Государственное регулирование денежного обращения. Правовое регулирование денежного обращения

Под денежным обращением принято понимать процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме в качестве средства обращения и средства платежа.

Денежное обращение исторически определило появление денежной системы, которая представляет собой модель, тип организации денежного обращения, закрепленный законодательно. Структурно она состоит из следующих элементов:

  • - официальная денежная единица;
  • - виды денежных знаков;
  • - порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения;
  • - методы регулирования денежного обращения;
  • - организация денежного обращения.

Денежная система также может содержать еще два элемента: порядок установления официального валютного курса и масштаб цен.

Официальная денежная единица - это установленный государством и закрепленный законодательно денежный знак, являющийся законным платежным средством на всей территории страны. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Виды денежных знаков выделяются в зависимости от материального носителя (банкноты, монета), их обеспечения, а также субъекта, уполномоченного выпускать денежные знаки в обращение. В настоящее время в Российской Федерации в обращении находятся два вида денежных знаков:

  • а) банкноты номиналом 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей;
  • б) металлическая монета достоинством 1,5,10,50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Порядок эмиссии денежных знаков - это установленные законодательно правила выпуска и изъятия денег из обращения. Единственным эмитентом денежных знаков является государство. Непосредственная эмиссия может быть возложена либо на эмиссионный банк, либо на казначейство.

Порядок установления официального курса представляет собой совокупность правил определения соотношения цены национальной валюты к цене иных иностранных валют.

Масштаб цен определяет, какое количество валютного металла содержится в денежной единице. В настоящее время официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.

К основным методам регулирования денежного обращения относятся:

  • - денежная реформа - коренное, качественное преобразование денежной системы, проводимое в целях стабилизации национальной денежной валюты и денежного обращения в целом;
  • - деноминация (от лат. - переименование) - изменение нарицательной стоимости денежных знаков, производимое с обменом старых денег на новые по определенному курсу. Деноминация не предполагает качественного преобразования денежной системы;
  • - эмиссия - выпуск денежных знаков в обращение. В отличие от денежной реформы и деноминации, проводимых единовременно, эмиссия представляет собой направление финансовой деятельности государства, осуществляемое постоянно;
  • - нуллификация (от лат. - уничтожение) -объявление денежных знаков недействительными. Посредством нуллификации происходит изъятие старых денег из обращения с последующим выпуском новых, но уже в меньшем количестве;
  • - девальвация (от лат. - понижение и иметь значение, стоить) - понижение стоимости денежной единицы. Экономическое значение девальвации состоит в том, что государство путем снижения курса собственной валюты снижает тем самым и экспортную цену товаров, создавая благоприятную обстановку для промышленного развития;
  • - ревальвация - процесс, обратный девальвации, заключающийся в повышении стоимости денег;
  • - дефляция - уменьшение денежной массы, проводимое путем изъятия из обращения излишков денежных знаков.

Денежное обращение включает в себя два основных элемента: наличное и безналичное денежное обращение.

Налично-денежное обращение, или наличный денежный оборот, представляет собой процесс движения денежных средств в наличной форме. Можно выделить ряд существенных характеристик налично-денежного обращения:

  • 1) он является частью денежного оборота. Выступая в качестве одной из составных частей денежного оборота, наличное денежное обращение тесно связано с безналичным. Это проявляется в том, что, как уже упоминалось, денежные средства, находясь в постоянном движении, переходят из наличной в безналичную форму и наоборот;
  • 2) тесно связан с банковской системой. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" организация денежного обращения возложена па ЦБ РФ. В целях осуществления данной функции ЦБ РФ уполномочен осуществлять эмиссию денежных средств, производить обмен ветхих и поврежденных банкнот, принимать решение о выпуске банкнот и монет нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца, утверждать номиналы и образцы денежных знаков, а также осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законодательством РФ;
  • 3) предполагает неоднократность использования денежных знаков. Это свойство проявляется в том, что в ходе оборота наличных денежных средств банкноты и монеты, выступая в качестве средства обращения и платежа, физически перемещаются "из рук в руки". Следовательно, денежные знаки должны быть долговечными и защищенными от подделок;
  • 4) осуществляется преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения. Это свойство обусловлено стремлением государства минимизировать затраты, связанные с организацией денежного обращения, а также препятствовать сокрытию денежных средств от налогообложения. В связи с этим вводятся ограничения, связанные с оборотом наличных денег, которые распространяются в первую очередь на организации и индивидуальных предпринимателей;
  • 5) подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства.

