Как узнать о ликвидации юридического лица

Как узнать, находится ли фирма в процессе ликвидации и от какого числа? Обязательно ли делать запрос на выписку? В какие сроки укладывается данная процедура, если у фирмы нет долгов?

Н. Кудряшова, г. Санкт-Петербург

В соответствии со ст. 20 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители (участники), принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны уведомить об этом регистрирующий орган. «Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации» (п. 2 ст. 20 названного Закона).

Для получения информации из реестра заказывать выписку необязательно. На сайте Федеральной налоговой службы в открытом доступе публикуются сведения, внесенные в государственный реестр юридических лиц. Там же должны размещаться запись о ликвидации организации и дата внесения этой записи.

В общем виде процедура ликвидации осуществляется в несколько этапов.

1. Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации (ст. 62 Гражданского кодекса РФ). Пунктом 2 указанной статьи установлено, что учредители юридического лица назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Обычно решения о ликвидации, о назначении ликвидационной комиссии, об установлении порядка и сроков ликвидации принимаются учредителями одновременно, однако закон предусматривает возможность существования между этими решениями временного интервала.

Таким образом, информацию о возможных сроках ликвидации юридического лица можно почерпнуть из решения учредителей.

Согласно ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...» учредители юридического лица обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации.

Если ликвидационная комиссия не назначена одновременно с принятием решения о ликвидации, то учредители (участники) юридического лица обязаны отдельно уведомить регистрирующий орган о ее формировании (п. 3 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...»).

2. После назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органе печати (журнал «Вестник государственной регистрации») публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Кроме этого, ликвидационная комиссия обязана принять меры по выявлению кредиторов и письменно известить их о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

3. Пункт 1 ст. 63 ГК РФ вменяет в обязанность ликвидационной комиссии получение дебиторской задолженности. Если такая задолженность у юридического лица имеется, процесс ее получения может значительно затянуть срок ликвидации.

4. После истечения срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Учредители также обязаны уведомить о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий орган (п.3 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...»).

5. Далее должен следовать этап расчетов с кредиторами, но, поскольку в вопросе указано, что ликвидируемая фирма не имеет долгов, мы не будем останавливаться на нем подробно. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица.

6. Пункт 7 ст. 63 ГК РФ устанавливает, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

7. В процессе ликвидации (если этого не было сделано раньше) ликвидационная комиссия должна представить в территориальный орган Пенсионного фонда:

Сведения, необходимые для открытия индивидуального лицевого счета на работников ликвидируемого лица (подробнее п. 2 ст. 6 ФЗ от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»);

Ежегодные сведения о страховых взносах и страховом стаже работников (ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»);

Реестр застрахованных лиц в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ от 30.04.2008 № 55-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

8. По окончании описанных выше мероприятий ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации с приложением ликвидационного баланса и документов, подтверждающих представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда (ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...»).

9. В соответствии со ст. 22 и 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...» регистрирующий орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней, осуществляет государственную регистрацию при ликвидации юридического лица и вносит запись о прекращении его деятельности в государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, минимальный срок ликвидации юридического лица составляет два месяца. Максимальный срок такой процедуры законодательством не определен.

Валерий Левченко,

Сведения о ликвидации ЮЛ являются особенным элементом ликвидационного процесса. Их нельзя отнести к документам.

Если подойти с правовой точки зрения, то формирование ликвидационной информации можно позиционировать как отдельный этап, который характеризуется составлением, подачей и оглаской специфической документации. Если же смотреть на это понятие более узко, то ведомости о ликвидации юр. лица – не что иное, как фактические данные о прекращении его существования.

Этап закрытия юрлица

Процедура закрытия юр. лица начинается с принятия его руководством соответствующего решения (в отдельных случаях – выдачи судебного решения). Оно оформляется протоколом.

Процедурный порядок ликвидации состоит из таких этапов:

  • первый – подача протокола о прекращении деятельности государственному регистратору;
  • второй – регистрация процесса закрытия;
  • выявление и удовлетворение требований кредиторов; распоряжение остаточным имуществом;
  • четвёртый – регистрация данных о прекращении деятельности.

В зависимости от того, проводится ликвидация добровольно или принудительно, все этапы будут иметь свою специфику. Но неизменным остаётся одно – ликвидация будет недействительной без внесения информации о прекращении деятельности субъекта хозяйствования (далее СХ) в ЕР. Именно подача фактических данных по требованию регистратора и последующая их легитимация являются последним, наиболее важным этапом закрытия.

