократическим общественным устройством - налоговые поступления (см. глава 5).

Источники государственных доходов подразделяют на две группы:

1) внутренние - национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций;

2) внешние - национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Понятие и система расходов государства, их специфика. Централизованные и децентрализованные расходы. Принципы и формы финансирования расходов. Формы осуществления расходов бюджетов

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и нецентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Правовое регулирование государственных расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете , соответствующих законов субъектов РФ и актов местного самоуправления.

Единство правовых норм, регулирующих расходы бюджетов всех уровней, закреплено в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ , которая гласит: «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов».

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов (централизованные расходы ), и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные расходы ). И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов . Организационное построение данной системы базируется на сочетании принципов финансирования расходов .

· Целевое направление средств . Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, а в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.

· Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.

· Принцип соблюдения режима экономии , который содействует достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Формы финансирования государственных расходов .

· Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

· Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

· Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

Бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете, либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета (ст. 83 БК РФ).

Если предполагается, что в следующем финансовом году бюджетных средств будет недостаточно для финансирования всех расходов, обусловленных действующим законодательством, то в соответствии с п. 4 комментируемой статьи в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в законе (решении) о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта.

Бюджетный кодекс РФ, закрепляя принцип полноты бюджета, дополняет его требованием, в соответствии с которым все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Иными словами, денежные средства, не учтенные в доходной части бюджета, не могут идти на финансирование бюджетных расходов.

Бюджетный кодекс закрепил исчерпывающий перечень форм, в которых могут осуществляться расходы бюджетов . К ним, в частности, относятся:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· социальное обеспечение населения;

· предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

· предоставление межбюджетных трансфертов ;

· иные формы.

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его принципы. Виды смет. Объекты сметно-бюджетного финансирования. Процесс прохождения сметы

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Выделяют следующие виды смет:

· индивидуальные сметы , отражающие особенности отдельного учреждения;

· общие сметы , которые составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

· централизованные сметы , которые составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий;

· сводные сметы , объединяющие все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Объектами сметно-бюджетного финансирования являются:

· государственные и муниципальные организации образования, среди них школы, училища, техникумы, вузы;

· государственные и муниципальные организации культуры и здравоохранения (театры, больницы, поликлиники и др.).

Для всех бюджетных организаций и учреждений финансирование производится по трем укрупненным статьям :

1) заработная плата;

2) текущие расходы;

3) капитальные вложения и капитальный ремонт.

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе следующих принципов финансирования :

· отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;

· отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;

· планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составлению, утверждению и исполнению. Проект сметы составляется одновременно с разработкой проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. В двухнедельный срок после утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований вышестоящие распорядители бюджетных кредитов утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия. Смету расходов в разрезе статей классификации расходов для бюджетов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены.

В течение двух месяцев после утверждения бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет расходов бюджетных учреждений.

Смета действует в течение финансового года: с 1 января до 31 декабря включительно. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.