Определение финансовой политики государства. Государственные финансы и финансовая политика государства

Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды .

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов , которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы состоят из и , и .

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является

Предпосылки образования государственных финансов:

  • Денежное хозяйство
  • Использование в экономике развитых форм
  • Создание системы формирования общественных потребностей
  • Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности

В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.

В любой стране общественные , в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.

Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).

Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

Государственные финансы и финансовая политика

Государственные финансы — важнейший элемент . Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% .

Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта : чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики

Структура финансовой и денежной политики:
  • Денежная политика центрального банка
  • Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
    • Политика доходов
      • Налоговая политика
      • Политика в сфере собственности
    • Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
      • Инвестиционная политика
      • Социальная политика
      • Политика в сфере управления
    • Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)

Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения . Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.

Приоритетные задачи финансовой политики:
  • формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
  • снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
  • планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
  • достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
  • создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.

Лекция 8. Финансовая политика государства .

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Цель лекции - показать, как формируется и реализуется финансовая политика в РФ на современном этапе.

План лекции

1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства

1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

Денежно-кредитная политика;

Налоговая политика;

Бюджетная политика;

Политика в области международных финансов.

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений , которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма , при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических

задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

2. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации . Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Основным органом государственного финансового контроля со стороны законодательной власти выступает Счетная палата Российской Федерации . Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

Наряду со Счетной палатой РФ созданы аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации . Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

К основным задачам Минфина относятся:

совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

осуществление государственного финансового контроля;

разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;

обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

участвует в разработке и осуществлении мер по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;

участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;

осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Важным элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой политики в стране. К таким органам относятся налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.

В систему налоговых органов входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным образованьям – налоговые инспекции.

Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.

С деятельностью МНС России тесно связана работа федеральных органов налоговой полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.

Задачами федеральных органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

К полномочиям органов налоговой полиции относятся производство дознания и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях в налоговой сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках и пр.

За поступлением таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Основными задачами ГТК России являются обеспечения экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела.

На ГТК России возложены следующие функции:

Разработка правовых, экономических и организационных механизмов реализации таможенной политики;

Организация взимания и обеспечение своевременного и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов. относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу, контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

Обеспечение эффективного использования таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Выдача лицензий и квалификационных аттестатов, обеспечение ведение реестров, - утверждение размеров обязательных платежей;

Организация таможенного оформления товаров и транспортных средств;

Развитие таможенной инфраструктуры;

Участие в организации таможенного и экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических товаров и культурных ценностей. Осуществление валютного контроля;

Организация борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела;

Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.

В 1996 году создан Таможенный комитет Союза России и Беларуси. В 1999 г. к нему присоединился Таджикистан. Союз осуществляет совместную организацию и руководство таможенным делом в этом Союзе.

В большинстве современных экономик ключевым субъектом управления хозяйством выступает государство. Выстраивая различные стратегии политического управления, власти уделяют особый приоритет обеспечению функционирования национальной экономической системы. На практике это может означать, прежде всего, выбор наиболее эффективной методологии выстраивания финансовой политики - на уровне хозяйственной системы в целом либо в контексте управления денежно-кредитными процессами в конкретной отрасли. Существует несколько базовых подходов к решению подобных задач. Какова их специфика? Исходя из каких критериев государство может определять оптимальный подход к формированию финансовой политики?

Структура финансовой политики государства

Для начала определимся с возможной структурой рассматриваемых активностей. Что включает в себя финансовая политика государства? Современные исследователи выделяют следующие ее основные компоненты:

  • выработку ключевых концептуальных положений;
  • формирование целей, задач, средств их решения;
  • формирование необходимых институциональных механизмов;
  • поддержание функциональности национальной финансовой системы.

Существует ряд ключевых задач, характеризующих финансовую политику государства. Рассмотрим их.

