Оценки международной конкурентоспособности стран и компаний: сравнительная характеристика. Конкурентоспособность страны

Ни один показатель, взятый в отдельности, не может дать достоверного представления об уровне конкурентоспособности страны, а сама макроконкурентоспособность в значительной степени формируется иод влиянием факторов, не имеющих количественного выражения. Поэтому для характеристики конкурентоспособности стран стали использовать меж- сграновые рейтинги. Преимущество рейтингов заключается в том, что они дают (даже при допущении ошибок в методологии расчета) синтетическое выражение конкурентных преимуществ страны. Так как распределительная способность страны в глобальной экономике определяется всей суммой присущих ей свойств, рейтинги конкурентоспособности следует признать в качестве показателя, наиболее точно отражающего конкурентоспособность стран.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности

Международный экономический форум (World Economic Forum - WEF) составляет рейтинг конкурентоспособности стран с 1979 г. и ежегодно публикует их в виде «Отчета по глобальной конкурентоспособности » (The Global Competitiveness Report). Рейтинг составляется на основе расчета индексов, осуществляемого ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний анализируемых стран, и основывается на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. Отчет содержит детальные описания конкурентоспособности стран с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее важным конкурентным преимуществам и недостаткам, выявленных на основе анализа. Помимо этого в нем приводятся рейтинговые таблицы, а также тематические разделы, посвященные детальному исследованию ряда стран и регионов.

Первоначально рейтинг стран определялся на основе Сводного Индекса конкурентоспособности. С 2000 г. стали применять два индекса: Индекс роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index - GCI) и Индекс текущей конкурентоспособности (Current Competitiveness Index - CCI)". Каждый Индекс имел особую технологию расчета. Страна могла иметь разный ранг в рейтинге (см. таблицу 7.2).

Индекс роста конкурентоспособности, разработанный под руководством Джеффри Сакса, предназначался для измерения влияния факторов, обеспечивающих устойчивый рост экономики (темп роста ВВП на душу населения) в среднесрочной перспективе (5-10 лег). Он рассчитывался на основе оценки 155 показателей, аруппированных в 8 факторов конкурентоспособности: открытость экономики для международной торговли и финансов (13 индикаторов); роль государственного бюджета и регулирования (22 индикатора); развитие финансовых рынков (24 индикатора); качество инфрасэруктуры (16 индикаторов); качество технологий (23 индикатора); качество делового уиравления(23 индикатора); мобильность рынка труда (17 индикаторов); качество юридических и политических институтов (23 индикатора). На основе группировки факторов рассчитывались три субиндекса: «макроэкономическая среда» (The Macroeconomic Environment Index), «общественные институты» (The Public Institutions Index) и «технологии» (The Technology Index). Индекс роста конкурентоспособности определялся на основе агрегации показателей этих субиндексов. При исчислении общего Индекса вес каждого субиндекса оценивался по-разному, в зависимости от уровня развития страны. Для инновационных экономик (имеющих более 15 патентов на миллион населения) субин-

ИРК концентрируется на конкурентоспособности как наборе институтов и экономической политики, позволяющих иметь высокие темпы в среднесрочной перспективе, в то время как НТК использует микроэкономические показатели модели институтов, рыночной структуры и экономической политики, призванные обеспечить высокий уровень благосостояния в данный момент. ИРК предназначен для прогнозирования перспектив роста в ближайшие пять лет, в то время как НТК дает представление о текущем потенциальном уровне производственных возможностей.

дексам придавались следующие удельные веса: «технологии» - 1/2, «макроэкономическая среда» и «общественные институты» - 1/4. Для не инновационных стран вес каждого субиндекса оценивалась в 1/3..

Страна/годы

Индекс роста конкурентоспособности

Индекс конкурентоспособности бизнеса

Сингапур

Нидерланды

Ирландия

Финляндия

Великобритания

Швейцария

Германия

Бразилия

Казахстан

Источник: The Global Competitiveness Report 2001-2002. - P. 32; The Global Competitiveness Report 2003. - P. 4; The Global Competitiveness Report 2004-2005. - P. xiii, - P. 60.