Требования закона

Регистрация информации о прекращении работы СХ является часть общей ликвидационно-реорганизационной процедуры и имеет установленный порядок. Требования к нему включены в ХК РФ, ряд федеральных законов и положение о ликвидации юридических лиц.

Согласно последнему локальному н-п акту для проведения госрегистрации закрытия юр. лица председатель ликвидационной комиссии должен подать ряд сведений.

Они отправляются заказным письмом с описанием содержимого.

Но при этом в каждый конверт должны быть вложены следующие документы:

  • заполненная рег. карточка на субъект ликвидации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • оригиналы учредительных документов;
  • акт ликвидационной комиссии с балансом;
  • справки из налоговой инспекции и всех фондов об отсутствии задолженности;
  • справку из архива о приёме документации, которая подлежит длительному хранению.

Данные документы можно назвать сведениями первого порядка. Они не подлежат публикации, но необходимы для выдачи государственным регистратором уведомления о прекращении существования субъекта хозяйствования.

Необходимость огласки


Согласно положению о ликвидации юридических лиц, после получения документов на заключительном этапе закрытия хозяйственного лица госрегистратором должно быть опубликовано сообщение со следующими сведениями:

  • наименованием юр. лица;
  • идентификационный код и местонахождения субъекта хозяйствования;
  • место и дату проведения легитимации.

Данное уведомление вносится в Единый реестр ликвидационных сведений. Таким образом, объявляется практическое прекращение деятельности.

Кроме этого, закрытие должно освещаться в СМИ.

Необходимость огласки проста и очевидна.

Во-первых, огласить о прекращении деятельности нужно для того, что все кредиторы и лица, заинтересованные взысканием имущества и денежных средств, смогли вовремя подать свои претензии. Во-вторых, давайте проведём аналогию с утерянным паспортом. Когда его теряют, перед выдачей нового необходимо подать объявление в любое печатное издание о том, что «отныне считать недействительным… и т.д.».

Это необходимо во избежание документального мошенничества. Когда речь идёт о таком серьёзном деле, как закрытие субъекта хозяйствования огласка нужна учредителям и собственникам в первую очередь ведь это даст гарантию того, что их документы не будут использованы создателями фиктивных и подставных юр. лиц.

Сведения о ликвидации юридических лиц

Ликвидация СХ может считаться завершённой только после внесения соответствующей информации об этом ЕГРЮЛ. Это подтверждающие требования. Есть также информация, которая публикуется ликвидационной комиссией в органах печати. Она даёт возможность узнать о порядке закрытия юр. лица и сроках заявления имущественных прав кредиторами.

Обязанность публиковать ликвидную информацию в печатных изданиях возложена не на регистратора, который легитимирует сведения и сообщения о завершении деятельности, а на сами закрывающиеся организации.

Наиболее важной является фиксация самого факта ликвидации юр. лица. Если сообщение не было опубликовано в СМИ, это является основанием для вменения административных санкций.

Например, наказанием за проступок может служить основанием решения суда об отмене госрегистрации ликвидации хоз.субъекта. Но этот вопрос является спорным и скорее прецедентным, чем нормативным. Законодательные акты, которые регламентируют порядок прекращения деятельности юр. лиц не устанавливают санкции за несвоевременное оглашение или неоглашение информации в печатных средствах.

Общая информация

Сведения о прекращении деятельности, которые подлежат огласке, должны в обязательном порядке вмещать общую информацию о юр. лице. Она позволяет кредиторам распознать ответчика.

  • наименование субъекта хозяйствования;
  • организационно-правовая форма;
  • режим работы.

Объединённая информация в обязательном порядке присутствует при внесении сведений и сообщений о прекращении деятельности в ЕГР госрегистратором.

Контактные данные


Артельные ведомости дают возможность узнать кредиторам, каким образом можно связаться с учредителями или руководством.

  • инициалы руководителей организации, главного инженера;
  • юридический и фактический адрес предприятия;
  • регистрационный номер;
  • код налогоплательщика;
  • номер банковского счёта;
  • номер телефона, также адрес электронной почты;
  • перечень адресов филиалов и дочерних предприятий;
  • номера свидетельств и сведений о членстве.

Иногда к контактным данным относят время работы юр. лица, но в большинстве случаев эти сведения не помогут установить связь кредиторов при ликвидации организации.

