Хозяйствующие субъекты в рыночной экономике. Субъекты экономики

Тема 5.

Основные субъекты рыночной экономики.
В современных условиях рыночная система хозяйствования характеризуется множеством рыночных субъектов. К ним относятся:


  • предприниматели;

  • работники, продающие свой труд;

  • конечные потребители;

  • владельцы ссудного капитала;

  • собственники ценных бумаг;

  • торговцы;

  • домохозяйства;

  • государство и т.д.

Все это свидетельствует о достаточно сложной субъектной структуре рыночного хозяйства.

Субъектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.
Чтобы как-то упростить анализ субъектной структуры рыночной экономики, выделяют 4 основные агрегированные (укрупненные) группы субъектов рыночного хозяйства:


  • домашние хозяйства,

  • предприятия (фирмы),

  • банки,

  • государство (см. рис. 1).

Рис. 1 Субъекты рыночного хозяйства
Из схемы видно, что все рыночные субъекты находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Домохозяйство и семья как субъекты рыночной экономики. Семейный бюджет
Семья , или более обобщенно домашнее хозяйство , в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы), обеспечивает производство воспроизводство «человеческого капитала».
Семья – это, как правило, осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизненная деятельность которых направлена на реализацию социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

В любом известном обществе семья всегда оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг.
Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений. Традиционно семья начинается с брака. Браки, можно сказать, совершаются на «рынке», который «предназначает» мужчин и женщин друг другу или оставляет их одинокими до появления лучших возможностей.

Брак можно определить по-разному, но в западной экономической литературе брак иногда рассматривают как принудительно-правовой контракт между мужчиной и женщиной. Каждая сторона явно или косвенно берет определенные обязательства в рамках семьи, признавая определенные права и привилегии друг друга и явно или косвенно соглашаясь с правилами принятия решений, закрепленными в контракте. Возможно, главная цель свиданий и помолвок на самом деле в том, чтобы дать парам шанс выбрать правила и разработать контракт, по которому каждый согласен жить. Без развития таких положений или при их неопределенности в будущем могут возникнуть значительные разногласия, которые окончатся разводом.

Роль суда в процессе развода немаловажна и также имеет экономические последствия. Вмешательство суда гарантирует мужу и жене некоторые права собственности на семейные активы, материальные и нематериальные. В этих условиях муж и жена заинтересованы инвестировать свое время и другие ресурсы в развитие семейных активов и строительство крепких материальных отношений. Семья является инвестиционным проектом в смысле получения отдачи через ряд лет.
Издержки и выгоды брака.
Поведение людей, касающееся брака, рационально . Это, конечно, означает, что, выбирая супруга, оба пола максимизируют свои полезности.
Это также означает, что в процессе вступления в брак каждый индивид должен задать себе два фундаментальных вопроса:


  • Каковы в целом издержки и выгоды брака по сравнению с холостой жизнью;

  • Как долго и упорно должен он или она искать подходящего партнера с учетом этих издержек и выгод?

Взвешивая все за и против, индивид должен считаться с несколькими важными соображениями относительно издержек брака. Самое главное для многих – потеря (цена) независимости. Люди никогда не бывают полностью свободны, делать то, что они хотят: они должны учитывать влияние своих действий на других.

Члены семьи в основном готовы к будущим издержкам, включая сложность и длительность выработки решения. Это происходит потому, что согласия труднее достичь при большем числе участников.

Семья вовлечена в производство товаров и услуг, разделяемых между всеми ее членами. Эти вещи доступны в одинаковом количестве и качестве всем. Общие товары могут не соответствовать полностью вкусам ни одного из индивидов, но это товары, которые все согласны купить. В таких случаях, а их множество, индивиду приходится нести издержки неполучения товара в количестве и качестве, наиболее полно удовлетворяющем его предпочтения.
Поскольку решения в семье принимаются демократически, ее члены должны иметь право голоса в распределении бремени производства благ, когда определяется, кто вкладывает денежный доход, время или усилия в общую копилку. Семья может облагать налогом своих членов, как любой коллективный правящий орган. Любой член семьи может быть принужден платить за коллективные блага и проекты, с которыми не согласен. Это можно считать потенциальными издержками члена семьи, о чем свидетельствуют порой возражения не желающих выполнять ту или иную работу.
Другие издержки, связанные с браком, включают риск роста сильных эмоциональных связей с группой индивидов и отказ от возможности встреч и общения с другими людьми. Издержки женитьбы на одном лице можно рассматривать, как утрату возможности жениться на ком-либо другом, кто мог быть желаемой парой, но не встретился вовремя. Список издержек можно продолжить.
Выгоды брака и семьи вытекают главным образом из ее способности производить желаемые товары и услуги:


  • Первое – супруги имеют возможность производить вещи, невозможные во внебрачной ситуации. Этот перечень может включать детей (по крайней мере, законнорожденных), престиж и статус, которые могут влиять на занятость и круг друзей, солидность компании, всегда доступный семейный секс и семейную жизнь в целом. Без сомнения, многие из этих благ можно иметь в определенном качестве и количестве и вне семьи, но внутри семьи они приобретают определенные свойства и поэтому ценны для людей.

  • Второе – семья, функционирующая как отдельное домашнее хозяйство с участием более одного индивида, может производить товары и услуги гораздо эффективнее, чем несколько домохозяйств с одним индивидом в каждом. Это происходит благодаря экономии за счет масштабов.

Экономическая роль семьи и домохозяйства.
Экономическая роль семьи в рыночных отношениях чрезвычайно сложна. Семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие.

Социально-экономический статус семьи – это интегральный показатель, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.

Значение семьи, ее роль в рыночной экономике можно представить схематически (см. рис.2)


Рис.2
Внешний контур, образованный стрелками, характеризует движение доходов и расходов домохозяйств и фирм в денежной форме. Внутренний контур показывает движение товаров и услуг и ресурсов. Схема (рис. 2) свидетельствует о том, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домохозяйств, общая величина платежей в верхней и нижней частях внешнего контура одна и та же. Причем равенство доходов и расходов относится к экономике в целом, а не к отдельному домашнему хозяйству. Домохозяйства снабжают рыночную экономику факторами производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности), поставляют их на рынок ресурсов и полученные за них деньги (денежный доход) используют с целью приобретения товаров и услуг (потребительские расходы) для удовлетворения своих потребностей. Семья в данной схеме находится в центре рыночной экономики, определяет в той или иной степени функционирование домохозяйств и фирм, рынков ресурсов, товаров и услуг. Включаясь в круговорот рыночной экономики, семья выполняет самые разные функции.
Функции семьи.
Функции семьи многообразны. Они затрагивают все важнейшие секторы деятельности общества и во многом определяют социально-экономические процессы, происходящие в нем.

Функции семьи на всех стадиях формирования и функционирования «человеческого капитала» взаимосвязаны. Например, снижение детородной функции уменьшает трудовой потенциал семьи, ослабляет ее производственные возможности и может отрицательно сказаться на воспитательной роли. (рис. 3).

Рис. 3 Функции семьи по формированию человеческого капитала

Рассмотрим подробнее детородную функцию . Согласно современной западной экономической теории дети являются экономическими благами . Обеспечивая своих родителей и родственников значительными выгодами , они выступают результатом постоянно развивающегося процесса производства, включающего расходование ресурсов. С экономической точки зрения дети представляют источник потребления и объект инвестиций.
Дети – это особое экономическое благо, ибо они приносят значительно больше эмоций, риска и неопределенности, чем покупка какого-либо товара. Родители не могут увидеть благо (ребенка) до покупки.
Функция социализации означает включение человека в общественную систему посредством образования, услуг в области здравоохранения, воспитания детей, культуры и т.д. при помощи государства. Это проявляется в многообразии социальных услуг населению в рыночной экономике. К таким услугам относятся: меры по трудоустройству, страхование по безработице, содействие получению образования, социальная помощь, охрана труда женщин и несовершеннолетних, пособие на аренду жилья, пенсионное страхование и т.д.

На современном этапе развития общества повышается значениереакционной функции , поскольку человек интенсивно работающий, прежде всего, умственно, должен иметь больше возможностей для восстановления работоспособности, соединения со средой обитания.

Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве создаются услуги и продукция, предназначенные для удовлетворения потребностей данной семьи.
К немаловажным функциям семьи относятся:


  • организация семейного бизнеса,

  • индивидуальная деятельность семьи,

  • корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве и т.д.