Индекс текущей конкурентоспособности был разработан иод руководством М. Портера и ориентирован на оценку конкурентоспособности с позиций микроэкономических, а не макроэкономических факторов, на которых акцентируется ИКР. Задача индекса состояла в том, чтобы на основе анализа микроэкономических показателей измерить текущий производительный потенциал, т. е. эффективность использования экономикой текущего запаса ресурсов. Фактически он был формой реализации идеи о том, что конкурентоспособность страны создается на микроуровне экономики благодаря способности фирм создавать ценные товары и услуги посредством эффективных методов производства. Поэтому с 2002 г. ето стали именовать Индексом микроконкурентоспособности (Microeconomic Competitiveness Index - MCI), a c 2003 г. Индексом конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Аналитический каркас ИКБ составил «ромб конкурентоспособности» М. Портера. Индекс нацелен на выявление факторов, поддерживающих высокий текущий уровень производительности и экономической активности бизнеса. Он строится преимущественно на базе результатов опроса руководителей фирм и рассчитывается как актированная сумма оценок переменных, объединенных в два субиндекса: индекс поведения и стратетии компаний (The company operations and strategy index) и субиндекс качества национальной предпринимательской среды (The quality of the national business environment index). Первый субиндекс оценивает «качество поведения национальных фирм», определяемое их нацеленностью на конкурентное соперничество. Для этого использовались такие показатели, как: уровень разви тия менеджмента и маркетинга, ориентация производства на нужды потребителя, уровень подготовки персонала и производственных связей между фирмами, природа конкурентных преимуществ, инновационная активность и др. Второй субиндекс оценивал «качество предпринимательской среды», в которой действуют фирмы, на основе анализа более, чем 20 показателей: уровень развития транспортной инфраструктуры и связи, уровень конкуренции на отраслевых рынках, степень бюрократизации, уровень отраслевых барьеров, эффективность работы институтов, эффективность рынков капитала, состояние трудовых ресурсов, условий организации бизнеса

Отличительная особенность ИКР - оценка субиндексов на основе учета стадии развития страны. Это объяснялось существованием зависимости между уровнем развития страны и типом применяемых конкурентных стратегий, т. е. использованием тех факторов, которые обеспечивают стране преимущества. При этом на основе показателя уровня ВВП на душу населения выделялись три группы стран. Страны, развивающиеся 1) на основе ресурсов (менее 2000 $ на душу), 2) на основе эффективности производства (менее 3000 - до 9000 $ на душу), и 3) на основе инновационных факторов (более 17000 S на душу). Чтобы учесть разную способность стран воспользоваться одинаковыми факторами, субиндексы агрегируются в сводный индекс с весами, зависящими от стадии развития страны.

В 2004 году ВЭФ переходит к использованию новой методики расчета, разработанной под руководством профессора Колумбийского университета Ксавьера Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Marlin). Новым аналитическим показателем стал (Global Competitiveness Index - GCI), объединивший в себе макро- и микроэкономические составляющие конкурентоспособности, т. е. соединил оценки, которые прежде давались раздельно в виде индексов MCI и BCI. GCI рассчитывается на базе 114 переменных. Две трети переменных формируются на основе данных, полученных из опросов 14000 руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес- климат в исследуемых странах), а одна греть - из статистических данных и результатов исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями в соответствующих странах. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей конкурентоспособности.

Методика расчета Индекса глобальной конкурентоспособности опирается на стадийный подход, где роль и степень влияния каждого фактора зависит от уровня (стадии) развития страны. Иначе говоря, одни и те же факторы действуют по-разному на разных стадиях развития страны, а поскольку страны различаются уровнем развития, то одним и гем же факторам следует придавать разные веса при определении значения Индекса. В згой связи все 12 показателей конкурентоспособности группируются в три блока. Каждый блок включает показатели, отражающие ключевые факторы повышения конкурентоспособности страны в зависимости от стадии ее развития. Одновременно блок выступает базой для расчета субиндекса - базовых потребностей, усилителя эффективности, факторов обновления, который будет использован при расчете Индекса глобальной конкурентоспособности (рис. 7.4).

