Заявление о потере товарной стоимости автомобиля. При этом анализируется

Утрата стоимости равнозначна потере потребительских качеств транспортного средства. Получив серьезные повреждения, автомобиль может быть восстановлен, но его реализационная стоимость будет отличаться от аналогичной машины, которая избежала аварийной ситуации. Одним из вариантов компенсации подобного ущерба после ДТП или иного воздействия, является расчет утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), проводимый экспертами нашей компании. На сегодня, УТС признается судебной системой "реальным ущербом". Это означает, что суды должны взыскивать с ответчика величину утраты стоимости автомобиля. Наша компания защищает интересы клиентов, осуществляя независимую экспертизу и оценку транспорта.

«Центр оценки авто» - с нами выгодно

Немногие владельцы транспортных средств владеют информацией о возможности компенсации утраты товарной стоимости (УТС). Страховым компаниям выгодно компенсировать нанесенный ущерб, ограничившись суммами по договору страхования, хотя после ремонта в результате ДТП, автомобиль теряет в стоимости по сравнению с аналогичными ТС порядка 3-5% своей стоимости. Действующим законодательством предоставлено право получения выплат по УТС для автомашин не старше 5 лет. Износ транспортного средства до ДТП при этом не должен превышать 35 % (в соответствии с методикой оценки УТС Минюста РФ)

Для получения компенсации убытка владелец машины должен обратиться в свою СК, которая возмещает ущерб, связанный с ремонтом поврежденной машины. Мы предоставляем нашим клиентам независимый отчет с оценкой УТС. При несогласии и отказе СК в выплатах «Центр оценки авто» готов оказать дополнительные услуги - юридическое сопровождение (как досудебное, так и судебное)

Профессиональная оценка утраты товарной стоимости автомобиля

Для расчета УТС необходимо предоставить следующие документы.

  • Документы на автомобиль (свидетельство о регистрации или ПТС)
  • Справка о ДТП , если оформлялось в ГИБДД или Извещение о ДТП
  • Заказ-наряд на ремонт, если автомобиль отремонтирован или Акт осмотра ТС
  • Паспорт заказчика

Это минимально необходимые данные для подготовки отчета. При отсутствии акта осмотра ТС и заказ-наряда, мы можем самостоятельно осмотреть поврежденный автомобиль.

Стоимость отчета об оценке утраты товарной стоимости автомобиля на основании предоставленных документов в нашей компании составляет 2 500 руб. По времени подготовка документов занимает один-два рабочих дня.

Если заказывать расчет УТС в дополнение к экспертному заключению или отчету об оценке стоимости восстановительного ремонта, то его стоимость составит 1 000 руб.

Расчет УТС онлайн

При помощи нашего калькулятора, произвести расчет утраты товарной стоимости можно в режиме онлайн на этой страничке - Калькулятор УТС . Данный калькулятор позволяет рассчитать примерный размер утраты стоимости по методике Хальбгевакс. На данный момент по ОСАГО и другим видам суды принимают в основном отчеты по методике Минюста.

(неважно, была ли это царапина во время парковки или серьезная авария). Все имели дело со страховой компанией и судом. Однако мало кто из российских автовладельцев знает, что такое утрата товарной стоимости автомобиля, и каким образом она действует. Поэтому сегодня мы попытаемся раскрыть тему данного вопроса и рассмотрим все особенности УТС.

Что это такое?

Утрата товарной расшифровывается как величина, обозначающая снижение первоначальной цены на транспортное средство вследствие аварии и ДТП. А вот кто погашает эту разницу в стоимости, мы узнаем в конце статьи.

Какие машины не подходят под УТС?

Сразу отметим, что под эту «величину» подходят не все автомобили. Таким образом, если вашей машине более 5 (если это иномарка) или больше 3 (отечественное авто) лет, ее пробег превышает отметку в 100 тысяч километров, а составил от 40 до 100 процентов, никакой суд вам не компенсирует ущерб. Взыскание утраты товарной стоимости автомобиля возможно только тогда, когда машина не подлежит вышеперечисленным запретам.

За какие части автомобиля можно потребовать компенсацию?

Возникает УТС при деформации всех кузовных элементов машины, побывавшей в ДТП (бампера, фары, и т. д.), а также при повреждении его лакокрасочного покрытия третьими лицами.

