Национальный и религиозный состав европы. Районы нового освоения

Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения. Однако на первых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ее ограничивалось районом Средиземноморья. В центральноевропейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы - лишь в VIII-XII вв.

С разделением христианства в XI в. на западную и восточную ветви страны Юго-Западной, Западной, Центральной и Северной Европы последовали за Римом, Восток и Юго-Восток - за Константинополем. Реформационное движение, развернувшееся в Европе в первой половине XVI в., еще более осложнило религиозную картину в этой части света: наряду с католиками и православными появились еще протестанты. Протестантизм утвердился в ряде районов Центральной и Западной Европы, а также на всем Севере.

С той поры география различных религиозных направлений в Европе не претерпела существенных изменений. Протестантизм по-прежнему преобладает среди верующих североевропейских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Фарерские острова, Исландия), а также отдельных стран Западной и Центральной Европы (Великобритания и Северная Ирландия, Германская Демократическая Республика). В таких же западно- и центральноевропейских странах, как Нидерланды, Федеративная Республика Германии, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедует примерно половина верующих.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия) большинство верующих - католики. Католики образуют приблизительно половину верующего населения также в Федеративной Республике Германии, Нидерландах, Швейцарии.

Православие преобладает среди верующих Юго-Восточной Европы (Румыния, Болгария, Греция). В Югославии помимо православных много католиков и мусульман.

Ислам распространен в Европе сравнительно узко. Лишь в Албании и в европейской части Турции к этой религии относится большая часть верующих.

Уже давно Европа является одним из мировых центров свободомыслия и атеизма. Особенно широко атеистические идеи стали распространяться со времени Великой французской революции. После коренных социальных преобразований в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в этом регионе были сильно поколеблены устои религии. В социалистических странах непрерывно растет число лиц, порывающих с религией. Рост атеизма можно наблюдать также в буржуазных странах Европы. Особенно выделяются в этом отношении страны с давними традициями свободомыслия - Франция, Нидерланды, Великобритания.

Какова же конкретная картина распространения религиозных верований в зарубежной Европе?

Финляндия

Христианство проникло в Финляндию в XII в. В эпоху Реформации в этой стране распространилось лютеранство, которое исповедуют 90% населения. Большинство лютеран - члены Финской евангелическо-лютеранской церкви. Имеются также последователи Лютеранской конгрегации Швеции (2 тыс.) и Свободной ассоциации евангелическо-лютеранских конгрегации в Финляндии (около 1 тыс.). В качестве самостоятельной организации выступает Финская свободная церковь (11 тыс.). Небольшие группы образуют пятидесятники (40 тыс.), последователи Армии спасения, свидетели Иеговы (12 тыс. полноправных членов), адвентисты седьмого дня (5 тыс.), баптисты (2 тыс), методисты (2 тыс.). Имеется также группа мормонов (4 тыс.).

Второй по числу последователей церковной организацией в стране является Финская православная церковь (54 тыс.), которая, однако, намного уступает лютеранской церкви. Католиков в Финляндии 3 тыс. Есть также иудаисты (1 тыс.), мусульмане (около 1 тыс.), бехаисты.

Швеция

В Швеции христианство было введено в IX в. Со времени Реформации в стране всецело господствует лютеранство (лютеране составляют примерно 95% населения). Несмотря на провозглашение свободы вероисповеданий, лютеранской церкви в Швеции придан государственный характер. Из других протестантских организаций и сект следует назвать пятидесятников (101 тыс.), Армию спасения (33 тыс.), Шведскую армию спасения (2 тыс.), баптистов (22 тыс.), методистов (5 тыс.), адвентистов седьмого дня (3 тыс.), Шведский миссионерский союз (80 тыс.), Евангелическое национальное миссионерское общество (24 тыс.), Миссионерское общество Эребру (22 тыс.), Миссионерское общество шведского альянса (14 тыс.), Миссию святости (6 тыс.). Католицизм исповедуют только 116 тыс. человек, иудаизм - 17 тыс. Имеется небольшое число бехаистов.

Социологи отмечают падение религиозности населения в последние годы. Так, протестантский социолог Густавсон сообщает, что в 1960 г. государственные лютеранские церкви регулярно посещало всего 3% населения Швеции.

Норвегия

Норвегия была обращена в христианство в IX в. С XVI в. в стране безраздельно господствует лютеранская Норвежская церковь, которая считается государственной (по официальным данным, к этой церкви принадлежит 94% населения). В 1877 г. от государственной церкви ответвилась Евангели-ческо-лютеранская свободная церковь в Норвегии, но число ее последователей невелико (20 тыс.). Еще малочис-леннее независимая Евангелическо-лютеранская церковная конгрегация (4 тыс.). Сравнительно небольшое число членов имеют и другие протестантские церковные организации и секты: пятидесятники (44 тыс.), методисты (16 тыс.), баптисты (13 тыс.), адвентисты седьмого дня (7 тыс.), Норвежский миссионерский союз (6 тыс.), Конгрегация бога (1,5 тыс.), англика-не (1,4 тыс.), Конгрегация Иисуса Христа (0,6 тыс.), Армия спасения. Католиков всего 17 тыс., иудаистов - 0,9 тыс.

Дания

Довольно рано, в самом начале VIII в., христианство утвердилось в Дании, После Реформации официальным вероисповеданием страны стало лютеранство. К государственной Евангелическо-лютеранской народной церкви Дании относится 94% населения страны (интересно, что регулярно посещает церковь лишь 3% населения). Имеются в стране последователи пяти-десятнической Апостолической церкви (9 тыс.), адвентисты седьмого дня (8 тыс.), баптисты (6 тыс.), приверженцы Датского миссионерского союза (4 тыс.), методисты (2 тыс.), реформаты, моравские братья, последователи Армии спасения, квакеры, анг-ликане, члены секты "Христианская наука", унитарии, мормоны и др. Католицизм исповедуют 27 тыс. человек, иудаизм - 7,5 тыс. Имеется также небольшое число православных и мусульман (среди иммигрантов), а также бехаистов.

Фарерские острова

Подавляющая часть населения автономной области Дании Фарерские острова - лютеране. Есть небольшие группы плимутских братьев и католиков.

Исландия

Христианизация населения в этой стране произошла в начале XI в. После Реформации большинство верующих стали лютеранами Евангелическая лютеранская церковь находится в стране на положении государственной. К ней относится 93% населения Исландии. Большинство остальных верующих -последователи двух независимых протестантских группировок: Свободной церкви (7 тыс.) и Независимой конгрегации Свободной церкви (2 тыс.). Имеется также незначительное число сектантов. Это последователи Шведской свободной миссии, члены Исландского библейского общества, адвентисты седьмого дня, приверженцы Армии спасения. Сторонников католицизма - 2 тыс.

Великобритания

Уже в III в., т. е. еще до вторжения англосаксов, Британия была христианской страной. В первой половине XVI в. церковь Англии объявила себя независимой от Рима. Тем не менее часть верующих сохранила верность католицизму. В разное время от англиканской церкви отделилось много различных церковных группировок и сект. В Шотландии в эпоху Реформации утвердился кальвинизм (в форме пресвитерианства), который и стал основной религией страны.

