Описание объекта закупки как составить по стандартам. Инструкция: описываем объект закупки

Описание объекта нужно, чтобы зафиксировать качественные и количественные характеристики (стандарт), которые позволяют идентифицировать то, что требуется госзаказчику. Указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

В закупочной документации описание объекта закупки должно содержать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены действующими техническими регламентами и стандартами, или обосновывать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя:

  • указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
  • наименование места происхождения или наименование производителя;
  • требования, которые ограничивают количества участников.

Эти правила описания объекта закупки по 44-ФЗ прописаны в статье 33.

Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Исключение — случаи, которые предусмотрены в 44-ФЗ.

Вот пример основных характеристики объекта закупки по 44-ФЗ из ЕИС.

Пример описания предмета торгов

Составили пример описания объекта закупки по 44 ФЗ для заказа компьютерного стола.

Исключения из правил

В документациях о госзакупке встречается указание на товарные знаки, если:

  • нет другого способа более точно описать характеристики предмета госзакупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

Обязательное условие при описании объекта торгов— сопровождать ссылку на товарный знак словами «или эквивалент», кроме случаев, когда:

  • товары, на которых размещаются другие товарные знаки, несовместимы с теми, что уже использует госзаказчик, и обеспечивается взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых товаров;
  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, по технической документации на эти машины и оборудование.

Пример для исключения из правил

Например, заказываем расходные материалы для принтера — картридж. В описании товара по 44 ФЗ указываем:

  1. Товар — Картридж Canon PGI - 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA ix6840 черный пигмент.
  2. Ресурс печати — не менее 500 страниц.
  3. Гарантийный срок — не менее 12 мес.

Пример качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

В этом случае описания объекта госзакупки ссылку на товарные знаки не сопровождаем словами «или эквивалент», т. к. не поставить другие расходные материалы. Поставляются только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).

Время на чтение: 4 мин

Любое проведение закупки, которое осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», предусматривает обязательное проведение описания объекта закупки.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Каким образом должна формироваться данная часть документации о закупке и какие правила следует соблюдать заказчику?

Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ как регулятор правил

Так как проведение требует тщательного описания объекта, ради получения которого и проводится такая процедура, в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» выделена специальная статья, которая четко формулирует правила, в соответствии с которыми может оформляться документация о закупке, в частности, описываться объект закупки.

Данная статья постоянно подвергается изменениям, последние из которых были внесены Федеральным законом №504-ФЗ от 31 декабря 2017 года и вступили в силу с 1 июля 2018 года. В основном проводимые с 2014 года изменения данной статьи направлены на то, чтобы в полной мере отразить те нюансы, которые формируются в части описания объекта закупки, так как в законодательстве, которое регулирует вопросы, направленные на обеспечение возможностей , также постоянно вносятся различные изменения, направленные на формирование свободной конкуренции и возможности осуществления конкурентных закупок.

Так, в частности, при описании объекта закупки заказчик не имеет права указывать какие-либо сведения, которые могут ограничить возможности для участия в проводимой закупке широкого числа участников, которые могут стать потенциальными по тому или иному контракту.

Правила описания объекта закупки

Объект закупки при формировании специализированной сопровождающей документации должен быть описан с учетом правил, которые законодатель сформулировал в рамках статьи 33 «О контрактной системе». К числу таких правил относятся:

  • возможность указания в описании объекта закупки только технических, функциональных и качественных характеристик, а также эксплуатационных параметров для тех случаев, когда речь идет о необходимости внесения таких сведений . При этом при составлении описания строго запрещено указывать конкретные фирменные наименования или товарные знаки, если это может существенно ограничить возможности для осуществления конкурентной закупки. Единственным исключением является тот случай, когда проведение подобной закупки происходит для того, чтобы приобрести товар, который является составной частью эксплуатируемого заказчиком механизма и не имеет аналогов. В остальных случаях следует указывать дополнительно фразу «или эквивалент», так как это позволит избежать возможного ограничения конкуренции;
  • указание конкретных технических характеристик и иных показателей для случаев, когда идет речь о закупке рекомендованных к приобретению товаров, которые относятся к специально сформулированным спискам закупаемых товаров . Формирование описания должно содержать ту терминологию, которая была сформулирована в стандартизационных документах, утвержденных Правительством Российской Федерации. Если таковые термины не используются, заказчик обязан обосновать использование других показателей или терминологии при составлении описания;
  • в описании объекта закупки может быть указано его изображение, чертежи, эскизы, фотографии, схемы и другие графические объекты, которые позволят идентифицировать закупаемый предмет или группу предметов , а также подготовить потенциальному участнику закупочной процедуры , которые должны быть предоставлены для допуска к участию в процедуре;
  • при составлении описания объекта закупки государственному заказчику законодатель дал право приводить результаты тестирований, информацию о проведенных относительно конкретного объекта закупок , если это позволит определить, какие именно производители должны быть у поставляемого товара, но не смогут ограничить возможности конкуренции при осуществлении закупки;
  • если речь идет о закупке лекарственного препарата, то заказчик вправе указывать его международное наименование либо химические и группировочные наименования, если международное отсутствует или не присвоено . Если речь идет о закупке лекарственных средств, для которых сформирован перечень, утвержденный федеральными органами, в который включены торговые наименования, характеризующие те или иные лекарственные препараты, то в описании объекта закупки могут быть указаны такие торговые наименования;
  • если речь идет о товаре, который должен обладать гарантийным сроком, то требования о его наличии и предоставлении исполнителем по контракту соответствующих сведений в момент поставки товара подлежат включению в описание объекта закупки .