Когда возникает деформация кузова, металл становится менее прочным к нагрузкам и, соответственно, требует восстановительных жестяно-сварочных работ. При повреждении краски возникает необратимая коррозия, на устранение которой тоже следует потратить немало денег. Все это учитывает независимая экспертиза и составляет лист, в котором указан весь список необходимых работ и затраты на их выполнение.

Как рассчитывается автомобиля?

Расчет УТС на данный момент стоит порядка 1500 рублей. При этом эксперты определяют все деформированные детали (в т. ч. и двигатель), за которые потом можно получить компенсацию.

Кто возмещает ущерб?

Автомобиля возмещается страховой компанией виновника ДТП, а также теми фирмами, которые страховали транспортное средство по КАСКО. Однако многие из них не желают выплачивать автолюбителю всю стоимость ущерба, ссылаясь на различные законы. Автовладелец должен знать, что имеет полное право на компенсацию УТС в любом случае, если, конечно, его машина подходит под вышеперечисленные требования (год выпуска, пробег и техническое состояние). Поэтому когда утрата товарной стоимости автомобиля вам не возмещается страховиками, нужно всегда стоять на своем и подавать иск в суд. Как показывает судебная практика, еще ни один автовладелец не проиграл страховым компаниям в подобных случаях.

И напоследок о сумме компенсации. УТС подлежит взысканию в пределах 120 тысяч рублей. Когда сумма ущерба превышает данную цифру, остаток взимается с виновника ДТП.

3.10.2016 | 12:19 Обновлено: 30.06.2018 1742

Утерянная товарная стоимость авто по ОСАГО: пошаговая инструкция взыскания + бланки заявлений и совет к кому обратиться за помощью

Привет! Это Кулик Илья и сегодня тема: утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО.

Большая часть автомобилистов даже не догадывается, что по полисам ОСАГО и КАСКО можно получить не только обычное страховое возмещение, но и дополнительную вполне приличную выплату по утере товарной стоимости (УТС), вследствие каких-либо страховых случаев.

Интересно? Еще бы!

Но дело в том, что страховщики сами никогда не выплачивают подобные возмещения. Мало того, они всячески противятся этому. Но данный факт совсем не означает что закон на их стороне и если автомобилист готов побороться за свои деньги, то вероятность успешного исхода дела высока, хотя и не стопроцентна.

Ну судятся же водители по поводу недостаточных выплат и, хоть и не всегда, но большей частью выигрывают свои иски, получая доплату.

Итак, давайте начнем с самого начала и выясним, что же такое это самое УТС и с чем его кушают. Утрату товарной стоимости можно описать и в простом, и в более развернутом виде.

Простое определение УТС

Простое для понимания определение гласит, что авто, восстановленное после аварии, в сравнении с его доаварийным состоянием, стоит дешевле.

Логичное заключение? Вполне!

Так вот, именно та разница в стоимости между битой и небитой машиной и есть УТС. Как раз ее, без привязки к страховому делу, с или без, «насобачились» определять опытные перекупы, последовательно снижающие цену за обнаруженные исправленные повреждения.

В принципе, подобного определение вполне достаточно для обычного водителя.

Профессиональное определение УТС

Более развернутое определение соответствует содержащемуся в специальной методичке «УТС», которую используют в своей работе судебные эксперты и оно несколько отличается своей сутью от «народного».

Вкратце его можно выразить так: УТС – это объективная констатация факта невозможности полноценного восстановления состояния машины до уровня, предшествующего страховому случаю.

Основывается это положение на том, что восстановительный ремонт не способен вернуть авто его прежние качества полностью, т. к. любые повреждения, являющиеся страховыми случаями, приводят к необратимым последствиям для отдельных элементов транспортного средства (ТС), его общей геометрии, работоспособности и качеств эксплуатации.

То есть, машину в любом случае невозможно восстановить до полного соответствия предаварийному состоянию, а разница между до и после и есть УТС.

Обратите внимание, что нанесение вреда ТС может произойти не только при ДТП, но и в других страховых или спорно-страховых случаях.

Определение Верховного суда РФ

Но это еще не все. Существует еще одно официальное определение, которое было сформировано Верховным судом в 2007 г. при рассмотрении проблематики по данному профилю.