Семейный бюджет
Создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует формирования и эффективного использования семейного бюджета.

Семейный бюджет делится на 2 части:


  • доходы,

  • расходы.

Доходы включают:


  • заработную плату;

  • предпринимательский доход;

  • доходы от собственности (рента, процент, дивиденды и т.д.)

  • государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги в области здравоохранения, образования);

  • доходы от прочих источников (наследство).

Расходы семейного бюджета состоят из следующих статей:


  • соцстрахование;

  • налоги;

  • питание и вкусовые товары;

  • одежда и обувь;

  • квартплата;

  • электричество;

  • мебель, бытовые приборы;

  • транспорт;

  • промтовары;

  • образование, развлечения;

  • досуг и путешествия;

  • пожертвования и взносы в общественные организации;

  • прочие расходы;

  • накопления (сбережения).

Среди доходов населения наибольший удельный вес в большинстве семей составляет зарплата и предпринимательский доход.
Экономический кругооборот (circular flow) – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Фирма (предприятие) как потребитель ресурсов и поставщик готовой продукции. Организационно-экономические формы предприятия.
Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

На государственных предприятиях в качестве организатора производства и учредителя выступает государство или муниципалитет. Обычно государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, где чрезмерно большие первоначальные капиталовложения, либо очень большие сроки окупаемости, либо заведомо убыточное производство необходимой обществу продукции.
Частные фирмы выступают в самых разнообразных формах:


  • единоличные фирмы, где собственником капитала является один человек;

  • товарищество или партнерство на паях, где соединяется капитал нескольких лиц;

  • акционерные общества (корпорации), где пай каждого подтверждается ценной бумагой - акцией.

Особой организационно-экономической формой в рыночной экономике выступают кооперативы , которые представляют собой общества, объединения. Деятельность их направлена на оказание помощи членам кооператива
Наиболее распространенной формой предприятия в современной развитой рыночной системе хозяйства являются акционерные компании , под которыми понимается объединение лиц, делающих денежные взносы в общий акционерный капитал, использующих его в предпринимательской деятельности и совместно получающих доходы или несущих бремя убытков

Широкое распространение в развитых странах получали корпорации (общества с ограниченной ответственностью, в которых совладельцы фирмы отвечают по обязательствам лишь в объеме имущества самой фирмы).

В зависимости от вида выпускаемых акций, организации их оборота на рынке различают закрытые и открытые акционерные общества.
Закрытые общества и общества с ограниченной ответственностью – эти термины почти идентичны по содержанию. Их акции размещаются в закрытом порядке по предварительной подписке среди заранее выработанных учредителями возможных владельцев акций. Общества и акционеры несут ответственность по своим обязательствам только внесенным капиталом.
Открытые общества (общества с неограниченной ответственностью) выпускают акции, которые могут покупаться и продаваться без каких-либо ограничений. Общества и акционеры несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества (уставной капитал, резервный и страховой фонды и др.). Различные виды акций и их оборота, а также самих обществ делают акционерную форму организации хозяйства высоко адаптивной к различным условиям хозяйствования.

Каждая из основных организационно-экономических форм предпринимательства имеет свои недостатки и достоинства (табл. 1), которые необходимо учитывать при выборе формы предпринимательской деятельности.

Достоинства и недостатки основных организационно-экономических правовых форм предпринимательской деятельности


Формы предпринимательства

Достоинства

Недостатки

Единоличные хозяйства

  • полная самостоятельность, свобода и оперативность действий;

  • максимальный интерес в получении дохода;

  • конфиденциальность деятельности

  • трудности привлечения больших капиталов;

  • неопределенность сроков деятельности;

  • ограниченная ответственность за убытки;

  • необходимость совмещения всех управленческих специальностей

Товарищества

  • финансовая сила;

  • свобода и оперативность действий;

  • коллективное управление

  • неограниченная ответственность партнеров;

  • непостоянство и зависимость партнеров друг от друга

Акционерные общества

  • возможность широкого привлечения дополнительного капитала;

  • профессиональное управление;

  • ограниченная ответственность акционеров

  • строгий контроль за деятельностью общества;

  • громоздкость управления и низкая оперативность действий;