В том случае, если объект закупки описан с нарушениями указанных выше правил, должностное лицо заказчика, допустившее такие ошибки, может быть привлечено к и подвергнуться штрафу в размере до пятидесяти тысяч рублей.

Типичные ошибки при описании объекта закупки и варианты их исправления

При составлении описания объекта закупки нередко государственный заказчик допускает целый ряд ошибок, которые в последующем могут привести к судебному разбирательству по основанию необоснованного ограничения конкуренции. Среди типичных ошибок на сегодняшний день встречаются:

  • отсутствие указания на возможность поставки эквивалента для товара, если для него был указан конкретный товарный знак . В связи с этим законодатель позволил государственному или муниципальному заказчику отказаться от указания слов «или эквивалент», но обосновать в описании объекта закупки, по какой причине не может быть поставлен эквивалент указанного товарного знака, например, в силу технической несовместимости используемого заказчиком оборудования или машин с поставляемыми запасными частями других марок в силу их технического различия;
  • отсутствие конкретных технических характеристик поставляемого товара или выполняемых работ . В данном случае для исправления такой ошибки следует полностью переработать описание объекта закупки и привести его в соответствие с требованиями, установленными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ;
  • наличие противоречивых требований к потенциально поставляемому или выполняемому объекту закупки . Для исправления данной ошибки потребуется переработка документации о закупке и приведение ее в соответствие с требованиями действующего законодательства;
  • наличие слишком большого количества требований к объекту закупки, которые становятся излишними по своему содержанию . Такое излишнее описание может привести к неоправданному ограничению возможности участия в закупке широкого круга

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». Положения данного закона затронули закупочную деятельность заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. В частности, теперь, составляя техническое задание, заказчики при описании закупаемых ими товаров, работ и услуг должны использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, а также документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации 1 . К этим параметрам относятся требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы. При этом если заказчик использует не «внешние» параметры технических регламентов и стандартов, а какие-то свои собственные параметры, то он будет обязан обосновать в документации о закупке необходимость использования именно этих собственных требований к товару, работе или услуге.

Еще до вступления в силу указанного выше закона мы уже рассматривали эти новые требования в одном из размещенных на сайте материалов (см. статью «Стандартизация товаров, работ и услуг в документации о закупке в рамках 223-ФЗ»). В данной статье на материале Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) мы рассмотрим некоторые практические примеры описаний объектов закупки (составления технических заданий), которые заказчики делают уже в соответствии со вступившими в силу правилами.

Закупка товаров

В конце июля 2016 г. Публичное акционерное общество «РАО Энергетические системы Востока» в рамках 223-ФЗ объявило открытый конкурс на поставку каменного угля в период с августа 2016 г. по апрель 2019 г. Начальная (максимальная) цена договора составила 1 млн. 171 тыс. руб., а общий объем закупаемого угля - 216 480 тонн.

В техническом задании (в составе документации о закупке оно оформлено в виде отдельного файла в формате Microsoft Excel), в разделе «Технические требования» мы видим ссылку на 5 документов национальной системы стандартизации:

  1. ГОСТ 32464-2013 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования»
  2. ГОСТ 32354-2013 «Угли Дальнего Востока для энергетических целей. Технические условия»
  3. ГОСТ 32347-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей»
  4. ГОСТ 25543-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты. Классификация по генетическим и технологическим параметрам»
  5. ГОСТ 19242-73 «Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков»

Обратим внимание, что стандарты 2 и 3 касаются случая, когда поставщик угля будет поставлять уголь месторождений конкретных географических местностей - на них существуют отдельные ГОСТы. Кроме того, в разделе «Регламентирующая нормативная документация» присутствует ссылка на два стандарта, которые касаются уже не самого угля, а оценки их качества: ГОСТ 1137-64 «Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и брикеты. Правила приемки по качеству» и ГОСТ 10742-71 «Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и угольные брикеты. Методы отбора и подготовки проб для лабораторных испытаний». Это те стандарты, которыми заказчик собирается руководствоваться при приемке поставляемого товара. Отметим, что в техническом задании также содержится требование о том, что участник закупки должен представить в составе своей заявки сертификат качества изготовителя (оформленный в соответствии с требованиями Правил проведения сертификации угля, утвержденных постановлением Госстандарта России от 05.06.2000 № 32, с указанием срока действия сертификата) и оформленный протокол качества угля с подтверждением результатами химического анализа, проведенного независимой лабораторией ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева», и акт отбора направленной для анализа пробы предполагаемого к поставке угля, отобранной комиссионно с участием аккредитованного независимого эксперта.

