Нулевая ставка по налогу на прибыль: применяем, подтверждаем. Освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль

Налоговый кодекс предоставляет компаниям, организациям и предпринимателям право не платить НДС в нескольких случаях:

  • если с момента регистрации бизнес-единицы прошло 3 месяца;
  • если сумма выручки за этот период не превысила 2 млн. рублей;
  • если компания не реализует подакцизные товары или раздельно учитывает операции по продаже товаров подакцизных или неподакцизных.

Освобожденные от НДС компании не платят его сами и не предъявляют к оплате покупателям, то есть не выставляют счет-фактуру с выделенным налогом.

Иногда у бухгалтеров возникают затруднения в вопросе исчисления налога на прибыль – что признать выручкой. В данном случае налогооблагаемой базой следует считать всю сумму полученного дохода, а в нее не включается. Предъявленный поставщиками «входной» НДС к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретенной продукции, а также имущественных прав, услуг, работ. В результате «входной» налог уменьшит базу по налогу на прибыль через общую стоимость .

  • выручка от реализации товаров, услуг, работ;
  • внереализационные доходы, например, полученные от долевого участия в деятельности других компаний, от возмещения убытков, от курсовой разницы валют, от , от процентов по займу, от сдачи в аренду и другие.

Не облагаются налогом на прибыль доходы:

  • имущество и имущественные права, полученные в качестве залога, задатка. аванса;
  • имущество, полученное в безвозмездном порядке.

Расходы в процессе расчета налога на прибыль также делятся на расходы, понесенные в процессе реализации товаров, услуг, работ и внереализационные. Первые – это затраты на приобретение, транспортировку, хранение и т.п. Внереализационные расходы – это, например, расходы на содержание взятого в аренду имущества, проценты по долговым обязательствам и другие, не относящиеся непосредственно к реализации.

Для уменьшения они должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. Кроме того, расходы должны быть признаны направленными на получение организацией доходов. Часто между налогоплательщиками и ФНС возникают споры по величине налоговой базы. Статьи Налогового кодекса 249-253, 265 и 270 дают исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Различные виды деятельности имеют разные ставки налогов. Самый распространенный размер налога – 20%, из них 18% направляется в местный бюджет, а 2% – в федеральный. Образовательные, медицинские и некоторые другие организации имеют нулевую ставку, 9% платится с муниципальных ценных бумаг до 2007 года и некоторых видов дивидендов. Полученные от иностранных компаний дивиденды облагаются 15%-ным налогом, а сами иностранные компании платят от 10 до 20%.

Компания «ПрофБизнесУчет» располагает штатом опытных и квалифицированных бухгалтеров. Мы предлагаем организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, освобожденным от уплаты НДС, всестороннюю помощь при налога на прибыль.

В прошлом номере журнала мы рассмотрели конкретную ситуацию применения нулевой ставки налога на прибыль компанией, осуществляющей медицинскую деятельность . Сегодня же поговорим об освобождении от уплаты налога образовательных организаций, а точнее детских садов и школ с группами продленного дня. Благодаря поправкам в налоговом законодательстве, с 2016 года они получат право учитывать в составе льготируемых доходы от оказания не только образовательных услуг, но и услуг по присмотру и уходу за детьми. Наконец-то многие образовательные организации (особенно дошкольные) вздохнут с облегчением, поскольку без налоговых рисков смогут претендовать на льготу.

В НК РФ не разъяснено, что следует понимать под услугами по присмотру и уходу за детьми. В связи с этим в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения нужно руководствоваться положениями иных отраслей права, например, нормами Закона об образовании .

Согласно п. 34 ст. 2 данного закона присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать такие услуги, за которые с родителей (законных представителей) детей взимается плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Кроме того, в п. 2 ст. 23 названного закона разъяснено, что дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми . В задачи общеобразовательных организаций (школ) присмотр и уход за детьми не входит. Однако данными организациями могут быть созданы условия для этого в группах продленного дня.

Таким образом, Закон об образовании четко разграничивает процесс дошкольного (школьного) образования, объединяющий в себе обучение и воспитание детей, и осуществление присмотра и ухода за ними.

Общие требования к использованию льготы

Особенности применения образовательными организациями ставки 0% по налогу на прибыль установлены ст. 284.1 НК РФ. Услуги по присмотру и уходу за детьми в состав льготируемых видов деятельности включены Федеральным законом от 02.05.2015 № 110‑ФЗ (далее - Федеральный закон № 110‑ФЗ), который вступает в силу с очередного налогового периода, то есть с 2016 года.