К основным принципам организации налично-денежного обращения относятся:

  • 1) принцип обязательного хранения наличных денежных средств юридических лиц в кредитных организациях. Государство обязало все учреждения, организации и предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, хранить свои денежные средства в кредитных организациях. Этот принцип устанавливается в целях осуществления контроля за оборотом денежных средств, противодействия их отмыванию, а также обеспечения сохранности денег;
  • 2) принцип преимущественной безналичности расчетов организаций по своим обязательствам, введение которого обусловливается стремлением государства ограничить расчеты с использованием наличных денежных средств;
  • 3) принцип лимитности кассовых наличных денежных средств. Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов, т.е. определенного количества, необходимого для нормального функционирования организаций;
  • 4) принцип обязательной сдачи в банк всей денежной наличности сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе;
  • 5) принцип срочности сдачи денежной наличности в кредитные учреждения. Такие сроки устанавливаются нормативно и зависят от специфики работы предприятия, а также удаленности кредитных организаций. Конкретные сроки согласуются с учреждениями банков;
  • 6) принцип сверхлимитности кассовых наличных денег, направляемых на оплату труда и иные социальные выплаты. Так, организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка;
  • 7) принцип документированности денежных операций. Согласно этому принципу все денежные средства, поступающие в кассу и выплачиваемые из нее, подлежат обязательной документации. Оформление таких операций обычно производится путем составления приходных и расходных кассовых ордеров, в определенных случаях они могут быть оформлены другими документами;
  • 8) принцип обеспечения сохранности наличных денежных средств, хранящихся в кассе. Каждая организация обязана иметь укрепленное помещение, специально выделяемое для кассы, а также проводить обучение своих работников; неподготовленные сотрудники не допускаются к работе с денежной наличностью;
  • 9) принцип неограниченности расчетов населения. В соответствии со ст. 861 ГК РФ расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в наличной форме без ограничений, что, однако, не означает бесконтрольности таких расчетов.

Таким образом, правовое регулирование наличного денежного обращения, основанное на всех вышеперечисленных принципах, направлено на ограничение расчетов наличными деньгами. Ограничительная направленность правового регулирования в данной сфере в первую очередь проявляется в установлении мер запретительного характера относительно расчетов наличными деньгами при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40", предусматривает преимущественно безналичный расчет предприятий по своим обязательствам. Согласно п. 1 Порядка ведения кассовых операций все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках.

Банком России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 тыс. руб.

Еще одной ограничительной мерой в сфере наличного денежного оборота являются лимиты остатка наличных денег в кассе. Наличность, превышающая лимит, в обязательном порядке сдастся в обслуживающий данное предприятие банк для зачисления на счет. Лимиты устанавливаются банками ежегодно по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут быть пересмотрены.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В соответствии с а. 29 Порядка ведения кассовых операций на каждом предприятии для кассы должно быть выделено специальное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах или сейфах. Обеспечение сохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и при сдаче в банк возлагается на руководителя организации.

Безналичное денежное обращение, так же как и налично-денежный оборот, тесно связано с банковской системой, однако не предполагает физического перемещения денег и преимущественно распространено в сфере расчетов организаций, индивидуальных предпринимателей, а также публично-правовых образований;

Правовое регулирование безналичных расчетов происходит посредством закрепления форм безналичных расчетов, определения сроков осуществления платежей и счетов, используемых для проведения расчетов, закрепления порядка списания денежных средств со счета, а также путем определения порядка осуществления расчетов по конкретным формам.

Форма расчетов по своей сути представляет собой определенный способ осуществления таких расчетов. В соответствии с п. 1 ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К иным формам можно отнести расчеты плановыми платежами, расчеты, осуществляемые посредством зачета взаимных требований, расчеты простыми и переводными векселями, а также расчеты с использованием платежных карт.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Таким образом, в отношениях по выбору формы расчета реализуется принцип равенства сторон, а следовательно, они являются гражданско-правовыми.

Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пять операционных дней в пределах территории РФ (ст. 80 Федерального закона "О Центральном байке Российской Федерации (Банке России)").

В Российской Федерации расчетные операции но перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

  • 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
  • 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
  • 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
  • 4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Расчетный документ - это оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

  • - распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
  • - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем)1.

Основными формами расчетных документов выступают платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. По своей сути платежные поручения представляют собой банковский перевод.

Исполнение платежного поручения должно происходить в срок, предусмотренный законодательством, или же в более короткий срок в случае, если это установлено договором банковского счета или же определено обычаями делового оборота. Принятие платежных поручений происходит независимо от наличия денежных средств на счете плательщика, однако его исполнение становится возможным лишь при наличии достаточного количества денежных средств на соответствующем счете.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк, которым может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк) произвести такие платежи. Таким образом, платеж происходит лишь при предоставлении необходимых документов, в результате чего плательщик- получает гарантию тою, что платеж будет произведен только в случае исполнения его контрагентом по гражданско-правовому договору - получателем средств всех условий такого договора, а получателю, в свою очередь, гарантируется платеж.

Открытие аккредитива происходит на основании заявления плательщика. Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего.

Для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При этом исполняющий банк проводит проверку полученных документов по их внешним признакам и в случае их несоответствия может отказать в принятии документов. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.

Расчеты чеками в большей степени характерны для англосаксонской правовой семьи. Такие расчеты, в частности, популярны в Великобритании и США. В России чеки используются не столь часто.

Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя байку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Он должен содержать обязательные реквизиты, установленные ст. 878 ГК РФ.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Им признается юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. В свою очередь, чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Расчеты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

Инкассовое поручение оформляется:

  • а) платежными требованиями, оплата которых может производиться:
    • - по распоряжению плательщика (с акцептом);
    • - без его распоряжения (в безакцентном порядке). Такое списание допускается в случаях, установленных законом, а также в случаях, предусмотренных сторонами но основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения;
  • б) инкассовыми поручениями, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежное требование, применяемое при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором, является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Под инкассовым поручением понимается расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

  • 1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • 2) для взыскания по исполнительным документам;
  • 3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено. При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.

«Функционирование денег и кредитной системы, - замечал выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих Август фон Хайек, - так же, как язык и мораль, представляет собой случаи спонтанного порядка, который хуже всего поддается попыткам адекватного теоретического объяснения...». В объяснениях того, как можно оказать влияние на этот спонтанный порядок, следует немного упростить действительность.

Денежная политика – политика, главная цель которой – управлять денежной массой, влияя посредством нее на такие параметры экономики, как совокупный спрос, уровень цен, курс национальной валюты и т.п.

Рынок денег характеризуется двумя важными факторами: спросом на деньги и предложением денег. В свою очередь, спрос на деньги формируется под влиянием: уровня экономической активности, потребностей в инвестициях, баланса государственного бюджета. Предложение денег определяется: эмиссионной политикой государства, активностью коммерческих банков, куплей-продажей ценных бумаг центральным банком, движением валюты из страны в страну.

Инструментом кредитной и денежной политики является банковская система – совокупность финансово-кредитных учреждений с особой подчиненностью и разделением функций между ними. Ведущее место в банковской системе принадлежит центральному (национальному) банку страны.

Несмотря на особенности центрального банка (например, в Японии центральный банк только частично принадлежит государству, и его доля собственности банка составляет 55%, а в США функции центрального исполняют 12 региональных банков), его деятельность определяется правительством. Как банк правительства он осуществляет эмиссию денег, обслуживает государственный долг и счета правительства, руководит коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями.

Опыт стран рыночной экономики свидетельствует: изменяя количество денег в обращении, можно способствовать или подорожанию кредитов (политика «дорогих» денег при сокращении их количества), или удешевлению кредитов (политика «дешевых» денег при увеличении их количества).

Объективным показателем экономического здоровья страны является состояние платежного баланса. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Кейнсианский подход Посредством кредитно-денежной политики государство способно влиять на инвестиции и на экспортные возможности экономики. Главным средством влияния является процентная ставка. Изменять уровень процентной ставки можно при помощи изменения предложения денег. Если в стране существуют недоиспользованные ресурсы, то с целью стимулирования правительство вынуждено прибегнуть к политике «дешевых» денег. Средствами этой политики являются:

а) выкуп у населения государственных ценных бумаг; б) уменьшение нормы обязательных банковских резервов, т.е. увеличение средств, которые банки могут предоставлять в заем; в) уменьшение учетной ставки, под которую центральный банк выдает кредиты коммерческим. В результате таких действий увеличивается предложение денег.

Монетаристский подход Денежное предложение является наиболее важным фактором, который определяет уровень производства, занятость, цены. Главная формула монетаристской теории, из которой вытекают дальнейшие причинно-следственные связи, - это: M x V = P x Q, где М –предложение денег, V – скорость обращения денег, Р – средняя цена, по которой продается каждая физическая единица национального продукта, Q – объем (количество) товаров и услуг. Соответственно, результат М xV – общие расходы покупателей, а результат P x Q – объем реализированного продукта, одновременно общая выручка продавцов. Монетаристы утверждают, что V – скорость обращения денег – величина относительно стабильная. Поэтому именно количество денег является тем фактором, который имеет решающее влияние на P x Q – объем реализированного продукта. В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежного предложения влияет на весь совокупный спрос, а не только на инвестиции.

Денежное предложение, как считают монетаристы, определяет совокупный спрос. Он должен расти соответственно росту ВВП, и тогда не будет возникать инфляция.

Если общество страдает от инфляции и в государственной политике первоочередным становится ограничение инфляции, то целесообразность монетаристской теории регулирования возрастает.

Таким образом, регулируя экономику посредством изменения предложения денег, правительство способно достичь таких результатов: уменьшить ставку процента по кредитам и увеличить инвестиции; изменить величину совокупного спроса и величину ВВП; увеличить ставку процента на вложенный капитал, сделать привлекательной национальную экономику для иностранных инвесторов; изменить курс национальной валюты с соответствующим изменением экспортного потенциала страны.

МВФ (Международный валютный фонд) – это институт сотрудничества, который стремиться установить упорядоченную систему платежей и денежных поступлений между странами. Через систему своих принципов и норм МВФ изымает под свое регулирование часть внутригосударственной компетенции в сфере валютного регулирования и ставит под международно-правовой контроль этот режим в государствах - участниках МВФ. Благодаря этому размываются административные и экономические границы государства, сужается сфера государственного суверенитета.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR) - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах.