Блок базовых потребностей включает показатели стран, которые находятся на «ресурсной стадии» развития. Источники повышения конкурентоспособности для таких стран - эффективное использование ресурсов. Для этого они должна сосредоточиться на обеспечении

1) главенства законов, 2) политической и макроэкономической стабильности, 3) конкуренции на рынках. Блок усилителей эффективности соответствует инвестиционной стадии развития, где конкурентоспособность достигается за счет интеграции национальной экономики в мировую через заимствование технологий и привлечение иностранных инвестиций. На этой стадии внимание должно уделяться 1) состоянию рынков, 2) инфраструктуры и 3) вопросам открытости экономики (валютный и таможенный режим). Блок факторов развития характеризует с траны, находящиеся на «инновационной стадии» развития. Эти страны совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей их. Их задача - создать условия для повышения качества предпринимательства и поддержания высоких темпов инноваций за счет 1) поощрения инвестиций в НИОКР, 2) совершенствования материальной базы производства, 3) накопления человеческого капитала.

Каждый блок - база для расчета субиндекса, являющегося составным элементом для расчета Индекса глобальной конкурентоспособности.

Весовая доля каждого блока определяется в зависимости от уровня развития страны, как показано в таблице 7.3. Это делается для того, чтобы учесть различия в степени влияния факторов на формирование конкурентоспособности стран, находящихся на разных уровнях развития. Кроме трех основных - стадия управления ресурсами, управления эффективностью и управления инновациями, выделены две промежуточные стадии развития. Выделение стадий производится на основе двух критериев: уровня ВВП на душу населения, определяемого в долларах СШЛ по рыночным курсам валют, и доли минерального сырья в общем экспорте страны. ВВП на душу населения не является определяющим показателем для отнесения к стадии развития, если доля минеральных ресурсов в экспорте страны больше 70%. На базе этой методики определяется значение (балл) Индекса глобальной КСП, которое варьируется от 1 до 7. Соотнося полученное значение со значениями но другим экономикам, стране присваивается соответствующий ранг в рейтинге глобальной конкурентоспособности (таблица 7.4).

Рис. 7.4.

Наиболее конкурентоспособными являются индустриально развитые страны , устойчиво занимающие на протяжении двух десятилетий верхнюю часть рейтинга при доминировании европейских стран (таблица 7.5). Шестой год подряд рейтинг возглавляет Швейцария. Ежегодно и ста- биль высокие результаты демонстрируют Финляндия, Германия, Великобритания, Нидерланды. Правда, значительно упал рейтинг Швеции и особенно Дании. Второе место в рейтинге, причем четвертый год подряд, занимает Сингапур. Лидерство США было прервано кризисом 2008-09 гг., но в 2014 г. они снова вошли в тройку лидеров. Стабильно повышает свой рейтинг Гонконг.

Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, устойчиво укрепляя свою позицию в первой тридцадке стран. При этом рост конкурентоспособности он обеспечивает не только за счет огромного рынка сбыта и дешевой рабочей силы, но и благодаря росту инновационности и усилителям эффективности. Что касается остальных экономик БРИКС, го они демонстрируют нестабильность развития. У ЮАР и Индии рейтинг устойчиво снижается на протяжении последних семи лет, а Бразилия и Россия показывают неустойчивую тенденцию к росту конкурентоспособности. Постепенно улучшают свое положение бывшие социалистические государства Европы, чего нельзя сказать о постсоветских странах, за исключением Казахстана. Устойчиво низкие показатели у стран Африки.

Таблица 7.3.