Вместе с тем, в техническом задании также содержится еще один раздел, который называется «Качественные характеристики угля». В нем мы видим значения 6 параметров угля - марка, максимальная общая влага рабочего состояния, минимальная низшая теплота сгорания и т.д. Кроме того, здесь имеется указание на то, что к поставке не допускаются окисленные угли. Данные параметры выполняют функцию уточнения требований заказчика к объекту закупки в рамках существующих ГОСТов. Так, например, в задании говорится, что общая влага рабочего состояния топлива не должна быть выше 18 %. А в ГОСТе 32354-2013 «Угли Дальнего Востока для энергетических целей. Технические условия» указано, что значения данного параметра в зависимости от марки угля, размера кусков и других характеристик могут быть в диапазоне от 7 до 45 %. Но указанное в техническом задании значение укладывается в этот диапазон, поэтому здесь заказчик, как это и установлено в 223-ФЗ, использует именно требования, которые предусмотрены документами стандартизации.

Приведем еще один пример - теперь из практики закупок по 44-ФЗ. В середине августа 2016 г. Федеральное государственное казенное учреждение «Пятый объединенный авиационный отряд Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (Камчатский край) объявило электронный аукцион на закупку столового куриного яйца 1-й категории . Начальная цена контракта - 288,3 тыс. руб., требуемый объем закупки яиц - 30 тыс. шт. В техническом задании указан стандарт, которому должна соответствовать поставляемая продукция, - ГОСТ 31654-2012 «Яйца куриные пищевые. Технические условия». Для интереса скажем, что, в соответствии с этим стандартом, куриное столовое яйцо 1-й категории должно весить от 55,0 до 64,9 г.; пятна, точки и полоски на скорлупе яйца (от соприкосновения яйца с полом клетки или транспортером для сбора яйца) могут занимать не более 1/8 его поверхности; оно должно иметь определенную маркировку и т.д. Также отметим, что в данном стандарте содержатся не только требования, касающиеся характеристик самого яйца, но и правила приемки яиц и контроля их характеристик (в вышеприведенном примере по углю для этого существуют отдельные ГОСТы). Каких-либо других дополнительных или уточняющих требований к объекту закупки в техническом задании не содержится (опять же в отличие от вышеприведенного примера с углем). Но и в этом стандарте от поставщика яиц (но не от участника закупки!) требуется предоставление документов, подтверждающих их соответствие требованиям к качеству. В частности, речь идет о «сопроводительных документах, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 г. № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Отметим, что на яйца не распространяется действие Технического регламента ТР ТС - 021 - 2011 «О безопасности пищевой продукции» (объектом регулирования этого регламента является продукция уже переработанная, то есть произведенная в промышленных условиях и прошедшая определенную обработку), а также они отсутствуют в списке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия 2 . Поэтому яйца могут быть сертифицированы поставщиком только на добровольной основе (в данном случае «добровольно-принудительно», так соответствия продукции ГОСТу требует заказчик) в том или ином центре сертификации. Кроме того, еще одним документом, подтверждающим качество яиц, является заключение ветеринарно-санитарной экспертизы (ВСЭ), обязательность которой в отношении яиц установлена федеральным законодательством о ветеринарии 3 .

Закупка работ и услуг

В середине августа 2016 г. муниципальное казенное учреждение «Управление по эксплуатации административных зданий города Перми» в рамках 44-ФЗ объявило электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту чердачного перекрытия в одном из административных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 274 тыс. руб. В техническом задании нет ссылок на ГОСТы, которые бы касались непосредственно указанных в нем 456 видов работ по капитальному ремонту (разборка полов, устройство гидроизоляции, установка дверей и т.д.). Причина этого в том, что какого-то общего ГОСТа или технического регламента касательно капитального ремонта административных зданий не существует (в отличие, скажем, от капитального ремонта многоквартирных домов - здесь есть соответствующий ГОСТ 4). Однако в феврале 2016 г. был принят ГОСТ Р 56860-2016 «Оценка качества работ, выполняемых членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Общие положения и требования к оценке», который вступил в действие с 01.09.2016 с правом досрочного применения. Отметим, что этот ГОСТ в принципе мог бы быть использован заказчиком при составлении технического задания, тем более что его применение касается уже к оценке качества работ по капитальному ремонту.

Вместе с тем, в техническом задании есть ссылки на ГОСТы в том его разделе, который касается показателей товаров, используемых при выполнении работ. Например, в отношении ламинированного покрытия (ламината) в задании указывается, что данный товар должен соответствовать ГОСТу 32304-2013 «Ламинированные напольные покрытия на основе древесноволокнистых плит сухого способа производства. Технические условия», а также приводятся 2 конкретные требуемые характеристики ламината класс применения 33 (производственные помещения, повышенная нагрузка) и толщина покрытия 12 мм. Обратим внимание, что значения этих двух конкретных характеристики, которые заказчик указал отдельно, находятся в диапазоне значений, допускаемых вышеуказанным ГОСТом. Поэтому так же, как и в случае с закупкой угля (см. выше), заказчик здесь уточняет необходимые ему характеристики товара именно в рамках ГОСТа. Соответственно, от участника закупки требуется указать в своей заявке значения приведенных в задании показателей.

Наконец, рассмотрим пример, связанный с закупкой услуг. В августе 2016 г. государственное автономное учреждение Тюменской области «Волейбольный клуб «Тюмень» в рамках 223-ФЗ объявило запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по организации общественного питания своих спортсменов. Срок оказания услуг - с сентября по декабрь 2016 г. включительно, начальная (максимальная) цена договора составила 2 684 тыс. руб. В техническом задании мы видим, что заказчик установил требование о соответствии закупаемых услуг следующим ГОСТам:

  1. ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия»
  2. ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу»
  3. ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции»

Также в техническом задании говорится о том, что качество продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий, должно соответствовать ГОСТам либо техническим условиям (ТУ). Однако данный пример приходится разбирать более критически, чем предыдущие.