СДР – это право на получение и специальное использование иностранной валюты. Этому праву соответствует обязательство о предоставлении кредита стране - участнице соглашения. Такая связь с национальной валютой указывает на симбиоз международных и валютных элементов, воплощенных в рассматриваемом валютном инструменте. Они выполняют роль масштаба цен при обмене СДР на национальные валюты.

Область валютного регулирования в международном экономическом праве имеет все черты современного международного экономического правопорядка. Фактически полностью перенесен акцент с метода двустороннего регулирования на метод многостороннего регулирования. В международном валютном праве заметно проявляется явление наднациональности. Речь идет о переходе от метода многостороннего регулирования к методу наднационального регулирования.

Денежное обращение является сложной и таинственной сферой. Также можно сделать вывод о том, что центральные кредитно-денежные учреждения, которые проводят денежную политику государства, регулируют денежное предложение, которое, по мнению монетаристов, определяет совокупный спрос, и осуществляют контролируемые изменения денежного предложения.

Литература: Общая экономика: Перевод с укр И.Ф. Родионова и др. Под ред. И. Ф. Родионовой. – Каменец-Подольский: Абетка-НОВА, 2003. – 384 с. Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. - М.: Волтерс Клувер, 2004. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие для вузов / ВА. Пикулькин, Ю.М. Дурдыев, В.Э. Комов и др. Под ред. Т.Т. Морозовой, А.В. Пикулькина/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т - М.: Финстатинформ, 1997.

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Госу­дарство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их ре­альная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.


2В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую входят Центральный банк, банки с го­сударственным участием, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. Центральный банк образует первый уровень банковской системы, коммерческие банки - второй.

Центральный банк России является денежным властным орга­ном, контролирующей и кредитной организацией одновременно. Ос­новные его функции сводятся к следующему:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Является эмиссионным центром;

Организует денежное обращение, определяет порядок ведения расчетов и платежей;

Проводит общий надзор за кредитно-финансовыми учрежде­ниями, регулирует их ликвидность;

Управляет счетами Правительства РФ и осуществляет зарубеж­ные финансовые операции;

Предоставляет кредиты коммерческим банкам;

В качестве агента Правительства РФ организует размещение и осуществляет погашение государственных ценных бумаг.

Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: принимает решение о регистрации новых учрежде­ний, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нор­мативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регули­рующие нормы в рамках административного права. В то же время ком­мерческие банки привлекаются для обслуживания и реализации государ­ственных инвестиционной и конверсионной программ, государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с об­лигациями государственных займов, драгоценными металлами.

Юридический статус Банка России двойственен. С одной стороны, он независим от органов государственной власти, не управляется Пра­вительством, его валютные резервы не являются федеральными. С другой стороны, Банк России перечисляет прибыль в бюджет, уча­ствует в управлении государственным долгом, руководитель Банка России назначается Государственной Думой.

Согласно законодательству банки - это коммерческие организа­ции, предприятия, их продукция - обслуживание движения денег. Банки действуют исходя из интересов увеличения прибыли, размеща­ют средства там, где это наиболее выгодно.

В мировой практике различают несколько видов банков: уни­версальные, инвестиционные, ипотечные, работающие с населени­ем и др. В России специализация коммерческих банков практически отсутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечает­ся, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестицион­ные банки. Расчетные центры должны обеспечивать прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др., а инве­стиционные банки - эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования.



В стране функционирует около 1300 коммерческих банков; их активы составляют свыше 100 млрд долл., из них вклады населения оцениваются в 30,7 млрд долл. Отношение суммы активов и кредитов к ВВП признается важнейшим показателем развития банковской сис­темы. Активы по отношению к ВВП составляют: в России - 35%, странах Западной Европы - 200-400, Китае-120, Индии-50%.

Совокупный капитал банков страны ненамного превышает капи­тал не самого крупного банка США.

Государство участвует в банковской системе в различных формах: учреждает собственные банки, имеет доли в капитале коммерческих банков, предоставляет гарантии по кредитам.

К банкам с государственным участием относятся те, в которых на долю государственных организаций и предприятий приходится не ме­нее 20% акций.

Крупными банками с государственным участием являются Сбер­банк, Внешэкономбанк, Российский банк развития, Россельхозбанк.

На Сбербанк, который имеет огромную региональную сеть, прихо­дится 40% совокупного кредитного портфеля банков и 55% частных вкладов. Контрольный пакет акций принадлежит Банку России. Ак­ции торгуются на открытых площадках и конкурируют с «голубыми фишками».

Увеличивается количество банков имеющих в активах иностранный капитал. На банки с иностранным участием приходится около 10% всех банковских ак­тивов и 6% - предоставляемых кредитов.

Иностранные банки обладают рядом преимуществ: высокая репу­тация материнской организации; приемлемые для клиентов условия обслуживания; нет ресурсных ограничений при реализации долгосрочных (5-7 лет) проектов. Но иностранные банки требуют более на­дежного обеспечения, у них получить кредит отнюдь не легче, чем у оте­чественных банков.

На российском рынке иностранные банки заняты в основном обслуживанием фирм с иностранным участием, работающих в стра­не, и частных иностранных лиц.