В настоящее время в Великобритании действуют две государственные церкви: Церковь Англии (англиканская) и Церковь Шотландии (пресвитерианская). Англикане в настоящее время образуют примерно 55% населения страны. Церковь Англии насчитывает в настоящее время 27 млн. последователей (в это число не входят англикане в Уэльсе, где англиканская церковь не является государственной). 3% населения страны - пресвитериане. Самая крупная пресвитерианская церковная организация - государственная Церковь Шотландии - имеет 903 тыс. взрослых членов. Кроме государственных в Великобритании есть еще так называемые свободные церкви. Наибольшее число последователей имеют методистские церковные организации (10% населения). Крупнейшая из них -Методистская церковь (488 тыс. активных членов), кроме нее существуют независимые методисты (5 тыс.) и Веслеянский реформистский союз (4 тыс.). Всего же методистов вместе с детьми 1,4 млн. Наиболее влиятельны методисты в северо-восточных районах страны, в западной части Мидленда и Корнуолле. Далее следуют различные кальвинистские церкви. Среди них нужно отметить Объединенную реформатскую церковь, образовавшуюся путем слияния конгрегацио-налистов Англии и Уэльса и пресвитериан Англии (140 тыс.), Пресвитерианскую (кальвинистскую методистскую) церковь Уэльса (85 тыс.), Союз уэльских индепендентов, Свободную церковь Шотландии, Объединенную свободную церковь Шотландии (10 тыс.), Свободную пресвитерианскую церковь Шотландии, Реформированную пресвитерианскую церковь Шотландии, а также Конгрегациональ-ную федерацию, созданную конгрега-ционалистами, не вошедшими в Объединенную реформатскую церковь. Немало также и баптистов. Большинство из них объединено в Баптистский союз Великобритании и Ирландии (153 тыс. полноправных членов в Великобритании и Ирландии; всего же баптистов вместе с детьми 337 тыс.).

Шотландские англикане объединены в Епископальную церковь в Шотландии (69 тыс.).

В Великобритании существуют и другие протестантские течения, однако численность их последователей сравнительно невелика. Это приверженцы Армии спасения (100 тыс. активных членов), различные группы пятидесятников (98 тыс., в том числе: Ассамблеи бога - 60 тыс., Элимская церковь - 25 тыс., Апостолическая церковь - 8 тыс., Пятидесятнические элимские церкви - 2 тыс., Пятиде-сятническая церковь святости - 2 тыс. и др.; среди пятидесятников много выходцев из Вест-Индии), "братья" (80 тыс.), свидетели Иеговы (51 тыс.), лютеране (33 тыс.), квакеры (19 тыс.), члены Унитарианских и свободных христианских церквей (8 тыс. совершеннолетних), адвентисты седьмого дня (14,5 тыс.), последователи Церквей Христа в Великобритании и Ирландии (12 тыс.), приверженцы Свободной церкви Англии, или Реформированной епископальной церкви (8 тыс.), назаряне (8 тыс.), сторонники Новой церкви (8 тыс.), моравские братья (5 тыс.), приверженцы Объединения графини Хантингдон (4 тыс.), реформаты и т. д. Имеют приверженцев также секта "Христианская наука" и мормоны (72 тыс.).

В Великобритании живет довольно большое число католиков. Они составляют в Соединенном Королевстве 10% всего населения. В Англии и Уэльсе католиков насчитывается 4258 тыс. Свыше половины католиков - ирландцы. Наиболее значительные католические группы имеются (кроме Северной Ирландии) в Глазго, Кардиффе, Ливерпуле, Бирмингеме и Лондоне Имеются также небольшие группы православных (в основном выходцы из восточноевропейских стран) и армяно-григориан (армяне). Небольшая группа жителей Великобритании (17 тыс.) являются членами Национального союза спиритуалистов. Из нехристианских религий представлены иудаизм (354 тыс последователей, из них 280 тыс. в Большом Лондоне), ислам (свыше 800 тыс. приверженцев, сосредоточенных преимущественно в Лондоне, Мидлендсе, Южном Уэльсе, Ланкашире и Йоркшире; эту религию исповедуют выходцы из Пакистана и 15% выходцев из Индии), индуизм и сикхизм (выходцы из Индии), буддизм (последний распространен среди части выходцев из Азии и небольшой группы англичан). В Великобритании немало атеистов О высоком удельном весе неверующих косвенно говорят следующие данные: в 1982 г. из всех бракосочетаний, совершенных в Англии и Уэльсе, 34% было оформлено по англиканскому обряду, 18% - по другим религиозным обрядам, 48% - гражданским путем. В Шотландии в 1982 г. 39,5% бракосочетаний было совершено Церковью Шотландии, 14% - Римской католической церковью, 1,5% - Епископальной церковью, 5% - другими церквами, 40% - путем гражданской регистрации.

Характерно, что, по данным английских социологов, религиозность населения падает из года в год. В некоторых крупных городах воскресные богослужения посещают всего 10-15% населения.

В автономной части Соединенного Королевства - Северной Ирландии, согласно переписи 1971 г., при общей численности населения 1520 тыс. насчитывалось 478 тыс. католиков (32% населения), 406 тыс. пресвитериан (27%), 334 тыс. англикан (22%), 71 тыс методистов (5%). По более поздним данным, численность католиков составляла 504 тыс. (также 32% населения). Кроме того, есть 10 тыс конгрегационалистов, 8 тыс. баптистов и др.

Остров Мэн - самоуправляющееся владение Великобритании - имеет в основном англиканское население Вместе с тем на острове встречаются приверженцы других протестантских церквей и сект (баптисты, конгрега-ционалисты, независимые методисты, методисты, пресвитериане, квакеры, последователи "Христианской науки", свидетели Иеговы), а также мормоны и католики.

На острове Джерси (один из Нормандских островов, самоуправляющееся владение Великобритании) Церковь Англии является государственной. Имеются на острове представители других протестантских течений (методисты, баптисты, конгрегационалисты, пресвитериане) и католики.

Церковь Англии является государственной и для населения острова Герн-си - второго из Нормандских островов, также самоуправляющегося владения Великобритании. Помимо англикан на острове живут пресвитериане, методисты, конгрегационалисты, баптисты, члены Элимской церкви, а также католики.

Ирландия

Ирландия приняла христианство в V в. Она всегда считалась одним из бастионов католицизма. Римские католики составляют 94% всего населения страны. Из протестантов наиболее многочисленны англикане (98 тыс.), за ними следуют пресвитериане (16 тыс.) и методисты (6 тыс.). Имеется небольшое число иудаистов (2 тыс.).

Франция

Во Францию христианство проникло в начале новой эры. Обычно считается, что подавляющее большинство населения страны (около 90%) придерживается католицизма. Однако насколько такая точка зрения не соответствует действительному положению вещей, видно из исследования, проведенного Французским институтом общественного мнения. Согласно полученным сведениям, из 82% жителей, считающихся формально католиками, лишь 21% выполняет религиозные обряды; из жителей, не выполняющих обряды, только 38% верят в Христа, а 23% считают себя неверующими, но католиками по традиции. 10% населения без всяких оговорок назвали себя атеистами, а 8% придерживаются других исповеданий. Во Франции имеется более 800 тыс. протестантов. Большинство из них реформаты. Они объединены в три церкви: Реформатскую церковь Франции (400 тыс.). Реформатскую церковь Эльзаса и Лотарингии (42 тыс.) и Независимую евангелическую реформатскую церковь (10 тыс.). Лютеране во Франции образуют две церкви: Церковь аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии (230 тыс.) и Евангелическую лютеранскую церковь Франции (45 тыс.). Реформатов больше всего в Париже, Нормандии и близ Марселя, лютеран - в Эльзасе и Лотарингии. Другие группы протестантов невелики. Это свидетели Иеговы (70 тыс.), пятидесятники (25 тыс.), баптисты (20 тыс.), дарбисты (10 тыс.), последователи Армии спасения (6 тыс.), адвентисты седьмого дня (6 тыс.), приверженцы Народной евангелической миссии (4 тыс.), меннониты (3 тыс.), плимутские братья (3 тыс.), старокатолики (3 тыс.), последователи Христианского действия на Востоке (организации, объединяющей армянских протестантов; 2 тыс.), методисты (3 тыс.), квакеры, приверженцы секты "Христианская наука". В стране имеются также армяно-григо-риане (180 тыс.), православные (150 тыс., преимущественно русские и греки), мормоны (15 тыс.), старокатолики (3 тыс.). Кроме христиан во Франции живет немало мусульман (около 2,4 млн., из них свыше 750 тыс. живут в районе Марселя) и иудаистов (650 тыс.).