Лимит времени


Федеральное законодательство ограничивает процедуру ликвидации сроками. В целом этот процесс может длиться от 3 до 6 месяцев. Временной интервал включает время, которое отводится на огласку сведений о прекращении фактической деятельности. Очень важен сам момент подачи, так как именно он является точкой отсчёта для подачи кредиторских требований.

Срок для предъявления – 2 месяца.

Они отсчитываются с момента, когда информация была опубликована. При этом законодатель не указывает в точности, каким образом сведения должны публиковаться. По умолчанию могут подойти все средства массовой информации.

Размещение информации


Ликвидная информация подлежит не только регистрации, официальной публикации, но и самостоятельному размещению в СМИ. В Гражданском кодексе указаны печатные издания, но не рассматривается тот факт, что большинство современных газет и журналов имеют свои веб-страницы в интернете.

Не регламентировано также и то, в каком случае обязательства будут считать выполненными. Кодекс не детализирует, где найти сведения кредиторам и другим взыскателям.

Распространено заблуждение, что публиковать информацию можно в любом печатном издании.

Но на практике это далеко не так. Выполнение процессуальной нормы об огласке ликвидной информации может быть засчитано в том случае, если соблюдены время подачи публикации и есть само фактическое ее подтверждение. Фактическим подтверждением обычно считают номер печатного издания или заявление кредиторских требований.

Приказом МНС было установлено единое издание для огласки регистрационных требований — журнал «Вестник государственной регистрации». Но в нем обязаны печататься регистрационные сведения о тех, кто в принудительном порядке был исключён из ЕГРЮЛа.

Смотрите также видео о публикации информации в Едином реестре

СМИ

Огласка ликвидационной информации проводится по всем правилам с участием СМИ. Законодатель указывает только печатные издания, как способы распространения информации. Но публикация, например, сведений о добровольной ликвидации возможна и через другие средства массовой информации.

Ими вполне могут служить телевидение, радио и веб-издания.

Главное – это все же не «как», а просто «донести» нужную информацию кредиторам. Только вот самый и простой способ – это по-прежнему печатные издания. Согласитесь, никто не захочет тратить собственные деньги на то, чтобы телевидение собрало всех кредиторов с их требованиями.

Исключением являются только те ликвидационные процессы, в которые проводятся принудительно по судебному решению. Тогда публикация должна проводиться в официальном печатном издании. Приказ, который устанавливает способы огласки, указывает, что информация должна размещаться на сайте ФНС РФ и в журнале «Вестник ГР». Установленная форма публикации – Р80002.

Подтверждением может служить номер издания с размещённым объявлением или копия сообщения (в случае веб-публикации). Датой опубликования считается день выхода в печать «Вестника…» или другого «чтива». При добровольной ликвидации порядок размещения через СМИ мало регламентирован. Поэтому у обывателей создалось мнение, что здесь царит вседозволенность.

Налоговые органы требуют размещать информацию в «Вестнике…».

Подобного мнения придерживаются и различные фонды, которые выдают справки в процессе ликвидации. Есть судебные прецеденты на эту тему.

При ликвидации СХ ликвидационная комиссия все же заинтересована в том, чтобы кредиторы в кратчайшие сроки заявили свои права. Сведениям дают огласку при помощи региональных СМИ в тех местах, где компания активно работала. Это еще и лишнее доказательство послушного исполнения буквы закона.

Онлайн


Специальным федеральным приказом устанавливается публикация ликвидационных сведений в режиме онлайн. Во-первых, госрегистратор вносит данные в ликвидации в специальный реестр. Во-вторых, налоговые органы публикуют сведения о прекращении деятельности в специальном журнале, в который можно подавать объявления в онлайн-режиме. О существенных фактах оставляют сообщения в журнале «Вестник…» в ином случае – в газете «Комерсантъ».

Публикация сведений в режиме онлайн проходит в три этапа:

  • заполнение заявки на веб-странице журнала/газеты;
  • получение оплатного счёта и подача документов;
  • подтверждение публикации.

Сначала придётся внести данные в форму заявки, размещённую на официальном сайте.

Обязательными полями для заполнения будут:

  • полное и краткое наименование ЮЛ;
  • реквизиты;
  • индекс, адрес;
  • номер и дата документа, провозгласившего ликвидацию;
  • срок предъявления требований кредиторами.

Как видим данные аналогичные тем, которые использует госрегистратор.

