Субъекты рыночных отношений. Рыночные отношения между производителями и потребителями

Рыночные отношения - это отношения и связи, которые складываются между продавцами и покупателями в рыночных процессах купли-продажи товаров. Субъектами рыночных отношений являются потребители, производители и поставщики ресурсов.

Потребители и производители в рыночных отношениях

Потребителями выступают те субъекты, которые имеют деньги: предприниматели, наемные работники, мелкие товаропроизводители, пенсионеры, учащиеся и студенты. Таким образом, субъектом рыночных отношений выступает почти все население страны. В условиях рыночной экономики чтобы потреблять, нужно сначала купить на рынке.

Производителями продукции являются предприятия - капиталистические и простые товаропроизводители. Они производят товары и услуги, которые должны удовлетворить потребности потребителей - покупателей.

Поставщиками ресурсов, таких как земля, труд, капитал и предпринимательский талант, являются владельцы этих ресурсов. Землю как производственный ресурс поставляют землевладельцы, труд - ее носители - рабочие, инженерно-технические работники, менеджеры, другие специалисты. Капитал поставляют владельцы средств производства - капиталисты, а предпринимательские способности - предприниматели.

При анализе рыночных отношений принято также выделять два таких основных субъекта как: домохозяйства и предприятия. Эти субъекты присущие модели чистой рыночной экономики, при которой роль государства в экономических процессах минимальна.

Домохозяйства выполняют две основные функции в рыночной экономике: как правило, они являются основными и главными поставщиками всех экономических ресурсов и в то же время основной расходной группой в национальном хозяйстве.

Предприятия являются вторым основным и немаловажным компонентом частного сектора. Предприятия - это основное звено народного хозяйства, которое обеспечивает производство товаров и услуг и осуществляет коммерческую деятельность с целью получения прибыли. Предприятия по домохозяйству крайне разнообразны - от гигантов, таких как холдинговая компания "Луганскуголь", которая имеет 35 предприятий с общим количеством 29 тыс. работников, до крошечных мастерских и бакалейных магазинов - с одним-двумя работниками.

В смешанной рыночной экономике важным субъектом рыночных отношений является государство (по определению западных экономистов - правительство). Государство как и рыночная система делят между собой основные фундаментальные проблемы рыночной экономики. Благодаря этому функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется государственным сектором различными способами, такими, например, как перераспределение дохода и богатства; корректировки распределения ресурсов, контроль за уровнем занятости и инфляции и т.д..

Объекты рыночных отношений

Основными объектами рыночных отношений являются:
1) товары и услуги, которые снабжены на рынок или могут быть снабжены при определенном уровне цены. К товарам мы включаем и капитальные блага, т.е. средства производства;
2) рабочая сила, или труд;
3) земля и многие другие природные ресурсы;
4) недвижимость: здания, сооружения, жилье.
Рыночные отношения находят свое воплощение в такой категории, как рынок.

Ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически приходящих форм товарообмена и товарораспределения.

Основные черты [ | ]

Рыночная экономика основана на принципах:

  • многообразия форм собственности на средства производства ;
  • рыночного ценообразования ;
  • договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
  • ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

Основные черты:

  • многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
  • полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя - товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
  • свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
  • ориентированный на покупателя рынок.

Обладает следующими свойствами:

  • рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;
  • любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

Преимущества рыночной экономики [ | ]

Одним из достижений рыночной экономики принято называть равные возможности.

К его преимуществам относят:

  1. Экономическую демократию - свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);
  2. Эффективное распределение ресурсов;
  3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

Недостатки рыночной экономики [ | ]

1. Рыночный механизм в большинстве случаев (исключение: Теорема Коуза) не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий . Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Её последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

2. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своём месте в обществе, что неизбежно ведёт к социальному расслоению, усиливает социальную напряжённость.

В современном мире огромные различия в жизненном уровне людей не только сохраняются, но и усиливаются. По данным ООН , разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 году составлял 30:1, а в 2000 году - уже 74:1, в 2010 - 83:1.

Соотношение между доходами самых богатых и самых бедных в России (коэффициент фондов) в первом полугодии 2009 года составило 15,8 - точно таким же оно было по итогам аналогичного периода годом ранее. Для сравнения, в первые полгода 2005 года коэффициент составлял 14,5, через год - 14,9, а в 2007-м - 15,4.

За 1998 год 20 % наиболее обеспеченных людей на Земле потребили 86 % мировой продукции и услуг, а 20 % наиболее бедных - всего 1,3 %.

К началу 2008 года доходы 10 % самых богатых слоев населения превышали доходы 10 % самых бедных слоев не менее чем в 17 раз. В индустриально развитых странах этот коэффициент вдвое и более ниже.

3. Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причём наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Скажем, во время мирового кризиса 1857 года безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей промышленности достигла 12 %. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.

4. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени, притом доступ к большей и качественной информации получают те, кто уже имеет в своём распоряжении значительные материальные ресурсы.