Монако

В небольшом княжестве Монако, расположенном на Средиземноморском побережье, 90% населения придерживается католицизма. Имеются также англикане и другие протестанты и небольшая группа иудаистов.

Нидерланды

На территории современных Нидерландов христианство начало распространяться с конца VII в. После Реформации большая часть населения приняла протестантизм, однако на юге сохранился католицизм. Весьма рано пустили корни в Нидерландах, обгонявших другие европейские страны по темпам экономического развития, и семена свободомыслия. По данным переписи 1971 г., 24% населения Нидерландов -атеисты. Не верят в бога около половины жителей голландской столицы - Амстердама.

Протестанты составляют в Нидерландах 34% населения, католики - 40%. Католики особенно многочисленны на юге страны, где в провинциях Северный Брабант и Лимбург они составляют 90-95% населения. Немало их также в провинциях Северная Голландия, Оверэйссел и Гелдерланд. Протестанты делятся на ряд церквей и сект. Наибольшее влияние имеют реформатские церкви. Важнейшая из них - Нидерландская реформатская церковь. К ней принадлежит большинство реформатов страны. 1й сильно уступает по численности организация "Реформатские церкви в Нидерландах" (851 тыс.). Кроме того, имеется еще одна малочисленная реформатская организация, называемая "Христианские реформатские церкви в Нидерландах" (75 тыс.). Последователей Евангелическо-люте-ранской церкви немного (32 тыс.). Сравнительно мало приверженцев других протестантских групп: меннонитов (70 тыс.), придерживающихся арминианских принципов ремонстрантов (13 тыс. полноправных членов), баптистов (12 тыс.), адвентистов седьмого дня (4 тыс.), моравских братьев (3 тыс), последователей Обновленной апостолической миссионерской церкви (2 тыс.), сторонников Шведской свободной миссии (1 тыс.), последователей Армии спасения, членов секты "Христианская наука" и др. Живущие в стране немцы и англичане посещают соответственно немецкие евангелические и англиканские церкви. К протестантам примыкают Старокатолическая церковь Нидерландов (12 тыс) и Либерально-католическая церковь (1,4 тыс). Из нехристиан в Нидерландах имеются мусульмане (свыше 100 тыс.) и бехаисты, индуисты (около 50 тыс) и иудаисты (30 тыс.).

Бельгия

Христианизация Бельгии проходила с конца VII в. В настоящее время подавляющее большинство верующих в стране - католики (примерно 90% всего населения). Число протестантов невелико. В стране действуют Объединенная протестантская церковь Бельгии (35 тыс. последователей; создана в 1978 г. в результате объединения лютеранской по исповеданию Протестантской церкви Бельгии, Реформатской церкви Бельгии и бельгийского округа Реформатских церквей в Нидерландах), Бельгийская миссионерская христианская церковь (10 тыс. последователей), Бельгийская евангелическая миссия (2 тыс.), Методистская церковь (2 гыс.), пятидесятнические Ассамблеи бога (1 тыс.) Имеются также адвентисты седьмого дня (1 тыс.), баптисты, англикане, последователи Армии спасения и др. Есть в Бельгии и иудаисты (41 тыс.). Среди живущих в Бельгии иностранцев 20 тыс. православных и 60 тыс. мусульман.

Люксембург

Большая часть населения Люксембурга - католики (96%). Протестантов, главным образом лютеран, мало (4 тыс., или 1% населения). Имеется в стране небольшая группа иудаистов (1 тыс.). Часть жителей Люксембурга во время переписи или объявили себя атеистами, или отказались указать свою религиозную принадлежность.

Федеративная Республика Германии

На территорию, на которой в настоящее время расположена ФРГ, христианство проникло еще в IV в. Реформация расколола немецких христиан на две группы: часть из них остались приверженцами Римской католической церкви, другие восприняли протестантизм в лютеранской или кальвинистской форме. Еще в XIX в. была сделана попытка объединить в отдельных немецких государствах лютеранские и реформатские церкви (при сохранении вероисповедных особенностей каждой входящей в объединение церковной общины). Объединенные церкви стали называться евангелическими (в отличие от необъединенных евангелическо-лютеранских и еванге-лическо-реформатских). После образования единого германского государства была создана Евангелическая церковь союза, однако в ее состав вошли не все местные евангелические (лютеранско-реформатские) организации. В 1948 г. было создано еще более широкое объединение - Евангелическая церковь в Германии, в которую вошли уже упомянутая Евангелическая церковь союза, Объединенная еванге-лическо-лютеранская церковь Германии, созданная в 1948 г., и ряд самостоятельных территориальных евангелических, евангелическо-лютеранских и евангелическо-реформатских церквей, а также гернгутеры, или моравские братья (численность последних -30 тыс.). Общая численность членов Евангелической церкви в Германии -около 27 млн Крупнейшим подразделением этой организации является вошедшая в нее как коллективный член Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии, насчитывающая 10 млн. последователей и включающая в свой состав большую часть евангелическо-лютеранских территориальных церквей. Второй коллективный член Евангелической церкви в Германии - Евангелическая церковь союза, объединяющая как лютеранские, так и кальвинистские общины. Вне Евангелической церкви в Германии остались лишь несколько небольших протестантских церквей. Это Союз конгрегации евангелической свободной церкви (67 тыс.), Евангелическо-люте-ранская (старолютеранская) церковь (37 тыс.), Союз свободных евангелических конгрегации (24 тыс.), Независимая евангелическо-лютеранская церковь (21 тыс.), Евангелическо-лютеранская свободная церковь (15 тыс.), Церковь диаспоры евангелическо-лю-теранского исповедания (5 тыс.), Старореформатская церковь в Германии (5 тыс.), а также методисты (266 тыс.), баптисты (133 тыс.), адвентисты седьмого дня (90 тыс.), меннониты (12 тыс.), различные группы пятидесятников (11 тыс., из них последователи Ассамблей бога составляют около 10 тыс.), Армия спасения и др. В целом протестанты составляли, по данным переписи 1970 г., 48% населения ФРГ (из них 46% - лютеране и 2% - реформаты). Имеются в стране также старокатолики (28 тыс.).

Большим влиянием пользуется в ФРГ и Римская католическая церковь. К ней примыкает 46% населения страны. Католицизм занимает особенно сильные позиции на западе и юге страны - в землях Саар (74% населения), Бавария (70%), Рейнланд-Пфальц (56%) и Северный Рейн-Вестфалия (52%). В ФРГ имеются также небольшие группы православных. Есть в стране мусульмане (1,5% населения) и иудаисты (25 тыс.).

Швейцария

В Швейцарии Реформация выступила в своеобразной форме кальвинизма Именно в Женеве протекала деятельность Жана Кальвина. В 1980 г. протестанты составляли 44% всего населения страны (включая иностранцев), католики - 48%. Среди швейцарских граждан соотношение двух основных конфессий несколько иное: протестанты -50%, католики - 44% (1980 г.). Подавляющее большинство протестантов Швейцарии - реформаты. В стране функционируют 19 самостоятельных реформатских церквей, организованных преимущественно по кантонам. Кроме них имеется также несколько небольших по численности других протестантских организаций. Реформатские церкви, Евангелическая свободная церковь Женевы и Евангелическо-методистская церковь образуют Союз швейцарских евангелических церквей. Вне союза находятся адвентисты седьмого дня (7 тыс.), лютеране (6 тыс.), Союз свободных евангелических общин в Швейцарии (4 тыс.), баптисты (3 тыс.), меннониты (2 тыс.), пятидесятническая Апостолическая церковь (2 тыс.), Армия спасения. В Швейцарии имеются также старокатолики,(Христианско-католическая церковь Швейцарии - 20 тыс. последователей, или 0,3% населения), иудаисты (18 тыс.), мусульмане (3 тыс.).