Пороговые значения стадий развития стран и веса субиндексов Индекса глобальной конкурентоспособности

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

ВВП на душу населения в $

Менее 2000 $

  • 9000-
  • 17000$

Более 17000 $

Вес субиндекса базовых потребностей

Вес субиндекса

усилителей

эффективности

Вес субиндекса факторов обновления

Бангладеш,

Азербайджан, Ал-

Бразилия,

Австралия,

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

Развитие на основе управления ресурсами

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Развитие на основе управления эффективностью

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

Развитие на основе управления инновациями

распределения стран по стадиям развития

Гвинея Замбия, Зимбабве, Индия, Кения, Кыргызстан, Мозамбик, Таджикистан, Танзания, Эфиопия (всего 37 стран)

жир, Ангола, Боливия, Иран, Кувейт, Ливия, Молдова, Монголия, Саудовская Аравия, Филиппины (всего 16 стран)

Болгария, Гвинея, Грузия, Египет, Китай, Румыния, Сербия, Таиланд, Украина, Южная Африка (всего 30 стран)

Казахстан, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Польша Россия , Турция, Чили (все- io 24 страны)

Германия,

Греция, Испания, Канада, Южная Корея, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, (всего 37 стран)

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2014. - P. 21-22.

Индекс глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Значение

Значение

Значение

Значение

Значение

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Германия

Нидерланды

Норвегия

Индекс глобальной конкурентоспособности

Субиндексы Индекса глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Казахстан

Бразилия

Таблица 7.5.

Тон-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций стран с 2007 но 2014 гг.

  • 2008-
  • 2009-
  • 2010-

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Финляндия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Нидерланды