Задачи государственной финансовой политики

Эксперты выделяют следующие основные задачи финансовой политики государства:

  • обеспечение условий, необходимых для формирования финансовых ресурсов;
  • определение механизмов наиболее рационального распределения активов;
  • выстраивание системы регулирования финансовых правоотношений;
  • периодическая корректировка текущей денежно-кредитной политики, реализуемой на государственном уровне.

Данный перечень может дополняться активностями, адаптирующими решение экономических вопросов в конкретных отраслях.

Направления финансовой политики государства

Изучим, в каких направлениях может быть представлена финансовая политика государства.

Исследователи выделяют следующие варианты активностей властей:

  • обеспечение исполнения бюджета;
  • сбор налогов;
  • инвестирование;
  • решение социальных задач;
  • таможенная политика;
  • международная деятельность.

Рассмотрим их специфику подробнее.

Бюджетное направление финансовой политики

Данное направление финансовой политики государства предполагает решение следующих задач:

  • сбор и последующее распределение бюджетных поступлений,
  • обеспечение взаимодействия бюджетов на разных уровнях (в российской модели - федерального, региональных, местных),
  • ликвидация платежного дефицита,
  • финансирование различных отраслей национального хозяйства.

Налоговое направление финансовой политики

Данное направление активностей государства тесно связано с предыдущим, поскольку налоги - в числе ключевых источников формирования бюджета. Обеспечение поступления в казну сборов важно для формирования резервов страны. Финансовая политика государства в рассматриваемом направлении осуществляется посредством учреждения отдельных институтов и необходимого законодательного регулирования.

Инвестиционная политика

Инвестиционные активности государства могут быть самыми разными. Это может быть участие в структуре уставного либо акционерного капитала хозяйственных обществ. Это может быть субсидирование и кредитование различных бизнес-проектов. Это может быть предоставление государственных гарантий для предприятий.

Инвестиционные активности - важнейший элемент, который включает в себя современная финансовая политика государства. Он предопределяет увеличение капитализации национальной экономики, стимулирование роста ВВП и благосостояния граждан.

Социальный аспект финансовой политики

Социальный аспект, характеризующий финансовую политику государства, тесно связан со всеми, что отмечены выше. Он предполагает наличие у правительства страны ресурсов - формирующихся, главным образом, посредством налогов и иных сборов, а также эффективной институциональной и правовой базы. Главные задачи, которые сопровождают социальное направление финансовой политики государства: повышение реального дохода граждан, выплата пенсий, миграционная политика.

Таможенная политика

Данный вид активностей в достаточной мере близок деятельности государственных институтов в области сбора налогов. Таможенные сборы - другой важнейший источник наполнения бюджета страны. Государство, как правило, взимает ввозные пошлины, иногда - вывозные, выстроив механизм, который сочетает учреждение необходимых госструктур, а также издание регулирующих правовых актов.

Международные активности

Данное направление активностей весьма близко таможенной политике, поскольку соответствующие сборы взимаются на границе при экспорте и импорте товаров, и их величина во многом базируется на международных договоренностей властей. Но, не считая таможенных активностей, инструменты финансовой политики государства на мировой арене могут заключаться в инвестировании в различные ценные бумаги, облигации, фонды, взаимодействии с МВФ, Всемирным банком и иными крупнейшими структурами.

Субъекты финансовой политики государства

Рассмотрим сущность субъектов государственной финансовой политики. Таковыми выступают прежде всего законодательная и исполнительная власти страны. Если говорить о российской политической системе, то ключевым институтом, ответственным за соответствующие активности, выступает Министерство финансов РФ. Ключевые цели и задачи, связанные с деятельностью данного ведомства, могут формироваться как при участии работающих в нем сотрудников, так и при взаимодействии с другими структурами власти, включая Президента. Так, глава государства может раскрывать свое видение финансовой политики государства в посланиях Совету Федерации. Соответствующие положения может реализовывать, в свою очередь, Минфин.