В последние годы развитие банковского сектора ускорилось. Реализуется стратегия развития банковского сектора. Она предусматривает повышение капитализации коммерческих банков и их конкурентоспособности, совершенствование банковского надзора со стороны Центрального банка России.


Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие денежного обращения…………………………………………………..…4

Регулирование денежного обращения………………………………………..…….6

Бюджетная политика государства…………………………………………………. 9

Доходы бюджетов разных уровней……………………………………………….11

Расходы бюджетов разных уровней………………………………………………14

Основные проблемы и направления совершенствования

бюджетной политики в РФ………………………………………………….……..17

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованных источников……………………………………………...21

Введение

Тема данного реферата очень актуальна в настоящее время, ведь деньги - это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов. Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом, необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. В этом главную роль играет регулирование денежного обращения страны. А бюджетное устройство Российской Федерации - это основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности.

Реферат посвящен теме денежного обращения и бюджетной политики. В его рамках рассматриваются такие теоретические вопросы как понятие денежного обращения, регулирование денежного обращения, а также вопросы касающиеся бюджетной политики Российской Федерации.

Понятие денежного обращения

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты.

Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньга постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик.

Регулирование денежного обращения

Денежно-кредитная политика состоит в изменении предложения денег с целью обуздания инфляции, сокращения безработицы, стимулирования экономического роста. Она опирается на способность денежно-кредитной системы существенным образом влиять на решение проблем макроэкономической нестабильности.

Оптимально организованная денежная система способствует эффективному кругообороту доходов и расходов, наилучшим образом обслуживает развитие всех сфер экономической деятельности, движение экономики в целом. Плавный рост или сокращение денежной массы стимулирует или снижает деловую активность.

Политика «дорогих денег» проводится для обуздания инфляции. Сокращение денежного предложения вызывает рост процентной ставки за кредит. Это может привести к уменьшению темпов инфляции, но одновременно сократит инвестиции и обострит проблему занятости.

При проведении политики «дешевых денег» целью является стимулирование экономического роста. Для этого увеличивается денежное предложение, снижается процентная ставка за кредит. Становится более доступным кредит, возрастают инвестиции и занятость. Однако эта политика чревата увеличением темпов инфляции.

Главную роль в регулировании денежного обращения играет Центральный банк страны. Дело в том, что для увеличения безналичных денег вовсе не надо «запускать печатный станок», достаточно увеличить количество займов.

Центральный банк использует три основных метода денежно-кредитного регулирования:

    изменение учетной (дисконтной) ставки,

    операции на открытом рынке,

    изменение нормы обязательных резервов.

Все эти инструменты призваны воздействовать на денежную массу, то сжимая ее, то расширяя (т.е. то удорожая кредит, то удешевляя его). Центральный банк, таким образом, регулирует поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а, в конечном счете, рост валового внутреннего продукта и уровень занятости населения.

Учетная политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем изменения учетной ставки Центрального банка. По этой ставке осуществляется переучет векселей коммерческих банков, может предоставляться им ломбардный кредит (под залог ценных бумаг). Повышая ставку по кредитам, Центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняет пополнение резервных счетов, ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций в стране. Если Центральный банк снижает учетную ставку, он облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым поощряет кредитную экспансию.

Другой метод денежно-кредитной политики Центрального банка – операции на открытом рынке. Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных вложений банков путем размещения государственного долга, он широко применяется в развитых странах. Центральный банк по поручению правительства на аукционах (первичный рынок) проводит размещение государственных или корпоративных (при государственной гарантии) ценных бумаг среди официальных дилеров. Правительство, получая денежные средства, использует их для покрытия дефицита государственного бюджета или для других целей. Центральный банк, то покупая, то продавая государственные ценные бумаги, регулирует их доходность, следовательно, стимулирует коммерческие банки и население покупать или продавать эти бумаги, а значит, уменьшать или увеличивать свои кредитные ресурсы, направляя потоки кредитов на те или иные рынки.

Третий инструмент Центрального банка – изменение резервной нормы. Эти резервы имеют двойное назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, они являются инструментами для регулирования денежной массы и кредитоспособности банков. Центральный банк повышает или снижает норму обязательных резервов в зависимости от экономической ситуации в стране. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов. Предложение денег сокращается, заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, вызывает сокращение производства, сокращение наличных денег в обращении, уменьшение инфляции. Напротив, снижение резервной нормы вызывает кредитную экспансию – предложение денег растет, процентная ставка снижается, кредит становится привлекательным, следовательно, прибыльными становятся новые инвестиции для предприятий. Это, в свою очередь, означает рост производства и снижение уровня безработицы.

Впрочем, значение денег в жизни современного общества нельзя как преуменьшать, так и преувеличивать. В современном массовом сознании успех часто выражается цифрами банковского счета. Многие экономисты считают именно деньги главной основой современной хозяйственной жизни. Обе эти позиции являются проявлением денежного фетишизма, когда в деньгах видят центр всей жизни. На самом деле деньги очень часто являются отражением (иногда – искаженным) совсем других отношений. Всякий культурный человек знает, что «не в деньгах счастье» (точнее – не только в деньгах), ведь ряд важнейших ценностей человеческой жизни (скажем, любовь и дружба) не имеют денежного выражения. В экономике тоже есть много проблем (такие как, например, коррупция и самоподдерживающийся рост), которые невозможно решить, опираясь только на денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика государства.

