ТТП без США: Что это значит и к чему приведет. Что означает для всего мира создание транстихоокеанского партнерства

В понедельник США, Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам достигли соглашения по договору о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), сообщила газета The Wall Street Journal.

Активные переговоры о создании ТТП велись с 2008 года. Правда, это не рекорд — переговоры Доха-раунд начались еще в 2001 году, при этом прогресса по ним до сих пор нет. Медленное продвижение переговоров по ТТП в значительной степени объяснялось торгом между Вашингтоном и Токио: Япония добивалась отмены в США тарифов на импорт японских машин и запчастей, тогда как США требовали новой квоты на импорт риса и сокращения импортных пошлин на свинину и говядину, отмечается в докладе Центра экспертизы по вопросам ВТО.

Соглашение предусматривает почти полную отмену таможенных пошлин между странами — участницами экономического блока, что приведет к удешевлению продукции.

Совокупный ВВП этих 12 стран превышает $28 трлн, что составляет почти 40% мирового ВВП.

«Появление новой экономической архитектуры вполне логично. Нескольким странам проще договориться между собой, чем идти на снижение торговых барьеров в рамках ВТО», — сказал Сергей Уткин, заведующий отделом Центра ситуационного анализа РАН.

Сейчас в ВТО, куда входит 161 страна, нотифицировано более 400 интеграций.

Победа Обамы

В Вашингтоне исходят из того, что Юго-Восточная Азия — это место, куда переместилась основная экономическая активность.

А реализация ТТП была одним из основных пунктов в повестке администрации президента Барака Обамы.

Правда, договор должен быть еще одобрен конгрессом. Голосование по нему возможно только в 2016 году. При этом среди демократов и республиканцев он не пользуется большой поддержкой.

Если законодатели не смогут договориться, то ратификация договора может дождаться уже новой администрации. И совсем не факт, что при другом президенте Белый дом будет так же активно продвигать его, пишет The Huffington Post.

Хиллари Клинтон уже критиковала соглашение, тогда как Дональд Трамп и вовсе назвал его «плохой сделкой».

Документ также должен быть одобрен законодателями остальных стран — участниц ТТП.

Китай отодвинули

«Когда более 95% потенциальных потребителей нашей продукции живут за границами США, мы не можем позволить странам вроде Китая определять правила мировой экономики. Эти правила должны написать мы, открывая американским товарам новые рынки»,

— цитирует The Financial Times президента США Барака Обаму.

США не являлись инициатором создания ТТП. Изначально он планировался как зона свободной торговли, которая открыта для стран — членов АТЭС.

Однако Китай стал проводить более агрессивную политику экономической экспансии. «КНР активно создавала свободные экономические зоны, стал более заметным формат ШОС, — поясняет заведующий Школой востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — В последние два года Пекин продвигает проект Шелкового пути, который позволил бы перезапустить действующую инфраструктуру уже под контролем Китая. Естественно, что не все страны региона поддерживают эту инициативу».

В итоге Китай отодвинули от проекта ТТП.

«ТТП может стать серьезным противовесом Китаю, который является крупнейшей торговой фабрикой и мощным партнером. Никто в ЮВА не хочет усиливать Китай еще больше. А создавать с Пекином новые зоны свободной торговли неинтересно: за счет таких партнерств компании КНР выходят на местные рынки, тогда как получить реальный доступ к китайскому рынку остается сложно», — уточняет Уткин.

«Формально США предлагают в ТТП равное партнерство. США и Япония не могут играть на демпинге, как Китай, поэтому привлекают новых партнеров через систему преференций. Не секрет, что китайские инициативы на деле оборачиваются большими перспективами для Пекина и малыми для партнеров», — согласен Маслов.

Россию в ТТП не ждут

Россия пока до конца не определила свои позиции в отношении ТТП. «Вопрос изучается», — сказали «Газете.Ru» в Минэкономразвития.

«На самом высоком уровне прозвучала определенная озабоченность рисками сегментации мировой торговли в случае реализации этого мегарегионального соглашения, стремлением некоторых держав, в первую очередь США, решать вопросы не в ВТО, а за ее рамками», — отмечают в докладе Центра экспертизы по вопросам ВТО.

В частности, на юбилейной конференции ООН

российский президент Владимир Путин отметил «симптом растущего экономического эгоизма»: «Ряд стран пошли по пути закрытых, эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне не только от собственных граждан и собственных деловых кругов и общественности, но и от других стран».