Определение ВСРФ гласит, что УТС автомашины есть снижение ее объективной стоимости из-за нанесенного транспорту преждевременного ущерба в результате аварий и восстановительного ремонта:

  • Товарному виду.
  • Характеристикам эксплуатации.
  • Свойствам отдельных элементов конструкции.
  • Кузова в целом.
  • Узлов и деталей.
  • Соцельных устройств и агрегатов.

Что ж, с определениями термина мы разобрались, теперь давайте посмотрим, стоит ли эта «овчинка» вообще выделки, и что может на это повлиять.

Стоит ли бороться за выплаты по УТС?

На чьей стороне законодательная база?

Ранее, взыскать со страховщиков выплаты по УТС было делом весьма хлопотным, т. к. до 2007 г. строго определенных положений по данному вопросу не существовало. При обращении граждан за подобными возмещениями, страховые компании (СК) отказывались от компенсаций на основании ФЗ «Об ОСАГО» (№40, редакции 2002 г.), где статья 2 (п. 63) интерпретировалась ими как относящая УТС к разряду упущенной выгоды.

В 2007 г. ВС РФ в своем постановлении (№ГКПИ0-658) аннулировал ряд положений нормативных документов, ограничивающих выплаты гражданам по УТС, включая упомянутый пункт 63 закона об ОСАГО.

С этого момента иски более часто заканчивались положительным решением в пользу потерпевших водителей. В январе 2015 г. Пленум ВС РФ принял постановление (№2), приравнивающее УТС к полноценным убыткам владельцев авто. Соответствующие изменения в том же месяце были внесены и в методичку для судэкспертов.

Поэтому на данный момент страховщики законодательно обязаны удовлетворять запросы на возмещение УТС, но по традиции «тянут резину» и всячески противятся новым правилам, т. к. пока что их строго не наказывают за нарушение прав клиента по этой части.

Поэтому выплаты в большинстве случаев приходится по-прежнему получать через суд. Да и сами нововведения еще весьма сыроваты и требуют доработки, т. к. есть сигналы о фактах крючкотворства СК уже на основе новых правил.

Как получить возмещение по УТС со стопроцентной гарантией?

У автомобилиста, желающего получить выплаты по утерянной стоимости, есть два пути решения вопроса: один простой и быстрый, другой более хлопотный и медленный.

Во втором случае, даже если вы будете нанимать юриста для ведения дела, вам все равно придется самостоятельно заниматься очень многим, и если вы желаете лично контролировать ход дела, тогда это как раз для вас.

Другой вариант предполагает обращение в специализированную юридическую компанию, которая практически все сделает за своего клиента, а вам останется лишь получить перечисленные на р/с деньги.

Неплохая возможность, не правда ли? Только имейте в виду, что выбирать компанию нужно осмотрительно, особенно в интернете, чтобы не стать жертвой мошенников.

Когда выгодно обращаться за компенсацией

Сумма выплат по утерянной стоимости может быть весьма значительна, если автомобиль не из дешевых. Расчет по данной компенсации проводится на основе рыночной цены аналогичного неповрежденного авто с учетом его остаточной стоимости.

В некоторых случаях, у дорогих марок, сильно пострадавших в ДТП, выплаты по УТС могут парадоксально превышать стоимость самого ремонта! То есть, чем более дорогая машина, тем более весома причина бороться за причитающиеся выплаты.

Что ж, давайте разберемся как это все нужно делать.

Обязательные условия для возможности выплат по УТС

Право на получение выплат по утерянной стоимости возникает не всегда и для этого есть ряд оснований, по которым водитель получит правомерный отказ даже по судебному иску.

Какие это основания?

Во-первых, это возраст ТС

  • Авто зарубежных марок – возмещение положено, если такой машине не более 7-и лет.
  • Авто производства стран СНГ – возмещение положено, если такой машине не более 5-и лет.
  • Авто отечественного производства – возмещение положено, если такой машине не более 3.5-х лет.
  • Грузовой транспорт, автобусы, прицепы – возмещение положено, если данному транспорту не более 3-х лет для Таможенного союза и не более 4-х лет для зарубежного транспорта.
  • Мототехника – возмещение положено, если она эксплуатируется не более 5-и лет.