  • склонность к монополизации деятельности

Таблица 1.
В зависимости от юридического статуса, степени экономической самостоятельности, характера взаимосвязей между компаниями и подразделениями выделяют: концерны, конгломераты, и финансовые группы.
Концерны – это такая форма организации бизнеса, когда в одно целое объединяются юридически самостоятельные компании на основе финансового контроля. Возможность контроля определяется собственностью на пакет акций фирм, входящих в концерн. Часто в концерне формируется единый центр контроля – холдинговая копания, которая разрабатывает общую стратегию, ставит перед компаниями конкретные задачи, достаточно жестко контролирует их выполнение.
Конгломерат представляет собой группу юридически самостоятельных компаний, принадлежащих одному владельцу. Они проводят независимую друг от друга экономическую политику. Конгломераты, объединяя не связанные между собой экономически и юридически фирмы, как правило, неустойчивы, они быстро возникают и быстро исчезают.
Финансовая группа – явление довольно сложное в экономике. Фирмы, входящие в финансовую группу, сохраняют свою юридическую и отчасти экономическую самостоятельность.

Объединение предприятий и фирм в финансовую группу строится на взаимном участии в акционерном капитале.
Классификация предприятий по степени концентрации производства

В зависимости от количества занятых фирмы подразделяются на мелкие, средние и крупные.
Мелкие фирмы характеризуются:


  • многочисленностью;

  • гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры;

  • быстрым обновлением

Роль мелких фирм в рыночной экономике можно охарактеризовать следующим образом:


  1. Мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все звенья, не допуская появления «лоскутной экономики», где изобилие одних товаров соседствует с дефицитом других.

  2. Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря:

  • своей многочисленности и гибкости;

  • невысоким ценам;

  • низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу и т.д.

Средние фирмы не так многочисленны. Их иногда называют «вымирающим классом» в связи с тем, что они:


    • не обладают такой гибкостью и многочисленностью, как мелкие, и не имеют такой мощи, как крупные;

    • могут выжить.

Роль средних фирм в рыночной экономике неоднозначна:

Во-первых, средние фирмы представляют собой значительную конкурентную силу для крупного бизнеса.

Во-вторых, средние фирмы сами имеют тенденцию к монополизации.

В-третьих, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов.
Преимущества крупных фирм состоят в следующем:


  • только крупным фирмам доступно массовое производство;

  • крупные фирмы являются проводниками научно-технического прогресса, т.к. имеют возможность освоения новых отраслей и проведения крупных научно-исследовательских работ;

  • крупные фирмы характеризуются устойчивостью и прочностью положения, что способствует повышению стабильности в экономике;

  • только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах.

Однако преимущества крупной фирмы – это еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли.
Основные формы хозяйственной деятельности: бизнес, предпринимательство, коммерция, маркетинг, менеджмент
Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов.

Не связанная с ответственностью хозяйственная деятельность характеризует не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению

Предпринимательство – одна из форм бизнеса.
Бизнес это дело, любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера – это тоже бизнес).

Наравне с бизнесом и предпринимательством часто употребляется термин «коммерческая деятельность», или коммерция.
Коммерция – это торговая деятельность людей, направленная на ускорение реализации продукции и получение торговой прибыли.
Основная роль современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственного производства и рационализации сферы обращения.

К новейшим формам коммерческой деятельности можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для финансирования и активации сбыта средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки у фирмы требований к новым клиентам).
Максимально сократить неопределенность и риск позволяет маркетинг – это целостная система организации деятельности предприятий (фирм) в условиях рыночной экономики, которая построена не только на основе предварительного исследования спроса покупателей, но и, что особенно важно, на априорном формировании этого спроса на рынке.
Управление фирмой первоначально осуществлялось собственником-предпринимателем. Но с развитием предпринимательства эта функция отделилась от непосредственного собственника и выделилась в самостоятельную форму труда профессиональных организаторов производства – менеджеров, которые выполняют функцию управления от имени собственника. Так появился менеджмент.
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления хозяйственной деятельностью группой профессионалов, разработанная и применяемая в развитых странах с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Задачами менеджмента выступают:


  • производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей через рынок с целью, отвечающей интересам предприятия;

  • освоение новых рынков, удовлетворение потребностей новых клиентов;

  • принятие решений, делающих желаемое возможным.

