Централизованный тип экономической системы. признак для сравнения

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Cтраница 2


Первая группа инструкций и методических указаний - документы, оставшиеся в наследство от системы регулирования бухгалтерского учета централизованной экономики и неактуализированные по настоящее время. Они действуют в части, не противоречащей новым нормативным актам.  

Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, но в централизованной экономике оно носит более директивный, командный характер.  

Однако всегда встает вопрос, до каких пределов может государство вмешиваться рыночный механизм с тем, чтобы не трансформировать его в плановую, централизованную экономику, каковы масштабы и направления государственного вмешательства. По этому поводу существует широкий спектр мнений и подходов - от признания полного государственного контроля до крайнего экономического либерализма. Одно бесспорно: что это вмешательство должно носить точечный характер и быть безупречно стратегически выверенным в направлении не на один десяток лет вперед, способствовать развитию рыночных принципов, т.е. государственное регулирование должно осуществляться на основе долгосрочного прогнозе и полноформатной программы реформ.  

Этап охватывает период с 1986 г. Правительство СССР в середине 1980 - х годов выработало кардинальную концепцию экономической реформы в стране, направленную на трансформирование централизованной экономики в рыночную систему. Замена одной системы управления хозяйством другой, в жизни общества вызвала тяжелые кризисные явления. Не был отработан механизм проведения реформ, недоработки центра вызвали опасные тенденции в развитии производств на местах.  

Поскольку вопрос о частной собственности на землю и свободном обороте земли в отечественном законодательстве до сих пор остался открытым, в России сохраняется характерное для централизованной экономики положение, при котором земля удалена за рамки товарно-денежных отношений.  

Оценку экономики Болгарии перед приватизацией АД Нефтохим Бургас необходимо делать с учетом демократического переустройства восточноевропейских стран, начавшегося в конце 1989 г. Уже через 3 4 года был достигнут немалый прогресс в трансформировании централизованной экономики в демократическую рыночную систему.  

Из концепции доходов и расходов вытекает вывод о неправомерности в системе рыночных отношений в организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, постановки вопроса о производственной и непроизводственной деятельности, а значит, о делении затрат и активов на производственные и непроизводственные в том понимании этих терминов, которое вкладывалось в них в условиях централизованной экономики. Все расходы организации осуществляются с единственной целью - возможного извлечения дохода, с той лишь разницей, в каком отчетном периоде ожидается получение этого дохода. Если доход не ожидается, то признаются убытки. Расходы, связанные с ее осуществлением, также являются производственными, но относящимися к разным отчетным периодам.  

Канал связи Z содержит так называемое задающее воздействие (задание), которое в принципе и определяет необходимый режим функционирования системы. Но если в централизованной экономике задающее воздействие представляет собой государственный план, который может иметь даже силу закона, то возникает вопрос, что же собой представляет это задающее воздействие в условиях рыночной экономики.  

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.  

В условиях командно-административной экономики господствовало представление, что планомерность позволяет осуществлять хозяйствование без каких-либо элементов риска. Однако это противоречило действительному положению дел, которое заключалось в том, что, во-первых, централизованная экономика на ранних этапах своего развития не гарантирует от непредсказуемых потерь, во-вторых, деформации модели административно-централизованной экономики усугубили противоречия хозяйствования, в-третьих, российская экономика всегда была подвержена влиянию рыночных отношений.  

Для административной экономики характерна комплексная регламентация хозяйственной деятельности, экономических отношений, включая и функцию бухгалтерского учета. Самостоятельное, обоснованное мнение специалиста - бухгалтера, касающееся интерпретации отдельных фактов хозяйственной деятельности, в условиях централизованной экономики не было востребовано.  

Государственное регулирование в широком смысле слова включает планирование, программирование, финансирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, но в централизованной экономике оно носит более директивный, командный характер.  

Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12 % - явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60 % всех налоговых поступлений. И это положение имеет место на фоне российских налоговых ставок, практически не менее либеральных, а с 2001 г., значительно более либеральных, чем ставки налога в других странах. Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новый План счетов носит переходный характер: это уже не единая инструкция, как План счетов 1991 года, однако это и не документ сформировавшейся системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В целом, новый План счетов, как ни один другой документ, отразил противоречия развития бухгалтерского учета в переходный, от централизованной экономики к рыночной, период.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новый План счетов носит переходный характер: это уже не единая инструкция, как План счетов 1991 года , однако это и не документ сформировавшейся системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В целом, новый План счетов , как ни один другой документ, отразил противоречия развития бухгалтерского учета в переходный, от централизованной экономики к рыночной, период.  

Возникла на первобытнообщинной стадии развития общества. Управляли старейшины (управляли процессами распределения). Рабовладельческое хозяйство, управлялось либо рабовладельцем, либо управляющим.

В развитой рыночной экономике, где существуют крупные корпорации, управление тоже осуществляется централизовано. Вместе с тем 20в. дал пример высшей ступени централизовано управляемой экономики - модели государственного управления.

В большинстве случаев централизовано управляемые хозяйства выступают в виде небольших обособленных хозяйств, которые охватывают либо одну семью, либо небольшие коллективы, состоящие из нескольких десятков или сотен людей.

Другая форма централизованного управления встречается реже, одна из важнейших предпосылок: ситуация чрезвычайных обстоятельств. Государственная централизованная экономика формируется и функционирует, как правило, в ситуации стихийных, национальных бедствий. Разного рода бедствия порождают необходимость мобилизации всех экономических ресурсов для преодоления бедствий, для сохранения существования общества в целом. И опыт показывает: временная мобилизация сил и средств позволяет обществу выйти из бедственного положения, вместе с тем, централизовано управляемая система несёт в себе ряд очевидных недостатков (государственная централизованная система):

состоит в том, что национальная экономика даже относительно небольших стран - не способна соответствовать изменяющейся структуре потребностей всего населения, не способна обеспечить производство именно тех продуктов и в таком их объёме, которые действительно необходимы всем слоям населения, т.е. такого рода экономика не эффективна в распределении экономических ресурсов.

собственником ресурсов такого рода систем выступает только Центр. Именно он распределяет экономические ресурсы среди всех участников экономической деятельности, даёт задания по объёму и срокам изготовления продуктов, а также распределяет по установленным нормам предметы потребления среди всех участников экономического процесса. В этих условиях в значительной мере ограничивается, а порой и полностью исключается возможность индивидуальной инициативы людей.

Всё это приводит в конечном счёте к неизбежному (но не окончательному) устранению централизованно управляемой экономической системы с заменой её системой рыночной экономики:

Вальтер Ойкен:

тотально-управляемая экономика.

централизованно-управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления.

централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором.

Во всёх трёх формах упор делается на распределение. Государство распределяет ресурсы.

В первой форме (полностью мобилизационной экономике) - производство, распределение и потребление по решению центрального руководства.

Сохраняется доминирование центральной инстанции в распределении ресурсов, на второй стадии обмена предметами потребления. Тем самым стихийно исправляются ошибки в распределении предметов потребления, но возникает обмен, возникают рынки, возникают места для обмена.

При сохранении приоритетного значения Центра, государство отказывается от распределения предметов потребления и переходит к использованию денег, начинает выплачивать з/п. Переход к денежной з/п формирует свободу выбора потребительских благ, т.е. покупатель ищет где что купить, но свобода выбора ограничена:

размером з/п

иллюзорна, ограничивается структурой общественного производства, которое устанавливается государством.

Начинает формироваться потребительский спрос, государственные органы вынуждены менять структуру директив, образуется одна из предпосылок: добавление рынка в качестве ориентира - структура спроса на те или иные товары.

Возможность преодолеть кризис

подавление инициативы.

Централизованная экономика - это распределительная экономика.

Существует множество экономических систем. Их можно классифицировать по разным критериям. Одним из таких критериев являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда или рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономика – это экономическая система, в которой основные вопросы экономики решаются на основе обычаев и традиций.

Этот тип экономики присущ отсталым в экономическом отношении странам.

Основные черты традиционной экономики:

* Организация производства, обмен, распределение доходов базируются здесь на обычаях и традициях. Вид продукции (что производить) передаётся из поколения в поколение.