Льготная ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ). Исключение составляет налоговая база, ставки налога на прибыль по которой установлены ст. 284 НК РФ, а именно:

  • п. 1.6 - по прибыли контролируемых иностранных организаций;
  • п. 3 - по доходам в виде дивидендов;
  • п. 4 - по доходам по операциям с ценными бумагами.
Организации, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль, если соблюдены следующие условия:

Время действия льготы

В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395‑ФЗ и ст. 2 Федерального закона № 110‑ФЗ деятельность образовательных организаций по присмотру и уходу за детьми льготируется в период с 01.01.2016 до 01.01.2020.

Кто имеет право воспользоваться льготой?

Нововведения в ст. 284.1 НК РФ благоприятно скажутся прежде всего на детских садах, получающих от родителей своих воспитанников соответствующую плату, которая ранее не признавалась льготируемым доходом. Данное обстоятельство, как правило, не позволяло дошкольным образовательным организациям применять нулевую ставку налога на прибыль из-за невыполнения условия о структуре доходов. Хотя, отметим, некоторым из них все же удавалось воспользоваться льготой и до 01.01.2016 .

Поправки в законе дают выгоду и школам, совмещающим образовательную деятельность и присмотр, уход за детьми. Теперь им не придется «маскировать» под образовательные услуги группы продленного дня.

В силу п. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Для образовательных организаций наиболее распространенной организационно-правовой формой является предусмотренное пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ учреждение (в том числе частное).

При этом согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99‑ФЗ (на что указано в п. 1 ст. 91 Закона об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Таким образом, с 01.01.2016 число налогоплательщиков, претендующих на применение ставки 0% по налогу на прибыль в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, пополнится образовательными некоммерческими организациями, созданными преимущественно в форме учреждения и осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, а также уход и присмотр за детьми.

Совмещение льготируемых видов деятельности

Повторим, условия, при соблюдении которых налогоплательщик, осуществляющий образовательную (в том числе присмотр и уход за детьми) и (или) медицинскую деятельность, может применять нулевую ставку, установлены ст. 284.1 НК РФ. Вместе с тем облагать прибыль по ставке 0% вправе организации, оказывающие социальные услуги гражданам (ст. 284.5 НК РФ).

На первый взгляд может показаться, что совмещение образовательных, медицинских и социальных услуг никак не испортит картину, поскольку все эти виды деятельности льготируются. Но применительно к организациям, оказывающим преимущественно образовательные услуги, дело обстоит не так.

Социальное обслуживание граждан регулируется отдельной нормой. Поэтому добиться того, чтобы в структуре общих доходов организации выручка от оказания образовательных и социальных услуг одновременно составляла 90% по каждому виду деятельности , невозможно.

Из дословного прочтения ст. 284.1 НК РФ видно, что доходы от образовательных и медицинских услуг суммируются. Однако если предел в 90% достигается только с помощью прибавления выручки от оказания медицинских услуг, то возникает дополнительное требование к численности и квалификации медперсонала , причем настолько жесткое, что достижимо только специализированными медицинскими организациями.

Следовательно, и медицинские услуги, и соцобслуживание не облегчают пользование льготой, а, наоборот, затрудняют. Желательно сочетание образовательных услуг с выполнением НИОКР, но подобные работы не свойственны детским дошкольным учреждениям.

Из вышесказанного вытекает, что детским садам лучше не отходить от основной деятельности с тем, чтобы 90% их доходов и выше формировалось за счет оказания услуг по уходу и присмотру за детьми и платных образовательных услуг.

Расчет доходов и доли льготируемых доходов

В пункте 1 ст. 248 НК РФ сказано, что к доходам в целях применения гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Для расчета доли льготируемых услуг по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 248 НК РФ, из доходов исключается НДС.

Как отмечено в ст. 284.1 НК РФ, образовательной считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 (далее - Перечень).

Для использования нулевой ставки процентное соотношение льготируемых доходов к их общей сумме необходимо соблюсти только по итогам налогового периода. Ведь выполнение данного условия по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев) ст. 284.1 НК РФ не предусматривает (письма ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@, УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16-15/053964@).