Германия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Г ерма- ния

Финляндия

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

  • Тема 3 Влияние глобализации экономики на международные экономические отношения
  • Глава 4. Транснационализация мировой экономики и интеграция в нее российских тнк.
  • Глава 5. Международная конкурентоспособность государств. Теория м.Портера.
  • 5.1. Понятие международной конкурентоспособности.
  • 5.2. Теория международной конкурентоспособности м. Портера.
  • Стадии развития конкурентного государств.
  • Глава 6. Новые подходы к проблеме мировой конкурентоспособности.
  • 6.1. Необходимость оценки микроконкурентоспособности страны.
  • Российскую экономику, согласно этой методике, относя ко 2ой стадии развития, движимой эффективностью.
  • 6.3.Критика современных методик оценки конкурентоспособности.
  • Раздел 2. Структура современного мирового рынка. Конъюнктура и ценообразование на мировых товарных рынках в условиях глобальной конкуренции.
  • Тема 1. Изменение конъюнктуры и конъюнктуро-образующих факторов мирового рынка
  • 2.1.1 Изменение конъюнктуры и конъюнктурообразующих факторов мировых товарных рынков.
  • Тема 2.2. Особенности ценообразования на мировых товарных рынках.
  • Обратите внимание
  • Раздел 3. Международная торговля товарами
  • Глава 3.1 Изменение в динамике и структуре международной торговли в условиях глобальной конкуренции
  • Глава 3.2. Государственное и международное регулирование внешней торговли. Роль вто. Особенности внешнеторговой политики основных участников мировой торговли.
  • 3.2.1.Государственное регулирование внешней торговли.
  • Глава 3.1.Эволюция внешнеторговой политики России в 1990-2007-е гг.
  • Раздел 4. Новые тенденции в формах торговли услугами.
  • Тема 4.1. Изменения в формах торговли услугами.
  • 4.1.1. Сущность, виды и роль услуг.
  • Раздел 1 - Предпринимательские услуги, разделенные на 46 групп.
  • Раздел 2 – Телекоммуникационные услуги (25 групп).
  • Раздел 1у – Дистрибьюторские услуги (5 групп).
  • Раздел 1х – Туристские услуги (4 группы).
  • 4.1.2. Формы торговли услугами и их эволюция.
  • 4.1.3. Мировая торговля услугами в 1980-2000-е годы.
  • 4.1.4. Регулирование торговли услугами на национальном и международном уровнях
  • Глава 4.2.Международный обмен технологиями и информацией. Трипс.
  • 4.2.1. Понятие и роль технологий и информации в мировой экономике.
  • 4.2.2. Каналы и формы обмена технологиями. Технологический платежный баланс.
  • 4.2.3. Международная торговля продукцией высоких технологий и информационных технологий
  • 4.2.5.Регулирование технологий на национальном и многостороннем уровнях
  • Раздел 5. Изменения в международном движении
  • Глава 5.1. Тенденции и формы движения капитала в условиях глобализации экономики
  • 5.1.1. Сущность и формы международного движения капитала в условиях глобализации экономики.
  • По характеру использования Предпринимательский капитал Ссудный капитал
  • По направлению Финансовые вложения в зарубежные активы
  • Среднесрочный капитал
  • 5.1.2. Влияние глобализации экономики на распределение прямых и портфельных иностранных инвестиций.
  • 5.1.3. Участие России в международном движении капитала
  • Глава 5.2. Международное регулирование движения капитала и
  • 5.2.1. Основные направления регулирования международного движения капитала в условиях глобализации экономики.
  • 2001-2006 Годы.
  • Глава 5.3. Свободные экономические зоны в мировой экономике и особые экономические зоны в России.
  • Глава 5.4. Изменения в офшорном бизнесе и его роль в мировой экономике.
  • 5.5. Внешний долг и формы его урегулирования в глобальной экономике.
  • 5.5.1. Сущность внешнего долга и пути его формирования.
  • 5.6.2. Проблемы управления внешним долгом.
  • 5.6.3. Проблемы урегулирования внешней задолженности.
  • 5.6.4. Россия на рынке внешних заимствований.
  • 01 Января 2008г95.
  • Раздел 6. Валютно-финансовые фактора международных
  • Экономических отношений
  • Тема 6.1. Влияние международных расчетов и валютного курса на
  • Международные экономические отношения.
  • 6.1.2. Валютный курс и мировой валютный рынок.
  • 6.1.3. Валютная политика.
  • 6.1.4 Мировая валютная система в условиях глобализации экономики.
  • Тема 6.2.. «Платежный баланс и его значение для участия страны в
  • 6.2.1.Особенности платежных балансов стран с развитой экономикой и России: методология составления и структура.
  • 6.2.2. Регулирование платежного баланса.
  • Раздел 7. Регионализация и интеграция в международных экономических отношениях
  • Тема 7.1. Условия и предпосылки международной интеграции.
  • 7.1.1. Сущность и предпосылки международной экономической интеграции
  • 7.1.2. Основные формы региональной интеграции.
  • 7.1.3. Показатели и цели региональной экономической интеграции.
  • Тема 7.2. Особенности современного интеграционного процесса в мировом хозяйстве. «Новый регионализм» и глобализация экономики
  • 7.2.1. Соотношение глобализации и «открытого регионализма»
  • 7.2.2. Проявления нового регионализма и мегарегиональная интеграция в глобальной экономике.
  • Раздел 8. Изменение роли международных экономических организаций в регулировании международных экономических отношений
  • Глава 8.1. Основные направления экономической деятельности оон и ее роль в многостороннем экономическом сотрудничестве.
  • Глава 8.2. Место международных валютно-кредитных организаций и банков в системе международных экономических отношений.
  • 8.2.1. Международный валютный фонд.
  • 8.2.2. Экономическая и правовая основа принятия решений.
  • 8.2.3. Использование ресурсов мвф.
  • 8.2.3. Группа Всемирного банка.
  • 21.3. Валютно-кредитные организации ес.
  • Глава 8.3. Роль международного сотрудничества ведущих стран мира. Деятельность «Группы восьми» и участие России в международных экономических организациях.
  • 21 См. Материалы научно-практической конференции "Качество - инструмент повышения конкурентоспособности",06.09.2005,http://www.Invur.Ru/conf_cach4/index.Php?
  • 29Конкурентоспособность России растет // Финам 10.05.07 http://www.Newizv.Ru/print/69050
  • 90 Россия готова досрочно вернуть долг Германии// http://lenta.Ru/news/2006/04/27/paris/
  • 94 Россия даст денег Парижскому клубу//Финанс, 2006. № 16 (153).
  • Глава 5. Международная конкурентоспособность государств. Теория м.Портера.