Текст договора о ТТП из 30 глав до сих пор не обнародован.

Тем не менее России стоит быть готовой к взаимодействию с новыми экономическими образованиями.

«Сейчас ТТП больше выглядит как клуб, который закрыт для России и Китая.

Но это не мешает Москве работать, к примеру, с Новой Зеландией, одним из учредителей ТТП», — подчеркнул ранее в «Газете.Ru» эксперт по международной торговле Института Катона Дэниел Айкенсон.

«Не являясь участником соглашения ТТП, мы не сможем получить аналогичные условия. То есть создаваемые внутри этого объединения товары и услуги станут более конкурентоспособными, чем российские, не имеющие таких преференций», — считает гендиректор Центра международной торговли Москвы Владимир Саламатов.

Формально Россия может изъявить о своем желании вступить в ТТП в любой момент — вопрос в том, готова ли она соответствовать требуемым правилам и стандартам организации. «Если такая готовность обнаружится, надо понимать, что вступить в этот формат не получится без одобрения со стороны Вашингтона с учетом его доминирующей позиции в ТТП. В нынешних условиях жесткого противостояния Москвы с Западом сделать это будет непросто», — отмечают авторы доклада.

«Никто не знает, какие требования войдут в итоговое соглашение. И даже если бы Россия соответствовала всем стандартам, а отношения между Москвой и Вашингтоном были бы идеальными, ТТП должно было бы состояться хотя бы с теми странами, которые уже изъявили о своем желании присоединиться к нему, — рассуждает Айкенсон. — И только потом бы начался процесс приема новых членов. Наверно, это бы заняло не 18 лет (переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет, с 1993 по 2011 год. — «Газета.Ru»). Возможно, больше. Но процесс бы пошел».

Как полагают некоторые эксперты в США, в американском сознании нет такого негатива к России как к потенциальному торговому партнеру, какой есть в отношении Китая. «В американском обществе сложилось мнение, что усиление торговли США с Китаем ухудшило положение американских производителей.

Поскольку объем торговли с Россией у США гораздо меньше, чем с Китаем, возражений экономического характера против участия России в ТТП не должно быть»,

— говорится в докладе.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Критики соглашения недовольны, в частности, тем, что подготовка к его подписанию велась в обстановке строжайшей секретности

Избранный президент США Дональд Трамп пообещал, что сразу после его официального вступления в должность (ТТП, по-английски TPP - Trans-Pacific Partnership).

Вопрос о внешнеторговых приоритетах США был одним из ключевых во время предвыборной кампании, при этом и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп ставили под сомнение выгоды от либерализации торговли.

Договор о Транстихоокеанском партнерстве , на которые в совокупности приходится 40% мировой экономики.

Соглашение, которое до сих пор не ратифицировано, считалось краеугольным камнем внешнеторговой политики президента Барака Обамы.

Критики в США называют Транстихоокеанское партнерство "секретной сделкой, заключенной в интересах крупного бизнеса и других государств и ставящей под угрозу национальный суверенитет страны".

Основные факты

В соглашение о Транстихоокеанском партнерстве входят 12 государств: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Сингапур, Чили и Япония.

Договор подразумевает углубление экономических связей между участниками, в частности, сокращение или отмену большинства таможенных пошлин на товары и услуги.

Среди приоритетных направлений сотрудничества - инвестиции, телекоммуникации, сельское хозяйство, трудовое право, экология, интеллектуальная собственность.

США предложили учредить в рамках ТТП специальный арбитраж для урегулирования споров между правительствами стран-участниц и крупными международными корпорациями.

Теоретически Транстихоокеанское партнерство может стать основой для создания единого регионального рынка, аналогичного общеевропейскому.

Товары и услуги

ТТП касается практически всех товаров и услуг, однако не предполагает полную отмену всех таможенных тарифов разом: какие-то из них останутся, упразднение других займет более длительное время.

В целом документ затрагивает порядка 18 тысяч различных импортных пошлин.

В частности, страны, подписавшие соглашение, намерены отменить или снизить пошлины на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Вопрос о внешнеторговых приоритетах США был одним из ключевых во время предвыборной кампании Трампа

В случае ратификации ТТП Соединенными Штатами таможенные тарифы на почти все сельскохозяйственные и промышленные товары американского производства будут отменены практически немедленно.