Во-первых, заказчик не учел, что первые два ГОСТа на момент объявления запроса котировок уже были отменены.

Во-вторых, в отношении непосредственного процесса оказания услуг общественного питания действует гораздо больше ГОСТов, которые заказчик должен бы был использовать при составлении технического задания. К ним относятся:

  1. ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»
  2. ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия»
  3. ГОСТ 30524-2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу»
  4. ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования»
  5. ГОСТ 32692-2014 «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания»

В-третьих, заказчику следовало бы также указать в техническом задании, что продукты питания, используемые при оказании услуг, должны соответствовать действующим техническим регламентам, например, Техническому регламенту «На масложировую продукцию» (ТР ТС - 024-2011), Техническому регламенту «На соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС - 023-2011) и т.д.

В-четвертых, требовать выполнения вышеупомянутого международного стандарта ИСО имеет смысл не напрямую, а в привязке к реализации такого специально разработанного стандарта как ГОСТ Р 55889-2013 «Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания. Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО 22000-2007 для индустрии питания».

В целом, следует сказать, что в отношении различных работ и услуг заказчикам пока далеко не всегда удается использовать ссылки на технические регламенты или документы стандартизации. Прежде всего, это связано с разнообразием услуг и работ и отсутствием соответствующих регламентов и ГОСТов, которые бы относились к тем или иным услугам (работам). Но заказчикам необходимо внимательно следить за появлением новых документов на сайте Росстандарта (www.gost.ru), ведь нельзя исключать, что если уже есть ГОСТы, которые касаются ремонта и технического обслуживания холодильных приборов и стиральных машин, то в будущем может появиться и ГОСТ, который будет касаться, например, заправки картриджей для печатных устройств. Одновременно заказчикам не следует забывать, что если технического регламента и (или) ГОСТа, который относится к закупаемым ими услугам или работам, пока нет в природе, то необходимо обосновывать использование в техническом задании своих собственных требований именно этим обстоятельством.

1 П. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2 Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

3 Ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»

4 ГОСТ Р 56193-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования.»

Стоит обратить внимание на ст. 3 223-ФЗ, которая претерпела огромные изменения с 1 июля 2018 года.

Ст. 3 Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.

3. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Прямое указание законодателя об обязательстве заказчика описывать предмет закупки.

6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

При описании предмета закупки нельзя предъявлять требования, которые ограничат количество участников.

ст.3 Закона № 223-ФЗ:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При описании объекта закупки заказчик как правило формирует документ, который называется «техническое задание».

При этом законодатель прямо не предусматривает, что при закупках заказчик обязан составлять техзадание. Документ нужен, чтобы поставщик понимал требования к объекту закупки, а заказчик получил именно ту продукцию, которая нужна.

На практике заказчики используют и другие названия: «Спецификация», «Смета», «Дефектная ведомость».

Требования, которые содержатся в ч. 6.1 ст.3, ч.9 ст.4 223-ФЗ, говорится, что в техзадании как правило указывают:

  • характеристики объекта закупки;
  • количество товара, объем работ или услуг;
  • срок и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • другие сведения в зависимости от объекта закупки.

Характеристики товаров

Характеристики делят на четыре типа:

  • Функциональные
  • Технические
  • Качественные
  • Эксплуатационные
.

Функциональные характеристики

Основное и дополнительные назначения объекта закупки, условия использования.

Пример

«Поставляемый товар должен быть пригоден для применения в копировально-множительной технике всех типов».

«Товар должен соответствовать функциональным характеристикам, установленным производителем для предлагаемого к поставке товара».

Технические характеристики

Технические свойства объекта закупки, в том числе показатели, которые не могут меняться, диапазоны значений, минимальное или максимальное значение.

Пример

«Диапазон измеряемых расходов - не менее чем 0,6 куб. м/ч, но не более чем 650 куб. м/ч».

«Рабочее давление газа - не более 1,6 МПа».

Качественные характеристики

Показатели, по которым заказчик определит, отвечает ли объект закупки требованиям законодательства, стандартам, техническим регламентам.

Пример

«Поставляемый товар не должен иметь дефектов, связанных с материалами и (или) работой по его изготовлению либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя (поставщика)».

«Поставляемый товар должен быть новым, не ранее 2018 года выпуска, не использованным ранее, не подвергавшимся ранее ремонту (модернизации или восстановлению)».

Эксплуатационные характеристики

Надежность и работоспособность объекта закупки, условия эффективной эксплуатации.

Пример

«Нормативный срок эксплуатации - не менее пяти лет».

«Товар должен быть безопасен в использовании».

Функциональные, технические и качественные характеристики в техзадание включают обязательно. Эксплуатационные - при необходимости. Заказчики не обязаны выделять характеристики в техзадании отдельно.

Нерационально прописывать качественные характеристики в одном блоке, а технические - в другом. Прописать все сведения в одном разделе удобнее и проще

Для удобства информацию о характеристиках продукции можно брать из каталога товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ.

Пример технического задания:

Техническое задание
Наименование Ед.изм. Количество Требования к качеству, безопасности, техническим и функциональным характеристикам
1 Кофейный напиток кг 300

Заказчик вправе включить в техзадание иллюстрации, картинки и эскизы.