Во вторых, это износ ТС

  • Износ более 35% – в возмещении будет отказано.
  • Интенсивная эксплуатация ТС – в возмещении будет отказано, если пробег будет превышать общенормативный более чем вдвое.

Существуют и другие условия

  • Страховой случай – возмещению подлежат только страховые случаи.
  • Виновность в ДТП – вы не должны являться виновником причинения ущерба своему авто.
  • Участие в прошлых ДТП – в возмещение засчитываются только детали, которые повреждены в первый раз.
  • Работа с кузовом – в возмещении будет отказано, если на авто был заменен или перекрашен кузов.
  • Коррозия – если поврежденные детали с явной и существенной коррозией, то в счет компенсации они не засчитываются.
  • Мелкие сменные элементы – в счет компенсации не засчитываются съемные элементы наподобие фар, зеркал, молдингов, обвесов и т. п.
  • Предельная страховая сумма – в возмещении будет отказано, если сумма основных выплат по страховке была максимальной.

Со временем условия могут меняться, т. к. правила расчета по выплатам постоянно дорабатываются.

Что делать для получения выплаты по утерянной стоимости — пошаговая инструкция в 4 этапа

Итак, давайте приступим к главному – процедуре получения выплаты УТС. Но сперва я дам вам один общий совет: никогда не принимайте за результат просто слова – на разных этапах, разные служащие или должностные лица, по разным причинам могут наговорить вам чего угодно.

Но для вас всегда на первом месте должна стоять официальная документация! Сказать можно что угодно, но только официально заверенный документ имеет юридическую силу и только он способен двигать дело вперед.

Нужен пример? Пожалуйста: допустим, вы сами, прекрасно владеете экспертным ремеслом и можете точно что-то просчитать, но для дела нужны не только умения, но и лицо, юридически уполномоченное проводить подсчеты или экспертизы с правом выдавать официальное заключение.

Первый – предварительное заявление в страховую компанию

Прежде всего убедитесь, что ваш случай соответствует необходимым критериям для возможности получения выплаты – их я перечислял выше.

Если тут все нормально, и вы видите, что имеете право на компенсацию, то напишите заявление (образец вам предоставят на месте) в свою страховую компанию о выдаче на руки вот каких документов:

  • Акта осмотра ТС экспертом страховщик а – который был проведен после вашего уведомления о ДТП.
  • Страхового акта – вне зависимости от того выплатили ли вам уже основное возмещение, или еще нет.
  • Справки формы № 154 о ДТП – учтите, что заявление на основное возмещение должно быть вами написано в срок не позже 5-и дней с момента ДТП.

Второй – проведение независимой оценки стоимости компенсации

Заполучив перечисленные бумаги, вам нужно найти заведение, которое проведет официальную независимую экспертизу на основе данной документации и пострадавшего автомобиля, или же, если страховой случай был давно, на основе документации о ремонтно-восстановительных работах.

С экспертом вы должны договориться о точной дате и времени экспертизы и за несколько дней (не менее 3-х рабочих) на адрес страховщика нужно отослать телеграмму с уведомлением о вручении, в которой вы должны указать время и место проведения экспертизы и предложить прислать своего сотрудника в качестве наблюдателя. Никто никого, конечно, не пришлет, но это потом потребуется для суда.

Как должен выглядеть полученный Акт? Он состоит из двух частей:

  1. Обследование ТС (или заключение, на основании документов предыдущих экспертиз и смет по ремонту).
  2. Страница-перерасчет с суммой положенной компенсации.

Срок готовности Акта экспертизы обычно составляет 10-15 дней.

Внимание! Выплаты по УТС возможно получить в течение срока до 3-х лет с момента повреждения авто – после этого в возмещении вам будет отказано.

Третий – основное заявление в страховую компанию

Имея на руках Акт экспертизы со стоимостью возмещения, вам нужно подать страховщику второе заявление на выплату дополнительной компенсации по УТС, с приложением копии Акта проведенной экспертизы, заверенной специалистом ее проводившим.

Заявление составляется в 2-х экземплярах: один остается у страховщика, а другой остается у вас с датой, росписью, печатью и заверением в получении от принявшего документ служащего.