Далее, в произвольной форме создаётся текст объявления. Потом вводятся данные о заявителе (инициалы обязательно), создается приложение к бланку-заявке, пишется комментарий и выбирается способ подачи самого объявления.

На втором этапе необходимо подать пакет документов. На странице журнала есть перечень того, что нужно подать, поэтому останавливаться не стоит. Заблаговременная публикация возможна только после оплаты. Оплата возможна наличными, безналичными, а также веб-валютой.

Подачу документов можно проводить с понедельника по пятницу(9.00-18.00). Получение ведомостей в текущий номер прекращается по средам в 14.00. На третьем этапе о подтверждении публикации будет свидетельствовать номер и дата выхода журнала со статусом заявки «Принято в публикацию».

Сведения о ликвидации ЮЛ – являются одновременно этапом и документальным подтверждением о прекращении деятельности СХ. Их сложно отнести только к четвёртой стадии ликвидации, так как сразу же после появления комиссии по закрытию ЮЛ, будут оглашены ликвидационные сведения в СМИ. Это делается с целью наибыстрейшего выявления кредиторов и удовлетворения их запросов.

В определённый момент деятельности компании перед её собственниками (участниками) может по тем или иным причинам возникнуть вопрос о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности данной компании.

Ликвидация предприятия - это форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Преимуществом официальной процедуры ликвидации ООО, АО является то, что запись о юридическом лице исключается из Единого Государственного реестра юридических лиц, ОГРН и ИНН компании аннулируются, организация считается прекратившей свое существование.

Процесс официальной процедуры ликвидации состоит из нескольких обязательных этапов и сопровождается налоговыми проверками и потому является довольно продолжительным по времени (от 4 до 12 месяцев).

Официальная Ликвидация осуществляется в следующих случаях:

По решению Арбитражного суда (принудительная);
- по решению участников либо акционеров (добровольная);
- при неплатежеспособности (банкротство).

Принудительная ликвидация организаций проводится по решению Арбитражного суда в случаях:

  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществления деятельности, запрещенной законом;
  • осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • наличия иных оснований, предусмотренных законом.

Организация может быть ликвидирована по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового и гражданского законодательства - наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации фирм. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ.

Добровольная ликвидация предприятий проводится в следующем порядке:

1. Принятие Общим собранием участников (акционеров) общества решения о ликвидации общества и назначение ликвидационной комиссии; утверждение состава ликвидационной комиссии; утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.

2. Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

3. Размещение сообщения о ликвидации общества, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати.

4. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.

5. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

6. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).

7. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого общества. По окончании проверок данные органы выдают справки об отсутствии задолженности у общества соответственно перед бюджетом и внебюджетными фондами.

8. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам общества в следующей очередности:

  • первая очередь - удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • вторая очередь - производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • третья очередь - производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • четвертая очередь - производятся расчеты с другими кредиторами;
  • Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами 1-й и 2-й очереди, права требований по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

9. После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.

10. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.

11. Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

12. Ликвидационная комиссия распределяет между участниками (акционерами) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество.

13. Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и участниками либо акционерами в АО в ликвидационном акте.

14. По завершении расчетов с участниками либо акционерами ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней).

15. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

Ликвидация компании означает исключение сведений о юридическом лице из реестра и полное прекращение его работы. Решение закрыть бизнес может быть связано с самыми разными причинами: его нерентабельность, достижением поставленных бизнес-задач, переориентацией на другие направления и пр.

После того как владельцы компании примут окончательное решение о ее ликвидации, им необходимо назначить ликвидационную комиссию или единоличного ликвидатора (согласно п.2 ст.62 ГК). Последний вариант возможен, если у юридического лица единственный учредитель (он же обычно и директор).

Об этом факте требуется уведомить Налоговую инспекцию с помощью специальной формы Р15001. Отметка о назначении в компании ликвидационной комиссии появляется в ЕГРЮЛ и становится общедоступной для всех заинтересованных лиц.

В компетенцию ликвидационной комиссии входят все управленческие функции в отношении прекращающей свою деятельность компании. После того, как она начнет свою работу, полномочия с высшего руководящего состава снимаются.

За ее назначение отвечает аппарат, которым было принято решение о закрытии юрлица. При добровольной ликвидации это может быть собрание учредителей или совет акционеров (в зависимости от формы организации бизнеса: ООО или АО). Порядок назначения ликвидационной комиссии должен быть прописан в уставе.

