Национальные проблемы россии. Основные социально-экономические проблемы современной россии

Для современного российского общества характерно наличие множества социальных проблем, которые не только не решаются, но многие из них все больше обостряются. Всевозможные программы и меры, предпринятые правительством страны, не дают ожидаемого результата. Ситуацию еще больше ухудшает экономический кризис.

Проблемы современной России в социальной сфере, причины их возникновения и факторы, препятствующие улучшению ситуации, освещены в статье Н.П. Попова "Главные социальные проблемы России последнего десятилетия". Автор констатирует отсутствие ясности в вопросе определения наиболее острых и безотлагательных задач. Значимость социальных проблем часто меняется в соответствии с целями и интересами руководства страны. А общественное мнение складывается под влиянием информационно-пропагандистской деятельности органов власти. В результате данные опроса общественного мнения и статистические данные значительно отличаются, а то, что беспокоит людей лично, отличается от того, что, по их представлениям, значимо для страны в целом.

Основная часть статьи посвящена описанию самих проблем, при этом, отмечается их взаимозависимость, и проводится достаточно подробное исследование по отдельным проблемам. На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев населения, средних и бедных, в том числе по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения. А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляем 15 - 20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30 % всех бедных, а 61% бедных семей - семьи с детьми. Основная причина бедности - коррупция и экономическая политика властного класса.

Алкоголизм - не менее острая проблема современной России, приводящая к деградации и вымиранию населения. По данным ООН, душевное потребление 8 литров алкоголя в год уже приводит к деградации нации, в России это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 литров, а по неофициальным - свыше 20 литров. Свыше 80% населения употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьет водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Обостряет проблему "левая", теневая, водка, продаваемая нелегально. Но наибольшую опасность для пьющего населения представляют всевозможные суррогаты на основе технического спирта. По данным опроса 47% населения называют причиной пьянства нищету, безработицу, неустроенность. Автор констатирует, что в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизмом. Что касается наркомании, то за последние десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. По данным социсследований регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, при этом свыше 7% населения в возрасте 11 - 40 лет. Это в 8 раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков - основной источник.

Среди лиц, употребляющих наркотики, достаточно большой процент молодежи. Д. Медведев 18 апреля 2011года поставил четыре задачи по понижению спроса на наркотики в молодежной среде: создать государственную систему мониторинга и систему профилактики наркомании, современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц и систему "раннего выявления потребителей наркотиков" (обязательное тестирование школьников). Президент отметил, что меры, которые проводит Государственный антинаркотический комитет, и принятие стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года не приводят к ощутимым результатам.

Уже на следующий день инициатива президента получила отклик в СМИ. Статья в газете "Коммерсантъ" сообщает, что многие родители считают введение обязательного тестирования нарушением права на частную жизнь. А эксперт Института прав человека Л. Левинсон и профессор Казанского ГМУ, один из ведущих экспертов в РФ в области лечения наркомании В. Менделевич заявили, что "экспертиза должна проводиться только с согласия пациента, а ее результаты должны быть известны только подростку или его родителям, если подростку меньше 15 лет. Все остальное - нарушение закона, в том числе и предложенное на Госсовете принудительное лечение". Кроме того, тестирование - очень дорогостоящая мера. Например, в Татарии за пять лет тестирования из 300 тыс. школьников выявлено 416 человек (0,14%), употребляющих наркотики, при этом одна положительная проба обошлась в 72 тыс. рублей .

ВИЧ - инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С 80% и гепатитом В - 27%. Одна из причин роста наркомании - недостаточное финансирование. Так, на Федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" было выделено 3,09 млрд. долл. Другие причины - недоработки в законодательной нормативной базе и наркокоррупция в органах власти.

Распространение в стране ВИЧ - инфекции и туберкулеза приобретает характер эпидемии. В 2009 году рост заболеваемости ВИЧ составил 13% человек. В 2008 году профилактические осмотры для раннего выявления туберкулеза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%. В результате растет численность тяжелых и среднетяжелых форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. Рост заболеваемости туберкулезом вызван, во - первых, разрушением советской системы здравоохранения, а во - вторых - недостатком средств, лекарств, туберкулезных коек в стационарах, медицинского персонала. В 2008 году лишь 76% зарегистрированных очагов туберкулезной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. А в целом по стране были госпитализированы только 86% больных активным туберкулезом. Прогноз на ближайшие годы неутешителен.