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований; С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации бюджет государства выступает в виде системы состоящей из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Для свода статистических показателей бюджетной системы и их анализа используется консолидированный бюджет РФ , который включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации и федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов федерации о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год и аналогичных законов местных органов власти.

Главная роль в регулировании бюджетных процессов в государстве принадлежит Бюджетному Кодексу РФ. Ныне действующий Бюджетный кодекс был принят в июле 1998 года. Он представляет собой свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации. Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства. (2)Реферат >> Банковское дело

Банк России ; регулирование денежного обращения в стране проводится при помощи денежно -кредитной политики государства. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ... , через который реализуется денежно -кредитная и бюджетная политика России . Через платежную систему...

  • Денежно -кредитная политика России и Армении

    Реферат >> Финансы

    Год. Задачи денежно -кредитной политики Банка России тесно скоординированы с бюджетной и структурной политикой правительства РФ и... ЦБ РА являются: регулирование денежного обращения ; проведение единой денежно -кредитной политики ; защита интересов банков...

  • Эволюция и проблемы регулирования денежного обращения

    Реферат >> Экономика

    ... обращения денежных единиц. Инфляция есть следствие нарушения закона денежного обращения неправильными мерами государственного регулирования экономики и политикой регулирования ...

  • Теории инфляции и регулирования денежного обращения

    Контрольная работа >> Экономика

    Тему: «Теории инфляции и регулирования денежного обращения» : ___________________________ 2011г. СОДЕРЖАНИЕ... в сокращении бюджетного дефицита или в переходе к неинфляционной денежной политике , рядовой... , предоставленных Банком России Правительству, составил...

  • Введение

    1. Понятие денежного обращения и его место в экономической системе

    1.1 Деньги как экономическая и стоимостная категория

    1.2 Система денежного обращения в Российской Федерации

    2. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ

    2.1 Особенности регулирования денежного обращения в РФ

    2.2 Регулирование безналичного денежного обращения

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Актуальность исследования. Любая теоретическая оценка состояния народного хозяйства, определение целей экономической политики и практических мероприятий по их реализации будут ошибочными без учета изменений в денежной сфере. Так происходит потому, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость имеет исключительное значение для ее нормального функционирования. Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированная денежная система нарушает кругооборот доходов и расходов, парализует жизненную силу общества, вызывая колебания уровня производства, занятости и цен. Деньги играют огромную роль, как в жизни человека, так и в жизни страны, это неотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта. В ходе исторического развития денежные отношения неоднократно претерпевали существенные изменения, испытывали значительные потрясения и оказывали громадное влияние на экономическое положение в целом. Все это обусловило существование разнообразных, часто противоположных научных концепций и многих дискуссионных вопросов. Не случайно, что теория денег относится к числу наиболее сложных разделов экономической науки. Особенно сильно возрастает значение проблем денежного обращения на переломных этапах исторического развития. Об этом наглядно свидетельствует опыт современной России, осуществляющей переход на рыночные рельсы хозяйствования в условиях острых социально-экономических противоречий, в том числе и в денежной сфере. Нет государства, которое бы не сталкивалось с теми или иными денежными проблемами. В частности, именно инфляция предстает в качестве характерной черты современного экономического порядка в мире. Практика свидетельствует о повсеместной распространенности инфляционных процессов. Будучи следствием существующих хозяйственных диспропорций, они одновременно служат важной причиной их усиления и общей неустойчивости экономики. Однако интенсивность инфляции в разных странах далеко не одинакова. Анализ современного состояния экономики и тенденций развития денежной политики России необходим для того, чтобы дать оценку «усилиям правительства по стабилизации экономического положения и выработать рекомендации по осуществлению в данных условиях мер, направленных на нормальное развитие денежного обращения и хозяйства страны в целом. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать созданию предпосылок экономического роста, что является первостепенной задачей для народного хозяйства России. В то же время от роста производства можно будет ожидать укрепления покупательной способности денег и в целом положительного воздействия на процессы, протекающие в области денежного обращения. Проблемы денежного обращения и его регулирования в том или ином виде рассматривались в большинстве фундаментальных работ: А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Дж. М. Кейнса, А. Маршалла, К. Кэмпбелла, П. Самуэльсона и В. Нордхауса, Макконнелла К.Р. и Брю С.Л., Р. Дорнбуша и С. Фишера, Н.Г. Мэнкью, Дж. Д. Сакса и Ф.Б. Ларрена, М. Блауга и др. Значительный вклад в разработку теоретических проблем функционирования денежного обращения, определения причин и механизмов инфляции, направлений антиинфляционной политики внесли и отечественные экономисты. В советский и современный период российской истории хотелось бы особенно выделить работы А.В. Аникина, З.С. Каценеленбаума, Л.Н. Красавиной, СМ. Меньшикова, СМ. Никитина, Д.В. Смыслова, И.А. Трахтенберга, В.М. Усоскина, А.А. Хандруева, В.Н. Шенаева, P.M. Энтова и др. Цель работы: Изучить особенности государственного регулирования обращения денег в РФ. Задачи:

    o Изучить деньги как экономическую и стоимостную категорию,

    o Исследовать систему денежного обращения в Российской Федерации,

    o Изучить особенности регулирования наличного и безналичного денежного обращения в РФ.