Методы реализации финансовой политики государства

История мировой экономики включает факты, отражающие применение государствами самого широкого спектра подходов к выстраиванию финансовой политики. Современные эксперты классифицируют их на 3 основных типа: классическая финансовая политика государства, регулирующие подходы, неоконсервативные методы, планово-директивные методы. Изучим их специфику подробнее.

Классические методы финансовой политики

Данный подход считался основным в экономиках капиталистических стран в конце XVIII - начале XX века. Базируется на трудах известных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо. Ключевые признаки классического подхода: минимальное вмешательство государства в экономические процессы, формирование среды свободной конкуренции в национальной хозяйственной системе, наличие механизмов рыночного саморегулирования.

Государство, работая в рамках соответствующего подхода, старалось сводить к минимуму бюджетные расходы, а также долговые обязательства. При этом часто выстраивалась довольно сложная система налогообложения, способная обеспечивать устойчивые поступления в казну. Рассматриваемый метод реализации финансовой политики государства применялся посредством учреждения небольшого количества политических институтов. Чаще всего это было отдельно взятое ведомство, относительно поверхностно взаимодействующее с другими госструктурами.

Регулирующая политика управления финансами

Инструменты финансовой политики государства могут быть задействованы также в рамках регулирующих подходов. Разработаны они были как альтернатива классическим в начале XX века. Базируются они на трудах другого известного экономиста, Джона Кейнса. Это предопределило их распространенное наименование - «кейнсианство».

Необходимость модернизации классических подходов возникла в связи с кризисными трендами в экономиках развитых стран, что стали наблюдаться в начале XX века. Классическая финансовая политика государства, содержание которой предполагало минимальное вмешательство властей в экономику, привела к возникновению перепроизводства, чрезмерно высокой конкуренции в бизнес-среде, снижению уровня социальной ответственности предприятий.

Ключевой тезис рассматриваемого подхода - государство должно при необходимости вмешиваться в ключевые экономические процессы. Властям страны следует учреждать необходимые финансовые институты и издавать законы, посредством которых может осуществляться регулирование национального хозяйства. Другой важнейший элемент рассматриваемого подхода - формирование посредством бюджетных ресурсов необходимого спроса в экономике. С точки зрения налогового аспекта финансовой политики государства - ключевым видом сборов должны быть те, что взимаются с доходов граждан в рамках прогрессивной ставки. Подобный подход позволяет обеспечивать сбалансированный бюджет даже при высоком уровне его расходов.

Реализуемая по принципам кейнсианства финансовая политика (экономическая политика) государства предполагает учреждение довольно сложной системы политических институтов, ответственных за решение соответствующих задач. Так, в структуре политического управления вместо единого ведомства могут формироваться службы, которые осуществляют планирование бюджета, контроль над его расходованием, сбором налогов, менеджмент долговых обязательств. Кейнсианство доказало высокую эффективность в 30-60-х годах XX века.

В странах, где практиковались соответствующие подходы к выстраиванию экономической политики, были обеспечены высокие темпы роста национального хозяйства, установился низкий уровень безработицы, появились эффективные механизмы социальной поддержки граждан. В 70-х годах роль финансовой политики государства была пересмотрена ведущими экономистами, после чего в хозяйственных системах капиталистических государств начали внедряться неоконсервативные подходы.

Неоконсервативные подходы

Они предполагали некоторое сближение регулирующей и классической моделей. Так, государство должно было ограничить свое вмешательство в экономику социальными программами, участием в ключевых направлениях монетарной политики. Цели финансовой политики государства предполагали многовекторность, их стало больше, а структура становилась сложнее. В числе наиболее явных отличий неоконсервативного подхода от регулирующего - либерализация политики государства в части сбора налогов. Рассматриваемый метод управления экономикой предполагает, что власти будут стараться уменьшать платежное бремя граждан и бизнесов.

Плановый подход

Рассмотренные нами типы финансовой политики государства предполагают функционирование экономики по рыночным принципам. В свою очередь, плановый подход характеризуется директивным управлением хозяйственных процессов - в противоположность тем, что характерны для коммерческих правоотношений.