После этого возможны два варианта развития событий:

  • Вам выплачивают возмещение – в последнее время такое случается несколько чаще, но ранее это был примерно один случай из ста.
  • Вам традиционно отказывают в выплате – это должно быть сделано официально и в письменной форме.

По новым законам на рассмотрение заявления и принятие решения страховщику отводится 20 дней. После, если ответ был отрицательным или его не последовало вообще, вы имеете право подать судебный иск.

Четвертый – подача искового заявления в суд

Если страховщик отказал вам в выплате, то вы в полном праве подать на него в суд самостоятельно или с привлечением представителя-автоюриста. Я советую самодеятельностью не заниматься и на представителях не экономить, т. к. юристы страховщиков могут воспользоваться вашими ошибками и повернуть дело против вас.

Обычно такие дела заканчиваются решениями в пользу автомобилистов, т. к. все правовые нормативы для подобных решений имеются, да и сами судьи тоже люди, ездят на авто и едва ли станут лить лишнюю воду на мельницу страховщика.

Дополнительная информация

Каким образом делаются расчеты по возмещению?

Полные расчеты для подобных компенсаций сложны и требуют много времени, поэтому их должны выполнять специалисты. Но я опишу их вкратце, чтобы вы имели общее представление о том, как это делается, хотя сами формулы вам вряд ли когда-нибудь пригодятся.

На сегодня для вычисления утерянной стоимости применяются две методики:

От Минюста – это основной способ для РФ.

От Хальбгевакса – это немецкий дополнительный способ.

Расчет по методике Минюста

Этот способ использует следующую формулу:

Сутс = Сп * ∑ Кi / 100

  • Кi – сумма показателей коэффициентов потребности в ремонте для каждой поврежденной детали.
  • Сп – усредненная рыночная цена аналогичного целого авто.
  • Сутс – безвозвратная потеря товарной стоимости.

Расчет по методике Хальбгевакса

Для расчетов здесь требуются такие данные:

  • ЦР – стоимость БУ автомобиля.
  • ЦН – стоимость нового автомобиля.
  • СМ – оплата за новые комплектующие.
  • СР – оплата за произведенный ремонт.
  • СО – сумма за весь восстановительный ремонт.

Сразу высчитывается финансовая целесообразность возмещения по формуле:

ЦР / ЦН * 100%

Затем проводится расчет двух технических коэффициентов А и В по следующим формулам:

А = СО / ЦР * 100%

В = СР / СМ * 100%

При помощи коэффициентов А и В в спецтаблице значений определяется базовый коэффициент К. В итоге расчет производится по конечной формуле:

УТС = К / 100 * (ЦР+СО)

Подобным образом вычисления можно проводить лишь для одного ДТП, в котором побывал автомобиль.

Но, если кто-то захочет самостоятельно подсчитать сумму возмещения, то ему не нужно напрягаться со всей этой математикой. В сети есть специальные сервисы для этих целей, например, вот этот простой калькулятор , с помощью которого вы в один клик все просчитаете без головной боли.

Возмещение утерянной стоимости от КАСКО

В отличие от ОСАГО, получить дополнительные выплаты с КАСКО значительно сложнее, ведь этот вид страхования является добровольным и факт добровольного подписания контракта юристы СК используют в суде как очень веский аргумент к отказу в выплатах.

В их контрактах, специально для подобного случая, есть упоминание о невозможности выплат по утерянной стоимости. В подобных условиях, даже при имеющейся рекомендации ВС РФ судам выносить решения в пользу водителей и по делам КАСКО, далеко не все судьи ей следуют.

Ведь в данном случае имеется явный факт добровольного согласия на конкретно прописанные условия, оспаривание чего может бросать тень на основы процессуальных принципов.

Однако случаи успешных исков имеются, поэтому можно попробовать выигрывать и такие дела, но тут уже наличие грамотного юриста для ведения дела обязательно.