Порог в 90% - жесткая граница. Для детсадов и школ это означает, что придется строго контролировать следующие нельготирумые доходы:

  • доходы от не входящих в Перечень услуг;
  • курсовые разницы;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • проценты по депозитам банка;
  • безвозмездно полученное имущество;
  • средства, использованные не по целевому назначению.
По мнению автора, наибольший риск утраты права на льготное налогообложение сопряжен с нецелевым использованием средств, а также с операциями по сдаче имущества в аренду.

При этом доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении доходов для целей применения гл. 25 НК РФ не учитываются, а следовательно, не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, дивидендов, целевых поступлений.

В статье 250 НК РФ названы в том числе внереализационные доходы, которые самостоятельной природы не имеют, а являются производными от иных операций. К их числу можно отнести курсовые разницы от переоценки валюты, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, просроченную кредиторскую задолженность. Можно ли их квалифицировать как льготируемые доходы, если они вызваны льготируемыми операциями?

По поводу курсовой разницы Минфин (см. Письмо от 27.01.2015 № 03‑03‑06/1/2556) высказал следующее мнение: если организация осуществляет в налоговом периоде только деятельность, включенную в Перечень, при этом оплата таких услуг в том числе осуществляется в валюте, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных средств (обязательств), следует признать частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с образовательной деятельностью, и учесть при определении доли такого дохода в общей сумме доходов, полученных за налоговый период .

Аналогичная позиция, но только касающаяся курсовых разниц, возникших в результате переоценки долговых обязательств (зай­мов) в валюте, которые были привлечены для ведения деятельности, поименованной в Перечне, изложена финансистами в Письме от 29.05.2014 № 03‑03‑10/25627 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/10510@).

Отметим, если положительная разница сформировалась из-за переоценки валютных средств, размещенных на депозите, то эта разница, наравне с процентами, формирует прочий, не подлежащий льготированию доход (письма Минфина России от 14.08.2015 № 03‑03‑06/4/47189, от 22.07.2015 № 03‑03‑06/42044).

Что касается полученных штрафов и зачисленной в доходы неистребованной кредиторской задолженности по договорам, связанным с образовательной деятельностью, полагаем, их суммы тоже можно включать в льготируемые доходы. Однако подобный подход сопряжен с соответствующими рисками. Во-первых, потому что внереализационные доходы не значатся в Перечне, а во-вторых, мнение чиновников, как показывает практика, не отличается постоянством. К примеру, позиция Минфина по поводу той же курсовой разницы по привлеченным займам в валюте ранее была иной (см. Письмо от 15.04.2013 № 03‑03‑06/1/12446).

Численность персонала

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ соблюдение условия о численности работников образовательной организации должно выполняться непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Для расчета данного показателя используется списочная численность работников, которая применяется для определения их среднесписочной численности, исчисляемой на основании Указаний Росстата (Письмо Минфина России от 07.11.2014 № 03‑03‑06/1/56356).

Предварительный порядок заявления льготы

Пунктом 5 ст. 284.1 НК РФ предусмотрено, что организации, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого она применяется, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, если образовательная организация до 2016 года не применяла ставку 0% вследствие того, что доходы от оказания услуг по присмотру и уходу за детьми не входили в состав льготируемых (в итоге условие о структуре доходов не выполнялось), то для перехода на льготный режим налогообложения ей необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление, приложив к нему предусмотренные НК РФ копии документов. Сделать это нужно было не позднее 30.11.2015. Данный срок крайне нежелательно пропускать (главное - успеть до 1 января 2016 года). Но если уж это произошло, то настаивайте на своем праве на льготу, используя позицию судов и контролеров по данному вопросу:

  • представление заявления и соответствующих документов для применения налогоплательщиком ставки 0% в срок не позднее, чем за один месяц до начала налогового периода, к условиям применения налоговой ставки 0% не относится, поэтому его нарушение само по себе не может являться основанием для отказа применения нулевой ставки (Постановление ФАС УО от 09.12.2013 № Ф09-12168/13 по делу № А60-9718/2013);
  • нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления само по себе не лишает его права на применение льготного режима налогообложения при условии, что этот выбор сделан налогоплательщиком до момента, с которого начнут формироваться его налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 0%, и показатели, используемые в оценке выполнения необходимых условий для данной преференции, то есть до начала налогового периода (Письмо ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@).