Полностью будут упразднены пошлины на ввоз в США текстильной продукции и одежды из стран-участниц ТТП.

Полный текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, занимающий 30 глав, обнародован, ознакомиться с ним можно .

Когда все началось ?

Предложение о создании регионального торгового партнерства было выдвинуто в 2003 году правительствами Новой Зеландии, Сингапура и Чили.

В 2006 году вступило в силу торговое соглашение так называемой "тихоокеанской четверки", в которую, помимо стран-инициаторов, вошел также Бруней.

Оно подразумевало отмену торговых пошлин на большинство товаров и сотрудничество в различных областях, таких как интеллектуальная собственность, трудовое право и вопросы конкуренции.

Переговоры о Трансатлантическом партнерстве в его нынешнем виде начались в 2008 году.

12 стран-участниц ТТП должны ратифицировать договор в течение двух лет с момента подписания.

Значение соглашения

Транстихоокеанское партнерство на самом деле является очень крупным международным соглашением.

Население 12 стран-участниц в совокупности составляет 800 миллионов человек, что почти вдвое превышает население стран европейского общего рынка.

На долю государств, подписавших договор, приходится почти 40% общемирового ВВП и примерно четверть оборота мировой торговли.

Сделку называют "значительным достижением", принимая во внимание то, насколько разных позиций придерживались страны-участницы во многих ключевых вопросах, от защиты окружающей среды и до регулирования местного рынка труда.

Что говорят критики?

Экономический смысл соглашения для США многие наблюдатели видят в попытке Вашингтона сдержать рост влияния Китая в регионе - не случайно КНР в блок не вошла.

Некоторые предполагают, что ТТП даст возможность корпорациям судиться с правительствами, если те, к примеру, решат изменить политику в области образования или здравоохранения.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве считалось краеугольным камнем внешнеторговой политики президента Барака Обамы

Транстихоокеанское партнерство, по всей видимости, также способствует усилению конкуренции на рынке труда между выходцами из разных стран.

Однако больше всего упреков возникло в связи с тем, что подготовка соглашения велась несколько лет в обстановке строжайшей секретности.

По словам критиков, сделано это было для того, чтобы дать возможность политикам договориться между собой о масштабных изменениях кулуарно, без общественных дебатов и учета мнения избирателей.

Сторонники ТТП утверждают, что публику не информировали о деталях, поскольку для достижения формального соглашения требовалось довольно много времени.

ТТП и ТТИП - две аббревиатуры, очень похожие друг на друга, однако означают они совершенно разные вещи.

ТТП - уже подписанное, но не ратифицированное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.

ТТИП - между США и странами Евросоюза.

Предполагается, что благодаря этому соглашению в торговле между объединенной Европой и Америкой будут отменены импортные пошлины и сняты многие нормативные барьеры.

Переговоры между Вашингтоном и Брюсселем о заключении ТТИП сейчас находятся на более ранней стадии.

Что дальше?

Ратифицировать текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве после подписания должны все 12 стран-участниц.

Процесс ратификации проходит в органах законодательной власти каждой конкретной страны.

Администрация президента Обамы получила особые полномочия на заключение торговых соглашений с последующим ускоренным утверждением в конгрессе.

Это означает, что американские законодатели вправе лишь одобрить или отвергнуть договор, не внося в его текст никаких изменений.

Чтобы соглашение вступило в силу, к февралю 2018 года его должны ратифицировать по меньшей мере шесть стран-участниц с совокупным ВВП не менее 85% от общего объема.

Таким образом, без ратификации со стороны Японии и США договор в силу вступить не сможет.

США уже не первая экономика мира. Американская авиация, как отмечают эксперты RAND, еще с 2010 года не смогла бы доминировать над китайской в случае конфликта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее пока рано предрекать закат Америки и восхождение Китая на трон мирового лидера. У США пока есть «козыри в рукаве», и один из них был вынут в понедельник, 5 октября. В этот день успешно завершились переговоры по созданию крупнейшего в мировой истории торгового союза. Наряду с иранской сделкой, соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) - важнейшее внешнеполитическое достижение Обамы.