  • Если суммы выплат недостаточно для покрытия всего нанесенного вреда по основному и дополнительному возмещению ОСАГО, то потерпевшая сторона имеет полное право подать судебный иск на возмещение от виновника происшествия.
  • Другие связанные с происшествием объекты , а не только ТС, также могут относиться к утере товарной стоимости. Это может быть что угодно: от поврежденных зеленых насаждений, до вреда зданиям и иным объектам инфраструктуры.
  • В ранее отказных случаях , согласно новым правилам, возмещение по утере стоимости также выплачивается. К примеру, машину изувечили хулиганы, и даже если это случилось вне дорог общего пользования (главное, чтобы ТС имело возможность к передвижению), выплаты все равно предусматриваются.
  • Если ДТП было оформлено по европротоколу , то для возмещения по утрате товарной стоимости суду нужно будет предъявить фото или видеодоказательства нанесенного ущерба с места происшествия.

Заключение

Что ж, думаю, статья помогла вам понять, что такое УТС, стоит ли хлопотать за данные выплаты и как это можно сделать самому или при помощи юридической компании. Владея подобным материалом, вам будет много легче ориентироваться в деле о возмещении и шансы на его получение существенно возрастают, т. к. вы уже не сделаете грубых ошибок.

А вам никогда не приходилось возмещать утерю товарной стоимости? Если да, то опишите это в комментариях. А если кому-нибудь что-то не ясно по материалу статьи – спрашивайте, не стесняйтесь, отвечу всем.

Видео-бонус для дочитавших до конца: 10 самых страшных кошмарных снов :

На этом всё. Жду всех своих читателей на страницах следующих публикаций. Если у вас не очень много лишнего времени, то не разбрасывайтесь им – оформляйте подписку на обновления блога, и вы будете всегда знать о появлении свежего материала. Если же эта статья вам понравилась, то поделитесь ею со своими друзьями через нижерасположенные кнопки социальных сетей.

Еще по теме:

Комментариев к статье: 17

    Альфия

    26.12.2016 | 19:58

    Илья благодарю вас! за полную и полезную информацию

    Светлана

    05.05.2017 | 15:23

    Здравствуйте. Если у автомобиля большой пробег, более 200000 рублей, это как то может сказаться на определегие утраты товпрной стоимости? Нам отказала страховая, ссылаясь на 35% износ авто... Нашему автомобилю почти 5 лет (Тойота Королла)

    1. Леонид

      07.05.2017 | 00:23

      Здравствуйте, Светлана. Пробег и возраст автомобиля учитывается при оценке износа. А при износе более 35% УТС не рассчитывается, о чём написано в статье.

    Евгений

    19.07.2017 | 13:00

    будьте любезны,дайте сслыку на основной бланк заявления в страховую по УТС

    Надежда

Утрата товарной стоимости - это такой же реальный ущерб, как разбитый бампер или фара. А поэтому виновник аварии или страховая компания обязаны компенсировать пострадавшему эту утрату. Однако, по непонятной причине, даже суды об этом забывают. Приходится с такими делами разбираться Верховному суду.

Некая О. Арепьева попала в аварию. Виновным в ДТП был признан А. Восканян. Дама обратилась в свою страховую компанию по прямому возмещению ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей.

Однако она сочла эту сумму сильно заниженной и обратилась к независимому эксперту. Тот насчитал, что восстановительный ремонт с учетом износа обойдется в 450 тысяч. Да еще и утрата товарной стоимости по его расчетам составила 77 тысяч рублей.

Арепьева обратилась за доплатой к виновнику аварии и к своему страховщику. Однако ответа от них никакого не получила. Тогда она подала в суд, потребовав со страховщика 167,5 тысячи рублей, а также штраф в размере 84 тысяч рублей. С причинителя вреда, то есть виновника аварии она попросила взыскать ущерб в размере 127 тысяч рублей.

Суд первой инстанции по ходатайству Восканяна назначил дополнительную автотехническую экспертизу. Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости составила 43 тысячи рублей. Такой расчет не устроил Арепьеву, и по ее ходатайству была назначена дополнительная экспертиза. В соответствии с заключением стоимость ремонта составила 221 тысячу рублей.