НО! Графические изображения не должны вводить участников в заблуждение, приводить к разночтению в документации

Пример: требования в документации привели к разночтению

Заказчик закупал мебель конкурентным способом. В техзадании установил требования к продукции и конкретный ГОСТ, которому должен отвечать товар и дополнил документацию иллюстрированными примерами мебели, которую планирует приобрести. В описании одного вида изделий указал - «высота не менее 780 мм, не более 780 мм», но в эскизе этого же наименования требование к высоте прописали «780-800 мм». Заявку участника, который в заявке прописал характеристики на основе данных из иллюстрации, отклонили. Участник подал жалобу в ФАС. Жалоба признана обоснованной. «Разница в иллюстрации и текстовой части техзадания привела к разночтению. Заказчик нарушил пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ» (решение Тюменского УФАС от 02.02.2018 № Т18/07-223).

Заказчик вправе прописать требование к товару, когда закупает работы или услуги - включить в документацию ГОСТы товаров, которые контрагент обязан использовать в работе.

Можно ли прописать требование к возрасту техники?

Да, заказчик вправе предъявлять требования к возрасту продукции.

Заказчик провел конкурентную закупку техники по Закону № 223-ФЗ. В техзадании прописал критерий: «Тягач с годом выпуска не старше 2 (двух) лет».

Участник счел требование незаконным и обратился ФАС. Основание: условие ограничило количество участников.

Жалоба признана необоснованной. «Заказчик вправе предъявлять требования к качеству и техническим характеристикам закупки. Критерии возраста техники не противоречит положениям Закона № 223-ФЗ».

Решение Тюменского УФАС от 12.07.2017 № Т17/103-223.

Количество

Заказчик обязан прописать количество товара или объем работ и услуг, которые закупает.

Закупаете муку: «Количество товара: 200 кг».

Включить примерное количество продукции в извещение нельзя.

(п.3 ч.9 ст.4 № 223-ФЗ)

Срок поставки

Заказчик вправе прописать срок исполнения договора конкретной датой или периодом времени.

При закупке канцтоваров: «Не позднее 31 мая 2018 года» или «В течение 10 дней с даты заключения договора».

Когда договор предполагает не единовременную поставку: «Ежемесячно по заявке заказчика, в течение двух рабочих дней с даты получения заявки» или «Ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца».

Место поставки

Указывается место, куда должны поставить продукцию, - адрес или территорию. Например, закупаете поставку канцелярии. В техзадании заказчик указал: г. Москва, ул. Ленина, д.1, офис 101.

Территорию уточняют, когда точно определить адрес нельзя, например, при закупке транспортных услуг.

Пример формулировки: «Место оказания услуг: Волгоградская обл., Светлоярский район, с. Цаца».

Что нельзя указывать в техзадании?

С 1 июля 2018 года заказчикам по 223-ФЗ нельзя включать в документацию ряд требований к продукции. Запретили включать в техзадание (п.2 ч.6.1 ст.3):

  • товарные знаки (но есть исключения!);
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • название страны происхождения товара.

п.2 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Правило действует, если условия необоснованно ограничат количество участников. При этом предусмотрели исключение: требования из списка заказчик вправе включить, когда нет другой возможности более точно прописать характеристики объекта закупки.

Отличия понятий «товарный знак» и «торговая марка»

Товарный знак - это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в госреестре товарных знаков, выдают свидетельство.

Торговая марка - это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара.

Два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации. Чтобы торговую марку превратить в товарный знак , организация или ИП ее регистрирует (ст. 1481, 1477 ГК, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 № 05АП-11609/2015).

Наименование товарного знака заказчик обязан сопроводить фразой «или эквивалент» (п.3 ч.6.1 ст.3). Важно установить параметры эквивалента.

Заказчик закупает бумагу. В техзадание можно включить фразу: «Бумага «Снегурочка» или эквивалент».

Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком.

В законе 223-ФЗ прямо указано, что слова «или эквивалент» следует добавлять только к товарному знаку (п.3 ст.6.1 ст.3 223-ФЗ).

Когда вместе с работами или услугами закупаете товары, заказчик вправе указать конкретную марку. К товарному знаку добавьте фразу «или эквивалент».

Заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал грунтовку «Тифенгрунд» или эквивалент.

Если поставите эту фразу рядом с продукцией или технологией, которые не являются товарным знаком, ФАС посчитает это нарушением.

Четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно

П.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ (исключения)

    Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете.

    Например, используете в работе принтер конкретной марки и заказчику необходимы только оригинальные картриджи к данному принтеру. В техзадании в этом случае можно прописать товарный знак без слов «или эквивалент».

    Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей?

    Если покупаете картриджи для оборудования, которое уже используете - да.

    Если нет, то закупить картриджи конкретной марки можете с фразой «или эквивалент».

    Заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». ФАС признала такие действия нарушением: «заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек».

  1. Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже используете. Закупаете зарядные устройства для ноутбуков или мобильных телефонов. Тогда в документации вправе прописать требование к товарному знаку.
  2. Закупаете товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ.
  3. Закупаете товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.