Последующий порядок подтверждения льготы

В силу п. 6 ст. 284.1 НК РФ образовательные организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они облагали прибыль по этой ставке, в сроки, установленные гл. 25 НК РФ для подачи налоговой декларации, обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения: Приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@ утверждена форма представления названных сведений, а формат их подачи в электронном виде - Приказом ФНС России от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@.

Об учете убытков

Использование льготы накладывает ограничение на перенос убытков на будущее. Пункт 1 ст. 283 НК РФ разрешает налогоплательщикам, понесшим убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Однако положения указанной нормы не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения доходов по ставке 0%.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщик не вправе переносить на будущее убытки, полученные при определении налоговой базы по соответствующим видам доходов, в отношении которой применялась ставка налога 0% (Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03‑03‑06/1/320).

Последствия утраты льготы

Согласно п. 4 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организациями, перешедшими на применение нулевой ставки налога на прибыль, хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 3 той же статьи, с начала налогового периода, в котором имело место такое несоблюдение, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ, то есть 20%. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в общем порядке (включая начисленные пени).

Но на этих, вполне ожидаемых, последствиях дело не заканчивается. На основании п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, облагавшие прибыль по нулевой ставке и перешедшие на применение ставки 20% в добровольном или принудительном порядке (вследствие утраты права на льготу), не могут повторно перейти на налого­обложение прибыли по ставке 0% в течение пяти лет (включая год, в котором произошла смена ставки).

Поскольку даже однократное лишение льготы влечет пятилетний мораторий на ее использование, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, следует все свои действия просчитывать крайне аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 описана такая ситуация: налогоплательщик, решивший заявить льготу в отсутствие утвержденного Перечня, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не был достигнут 90%-й предел льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период в целом (с 2011 года по 2015 год включительно).

Заключение

С учетом симметричных льгот по НДС (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ) и налогу на прибыль (ст. 284.1 НК РФ) деятельность образовательных дошкольных организаций на общей системе налогообложения выгоднее, чем на УСНО. При этом понятно, что использование спецрежима проще и безопаснее, чем выполнение всех условий, необходимых для применения льгот. Однако для средних и крупных детских садов нулевая ставка по налогу на прибыль несет безу­словную пользу.

См. статью Е. Г. Весницкой «О применении медицинскими и образовательными организациями льготной ставки по налогу на прибыль».

Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

В редакции Федерального закона № 110‑ФЗ.

Определением ВС РФ от 27.04.2015 № 301-КГ15-2846 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Что такое налог на прибыль

Не облагаются налогом на прибыль:

  • Учреждения, которые рассчитывают налог по форме ЕНВД.
  • Учреждения, которые уплачивают налог на игорный бизнес.
  • Учреждения, которые работают по упрощенной системе обложения налогом.
  • Плательщики ЕСН.

Налог перечисляется ежемесячно, не позднее 28 числа каждого месяца.

Ставки налога на прибыль

Ставка налога на прибыль составляет 20 %. Из нее в Федеральный бюджет перечисляется – 3 %, в местный бюджет субъектов – 17 %. Регионы имеют право снижать процентную ставку по налогу на прибыль. Но она не должна быть ниже – 13,5 %. В налоговую инспекцию все компании, учреждения, организации предоставляют налоговую декларацию по налогу на прибыль. Налоговая декларация предоставляется каждый квартал.

  • За 1 квартал – не позднее 28 апреля.
  • За первое полугодие – не позднее 28 июля.
  • За 9 месяцев – не позднее 28 октября.
  • За год – не позднее 28 марта следующего года.

Если налоговая декларация представлена не в срок, компанию ожидают штрафные санкции. Налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет компании. Предусмотрено штрафование должностных лиц в размере 300 до 500 рублей. Предусмотрен штраф в размере от 5 – 30 % от суммы налога, если отсутствует прибыль до 1 000 рублей. Если организация часто предоставляет налоговую декларацию по налогу на прибыль не в срок, налоговая инспекция может провести выездную проверку. Если налоговая декларация представлена с ошибками, нужно предоставить в налоговую инспекцию уточненный вариант налоговой декларации по налогу на прибыль.

Пример расчета налога на прибыль

Пример 1

Компания оформила кредит в банке на сумму 1 655 555 руб. Предоплата составила 375 222 руб. Выручка от продажи в первом квартале составила 1 222 555 руб., в том числе НДС – 220 060 руб. Было использовано сырье на сумму 255 112 руб. Материалы на сумму 265 418 руб. Заработная плата рабочим составила 322 111 руб. Страховые взносы в ПФР (22 %), ФСС (2,9 % и 0,2 %) и ФОМС (5,1 %) составили 9 663 руб. Проценты по выданному другой компании кредиту составили 48 115 руб. Амортизация основных средств и нематериальных активов составила 68 445 руб. Налоговый убыток равен 28 446 руб.