Лихтенштейн

В маленьком княжестве Лихтенштейн, расположенном между Швейцарией и Австрией, преобладают католики (85% всего населения). Живущие в княжестве протестанты (9%) сосредоточены главным образом в районе столицы княжества - Вадуца.

Австрия

На территории современной Австрии христианство стало распространяться с конца III в. В настоящее время господствующее направление в стране - католицизм. Католики составляют 88% населения, протестанты - 6%. Большинство австрийских протестантов - лютеране. Они образуют Евангелическую церковь аугсбургского исповедания в Австрии (379 тыс.). Лютеране сосредоточены главным образом на юге Верхней Австрии, северо-западе Штирии, западе Каринтии и юге Бургенланда. 16 тыс. реформатов объединены в Евангелическую церковь гельветического исповедания. Кроме того, в стране живут адвентисты седьмого дня (6 тыс.), методисты (4 тыс.), баптисты (3 тыс.), пятидесятники из Ассамблей бога (1 тыс.), последователи Армии спасения. В Австрии насчитывается приблизительно 25 тыс. старокатоликов. Имеется также 13 тыс. иудаистов и 10 тыс. мусульман.

Португалия

В Португалию христианство впервые проникло в IV в. Сейчас большинство населения страны (88%) придерживается католицизма. Существует также ряд протестантских групп. Это свидетели Иеговы (20 тыс.), пресвитериане (3,5 тыс.), баптисты (8 тыс.), пятидесятнические Ассамблеи бога (24 тыс.), "братья" (8 тыс.), адвентисты седьмого дня (6 тыс.), методисты (2,5 тыс.), Лузитанская католико-апостольско-евангелическая церковь (4,5 тыс.), Независимое товарищество (2 тыс.) и др. Имеются небольшие группы иудаистов (0,6 тыс.) и бехаистов.

Испания

В Испании христианство существует с IV в. н. э., однако в период арабского завоевания позиции этой религии были сильно потеснены. Подавляющее большинство верующих испанцев католики (по официальным церковным данным, 83% детей, родившихся в Испании в 1981 г., были крещены по католическому обряду). В стране имеются и протестанты: баптисты (16 тыс.), члены Испанской евангелической церкви (10 тыс.), "братья" (15 тыс.), приверженцы Федерации независимых евангелических церквей (4 тыс.), адвентисты седьмого дня (7 тыс.), приверженцы Испанской реформированной епископальной церкви (1 тыс.), англикане (12 тыс.) и др. Существуют также секты свидетелей Иеговы (около 60 тыс. членов) и мормонов. Есть в Испании небольшие группы иудаистов (13 тыс.), мусульман и бехаистов.

Андорра

В маленьком княжестве Андорра, расположенном в Пиренеях, между Францией и Испанией, почти все верующие придерживаются католицизма.

Гибралтар

Подавляющее большинство образуют католики и в английской колонии на юге Пиренейского полуострова - Гибралтаре. Согласно данным переписи 1981 г., последователи католицизма составляли в колонии 74,5% населения, англикане - 8, мусульмане - 8, иудаисты - 2%. Имеются также пресвитериане, методисты, индуисты.

Мальта

На Мальте Римская католическая церковь является государственной и пользуется огромным влиянием. К католицизму относится подавляющее большинство (98%) населения страны. Встречаются очень небольшие группы протестантов. Имеется маленькая группа иудаистов (50 человек).

Италия

Италия - одна из первых европейских стран, на территории которой широко распространилось христианство. Католики составляют подавляющее большинство населения страны. Функционирует в Италии также греко-католическая церковь, ведущая работу среди проживающих в Италии греков и албанцев. Имеются и православные. Протестантов в стране около 100 тыс. (больше всего в Пьемонте). Это последователи пятидесятнических Ассамблей бога (55 тыс.), вальденсы (25 тыс.), лютеране (2 тыс.), адвентисты седьмого дня (5 тыс.), баптисты (5 тыс.), методисты (4 тыс.), сторонники Армии спасения и др. Иудаистов в стране 41 тыс. Они сосредоточены главным образом в Риме, Турине, Генуе, Флоренции, Венеции и Ливорно. Есть в стране и небольшое число бехаистов. В последние десятилетия в Италии, особенно в северных промышленных районах, резко возросло число атеистов.

Сан-Марино

В маленькой республике Сан-Марино, окруженной со всех сторон территорией Италии, подавляющее большинство жителей (95%) - католики.

Греция

Греция, подобно Италии, очень рано восприняла христианство. Общины христиан появились на ее территории уже в I в. н. э., а во II-III вв. новая религия распространилась по всей стране. В XI в., после раскола христианской церкви, Греция стала одним из оплотов ее восточной ветви - православия. Сейчас Греческая православная церковь является в Греции государственной. Она объединяет 97% населения страны. Католицизм не получил в Греции широкого распространения, его придерживается лишь 47 тыс. человек, включая 2,5 тыс. греко-католиков и 0,6 тыс. армяно-католиков. Большинство католиков живет на Наксосе, Спросе, Тире (Санторине) и других Кикладских островах, а также на острове Керкире (Корфу). В стране есть армяно-григориане (9 тыс.), а также протестантские группы. Это приверженцы пресвитерианской по своему характеру Греческой евангелической церкви (15 тыс.), пятидесятники (2 тыс., главным образом последователи Ассамблей бога), сторонники Восточного миссионерского общества (1 тыс.) и др. Имеются также свидетели Иеговы (8 тыс.). Сохранилась в Греции и группа мусульман (108 тыс.). Ислам исповедуют небольшая часть греков во Фракии и на острове Родос, турки и часть албанцев. Иудаистов - 6 тыс.

Югославия

В Социалистической Федеративной Республике Югославии (христианство было внедрено на современной территории этой страны в IX в.) в настоящее время наблюдается значительная религиозная пестрота. Согласно данным переписи 1953 г., православие исповедовал 41% населения, католицизм -32%, протестантизм - около 1%, ислам - более 12%. Из народов Югославии верующие сербы, черногорцы и македонцы в подавляющем большинстве исповедуют православие (имеются две православные церкви - Сербская и Македонская), верующие хорваты и словенцы - католицизм, боснийцы и албанцы - ислам. Протестанты представлены в Югославии прежде всего лютеранами и реформатами. Лютеране объединены в пять самостоятельных церквей: Словацкую евангелическую церковь (57 тыс.), Евангелическую лютеранскую церковь Словении (20 тыс.), Евангелическую церковь в Сербии (7 тыс.), Евангелическую церковь Социалистической Республики Хорватии, Социалистической Республики Боснии и Герцеговины и Социалистического автономного края Воеводина (5 тыс.) и Венгерскую евангелическую церковь. Христианская реформатская церковь Югославии имеет 22 тыс. последователей, главным образом среди венгров Воеводины. Помимо лютеран и реформатов в стране встречаются адвентисты (17 тыс.), пятидесятники (5 тыс.), баптисты (4 тыс.), методисты (3 тыс.), назаряне, свидетели Иеговы, а также разные группы старокатоликов. Большинство мусульман (мусульманство стало распространяться в Югославии с XV-XVI вв.) сосредоточено в республике Босния и Герцеговина, республике Македония, а также в автономном крае Косово, входящем в состав Сербии (в этом крае подавляющее большинство мусульман - албанцы). Имеется в стране и небольшая группа иудаистов (5,5 тыс.). Часть из них - сефарды.

Албания

В Албании распространены христианство и ислам. Христианство стало распространяться в этой стране еще со II-III вв. н. э., ислам же стал внедряться с XVII в., после турецкого завоевания. Мусульманами являются большинство верующих страны. Основная масса их - сунниты, около трети относится к шиитской секте бекташи (в Албании находился мировой центр бекташизма). Главный район распространения ислама - центральная часть страны. Христианство представлено православной церковью, последователями которой считают себя более 20% албанских верующих, и Римской католической церковью, к которой относится около 10% всего верующего населения. Имеется небольшая группа иудаистов (0,3 тыс.), почти исключительно сефардов.

