Штраф за не вовремя сданную отчетность. Штрафные санкции за несдачу декларации ип

Несмотря на то, что каждый бухгалтер максимально пытается избежать нарушения в сфере бухгалтерского и налогового законодательства, никто не застрахован от ошибок, в том числе и в разрезе несвоевременной подачи отчетности. И далее о том, какие штрафы могут быть применены к субъектам хозяйственной деятельности со стороны контролирующих органов и как их корректно отражать в учете.

Налоговые штрафы

Для начала определим, что от того, какая отчетность была несвоевременно подана в компетентные органы, зависит характер такого нарушения. Налоговые штрафы – это разновидность налоговых санкций, которые применяются в соответствии со ст. 114 Налогового Кодекса РФ к налогоплательщикам за допущенные в этой сфере правонарушения. Такого рода штрафы уплачиваются предприятием исключительно на основании решения ИФНС, а сами затраты на оплату такого нарушения в бухгалтерском учете относятся на расходы отчетного периода.

Размер штрафов представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Расчет размера штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности

Ситуация Что говорит НК
Налог по декларации уплачен в установленный срок, а сама декларация подана с нарушением сроков Размер штрафа составляет в этом случаи за любой вид налога 1000 рублей. Это минимальный размер. Уплачивается за каждый месяц
Налог уплачен частично или не в полном объеме, декларация подана не в срок Размер штрафных санкций рассчитывается на основании разницы между той суммой, которая была уплачена, и которую необходимо было уплатить. Процент уплачивается за каждый полный или не полный месяц просрочки. Процент составляет 5%.

Но штраф не может превышать 30% от общей суммы налога.

Главное понимать, что размер штрафа, несмотря на то, что относиться на расходы, не уменьшает размер налогооблагаемой базы. Сама корреспонденция счетов проходит с использованием счетов 99, 68 и 69.

Пример цикла проводок, которые предприятие должно осуществить в результате уплаты штрафа за несвоевременную подачу декларации по налогу на прибыль:

  1. Начисление штрафа по НДС: Д-т 99, К-т 68;
  2. Начисленный штраф уплачен: Д-т 68, К-т 51;

Важно: сумма пени, которая начислена по налогам, не может быть отнесена к налоговым санкциям в соответствии с Налоговым Кодексом, поэтому для отражения проводок по пени используют не 99, а 91 счет.

Форма 6-НДФЛ

Юридическое и физическое лицо могут оштрафовать за несвоевременную подачу отчета по форме 6-НДФЛ, где отражены все начисления работника в разрезе подоходного налога. И минимальная сумма штрафа в соответствие с Налоговым Кодексом составляет 1000 рублей за каждый месяц. И даже если отчетность, например, просрочена на 5 месяцев и 2 дня, то уплатить штраф придётся за 6 месяцев.

Но такой штраф взимают помесячно в случае неподачи отчетности. Возникает следующий вопрос: а если отчетность подана, но не верно, и ее необходимо уточнить? В таком случае сумма штрафа составит не 1000, а 500 рублей за каждый месяц неправильно поданной формы.

Несвоевременная подача отчетности в ПФР

У многих бухгалтеров возникает насущный вопрос: а что будет, если несвоевременно подать отчетность не в налоговые органы, а в Пенсионный фонд, в который необходимо сдавать отчетность по начисленным взносам и удержаниям? И здесь есть главная особенность: с начала 2017 года вся отчетность, в том числе и по социальным взносам сдается исключительно в ФНС . Таким образом, юридические лица не должны подавать такие документы в орган ПФ уже начиная с 1 квартала 2017 года.

Относительно сроков сдачи, то если до 2017 года были установлены разные сроки подачи отчетности по социальным взносам в зависимости от формы подачи (бумажный или электронный вариант ), то сейчас нет принципиальной разницы как субъект будет сдавать необходимые документы. Новая методика расчета и сдачи обязывает налогоплательщиков сдавать любой вид отчетности до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единые сроки подачи отчетности по страховым взносам представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Сроки подачи отчетности по страховым взносам по 2017 году

Фискальная же служба имеет полномочия взыскать штраф за несвоевременную подачу таких документов. Размер штрафа составит 5 % от суммы взносов, которые должны быть уплачены по данной отчетности. Штраф в размере 5% начисляется за каждый месяц просрочки, в том числе и неполный месяц.

Следует также обратить внимание: в 2017 году сумма штрафа за несвоевременную сдачу отчетности в 2017 году не может превышать 30% от суммы, которую предприятие должно уплатить в бюджет. Но также сумма санкций не может быть меньше 1000 рублей.