* Количество продукции определяется опытным путём.

* Технический прогресс и внедрение новшеств резко ограничены, так как они вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя.

* Религиозные и культурные ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью.

*Права собственности и экономическая роль человека определяется наследственностью и кастовой принадлежностью.

* Применяется внеэкономическое принуждение (с помощью насилия).

Традиционные экономические системы существовали многие века до появления машинного производства. В настоящее время современные экономические системы могут также содержать элементы традиционной системы.

Централизованная (командная) экономика – экономическая система, при которой решения основных вопросов принимается центральным плановым органом.

Эту систему характеризуют:

· Общественная собственность почти на все материальные ресурсы и коллективное принятие решений посредством централизованного экономического планирования.

· Предприятия являются собственность государства и осуществляют производство на основании государственных директив.

· Рабочие закреплены за профессиями и распределяются согласно плану по районам страны.

· Цены на продукцию устанавливаются государством.

· Способ реализации продукции – государственный.

Командная экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один государственный орган не может чётко определить запросы в ресурсах каждого производства.

Рыночная экономика – саморегулирующаяся экономическая система, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения, а регулятором выступает цена.

Эта система характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Здесь никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением основных проблем экономической организации общества. В данной системе на рынке сталкивается множество мелких продавцов и покупателей, каждый из которых преследует свой личный интерес, т.е. достижение собственной экономической выгоды. Столкновение интересов участников рыночных отношений приводит к рациональным результатам, как для отдельных лиц, так и для общества в целом. Государство в этой системе не вмешивается в экономическую жизнь. Его задача сведена к тому, чтобы гарантировать право частной собственности, соблюдать строгий правопорядок в обществе.

Смешенная экономика. Для неё характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Современная смешенная экономика представляет собой регулируемое рыночное хозяйство. Это означает, что преобладающей формой собственности является частная, но в отличии от классического капитализма это крупная частная, акционерная собственность. Из этого также следует, что преобладающей формой регулирования выступает рынок и конкуренция, которые дополняются государственным регулированием.

Новости и общество

Централизованная экономика - это что такое?

7 июля 2016

Что собой представляет централизованная экономика? Это, если кто-то не знает, второе название плановой системы хозяйствования. Какие особенности здесь наблюдаются? Как строится сама система взаимодействия? Эти, а также ряд других вопросов мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Общая информация

Экономика централизованного планирования является основой любой деятельности, которая совершается человеком или группой и направлена на достижение определённой цели. Благодаря ряду особенностей в данном случае разделяют микроуровень и макроуровень. В первом случае подразумевается планирование на уровне предприятия. На макроуровне этот процесс уже происходит в масштабах целого государства. Эти два вида в той или иной форме можно встретить в любой экономике. Но масштабность и значимость колеблется в значительном диапазоне. На данный период времени популярным является планирование на уровне предприятий. Это связано с тем, что благодаря ему можно рассчитывать будущие расходы и доходы, обозначить примерную себестоимость продукции, а также наладить сбалансированный производственный цикл. Но для нас в рамках статьи больший интерес предоставляет именно централизованная экономика. Это значит, что основное внимание будет уделено именно странам.

Централизованная система экономики: теоретические основы

Наиболее известным здесь является механизм взаимодействия, который был в Советском Союзе. Но как он формировался? Научные основы были заложены Вильфредом Парето, Фридрихом фон Визером и Энрике Бароне. Они доказали, что плановая экономика, в которой существует централизованное управление производством и ценами, может учитывать различные потребности человека и в конечном итоге привести к установлению равновесия между спросом и предложением. Трудами вышеприведенных ученых воспользовались Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они объявили, что плановая экономика является главным достижением и одновременно существенным преимуществом социалистического общества. Им вторил и Владимир Ленин. Практическая реализация теоретических наработок начала происходить сразу после прихода большевиков к власти. Но этот процесс до принятия своих основных черт растянулся на десятилетие.