Болгария

Болгария, куда христианство проникло в IX в., в раннем средневековье стала одним из оплотов православия. И сейчас 85% верующих страны относится к Болгарской православной церкви. 3% верующих, главным образом на юге и востоке страны, исповедует ислам. Небольшое число жителей страны (15 тыс.) - католики. Имеются также протестантские общины (16 тыс. членов). Это баптисты, адвентисты седьмого дня и адвентисты-реформисты, методисты, пятидесятники, реформаты, конгрегационалисты. Верующая часть проживающих в стране армян придерживается армяно-григори-анства, верующие евреи (сефарды) -иудаисты (6 тыс.). Значительный процент населения, особенно в городах, порвал с религией. Проведенное в 1962 г. обследование показало, что религиозно лишь 35% болгарского населения. По сообщению болгарских социологов, глубоко религиозные люди, регулярно посещающие богослужения, сейчас составляют около 6% населения.

Румыния

Проникновение христианства в Румынию относят к IV в. В настоящее время примерно 85% верующих - православные. Основная масса их объединена Румынской православной церковью. К православным примыкает небольшая группа старообрядцев (потомки выходцев из России). Довольно значительное число верующих (1,2 млн.) придерживается католицизма. Это прежде всего часть живущих в Румынии венгров (в уездах Харгита, Ковасна и Тимиш) и немцев (в уездах Тимиш и Сату-Маре) и небольшое число румын Среди протестантов наиболее многочисленны реформаты (600 тыс., верующие венгры в уездах Му-реш, Клуж, Бихор и Сату-Маре) и лютеране (139 тыс., большинство верующих немцев и небольшая группа венгров в уезде Брашов). Протестантские сектанты представлены баптистами (90 тыс.), унитариями (80 тыс. венгров), адвентистами седьмого дня (70 тыс.), пятидесятниками (50 тыс.), последователями Синодо-пресвитериан-ской евангелической церкви (30 тыс. венгров). Верующие из числа живущих в стране армян - армяно-григо-риане (имеется небольшая группа армяно-католиков). В Румынии живут также 32 тыс. иудаистов (евреи) и 40 тыс. мусульман (турки и татары).

Венгрия

Венгры были обращены в христианство в XI в. В XVI в. большая часть венгров приняла протестантизм, однако в XVII в., в период контрреформации, католицизм опять восторжествовал, и сейчас около двух третей венгерских верующих - католики. В восточных районах страны живет группа греко-католиков (500 тыс. в Хайдудороге и других местах). Большая часть остальных верующих - протестанты. Самую крупную группу из них образуют реформаты (2 млн.). Значительно и число лютеран (400 тыс.). Численность последователей других протестантских исповеданий невелика. Это адвентисты седьмого дня (14 тыс.), баптисты (12 тыс.), унитарии (10 тыс.), последователи пятидесятнических Ассамблей бога (5 тыс.), методисты (2 тыс.), евангельские христиане, назаряне. Небольшая часть венгров и верующие сербы придерживаются православия (40 тыс.). Православные венгры объединены в Венгерскую православную церковь, православные других национальностей находятся в ведении югославской Сербской православной церкви, а также Русской, Румынской и Болгарской православных церквей. Имеется также 80 тыс. иудаистов, небольшое число буддистов. Постепенно увеличивается число жителей страны, не связывающих себя ни с какой религией.

Чехословакия

В Чехословакии христианство утвердилось в IX в., хотя есть основания предполагать, что в некоторые районы оно проникло несколько ранее. Основная часть верующих придерживается в настоящее время католицизма. От католицизма в разное время отделились две группы. Это старокатолики, число которых очень невелико (1,5 тыс.), и Чехословацкая гуситская-церковь, созданная в 1920 г. и объединившая значительное число верующих (сейчас 600 тыс. последователей). Из протестантских течений наиболее сильные позиции занимает лютеранство. Словацкая лютеранская церковь (Евангелическая церковь аугсбургско-го исповедания в Чехословакии) объединяет часть верующих словаков (400 тыс.), Силезская лютеранская церковь (Силезская евангелическая церковь аугсбургского исповедания в Чешской Социалистической Республике) - небольшую группу силезских чехов (47 тыс.). Реформатская христианская церковь в Словакии менее влиятельна, ее последователями являются часть живущих в Словакии венгров и небольшая группа словаков (всего 180 тыс. последователей). К реформатам близки пресвитерианская Евангелическая церковь чешских братьев (270 тыс.) и Церковь братьев (10 тыс.). Из других протестантов следует назвать адвентистов седьмого дня (8 тыс.), моравских братьев (7 тыс.), унитариев (5 тыс.), методистов (4,5 тыс.), баптистов (4 тыс.), последователей Союза верящих в Христа (4 тыс.). В Чехословакии, особенно в районе Прешова, немало православных (150 тыс.). Есть также иудаисты (15 тыс.). Еще до установления народно-демократического строя в Чехословакии, особенно в чешских областях, был довольно высок удельный вес неверующих. Сейчас численность атеистов стала еще более значительной.

Так, материалы социологических исследований показали, что, например, в Северной Моравии в 1963 г. по сравнению с 1946 г. число верующих сократилось наполовину. Если в 1946 г. 77% опрошенных высказались за религиозное воспитание детей, то в 1963 г. -только 33%.

Польша

В Польше (христианство утвердилось в этой стране в X в.) подавляющее большинство верующих - католики. Есть в стране сравнительно небольшая группа греко-католиков (200 тыс.). Так же как в Чехословакии, в Польше имеется ряд церквей, по тем или иным причинам отделившихся от Римской католической церкви. Это Польская католическая церковь (42 тыс.), Старокатолическая церковь мариавитов (30 тыс.) и Католическая церковь мариавитов (около 4 тыс.). Польская православная церковь по числу верующих (460 тыс.) занимает второе место в Польше. В отдельных мазурских и белостокских деревнях живут старообрядцы, предки которых эмигрировали сюда в XVII в. из России, спасаясь от религиозных преследований. Протестантизм представлен в Польской Народной Республике рядом своих течений и сект. Наибольшее число последователей имеет Евангелическая аугс-бургская (лютеранская) церковь (100 тыс.). К ней помимо немцев относятся верующие мазуры (этнографическая группа поляков) и часть верующих Тешинской Силезии и Лодзи. Кроме того, имеются приверженцы Объединенной евангелической церкви (10 тыс.), адвентисты седьмого дня (6,5 тыс.), реформаты (4,5 тыс.), методисты (4 тыс.), последователи пятидесятнических Ассамблей бога (3 тыс.), баптисты (2 тыс.), мормоны. Из нехристиан в Польше представлены иудаисты (12 тыс.), караимы и мусульмане. Из года в год растут в Польше ряды атеистов.

Германская Демократическая Республика

В ГДР, в отличие от ФРГ, католицизм не играет значительной роли (его придерживается 8% населения). Среди протестантов (59% населения, по данным переписи 1964 г.) преобладают лютеране, но немало и реформатов. В Берлине и Б ран ден бурге, в бывшей провинции Саксония, в западных частях исторических провинций Померания и Силезия, а также в исторической земле Ангальт эти две группы протестантов объединены в общие евангелические церкви (Евангелическая церковь в Берлине - Бранден-бурге, Евангелическая церковь церковной провинции Саксония, Евангелическая церковь Грейфсвальда, Евангелическая церковь церковного района Гё"рлица, Евангелическая церковь Ан-гальта), входящие в состав Евангелической церкви союза. В исторических землях Мекленбург, Саксония и Тюрингия лютеране образуют отдельные церкви (Евангелическо-лютеранская церковь Мекленбурга, Евангелическо-лютеранская церковь Саксонии и Евангелическо-лютеранская церковь в Тюрингии), которые входят в Объединенную евангелическо-лютеранскую церковь в ГДР. Объединенная еванге-лическо-лютеранская церковь в ГДР и Евангелическая церковь союза на территории ГДР образуют Союз евангелических церквей в ГДР. С Союзом тесно сотрудничает малочисленная группа гернгутеров (моравских братьев). В Союз не входит ряд небольших протестантских групп: Союз конгрегации евангелической свободной церкви в ГДР, Евангелическо-лютеранская (старолютеранская) церковь в ГДР (9 тыс. членов), Союз свободных евангелических конгрегации в ГДР, методисты, адвентисты седьмого дня, меннониты, квакеры. Есть в стране также небольшие группы старокатоликов и православных, а также около 5 тыс. иудаистов. Значительная часть населения ГДР не исповедует никакой религии. На I Международном коллоквиуме по марксистской социологии религии, состоявшемся в Йене в 1965 г., ученые из ГДР сообщили, что почти половина жителей крупных городов ГДР - неверующие. Много людей, соблюдающих церковные обряды, по сути дела, безразличны к религии.

