Регулированию экономики. Государственное регулирование экономики в россии

В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования .

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория . Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования 2 :

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические .

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.

К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы , которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования

Административные

Экономические

Косвенные

Государственное законодательство

Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий

Государственное предпринимательство

Социально-экономическая политика

Внешне-экономическая политика

Денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика

Инструменты

лицензирование

субвенции, прямые субсидии,

минимальная заработная плата

таможенные пошлины

учетная ставка

регистрация

пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных

комплексные программы

размер пенсий, пособий по безработице

нетарифные методы регулирования

обязательные резервы банков

гос. расходы

регламентация

льготные кредиты

государственные инвестиции

курс нац. валюты

операции открытого рынка

гос. заказы

антимонопольные запреты

субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам

валютные интервенции

займы, субсидии, субвенции. дотации

квотирование

кредитные льготы

компенсации

запреты. разрешения

золотовалютные резервы

налоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор .

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки .

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства .

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.

Высшая форма государственного регулирования экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические инструменты — это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг , такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала . В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США , Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции , а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно — государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров , услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях , интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные мнения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория невмешательства, нерегулирова- ния). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж.М. Кейнса. Он показал, что рыночной экономике, которая хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, издержки общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж.М. Кейнса, расширение функций государства «...единственно практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы».

Основным направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, являются ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х гг. XX в. под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма, активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства - создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на макроэкономические цели.

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, государства выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены автоматически рынком. Объектами государственного регулирования являются:

  • экономический цикл;
  • отраслевая и региональная структура экономики;
  • условия накопления капитала;
  • занятость и цены;
  • денежное обращение;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • условия конкуренции;
  • состояние окружающей среды;
  • внешнеэкономические связи и т.д.

Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на состояние спроса и предложения.

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти. Наиболее часто административные методы используются при борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда и т.п.

Экономические методы регулирования (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом.

Сегодня большинство государств, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Удельный вес государственного сектора экономики различен для разных стран. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП.

Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран. В 50-е гг. XX в. в Западной Европе довольно широко осуществлялась национализация - государственный сектор расширялся, а в 80-е гг. происходила приватизация и свертывание государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые в отличие от частных не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е гг. XX в.

Косвенные экономические методы государственного регулирования предполагают использование в качестве инструментов воздействия на экономику государственного бюджета и массы денег в обращении. Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику.

Наряду с краткосрочным регулированием экономики государство осуществляет долгосрочное регулирование - программирование.

Экономическое программирование - система государственного регулирования экономики на основе комплекса программ, формулирующих среднесрочные и долгосрочные цели и определяющих порядок их достижения, органы, ответственные за исполнение программ, необходимые средства и порядок их финансирования. Программирование - это высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут различаться по срокам (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и по видам:

  • - целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например программы общественных работ);
  • - общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например удвоения ВВП за десять лет);
  • - чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ, их осуществление и контроль за выполнением.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелателыюм) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Таким образом, основными инструментами государственного воздействия на экономику в условиях рынка как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде являются налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность.

Государственному регулированию так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Существуют случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества. Причинами «провалов» (фиаско) государства может быть:

  • ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для принятия правильных решений;
  • несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
  • наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
  • неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
  • наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка добавляется фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

Цель деятельности государства в рыночной экономике не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы.

Необходимость государственного регулирования рынка обусловлена в первую очередь тем, что в некоторых ситуациях рынок сам не в силах контролировать ситуацию. Вмешательство государства должно заключаться в поддержании и облегчении функционирования рыночной системы, а также в усилении и модификации ее функционирования.

Поддержание и облегчение функционирования рыночной системы. В этой сфере отметим два важнейших вида деятельности государства.

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы.

Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

2. Зашита конкуренции.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их услуга. В случае роста монополии число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказывать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, а не целям удовлетворения общества в целом. В отношении естественных монополий, т.е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, государство должно образовать комиссии для регулирования цен и установить стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство, снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени должны подвергаться такому регулированию. Однако на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. В этом случае необходимо принятие антимонопольного законодательства и неукоснительное его исполнение.

Усиление и модификация функционирования рыночной системы.

1. Перераспределение дохода и богатства.

Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Государство призвано уменьшить это неравенство с помощью программ, осуществляющих передачу доходов правительства липам, в силу определенных причин получающим незначительный доход или вовсе его не имеющим. К этим липам относятся безработные, инвалиды, иждивенцы, пенсионеры, престарелые и другие категории. Также перераспределение возможно осуществить при помоши модификации рыночных цен и установления прогрессивного налога на личные доходы.

2. Корректировка распределения ресурсов.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, когда конкурентная рыночная система либо производила излишние количества определенных товаров и услуг (внешние эффекты), либо оказывалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан (государственные, или общественные, блага). В первом случае государством осуществляется принятие законодательства, запрещающего или ограничивающего данный вид деятельности, либо введение особых налогов, равных или очень близких к величине внешнего эффекта. В случае с общественными благами государство должно использовать субвенции (средства, которые можно потратить на определенные нужды) и субсидии (средства, покрывающие убытки). Примерами могут служить субсидирование высшего образования, программы массовых профилактических прививок, государственные больницы и поликлиники, а также субвенции на продовольственные товары для малообеспеченных семей.

3. Стабилизация экономики.

Уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объема расходов. А уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. Правительству надлежит увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а также сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы путем сокращения собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

Регулирование экономики государство осуществляет, проводя фискальную, монетарную, антимонопольную, инвестиционную и другие виды политики.

Государственное регулирование экономики является необходимой системой мер контрольного, законодательного и исполнительного характера, цель которых заключается в стабилизации экономики и ее приспособлении к меняющимся условиям.

Государство выполняет регулирующие функции с помощью различных методов и форм влияние на экономику. Выделяют такие методы регулирования как экономические и административные.

В развитых странах преобладают экономические меры воздействия, среди которых особо выделяется налоговое регулирование экономики. является древнейшим инструментом государственного вмешательства в типа. Изменение уровня налогообложения может регулировать важнейшие позиции экономики, такие как совокупный экономический рост и др.

Рынок как механизм управления является эффективным методом согласования действий хозяйствующих субъектов. Оно обуславливает ответственность за качественные хозяйственные решения и итоговые результаты экономической деятельности. Цены в рыночных условиях складываются под воздействием факторов спроса и предложения. Они влияют на принятие решений при распределении труда, проведении инвестиционной политики и т.д.

Тем не менее, непрогнозируемый и нерегулируемый рынок не способен обеспечить достижения планируемых в долгосрочном периоде целей и обеспечить выполнение приоритетных социально-экономических задач. Государственное регулирование экономики в этом плане выступает необходимым фактором уравновешенной ситуации на рынке. Ведь не координируемые способны приводить к лишним тратам на выпуск невостребованной продукции, банкротствам в результате изменения рыночной конъюнктуры и платежеспособности контрагентов.

По сути, законы рынка определяют перспективы развития общества стихийно. Именно в этом и заключается их ограниченность. Поэтому государственное регулирование экономики необходимо сочетать с работой

Государство вмешивается в экономику даже в наиболее развитых странах. Это является оправданной и необходимой мерой. Примечательно, что чем выше уровень производительных сит, тем существеннее разделение труда между отдельными предприятиями и отраслями, чем больше возрастает конкуренция, тем более востребованным становится участие в экономике государства.

Главный идеолог теории регулирования экономики является Дж. Кейнс. По теории английского экономиста государство обязано вмешиваться в экономику, поскольку свободный рынок не имеет механизмов, которые могли бы обеспечивать стабильность системы экономики.

Государственное регулирование экономики заключается в воздействии государственных органов федерального и регионального масштаба на элементы рынка (предложение, спрос), качество товаров, условия реализации, конкуренцию, и т.д.

Сегодня в разных странах существуют разные методы регулирования экономики: контроль над ценами, налоги, долгосрочные нормативы, экспертные оценки, предельные лимиты и другие. Каждое государство выбирает методы воздействия самостоятельно, ориентируясь на их эффективность в конкретных географические и исторических условиях. Они позволяют влиять на рынок и регулировать взаимоотношения продавцов и покупателей.

Методы постоянно обновляются и совершенствуются под влиянием новых задач экономики. Гибкое использование вмешательства государства в экономику обеспечивается за счет сочетания рыночных начал с плановыми методами.

Антициклическое регулирование экономики - направление политики государства в экономической сфере, которое нацелено на смягчение закономерных циклов, свойственным развитию экономики. Основывается такое регулирование на применения стабилизаторов (налогов, пособий, субсидий и т.п.).

Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием. Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах с экономикой смешанной осуществляется диверсификацияЭкономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008. С. 554 форм и методов государственного регулирования. В современном их арсенале можно выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением. Бутук Н. Экономическая теория. К., 2008.С. 532

Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания рабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008. С.432

Изначально государственное воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемой соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Предпосылки государственного вмешательства в экономику могут быть проиллюстрированы схемой на рис. 1.

Рис. 1

Присутствие государственного вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования. Курс экономической теории: учебник.М., 2008. С.522

Решение каждой из проблем развития социально-экономической системы, перечисленных на первом уровне предлагаемой схемы, невозможно без участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.

С другой стороны, по мере экономического и социального развития появляется и объективная возможность в осуществлении мер государственного регулирования экономики. Делает возможным это регулирование прежде всего все возрастающая концентрация производства и капитала, вертикальная и горизонтальная интеграция в экономике.

Экономические объекты государственного вмешательства, его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общественно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые наблюдаются в данный период времени.

Поэтому и степень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах. Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франция, Испания, Германия, Нидерланды), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки. Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. При этом менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, социально-экономические и политические условия развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Европы, Азии, Латинской Америки.

И наконец, принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправности всех форм собственности.

По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические. Косвенные формы регулирования экономической деятельности с участием государства через денежно-кредитные механизмы могут быть конкретизированы с помощью схемы на рис. 2. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Камаева. -- М, 2008. С.489

Рис. 2

Как следует из названий блоков, переориентация (корректировка) интересов экономических субъектов на общенациональные, социальные, перспективные цели может быть достигнута государством либо силой его юридической (законодательной и исполнительной) власти, либо экономическими давлением или поддержкой.

Заметим, что соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот, там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись. Современная экономика/ ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006. С. 235

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым: разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики; создание государственного сектора и управление им; перераспределение доходов; разработка и реализация программ развития экономики; борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий; контроль над ценами и заработной платой; регулирование учетной ставки; установление сроков, норм и методов амортизации; регулирование налогов; эмиссионная деятельность; стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний; защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии). Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.