Если же эта процедура носит принудительный характер (например, из-за противоправной деятельности компании), то ликвидатора назначает суд одновременно с вынесением постановления о закрытии предприятия.

Состав ликвидаторов


Ни порядок избрания ликвидационной комиссии, ни требования к ее составу в законодательстве не прописаны. Решение о том, какие именно работники потребуются для закрытия компании по всем правилам, понимают сами собственники бизнеса. На практике чаще всего в состав комиссии входит директор, юрист, бухгалтер, экономист, непосредственно учредители и иные лица (как работающие в организации, так и не входящие в ее штат). Обычно вопросы ее численности также решаются собственниками.

После того как ее состав определен, издается соответствующий акт (приказ), с которым могут ознакомиться все избранные члены и руководство.

Законодательно могут быть предусмотрены некоторые нюансы, которые нужно учесть при определении состава комиссии. Так, если в число акционеров компании входит государство, то в составе ликвидаторов обязательно присутствуют представители органов местного самоуправления и комитета по имущественным вопросам.

Руководитель ликвидационной комиссии

На необходимость избрания руководителя (председателя) ликвидационной комиссии указывает законодательство. Такая проблема не стоит перед компаниями, в которых есть единственный учредитель, он и становится ликвидатором.

При этом закон не устанавливает, кто именно назначается руководителем ликвидационной комиссии. Это может быть:

  • коллегиальный орган, который принял решение о закрытии юрлица;
  • участник общества или его учредитель;
  • стороннее лицо, наделенное лицензией на этот вид деятельности (состоящий в СРО).

Если ликвидация производится , то в качестве ликвидатора выступает , назначенный арбитражным судом.

Порядок работы комиссии при ликвидации предприятия

Большая часть обязанностей, которые связаны с прекращением деятельности компании, возлагается на ликвидационную комиссию. Порядок ее работы предполагает прохождение ряда последовательных этапов:

  1. Оповещение Налоговой инспекции о принятом решении ликвидироваться и назначении ликвидационной комиссии. На это у ее членов есть три дня, иначе компании грозит штраф в 5000 р.
  2. Выявление перечня кредиторов, которые обратились в компанию после публикации сообщения в СМИ или по результатам личного обращения.
  3. Уведомление всех сотрудников о предстоящем за 2 месяца. Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.
  4. Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
  5. В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
  6. На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается в Налоговой инспекции, а отметка о его регистрации делается в ЕГРЮЛ.
  7. Погашаются кредиторские требования с учетом очередности, предусмотренной ГК РФ. При необходимости распродается часть имущества для этих целей.
  8. Если будет выявлена недостаточность собственности для погашения всего объема задолженности, подается ходатайство о банкротстве. В этом случае все полномочия переходят к арбитражному управляющему.
  9. Если активов хватило для удовлетворения всех имущественных и материальных обязательств, комиссия составляет новый ликвидационный баланс. На это раз окончательный (форма №1 ОКУД) и с учетом проданного имущества и израсходованных денег со счетов компании.
  10. Компания исключается из ЕГРЮЛ и полномочия членов ликвидационной комиссии прекращаются.

Права ликвидационной комиссии


Ликвидационная комиссия наделена всеми правами для завершения работы юридического лица. Она устанавливает общий порядок и сроки ликвидации. Председатель ликвидаторов обладает правом подписи деклараций, договоров и других юридически значимых документов. Он может свободно распоряжаться имуществом компании, как это ранее делал ее директор.

Председатель также вправе в любой момент созывать заседание ликвидационной комиссии, контролировать ее работу и организует текущую деятельность этой структуры.

Члены комиссии могут подписывать бухгалтерскую документацию. Для этого они должны уведомить банк, в котором у компании открыт расчетный счет о лицах, наделенных правом подписи платежных поручений. Подписи в банковской карточке переоформляются на председателя и других лиц (при необходимости).

Обычно закрываемая компания подвергается выездной налоговой проверке. В этом случае комиссия может обжаловать принятые проверяющими решения в досудебном и судебном порядке.

Комиссия ликвидаторов обладает правом на претензионную работу с должниками юрлица, а при необходимости может обратиться в суд для взыскания дебиторской задолженности.