Как правило, необходимость планового экономического развития обосновывается идеологически. По крайней мере, существовавшие когда-либо экономики соответствующего типа (СССР, стран Варшавского договора), а также до сих пор функционирующие (Кубы, Северной Кореи) базировались на концепциях социализма, во многом несхожих с основами капиталистических подходов к управлению хозяйственной системой.

Главная цель финансовой политики государства в данном случае - сосредоточение ключевых экономических ресурсов и последующее их распределение в соответствии с плановыми критериями. Внедрение планового подхода может сопровождаться необходимостью ликвидации прежних финансовых институтов, функционирующих по рыночным принципам. Это также предопределяет потребность государства в формировании соответствующих учреждений, реализующих национализацию активов, а также в издании правовых актов, легитимизирующих подобные активности.

Какие приоритетные направления может включать подобная финансовая политика государства? Содержание активностей органов власти предполагает решение задач, связанных, прежде всего, с безопасностью: формирование и поддержка вооруженных сил, внутренних правоохранительных структур. Другое значимое направление деятельности государства при плановой финансовой политике - поддержание в достаточной мере высокого уровня жизни населения. Решению подобных задач может отдаваться самый большой приоритет. Дело в том, что организация финансовой политики государства в рамках плановой модели должна иметь не только идеологическое обоснование, но и реальную эффективность. На примере экономики СССР ее можно проследить в достижении высокого уровня социальной защищенности граждан, обеспечении достаточной покупательной способности зарплат, снижении безработицы.

Можно отметить, что экономику Китая современные эксперты характеризуют как среду, в которой сформировалось совершенно уникальное сочетание рыночных и плановых подходов к развитию хозяйственных коммуникаций.

Необходимость участия государства в экономических процессах подкрепляется коммунистической идеологией. Вместе с тем практические результаты развития национального хозяйства КНР тоже впечатляют.

Факторы финансовой политики

Итак, мы рассмотрели основные исторические типы финансовой политики государства. В современных экономиках подходы властей к управлению хозяйственными процессами могут предполагать задействование методов, близких к каждому из них. Но каковы ключевые факторы, предопределяющие выбор государством тех или иных инструментов?

Многое зависит от того, о каком уровне финансовой политики идет речь. Специфика рыночных процессов в разных отраслях экономики может существенно различаться. Так, что касается нефтегазовой сферы, энергетики - соответствующие отрасли хозяйства, если рассматривать российскую экономическую систему, являются ключевыми и характеризуются стратегической значимостью. Поэтому степень вовлечения в коммерческие процессы государства в них, вероятно, будет относительно выше, чем в случае, например, с розничной торговлей.

На практике положение дел складывается именно так: ведущие нефтегазовые и энергетические компании РФ находятся в собственности государства, крупнейшие ритейлеры - частные фирмы. В первом случае методы управления финансами, реализуемые государством, будут в большей степени приближены к кейнсианской модели, в ряде случаев - будут предполагать задействованием подходов, относимых к категории неоконсервативных. Вмешательство властей в работу розничной торговли, в свою очередь, будет оправдано только на уровне налогового регулирования - и в этом смысле мы можем говорить о выстраивании преимущественно неоконсервативной модели.

Бюджетно-финансовая политика государства, вероятно, будет базироваться преимущественно на плановых методах. Рыночных отношений в соответствующей сфере управления капиталами немного. Совсем небольшая часть бюджетных учреждений создается государством в целях последующего осуществления на их базе неких предпринимательских активностей. Функционирование соответствующих структур связано с решением социальных задач, обеспечением работы институтов политического управления. Работа бюджетных организаций в общем случае не предполагает извлечения какой-либо прибыли, хотя может приветствоваться - например, если говорить о деятельности автономных учреждений, которые составляют значительный процент госорганизаций и муниципальных структур в России.