Этот альянс объединяет 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые приходится до 40 процентов мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли. Стандарты и нормы ТТП вполне способны стать правилами игры для глобальной экономики. Американские эксперты, говоря о ТТП предрекали, что этот союз определит глобальную торговую повестку на ближайшее десятилетие. И дело не только в торговле - соглашение обязывает проводить согласованную политику в сферах, непосредственно с торговлей не связанных. Например, таким странам, как Вьетнам, придется допустить у себя создание независимых профсоюзов. Россия и Китай пока вне этого проекта. Но если вы - гражданин России и любите скачивать пиратский контент из сети, то ТТП может коснуться и вас.

Долгая дорога к согласию

В настоящее время в ТТП входят США, Австралия, Вьетнам, Перу, Бруней, Сингапур, Чили, Новая Зеландия, Канада. Малайзия, Мексика и Япония.

Можно ожидать присоединения Таиланда, Тайваня, Южной Кореи, Филиппин и некоторых латиноамерикансих государств, например, Колумбии. Есть сторонники ТТП в КНР и даже в Индии.

Все началось в 2005 году. Первоначальные участники - Бруней, Сингапур, Чили и Новая Зеландия. В последующие годы к ТТП присоединились еще восемь стран, последней - Япония. Действующее соглашение, судя по всему, достаточно сильно отличается от текста четырехстороннего договора. Там было только 19 глав, а в новом, с кратким содержанием которого уже можно ознакомиться, - целых 30.

Прежде всего обращает на себя внимание широкий спектр регулируемых отношений: помимо норм об отмене барьеров на пути товаров и услуг, договор предусматривает снижение роли государства в управлении экономикой, установление стандартов в области трудовой и природоохранной деятельности, жесткие нормы по защите прав интеллектуальной собственности и так далее.

Больше всех на скорейшем подписании соглашения настаивали США. Для американцев это было настолько важно, что, когда Канада, опасаясь конкуренции со стороны новозеландских производителей, заняла принципиальную позицию по торговле молочной продукцией, американцы пригрозили ссадить с корабля ТТП столь строптивого «пассажира» и взять его обратно лишь после того, как соглашение уже будет подписано остальными участниками проекта.

Теперь договор заключен и будет рассмотрен Конгрессом США, а также законодательными органами остальных 11 стран. Произойдет это не раньше 2016 года.

Фото: Gao Pan / Xinhua / Global Look

«Дивный новый мир» по американским правилам

Насколько важно создание «торгового Левиафана» для Америки?

ТТП позволит США в своих интересах устанавливать правила мировой экономики в XXI веке и помешает это делать Китаю. По крайней мере, Барак Обама так неоднократно заявлял. О важности ТТП для США как автора правил для глобальной экономики говорилось даже в новой Стратегии национальной безопасности. Сдерживание Китая экономическим путем особенно важно на фоне того, как Китай стремительно догоняет США в военном плане.

ТТП нужно США и для наращивания экспорта в Азию. Каждое четвертое рабочее место в Америке зависит от экспорта. Сейчас в Азии примерно 525 миллионов представителей среднего класса, и к 2030 году число потенциальных потребителей американских товаров вырастет до 2,3 миллиарда человек.

Но самую большую экономическую выгоду из ТТП, как ожидается, извлекут не США, а Малайзия, Вьетнам и Япония. Например, до 60 процентов текстильного экспорта Вьетнама сейчас приходится на страны ТТП, причем при экспорте в США вьетнамский текстиль облагается таможенной пошлиной в 18 процентов. Теперь пошлины обнулятся, что, конечно, позволит Вьетнаму буквально завалить США своей продукцией.

Даже если американцы не основные выгодоприобретатели в экономической сфере, они получат преимущество в том, что ряд государств мира будет проводить свою экономическую, трудовую и даже антикоррупционную политику по тем правилам, которые выгодны Штатам. По сути, страны-участницы ТТП отказываются от части государственного суверенитета в весьма чувствительных областях. Более того, юридические лица смогут подавать в суд на правительства стран-участниц ТТП. Поэтому некоторые антиглобалисты называют ТТП первым шагом к корпоратократии и неоколониализму. Причем это еще не самые главные «страшилки» о ТТП.