Как применять ГОСТы

Заказчики применяют госстандарты, когда описывают объект закупки. При этом необходимо учитывать технические регламенты, документы из национальной системы стандартизации, другие требования к объекту закупки. Это предусмотрено п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ. Закупку товаров, работ, услуг, которые не подпадают под техрегламенты и национальные стандарты заказчик обязан обосновать. Такие правила введены статьей 25 Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ.

Продукция, на которую обязательно нужен сертификат, прописана в постановлении Правительства от 01.12.2009 № 982.

Технические регламенты. Техрегламент устанавливает обязательные требования к товарам, работам, услугам. Например, к продукции, проектированию, производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации.

Технический регламент принимают:

  • федеральным законом;
  • постановлением Правительства;
  • нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;
  • международным договором России, который подлежит ратификации;
  • ратифицированным международным договором России;
  • указом Президента.

Например, для мебели действует технический регламент ТР ТС 025/2012, который утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.10.2012 № 189.

Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям техрегламентов, производитель должен получить сертификат или оформить декларацию соответствия. Заказчик требует от исполнителя сертификат или декларацию, когда составляет документацию о закупке. Технические регламенты размещают на сайте Росстандарта.

Документы национальной системы стандартизации. К документам национальной системы стандартизации относят:

  • национальный стандарт;
  • основополагающий национальный стандарт;
  • предварительный национальный стандарт;
  • правила стандартизации;
  • рекомендации по стандартизации;
  • информационно-технические справочники.

В закупках применяют национальные стандарты и информационно-технические справочники, которые есть на сайтах www.gost.ru , docs.cntd.ru .

Национальный стандарт разрабатывает технический или проектный технический комитет по стандартизации, а утверждает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. В стандарте устанавливают общие характеристики товара, работы, услуги. Документ рассчитан для всеобщего применения (федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ).

В России в качестве межгосударственных и национальных стандартов применяют соответственно ГОСТ и ГОСТ Р. Заказчики в документации о закупке вправе ссылаться на оба стандарта. Сведения о ГОСТ и ГОСТ Р размещены на официальном сайте Росстандарта (gost.ru).

Информационно-технический справочник

В документе описаны технологии, процессы, методы, способы, оборудование. На сайте Росстандарта размещено 10 справочников, которые применяют к различным работам. Пример - информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015 «Производство цемента», который действует с 1 июля 2016 года.

Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям национальных стандартов, производитель или поставщик получает сертификат. Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, чтобы участник представил сертификат соответствия вместе с сопроводительными документами к продукции.

При описании объекта закупки заказчик использует стандартные показатели из ГОСТов, СНиПов, технических регламентов.

В техзадание достаточно включить ссылку на конкретный ГОСТ , технические условия и санитарные нормы. Прописывать характеристики, которые предусмотрены в стандартах, не обязательно. Такие действия не нарушат пункт 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Пример

Заказчик не уточнил характеристики из стандарта

Заказчик включил в документацию требование, чтобы товар отвечал конкретному ГОСТу. Характеристики, которые предусмотрены стандартом, не прописал. Участник пожаловался в ФАС. Контролер посчитал, что заказчик прописал не все сведения и нарушил п.1 ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и ч.1 ст.17 Закона № 135-ФЗ.

Учреждение опротестовало решение антимонопольного органа. Суд признал выводы ФАС ошибочными. Закон № 223-ФЗ не запрещает устанавливать условие, согласно которому продукция должна отвечать требованиям нормативно-технических документов. Ссылки на государственные стандарты, санитарные правила заказчик вправе прописать в техзадании. Условие: документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики предмета закупки (п. 3 обзора судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018).

ВАЖНО:

Не забывайте проверять, действует ли ГОСТ!

Если заказчик укажет недействующий стандарт, неверно опишет объект закупки - основание для обжалования закупки в ФАС.

Не забудьте проверить, чтобы ГОСТ и показатели товара отвечали друг другу.

Заказчик закупал краску. В описании он указал ГОСТ и характеристики: «Эмаль ПФ-115 высшего или первого сорта. Цвет - черный». Но по ГОСТ, который указан в документации - эта краска черного цвета может быть исключительно первого сорта.

Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки.

Заказчик закупает спецодежду для медицинского персонала. В документации указал ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий».

Выдержка из ГОСТ 12.4.280-2014:

«Настоящий стандарт не распространяется на спецодежду разового (кратковременного) использования, на стерильную спецодежду для всех отраслей медицины, спецодежду для работающих в чистых помещениях».

Пример

Что делать, если в документации заказчик указал недействующий ГОСТ?

Если сроки позволяют, внесите изменения в документацию о закупке.

Если срок для внесения изменений истек - отмените закупку. Если ошибку обнаружили на этапе рассмотрения заявок или на этапе заключения договора, тогда заявки рассмотрите, договор заключите на условиях, которые указали в извещении и документации о закупке.

Как описать продукцию, которая подпадает под 2 ГОСТа?

Заказчик указывает, что товар должен отвечать нескольким ГОСТам. В тех.задании устанавливаются показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу.

При закупке пшеничного хлеба в техзадании заказчик указал: «хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012».

Однако, если включить в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, это будет нарушением, так как этот показатель указан только в ГОСТе 27842-88 и будет противоречить ГОСТу 31805-2012.

Вправе ли заказчик указать в техзадании цвет товара?

Закон не запрещает прописать требование к цвету товара. Однако есть риск, что участник пожалуется в ФАС.

Если цвет товара - принципиальная характеристика.