    В данной главе рассматриваются понятие и роль международной конкурентоспособности государств, пути ее повышения в глобальной экономике. При изложении материала данной темы, основное внимание следует акцентировать на эволюции понятия «конкурентоспособность» в процессе углубления международного разделения труда и интернационализации производства. Раскрывается теория М. Портера, обосновывающая роль производительности для повышения конкурентоспособности государства в зависимости от используемых факторов и стадии развития экономики. Обращается внимание на углубление неоклассической трехфакторной модели Хекшера-Олина в условиях научно-технической революции и перехода экономики на инновационный путь развития.

    5.1. Понятие международной конкурентоспособности.

    В условиях глобализации экономики все более важное значение приобретает международная конкурентоспособность государств, которая тесно связана со способностью товаров, отраслей, корпораций, конкурировать на мировом уровне.

    Понятие конкурентоспособности может быть раскрыто применительно к различным экономическим субъектам:

      конкурентоспособность товара

      конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)

      отраслевая конкурентоспособность

      конкурентоспособность стран

    Это важно

    Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 16 В свою очередь при оценке конкурентоспособности стран и отраслей во внимание принимается способность конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

    По мере углубления международного разделения труда вопрос о том за счет чего достигается конкурентоспособность государств становится все более важным. Вслед за А.Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1768г.) , определил четыре начальных фактора – земля, капитал, природные богатства и труд, обусловливающие абсолютные преимущества государств в международной торговле, важный вклад разработку теории конкурентоспособности внес Д. Рикардо (1772-1823), обосновавший в труде «Начала политической экономии и податного обложения» понятие сравнительных преимуществ государств, ставшее основой международной торговли. Ключевая идея о том, что национальные экономики не только получают прибыль от абсолютных преимуществ с точки зрения создания себестоимости, была дополнена выводом о том, что при обмене товарами и услугами выигрывают обе страны, участвующие в международном обмене. Следствием теории сравнительных преимуществ является вывод, что с точки зрения долгосрочных интересов стран важно учитывать не только текущие выигрыши и убытки, но и перспективы обретения в будущем конкурентоспособности на мировом рынке. Другими словами текущие убытки могут быть не только компенсированы, но и перекрыты будущей выгодой.

    Мировая практика подтвердила гениальные выводы Д.Рикардо, которые в начале ХХ в. получили развитие в работах шведских экономистов Хекшера и Олина, обосновавших возникновение преимуществ у стран в международном разделении труда преобладанием у них того или иного фактора производства – земли, капитала, трудовых ресурсов. Вывод о том, что те факторы, которые избыточны стоят сравнительно дешевле и, следовательно, их выгодно вывозить, обменивая на продукцию, производимую с использованием дефицитных факторов производства долгое время был основой для организации эффективной внешней торговли стран.

    Однако в условиях научно-технического прогресса страны не всегда следовали трех-факторной модели Хекшера-Олина. Так, например США ввозили капиталоемкую продукцию, несмотря на наличие у них избыточных капиталов. Это исключение из общего правила получило название «парадокс Леонтьева» по имени американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева, описавшего необычную ситуацию с помощью разработанного им межотраслевого баланса США. Однако на основе активного внедрения достижений науки и техники США воспользовались другим фактором – высоко развитым научно-техническим потенциалом и наличием высококвалифицированных работников.

    Таким образом, переход от индустриальной стадии развития мировой экономики к постиндустриальной, углубление международного разделения труда, сопровождающееся ростом интернационализации производства и либерализацией движения капиталов делают проблему достижения международной конкурентоспособность все более важной для каждого государства. Обратите внимание

    В условиях углубления международного разделения труда и определенной специализации на мировом рынке страны стремятся создавать условия для повышения их конкурентоспособности за счет роста рентабельности производства, уровня производительности труда, расширения инновационной деятельности, совершенствования стратегического планирования и управления фирмой, адаптивности (способность быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия) к требованиям рынка и др.