  • Главное в менеджменте – ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятий. В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей предприятия старого стиля.

Государство как субъект рыночной системы хозяйствования. Государственный сектор в экономике.
Государственное регулирование экономики это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма; решения экологических и социальных проблем.

Госрегулирование включает различные формы:


  • бюджетно-налоговое,

  • кредитно-денежное,

  • административное.

Кредитно-денежное регулирование включает изменение ставок процента, операции на «открытом рынке», изменение нормы обязательных банковских резервов. Осуществляется эта форма регулирования при участии банков.
Банк – это еще один из многих рыночных субъектов, представляющий собой финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.
Экономические цели (или оценочные суждения), которые преследует государство в современной рыночной системе хозяйствования, и представляющие собой общественные цели, сформулированы в большинстве западных учебников по экономической теории. Их можно представить в виде табл.2

Экономические цели современного государства


Экономические цели

Экономические системы реализуют жизненно важные экономические цели

Экономический рост

Обеспечение более высокого уровня жизни

Полная занятость

Работа для трудоспособных и желающих трудиться

Экономическая эффективность

Максимальная отдача при минимуме издержек в условиях ограниченных ресурсов

Стабильный уровень цен

Эффективный контроль над темпами инфляции и дефляции

Справедливое распределение доходов

Недопущение резкого расслоения общества по уровню доходов

Экономическая обеспеченность

Применение социальных гарантий для нетрудоспособного населения

Экономическая свобода

Суверенность экономических субъектов

Торговый баланс

Стабильность внешних торгово-финансовых отношений, превышения экспорта над импортом

Таблица 2

  • Экономический рост предполагает увеличение производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

  • Экономическая эффективность требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
Парето-эффективность – состояние экономики, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

  • Полная занятость трудоспособного населения позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

  • Стабильный уровень цен необходим в связи с тем, что серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, создает напряженность, различного рода сложности в экономической деятельности, инфляцию и дефляцию, которых крайне важно избегать.

  • Экономическая свобода означает, что предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

  • Справедливое распределение доходов . С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы.

  • Экономическая обеспеченность . В обществе, к сожалению, существуют хронические больные, нетрудоспособные, недееспособные, престарелые и другие иждивенцы. Им необходимо обеспечить нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

  • Торговый баланс предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, а также баланс международных финансовых сделок.

Субъекты рыночной экономики

Субъекты рыночной экономики или хозяйствующие субъекты (экономические агенты) – действующие лица в экономике, которые самостоятельно принимают решения и осуществляют экономические действия.

Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются:

· домашние хозяйства;

· предприятия или организации бизнеса;

· государство.

Такое разделение субъектов, в сущности, отражает две главные сферы экономической активности людей. Домашнее хозяйство – обобщенный элемент потребительской сферы экономики. Его основная функция в экономике: потребление конечных продуктов и услуг.

Домашние хозяйства – это экономический образ средней семьи, ведущей отдельное хозяйство, владеющей совместной собственностью, получающей общий доход и имеющей в среднем устойчивую структуру расходов, является удобной структурной единицей при описании экономической жизни общества. Они стремятся максимизировать полезность приобретаемых благ: ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах располагаемой суммы дохода.

Предприятия и государство являются структурными элементами второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики – сферы деловой активности.

Именно благодаря этой сфере домашние хозяйства получают доходы.

Государство (правительственные институты) – это, как правило, бесприбыльные бюджетные организации, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях от общенационального до местного.

Целью государства как экономического субъекта является обеспечение стабильного экономического порядка и экономического развития страны.

Предприятия или организации бизнеса – это, в основном, частные фирмы различного хозяйственного статуса – от индивидуальных до крупных акционерных компаний.

Бизнес – это любой вид непосредственной деятельности с целью получения дохода, предусматривающий привлечение собственных средств, или опосредованное участие в такой деятельности путём вложения в дело собственного капитала. В этом смысле работать служащим в государственном учреждении или работать по найму в компании – не бизнес, а владение акциями или работа на собственной бензоколонке – бизнес.

Бизнес предлагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и соответствующую ответственность за результаты этих решений.

Основная функция организаций бизнеса – это производство всей массы товаров и услуг и доведение их до потребителя. Целью их деятельности является максимизация прибыли.