Вопрос: что делать, когда в бюджет средства были уплачены, а декларация была не подана. В таком случае штраф начисляется на размер долга, то есть разницы между тем, что необходимо было уплатить, и тем, что уплачено. Если такая разница составляет 0, то тогда предприятие должно уплатить установленный минимум – 1000 рублей.

Пример: Предприятие подало через интернет отчетность по страховым взносам за 2 кв. 2017 года 25.08. 2017. В соответствие с поданной декларации размер социальных взносов за три месяца составил 500 тыс. рублей. Какая сумма штрафа будет возложена на предприятие?

Расчет: По установленным срокам, за 2-й квартал предприятие должно было подать отчетность по социальным взносам до 31 июля 2017 года. Следовательно, просрочка составляет не полный месяц, за который и будет начислена пеня. Размер штрафа составит: 5% *500000=25000рублей.

Возникает другой вопрос: Если предприятие уплатило всего лишь минимальный платеж – 1000 рублей, то как его распределять между всеми видами страховых взносов? Здесь ФНС рекомендует руководствоваться размером самих взносов, в частности:

  • 22% на общеобязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% – на медицинское;
  • 2,9% – на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности.

Вне зависимости от распределения, на счетах учета проводка по уплате штрафа за несвоевременную подачу социальных взносов отражается следующим образом:

Д-т 99, К-т 69;

  1. Начисленный штраф уплачен

Д-т 69, К-т 51

СЗВ-М: куда сдавать в 2017 и кому платить штрафы?

Вопрос бухгалтера: с 2017 года вся отчетность подается в ФНС, туда же подавать и форму СЗВ-М?

Ответ: Нет, такая форма персонифицированного учета сотрудников за каждый месяц и в 2017 году подается исключительно в органы Пенсионного фонда.

Да, на органы Пенсионного фонда по-прежнему возложены обязанности по контролю за персонализацией данных сотрудников предприятия. В данный орган необходимо:

  1. Каждый месяц подавать отчетность по форме СЗВ-М о количестве сотрудников, работающих на предприятии. Важно: отчет в 2017 году можно сдавать до 15 числа следующего месяца, а не до 10, как это было в предыдущие месяцы;
  2. Раз в год подавать годовую отчетность о страховом стаже каждого работника. Такой отчет подается до 1 марта, следующего за отчетным периодом года.

Размер штрафа составляет 500 рублей за каждого сотрудника, за которого не было подана отчетность.

Пример: ООО «Инвест» подало в ПФ форму СЗВ-М за сентябрь 20 октября. На предприятии работает 30 человек.

Расчет: Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября. Размер штрафа 500*30=15000 рублей.

Проводка будет аналогичной проводке, которая отражает уплату штрафа по социальным взносам:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:

Д-т 99, К-т 69;

  1. Начисленный штраф уплачен

Д-т 69, К-т 51

Важно: теперь форма СЗВ-М подается ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Подается по-прежнему в ПФ, а не в ФНС. Отчет в ФНС в отличии от отчета по социальным взносам принят не будет.

Статистическая отчетность: штраф

Важно: не нужно самостоятельно спешить платить штраф, лучше дождаться уведомления, которого в большинстве случаев и не будет.

Если же предприятие оштрафуют, то размер составит от 20 до 70 тыс. рублей. Но могут применить санкции и к самому должностному лицу, который допустил такое нарушение. Размер штрафа для него от 10 до 20 тыс.

Оплату такого штрафа можно провести такой проводкой как: Д-т 99; К-т 76.

Таким образом, главное понимать, что при начислении и оплате штрафа любого рода со стороны контролирующих органов, уплаченные средства должны относиться на расходы предприятия. По дебету же могут быть варианты корреспондирующего счета.

Крайний срок представления декларации - 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Если опоздать со сдачей декларации, то компанию оштрафуют. Сумма штрафа – 5% от неуплаченного вовремя налога.

Организация, на которую зарегистрированы транспортные средства, должна платить транспортный налог и представлять в ИФНС соответствующую декларацию (ст. 357 НК РФ). Форма декларации утверждена приказом ФНС России от 20.02.2012 №ММВ-7-11/99.

Декларация

Крайний срок представления декларации — 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Если опоздать со сдачей декларации, то компанию оштрафуют. Сумма штрафа - 5% от неуплаченного вовремя налога. Налоговая инспекция возьмет штраф за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или неполный. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей, максимальный — не больше 30% от суммы неуплаченного в срок налога (ст. 119 НК РФ).

Кроме того, должностное лицо компании могут привлечь к административной ответственности. Ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф от 300 до 500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Налог и авансовые платежи

Сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливают субъекты РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Просрочка грозит организации начислением пени за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ):

Пени за просрочку уплаты налога (авансового платежа) = Сумма налога (авансового платежа), не уплаченная в бюджет, х Количество дней просрочки (календарных) х 1/300 действовавшей ставки рефинансирования

Кроме того, компанию могут оштрафовать по статье 122 НК РФ. Размер штрафа составит 20% от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ). Оспаривать правомерность штрафа придется в суде (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 №15162/06).