5. Субъекты, не обладающие сколько-нибудь значимыми экономическими ресурсами, в условиях рынка часто обречены на пребывание в порочном круге бедности , зачастую носящем наследственный характер (Пример: родители-алкоголики не способны дать ребенку хорошее образование, не получив его, повзрослевший молодой человек не может претендовать на высокооплачиваемое рабочее место и не обладает навыками и капиталом, необходимыми для открытия собственного бизнеса. В таких условиях велика вероятность, что он сам станет социально неблагополучным индивидом и передаст свою социальную неблагополучность потомкам).

Формирование рыночных отношений в России и других постсоциалисти­ческих странах повысило практическую значимость теории рыночной эко­номики.

Понятия «рынок» и «рыночная экономика»- взаимосвязаны, но не тожде­ственны.

Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика- ре­зультат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

В обществе, основанном на разделении труда, практически никто не мо­жет удовлетворить свои экономические потребности самостоятельно, произ­водя все необходимые для существования предметы потребления. Следова­тельно, рынок возникает тогда, когда товаропроизводители в результате разделения труда вынуждены вступать в постоянно возобновляемые взаимо­отношения друг с другом.

Понятие «рынок» является одновременно простым и сложным. Считая эту категорию простой и всем понятной, некоторые авторы избегают давать ее определение. Во многих источниках приводятся самые различные опре­деления рынка. Существуют узкое и широкое определения понятия «рынок». В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок опреде­ляется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга.

В широком смысле рынок - это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятель­ности в целях извлечения прибыли. И то, и другое определения по-своему правильно отражают существо проблемы. Узкое определение отражает суть собственно рынка в его первоначальном значении. Широкое определение рынка является определением рыночной экономики как результата его даль­нейшего развития.

Рынок - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он нс создает товаров и товарного изобилия. Это лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйст-

вующих субъектов. Рынок осуществляет реализацию социально-экономи­ческих взаимосвязей, экономически обособленных разделением труда хо­зяйствующих субъектов. Он формируется и может функционировать в опре­деленной рыночной среде. Создание товаров и услуг обеспечивается рыноч­ной экономикой, работающей по законам товарно-денежных отношений.

Для понимания сути рыночной экономики и причин ее формирования недостаточно иметь в виду только общественное разделение труда. Прежде всего необходимо учитывать, что рыночная экономика возникает и интен­сивно развивается вместе с возникновением и развитием капиталистической системы хозяйства. Главная же особенность капиталистической системы - образование частной формы собственности на средства производства и двух основных системообразующих хозяйствующих субъектов- собственника средств производства и наемного работника, лишенного этой собственности

Такая исторически новая ситуация в развитии общества, во-первых, при­вела к повышению степени разделения труда в обществе, выделив труд соб­ственника средств производства, предпринимателя и труд наемного, эконо­мически зависимого работника; во-вторых, создала особый товар «рабочая сила» и особый рынок этого товара; в-третьих, расширила сферу обмена по­требительских товаров и активизировала их производство. И наконец, самое главное: частная собственность и наемный труд создали субъектов с сильной мотивацией на эффективность и рациональность в трудовой деятельности Частный собственник, предприниматель заинтересован в максимальном по­лучении прибыли от своей собственности. Он может достигнуть этой цели, увеличивая объемы производства товаров, необходимых потребителю, ис­пользуя новейшие достижения в технике и организации труда, снижая из­держки производства и цены.

Реализация цели с помощью таких средств согласуется с интересами все­го общества. Наемный работник также приобретает сильные мотивы для эффективной работы: он экономически зависим и заинтересован в сохране­нии рабочего места и повышении заработной платы как единственного ис­точника существования. Трудовая дисциплина и рост доходов наемных ра­ботников (подавляющего большинства занятого населения любой страны) также отвечают интересам всего общества.

Таким образом, капиталистическая система хозяйства способствовала развитию рыночной экономики как наиболее рациональной формы обмена результатами труда и эффективной реализации взаимосвязи «производст­во-потребление».

Субъекты рыночных отношений, а не товары и деньги, создают рынок и рыночную экономику.

В развитой рыночной экономике, где доминирует частная (в ее различ­ных проявлениях) собственность на факторы производства, основными субъектами рыночных отношений выступают сфера бизнеса и сфера домаш­него хозяйства. Кроме них участниками рыночных отношений в большей или меньшей мере являются государство (в форме государственного пред- 119

принимательства и правительственных органов) и различного рода зарубеж­ные субъекты, поскольку рыночная экономика является открытой.

Роль и функциональная нагрузка основных субъектов рыночных отноше­ний отличаются своей спецификой. Термин «бизнес» имеет в целом многоас­пектное содержание. В рассматриваемом смысле под бизнесом понимается лю­бая организационная форма капитала, производящая товары и услуги в целях извлечения прибыли. Иначе говоря, это совокупность различного рода фирм (от гигантских акционерных компаний до индивидуальных предприятий), за­нятых в самых различных отраслях национальной экономики - в промышлен­ности, транспорте, строительстве, торговле и т.д. Поставляя на рынок произве­денные товары и оказывая услуги, субъекты бизнеса формируют и обеспечивают рыночное предложение. Но в то же время для осуществления процесса производства сфера бизнеса закупает необходимые для этого факторы производства, выступая таким образом одновременно и на стороне спроса.