Приведённая структура хозяйствующих субъектов отражает не обособленные сферы участия людей в общественном производстве, а распределение каждого члена общества по различным сферам экономической жизни.

Виды рынков

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента:

· рынок товаров и услуг;

· рынок факторов производства;

· финансовый рынок.

На рынке товаров и услуг действуют все три типа хозяйствующих субъектов: бизнес выступает в качестве производителя и продавца товаров, а государство и домохозяйства являются их покупателями.

Несмотря на то, что все три субъекта взаимодействуют на одном рынке, характер взаимоотношений бизнес – домохозяйства и бизнес – государство несколько различен.

На потребительском рынке (бизнес – домохозяйства) взаимодействие классического типа: товары вначале производятся, затем поступают на рынок и покупаются домохозяйствами, переходя в их собственность.

Характерным признаком потребительского рынка является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Именно такой рынок был преобладающим на ранней стадии развития капитализма, и именно такой рынок подвержен кризисам, т.к. рассчитанное на предполагаемый спрос производство может не совпадать с фактическим, в результате чего доходы бизнеса будут ниже ожидаемых.

Бизнес не может заставить домохозяйства покупать все, что он производит. Он может заинтересовать покупателя низкими ценами, льготами или рекламой. В развитой рыночной экономике в этом и проявляется «суверенитет» потребителей: чтобы иметь доход, бизнес вынужден работать на потребителя.

В отличие от потребительского рынка основная масса покупок правительства на рынке товаров и услуг осуществляется в контрактной форме. Подавляющая часть правительственных расходов выступает в форме правительственных заказов бизнесу на производство различной продукции и услуг общенационального значения. В этом случае работа осуществляется в соответствии с контрактами, в которых заблаговременно до производства оговариваются цены на продукцию, количество и условия поставки.

Таким образом, рынок товаров и услуг правительству это, по сути, рынок контрактов, т.е. существенно более устойчивый рынок с разделением риска между бизнесом и правительством. Таким же, в сущности, рынком контрактов в современной смешанной экономике является огромный по масштабам рынок промежуточных товаров и услуг между организациями бизнеса.

Определяющий характеристикой рынка товаров и услуг является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя в результате акта купли-продажи. Навстречу потоку товаров и услуг идет поток расходов (потребительских).

Рынок факторов производства . Мы уже говорили, что к факторам производства относятся труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

В условиях частой собственности данные факторы, являются собственностью домохозяйств, которые покупаются бизнесом для производства товаров и услуг.

Организационно рынок факторов представляет собой рассредоточенный рынок. В сущности, это три основных взаимосвязанных рынка:

· рынок труда;

· рынок землепользования;

· рынок капитала.

Основной отличительной чертой рынка факторов является то, что товар-фактор в результате акта купли-продажи не переходит в собственность покупателя, а остается собственностью продавцов.

Другими словами, характер вовлечения в производство принадлежащих домохозяйствам факторов носит скорее черты аренды, чем продажа факторов в собственность бизнеса. В результате использования факторов бизнесом образуется совокупный поток доходов домохозяйства.

Финансовый рынок – это рынок, отражающий спрос и предложения финансовых средств: денег, облигаций, акций. На финансовом рынке индивидуумы и учреждения предлагают деньги. Он предполагает функционирование фондовых, валютных бирж.



На основании вышеизложенного можно изобразить схему кругооборота продуктов и доходов, которая дает общее представления о взаимодействие отдельных рыночных субъектов посредством различных рынков (рис. 1.4).


1 6

Домохозяйства
Предприятия
Государство
7 8

11 12

фирма рынок экономика домохозяйство кооператив

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система управления обществом и экономикой: глава государства, правительство, парламент, центральный банк, государственные органы управления всех уровней. Их важнейшая особенность в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности и контролируют их исполнение.

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций и т. д.

Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования. В условиях командной плановой экономики государство сосредотачивает в своих руках экономическую власть, принимает основные экономические решения (что, сколько, как и для кого производить), распоряжается государственной собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике.

Государство стремится достичь сбалансированности, пропорциональности в экономике посредством директивного планирования. Органы государственной власти строго контролируют выполнение планов. Объективной основой директивного планирования является наличие в экономике только одного собственника -- государства. Директивное планирование активно использует такие методы регулирования, как принуждение и поощрение.