    В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, точное приборостроение, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения. Среди основных отраслей промышленности Японии наиболее конкурентоспособны на мировом рынке - электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, роботостроение и др. Новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные отрасли по производству товаров массового потребления (одежда, обувь, бытовая электроника и др.), а также наукоемких изделий (электронные компоненты, персональные компьютеры, микроЭВМ, периферийное оборудование и др.) и все успешнее конкурируют с аналогичной продукцией Японии и стран Западной Европы. В свою очередь новым индустриальным странам Азии все большую конкуренцию на мировых рынках оказывает продукция аналогичных отраслей Китая и Индии, которые имеют сильные ценовые конкурентные преимущества.

    Стремление повысить международную конкурентоспособность проявляется при разработке экономической политики различных стран. В самом общем виде международную конкурентоспособность стран определила Комиссия по вопросам конкурентоспособности при президенте США, созданная в 1985г., которая в качестве основной цели обозначила способность страны в условиях свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка и реализация которых увеличивает благосостояние страны.

    В условиях все большей либерализации трансграничного перемещения факторов производства уровень международной конкурентоспособности страны во многом зависит от повышения качества жизни. Поэтому в 1992г. Национальный Совет по политике конкурентоспособности США понятие международной конкурентоспособности определил, как способность страны производить товары и услуги, которые отвечают требованиям спроса на мировых рынках, в то же время, обеспечивая гражданам высокий уровень жизни и возможности его сохранения в течение длительного времени.

    Различные стороны конкурентоспособности являются темой обсуждения и научных разработок в различных странах мира. Одной из первых стран, в которых вопросы международной и национальной конкурентоспособности становятся достижением общественности, стала Великобритания, где издана «Белая книга», в которой, как и в докладе для правительства Великобритании в качестве основы конкурентоспособности выделены знания, обеспечивающие новое качество экономики страны.

    Комплексный подход при оценке международной позиции страны использует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (в 1996г), с позиций поддержки способности компаний, предприятий регионов, стран и наднациональных регионов сохранять, в условиях открытости для международной конкуренции высокий уровень показателей дохода и занятости населения. В официальном определении ОЭСР конкурентоспособность определяется, как «степень, в которой страна может при условии свободных и честных рыночных отношений производить товары и услуги, способные удовлетворять требованиям международных рынков, и одновременно поддерживать и повышать в течение длительного времени реальные доходы своего населения» 17 .

    Значимость проблемы повышения международной конкурентоспособности подчеркивает функционирование трех основных центров по изучению конкурентоспособности стран. Первый из них - Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США). В данном институте, который возглавляет профессор Майкл Портер, изучают преимущественно конкурентоспособность в корпоративной плоскости. Два других центра располагаются в Швейцарии. Один из них - Всемирный экономический форум (ВЭФ) - находится в Давосе и осуществляет «Программу глобальной конкурентоспособности». Другой -в Международном институте развития менеджмента (МИРМ) в Лозанне. Эти институты составляют рейтинги конкурентоспособности стран и регионов. Отчеты, по глобальной конкурентоспособности, продуцируемые ими служат ориентиром для многих крупных предпринимателей и политиков, помогают определить слабые и сильные стороны той или иной национальной экономики с целью повышения международной конкурентоспособности. Данные отчеты так же дают сигналы для инвесторов о вкладах в ту или иную экономику. Это интересно

    Главное же различие в методологических подходах Давосского ВЭФ и Лозаннского МИРМ состоит как в различных определениях понятия конкурентоспособности, так и в показателях при исследовании мировой карты конкурентоспособности.

    Так, на Всемирном экономическом форуме в докладе «Глобальная конкурентоспособность» в 1996г. выделана способность страны добиваться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП. В ежегодных докладах ВЭФ глобальная конкурентоспособность оценивается как «результат взаимодействия комплекса политических и институциональных факторов, определяющих уровень эффективности национальной экономики и перспектив ее процветания» 18 .