Такая же двоякая роль присуща и другим субъектам рыночных отноше­ний. Так, домохозяйства , являясь собственниками таких факторов произ­водства, как земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, вы­ступают поставщиками этих факторов (ресурсов) для бизнеса, т.е. также обеспечивают рыночное предложение. Но, с другой стороны, домашние хо­зяйства (и это для нынешней российской реальности пока более понятно) - это совокупность потребителей, охватывающая все слои общества. Поэтому домохозяйства формируют и представляют спрос на рынке.

Рассматривая субъекты рыночных отношений, необходимо сказать о го­сударстве. Чаще всего в качестве субъекта рыночных отношений отмечают лишь правительственные учреждения, не выделяя государственного пред­принимательства. Подобный подход обоснован только в том случае, если функционирование государственных предприятий отнесено к сфере бизнеса. Пренебрегать же государственным предпринимательством неправомерно. Как свидетельствует мировая статистика, оно занимает достаточно прочные позиции в отраслях, имеющих важное значение для национальной экономи­ки, в том числе и требующих огромных капиталовложений, что не всегда под силу и не всегда выгодно частному предпринимательству.

В целом и в условиях приватизации сохраняет свою актуальность утвер­ждение многих западных специалистов, что в обозримом будущем государ­ственное предпринимательство останется ощутимым фактором рыночной экономики, а значит, и важнейшим ее субъектом. Однако следует учитывать
одну особенность: государственный бизнес выступает в странах с развитым рыночным хозяйством, как правило, не в форме ведомственных предпри­ятий, а в форме публичных корпораций или смешанных акционерных об­ществ. Кроме того, надо выделить еще один аспект участия государства в рыночных отношениях. Он обусловлен тем, что государство, выступая на рынке как покупатель, приобретает определенную часть созданной в обще­стве продукции. Это - военная продукция и продукция, которая направля­ется на пополнение и образование государственных резервов (страхового, экспортного и иного назначения).

Иная роль у такого субъекта рыночных отношений, как правительственные учреждения, обладающие властными полномочиями. Их основная функцио­нальная роль в системе рыночных отношений заключается в том, чтобы созда­вать наилучшую среду, регулировать «правила игры» всех субъектов хозяйст­венной жизни общества. Это реализуется с помощью налоговой системы, норм амортизационных отчислений, санитарных нормативов, технологиче­ских стандартов, защиты здоровья и окружающей среды. Любой производи­тель должен соблюдать множество нормативов, которые устанавливаются и жестко контролируются государством. В данном смысле современный ры­нок - это регулируемый рынок, функционирование которого невозможно без отработанного и совершенствующегося государственно-правового механизма.

Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют друг с другом, формируя поток доходов и расходов, который находится в постоян­ном движении и отражает результаты общественного производства, в том числе общий объем производства, общий доход, занятость.

Каждый участник рыночных отношений, во-первых, самостоятельно при­нимает решения (в рамках своих правомочий) и, во-вторых, руководствуется своими собственными интересами, целями. Это, однако, не влечет за собой анархии и хаоса. Рыночный механизм, «невидимая рука» рынка управляет действиями миллионов людей в общем русле экономических решений и пра­вовых основ государства так, что, преследуя свои собственные интересы, каж­дый отдельный человек «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда он сознательно стремится делать это» 1 .

Рыночные отношения: сущность, структура, функции

Продавцом на рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем, он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но так или иначе, продавец представляет производство и его главного субъекта - предприятие.

Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Покупатель на рынке стоит на стороне потребления. В связи с чем, рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.

Рынок - это целая система сложных экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров.

Рыночные отношения – экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления по поводу обмена, распределения и перераспределения товаров и услуг.

Условия становления рыночных отношений:

    Организационно-экономические:

    многообразие форм собственности;

    создание рыночной инфраструктуры (инфраструктура – подструктура) - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. Инфраструктура рынка – оптовые торговые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговая система и другие организации, обеспечивающие, сопровождающие рыночные процессы;

    развитие конкуренции производителей;

    создание механизма свободного ценообразования.

    Правовые:

    правовое регулирование рынка (цели такого регулирования: борьба с коррупцией, борьба с невыполнением контрагентами своих обязательств);

    законодательное закрепление экономических свобод хозяйственных субъектов;

    обеспечение нормативно-законодательного регулирования рыночных связей;

    Социальные:

    обеспечение социальных гарантий гражданам;

    предоставление всем равных возможностей в зарабатывании средств;

    поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых;

    социальная поддержка безработных.

Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает рыночную систему саморегулируемой и быстроразвивающейся. Рынок регулирует себя через систему свободного ценообразования. Цена несет необходимую информацию всем агентам рынка: производителям и покупателям. Благодаря свободному ценообразованию происходит эффективное распределение ресурсов между рынками, увеличение и сокращение объема производства, наиболее полно удовлетворяются существующие потребности. Действие рыночного механизма проиллюстрировано на рисунке 5.