    онятие денежного обращения и его место в экономической системе

    1.1 Деньги как экономическая и стоимостная категория

    Обмен единичными продуктами общественного труда между первобытными общинами носил случайный характер. Развитие товарного обмена было связано с первым крупным общественным разделением труда - между скотоводческими и земледельческими племенами. На базе второго крупного разделения труда - отделения ремесла от земледелия - сложились товарное производство и регулярный обмен между частными собственниками. Адам Смит писал об этом: "… Каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, должен был так устроить свои дела (business), чтобы постоянно иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла". В результате развития товарного обмена из всех товаров выделился особый товар, обладавший наибольшей способностью к сбыту - деньги, разделивший процесс взаимного обмена товаров (Т-Т) на два разновременно осуществляемых процесса: продажи (Т-Д) и приобретения (Д-Т), что позволило преодолеть индивидуальные, количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру и тем самым существенно сократить транзакционные издержки обмена. Всякий феномен, чтобы обнаружить свое существование и характеристики, должен проявить себя в действии. Экономическая сущность денег проявляется в их функциях, и современная экономическая литература выводит понятие денег из тех функций, которые они выполняют. Все что выполняет функции денег и есть деньги. Таким образом, в качестве денег может использоваться все, что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По Марксу, деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа (вне сферы товарообращения), средства сбережения и мировых денег. Многие западные ученые признают всего три функции - средства обращения (платежа), меры стоимости и средства накопления, сбережения (сохранения стоимости). Но все они считают, что в качестве денег может использоваться все, что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По большому счету в экономической теории нет единого мнения о функциях денег. Функции денег рассматриваются как проявление их сущности. Вместе с тем они могут выполняться только при участии людей, которые могут определять цены товаров исходя из потребительной и меновой полезностей (стоимостей), применять деньги в процессе товарооборота и иных платежей, а также использовать их в качестве средства накопления. Это означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе, а функции денег могут осуществляться лишь при участии людей. Как средство платежа деньги выступают в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Основной особенностью этой функции денег является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям "товаром" (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. Как средство обращения деньги выступают в сфере обслуживания товарооборота. Во-первых, и, прежде всего, деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми. Важно при этом отметить, что хозяйствующие субъекты выбирают ту форму, вид денег, которая наиболее точно соответствует их предстоящим потребностям. Если предстоит купить газету, готовятся монеты, если юридическому лицу предстоит уплата налогов, то оно заблаговременно подготовит необходимую сумму безналичных денег на своем банковском счете. Если же платежи отстоят во времени, либо время возможного платежа не определено, хозяйствующий субъект старается выбрать такую форму сохранения стоимости, которая обладала бы, во-первых, необходимой ликвидностью и, во-вторых, приносила бы определенный доход во времени. Сохранение стоимости в виде денег может принести к "издержкам упущенной прибыли". Дабы не допустить их, в каждом текущем состоянии рынка ищется оптимальное соотношение ликвидности, доходности и риска вложений. Такими средствами, как правило, выступают депозиты в банках, доходные ценные бумаги компаний, банков и государства. На основе исследования фактического материала К.Маркс научно доказал, что деньги - историческая категория, присущая товарному производству. Но, чтобы понять происхождение и товарную природу денег, выяснить, как и почему из товарного мира выделились деньги, прежде всего, рассмотрим противоречия товара и форму их разрешения. Современная экономическая теория выделяет основные противоречия товара, возникшие при обмене и разрешаемые деньгами, как всеобщим стоимостным эквивалентом: противоречие между потребительной и меновой стоимостью; противоречие между конкретным и абстрактным трудом (между субъективной и объективной полезностью); противоречие между частным и общественным характером труда. Деньги по своей глубинной сущности - это отделившаяся от товара меновая стоимость, используемая в повседневной хозяйской практике.