Чрезмерное сосредоточение экономических функций в руках государства приводит к возникновению крайней формы командной экономики -- огосударствлении экономики. Слишком большое расширение сферы деятельности государства в экономике, выполнение несвойственных ему функций способствуют снижению эффективности его функционирования, замедлению темпов экономического роста, возникновению диспропорций. В странах с командной экономикой, в частности в бывшем СССР, предпринимались неоднократные попытки, направленные на разгосударствление экономики, передачу части функций от государства хозяйствующим субъектам (предприятиям, учреждениям и т. д.). Снимались различные регламентации с деятельности государственных организаций, стимулировалось применение экономических методов хозяйствования. В результате все эти меры не давали соответствующего экономического эффекта.

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение полностью совокупного спроса, директивное планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Установленные государством условия носят обязательный характер, хотя различные из них по-разному влияют на экономические процессы - жестко регламентируют или же просто ограничивают сферу применения. Второе важное свойство - государство защищает установленные им условия. Причем это не только право, но и обязанность государства. Особенность государства как экономического субъекта - это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов. Существование государства, как субъекта рыночной экономики, привело к крайней необходимости государственного регулирования - государство как самый крупный инвестор, владелец материальных и нематериальных средств, основной потребитель промышленной продукции специфического назначения (вооружение, оборудование для ядерной энергетики и космоса, а также другие капиталоемкие технологии) играет самую значительную роль на рынке. В тоже время государство обладает субъективизмом по причине субъективной природы составляющих его элементов - людей. Именно в этом, на мой взгляд, существует основное противоречие - существование государства определяет необходимость государственного регулирования, из чего вытекает - существование классической рыночной экономики в масштабах государства не возможно.

Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий, которые обостряют ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста. Возникновение крупных предприятий, новых отраслей, потребность в строительстве дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют больших затрат. В то же время возврат этих средств, получение по ним прибыли характеризуются большим риском. Поэтому бизнес остерегается вкладывать свои средства в эти сферы экономики. Однако без них дальнейшее социально-экономическое развитие общества, включая частный бизнес, крайне затруднительно.

В этих условиях рынок вынужден несколько сократить свои масштабы и предоставить возможность государству участвовать в экономической деятельности наряду с частным бизнесом.

Характерная для рыночной экономики тенденция к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию природных ресурсов и т. д. также расширяет сферу деятельности государства.

Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Сложности сбыта продукции на внутреннем рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам все более затрудняется. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.

Существенное влияние на укрепление позиций государства оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в будущем. Так как частные предприниматели не намерены взять на себя риск, то такие отрасли создаются государством.

Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.

Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.

Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики.

В 70-е годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же предлагается лишь косвенно влиять на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М.Тэтчер, а также в США при Р. Рейгане. Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия).

По мере развития рыночной экономики, ее трансформации в социально ориентированную рыночную экономику значение государства в развитии общества усиливается. Активное участие государства в экономике -- характерный признак социальной рыночной экономики.

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики и др.), дополняются социальными целями. Таким образом, экономическая деятельность государства в социально ориентированной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30 % (Германия). При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция). Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Предприятие (фирма) – эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Банки – это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

1 Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.

2 Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, т.е. достижения наилучших результатов при минимальных затратах.

3 Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все, кто может и желает работать, должны быть обеспечены рабочими местами.

4 Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.

5 Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6 Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.

7 Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, т.е. по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Назовите два свойства продукта производства.

    Дайте определение предметам труда и средствам труда.

    Дайте определение рабочей силе.

    Назовите центральные проблемы любой экономической системы и раскройте их содержание.

    Перечислите основные способы разрешения основных проблем любой экономической системы.

    Что вы понимаете под производством и общественным продуктом?

    Дайте определение рыночного механизма.

    Назовите главные отличия рыночной экономики от административно-командной.

    В чем отличие показателя валовой общественный продукт от чистого продукта или национального дохода?

    Раскройте содержание форм ведения хозяйства.

    В чем состоит двоякая ценность общественного продукта?

    Из каких элементов складывается стоимость валового продукта?

    Что вы понимаете под экономическими ресурсами и их редкостью?

    Какие факторы оказывают влияние на жизнь и благополучие народов?

    Почему производству придается роль решающего фактора?