Свобода ценообразования возможна лишь в конкурентной среде, которая предполагает наличие множества продавцов и покупателей, отсутствие дифференциации товаров, полную информированность субъектов рынка. Конкуренция является мощным стимулом к постоянному совершенствованию производства, к сохранению и совершенствованию факторов производства. Законы конкуренции очень жесткие, они приводят к разорению и потере источников доходов всех слабых субъектов рынка, но зато вознаграждают всех конкурентоспособных. Конкуренция является причиной высокой динамичности рыночной системы, но одновременно порождает социальные проблемы, вследствие поляризации доходов в обществе.

Рис. 5. Рыночный механизм ценообразования

Рыночная система, как сложноорганизованная, выполняет много разнообразных функций.

Функции рынка:

    Функция саморегулирования товарного производства. При росте спроса объемы производства расширяются, при снижении – уменьшаются. Регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг. Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро и макроуровне за счет расширения или сокращения спроса и предложения.

    Стимулирующая функция. Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений.

    Функция учета затрат на производство продукции. На рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными. При сопоставлении учитывается также и качество товаров.

    Функция демократизации хозяйственной жизни. С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и разорение неэффективных. За счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура рынка определяется:

    формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

    структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

    особенностями сферы товарного обращения;

    уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

    видами торговли, используемыми в стране.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям (таб. 1):

Таблица 1. Виды рынков

Критерий (признак)

Виды рынков

Экономическое назначение рынка (товарная группа)

    рынок потребительских товаров и услуг;

    факторов производства;

    капитала (средств производства): НТР, патентов, ноу-хау;

  • земли (недвижимости)

    ссудного капитала;

    ценных бумаг.

Пространственный признак

    локальные;

    внутрирегиональные;

    межрегиональные;

    республиканские;

    международные.

Степень ограничения конкуренции

    монопольные;

    олигопольные;

    свободные;

Характер продаж

    оптовой торговли;

    розничной торговли;

Соблюдение законности

    легальные, организованные

    нелегальные, «теневые» - неорганизованные

Взаимодействие между покупателями и продавцами на рынке осуществляется через взаимодействие спроса и предложения, речь о которых пойдет в следующих параграфах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Под принципами принято понимать основные положения теории, мировоззрения, деятельности и т. п. Принципы права, в частности, указывают на цели правового регулирования, дают ему общее направление, предопределяют основные тенденции регулирования тех или иных общественных отношений. Поэтому принципы права считаются элементом действия правовой системы любого общества. 1 Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве, независимо от того, сформулированы они в научном понятии или нет. Причем содержание существующих принципов раскрывается через совокупность соответствующих законодательных установлений. Общая теория права выделяет общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы.Некоторые ученые выделяют межинститутские и подотраслевые принципы, принципы функционирования тех или иных комплексов правовых норм -- принципы права охраны окружающей среды, принципы законодательного регулирования отношений в сфере научно-технического прогресса.

Основные принципы регулирование рыночных отношений

1. Приоритет и неприкосновенность частной собственности. В период господства социалистической идеологии ведущей формой собственности являлась государственная собственность, и данное положение было закреплено в Конституции СССР 1977 г. Новая Конституция РФ 1993 г. закрепляет наличие различных форм собственности, в равной мере защищаемых государством. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции -- это частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Под частной собственностью в ст. 8 понимается собственность граждан, их объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями. По ст. 35 право частной собственности означает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Ни Конституция РФ 1993 г., ни Гражданский кодекс РФ 1994 г. не предусматривают коллективной формы собственности. Причем ГК исходит из того, что понятие «форма собственности» -- экономическая, а не юридическая категория. Право частной собственности с чисто юридических позиций является общим, собирательным понятием для права собственности частных (негосударственных, непубличных) владельцев имущества, преследующих при его использовании свой частный, а не государственный или муниципальный (публичный) интерес. 13

Подобным образом определяется право частной собственности и в законодательстве других стран. Так, например, § 903 Гражданского уложения Германии понимает под правом частной собственности право господства собственника, который по своему усмотрению может этой своей собственностью распоряжаться и не допускать воздействия на нее со стороны любого другого лица.

Следует отметить, что рыночное хозяйство в странах Запада принципиально основывается не на различных формах собственности, а на частной собственности. Наличие частной собственности признается необходимым условием активизации механизмов экономической саморегуляции, рынка, конкуренции. Исторический опыт этих стран убедительно подтверждает эффективность и неизбежность использования института частной собственности, а доверие к историческому опыту других народов является необходимым условием стоящих перед российским обществом задач: приобщения к достижениям мировой цивилизации и демифилогизации собственной истории. 14

Следует согласиться с С.С. Алексеевым, что до тех пор, пока гражданское законодательство, законы о собственности, все иные аналогичные законы не будут признаны и конституциированы в общественном и юридическом бытии в качестве частного права, в России не будет развиваться частная собственность, предпринимательство, частная инициатива. 15 Как известно, при социализме исходили из ленинского указания: «Мы ничего „частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Такой подход в значительной мере явился причиной экономического отставания от других стран, низкой эффективности экономики СССР.