В крупных городах крестят лишь 10- 20% новорожденных, венчаются в церкви около 20% новобрачных.

Западный Берлин

В Западном Берлине преобладает протестантизм (70% населения). Имеются в городе католики (12%) и иуда-исты (5 тыс.).

Национальный состав населения зарубежной Европы неоднороден, здесь есть однонациональные государства и государства со сложной структурой в этническом плане. Что это за страны? Какие основные группы выделяют по национальному составу? Какие факторы повлияли на формирование этнического состава стран Европы? Об этом и многом другом пойдет речь в статье.

Факторы, повлиявшие на национальный состав зарубежной Европы

В настоящее время в Европе проживает более 62 народов. Такая пестрая национальная мозаика образовывалась на этой территории несколько тысячелетий под воздействием исторических и природных факторов.

Равнинные территории были удобны для расселения людей и зарождения этносов. Так, например, на территории Парижского бассейна сформировалась французская нация, на Северо-Германской низменности сложился немецкий народ.

Горные территории усложняли связи между этносами, на таких территориях, как правило, формировался пестрый этнический состав, это, например, Балканы и Альпы.

Значительное влияние на национальный состав Европы оказали миграционные процессы. С 16-го в. и до начала 20-го в. Европа в основном была регионом эмиграции, а со второй половины 20-го в. стала регионом иммиграции.

После революции 1917 года из России в страны зарубежной Европы хлынул поток мигрантов, численность которых составила около 2 миллионов человек. Они образовали этнические диаспоры во Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, Италии, Югославии.

Оказали огромное влияние на национальный состав зарубежной Европы и многочисленные междоусобные войны и завоевания, в результате которых у многих народов сложился очень сложный генофонд. Так, например, испанский народ образовался в результате смешения в течение нескольких веков арабской, кельтской, романской, еврейской крови. На болгарский этнос оказало влияние турецкое владычество на протяжении 4 столетий.

С середины 20-го века усилилась миграция в Европу из бывших европейских колоний. Таким образом, миллионы азиатов, африканцев, арабов, латиноамериканцев навсегда поселились в зарубежной Европе. В 70-90-е годы отмечается несколько волн политической и трудовой миграции из Югославии и Турции. Многие из них ассимилировались в Великобритании, Франции и Германии, что привело к изменению современного облика французов, англичан и немцев.

Острейшими этническими проблемами Европы являются национальный сепаратизм и конфликты на этнической почве. В качестве примера можно вспомнить противостояние валлонов и фламандцев в 80-х годах в Бельгии, которое чуть не раскололо страну. Уже не одно десятилетие действует радикально настроенная организация ЭТА, которая требует создания государства басков на юго-западе Франции и севере Испании. В последнее время обострились отношения Каталонии и Испании, в октябре 2017 года в Каталонии прошел референдум за независимость, явка составила 43 процента, за независимость проголосовало 90% явившихся, однако его признали незаконным и не имеющим юридической силы.

Типы стран зарубежной Европы по национальному составу

В этом отношении подразделяются на:

  • Моноэтнические, когда в доле населения страны основная нация составляет примерно 90% и более. К таким относятся Норвегия, Дания, Польша, Болгария, Италия, Исландия, Швеция, Германия, Австрия, Португалия, Ирландия, Словения.
  • С преобладанием одной нации, но со значительным процентом в структуре населения страны национальных меньшинств. Это, например, Франция, Финляндия, Великобритания, Румыния, Испания.
  • Двунациональные, то есть в национальном составе страны преобладают две нации. Примером является Бельгия.
  • Многонациональные - Латвия, Швейцария.

Преобладающими являются три типа стран зарубежной Европы по национальному составу - однонациональные, с преобладанием одной нации и двунациональные.

Во многих странах Европы сложились очень сложные взаимоотношения на межэтнической почве: Испания (баски и каталонцы), Франция (Корсика), Кипр, Великобритания (Шотландия), Бельгия.

Языковые группы населения зарубежной Европы

По языку подавляющая часть населения Европы относится к индоевропейской языковой семье. В нее входят:

  • Славянская ветвь, которая делится на две группы: южную и западную. На южнославянских языках говорят хорваты, словенцы, черногорцы, сербы, македонцы, боснийцы, а на западнославянских языках - чехи, поляки, словаки.
  • Германская ветвь, которая делится на западную и северную группы. К западногерманской группе относятся немецкий, фламандский, фризский, английский языки. К северогерманской группе - фарерский, шведский, норвежский, исландский,
  • Романская ветвь, основой ее служил латинский язык. К этой ветви относятся следующие французский, итальянский, провансальский, португальский, испанский.
  • Кельтская ветвь в настоящее время представлена только 4 языками: ирландским, гэльским, уэльским, бретонским. Примерно 6,2 миллиона человек говорят на языковой группы.

К индоевропейской языковой семье относятся греческий (разговаривает более 8 миллионов человек) и албанский (2,5 миллиона человек) языки. тоже является индоевропейским. До Второй мировой войны в Европе насчитывалось около 1 миллиона цыган, в наши дни в странах зарубежной Европы их проживает около 600 тысяч.

В зарубежной Европе говорят на языках:

  • Уральской языковой семьи - финно-угорской ее ветви - финны, венгры, саамы.
  • Алтайской языковой семьи - тюркской ветви - татары, турки, гагаузы.

Особое место занимает язык басков, он не принадлежит ни к одной языковой семье, это так называемый изолированный язык, исторические связи которого не установлены, носителями языка является около 800 тысяч человек.

Национальный и религиозный состав зарубежной Европы

Господствующей религией на территории Европы является христианство, только евреи исповедуют иудаизм, а албанцы и хорваты - ислам.

Католицизм исповедуют испанцы, португальцы, итальянцы, французы, ирландцы, австрийцы и бельгийцы, поляки, венгры, чехи, словаки.

Следует отметить, что среди чехов, словаков и венгров немало протестантов.

В Швейцарии и Германии католиков примерно 50%.

Протестантизм исповедуют норвежцы, шведы, финны, немцы. Причем распространено лютеранство.

Православное христианство распространено в странах юго-востока и востока Европы - в Греции, Румынии, Болгарии.

Однако по религиозному принципу невозможно судить о национальной принадлежности человека. Многие народы принимали религию того государства, в котором проживали. Например, многие цыгане исповедуют христианство, но есть целые таборы, которые своей религией считают ислам.

История статистического учета национального состава населения Европы

В Европе проживает около 500 миллионов человек, преобладающая часть населения по антропологическим признакам - европеоидная раса. Европу можно по праву считать прародиной национального самосознания народов. Именно здесь стали возникать национальные группы, взаимоотношения между которыми и создавали историю Европы и не только. Здесь же начала развиваться статистика населения с учетом национального состава. А вот принципы определения той или иной национальности в разных странах Европы были разные.