С 1992 года смертность в России превысила рождаемость, и с тех пор превышение составляло временами в полтора раза. По официальным прогнозам, к 2025 году численность населения сократится до 120 млн. человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Основные причины смертности - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления. Для исправления ситуации государством были предприняты меры для увеличения рождаемости. Но, вместе с этим, обострились другие проблемы: увеличились случаи отказа от детей в роддомах, вследствие алкоголизма отцов, распада семей и бедности, а также количество родителей, лишенных родительских прав, участились побеги детей из дома. Точной цифры беспризорных и безнадзорных детей никто не знает. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершаются подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. А около половины выпускников детских домов становятся алкоголиками или преступниками. При этом не решаются проблемы усыновления и опекунства.

Другая мера предпринятая государством для решения демографической проблемы - миграция - также оказалась неэффективной.

Была выработана программа привлечения "соотечественников", закрепленная федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек.

Успешному решению многих социальных проблем препятствует коррупция. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9 - 10 трлн. руб. в год. Если учесть, что подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идет из бюджетов и чаще всего в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в "откат" коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, что вследствие коррупции половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, что и приводит к недофинансированию социально ориентированных отраслей экономики.

Их причины:

Административно-командная система игнорировала потребности национального развития;

Ограничивалась самостоятельность республик, набирала силу тенденция к унитаризму;

Одной из серьезных причин обострения национальных проблем яви­лись массовые репрессии, переселения целых народов из мест их тра­диционного местожительства в другие республики и регионы (судьба крымских татар, чечено-ингушей);

Не всегда учитывались национальные условия и традиции, эконо­мические последствия, интересы комплексного развития территорий;

Отсутствие борьбы с национальными пережитками, возрождение феодально-барских замашек (Таджикистан);

Всё это должно быть учтено в проводимой национальной политике страны на современном этапе.

Направления осуществления национальной политики в Российской Федерации:

1. Последовательное осуществление курса на дальнейший материа­льный и духовный прогресс каждой республики и вместе с тем макси­мальное использование их потенциала для выхода страны из кризиса;

2. Развитие социальной структуры республик Российской Федерации;

3. Укрепление и углубление демократии;

4. Конкретная и целенаправленная работа по патриотическому и интернациональному воспитанию народов России.

Национальные отношения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Сложность национального вопроса, межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах - выдвигает и повышенные требования к командирам по организации патриотического и интерна­ционального воспитания личного состава.

Основные направления, формы и методы работы по патриотическому и интернациональному воспитанию изложены в Директиве Министра обороны Д-43 от 6 августа 1988г. "О политической и организаторской работе по улучшению интернационального воспитания личного состава армии и флота".

Эти направления:

Глубокое разъяснение национальной политики государства, значе­ние дружбы народов Российской Федерации для укрепления обороноспособности страны;

Пропаганда героического прошлого и традиций народов России, воинов различных национальностей;

Формирование у военнослужащих патриотических и интернациона­льных убеждений, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

Обеспечение наиболее рационального распределения воинов различных национальностей по подразделениям;

Недопущение оскорблений национальных достоинств военнослужа­щих;

Обеспечение принципа равного уставного подхода ко всему лич­ному составу;

Пресечение попыток националистических высказываний;

Изучение и учет национальных особенностей и традиций воинов различных национальностей;

Постоянное изучение социально-психологических явлений и про­цессов в воинских коллективах, взаимных оценок, симпатий и анти­патий.

Таким образом, национальные отношения являются важной и сложной сферой общественной жизни.

Утверждение правильных национальных отношений, укрепление единства и дружбы наций, способствуют общественному прогрессу, выступают важным фактором укрепления Вооруженных Сил России.

Реферат

по предмету:

Социология

На тему:

«Национальные проблемы»

Работу выполнила

студентка гр. Э-34 Саваровская Жанна

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России…………………….4

2. Причины национальных противоречий……………………………………………...5

3. Русские в ближнем зарубежье. Проблемы миграции………………………………...9

4. Сравнительное исследование положения русских в Эстонии и Узбекистане………11

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………………………14

Введение

Россия представляет собой уникальное многонациональное образование. На «бескрайних просторах» сформиро­валась одна из наиболее сложных многонациональных систем, отличающаяся исключительным разнообразием своих элементов как по численности своего физического субстрата (от нескольких сотен людей до десятков миллионов), пространственно-географического расселения и природно-климатических условий существо­вания, так и по специфичности, своеобразию их национально-исторической культуры. К национально-структурным компонентам относятся и русские, численность которых по переписи 1989 г. составляла около 120 млн. человек, и такие этни­ческие группы, как ороки (179 человек) и энцы (198 чело­век). Общее же число народов России достигает 150.

