Определение национальной экономики. Национальная экономика

Экономическая история

Одним из наиболее значимых разделов экономических знаний, распознающий уровень развития специалиста, именуется экономическая история . Изучение экономических проблем, затрагивающих ранние периоды существования человечества, и главных научных направлений экономической теории актуальных на данный момент предоставляет нам опыт необходимый для понимания фундаментальных процессов в экономической жизни общества. Так как экономическая мысль изначально не была отделена от иных форм мышления об обществе, то найти ответ на вопрос; когда впервые человек начал размышлять над экономическими явлениями и что принять за начало науки, считается затруднительным.

Различные историки, например, Д.И. Роэенберг в своей книге, вышедшей в 1940 г., начинал отсчет с древних греков. Для других авторов истоки экономической мысли обнаруживаются еще раньше: в древнеегипетских папирусах; в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских "Ведах". Не одно экономическое наблюдение можно обнаружить в Библии . В ней описано толкование экономической жизни древних евреев и иных народов, проживающих в Палестине. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей. Американский историк экономических учений, профессор Дж.Ф. Белл посвящает Библии большую главу.

В поэмах Гомера можно найти описание древнегреческого общества, находившегося в состоянии глубокого распада первобытнообщинного строя и формального рабовладения. Самые различные экономические наблюдения малозаметно отражены в интересном рассказе об осаде Трои и странствиях Одиссея. Вышеназванные источники экономисту приходится рассматривать, прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Воспринимать их как памятник экономической мысли в первую очередь нежелательно. Поэтому, например, Жумпетер, назвавший свою книгу историей экономического анализа, начал с доводов классических греческих мыслителей.

Аристотель и его вклад в развитие экономики

Можно заметить, что в произведениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были осуществлены первые случаи теоретически осмыслить, экономическое положение греческого общества. Слово экономия (ойкономиа от слов "ойкос" - дом, хозяйство, и "номос" - правило, закон) является заглавием сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такое значение (наука о хозяйстве, домоводство) это слово имело на протяжении всего существования. Греки присваивали ему ограниченный смысл, примерно как наше домоводство. Но если вспомнить, в древности дом влиятельного грека можно было сравнить с мини государством, так как процветало рабовладельческое хозяйство. Аристотель придавал термину "экономия" и производной от него "экономика" похожее значение. Он первым проанализировал взятые за основу экономические явления и закономерности развития древнегреческого государства. Достижением Аристотеля-экономиста является то, что он впервые обнаружил определенные категории политической экономии и отметил наличие взаимосвязи между ними. Аристотель выявил два вида товара : потребительскую и меновую стоимость и проанализировал время происхождения обмена. Им был поставлен вопрос, на который на протяжении всего существования политической экономии не был дан однозначный ответ: чем определяются соотношения обмена? Он видит в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно ищет какую-то общую основу.

Замечание 1

В "Никомаховской этике" Аристотель пишет: «Действительно, не из двух врачей образуется общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и неравных; Но таких-то людей и должно приравнять. Поэтому все, что подвергается обмену должно быть как-то сравнимо... Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... Итак, расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как относится к сапожнику».

Аристотель ввел понятие "хрематистика" (от слова "хрема" имущество, владение) - это искусство наживать состояние. Аристотель считал экономику естественной хозяйственной деятельностью, осуществляющейся в связи с производством жизненно необходимых средств. Границы производства также естественны - это разумное личное потребление человека. Античный метод производства Аристотель называл противоестественным потому, что в желании наживать состояние, никогда не бывает предела, так как целью-то оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся обменом, хотят увеличить свои капиталы до бесконечности.

Замечание 2

Интересное изменение трактовки хремастики как термина можно отметить в средние века, когда ученые-схоласты были противниками ростовщичества и воспринимали торговлю, как противоестественный способ обогащения. Но с развитием капитализма все способы обогащения стали восприниматься обществом как естественные, допускаемые "естественным правом". На этой основе в XVII-XVIII вв. В социально-экономической мысли возникла фигура homo oeconomicus - экономического человека , мотивы всех действий которого могут быть сведены к умению общаться.