Таким образом, определяющее значение при определении оптимального подхода к выбору методологии имеют отрасли, в которых ведется финансовая политика государства, направления активностей властных институтов. Если говорить в макроэкономических масштабах и попытаться охарактеризовать подход субъектов политического управления к обеспечению функционирования хозяйственной системы в целом, то необходимо будет проанализировать структуру законодательства государства - в частности, налогового и бюджетного, исследовать соотношение отраслей ВВП, чтобы определить ведущие и изучить компании, осуществляющие деятельность в них, на предмет подотчетности институтам власти. Проведение данной работы позволит оценить, является ли государственная финансовая политика преимущественно классической, регулирующей, неоконсервативной либо в значительной мере соответствующей планово-директивным принципам.

Звенья финансовой политики

Финансовая политика включает в себя следующие звенья:

1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство этих звеньев определяет содержание финансовой политики.

Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:

1. определение и постановка приоритетных целей и разработка стратегических и тактических задач, которые необходимо решить достижения целей за определенный период жизни общества;

2. разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются шальным образом;

3. подбор, расстановка кадров, способных решить поставленные задачи.

Результативность финансовой политики тем выше, чем более она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества. Приоритетами современной финансовой политики России является обеспечение долгосрочного экономического роста, создание оптимальных пропорции экономии, повышение социальной защищенности населения.

Важным компонентом финансовой политики является ее целевая направленность.

В разработке финансовой политики государства участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

Правительство РФ разрабатывает мероприятия в сфере финансов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.

В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодатель основу функционирования финансовой системы экономики та предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения и неутверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике. Финансовая политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетную, бюджетно-налоговую, таможенную политику. Являясь средством осуществления экономической и социальной политики государства, она активно влияет на них. Бюджетная политика государства определяется конституционным строем и принятым законодательством в области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика несводима лишь к бюджетному процессу как таковому, поскольку государство, помимо осуществления им фискально-бюджетной политики, само активно участвует в воспроизводственном процессе. Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между ветвями власти, в определении структуры расходной части бюджета.

Если говорить о финансовой политике как о явлении, то ее успехи во многом определяют мощь государства и его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом экономическом и политическом пространстве. Основными чертами финансовой политики на современном этапе являются следующие:

1) возросшая взаимозависимость между денежно-кредитной политикой Центрального банка и бюджетно-налоговой политикой Правительства;

2) рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

3) бурный рост рынка «фиктивных» капиталов.

Финансовая политика в XXI в. определяется следующими стратегическими линиями:

1. единство целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального благосостояния граждан;

2. обеспечение экономического роста при одновременном повышении эффективности финансового регулирования;

3. определение новых структурных пропорций экономики и развитие всех секторов экономики;

4. создание новых финансовых инструментов и механизмов;

5. обуздание инфляции;

6. повышение роли региональных и местных бюджетов.

Последнее уже находит свое выражение. Так, в «Программе развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года» важной целью реформирования межбюджетных отношений называется стимулирование регионального развития. Для этого Программой предусмотрено повышение бюджетного статуса и расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе к формированию их в основном за счет собственных налогов, а также расширение полномочий регионов и местных органов власти в планировании бюджетных расходов.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

Денежно-кредитная политика; -налоговая политика; -бюджетная политика; -политика в области международных финансов.

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Задача 9. Вкладчик разместил на 3 года в банке 30 тыс. руб. Начисляются простые проценты: в первом году - по ставке дисконта 9 %, во втором - 8 %, в третьем - 10 %. Определить будущую стоимость вклада к концу третьего года.

В случае наращения по годовой простой ставке будущая стоимость вклада FV определяется по формуле: FV=PV*(1+in), где

Современная стоимость; - процентная ставка; - период.

Получим в I году: FV=30000*(1+0,09*1)=32700 руб.

во II году: FV=30000*(1+0,08*1)=32400 руб. в III году: FV=30000*(1+0,10*1)=33000 руб.

К концу третьего года стоимость вклада составит: 30000 + 2700 + 2400 + 3000 = 38100 руб.