ТТП может стать плохой новостью для интернет-пользователей. По некоторым данным, речь может идти даже об уголовной ответственности в странах ТТП за нарушение права интеллектуальной собственности. Поделились в сети пиратским видео или музыкой? Пожалуйте в тюрьму. Конечно, российского пользователя на нары не отправят, но нелицензионного контента в интернете точно поубавится. Впрочем, насколько эти опасения оправданы, можно будет судить только после того, как в открытом доступе появится полный текст соглашения.

Китай на пороге ТТП

Транс-Тихоокеанское партнерство принято называть антикитайским пактом, но так ли это на самом деле? По мнению профессора Чжана Сяотуна из Уханьского университета, в академической среде КНР нет единого мнения по этому вопросу. Есть сторонники вступления Китая в ТТП, полагающие, что участие в союзе даст толчок к реформированию китайской экономики. Есть и противники. По данным исследования, проведенного в 2012 году, соглашение о ТТП обойдется Китаю к 2025 году в чуть более одного процента экспорта. Цифра вроде бы не очень пугающая, если бы не такие негативные моменты, как:

Перенос предприятий из КНР на территорию стран-участниц ТТП (Вьетнам, Мексика).
- Снижение китайского экспорта в ЕС и США, потому что такие страны, как Вьетнам и Мексика, благодаря членству в ТТП получают существенные преимущества перед китайскими экспортерами на рынке Евросоюза и Америки.
- Ограничение китайского экспорта по причине несоответствия стандартам и нормам ТТП.
- Падение товарооборота с Японией и странами АСЕАН, что непосредственно скажется на китайском экспорте, по некоторым данным, в сильной степени зависящим от поставок комплектующих из этих стран. Прецеденты уже есть: например, в связи с ТТП ряд вьетнамских компаний снижает закупки китайского сырья.
- Еще одна угроза для КНР состоит в негативном влиянии на такие важные для КНР проекты, как АТЭС. И, конечно, соглашение о ТТП вкупе с соглашением о Транс-Атлантическом торговом и инвестиционном партнерстве может существенно сказаться на эффективности проекта «Одного пояса и одного пути».

Возможно ли присоединение Китая к ТТП?

Барак Обама заявлял, что он не против вступления Китая в ТТП. Вторил ему и замминистра финансов КНР Чжу Гуанъяо, сообщивший о готовности КНР к переменам и о том, что «ТТП неполно без Китая» .

Вступит ли Китай в ТТП? В ближайшей перспективе - нет, так как КНР объективно не готова к стандартам ТТП.

В отдаленной перспективе возможны два сценария взаимодействия Китая и ТТП:

1. ТТП без Китая. В этом случае торговый союз будет инструментом американского сдерживания КНР. Китайские компании попытаются пролезть на рынки ТТП через «черный ход», например, при помощи инвестиций во вьетнамскую экономику. Тогда можно прогнозировать дальнейшее сближение Китая и России в экономической сфере и усиление в самой КНР консервативных сил.

2. Сотрудничество по схеме ТТП+1. Благодаря этой модели, США смогут вынуждать Пекин проводить постепенные социально-экономические реформы под предлогом приближения КНР к стандартам ТТП. Эван Медейрос, один из наиболее влиятельных американских экспертов по вопросам Азии, тонко намекнул на эту роль ТТП: «Многие китайцы близки к признанию того, что ТТП может стать очень полезной внешней силой в поощрении структурных изменений в китайской экономике, сыграв роль, подобную роли ВТО» . Если допустить истинность гипотезы о конфликте между фракциями в компартии Китая (КПК), то такая формула на руку реформистским силам в политической элите КНР. И это обстоятельство, скорее всего, США учтут в преддверии XIX Съезда КПК, на котором, как ожидается, закрепится окончательная расстановка сил в китайском руководстве.

Естественно, что Россия, активно разворачивающаяся в сторону Востока, должна обязательно учитывать фактор ТТП и то, как этот альянс скажется на интересах Китая. А пользователям интернета, увы, следует готовиться тому, что за контент придется платить.

Фото: сайт

Транстихоокеанское партнерство, изначально многими экспертами оцениваемое как нечто не имеющее шансов на воплощение, становится все более реальным. На прошлой неделе в новозеландском Окленде министры торговли 12 стран-участниц: Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии - подписали соглашение о создании нового торгового блока.

Теперь для того, чтобы соглашение вступило в силу официально, его в течение двух лет должны ратифицировать парламенты как минимум шести стран, суммарная доля которых в партнерстве должна равняться 85% (при этом только ВВП самых заинтересованных в договоре стран: США и Японии - в совокупности составляет долю в 74% от общего ВВП всех стран вместе взятых).