Первоначально национальную принадлежность народа связывали с языковой принадлежностью. Одними из первых стран зарубежной Европы, которые осуществили статистический учет национального состава своих граждан в зависимости от знания языка, были Бельгия в 1846 году и Швейцария в 1850 году (при переписи населения звучал вопрос: «Какой у вас основной разговорный язык?»). Пруссия подхватила эту инициативу, и при переписи населения в 1856 году был использован вопрос о «материнском» (родном) языке.

В 1872 году на Статистическом конгрессе в Санкт-Петербурге было принято решение о введении в перечень вопросов статистического учета граждан страны прямого вопроса о национальности. Однако до 20-х годов 20-го века это решение так и не было реализовано.

Все это время вели статистический учет граждан по религиозному или языковому признаку. Такое положение в переписи населения сохранялось практически до начала Второй мировой войны.

Сложности этнической статистики в настоящее время

В послевоенное время многие страны зарубежной Европы либо вообще не ставили задачу учета национального состава населения, либо слишком ограничивали ее.

Более достоверные сведения основаны на учете национальной принадлежности в пяти странах Европы: Албания (перепись населения 1945, 1950, 1960 годов), Болгария (перепись 1946, 1956 годов), Румыния (перепись 1948, 1956 годов), Чехословакия (перепись 1950 года) и Югославия (перепись 1948, 1953, 1961 годов). Во все переписи был включен вопрос о национальной принадлежности и родном языке.

В странах, где велся учет только языковой принадлежности населения, возможность определить национальный состав усложняется. Это Бельгия, Греция, Финляндия, Австрия, Венгрия, Швейцария, Лихтенштейн. Национальная принадлежность не всегда совпадает с языковой, многие народы говорят на одном и том же языке, например, швейцарцы, немцы, австрийцы говорят на немецком. Кроме того, многие народы полностью ассимилировались на той территории, на которую они переселились, и понятие "родной язык" как определитель этнической принадлежности в этом случае не срабатывает.

Такие страны, как Дания, Исландия, Италия, Мальта, Норвегия, Португалия, Швеция, Великобритания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Польша, Франция, не ставили перед собой задачу определения национального состава населения при переписи. Во-первых, в этих странах понятие «национальность» является синонимом «гражданство»; во-вторых, в некоторых странах относительно однородный национальный состав (Исландия, Португалия, Дания, Ирландия); в-третьих, в некоторых странах относительно точные сведения имеются только по отдельным народам, например, по уэльцам в Великобритании.

Таким образом, слабое развитие статистики по национальному вопросу и многократное изменение политических границ государств создали значительные проблемы в формировании достоверных данных о национальном составе населения зарубежной Европы.

Динамика численности народов в зарубежной Европе

Динамика численности народов зарубежной Европы была не совсем одинаковой на протяжении многовековой истории.

В средневековье быстрее всех увеличивалась численность романских народов, так как они были более развитыми в культурном и экономическом отношении. В новое время первенство перехватили германские и славянские народы.

Нормальное естественное развитие некоторых народов Европы было нарушено мировыми войнами. Значительные потери во время последней мировой войны были у еврейского народа, численность которого сократилась более чем в 3 раза, у цыган в 2 раза.

Что касается прогнозов на будущее, то в национальном составе стран Европы возможно увеличение процента славянских народов и уменьшение процента германских.

Факторы, влияющие на динамику численности народов зарубежной Европы

Одним из основных факторов, влияющих на численность отдельных народов в национальной структуре стран зарубежной Европы, является миграция, в результате которой уменьшается численность народа. Например, после переселения евреев в Израиль резко сократилась их численность в Европе. Но были исключения. К примеру, греки, численность которых резко увеличилась за счет переселения в Европу греков из Турции.

На динамику численности того или иного народа влияет уровень рождаемости и смертности, но больше всего это зависит от степени его ассимиляции в стране проживания. Многие переселенцы второго и третьего поколения теряют свою национальную идентичность, практически полностью ассимилировавшись. Так, например, во Франции испанцы и итальянцы постепенно становятся французами.

Вместо вывода

Национальный состав зарубежной Европы характеризуется сравнительной однородностью. В Европе преобладают однонациональные страны и страны, где подавляющее большинство - представители какой-то конкретной нации. Стран, сложных в национальном отношении очень мало, но национальные вопросы в них стоят очень остро.

Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения (I в. н. э.). Однако на первых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ограничивалось районом Средиземноморья. В центрально-европейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы - лишь в VIII-XII в. в.

С разделением христианства в XI в. на западную и восточную ветви страны Юго-Западной, Западной, Центральной и Северной Европы последовали за Римом, Восток и Юго-восток - за Константинополем. Реформационное движение, развернувшееся в Европе в первой половине XVI в., ещё больше осложнило религиозную картину в этой части света: наряду с католиками и православными появились ещё протестанты. Протестантизм - одно из главных направлений христианства, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Протестантизм утвердился в ряде районов Центральной и Западной Европы, а также на всём Севере.

С той поры география религиозных различных направлений в Европе не претерпела существенных изменений. Протестантизм по-прежнему преобладает в североевропейских странах (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия), а также в отдельных странах Западной и Центральной Европы (Великобритания). В таких же западно- и центрально-европейских странах, как Нидерланды, Германия, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедуют примерно половина населения.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) большинство населения- католики. Католики образуют также половину населения в Германии, Нидерландах, Швейцарии.

Православие преобладает среди населения Юго-Восточной Европы (Румыния, Болгария, Греция).

Ислам распространён в Европе сравнительно узко. Лишь в Албании и в Европейской части Турции к этой религии относится большая часть населения.

Рассмотрим распространение вероисповеданий в различных странах Зарубежной Европы.

Особенности исторического развития населения Южной Европы повлияли на религиозную принадлежность и традиции южноевропейских народов. Большинство верующего населения - христиане. Эта религия распространилась среди народов Южной Европы еще в начале нашей эры. После разделения христианства в XI в. за западной частью региона закрепилось католическое направление. В регионе находится государство Ватикан с резиденцией папы римского - духовного лидера всех католиков мира.

Большинство населения – христиане. Христианство представлено двумя ветвями: католицизмом (запад и центр региона) и православием (восток региона, Греция). Часть турок, албанцев, греков - мусульмане.

В Южной Европе находится духовный и административный центр Римской католической церкви - Ватикан, который существует с IV в.

Католическую религию исповедуют почти все верующие из числа романских народов (испанцы, итальянцы и др.), а также баски, мальтийцы и небольшие группы греческого населения на Кикладских островах, куда католицизм был занесен в XIII в. венецианцами. Православие же господствует в восточной части региона, находившейся под длительным влиянием византийской культуры. Православие исповедуют более 90% верующих греков, а также часть живущих в Греции албанцев и македонцев.

Одно из направлений христианской религии - армяно-григорианская церковь - представлено небольшой группой верующих армян (главным образом в Греции).

Живущие в Греции турки и часть албанцев, незначительная часть греков, населяющих Фракию и остров Родос, а также часть цыган исповедуют ислам. Еврейское население в своем большинстве приверженцы иудаизма.

В последние годы во всех южноевропейских странах растет число атеистов. Хотя влияние церкви слабеет, оно все еще очень сильно и в католических странах (главным образом благодаря Ватикану) и в православной Греции.

2.2 Этнический (национальный) состав населения и проблема миграции

Большинство населения относится к южной (средиземноморской) ветви европеоидной расы. Ее представители отличаются сравнительно небольшим ростом, темным волнистыми волосами и темными глазами.

История народов Южной Европы достигает глубокой древности. В эпоху Римской империи большинство из них было романизированная, и сейчас здесь преобладают народы, принадлежащие к романской группе индоевропейской языковой семьи (португальцы, испанцы, галисийцы, каталонцы, итальянцы, сардинцы, ретороманцы). Исключение составляют:

Греки (греческий группа индоевропейской семьи);

Баски (отдельная семья) - живут в исторической области Страна Басков на севере Испании;

Албанцы (албанский группа индоевропейской семьи), представленные в Италии;

Гибралтарцы (германская группа индоевропейской семьи);

Мальтийцы (семитский группа семито-хемитськои языковой семьи). Считают, что мальтийский язык является диалектом арабского;

Турки (тюркская группа алтайской языковой семьи), представленные в Греции 7 .