    Дайте характеристику натуральной формы хозяйства.

    Покажите, какие факторы лежат в основе перехода хозяйственной деятельности от одних форм к другим.

    Назовите причины и условия, на базе которых совершился переход к товарной форме производства.

    Дайте развернутую характеристику простого товарного производства. Приведите пример этой формы хозяйства из реальной современной жизни.

    Как понимать положение: "Развитие простого товарного производства послужило исходным пунктом возникновения капитализма?"

    Чем отличается развитое капиталистическое товарное производство от простого?

    Есть ли разница между понятиями "Рыночная экономика" и "Товарная экономика"?

    Что послужило причиной своеобразного раскола в рядах советских экономистов в 1960 – 1970 гг. на "товарников" и "нетоварников"?

    Возможна ли в перспективе замена товарной формы хозяйства какой-либо другой?

    Назовите основные модели рыночной экономики и охарактеризуйте их.

    Назовите субъектов рыночной экономики и охарактеризуйте их экономическое поведение?

    Какие экономические цели достигаются в процессе развития рыночной экономики?

2 вопрос: Рыночная экономика и ее характерные черты.

Субъекты рыночной экономики.

Экономические ресурсы в рыночной экономике

Классическая рыночная экономика существовала в развитых ныне странах с XVIII века до первых десятилетий XX века. Данная стадия рыночной экономики характеризуется такими признаками, как:

Наличие частной собственности на экономические ресурсы;

Свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок, перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;

Наличие множества независимых производителей, самостоятельно решающих, какую продукцию производить, в каком количестве, посредством каких технологий и кому их реализовывать;

Наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельный выбор: какую продукцию покупать и у каких товаропроизводителей;

Личная свобода всех участников рынка (включая рабочую силу), которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;

Стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;

Эквивалентный обмен по стоимости;

Ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, внедрять новую технику, поддерживать рабочую силу в нормальном состоянии.

Таким образом, классическая рыночная экономика стихийно развивается на основе частной собственности и не предусматривает государственного регулирования экономики. Классическая рыночная экономика обеспечивала существенное развитие оборудования и самого человека на первых этапах развития рынка. Однако в начале XX века такой хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям.

Под рыночной экономикой обычно понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется, главным образом, через рынок. Существует множество определений рынка, но все они сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Для функционирования рынка требуются, прежде всего, наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, муниципальной, кооперативной, государственной и др.). Важным условием является создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования:

1) товарных бирж;

2) оптовой и розничной торговли;

3) маркетинговых служб.

Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу таких факторов производства как земля, труд, капитал. Под землей понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же «снимаемое» с земли сырье, например хлопок. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для приобретения средств производства. Предпринимательский талант, которым обладает человек, организующий производство товаров и услуг, принимающий решения, какие товары и услуги производить, а также владеющий особенным талантом - брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары.

Финансовый рынок представляет собой форму движения денежных средств. Финансовый рынок - это сфера отношений между продавцами и покупателями денежных ресурсов и инвестиционных ценностей. Он включает в себя денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных обязательств, а на рынке капиталов - среднесрочных и долгосрочных обязательств. Товарами на финансовом рынке выступают внутренняя, национальная валюта, ценные бумаги, кредиты банков, иностранная валюта, золото.

Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты . Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);

2) по географическому положению (местный, национальный, мировой);

3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.);

4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);

5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок - это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Рынок обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

Эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии;

Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей;

Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая:

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

Не обеспечивает защиту окружающей среды.

Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

Не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;

Не ориентирована на производство социально-необходимых товаров;

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.

Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей.

В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х гг., наряду с крупными корпорациями, важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами.

В-пятых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.

В-шестых, современной рыночной экономике присущ энерго- и материалосберегающий характер.

В-седьмых, идет процесс формирования «услугоемкой» экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг.

В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты .

Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая 1) самостоятельно принимает решения, 2) является собственником какого-либо фактора производства, 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

Фирма - это экономическая единица, которая

1) самостоятельно принимает решения,

2) стремится к максимизации прибыли,

3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

Экономические ресурсы ограничены и эта ограниченность порождает фундаментальную экономическую проблему выбора: какие товары и услуги должно производить общество, располагая ограниченным количеством земли, труда и капитала?