Видео по теме

Прообразом всей системы стал созданный в декабре 1917 года Высший совет народного хозяйства. Он был первым координирующим и планирующим органом. Но действительно масштабным прорывом стало создание ГОЭЛРО. Если ознакомиться с технической документацией, то для многих будет открытием, что данный план не только предусматривал развитие электроэнергетики, но и всей электротехнической промышленности. Параллельно ГОЭЛРО по инициативе Владимира Ленина в 1921 году создали Государственную общеплановую комиссию, которая в широких массах известна как Госплан. В её задачи входило рассмотрение и согласование общегосударственных планов развития экономики. Постепенно сложились основания для перехода. И в 1927 году было принято решение о разработке первого пятилетнего плана развития, который был нацелен на народное хозяйство Советского Союза. Построенную модель нещадно критиковали из-за дефицита в конце 80-х и 90-х. Но давайте отбросим политическую составляющую и посмотрим, что собой представляет государственно-централизованная экономика с практической точки зрения.

Преимущества

Они весьма существенны и достойны внимания:

  1. Существует высокий темп роста экономики.
  2. Сбалансированность и пропорциональность развития государства.
  3. Гражданам предоставляются бесплатное образование, медицина.
  4. Предложение приводится в равновесную точку со спросом.
  5. Оптимально решаются глобальные экономические задачи.
  6. Эффективно используются ресурсы, хотя они и они ограничены.
  7. Отсутствуют некоторые виды производственных и транзакционных издержек.
  8. Поддерживается наличие оптимального ассортимента товаров.
  9. Уверенность граждан в будущем своей страны.
  10. Экономика может быть быстро мобилизована на выполнение определённых задач.

Недостатки

Было бы неправильно, если бы внимание уделялось только преимуществам. Ведь недостатков человечество пока не смогло избежать:

  1. Жесткая и чрезвычайно централизованная экономическая система.
  2. Неповоротливость при решении внезапно возникающих вопросов, а также медленность реакции при изменении спроса на определённый вид продукции в мирное время.
  3. При неграмотном управлении системой у населения на руках остаются большие объемы денежных средств. Это сопровождается отсутствием предложения на рынке определённых групп или видов товаров.
  4. Наличие значительного бюрократического аппарата.
  5. Концентрация власти в руках одного человека или небольшой группы.
  6. При неграмотном управлении не создаются условия для формирования личной заинтересованности у человека и предприятия действовать эффективно и поставлять качественную продукцию (или услуги).

Особенности

Нами были рассмотрены основные особенности, которые имеет централизованное планирование экономики. Рыночная экономика сейчас будет рассматриваться в целях сравнения. Итак, в первую очередь необходимо подметить преобладание разных типов собственности. Так, плановая экономика не исключает, чтобы у человека были средства производства. Но под ними ранее понимались молотки, самодельные станки и так далее. Проводя параллели с современностью, сюда можно добавить ещё и 3D-принтеры. Тогда как при рыночной экономике основная масса средств производства находится в руках у частного капитала. Конечно, если необходимо мобилизоваться для выполнения масштабной задачи, это плохо. Поскольку, пока соберёшь ресурсы, организуешь всё, теряется драгоценное время. Во время относительной стабильности ситуация совсем другая. Но и здесь существуют свои подводные камни. Так, необходимо следить за тем, чтобы не возникали монополии, которые будут выдавливать из покупателей все соки. То есть, здесь тоже присутствует значительное регулирование, но в массе своей оно не слишком заметное и имеет характер непрямого вмешательства. Может ли быть такое, что рыночная экономика - централизованная? Да, и ещё как! В качестве примера можно привести Францию. Здесь хотя и нет планирования в стиле СССР, но разрабатываются свои пятилетние планы, которые предусматривают общую стратегию развития.

Заключение

Как видите, централизованная экономика - это довольно спорный момент в хозяйственных науках. При наличии грамотного управления и качественных кадров она может показывать хороший результат. А развитие искусственного интеллекта, систем механизации и автоматизации производственных процессов даёт основание говорить, что централизованная экономика - это будущее человечества. Только управлять ею уже будем не мы, а компьютеры, запрограммированные на максимальное улучшение жизненного комфорта.