Налоговый кодекс страховые взносы. Сроки уплаты и предоставление отчетности

Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

  • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
  • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

Статья

Статьи новой главы НК РФ будут регулировать вопросы начисления, уплаты и контроля за страховыми взносами с 2017 года. Перечислим этим статьи:

  • Статья 419. Плательщики страховых взносов;
  • Статья 420. Объект обложения страховыми взносами;
  • Статьи 421. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
  • Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;
  • Статья 423. Расчетный период. Отчетный период;
  • Статья 424. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений;
  • Статья 425. Тарифы страховых взносов;
  • Статья 426. Тарифы страховых взносов в 2017 – 2018 годах;
  • Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов;
  • Статья 428. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков;
  • Статья 429. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;
  • Статья 430. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам;
  • Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • Статья 432. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

В ст.99 ФЗ №229 сказано, …

  • 14.05.2018 Пилипенко Игорь Александрович Единоличный исполнительный орган организации (директ…
  • 14.05.2018 Бондаренко Елена Валерьевна Доброе утро, Наталья. В ст.273 ТК РФ сказано: …
  • 14.05.2018 Бондаренко Елена Валерьевна Доброе утро, Денис Николаевич.
  • ПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА С 2017 ГОДА.

    Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года. Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

    При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

    Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

    База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

    Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

    • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
    • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

    Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

    ПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА С 2017 ГОДА.

    Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года. Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

    При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

    Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

    База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

    Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

    Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году - 2,0, в 2019 году - 2,1, в 2020 году - 2,2, в 2021 году - 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

    Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

    Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

    ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

    На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

    • ПФР - 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
    • ОМС - 5,1 % без ограничения по сумме.
    • ФСС - 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

    Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

    В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

    Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

    • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
    • российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
    • организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.

    ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

    Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки. Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

    То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

    В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

    ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЧИСЛЕННЫХ ПОСОБИЙ.

    Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

    В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

    Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС. Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

    Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа - ФНС и отделение ФСС.

    СРОКИ УПЛАТЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ.

    Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

    Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

    Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

    В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

    Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

    ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.

    Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

    С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

    До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ. Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.11-13 ст.431 НК РФ).

    СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

    Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

    База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12. К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%. При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.

    Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)

    Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

    ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

    • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
    • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
    • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
    • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина - 3 года);
    • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

    Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

    Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы

    Июль 2016 г. Эксперты компании «Правовест Аудит»

    Налоговый кодекс и страховые взносы 2017 года стали понятиями неразделимыми. Рассмотрим суть произошедших изменений и то, как они отразились на правилах работы со взносами.

    Как из-за взносов изменилось налогообложение-2017 в РФ?

    С 2017 года в НК РФ включена новая глава, посвященная страховым взносам, точнее, тем из них, которые ранее регулировались прекратившим свое действие законом «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ:

    • на ОПС;
    • на ОСС по нетрудоспособности и материнству;
    • на ОМС.

    Закон «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ остался в силе. Таким образом, процедуры начисления и уплаты взносов на травматизм продолжают подчиняться положениям этого документа. Изменений в них, несмотря на корректировки, сделанные в самом законе, не произошло. Эти взносы по-прежнему курирует Соцстрах.

    Включение страховых взносов в НК РФ автоматически приравняло их к налоговым платежам и сделало зависящими от правил общего характера, содержащихся в части 1 кодекса. Все ключевые положения этой части НК РФ пополнились упоминаниями о страховых взносах:

    • о процедурах проведения проверок;
    • о правилах возврата излишне уплаченных сумм;
    • о наказаниях за нарушение правил, содержащихся в кодексе.

    При этом серьезных изменений в порядке определения налоговой базы по взносам и принципах их расчета не сделано. Поэтому осталось в силе и требование об установлении на очередной год величины той предельной базы по взносам, при превышении которой меняется порядок обложения взносами. Такие пределы на 2017 год утверждены постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255 и составляют для платежей на ОПС — 876 тыс. руб., для отчислений на ОСС — 755 тыс. руб.

    Налоги и страховые взносы уравнены по подходу к ним: последствия

    Включение взносов в состав налоговых платежей привело к следующим последствиям для них:

    1. Изменились реквизиты для оплаты, поскольку получателем взносов оказалась налоговая служба и перечисления начали осуществляться по новым (бюджетным) КБК. При этом платежные документы, так же как и прежде, оформляются раздельно в отношении каждого вида взносов.
    2. Появилось 2 типа используемых для оплаты КБК:
    • переходные, предназначенные для взносов, начисленных до 2017 года, а оплачиваемых после 01.01.2017;
    • окончательные, применять которые следует уже для подчиняющихся НК РФ взносов, начисленных после 01.01.2017.