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Одна из главных обязанностей любой организации перед государством – своевременное предоставление в ПФР, ФСС, ФНС и Росстат точной и достоверной информации в рамках бухгалтерской отчётности.

Это основа законного функционирования любого юр. лица. Поэтому многие бухгалтеры действительно не спят ночами, стараясь сдать отчёты в срок. В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности данного процесса.

Как сдаётся бухгалтерская отчётность?

В последнее время государственная политика набирает всё больший уклон в сторону электронных форм ведения бухгалтерии и сдачи отчётности.

Поэтому некоторые документы и отчёты (например, по НДС) теперь можно сдавать только в электронном виде.

Но всё же лидерство, на данный момент, за отчётами, которые можно сдавать «по старинке» – на бумажных носителях.

Такое соотношение, как предрекают политики, продержится не долго. Тем более что сдача отчётов в электронном виде имеет ряд привилегий. В том числе и по срокам сдачи.

Сроки сдачи отчётности

Различают два вида бухгалтерской отчётности: ежеквартальная (трёхмесячная, полугодовая, девятимесячная) и ежегодная.


Первая сдаётся в сроки:

  • ФСС – до 15 числа месяца, следующего за отчётным периодом;
  • ИФНС – до 20, 28 и 30 числа месяца, следующего за отчётным, в зависимости от отчёта;
  • ПФР – до 15 числа второго месяца.

Все отчёты в электронном виде можно отправить вплоть до 23:59 последнего дня сдачи.

Что же касается годовой отчетности, срок сдачи – три месяца, следующие за отчётным календарным годом, но есть и исключения:

  • годовые отчёты в ФСС – до 15 января и 15 апреля;
  • Пенсионный Фонд России – до 15 февраля;
  • Федеральная Налоговая Служба – 20 января; 28 марта; 30 марта; 1 апреля;
  • органы статистики – 29 января и 31 марта;

Такие сроки связаны с трудоёмкостью составления годовых балансов, сверки первичных документов и подведения итоговых результатов.

Документы, входящие в «пакет» годовой бухгалтерской отчётности крупных организаций:

  1. Баланс предприятия.
  2. Отчёт о финансовых результатах.
  3. Приложения.

В качестве приложений могут быть прикреплены различные документы, в том числе аудиторские проверки, которые являются обязательными для некоторых организаций. А также пояснения к годовому балансу и финансовому отчёту.

Также, различают пакет документов, входящих в бухгалтерскую отчётность субъектов малого предпринимательства (небольших предприятий) и некоммерческих организаций. Он состоит из:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчёт о прибыли и убытках.
  3. Отчёт об изменении капитала.
  4. Отчёт о движении денежных средств.
  5. Отчёт о целевом использовании ДС, полученных организацией.

Формы всех вышеперечисленных документов устанавливаются Министерством Финансов РФ и публикуются на официальном сайте. Многие из них обязательны. Но некоторые устанавливаются и самим руководителем организации.

Ответственность организаций за несдачу отчётности

Что же произойдёт, если не сдать годовой или квартальный баланс в установленный срок?

Для предприятий, не сдающих вовремя бухгалтерскую отчётность, Государство обозначило 2 типа ответственности:

  1. Налоговая.
  2. Административная.

К налоговой ответственности привлекаются сами организации. Размер штрафа – 200 рублей за каждый не сданный документ (до 800 рублей в сумме). Также рекомендуем ознакомиться со следующим видео:

Что же касаются административной ответственности – к ней привлекаются должностные лица юридических лиц, ответственные за сдачу отчётов. Штрафы по отношению к ним составляют от 300 до 500 рублей.

К подобным штрафным санкциям привлекаются все предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, а также субъектов хозяйствования (частные/государственные). За несвоевременную сдачу документации назначается штраф, который необходимо выплатить в течение месяца со дня назначения.

Также подвергается проверке и патент ФМС. – это обязательная процедура при приеме на работу иностранных граждан.

В случае неуплаты Государством устанавливаются пени. А в особо тяжёлых случаях предприятие подвергается принудительному объявлению банкротства и ликвидации.

Также, стоит упомянуть о штрафах за неправильное составление и искажение информации в отчётах для Федеральной Налоговой Службы. Данные «проступки» караются достаточно жёстко и могут составить от 5% до 30% суммы налогов за предшествующие 3 месяца работы .

Минимальный размер штрафа – 1000 рублей . Причём, за частые просчёты и исправления государство вправе ужесточить меры наказания как по отношению к юридическому лицу, так и к физ. лицу, составлявшему отчёт.