Появление и развитие политической экономии

Замечание 3

Понимание термина "экономика" как домоводство просуществовало до XVII в. Человека, который впервые ввел асоциально-экономическую литературу термина "политическая экономия", звали Аннтуан Монкретьен де Ваттевиль. Небогатый французский дворянин написал одно из первых во Франции и в Европе сочинений, посвященное экономическим проблемам - "Трактат политической экономии" , который вышел в 1615. Основной его мыслью являлась попытка повлиять на правительство и убедить его в необходимости всестороннего покровительства французским промышленникам и купцам. Все помыслы Монкретъена были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности.

На протяжении 150 лет после Монкретьена политическая экономия зачастую воспринималась как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемыми, в основном, абсолютными монархами. Только при Адаме Смите, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще, в частности, об экономических отношениях классов. В последние десятилетия XIX века термин "политическая экономия" на западе стал заменяться термином "экономика". При этом, само понятие «экономика» - в смысле наука о законах развития хозяйства, приобрело два смысла: с одной стороны, все более выраженный теоретический уровень экономических исследований - стало предметом "Экономикс", с другой стороны, стал все более проступать практический характер экономических исследований.

Экономические науки стали охватывать все многообразные отрасли звания об экономических процессах: организацию производства, труда, сбыта продукции, финансирования на предприятиях и т. д., и выделились в отдельные страши экономических исследований. Такое разделение дало свои положительные результаты.

Оно дало возможность в экономической теории сместить акценты с социального содержания "политической экономки" на поиск общих принципов экономического использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимальных материальных потребностей человека. Социальная нейтральность политической экономии открыла новые возможности и направления развития экономической теории. В руках экономиста Англии Меягера и Виэера в Австрии, Вальраса в Швейцарии, Дж.Б. Кларка в США "старая" политическая экономия обогатилась субъективистскими подходами к рассмотрению с мощным математическим аппаратом. Современный американский историк экономической мысли Б. Селигмен писал, что Джевонс "успешно освободил политическую экономию от слова - математическая и превратил экономику в науку, изучающую поведение атомистических идей общества в целом".

Замечание 4

В своей важнейшей работе "Теория политической экономии", опубликованной в 1871 году, Джеванс писал: "Моя теория по своему характеру является чисто математической. Теория заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения капитала, процента, труда и всех количественно определенных понятий, относящихся к повседневной работе промышленности".

Новые подходы значительно обогатили науку и повысили значимость теоретического уровня экономических исследований. Начиная с XIX века, термин "политическая экономия" начал закрепляться за марксистской экономической теорией, которая все больший упор стала делать на социальном аспекте экономических закономерностей развития общества. Исследуя в первую очередь различия экономических систем, экономисты-марксисты сосредоточили внимание на идее неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, на преимуществах социализма. Узость политизированного подхода составляла главный недостаток на этом направлении развития экономической теории. Изменения в названии науки отражают эволюцию ее содержания. Ученые, занимавшиеся исследованиями в области экономической теории, всегда пытались ответить на вопросы, поставленные эпохой. Эволюция экономических теорий, школ отражает развитие самого человечества. Первой школой в истории экономической мысли считается, меркантилизм (от итальянского "мерханте" - купец). И меркантелюма главенствовал и в XV-XVII веках (в значительной мере в ХVIII веке). Меркантилизм делится на ранний - монетаризм , и поздний - протекционизм .

Национальная экономика возникла и развивалась как учение, оппозиционное сначала политической экономии, а потом экономике. Элементы будущей науки содержались уже в камералистике - учении, широко распространенном в первой половине XIX в. в Германии и России. Камералистика пыталась обобщить эмпирические концепции государственного регулирования экономики. Однако ей не хватало теоретико-методологической базы, и поэтому она не смогла выработать единую универсальную концепцию, применимую ко всем странам и народам.

СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Фридрих Лист (1789-1846)


Одним из первых критику классической политэкономии начал немецкий экономист Фридрих Лист (1789-1846). В своей «Национальной системе политической экономии» (1841) он подходит к политической экономии не как к универсальной и самой совершенной системе, а как к исторической науке, выделяя пять стадий экономического развития наций. Такой исторический подход не случаен, ведь Ф. Листу хотелось в первую очередь отразить особенности развития своей страны. А что может быть более национальным, чем история? Поэтому, критикуя космополитическую экономию А. Смита, Ф. Лист выступает прежде всего как национальный экономист. «Политической экономии меновых ценностей» он противопоставляет национальную экономическую теорию производительных сил, в центре которой - не разделение труда, а приоритет внутреннего рынка над внешним. Понимая, что принципом сравнительных преимуществ могут воспользоваться прежде всего богатые государства, а фритредерство (free trade) выгодно передовым нациям, он отстаивает комплексное развитие Германии (гармоничное сочетание фабрично-заводской промышленности с земледелием) под прикрытием протекционистской политики (табл. 1.1). Он считает, что повышение цен вследствие протекционистской политики будет средством промышленного воспитания нации.

Таблица 1.1

Ф. Лист как критик А. Смита

А. Смит

Ф. Лист

Космополит

Националист

Политэкономия

Меновых ценностей

Производительных сил

Источник богатства

Разделение труда

Приоритет внутреннего рынка над внешним

Преимущества

Принцип сравнительных

Сочетание фабрично-заводской промыш-

преимуществ

ленности с земледелием

Внешняя политика

Фритредерство

Протекционизм

Густав Шмоллер (1838-1917)


Именно взгляды Ф. Листа предопределили развитие исторической школы, подготовившей становление национальной экономики как самостоятельной дисциплины. Историческая школа стала протестом против формализма и абстракций классической политэкономии, в которой человек превратился во второстепенную деталь, своего рода рациональную акциденцию. Она отразила возросшее сознание роли, которую играет человеческий фактор в развитии человечества.

В своем развитии историческая школа прошла три этапа: старой (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс), новой (Г. Шмоллер, К. Бюхер) и новейшей (В. Зомбарт, М. Вебер).

Вернер Зомбарт (1863-1946)


Критикуя классическую политэкономию, Густав Шмоллер (1838-1917) пропагандировал необходимость скрупулезного описания фактического хозяйственного поведения, подчеркивал роль неэкономических факторов развития, и прежде всего моральных норм, этики и культуры в хозяйственной деятельности.

Вернер Зомбарт (1863-1946) анализировал роль институтов в формировании особых черт экономического строя, рассматривая генезис современного капитализма как своеобразное проявление жизни духа.

Макс Вебер (1864-1920) показал многообразие типов капитализма: политического, империалистического, фискального, промышленного и даже капитализма парий. Однако, пожалуй, наибольшее воздействие на современников оказали идеи М. Вебера, сформулированные им в работах «Протестантская этика и дух капитализма» и «Три чистых типа легитимного правления» . Первая работа, напрямую связавшая генезис рыночного хозяйства со спецификой европейской цивилизации, с уникальностью протестантской ментальности, остро поставила вопрос о традиционализме жизни в других странах, о невозможности в связи с этим быстрой капиталистической модернизации тогдашней периферии мирового хозяйства.

Макс Вебер (1864-1920)


Проведенная М. Вебером классификация основных («идеальных») типов правления показала, что они покоятся на разных основаниях: рационально-легальный - на законодательно оформленном рациональном праве; традиционный - на исторически сложившихся нормах; харизматический - на преданности личности лидера, вере в его уникальные способности: геройство, силу духа и ораторский талант. Анализ этих трех «идеальных» типов господства не только раскрыл их принципиальные различия, но и обосновал необходимость более адекватного цивилизационного подхода к анализу экономических явлений.