Суд решил, что выплаченная страховщиком сумма превышает стоимость восстановительного ремонта. При этом раз эксперт только предполагает возможную сумму утраты товарной стоимости, а других доказательств, позволяющих четко ее установить, нет, то значит и оснований для ее возмещения нет. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что все свои обязательства страховая выполнила. Суд апелляционной инстанции с этими выводами и обоснованиями согласился. А вот Верховный суд взглянул на эту историю иначе.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса гражданин может требовать полного возмещения вреда, ему причиненного. Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК возместить ущерб должен тот, кто его причинил. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда, к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость. Она представляет собой уменьшение стоимости машины, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида и ее эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП. То есть утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей, поскольку уменьшение потребительской стоимости нарушает права автовладельца.

Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу, поскольку снижает потребительскую стоимость

В удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано на основании, что их точный размер невозможно установить, утверждает Верховный суд. В этом случае их размер должен установить суд с учетом всех обстоятельств.

Также ВС напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, расходы включаются в реальный ущерб, даже если стоимость имущества после такого ремонта увеличилась.

Так же Верховный суд указал, что правила, действующие в рамках страхования по ОСАГО, не распространяются на возмещение вреда от причинителя ущерба. Иными словами, если по ОСАГО автовладельцу считают ущерб по единой методике с учетом износа, то при взыскании ущерба от причинителя вреда износ учитывать не требуется. Иначе потерпевший лишался бы права на полное возмещение ущерба.

Поэтому с причинителя вреда пострадавший может требовать полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов, установил Верховный суд.

То есть нижестоящие суды забыли о постановлении Пленума Верховного суда, опубликованного еще в 2015 году. Кроме того, они почему-то вообще не стали рассматривать ту часть иска, которая касается требований с виновника аварии. Хотя пострадавший имеет полное право требовать возмещения ущерба именно с него.

Поэтому Верховный суд решил отменить решение апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение с учетом всего изложенного.

Современного человека трудно представить без автомобиля. Для некоторых покупка авто это мечта, для других — обыденность, но поломки и аварии равнодушным никого не оставят. Ежегодно фиксируется более 200 тыс. ДТП, каждое из которых нанесло вред здоровью и имуществу.

Большинство вопросов, связанных с возмещением убытков и восстановлением испорченного автомобиля, решаются при помощи страховки ОСАГО и КАСКО. Но, далеко не все вспоминают о потере товарной стоимости машины.

Что делать при потере товарного вида автомобиля?

С 2015 года действует Постановление Пленума Верховного суда РФ, в котором утеря товарной стоимости приравнивается к реальному ущербу. Другими словами, это своего рода компенсация за то, что транспортное средство побывало в ДТП, вследствие чего потеряло часть своей стоимостной привлекательности.

Несмотря на обязательность данной выплаты, страховщики ОСАГО и КАСКО трактуют ее как «упущенную выгоду» и стараются любыми путями избежать выплаты. Чаще всего, пострадавшим приходится прибегать к помощи судебных органов.

Расчеты производятся экспертной комиссией исходя из данных о производителе, сроках эксплуатации и нанесенных повреждениях.

В выплате убытка по потере товарного вида будет отказано в случае:

  • Транспортное средство ранее подвергалось полному окрашиванию (включая внутренние поверхности);
  • Бала выявлена замена деталей кузова;
  • В процессе расследования страхового случая, было выяснено, что данное ТС ранее участвовало в ДТП;
  • Сумма расходов на ремонт не превышает 10% рыночной стоимости;
  • Заявитель является виновником ДТП (за исключением КАСКО).

Порядок расчета, оформления и получения компенсации состоит из нескольких этапов:

  • Пострадавшему лицу необходимо обратиться с письменным заявлением (в 2-х экземплярах) о выплате УТС в страховую компанию с указанием причины потери товарного вида автомобиля;
  • По истечении 5 рабочий дней, страховщик должен либо осуществить выплату, либо прислать письменный отказ;
  • В случае отказа, страхователь имеет право обратиться в суд для принудительного возмещения. При этом важно, чтобы требования истца были документально обоснованы. О проблеме ненадлежащего истца в гражданском процессе читайте

Подача иска сопровождается предоставлением определенного пакета документов:

  • Паспорт транспортного средства, документы, подтверждающие владение;
  • Паспорт владельца (о штрафе за утерю паспорта в 2018 году читайте ) ;
  • Справка из органов ГИБДД о ДТП;
  • Квитанции о проделанных ремонтных работах;
  • Акт экспертной оценки (при наличии).