Именно потому, что за несдачу и неправильное составление бухгалтерской отчётности предусмотрены такие жёсткие меры наказания, мы рекомендуем заблаговременно озаботиться данным вопросом и подойти к нему со всей серьёзностью. Это обеспечит спокойный сон и вам, и вашему бухгалтеру.

Налоговым кодексом в качестве меры воздействия на недобросовестных налогоплательщиков введен штраф за несвоевременную сдачу декларации. Он дополняется системой материальных взысканий в фиксированных суммах и процентных показателях за разные виды других правонарушений. Некоторые проступки могут быть переквалифицированы в уголовные дела.

Принципы применения санкций по отчетности

Юридические лица и ИП в зависимости от применяемой ими системы налогообложения обязаны регулярно формировать и сдавать отчетность. Отчетные формы могут быть представлены налоговыми декларациями, расчетами или справками. Периодичность представления данных зависит от установленных для конкретного налога или сбора налогового и отчетного интервалов. Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации может быть назначен, если пропущены сроки уведомления фискальных органов о результатах деятельности по итогам налогового периода.

Если задержка произошла в течение года при отображении данных за отчетный период, то наказание в форме материальных взысканий не может быть применено к налогоплательщику. Такая позиция зафиксирована Пленумом ВАС в Постановлении от 30.07.2013 г. № 57. О том, что наложение штрафа за несдачу декларации возможно только по итогам года (налогового интервала), говорится и в разъяснениях налоговиков в Письме от 22.08.2014 г. № СА-4-7/16692. Обоснование мнения – до завершения налогового года все платежи могут рассматриваться как авансы, а не погашение обязательств, раз нет обязательств, нет и причин для наказания.

Например, по налогу на прибыль субъекты хозяйствования должны отчитываться на ежегодной основе. Дополнительно они представляют декларационные формы после каждого отчетного периода – месяца или квартала. Если будет зафиксирована просрочка годового отчета, налогоплательщику выпишут штраф за непредоставление налоговой декларации. Если будет задержан отчет по итогам месяца, штрафная санкция не применяется.

Но это не означает, что у налоговиков нет рычагов воздействия на налогоплательщиков, срывающих сроки в подготовке документов в течение года. Для случаев с задержкой промежуточных отчетов предусмотрена норма п. 1 ст. 126 НК РФ. Штраф за непредоставление декларации переквалифицируется в штраф за неподачу истребуемых налоговым органом документов. Размер материального взыскания равен 200 руб.

При рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности учитываются такие факторы:

  • сумма обязательств, отраженная в задержанной отчетной форме;
  • количество дней непредоставления налоговой декларации после крайней даты сдачи отчета;
  • ставка материального взыскания;
  • наличие или отсутствие аналогичных проступков в предшествующие налоговые периоды.

Размеры и суммы штрафов

Санкции начисляются за все месяцы просрочки. Если декларация была подана до завершения очередного месяца, этот интервал будет зачтен как целый месяц при расчете штрафа за несданную декларацию. Размер взыскания равен 5% от суммы обязательств, показанных в отчете. Процент штрафа высчитывается за каждый просроченный месяц, законодательно предусмотрен диапазон ограничений по итоговой сумме материального наказания:

  • минимальная планка – 1000 руб.;
  • максимальный лимит зафиксирован на уровне 30% от суммы недоимки.

Если налогоплательщиком была задержана отчетность, но по ее данным нет непогашенных налоговых обязательств, ответственность за непредоставление налоговой декларации будет выражена в минимальном материальном взыскании – 1000 руб. Аналогичные правила воздействия на плательщиков, срывающих сроки отчетности, предусмотрены в отношении расчетов по страховым взносам. Применительно к взносам, администрируемым налоговиками, за основу при расчете штрафной санкции принимается объем исчисленных обязательств за последний квартал.

В ст. 126 НК РФ оговаривается, что штраф за несвоевременную подачу декларации выписывается только по формам, которые имеют статус декларации или расчета по страховым взносам. Норма не распространяется на документы, отражающие доходы наемного персонала и удержанный с них подоходный налог. Например, за просрочку справки 2-НДФЛ заплатить придется по 200 руб. за каждый документ. В этом случае не имеет значения ни совокупный срок задержки в представлении бланка, ни суммы, отраженные на страницах отчета.

Дополнительная мера воздействия на недобросовестных налогоплательщиков – принудительная заморозка банковских счетов. Ограничение по проведению безналичных операций носит временный характер.

В отношении виновных в просрочке должностных лиц действует административная ответственность. Правила привлечения к ней прописаны в ст. 15.5 КоАП РФ. Диапазон административных штрафов – 300-500 руб.