    3. Стало возможным применение в отношении взносов правила, с ноября 2016 года действующего для налоговых платежей: допустимость осуществления их оплаты 3-м лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ).

    4. Возникло дополнительное условие для возврата излишне уплаченных взносов на ОПС, которые ПФР (получивший предназначенные ему средства из бюджета) вправе не вернуть, если такие суммы были учтены в поданной по взносам отчетности и уже разнесены по лицевым счетам застрахованных лиц (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).

    5. Процедура проведения камеральных и выездных проверок для взносов стала такой же, как и для налоговых платежей. По взносам переходного периода (начисленным и уплаченным до 2017 года) проверку будут проводить фонды, но решения по результатам этих проверок примет налоговый орган. При этом фонды сохранили право контроля в отношении ряда вопросов:

    • ПФР — по сведениям о стаже;
    • ФСС — по расходам на выплаты по нетрудоспособности и материнству.

    6. В качестве расцениваемых как подлежащих наказанию нарушений для взносов стали действовать те их виды, которые в НК РФ установлены для налогов. Соответственно, стала применимой и та же налоговая ответственность (ст. 119, 119.1, 120, 122, 126 НК РФ). При этом продолжают действовать и некоторые виды ответственности, за которые вправе штрафовать фонды:

    • ПФР — за непредставление сведений о стаже и за несоблюдение электронного формата подачи отчетности о нем (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ);
    • ФСС — за нарушения в отношении взносов на травматизм (ст. 26.29-26.31 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

    Изменены ли база, тарифы и формулы для исчисления взносов?

    В принципах определения величины страховых взносов серьезных изменений не произошло. Хотя ряд новшеств все же введен:

    • для обособленных подразделений, наделенных правом начисления и выплаты доходов физлицам, установлена обязанность осуществлять оплату взносов и отчитываться по ним (п. 11 ст. 431 НК РФ);
    • введена обязанность информировать налоговый орган о возникновении/утрате у обособленного подразделения полномочий на начисление и выплату доходов физлицам (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ);
    • появились ограничения величины суточных, не облагаемых взносами, теми значениями, которые для аналогичных целей действуют для НДФЛ: 700 руб. в день для поездки по РФ и 2 500 руб. для заграничной командировки (п. 2 ст. 422 НК РФ);
    • доходы, выплачиваемые в натуральной форме, в базу берутся по рыночной стоимости того, что выдано, с включением в нее НДС (п. 7 ст. 421 НК РФ);
    • ИП, платящие взносы за себя, получили возможность при определении величины дохода, от которой зависит выбор окончательной формулы расчета взносов, уменьшать этот доход на сумму профессиональных вычетов (письмо ФНС России от 10.02.2017 № БС-4-11/2494@);
    • у физлиц, не являющихся ИП и зарабатывающих услугами по уходу за нуждающимися в этом лицами, репетиторством, уборкой и ведением домашнего хозяйства, есть право в период 2017-2018 годов использовать освобождение от оплаты взносов (подп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ).

    Плательщики взносов по-прежнему делятся на 2 группы (ст. 419 НК РФ), существенно различающиеся порядком расчета этих платежей (ст. 421 и 430 НК РФ):

    Для первой группы база обложения определяется ежемесячно по каждому физлицу нарастающим итогом как объем выплаченных по трудовому или ГПХ договору вознаграждений. Некоторые виды вознаграждений освобождены от начисления взносов на них (ст. 422 НК РФ). К базе могут быть применены тарифы 3 видов:

    • основные, действительные для большинства плательщиков (ст. 426 НК РФ);
    • пониженные, воспользоваться которыми вправе только плательщики, соответствующие определенным критериям (ст. 427 НК РФ);
    • дополнительные, использовать которые придется, если труд работника осуществляется в особых условиях (ст. 428, 429 НК РФ).

    Основные тарифы по-прежнему разделены по видам страхования и для периода 2017-2019 годов составляют:

    • на ОПС — 22%, пока величина дохода не превысит установленного для него предела, а далее к доходу будет применяться ставка 10%;
    • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% (1,8% — для временно находящихся в России работников-иностранцев), пока величина дохода не превысит установленного для него предела, а далее начисление взносов прекратится;
    • на ОМС — 5,1% со всего объема начисленного дохода без ограничения его величины.

    Пониженные тарифы различаются в зависимости от оснований, дающих право на их применение, и могут действовать на протяжении ограниченного числа лет.

    Дополнительные тарифы зависят от тех условий, в которых осуществляется труд, и составляют в зависимости от них от 2% до 14%.