Заказчик в описании объекта закупки указал, что нужны хирургические нити синего цвета. Один из претендентов подал в ФАС жалобу. ФАС признала жалобу необоснованной, а потребность учреждения - объективной. Синий цвет - наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма, поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции.

Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?

Заказчик не обязан во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Если нужно провести закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то можно использовать характеристики и показатели, которые установил официальный производитель.

НО!!! Заказчик обязан обосновать , почему не применяет ГОСТы, стандарты, технические регламенты.

Если объект закупки не подходит под описание из техрегламентов и национальной системы стандартизации, заказчик вправе установить другие требования к товарам, работам, услугам. При этом нужно обосновать, почему заказчику необходима продукция с другими характеристиками.

п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.

Формулировка обоснования

Пример 1. Товар, работа, услуга с конкретными характеристиками нужна, чтобы «…повысить уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений».

Пример 2. Закупается продукция, которая необходима для «…взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных».

Можно ли при описании объекта закупки взять характеристики товара с сайта производителя?

Можно, при этом характеристики не должны ограничивать конкуренцию.

Необходимо изучить аналоги товара, которые представлены на рынке. Выявить отличные параметры и установить характеристики, под которые будут подпадать несколько товаров.

Заказчик планирует купить сушильную машину ВС-30. На рынке также представлены аналоги - ST-33 и UU 075. Характеристики машин:

Чтобы не ограничить конкуренцию, объект закупки описывают, например, так:

  • наименование продукции - сушильная машина;
  • загрузка - не менее 30 кг и не более 35 кг;
  • объем барабана - не менее 634 л;
  • вид обогрева - электрический и другие виды обогрева (при наличии).

Подобные показатели не ограничат конкуренцию и позволят поставить продукцию разных производителей. п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Одной из обязанностей заказчика при осуществлении госзаказа является описание объекта закупки. Данное описание необходимо отразить в закупочной документации. Требования, предъявляемые к описанию объекта закупки, отражены в ст. 33 ФЗ-44. Как описать объект закупки правильно, и какие нарушения допускают заказчики при описании объекта закупки – об этом расскажем в настоящей статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание объекта закупки по 44-ФЗ (пример)

Одной из обязанностей заказчика при осуществлении госзаказа является описание объекта закупки. Данное описание необходимо отразить в закупочной документации. Требования, предъявляемые к описанию объекта закупки, отражены в ст. 33 ФЗ-44. Как описать объект закупки правильно, и какие нарушения допускают заказчики при описании объекта закупки – об этом расскажем в настоящей статье.

Что необходимо включать в описание объекта закупки в документации?

Мы уже указали, какой статьей регламентируется описание объекта закупки – статья 33 Закона о контрактной системе. Данная норма закона содержит требование, согласно которому в описании объекта закупки должны включаться следующие данные :

  • функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (если есть необходимость);

Пример: закупка принтера. Указываем следующие характеристики: максимальный формат печати – А4, максимальное разрешение печати не менее 1200*1200 точек на д., скорость монохромной печати – не менее 38 листов в минуту, емкость лотка – не менее 150 листов, наличие интерфейса USB.

  • при описании объекта закупки должны использоваться показатели, условные обозначения, требования, терминология в отношении характеристик объекта закупки, которые отражены в соответствующих технических регламентах, документах, применяемых в рамках национальной системы стандартизации;

Пример: при закупке детской мебели стоит руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012.

Обратите внимание! Если заказчик не использовал терминологию, отраженную в технических регламентах или документах национальной системы стандартизации, то применение иной терминологии должно быть обосновано в документации о закупке.

Пример: закупка стола детского; указываем следующие показатели: высота – 460 мм, глубина – 550 мм, высота – 1030 мм.

  • требования к гарантийному сроку объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки может содержать:

  • ссылку на товарные знаки товара, но только для тех случаев, когда при выполнении работ или оказании услуг необходимо будет использовать товар, который не является предметом контракта;

Обратите внимание! При использовании товарного знака в данном случае обязательно необходимо указывать слова «или эквивалент». Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.

  • спецификации, планы, эскизы, тестирования, фото, чертежи, результаты работ и т.д.

Скачать пример описания объекта закупки можно в конце статьи.

Обратите внимание! Для стандартизации в области описания объекта закупки по 44-ФЗ в 2017 году был разработан Каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный каталог размещен в ЕИС . Каталог предназначен, в том числе для единообразного описания объекта закупки. На официальном сайте госзакупок 07 октября 2017 года была размещена новость о формировании каталога, а также отмечено, что о возможности использования заказчиками данного каталога непосредственно при формировании информации и документов в ЕИС заказчики будут уведомлены дополнительно.

Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • место происхождения товара;
  • название производителя;
  • иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение – у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки .

Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов, технологического оборудования у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по контракту. Исключение – случаи, когда Закон о контрактной системе допускает установление таких требований .

Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания

Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.

Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).

Как не допускать ошибок при ведении закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы "Эконом-Эксперт". В ней вы сможете создать и проверить на наличие ошибок план-график и план закупок, подготовить отчет о закупках у СМП, рассчитать НМЦК и многое другое. Подробности о программе .