Во-первых, это народы, большая часть которых живет в Российской Федерации и, как правило, имеет националь­но-государственные образования. К ним, помимо русских, относится большинство народов алтайской семьи: тюркская группа - татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы, хакасы и др.; монгольская группа - буряты, калмыки и др.; тунгусо-маньчжурская группа - эвенки, эвены и др. Сюда же относятся уральская семья, включающая в себя финно-угорскую группу (мордва, удмурты, марийцы, коми и др.) и северо-кавказская семья, подразделяющаяся на нахско-дагестанскую группу (чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши и др.), абхазо-адыгскую группу (кабардинцы, ады­гейцы, черкесы и др.) и другие этносы (народы).

Во-вторых, это народы стран «ближнего зарубежья» (т. е. республик бывшего Союза); представленные на тер­ритории России значительными этническими группами, нередко с компактным расселением. К ним относятся ук­раинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы, мол­даване, грузины, узбеки и другие группы людей опреде­ленной национальности.

В-третьих, выделяемые специалистами мелкие под­разделения этносов, которые в большинстве живут за пре­делами России. Это - евреи, турки-месхетинцы, асси­рийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды и другие этнические группы.

В феномене национальной культуры происходит одновременно противоречивый процесс (способный при определенных условиях привести к этнокультурному конфликту) постоянного воспроизводства органичных для каждого народа способов его функционирования и развития в традиционно-охранительных формах.

1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России

Национальная культура - это пространственная локализация и «персонификация» в специфически выраженной форме общечеловеческой культуры в границах определенного социального коллектива. Члены данного коллектива идентифицируются между собой не только единством языка с его внутриобщественными коммуникативными функциями, но и исторически сформировавшимися ценностями и нормами, воспринятыми в качестве обязательных для всех. В своем реальном существова­нии как общественный феномен национальная культура есть форма проявления содержания общечеловеческой культуры, соотносясь с ней как часть с целым.

Каждый этнический коллектив, на протяжении столетий живущий в заданных природой климатических условиях (экологической нише) с набором тех или иных естественных ресурсов, влияющих на формирование структуры его производственной деятельности, вырабатывает в себе и определенный стереотип видения и воспроизводства действительности в присущих ему формах культурного освоения действительности. Причем для всех, особенно малочисленных народов, функционирующих в иноэтническом окружении и обладающих относительной ограниченностью внутриэтнической культурной информации, характерно стремление как сохранить наиболее существенные компоненты своей собственной культуры, так и заимствовать значительные по объему и количеству разнообразные элементы других - инонациональных культур.

Самобытность национальной культуры в системности ее характеристик выражается в единстве содержания и формы.

Национальные культуры разделены по видам и жанрам, в них преобладающую роль играет профессионально-специализированное культур­ное творчество, национальные культуры присущи круп­ным социально-этническим коллективам (от сотен тысяч до десятков миллионов людей), в которых обязательно наличие слоя интеллигенции. Они вбирают в себя дости­жения науки и технического производства, вытесняют местные диалекты и функционируют на основе обще­национального литературного языка. Крупные нации обладают дифференцирован­ным общественным сознанием с присущими ему предмет­ными формами с интегрирующей ориентацией в различ­ных сферах жизнедеятельности.

Различия между культурами оказы­вают большое влияние на возникновение и развитие кон­фликтных ситуаций во взаимодействии народов в Россий­ской Федерации.

В процессах этнокультурного взаимодействия народов России, других стран СНГ прослеживаются, усиливаясь особенно в последние годы, две взаимопротивоположные тенденции: прежде всего дифференциации, изоляции культур, возрастающего стремления сохранить свою куль­турно-языковую самобытность, роста национального самосознания и, с другой стороны - идущая снизу, от масс населения тенденция перехода культур, взаимокультурного смешения различ­ных элементов, интернационализации различных пластов куль­туры. Эти противоречия общесоци­ологического характера в нынешней российской действи­тельности и действительности всех стран СНГ переплелись с противоречиями конкретно-исторического содер­жания, указывающими специфику современных меж­национальных конфликтов.

2. Причины национальных противоречий

Нынешнее российское содержание национальных противоречий, в том числе в сфере взаимодействия куль­тур, связано с широким спектром причин, наиболее сущест­венными из которых, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, это причины национально-исторического п орядка, охватывающие всю совокупность условий и факторов су­ществования и сосуществования народов России. После распада СССР как единого государства существенно из­менилась этнополитическая ситуация в соотношении рус­ских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их около 82%, а по этому показателю она сближается с такими стра­нами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к многонациональным. Но Россия именно таковой остается.