Полномочия ликвидаторов юридического лица

Закон возлагает на ликвидационную комиссию следующие полномочия:

  • руководство внутренними и внешними делами компании;
  • публикация в СМИ («Вестнике госрегистрации») сообщения о ликвидации организации с указанием на время и место приема заявлений кредиторами (не менее чем за 2 месяца до окончания приема кредиторских требований), сообщение размещается, даже при условии, что комиссии известно об отсутствии кредиторов;
  • выявление перечня лиц и уполномоченных организаций, перед которыми у компании имеется кредиторская задолженность, составление реестра кредиторов;
  • представление интересов ликвидируемого юрлица в Налоговой, внебюджетных фондах и суде;
  • определение компаний, имеющих дебиторскую задолженность перед юридическим лицом, принятие мер для ее взыскания;
  • проведение инвентаризации имущества;
  • погашение задолженности перед кредиторами и уполномоченными контролирующими инстанциями;
  • иные вопросы, связанные с процедурой прекращения деятельности компании.

Обязанности ликвидационной комиссии

К обязанностям ликвидационной комиссии относятся:

  • исчисление и уплата налогов за ликвидируемую организацию;
  • представление налоговой и прочей отчетностью в соответствии со спецификой работы компании;
  • разработка плана упразднения компании;
  • оценка финансового состояния компании;
  • анализ дебиторской/кредиторской задолженности, принятие мер для ее взыскания/покрытия;
  • личное уведомление всех известных кредиторов о предстоящем закрытии (публикация сообщения этой обязанности с собрания не снимает);
  • инвентаризация и оценка всего имущества (для того чтобы определить, хватит ли его в случае продажи для удовлетворения всех кредиторских требований);
  • подготовка заявлений о признании компании банкротом (если средств окажется недостаточно для погашения всех обязательств перед кредиторами);
  • составление промежуточного/окончательного ликвидационного баланса, представление иных отчетных форм в ФНС;
  • , выплата положенных им компенсаций и зарплаты;
  • оплата госпошлины;
  • оплата размещения сведений о ликвидации в СМИ – стоимость сообщения зависит от его размера.

Ответственность ликвидаторов организации

На первый взгляд может показаться, что никакой ответственности у ликвидационной комиссии нет. Ведь все его задачи сводятся к тому, чтобы быстро и с минимальными потерями завершить процедуру ликвидации. На самом деле это не так. Члены ликвидационной комиссии могут привлекаться к .

Так, например, если ликвидатор не сообщит о наличии в компании (недостаточности имущества для того чтобы рассчитаться с долгами) в десятидневный срок, то он привлекается к субсидиарной ответственности по новым долгам: оплате , компенсацию расходов на проведение банкротства.

За некоторые правонарушения ликвидаторам грозит уголовная ответственность со штрафом 100-150 тыс.р., ограничением свободы и принудительными работами. Это, в частности, сокрытие имущества компании, фальсификация бухгалтерских документов и пр.

Увольнение ликвидационной комиссии предприятия

Со всеми работниками, независимо от их социального статуса, в случае ликвидации юридического лица расторгаются трудовые договора. Это может произойти раньше, чем компания окончательно будет исключена из реестра юридических лиц. Трудовой кодекс не фиксирует тот момент, когда должно происходить увольнение. Главное, чтобы сотрудники были проинформированы за два месяца до сокращения.

С членами ликвидационной комиссии обязательно заключаются трудовые или гражданско-правовые договора. Без них работа состава комиссии не является легальной. В ходе проверки компанию могут заставить доплатить налоги и отчисления во внебюджетные фонды за неоформленных членов комиссии. Помимо этого, начисляются штрафы и пени.

Штатные работники могут продолжать трудиться в комиссии в рамках действующих трудовых договоров. Издавать дополнительные приказы или заключать допсоглашения не требуется.

Трудовое законодательство не содержит каких-либо особенных условий увольнения для членов ликвидационной комиссии. Они также подписывают приказ об увольнении: в их трудовой делается специальная отметка, в последний день производится окончательный расчет.

Выплаты ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.

Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.

В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.

Акт решения при завершении ликвидации предприятия


Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом. При их принятии участники должны следовать определенной процедуре, что позволит гарантировать действительность решений.

Решения принимаются в ходе заседания, проводимого в очном или заочном формате. Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка.

Решения утверждаются простым большинством голосов, при поименном голосовании или поднятием руки присутствующими.

Последнее решение фиксируется в акте об окончательной ликвидации ООО и АО. В нем указывается на то, что комиссия проверила финансовую деятельность компании, согласовала ликвидационный баланс, кредиторская задолженность не была выявлена или была погашена. В связи с этим компания полностью прекращает свое существование.