Для национальной экономики важное значение имеют также его книги «Основные концепции в социологии» и «Методология общественных наук». М. Вебер был убежден, что непосредственно из истории невозможно извлечь всеобщих и, тем более, однолинейных законов экономического развития. Изучение реальных тенденций позволяет идентифицировать вероятности наступления того или иного события. Ценностные суждения, имеющие важное значение в теоретических дискуссиях, очень трудно подтвердить научными исследованиями. Хотя М. Вебер не отрицал марксистские конструкции развития, он считал, что даже в том случае, если они теоретически верны, они, скорее всего, являются идеальными типами.

  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 44-135; Weber М. Die DreiReinen Typen der legitiment Herrshaft: Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen,Politik. Stuttgart, 1956.
Тема 1. Национальная экономика как система

  1. Понятие национальной экономики

  2. Субъекты национальной экономики и их отношения

  3. Этапы развития национальной экономики России

  1. Понятие национальной экономики
Национальная экономика - народное хозяйство определенной страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Термин «национальная экономика» имеет несколько значений


  1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства .

  2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.
Как отрасль науки национальная экономика исследует:

  • эк потенциал страны, его размещение, нац рынок, место страны в мировой экономике

  • специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на эк рост.

  • степень гос вмешательства в экономику

  • традиции и нац психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

^ Основа национальной экономики - социально-экономическая система, которая характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Определяющую роль среди экономических методов играют частная собственность и конкуренция, а в системе внеэкономических отношений - властные функции государства.

^ Признаками национальной экономики как целостного организма являются:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальной экономике как системе присущ ряд свойств. К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка - мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

^ Типы среды национальной экономики:

Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

Государство данной страны.

Внутренняя социальная среда.

Внутренняя природная среда страны.

В последнее время влиятельным компонентом внешней среды стала мировая экономика в целом, которая характеризуется возрастающим ускорением темпов глобализации, расширением и ускорением интеграционных процессов. Все более прозрачными становятся границы и сужаются возможности государства по защите отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты.

^ Факторы, которые оказывают наибольшее влияние на национальную экономику можно также поделить на:

Внутренние : экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

Внешние : экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

Поскольку экономические субъекты оказывают значительное влияние на функционирование национальной экономики, следующий вопрос посвящен их рассмотрению.
^ 2. Субъекты национальной экономики и их отношения

В условиях рыночной экономики производство сосредоточено в рамках самостоятельных субъектов экономики, которые обособлены отношениями собственности. Субъекты национальной экономики иерархичны, т.е. субъекты более низкого уровня входят в состав субъектов более высокого уровня. Субъект более высокого уровня включает в свой состав не только субъектов более низкого уровня, но и совокупность взаимосвязей между ними. Например, предприятие состоит из совокупности индивидов, связанных друг с другом производственными отношениями.

В экономической науке выделяют три группы субъектов – домашние хозяйства, фирма и государство.

^ Домашнее хозяйство охватывает индивидов или группу лиц, являющихся резидентами, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющие товары и услуги.

В методологическом плане представляется важным выделить первоэлемент национальной экономики. Наиболее распространенные точки зрения называют в качестве такого элемента либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида с его потребностями. Однако многие отмечают, что всем необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики, удовлетворяет лишь индивид, но не сам по себе, а во всей совокупности своих социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо.

Человек как субъект хозяйствования выполняет функции работника, производителя, потребителя, собственника, формирует комплекс интересов и предпочтений. Среди важнейших функций выделяют функцию целеполагания, т.к. индивид задает цели субъектам хозяйствования, в которые входит составной частью, а также функцию - удовлетворение конкретных потребностей, которую он, в качестве носителя общественных потребностей, объективно задает каждому элементу национальной экономики.

^ Фирма - самостоятельный субъект хозяйствования, реализующий собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

В новой институциональной теории фирма рассматривается как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

Роль фирмы в национальной экономике связана с ее функцией. Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге.

Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются:

Максимизация прибыли;

Завоевание большей доли отраслевого рынка;

Рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами;

Достижение определенного объема производства и уровня продаж;

Достижение власти над рынком.

Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. На определенном этапе эволюции и развития общества выделился и укрепился институт государства с соответствующим аппаратом принуждения, поскольку он создавал наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.

В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.

^ Общенациональный интерес – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности.

В национальной экономике государство выполняет пять основных функций.

^ Функциями являются:


  1. поддержка целостности национальной экономики, через установление государственных границ и охраны их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот

  2. обеспечение баланса интересов социальных групп. Государство призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные , нетрудоспособные и т. д.)

  3. создание «правил игры» в сфере социальных и экономических отношений, включает гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей

  4. осуществление надзора и контроля над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;

  5. минимизация трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими)
При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.

В национальной экономике государство выступает не только в качестве субъекта, ее составным компонентом, но и частью среды.

В той мере, в какой государство осуществляет законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

Следующим неотъемлемым элементом национальной экономики являются институты
^ Социально – экономические институты национальной экономки.

Преследуя свои собственные интересы, индивиды сталкиваются между собой. Для устранения или уменьшения отрицательных последствий человеческого взаимодействия создаются институты - созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми.

Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий и тем самым облегчают проблему экономического выбора и привносят в экономическую действительность более высокую степень устойчивости.

Институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность возможна только в соответствующих институциональных рамках, в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе.

Социально – экономические институты национальной экономки -

Национальная экономика как наука включает в себя следующие составные части:

  • 1. Объект и предмет науки.
  • 2. Методологический инструментарий.
  • 3. Субъект науки.

Объектом национальной экономики является хозяйственная система страны, входящие в ее состав уровневые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в объемах (масштабах), темпах (спадах или подъемах) и пропорциях развития.

Инструментарий национальной экономики - методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций развития и разработанные на этой основе меры и средства подготовки и реализации хозяйственных макроэкономических решений.

Субъект национальной экономики - органы управления национальным хозяйством, его регионами и отраслями.

Формирование национальной экономики как специального направления отечественной науки началось во второй половине XIX - начале ХХ вв. В России связь общей экономической теории с национальной спецификой первоначально принимала форму приспособления к российским условиям западного теоретического опыта.

Методология изучения национальной экономики заложена Фр. Листом - немецким экономистом XIX века. Он противопоставил национальную (реальную) политическую экономию «гипотетической» классической политэкономии А. Смита. Фр. Лист полагал:

  • · конкретная нация может улучшить свое экономическое положение в реально существующих мировых условиях;
  • · национальная политическая экономия занимается производительными силами, а «гипотетическая» ограничивается теорией стоимостного обмена;
  • · свобода торговли - орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, препятствует созданию конкурентоспособной промышленности;
  • · экономический интерес нации является основополагающим при организации хозяйственной деятельности в стране, в реализации данного интереса большая роль принадлежит государству.

Методология изучения национальной экономики, принятая в мировой науке, связана также с именами немецких ученых исторической школы. Почти 100 лет назад Густав фон Шмоллер (1838-1917) сформулировал генетический подход к изучению экономики. В числе факторов, определяющих хозяйственный облик страны, были выделены этнические и даже антропологические признаки. Г. Шмоллер обратил внимание на экономическую психологию, ставшую в последствии ключевым подходом в исследовании рынка. Он полагал, что в экономической политике не может быть правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Вернер Зомбарт (1863-1941) рассматривал склонность к предпринимательству в связи с национальной спецификой. Он выступал за государственное регулирование экономики через контроль и планирование индустриального развития.

В. Зомбарт предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, в основе которых заложены следующие постулаты:

  • · «жизнь духа» определяет национальный образ мысли и хозяйственную ориентацию;
  • · психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода, способность после поражения начать все с нуля.

В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на «завоевателей» (уверенность в себе, настойчивость, воля), «организаторов» (умение соединить людей в трудовом процессе), «торговцев» (способность завоевать доверие, расположить к себе, побуждать к поступкам). Он связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью. Размышляя над возможными вариантами социального развития, В. Зомбарт настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеалом для Германии называлась система государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта «Герои и торговцы», где торговцам-англосаксам противостояла героическая германская нация.