Частное право охватывает отношения, участники которых не обладают никакой властью, но их договоры, акты имеют полновесное юридическое значение, защищаются судом, признаются и проводятся государством как его же собственные веления. Это уникальное своеобразие частного права как раз и позволяет ему быть условием и гарантом гражданского общества, обеспечивать свободу автономной личности, независимости и самостоятельности частных лиц, а следовательно, быть условием и гарантом рыночной экономики, демократии, свободного общества. 16 Частная собственность, предпринимательство, экономическая свобода невозможны без частного права, 17 последнее выступает как рыночное право, охватывающее возведенные в систему отношения свободной личности и товарно-денежные отношения. 18

Особо следует отметить ст. 36 Конституции РФ, которая закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. В том виде, как оно было признано ранее (Законы РФ «О земельной реформе» и «О собственности»), право частной собственности на землю сопровождалось различными ограничениями. Новая Конституция отказалась от них и не говорит о каких-либо предварительных условиях приобретения гражданами и их объединениями права частной собственности на землю, не содержит каких-либо запретов по реализации этого права при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Вместе с тем проблема частной собственности на землю не решена. В связи с принятием в первом чтении Государственной Думой Земельного кодекса РФ сложилась поистине драматическая ситуация: аграрное лобби всячески противодействует реализации права граждан и юридических лиц владеть, пользоваться и распоряжаться землей. Не случайно Председатель Правительства РФ В. С. Черномырдин предложил провести всенародный референдум о праве частной собственности на землю, и в печати активно обсуждается структура вопросов на этом референдуме. 19

Статья 9 Конституции утверждает -- частной собственности на землю быть. Среди ученых-юристов идет острая дискуссия по этому вопросу, но она связана с другими проблемами. Представители науки земельного права настаивают на широкомасштабном вмешательстве государства в процесс использования земель. 20 По их мнению, всё связанные с землей отношения должны быть прежде всего предметом земельного законодательства. 21 Цивилисты считают, что Земельный кодекс должен определять пределы включения земли в экономический оборот, а ГК должен регулировать отношения, возникающие в этих пределах, и земля в этом случае попадает в сферу действия гражданского права. 22 Более предпочтительной является позиция представителей гражданского права: действительно, до тех пор, пока землей будет распоряжаться государство, ни о каких рыночных отношениях в сфере сельского хозяйства говорить нельзя.

Очень важное значение имеют юридические гарантии права частной собственности, установленные в ст. 35 Конституции. Прежде всего собственнику гарантируется, что он не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Данное возмещение выражается в форме выплаты лицу, лишаемому права собственности, компенсации, соответствующей рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения и возмещения ему полных убытков.

Существенные изменения произошли в последнее время в уголовно-правовой охране частной собственности. Регламентация уголовной ответственности за преступления против собственности в УК РФ 1960г. не соответствовала Конституции РФ 1993 г. Как известно, УК РФ 1960 г. рассматривал социалистическую собственность как элемент экономической основы Советского государства и обеспечивал ее первоочередную и усиленную охрану. В условиях становления рыночных отношений параллельное существование норм уголовного права, устанавливающих неравную ответственность за одни и те же действия против социалистической и несоциалистической собственности, превратилось в правовой анахронизм. 23 Поэтому Федеральным законом от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» глава вторая была исключена из УК, а глава пятая Особенной части стала носить наименование «Преступления против собственности». С этого момента в России всем формам собственности обеспечивается действительно равная уголовно-правовая защита (этого же принципа придерживается и новый Уголовный кодекс, принятый Государственной Думой).

2. Правовое равенство всех субъектов рыночных отношений. В целях развития конкуренции, а в конечном счете -- всех рыночных отношений важно достичь равенства субъектов рыночных отношений в правовом смысле слова. Равенство, как известно, состоит в том, что фактически неравные люди, обмениваясь материальными и духовными ценностями на эквивалентных началах, вынуждены признавать друг друга равными себе. Равенство участников правового общения, таким образом, не навязывается извне, а является естественным, закономерным результатом развития тех общественных отношений, которые основаны на эквивалентном обмене ценностей. Именно требование эквивалентности с неизбежностью формирует равный масштаб, ставит участников общественного отношения в равное положение. В этом смысле никогда не может стать правовым и, следовательно, справедливым такое неравенство, которое основано на нетипичных, неестественных, незакономерных для эквивалентного обмена связях, например в случаях принудительного распределения материальных и духовных ценностей. 24

Именно равенство сторон является в соответствии со ст. 1 ГК РФ основным началом гражданского законодательства, признающимся правовым фундаментом рыночных отношений, 25 основным принципом правового регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (ст. 2 ГК РФ). Попытки же и в современных условиях регулировать рыночные отношения в рамках хозяйственно-правовой концепции, 20 утверждать, что хозяйственное право, которое ранее было правом плановой экономики, становится теперь правом предпринимательской деятельности, что предпринимательское право есть хозяйственное право рыночной экономики, -- несостоятельны. 26 Существует идея создания наряду с ГК Предпринимательского, или Торгового, кодекса. 27 Однако одни ученые считают, что торговое, предпринимательское, коммерческое право -- это современное хозяйственное право, 28 а другие, -- что составная часть гражданского, частного права. 29