Судебная практика по вопросу требований к описанию объекта закупки

Нередко заказчикам приходится в суде доказывать объективность описания объекта закупки, его соответствие требованиям закона. Рассмотрим несколько примеров, когда суд подтвердил правоту заказчика, а также примеры описания объекта закупки, где суды указали на нарушения.

Примеры из судебной практики с ошибками при описании объекта закупки

Пример 1. Детская городская больница проводила закупку детских каш. Антимонопольное ведомство выдало предписание заказчику об устранении нарушений в связи с тем, что описание объекта закупки ограничивало количество участников, а точнее, было сформулировано таким образом, что под него подходили каши только одного производителя.

Антимонопольный орган отметил, что заказчик незаконно уменьшил максимальные значения витаминно-минерального состава товара, который установлен Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции. Что, в свою очередь, привело к сужению круга участников закупки. Судом было установлено, что требованиям технического задания соответствовали каши только трех производителей. В то время как каши еще 4 производителей не соответствовали по отдельным показателям. В тоже время, начальная максимальная цена была сформирована таким образом, что предложить к поставке возможно было каши только одного производителя.

Учитывая данные обстоятельства, суд отметил, что характеристики, указанные заказчиком, были направлены не на определение поставляемого объекта закупки его потребностям, а на закупку товара конкретного производителя.

Суд учел тот факт, что заказчик не смог обосновать необходимость снижения максимальных значений витаминно-минерального каш, которые установлены в Единых санитарных требованиях (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2016 года по делу №А58-5295/2015).

Пример 2. Заказчик закупал лекарственные препараты, указав при этом в документации по закупке требования к форме таблеток, способу их деления, фасовке. Вместе с тем, суд отметил, что данные характеристики не относятся к фармакологическим свойствам лекарственных препаратов, ни связаны с их терапевтической эффективностью. Также был выявлен факт того, что данным требованиям соответствует лекарственный препарат только одного производителя. В действиях заказчика были выявлены нарушения норм Закона о контрактной системе (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Примеры из судебной практики, когда суды подтвердили законность описания объекта закупки

Пример 1. Медицинское учреждение объявило закупку лекарственного препарата. В документации было отражено требование к упаковке – флакон или иной эквивалент, который позволит обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Антимонопольное ведомство посчитало, что подобное требование ограничивает количество участников закупки и выдало предписание заказчику.

Верховный Суд РФ отметил, что в данном случае предъявленные заказчиком требования о поставке лекарственных препаратов во флаконе обусловлено спецификой назначения и способа его применения. А именно, вскрытая ампула не даст возможности в течение требуемого времени сохранить лекарство. Учитывая данное обстоятельство, закупка лекарственных препаратов в ампулах приведет к тому, что бюджетные средства будут расходоваться неэффективно.

Также суд отметил, что зафиксировано несколько производителей, которые выпускают необходимый лекарственный препарат во флаконах, в самой закупке участвовали 7 компаний, который предлагали товар от двух разных производителей (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Пример 2. Заказчик проводил закупку камер наблюдения. Антимонопольный орган выявил нарушение в описании объекта закупки – отсутствие конкретных показателей. Ведомство посчитало нарушением указание в описании товара следующих фраз заказчика (выделено курсивом): «камера видеонаблюдения должна поставляться в сборе с солнцезащитным козырьком и кронштейном со сквозной проводкой кабеля, который обеспечивает защиту кабеля от механических повреждений и воздействия атмосферных осадков; камера должна быть антивандальной и иметь корпус усиленного класса надежности, что позволяет использовать ее на неспокойных объектах, там, где отмечается не только неблагоприятное воздействие среды, но и, так называемый, человеческий фактор».

Суд отметил, что такие фразы заказчика нельзя определить как конкретные показатели объекта закупки, потому что они описывают назначение товара. При этом в решении суда отмечено, что само по себе использование таких фраз, которые поясняют необходимость отмеченных ранее характеристик товара (солнцезащитный козырек, кронштейн, антивандальная функция, корпус усиленного класса надежности), в разделе «Характеристика товара» не дает оснований для того, чтобы отнести их к характеристикам товара. Суд отметил, что спорные словосочетания носили характер пояснений, а не требований к показателям объекта закупки (Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.02.2017 года по делу №А17-4579/2016).

Пример 3. Дошкольное учреждение проводило закупку работ по выполнению капитального ремонта отопления. В вину ДОУ вменялось отсутствие названия ГОСТов в описании объекта закупки, которым должен соответствовать товар, используемый при проведении работ. Вместе с тем, суд указал, что само по себе указание на необходимость соответствия товаров, используемых при проведении работ, требованиям ГОСТ без указания, какого именно ГОСТ, не может расцениваться как нарушение, так как участники закупки могут самостоятельно ознакомиться с требованиями государственных стандартов и сопоставить ГОСТ к товару (Постановление АС Московского округа от 16.08.2017 года по делу №А40-172144/2016). 1024. Массовая доля белка, %, должна быть не менее 3,0. Кислотность, °Т, не более 21. Массовая доля сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО), %, не менее 8,2. Фосфатаза или пероксидаза (для пастеризованного, топленого и ультрапастеризованного продукта без асептического розлива) не допускается. Массовая доля жира должна быть 3,2%.

Продукт должны транспортировать специализированными транспортными средствами в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта.
Упаковка должна быть стеклянная или полимерная объем не более 1л. Остаточный срок хранения на момент поставки – 70% от срока хранения.