Обращение в страховую компанию

До 2015 г. многие страховые компании отказывались в добровольном порядке выплачивать убытки по УТС, аргументируя свою позицию тем, что данный ущерб не является реальным, следовательно, компенсации не подлежит. Постановление Пленума изменило данную статистику в лучшую сторону. Теперь выплаты потери товарного вида автомобиля по ОСАГО и КАСКО считаются обязательными.

Согласно Гражданского Кодекса РФ, предъявить претензии страховой компании можно в течении 2,2 лет со дня ДТП.

Подтверждение происшествия служит справка из органов ГИБДД, которая содержит информацию:

  • о дате;
  • о месте аварии;
  • об участниках;
  • регистрационные номера автомобилей;
  • о страховке;
  • описание видимых повреждений.

Данный документ выдается в день дорожного происшествия или по истечении нескольких дней в случае наличии пострадавших.

Через 5 рабочих дней, после принятия заявления Страховой компанией, назначается экспертиза для определения реального ущерба. На основании полученных данных эксперты высчитывают сумму страховой выплаты клиенту. Стоимостная компенсация возможна только по одному из видов страхования.

Как проводится оценка потери товарного вида автомобиля

Расчеты производятся на основании экспертизы общего состояния автомобиля, произведенных убытков после аварии и стоимости ремонтных работ. Проводить экспертную оценку могут частные компании с наличествующей лицензией или государственные специалисты, назначенные судом.

Этапы оценки потери товарного вида:

  • Обращение заявителя в специализированную компанию с целью определить стоимость необходимого ремонта;
  • Специалист назначает точное место и время для экспертизы. Данная информация направляется в страховую фирму и всем участникам ДТП;
  • В назначенный день, при свидетелях, эксперт осуществляет замеры и не позднее 5 рабочих дней предоставляет акт оценки.

Кто платит за потерю товарного вида автомобиля при ДТП

Законодательно утверждено, что все страховые выплаты ведутся за счет страховщика, за исключением случаев прописанных в договоре или превышения страхового лимита по одному из видов страхования. При выполнении последнего события заявитель может подать просьбу об уплате УТС по другой страховке или предъявить соответствующую претензию виновнику происшествия.

Расчет компенсации за потерю товарного вида автомобиля при ДТП

Выплата за потерю товарного вида автомобиля осуществляется исходя из расчета УТС. На сегодняшний день существует масса методик исчисления. Наиболее популярными считаются методы Руководящего документа (метод Минюста)и Хальбгевакса.

Вычисления утери товарного вида автомобиля по системе «Руководящего документа» происходят при помощи сложных математических формул и вычислений. Поэтому применяется только страховыми экспертами. В отличие от него, метод Хальбгевакса довольно прост в вычислении, правда, не настолько популярен у специалистов и используется больше как дополнительный или проверочный.

Расчет производится по формуле:

УТС = (Коэффициент максимальной величины УТС÷100%)× [(Цена подержанного авто ÷ Цена нового)/100%+ Общая стоимость ремонта)]

Рассмотрим ее на отдельном примере.

15 февраля 2017 года в г. Челябинск, на пересечении улиц Комарова и Салютная, произошло столкновение автомобиля Рено Логан 2016 г. и Toyota Camry 2013 г. Причиной аварии послужили нарушения ПДД вторым водителем. На момент столкновения, рыночная стоимость Рено составила 390 тыс. руб. Величина убытков по ремонту – 81,9 тыс. руб. Стоимость нового ТС – 420 тыс. руб.

УТС=(4,25÷100)×[(390÷420)×100%]+81,9)=7,427 тыс. руб.

Существуют некоторые правила использования расчета потери товарного вида автомобиля:

  • Срок эксплуатации данного ТС не превышает 5 (для иномарки) и 3 лет (отечественной машины).
  • Максимальный уровень износа составляет 35%.
  • Пробег иностранного авто до 100 тыс. км, отечественного – 50 тыс. км.

Потеря товарного вида автомобиля по закону

Законодательные нормы РФ защищают владельцев страховых пакетов ОСАГО и КАСКО от неправомерных действий страховой компании. При правильном подходе к решению вопроса можно добиться полного возмещения УТС, даже если придется обращаться с претензией в судебные инстанции.