    Товар - единство потребительной и меновой стоимости, а стоимость - это единство полезности блага и затрат на его производство. Стоимость - это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или издержек к полезности. Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Меновая стоимость - это способность товара обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар. "Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость, или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее совсем ничего нельзя купить. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но в обмен на него можно получить очень большое количество товаров. Деньги как мера стоимостей и как средство обращения образуют единство противоположностей. Одна функция предполагает другую, так как с помощью денег обеспечивается движение стоимости и потребительной стоимости. На этой основе К.Маркс сформулировал методологическое положение: "... товар становится деньгами, прежде всего как единство меры стоимостей и средства обращения..." В единстве функций меры стоимостей и средства обращения проявляются их противоположность и противоречие. Во-первых, в качестве меры стоимостей деньги выступают как идеальные, а в функции средства обращения - как реальные деньги. Во-вторых, функцию меры стоимостей выполняют полноценные деньги, в то время как в функции средства обращения они заменяются знаками стоимости. Процитируем К.Маркса: "Как результат первого процесса обращения, продажи, появляется исходный пункт второго процесса, деньги. На место товара в его первоначальной форме вступил его золотой эквивалент. Этот результат может, прежде всего, образовать пункт приостановки процесса, так как товар в этой второй форме обладает собственным способным к выжиданию существованием. Товар в руках своего владельца - не потребительная стоимость, теперь (он) имеется налицо в форме, всегда пригодной для употребления, ибо она всегда способна к обмену, и только от обстоятельств зависит, когда и в каком пункте поверхности товарного мира он вступит опять в обращение. Пребывание товара в виде золотой куколки образует самостоятельный период в его жизни, в котором он может оставаться более или менее продолжительное время". Когда товар поступает на рынок, т.е. в сферу обмена, то здесь это противоречие проявляется как противоречие между потребительной ценностью и меновой ценностью, или между частной и общественной полезностью товара. Это последнее противоречие разрешается путем раздвоения товара на товар и деньги. Разрешением противоречия, заключенного в товаре, служит операция обмена товара на деньги, в ходе которой потребительная ценность товара окончательно отделяется от его ценности. Так рынок решает задачу обеспечения общества в лице покупателей необходимыми ему благами, а производителей этих благ вознаграждает соответствующим доходом. Итак, необходимость денег вызвана противоречием между меновой ценностью и потребительской ценностью, заключенным в товаре. Противопоставление двух связанных между собой категорий ценности присутствует в рассуждениях всех классических экономистов по поводу теории цены. У А.Смита это противопоставление потребительной ценности и меновой ценности, а у основоположников теории предельной полезности - противопоставление между субъективной полезностью и объективной полезностью. Эти две стороны ценности представляют единство противоположностей. Единство потребительной и меновой ценности определяется тем, что это однопорядковые величины. Меновая ценность - это некоторое количество потребительной ценности, измеренное в универсальной величине, принятой для этой цели обществом. Причину возникновения денег в условиях товарного производства очень хорошо, на наш взгляд, описал российский экономист М.А. Портной: "Итак, всякий товар, т.е. продукт, созданный для продажи, несет в себе противоречие как объект общественных экономических отношений, представляющее собой единство и борьбу противоположностей, и выражается как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий между: личностью и обществом; потребительной ценностью (полезностью) и ценностью (общественной полезностью); явлением и сущностью; частным и общим (общественным). Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для их разрешения необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, в роли которой на стадии примитивного бартера выступает другой товар, а на более развитых этапах - деньги. Средством разрешения противоречий товара служит обмен, сделка купли-продажи, в которой участвуют на одной стороне продавец - владелец товара, а на другой стороне покупатель - владелец эквивалентной ценности. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющий частное начало, а покупатель - как представитель общества, олицетворяющий общественный интерес. Обмен представляет собой акт общественного признания полезного характера производственной деятельности данного индивидуума (или предприятия) и тем самым разрешает противоречие между личностью и обществом и все следующие за ним противоречия. Поскольку в этом акте покупатель выступает как представитель общества, то факт покупки данного товара означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. В результате обмена потребительная ценность (полезность) товара отделяется от его ценности (общественной полезности). С развитием обмена и появлением денег товарный мир разделяется на два полюса: на одном помещаются все товары, олицетворяющие теперь потребительную ценность (полезность); на другом - им противостоят деньги, которые служат воплощением ценности (общественной полезности). Все товары теперь становятся разновидностями одного и того же явления. Все они - полезности, предназначенные для удовлетворения разнообразных потребностей, тогда как их общая сущность выражается отныне в деньгах. Товары - это теперь продукты соответствующего назначения, а деньги - это воплощение и мера их ценности. Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные. Пока они не проданы, это были продукты частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства, выраженного в деньгах. Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойная часть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме. Таким образом, деньги - это: воплощение ценности, олицетворение общественной полезности; сущность товаров как ценностей, их общее свойство как составных частей общественного богатства. Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Суммируем значение функции денег как средства обращения. В качестве средства обращения деньги: опосредуют движение товаров и услуг, облегчая процесс их обращения; преодолевают количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру; сокращают издержки обращения Деньги, возникшие из разрешения противоречий товара стихийно, тем не менее, стали не просто предметом повышенного интереса для административных систем государств. Государства стали: навязывать контролируемым экономикам платежные средства, контролируемые государствами (валюту); законодательно ограничивать хождение иных платежных средств; и в итоге, оставили легальным денежным средством лишь валюту соответствующего государства. Таким образом, деньги, возникшие эволюционно из экономических отношений, постепенно были вытеснены государством и заменены на деньги, возникшие юридическим, законодательным путем. Лишь во времена экономических кризисов, когда государство оказывается не в состоянии поддерживать должным образом функции национальной валюты как денег, экономика прибегает к использованию товарных, полновесных денег либо к бартеру.