В администрации президента уже заявили , что намерены приложить все усилия для ратификации документа до конца 2016 года:

«Транстихоокеанское партнерство позволяет Америке, а не таким странам, как Китай, писать правила игры для ХХI века, что особенно важно для столь динамичного региона, как Азиатско-Тихоокеанский».

В значимости проекта для Соединенных Штатов сомнений не возникает. Переговоры о Транстихоокеанском партнерстве стартовали еще в 2003 году, когда Новая Зеландия, Сингапур и Чили заявили о желании создать в соответствии с нормами ВТО зону свободной торговли. Долгое время организация никоим образом о себе не напоминала, пока в 2008 году проектом не заинтересовались Штаты.

После этого момента переговоры активизировались. О желании присоединиться к проекту одно за другим заявили еще семь государств, в период с 2010 по 2013 годы между странами было проведено 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. При этом консенсуса достигнуть не удавалось вплоть до конца 2015 года.

Но в условиях, когда геополитические соперники Штатов - Россия и Китай - о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», медлить уже было нельзя. Cпешка обусловливалась в первую очередь нежеланием США потерять инициативу в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому между 12 странами 5 октября 2015 года в Атланте в срочном порядке было подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства

Многие аналитики и эксперты тогда даже заявили как минимум о локальной победе Штатов над Китаем. Однако даже сейчас, после подписания соглашения министрами торговли стран-участниц ТТП, шансы проекта на реализацию все еще остаются туманными, хоть он уже приобретает некоторые реальные черты.

Так, даже в самих Штатах не все поддержали соглашение, часть конгрессменов вполне готова проголосовать против его ратификации. Неоднозначна позиция и некоторых других стран-подписантов, в частности в Минторге Канады заявили, что «подписание соглашения не эквивалентно ратификации».

Подобные сомнения вполне поддаются объяснению. Сам проект ТТП в своей основе содержит несколько внутренних бомб замедленного действия, способных в итоге не просто развалить новый торговый блок, но и нанести непоправимый урон экономикам стран-участниц. Да и перспективность участия в проекте сегодня все еще находится под сомнением из-за ряда причин.

1. Засекреченность самого соглашения от широкой общественности сама по себе создает немало вопросов как у чиновников и общественности самих стран-участниц, так и у глав других государств.

Например, свои сомнения по этому поводу высказывал президент России Владимир Путин. Он отметил , что конфиденциальный характер переговоров о создании Транстихоокеанского партнерства вряд ли помогает устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. Отсутствие в соглашении Китая и других крупных экономик региона уменьшает, а не увеличивает его значение

Сама подоплека проекта, заключающаяся в создании экономического противовеса влиянию Китая в регионе обрекает на невыполнение его главную цель - построение зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На данный момент другие экономически мощные страны региона: Индонезия, Южная Корея, Таиланд - с опаской говорят о возможном присоединении к проекту. Индонезия вообще кардинально изменила свою позицию: изначально заявив о своем намерении вступить в ТТП, .

Кроме того, наличие Китая в проекте, безусловно, значительно сказалось бы на его привлекательности. Однако последовательность действий на пути к созданию ТТП говорит лишь об одном - Китай никогда не станет членом партнерства и будет делать все возможное для создания собственного альтернативного проекта.

3. Наличие внутренних противоречий между странами-участницами ТТП

С экономической точки зрения результат вступления в ТТП для той или иной страны-участницы может оказаться весьма плачевным. Жаркие споры о экономической целесообразности идут даже между производителями двух самых заинтересованных в проекте стран - Японии и США. Так, например, по японским оценкам, либерализация аграрного рынка может привести к падению на 40% собственного производства в Японии основных продовольственных товаров. В совокупности с вероятным снижением цен на импортируемые в Японию продукты питания, страна рискует стать зависимой от продовольственных поставок из-за границы. С другой стороны, выгоду от вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и другой продукции обрабатывающей промышленности, в связи с чем ведущие американские автомобилестроительные компании выступили против участия Японии в ТТП.

Сложно представить, какие последствия ждут страны с меньшей по объемам и конкурентоспособностью экономикой.