Состав населения в странах региона преимущественно однороден. Высокие показатели мононациональности характерные для Португалии (99,5% - португальцы), Италии и Греции (по 98% итальянцев и греков соответственно), и только в Испании значительный удельный вес (почти 30%) национальных меньшинств: каталонцы (18%), галисийцы (8%), баски (2,5%) и другие.

В Южной Европе в течение нескольких последних столетий эмиграция преобладала над иммиграцией. Еще в XVI-XII вв. много испанцев и португальцев переселились в Новый Свет, став там важной составляющей современного населения большинства стран Латинской Америки. Сейчас массовые миграции происходят как внутри региона, так и за его пределами. С 60-х годов. значительное количество рабочей силы эмигрировала из этих стран в ФРГ, Францию, Швейцарию и другие страны Западной Европы.

Почти все население Южной Европы говорит на языках романской группы индоевропейской семьи, сформировавшихся на основе латыни. К основным народам этой группы относятся испанцы, португальцы, каталонцы, галисийцы, итальянцы. Особую группу в рамках индоевропейской языковой семьи составляет греческий язык.

Страны Южной Европы являются преимущественно однонациональными. Основные нации составляют абсолютное большинство населения в Италии, Греции, Португалии и на Адальте. Национальные меньшинства незначительны и состоят из представителей соседних государств и иммигрантов. Испания-самая многонациональная из южноевропейских стран. Помимо испанцев, на которых приходится 70 % населения, здесь проживают каталонцы, галисийцы, баски. (рисунок 2)

Рисунок 2 – Народы Южной Европы

Происхождение народа баской для ученых до сих пор остается загадкой. Все государства, которые ими создавались, оказывались недолговечными. В настоящее время «Страна басков» разделена испано-французской границей. Тем не менее, этот народ наших дней сумел сохранить свою этническую чистоту. Язык басков стал письменным только в 1545 г. и совершенно не похож ни на один из европейских.

Количество мигрантов из южных стран Европы в северные стремительно увеличивается, что обусловлено в основном трехлетним непрерывным ухудшением ситуации в период кризиса.

При этом перспективы трудоустройства для иммигрантов ухудшились – один из двоих безработных иммигрантов в Европе до сих пор ищет работу после более чем годового пребывания на территории союза. В 2011 году количество мигрантов в странах ОЭСР выросло на 2% по сравнению с предыдущим годом, достигнув почти 4 млн человек. Последние данные свидетельствуют об аналогичном увеличении показателя в 2012 году. Миграция в рамках Европейского союза выросла на 15% после снижения почти на 40% во время кризиса. Тенденция к увеличению количества людей, покидающих страны, пострадавшие от кризиса, ускоряется, их количество выросло на 45% с 2009 по 2011 год 8 .

Число греков и испанцев, переехавших в другие страны ЕС, удвоилось с 2007 года, достигнув 39 тыс. и 72 тыс. человек соответственно. При этом в Германию прибыло на 73% больше греческих иммигрантов в период между 2011 и 2012 годами, на 50% – испанских и португальских граждан и на 35% – итальянцев. При этом уровень мигрантов в США из этих стран оставался стабильным в 2011 году, увеличившись на 2%. В Италию произошло падение числа иммигрантов на 11%, уровень иммиграции в этой стране в настоящее время на 44% ниже, чем в 2007 году. Но ситуация на рынке труда резко ухудшилась для иммигрантов, рост безработицы среди них ставил почти 5 процентных пунктов в период между 2008 и 2012 годами по сравнению с 3 процентными пунктами роста количества безработных среди коренного населения. При этом молодые иммигранты с их низкой квалификацией пострадали от ситуации в наибольшей степени 9 .

Процесс миграции принимает массовый характер, учитывая, например, уровень безработицы в Германии в 7%, а в Испании в 24% (а среди молодежи более 50%). Нельзя сказать, что такого раньше не было, однако в этот раз отличительной чертой процесса является то, что мигрируют высококвалифицированные работники. Как бы странно это ни звучало, но проблемы в Южной Европе и миграция высококвалифицированной рабочей силы оттуда на руку Германии, поскольку заполняет нехватку такой рабочей силы в самой Германии, что положительно сказывается на перспективах роста немецкой экономики. Кроме того, имеет место эффект мультипликации – на каждого нового инженера приходится несколько сопутствующих рабочих мест. Поэтому отношение к притоку квалифицированной рабочей силы из стран Южной Европы приветствуется как государством, так и самими предприятиями – для них создаются максимально комфортные условия адаптации 10 .

При этом и сами мигранты демонстрируют космополитические качества – например, они ездят в отпуск не на родину, а к своим соотечественникам в соседние страны. Многие компании поощряют своих сотрудников приглашать мигрантов на разные мероприятия – футбол, боулинг, чтобы помочь им интегрироваться и обрести новых друзей. Кроме того, компании арендуют целые дома для первоначального проживания мигрантов и назначают ответственного, чтобы помочь им разобраться с бюрократическими вопросами и изучением языка. Для экономик проблемных стран, откуда направлен поток мигрантов, это является большой проблемой, еще более затрудняющей выход из кризиса и углубляющей раскол между Северной и Южной Европой. Но без мигрантов экономики развитых стран представить невозможно: они как раз дают возможность сократить расходы на оплату труда. К тому же из-за старения населения на севере Европы иммиграция молодежи с юга и периферийных стран необходима, чтобы поддерживать развитие экономики.

Считается, что отсутствие препятствий для перемещения улучшает мобильность мигрантов, их наличие, напротив, ухудшает, заставляя людей дольше оставаться в стране пребывания. В случае улучшения экономической ситуации южной части Европы и возможности свободного перемещения значительная часть нынешних трудовых мигрантов из южных стран, типа Греции и Италии, вернется домой. Таким образом, проблема возвратной миграции снимается сама собой при выполнении двух условий – выход из кризиса и возможность свободного перемещения, отсутствие для этого дополнительных барьеров. Отдельной проблемой, конечно, стоит нелегальная трудовая миграция. Но от нее в большей степени как раз и страдают те самые, наиболее бедные южные страны Европы. Политическая нестабильность в африканских и азиатских странах, соседствующих с европейским югом, приводит к росту нелегального миграционного потока. Ну, а далее картина, хорошо знакомая по Москве, где все наиболее грязные работы выполняют выходцы из Азии. При отсутствии каких-либо гарантий нормальной оплаты, условий жизни, социальной и медицинской помощи и т.д. Именно такой вариант миграции представляет реальную угрозу для принимающих стран и их экономик 11 .

Видеоурок посвящен теме «Население Европы». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Европы, приведет примеры крупнейших народов.


Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Население Европы

Население Европы составляет более 500 млн. чел. Регион имеет достаточно сложную демографическую ситуацию.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Почти для всех стран Европы характерен современный тип воспроизводства населения. Страны с минимальными показателями естественного приросты (убыли населения): Украина, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Польша, Венгрия.

Рис. 1. Карта роста/снижения населения в странах Европы (зеленый цвет - рост численности населения, красный - снижение). ()

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 - 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

Двунациональные (Бельгия);

Многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан. В юго-восточных и восточных странах Зарубежной Европы исповедуют православие. Ислам исповедуют в Албании, Боснии и Герцеговине.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы - очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Наибольшее количество мигрантов едут в следующие страны: Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Бельгия, Австрия. Кроме того, для Зарубежной Европы характерна миграция внутри региона - и востока на запад.

Рис. 3. Лондон - один из крупнейших городов Зарубежной Европы ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности размещения и воспроизводства населения в Зарубежной Европе?

2. Приведите примеры стран Зарубежной Европы с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().