    Плательщики второй группы используют такие алгоритмы расчета сумм взносов (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

    1. На ОПС общая величина взносов за год для дохода, не превышающего 300 тыс. руб., составит 12-кратную величину МРОТ на начало года, умноженную на ставку 26% (подп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ). Если по итогам года доход окажется больше 300 тыс. руб., на сумму превышения дополнительно нужно будет начислить 1% от суммы превышения. При этом общая величина годовых платежей не может превысить 12-кратный МРОТ на начало года, умноженный на 8 и на ставку 26%.

    2. На ОМС общая величина платежа за год будет равна 12-кратному МРОТ на начало года, умноженному на ставку 5,1%.

    Платеж на ОСС для уплачивающих взносы за себя не является обязательным (п. 6 ст. 430 НК РФ), но может осуществляться в добровольном порядке.

    Сроки оплаты взносов и отчетность по ним

    Сроки оплаты взносов сохранены такими же, которые действовали и до 2017 года, и по-прежнему зависят от вида плательщиков взносов:

    • уплачивающими их с доходов наемных работников платеж осуществляется ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ);
    • платящие за себя должны сделать оплату суммы, соответствующей доходу до 300 тыс. руб., не позже 31 декабря текущего года, а взносы с дохода, превышающего эту величину, уплатить не позже 1 апреля следующего года (п. 2 ст. 432 НК РФ).

    А вот сроки отчетности, сдавать которую должны плательщики взносов, имеющие наемных работников, изменены в сторону увеличения. Теперь отчет подается не позднее 30-го числа месяца, наступающего за очередным отчетным кварталом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Обязанность сдать отчетность только 1 раз за прошедший год есть у глав фермерских хозяйств. Срок ее подачи тоже приходится на 30-е число 1-го месяца, наступающего по завершении года (п. 3 ст. 432 НК РФ).

    На все сроки, установленные для взносов, распространяется правило п. 7 ст. 6.1 НК РФ о переносе указанной в НК РФ даты на ближайший следующий будний день, если эта дата совпала с выходным.

    Способы подачи отчета остались прежними (п. 10 ст. 431 НК РФ):

    • электронный, использовать который обязаны плательщики со среднесписочным числом работников, превышающим 25 человек;
    • на бумаге, использование которого допускается при численности не более 25 человек.

    Изменилась и сама форма отчетности, ставшая единым для данных по всем взносам бланком. Бланк ее и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

    При этом некоторые виды отчетности придется подавать и в фонды:

    1. В ПФР потребуется сдавать:
    • ежемесячную форму СЗВ-М;
    • ежегодные сведения о стаже и данные об уплате дополнительных страховых взносов.

    2. В ФСС по-прежнему будут представляться:

    • отчет формы 4-ФСС, сокращенный до раздела, отражающего данные по взносам на травматизм;
    • документы, подтверждающие право на возмещение расходов по нетрудоспособности и материнству.

    Итоги

    С 2017 года в НК РФ присутствует особая глава, посвященная тем страховым взносам, которые ранее регулировались законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Это приравняло взносы к налоговым платежам и распространило на них правила, содержащиеся в части 1 НК РФ. Действовавшие ранее для таких взносов порядок определения базы обложения, тарифы, алгоритмы расчета, сроки оплаты сохранены. Изменились форма и сроки отчетности, а также некоторые правила, применяемые при установлении величины базы обложения взносами.

    С 1 января 2017 года Налоговый кодекс дополнен новой главой 34 «Страховые взносы». Что предусмотрено в этой главе – читайте в данном обзоре. Также вы можете скачать новую главу в составе НК РФ, в редакции, действующей с 1 января 2017 года.

    Новая глава про страховые взносы

    С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ пополнится новой главой 34 «Страховые взносы». В эту главу входят статьи 419-432, регулирующие правила начисления и уплаты страховых взносов. Одновременно с этим основные принципы, касающиеся налогов, с 2017 года станут распространятся и на страховые взносы. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.16 № 243-ФЗ.

    Новые статьи главы 34 «Страховые взносы»

    Статьи новой главы НК РФ будут регулировать вопросы начисления, уплаты и контроля за страховыми взносами с 2017 года. Перечислим этим статьи:

    • Статья 419. Плательщики страховых взносов;
    • Статья 420. Объект обложения страховыми взносами;
    • Статьи 421. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
    • Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;
    • Статья 423. Расчетный период. Отчетный период;
    • Статья 424. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений;
    • Статья 425. Тарифы страховых взносов;
    • Статья 426. Тарифы страховых взносов в 2017 – 2018 годах;
    • Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов;
    • Статья 428. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков;
    • Статья 429. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;
    • Статья 430. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам;
    • Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • Статья 432. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.