Идея хозяйственного права имела право на существование лишь при командно-административной системе управления (хотя и тогда она вызывала у многих ученых-юристов возражения). Попытка разделить единые по содержанию рыночные отношения на два самостоятельных вида, которые должны регулироваться двумя различными кодексами -- Гражданским и Предпринимательским (Торговым), может привести к крайне нежелательным последствиям. Принятый ГК позволяет сформулировать для всех участников одинаковые правила поведения в условиях рынка, стабилизировать экономическую ситуацию, активнее привлекать иностранный капитал. Именно в условиях рыночной экономики, основанной на многообразии форм собственности и предпринимательской деятельности, деление имущественных отношений по субъективному признаку (раньше многие считали, что гражданское законодательство регулирует отношения с участием граждан, а хозяйственное -- с участием организаций) становится неактуальным. Не случайно, что такого признака не знает ни один из классических торговых или гражданских кодексов, начиная от Юстиниана и кончая современным законодательством стран Запада. 30 Выделение коммерческого, торгового законодательства возможно, ибо не все отношения в сфере рынка могут регулироваться нормами гражданского права (например, антимонопольное, биржевое, инвестиционное законодательство), но только благодаря последовательной реализации положений, норм нового ГК рыночные отношения станут необратимыми.

Возвращаясь к равенству сторон как принципу правового регулирования рыночных отношений, следует подчеркнуть, что современное законодательство устанавливает равенство сторон не только между товаропроизводителями, вступающими между собой в договорные отношения, но и между государством и физическими, юридическими лицами. В соответствии со ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данной конституционной норме соответствует ст. 16 ГК. Но она по своему содержанию несколько шире, чем ст. 53 Конституции: в качестве потерпевших, которые имеют право на возмещение вреда, ГК называет как граждан, так и юридических лиц, в качестве причинителей вреда -- не только органы государственной власти и их должностных лиц, но и любые государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц. Отдельные авторы предлагают в связи с этим разработать специальный закон об ответственности государственных органов и должностных лиц перед населением, перед гражданином, 31 выделяют принцип взаимной ответственности государства и личности, 32 отношения государства и предпринимателей признаются отношениями равных партнеров. 33

3. Отражение, учет в законодательстве предпринимательского, коммерческого риска. Риск, являясь и объективной, и субъективной категорией, включает в себя три главных момента: вероятность получения желаемого результата (удачи), вероятность наступления нежелательных последствий (неудачи) в ходе выбора альтернативы и ее реализации, вероятность отклонения от выбранной цели. При этом возможны отклонения как отрицательного, так и положительного свойства. 34 Правовое регулирование рыночных отношений должно учитывать коммерческий риск, под которым понимаются возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущениями с его стороны. 35 В законодательстве понятие коммерческого риска отсутствует. Экономическая наука (преимущественно западная) достаточно активно занимается проблемой риска в коммерческой, предпринимательской деятельности: рассматриваются причины и факторы риска, выделяются уровни риска (небольшой, средний, высокий) и т. д. 36 Проблема риска, на наш взгляд, должна учитываться различным законодательством -- гражданским, банковским, биржевым и даже уголовным. На сегодняшний день эта проблема практически не решается. Так, в соответствии со ст. 401 ГК основанием освобождения лица, не исполнившего или исполнившего ненадлежащим образом обязательства, может служить лишь невозможность его исполнения вследствие непреодолимой силы (форс-мажор). Статья 18 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» перечисляет все возможные основания для отзыва Центральным Банком России лицензии у коммерческих банков, которые, по сути, сводятся к одному -- неспособности банка своевременно и полно рассчитаться по своим долгам. Нигде -- ни в ст. 18, ни в других -- не указывается на возможность учета коммерческого риска в банковской деятельности. Не учитывает риска и Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Лишь уголовное законодательство учитывает в определенной степени хозяйственный риск. Причем оправданный профессиональный и хозяйственный риск -- новый институт в уголовном законодательстве. Действовавший до последнего времени УК РСФСР не отражал проблему риска. Только Основы уголовного законодательства СССР и республик 1991 г. признавали преступлением действия, хотя и подпадающие под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но представляющие собой оправданный профессиональный или хозяйственный риск для достижения общественно полезной цели (ст. 27). Риск признавался оправданным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и если лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам. По новому законодательству риск не признается оправданным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экономической катастрофы, угрозой здоровью или жизни людей. 37

При риске лицо действует во имя достижения положительного результата. Оно прибегает к рискованным действиям, когда поставленная цель не могла быть достигнута иным путем. В этой связи сам по себе риск и его отрицательные последствия как возможные издержки оправданны. Они целесообразны, так как без него не всегда можно эффективно осуществлять хозяйственную, коммерческую деятельность. Вопрос только в мере риска, какой считать оправданным, а какой -- нет. Представляется, что такую меру ни один закон заранее определить не может, ее должен определять только суд. Со своей стороны законодатель обязан установить в правовых нормах следующее положение -- риск обязательно должен учитываться при определении степени юридической ответственности, в отдельных случаях, устанавливаемых судом, ответственность либо снимается полностью, либо значительно снижается. При этом надо учитывать два обстоятельства: 1) неудача, коммерческое фиаско наступили лишь по вине самого лица, недостаточной продуманности своих действий; 2) неудача наступила по вине третьих лиц, как-то: ненадежность банков, неустойчивость рубля, обман, мошенничество контрагентов и т. д.