Из 27 млн. человек нерусской национальности около 10 млн. - это представители так называемых «титуль­ных» народов, давших название российским республикам, автономным округам и автономной, области, причем во многих из них русские занимают численное большинство. Вместе с тем своеобразие исторического развития Рос­сии не дает основания считать наличие в этнополитической структуре России национально-республиканских и других компонентов «неудачным» решением националь­ного вопроса, а высказываемые предложения переиме­новать население Российской Федерации в «российскую нацию» являются необоснованными.

В последние годы были высказаны различные, порой противоположные точки зрения по поводу вхождения в состав России народов Сибири и Северного Кавказа. «Зна­менитая» Кавказская война, продолжавшаяся свыше 50 лет, происходила в двух основных районах Северного Кав­каза: на Востоке - Чечне и Дагестане, и на Западе - на­селенных адыгскими племенами (абадзехами, шапсугами, убыхами). В этой войне выполнялась поставленная Нико­лаем I «важнейшая» задача - «покорение горских наро­дов или истребление непокорных». В этническом само­сознании многих северокавказских народов из поколения в поколение экстраполировался совершенный по отноше­нию к ним стереотип исторической несправедливости, «обогащенный» сталинскими репрессиями 1944 г., т. е. массовыми депортациями этих народов в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Исследователи отмечали, что у че­ченцев, например, в массовом сознании как бы спрессо­валось социальное время, в их представлениях слились воедино две разные эпохи, символизируя стремление на­рода к исторической самостоятельности. Последующие военные действия в Чечне подтвердили, что «антидудаевская» кампания 1994-1996 гг. лишь усилила у чеченцев желание полной суверенизации от России.

Другим примером наличия довольно глубоких пластов этнического самосознания, в котором может воспроизво­диться чувство «исторической несправедливости», явил­ся возникший с начала 90-х гг. конфликт в Татарстане, имевший в ряде своих аспектов характер межнационального противостояния между татарами и русскими в республике. Историческая память татар из поколения в поколение воспроизводила идею суверенно­го национального государства, «родного» для себя Казан­ского ханства, завоеванного Московским государством в середине XVI в. и ставшего одним из вассалов «Российс­кого царства».

В нашей недавней истории проводившаяся нередко на местах политика «тихой ассимиляции» камуфлировалась заботой «о расцвете и сближении наций». Несмотря на издававшиеся в бывших российских автономиях газеты и журналы, на функционирование национальных театров и фольклорных ансамблей, проводившиеся «декады куль­туры» различных народов, в реальности росло ощущение сворачивания национальных и этнических культур, суже­ния сферы употребления родного языка, особенно мало­численных народов.

Поэтому не случайно, что исторические причины со­временных межнациональных конфликтов тесно переплелись, во-вторых, с причинами национально-административно­го, культурно-автономизационного характера, выражающего стремление каждого народа приобрести статус национально-суверенного государственного образования.

На наш взгляд, попытки «выбить» для себя националь­но-государственный статус связаны не только с желаниями тех или иных этнократов приобрести должность «президентов» и ковровые дорожки в аэропортах, как об этом заявляют федеральные чины, но также со стремлением таким путем сохранить свою этнокультурную и языковую самобытность. При отсутствии закона о культурно-наци­ональных автономиях, в условиях продолжающейся не один год дискуссии о местном самоуправлении, не существует пока иного, чем наличие национально-административного суверенитета, действенного механизма защиты национальной атрибутики, даже несмотря на принятый в 1991 г. Закон «О языках народов РСФСР», в котором декларируется «создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов РСФСР.».

В реальности взаимоотношения различных народов в рамках единого государства превращаются, что было и до недавнего времени в России, в мощное давление одной культуры на другую.

К третьей группе причин межнациональных конфликтов мы относим национально-психологические, которые синтезируют в себе сложные механизмы формирования национального са­мосознания, выделения себя в качестве самостоятель­ного субъекта по принципу «мы - они». Острота межнациональных противоречий и конфликтов нередко обусловлена уровнем действительных интересов и возможностью их реализа­ции в сферах национального развития. Искаженные формы национальных интересов превращаются в национальную идею. Массовое ослеп­ление, убежденность в абсолютной значимости такой национальной идеи порождают агрессивные формы поведения, провоциру­ют различные группы людей определенной националь­ности на стремление доказать приоритет именно «своих» национальных интересов над всеми другими.

Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг таким образом замыкается.

Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.

К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в связи с рождением ребёнка.

При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи.

Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания звания” безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

Стипендии.

Стипендия для студентов ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда.

Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.

Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.

В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

погашение задолженности работникам по заработной плате;

расширение источников финансирования социальных услуг;

внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.

Просмотры: 24 265

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“ Читайте также:

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“ Читайте также:

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

“ Читайте также:

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.