Примыкавший к исторической школе, социолог Макс Вебер (1864-1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды - «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономическая этика мировых религий» - снискали широкую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах - мистическом (пассивное созерцание событий) и аскетически активном (преобразование мира). В мировых религиях присутствуют оба начала, но в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве - религии первых американских переселенцев и европейских (британских) предпринимателей XVIII века. Он становится символом рационального поведения, формирует «дух капитализма». Пастыри учат, что бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством избранности являются энергия и успехи. Тем самым предпринимательство получило нематериальный стимул к активной деятельности.

Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной экономики являются традиции и менталитет, которые определяют модель государственного регулирования и инструментарий экономической политики. При этом, подобно другим отраслям знания, национальная экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. В этом смысле она не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены повсюду определяются спросом и предложением, а с ростом дохода происходит снижение потребляемой части и возрастание его накопляемой части.

Власть национальной специфики в экономической жизни велика, но в многообразии хозяйственных обычаев, традиций и конкретных форм просматриваются общие закономерности, которые являются предметом экономического анализа.

Каждая национальная экономика специфична. Ни одна, даже самая «хорошая» и общепризнанная в научном сообществе, базовая теоретическая модель не может быть непосредственно применена к экономическому анализу и прогнозу, а требует разработки на ее основе более подробных моделей, учитывающих множество конкретных переменных в конкретной экономике.

Например, своеобразие России состоит не в том, что наша страна идет своим, «третьим», путем. Особенность России - в уровне экономического и социального развития, в степени ее приближения к состоянию, описанному в той или иной модели. Это и определяет соотношение общего и национального при использовании теоретических моделей для экономики России.

Основные специфические черты российской экономики:

  • · неразвитость рыночных отношений (рыночной инфраструктуры, институциональной среды);
  • · периодически наблюдается откат к существовавшим ранее формам отношений;
  • · медленно меняется система государственного управления.

Каждая страна наследует исторические традиции экономического развития нации.

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Экономика от греч oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Существуют три трактовки понятия экономики:

  • 1. совокупность производственных отношений;
  • 2. хозяйство (или его часть - отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира;
  • 3. отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений .

Национальная экономика -- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

  • · суверенитет нации и государства;
  • · территориальная целостность;
  • · единство экономического пространства и юридической среды;
  • · общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
  • · наличие единого платежного средства -- национальной денежной единицы -- и целостной финансовой системы;
  • · развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;
  • · эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации .

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане -- это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане -- это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

В функциональном плане -- это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане -- это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:

  • · формами и правами собственности;
  • · движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;
  • · финансовыми потоками (денежной массы -- наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);
  • · юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений) .

Важнейшими составляющими компонентами развития национальной экономики Республики Беларусь являются:

  • · сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
  • · равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий в развитии экономики - эффективность ведения хозяйства;
  • · многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
  • · активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;
  • · Эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также социальная помощь.

Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Их функционирование и конечный результат оцениваются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Таким образом, приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия «национальная экономика», позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы -- белорусской экономической модели.

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и другие цели:

  • 1. стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов;
  • 2. стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение;
  • 3. поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо;
  • 4. высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии .

Таким образом, главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Для придания белорусской экономической системе характеристик зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальная ориентированность, внешняя открытость) необходимы следующие условия:

  • · общесистемные -- носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
  • · системные -- включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
  • · внутрисистемные -- обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Важнейшими общесистемными предпосылками развития национальной экономики выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.

Эффективность развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов.

Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

К внутрисистемным условиям развития национальной экономики относится ее перевод на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.

Все эти группы предпосылок и условий комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации .

Вывод: национальная экономика - это сложная система включающая комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и др. подсистем. Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность. Поэтому главной целью экономической политики Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.