2. Правовое обеспечение экономической безопасности участников рыночных отношений

Среди важнейших закономерностей развития российского общества сегодня признается формирование и развитие рыночных отношений. К сожалению, как правильно подчеркивает Р. О. Халфина, в России не соблюдается одно из основных условий становления и функционирования рынка -- его адекватное правовое обеспечение, 6 которое должно базироваться на определенных положениях, принципах, подходах к правовому регулированию рыночных отношений, что невозможно в рамках отраслевых юридических дисциплин, так как каждая из них связывает рынок с совершенствованием правовых норм только своей отрасли. И лишь теория права способна сформулировать ряд теоретических положений, подходов к правовому регулированию рыночных отношений, которые могут быть использованы при совершенствовании и разработке правовых норм в рамках конкретных правовых отраслей. Важнейшее место среди теоретических положений должны занять принципы правового регулирования рынка, поскольку их выделение позволит выявить сущность, содержание, цели, направления и перспективы нормативного регулирования данного рода общественных отношений. Необходимость выделения принципов правового регулирования рыночных отношений вытекает из особенностей, специфики их содержания. Рыночные отношения -- это один из видов общественных отношений; понятия «общественные отношения» и «рыночные отношения» -- не тождественны.

Из экономической литературы известны следующие характерные черты свободного рынка: неограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из пего; мобильность трудовых, материальных, финансовых и прочих ресурсов; полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах и норме прибыли и т. п.; ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. 7 Закон конкуренции -- высший принцип бизнеса, и именно он обеспечивает и создает механизм изобилия, 8 а конкуренция -- основа рыночного механизма. 9 Наряду с конкуренцией к экономическим признакам рынка относят обычно свободное предпринимательство и возмездность. По своей структуре рыночные отношения можно понимать в узком и широком смысле слова: в узком -- это имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон; в широком -- это налоговые, финансовые и трудовые отношения (например, по социальной защите безработных), отношения, возникающие из приватизации, и т. д. 11 В связи с экономическими признаками рынка право должно сформулировать такие принципы правового регулирования рыночных отношений, которые соответствовали бы этим признакам, содержанию этих отношений. Ввиду важности и особенностей рыночных отношений считаем неверной точку зрения, согласно которой нет смысла выделять в качестве самостоятельных принципы правового регулирования рынка, а стоит лишь говорить о практике применения общеправовых принципов в сфере рынка. 12 Однако поскольку в этой сфере общественных отношений действуют нормы различных отраслей и институтов права, формулируемые в настоящей статье принципы не отменяют действия общеправовых принципов, принципов тех или иных отраслей и институтов права (например, принципов гражданского, трудового, договорного и обязательственного права и т. п.). Принципами правового регулирования рыночных отношений являются следующие: приоритет частной собственности, правовое равенство всех субъектов рыночных отношений, отражение, учет в законодательстве предпринимательского, коммерческого риска, антимонопольное регулирование, свобода труда и предпринимательской деятельности, эффективная социальная защита населения, правовое обеспечение экономической безопасности участников рыночных отношений. Итак, проанализируем каждый из вышеуказанных принципов.

3. Антимонопольное регулирование

Метод антимонопольного регулирования общественных отношений в условиях рынка становится одним из решающих. Различают, как известно, четыре вида монополии: естественная, организационная, технологическая и экономическая. В социалистических странах, в отличие от капиталистических, где монополия возникает в результате действия стихийных сил рынка, монополии формировались искусственно, как итог выполнения решений тех или иных органов управления. Причем конкуренция в СССР существовала только между монополиями -- министерствами за объем выделяемых им фондов, особенно импортных, за их роль и влияние в высших эшелонах власти, за их значимость в общегосударственном масштабе. Таким образом, в России сформировалась как альтернативная рынку полицентрическая система монополистических центров, пронизывающих всю совокупность экономических структур. Эта система представляла опору и родовое качество административно-командной системы. рыночный экономический безопасность предпринимательский

Переход российского общества к рыночным отношениям потребовал создания антимонопольного законодательства. В 1991 г. был принят впервые в истории России антимонопольный законодательный акт -- Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Цель этого Закона -- правовыми средствами помочь развитию конкуренции. Наряду с ограничением монополистической деятельности предпринимателей -- хозяйствующих субъектов Закон предусматривает меры к пресечению государственного монополизма -- монополистических действий органов государственной власти и управления. Устанавливается как административная, так и уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. В настоящее время проблема демонополизации российской экономики не решена, и задачей законодательства является прежде всего усиление, ужесточение антимонопольных мер, причем, как правильно отмечает В. Еременко, приватизация не должна привести к замене прежней государственной монополии на новую -- частную или коллективную. 40

4. Свобода труда и предпринимательской деятельности

Свобода труда и предпринимательской деятельности является конституционным принципом, она закреплена в ст. 34, 35 и 37 Конституции РФ. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор -- работать или не работать. Запрещается принудительный труд. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с нормами международного права не считается принудительным трудом: а) работа или служба, выполняемая на основании вступившего в законную силу приговора суда; б) военная служба; в) работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (например, стихийных бедствий).