4. Транстихоокеанское партнерство может обесценить принципы ВТО

ВТО - организация, созданная для либерализации международной торговли, обеспечения доступа иностранных товаров на внутренние рынки и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Однако значимость ее с созданием таких «привилегированных» торговых блоков, как ТТП, ведет к нарушению принципов равенства в мировой политике.

Это, несомненно, вызывает беспокойство среди мировых лидеров и способно внести дисбаланс в существующее мировое устройство.

5. Н аличие других составляющих, помимо экономической

Если даже не брать явную антикитайскую направленность проекта, можно выделить еще целый ряд претензий к нему. Например, антиглобалисты считают, создание Транстихоокеанского партнерства представляет собой «корпоративный переворот»: лишь две из 26 глав соглашения о новом блоке имеют какое-либо отношение к торговле. Большая его часть направлена на предоставление привилегий глобальным корпорациям, преимущественно связанным с защитой авторских и патентных прав, а также на ограничение государственного регулирования.

Всем известно, что Дональд Трамп не стал долго праздновать свою инаугурацию, а приступил к выполнению обязанностей американского президента незамедлительно. Сразу же, в первый день работы на новой должности, он подписал несколько распоряжений, в числе которых - указ о прекращении членства США в Транстихоокеанском партнерстве. Это свидетельствует о том, какое значение придаётся этому вопросу. Возможно, кто-то считает, что его можно было бы отложить, и так уж сильно не спешить. Однако Трамп имеет своё мнение.

Слово и дело

Сделать это Дональд Трамп пообещал ещё в ходе предвыборной кампании, причём именно в первый же день. И это, разумеется, не каприз, а один из важнейших пунктов плана, общая цель которого состоит не просто в сохранении уровня занятости на американском рынке труда, а в создании максимального количества новых рабочих мест. Для этого нужно, чтобы в стране производилось как можно больше продукции. США - огромная держава, способная обеспечить себя качественными товарами в необходимых количествах, да и ещё продавать их всему миру, как это было несколько десятилетий назад. Теперь же национальный рынок заполонил импорт, а многие американцы вынуждены жить на пособие по безработице. При чём тут Транстихоокеанское партнерство? Чтобы на этот вопрос ответить, для начала следует разобраться в сущности этого экономического объединения.

Что такое ТТП?

Идея партнёрства принадлежит не американцам, а правительствам Чили, Сингапура и Новой Зеландии, а возникла она в 2003 году. К этим странам через два года примкнуло государство Бруней. В таком составе было подписано соглашение о TPP, то есть Trans-Pacific Partnership, вступившее в силу в 2005 г.

Замысел состоял в том, чтобы максимально упростить перемещение товаров и капиталов через границы, а в идеале создать единый рыночный механизм вроде того, что существует в Европе. В США было принято решение о вхождении в это финансово-экономическое сообщество в 2008 году. Процесс, что называется, пошёл. Новые страны, привлекаемые объёмными потенциальными рынками сбыта, устремились в ТТП. «Тихоокеанскими торговыми партнёрами» стали столь разные по размерами и уровню развития производства государства, как Вьетнам, США, Канада, Япония, Перу, Мексика, Австралия и Малайзия, не считая учредителей - Сингапура, Новой Зеландии, Брунея и Чили. Всего по состоянию на 2015 год - двенадцать участников. Правда, для полноценного членства требовалась ратификация парламентами, но соглашение было подписано 4 февраля 2016 года.

Для чего это было нужно Америке?

Барак Обама в инициативе учредителей ТТП разглядел начинание, которое следовало организовать и возглавить как крайне полезное для США. В том, что Америка в силу своей наибольшей экономической мощи будет доминировать при таком раскладе, у него даже сомнений, очевидно, не было. Выгода представлялась очевидной. Товары, произведенные в США, теоретически могли завоёвывать, не встречая пошлинного противодействия, обширные рынки. Встречный же поток не обещал быть очень уж огромным. В некоторых случаях торговый баланс мог быть и отрицательным, но в целом Америка должна была иметь положительное сальдо. Следствием расширения рынка сбыта стали бы новые рабочие места и рост дохода населения США на 0,5% ВВП или в денежном выражении на $131 млрд (прогноз Института Питерсона). В общем, предсказывался значительный рост экспорта из США в страны ТТП.