Расходы за первый квартал составят: (255 112 руб. + 265 418 руб. + 322 111 руб. + 9 663 руб. + 48 115 руб. + 68 445 руб.) = 968 864 руб. Налогооблагаемая прибыль составит: (1 222 555 руб.- 220 060 руб.) – 968 864 руб. – 28 446 руб. = 5 185 руб.

Сумма налога на прибыль составит: 5 185 руб. $\cdot$ 20 % = 1 037 руб. Из них: В федеральный бюджет 2 %. В местный бюджет 18 % .

Пример 2

Компания имеет доход за отчетный период в размере 555 444 руб. Расход компании составил 212 222 руб. Компания уплачивает налог на прибыль в размере 20 %. Определим величину налоговой базы: 555 444 руб. – 212 222 руб. = 343 222 руб. Налог на прибыль составит: 343 222 руб. $\cdot$ 20 % = 68 644 руб.

Освобождение от налога на прибыль

Освобождены от уплаты налога на прибыль: Индивидуальные предприниматели (ИП). Компании, которые занимаются научно – исследовательской деятельностью и инновационными разработками. Учреждения, которые находятся на особом режиме.

Образовательные и медицинские учреждения, социальные учреждения также освобождены от уплаты налога на прибыль. Ставка налога на прибыль равна 0 %.

Хотя такие учреждения и освобождены от налога на прибыль налоговую декларацию (нулевую) должны предоставлять в налоговую инспекцию в назначенный срок.

Некоторые из вышеуказанных организации наряду с проведением образовательных программ также осуществляют присмотр и уход за детьми. Однако в настоящее время с доходов, полученных от оказания подобных услуг, уплачивается налог. И для того, чтобы привести к единообразию обложение данным налогом образовательной деятельности, принят «О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Условия для получения льготы

В соответствии с , организации, занятые в сфере образования, могут применять ставку по налогу на прибыль ноль процентов. Перечень видов образовательной деятельности, в отношении которой действует льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом организация должна соответствовать следующим условиям:

  • иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную в соответствии законодательством РФ;
  • доходы от осуществления образовательной деятельности должны составлять не менее 90 процентов за налоговый период, либо вообще отсутствовать;
  • в течение налогового периода в штате непрерывно должны числиться не менее 15 работников;
  • не совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Для получения льготы, образовательное учреждение за месяц до начала налогового периода должно предоставить в ИФНС по месту своего учета заявление и копию лицензии. Также следует иметь ввиду, что вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль, необходимо подать сведения о доле доходов от осуществления образовательной деятельности и о численности работников в штате.

Присмотр и уход за детьми

С 1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовательной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), в котором прописано такое понятие как «присмотр и уход за детьми». Согласно документу, это комплекс мер, позволяющих организовать питание и хозяйственно-бытовое обслуживания детей, а также обеспечить соблюдение ими личной гигиены и режима дня. И, например, для учреждений дошкольного образования, такие услуги являются неотъемлемой частью их деятельности, поскольку речь идет о маленьких детях. Для такой организации, наряду с проведением занятий в рамках дошкольного образования, присмотр и уход за детьми выступает в качестве основной цели (подп. 1 п. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ). Кроме того, подобные услуги могут также осуществлять и учреждения общего образования в группах продленного дня. Следует отметить, что за присмотр и уход за детьми, в соответствии со статьей 65 Закона № 273-ФЗ, с родителей может взиматься отдельная плата.

Налогообложение услуг по присмотру и уходу за детьми

В настоящее время услуги по присмотру и уходу за детьми не освобождены от уплаты , поскольку к образовательной деятельности они не относятся и в соответствующий перечень не включены. Однако, в соответствии с принятым Федеральный законом от 02.05.2015 № 110, к доходам от оказания подобных услуг также будет применяться льготная ставка. Это позволит дошкольным образовательным учреждениям прежде всего снизить налоговую нагрузку, а также уйти от ведения раздельного учета доходов при определении базы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2016 года.

О.А. Федун , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Нормативные акты с комментариями

Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день.