Конституцией не предусмотрена юридическая обязанность для граждан трудиться. Выбор гражданина в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, поскольку для большинства трудоспособных граждан трудовая деятельность остается основным источников средств существования.

Давно прошло время, когда практически единственным способом реализации права на труд в нашей стране был труд в государственных учреждениях, организациях или государственных предприятиях. Сейчас реализация права на труд возможна в самых разнообразных формах: гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, может быть участником хозяйственного товарищества или общества, членом производственного кооператива, наемным работником и др. 41

Говоря о свободе предпринимательской деятельности, хотелось бы подчеркнуть, что в ее основе лежит свобода договоров. Статьи 1 и 42 ГК РФ усматривают свободу договоров прежде всего в предоставлении гражданам и юридическим лицам возможности самостоятельно решать вопрос о заключении договора, выбирать любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, включать в договор по соглашению между собой любое не противоречащее закону условие и т. п. 42 Совершенствование трудовых отношений также связывается с развитием договорных методов и их регулирования. 43

5. Эффективная социальная защита населения

В связи с развитием рыночных отношений появилась потребность гарантировать некоторые социальные права граждан. Например, Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» впервые дает понятие «безработные», определяет их правовой статус. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 45 до 75% среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда. 44

Социальная политика Российского государства включает и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д. Однако обязанность государства оказывать социальную помощь населению не означает замену государственным попечительством экономической свободы и активности, хозяйской и предпринимательской инициативы членов общества. Надо помогать малоимущим, безработным и одновременно создавать все правовые возможности, чтобы граждане собственными усилиями достигали высокого материального уровня жизни.

6. Правовое обеспечение экономической безопасности участников рыночных отношений

Термин «экономическая безопасность» появился в экономической литературе совсем недавно. В качестве составных частей общей угрозы экономической безопасности называются обычно следующие факторы: отсутствие рыночного законодательства, слабая защита права частной собственности, неплатежи, невыполнение контрактов, договоров и обязательств, неразвитость судебной системы, контроль криминальных структур за развитием рынка и др. 45

По сути, к условиям экономической безопасности относят все правовые и социальные условия развития рыночных отношений. Однако такой широкий подход не отражает существа самого понятия термина «безопасность». Правовое обеспечение экономической безопасности нельзя путать с правовым стимулированием развития рыночных отношений, 46 но оно неизбежно связано с совершенствованием гражданского, трудового, административного, налогового и т. д. законодательства 47 и обеспечением возможности осуществлять правомерную, эффективную предпринимательскую деятельность. В этой связи важное значение приобретает как совершенствование уголовного законодательства, так и практика его применения. Необходимо активно бороться, с одной стороны, с экономическими преступлениями, совершаемыми самими коммерческими структурами, 48 а с другой -- с бандитизмом и мошенничеством, от которых больше всего страдают эти структуры.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность, функции государственного бюджета и факторы, влияющие на его содержание. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь и особенности ее функционирования в переходном периоде. Методы экономического регулирования рыночных отношений.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Рынок: сущность, функции. Понятие рыночной системы. Функции рынка. Частная собственность как основа рынка. Механизм рыночных отношений. Виды рынков. Типы рыночных отношений. Инфраструктура рынка.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2007

    Принципы, инструменты, методика и экономическая сущность планирования в деятельности предприятия. Становление рыночных отношений. Развитие предпринимательской деятельности. Повышение производительности труда, использование промышленных мощностей.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Состояние регулирования российской экономики на федеральном и региональном уровнях. Изучение сущности и структуры регулирующей функции государства. Натурализация хозяйственной деятельности. Развитие существующих рыночных отношений в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Теоретико-методологические основы рыночных отношений. Механизм саморегулирования рынка. Влияние монополистических тенденций на рыночные отношения. Особенности, этапы приватизации в Казахстане и степень монополизации рынка на примере АО "Казахтелеком".

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

    Рычаги управления экономикой страны, регионов и предприятий в рыночных условиях. Стихийность ценообразования как следствие безграничной демократизации и либерализации в хозяйственной деятельности. Обеспечение экономической безопасности предприятий.

    диссертация , добавлен 30.11.2008

    Изучение понятия, видов ренты. Цена земли. Источники образования ренты. Экономический механизм регулирования земельных отношений. Присвоение ренты в условиях рыночных отношений. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в РФ.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2016

    Понятия, принципы и функции рынка и рыночных отношений, условия их возникновения и субъекты. Преображение рынка в связи с переходной экономикой, современные виды рынка (1992-2012 гг.). Особенности формирования рыночных отношений в экономике России.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2015

    Фирма - ее структура, цели и задачи. Организационные формы предпринимательства. Фирма, как субъект рыночных отношений. Сходства и различия предпринимательской деятельности ближнего, дальнего зарубежья и Казахстана.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2006

    Рыночные отношения как основная форма существования мировой экономики. Объективные законы развития рыночной экономики. Хозяйственные возможности и условия Республики Узбекистан. Пять основных принципов реформирования экономики страны, стратегия реформ.