Реалии

По плану всё выходило очень хорошо, а на деле получилось несколько иначе. Ожидаемого положительного сальдо почему-то не вышло. Сначала всё шло просто отлично, и наибольший профицит возник на самом объемном рынке сбыта, японском (на более чем $216 млрд в 2012 году). Однако к 2015 году ситуация изменилась. Как подсчитал Институт экономической политики, суммарно все одиннадцать стран-партнёров сумели продать в Соединённые Штаты своих товаров на $177,9 млрд больше, чем купить у них, что привело к снижению валового внутреннего продукта США на $284,6 млрд и сокращению от одного до двух миллионов работников по стране, в основном в промышленном производстве. Больше всего пострадали семь центральных восточных штатов, входящих в «Ржавый пояс». Они голосовали за Трампа, обещавшего прекратить это безобразие.

Причины неудачи

Надежды на успешное продвижение американских товаров в страны Транстихоокеанского партнёрства не оправдались по нескольким причинам, предвидеть которые объективно было можно. Зачастую играли роль значительно более скромные тарифы оплаты труда (Вьетнам, Мексика) или сознательное занижение курсов национальных валют, что создавало существенные конкурентные преимущества. Американские рабочие привыкли к лучшей оплате и высоким стандартам социальной защиты, что неизбежно сказывается на себестоимости производимой ими продукции. В общем, вместо триумфальной победы экспорта из США случилось фиаско.

Китайский фактор

Одной из причин активного продвижения идеи Транстихоокеанского партнёрства администрацией Барака Обамы была надежда на то, что совокупная экономическая мощь участников «подвинет» региональное торговое доминирование КНР. Китай и так ведёт себя в последнее время чересчур независимо, и в экономическом, и в военно-политическом смысле. Создаваемая при поддержке США новая система должна была, по замыслу, стать геополитическим инструментом, обеспечивающим противовес экспансии Поднебесной и в тихоокеанском бассейне, и вообще в мире. В ТТП КНР не звали. Ситуация, конечно, не совсем соответствовала понятию «торговой войны», но чем-то напоминала действия НАТО вблизи российских границ. Нападать вроде бы никто не собирается, но «нервы помотать» можно. Мелочь - а приятно. «И нам польза, и людям вред», - как сказал один антагонистический персонаж старого советского детского фильма.

Теперь, однако, ситуация полностью меняется. Без мощного «локомотива» ТТП существовать практически не может. И если Америка из партнёрства вышла, то Китай может запросто в него войти. Уже прозвучало заявление премьер-министра Австралии Тернбулла о «высоком потенциале» сотрудничества с КНР.

Роботы страшнее ТТП?

В 2001 году Китай стал членом Всемирной торговой организации, после чего американский производственный бизнес получил доступ к недорогим трудовым ресурсам. Следствием этих процессов стала потеря рабочих мест в США и массовое размещение мощностей в КНР. Товары, ранее изготавливавшиеся в Америке, даже такие традиционные, как джинсы и бейсболки, стали продаваться с ярлыками «Сделано в Китае». Что касается ситуации внутри страны, то многие работники потеряли свои места не только по причине переноса производств в «дешёвые» азиатские регионы, но и потому, что процессы автоматизировались. За первое десятилетие нового века количество занятого населения в США сократилось на 5 миллионов человек при наблюдаемом росте производительности. Специалисты Государственного университета Болла считают, что лишь 15% из них стали жертвой расширения ВТО, виновники безработицы остальных - роботы и АСУ. Кстати, такие же неприятные последствия автоматизации имеют место и в Азии.

Эти факты наводят на мысли о сомнительности прогнозируемого от действий Трампа эффекта.

Побочные эффекты

Нет сомнения в том, что, ограничивая дешёвый импорт пошлинами, новое руководство США создаст определённые преференции внутренним производителям. Однако эти меры практически неизбежно вызовут рост цен на потребительские товары, особенно те, которые американцы привыкли покупать за считанные копейки (то есть центы, конечно). Стоимость футболки, сшитой в Китае, к примеру, составляла несколько долларов, теперь же она будет исчисляться, по крайней мере, двузначной цифрой.

Впрочем, Дональд Трамп настроен оптимистично. Он не собирается полностью перекрывать путь товарам из стран ТТП на рынок США, а планирует заключать двусторонние соглашения в противовес коллективным. Возможно, что, сочетая разумную жёсткость с гибкостью, он добьётся хороших результатов.