    А во Всемирном ежегоднике по вопросам конкурентоспособности (2003г.), который издается МИРМ, выделяется сфера экономических знаний, как национальная основа создавать и поддерживать условия, обеспечивающие предприятиям возможность получать дополнительную стоимость и более высокий уровень благосостояния населения. Такому подходу соответствует стратегия стран-членов Европейского союза, которые в 2001г. приняли Лисабонскую декларацию и определили, что основой экономической политики до 2010 г. должно стать создание экономики, основанной на знаниях, способной к устойчивому экономическому росту и созданию большего количества рабочих мест, с более высоким качеством 19 . Усиление социальной направленности экономического развития, связывание его с уровнем и качеством жизни людей, с оценкой национального «человеческого капитала» становится определяющим при характеристике положения стран в мировой экономике и при определении их международной конкурентоспособности в условиях глобализации экономики.

    УДК 338.45

    Н.А. АРСЕНТЬЕВА

    КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН МИРА: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

    Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, методы оценки.

    Рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности стран мира различными международными

    институтами.

    N.A. ARSENTYEVA COUNTRY"S COMPETITIVENESS: THE APPROACHES TO ESTIMATION

    Key words: competitiveness, competitive advantages, methods of estimation.

    In clause approaches to estimation of world country’s competitiveness by different international institutes are

    observed in the article.

    В условиях сложившегося мирового порядка конкурентоспособность страны является результатом многонаправленных усилий, конечным результатом эффективной деятельности всех без исключения субъектов государства.

    Конкурентоспособность страны зависит не только от текущих финансовоэкономических, социальных и других показателей, но и от культурно-исторических факторов и перспектив развития государства.

    Каждое государство мира из ныне существующих сложилось под влиянием уникальных географических, исторических, социальных, природных, экономических и других условий. Крайне сложно привести к общему знаменателю маленькое островное государство Тихого океана, открытое всего несколько веков назад, и многомиллионную страну Западной Европы с богатейшим историческим и культурным наследием.

    Однако в той или иной степени конкурентоспособность стран мира находит отражение в многочисленных, основанных на глубоких исследованиях, рейтингах, регулярно выпускаемых всевозможными исследовательскими институтами и агентствами. Некоторые из этих исследований полностью посвящены проблеме определения конкурентоспособности различных держав, другие ставят перед собой более узкие, смежные цели.

    Рассматривая более узконаправленные исследования, направленные только на изучение отдельных показателей, влияющих на конкурентоспособность государства, можно выделить различные кредитные рейтинги, составляемые специализированными агентствами.

    Например, кредитный рейтинг каждой отдельной страны соответствует ее способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства. Наибольшим доверием в мире пользуются международные агентства «Standard & Poor’s», «Moody"s» и «Fitch».

    В настоящее время различные международные агентства трактуют кредитный рейтинг Российской Федерации в целом одинаково. Например, по мнению агентства «Standard & Poor’s», кредитным рейтингом России является Ввв, что может охарактеризовать ее как страну с достаточной способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, но чувствительную к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. Агентства «Moody’s» и «Fitch» придерживаются в целом такого же мнения.

    Повышение рейтинга страны ведет за собой и повышение конкурентоспособности отдельных ее субъектов. Как отметил министр финансов России Алексей Кудрин, повышение кредитного рейтинга Российской Федерации ведет к тому, что «и частные компании смогут повысить свои рейтинги, и тем са-

    мым для них уменьшаются процентные ставки по всем их облигациям и в отношении всех их обязательств» .

    Вместе с тем конкурентоспособность страны определяется не только ее платежеспособностью и политическим влиянием. Конкурентоспособная страна -это прежде всего та страна, в которой жизнь резидентов является комфортной и благополучной. Именно люди создают валовой продукт, осуществляют инвестиции и создают сбережения, поэтому от их квалификации, образовательного уровня и условий жизни зависит не только непосредственно эффективность их деятельности, но и эффективность функционирования государства в целом. В этой связи хотелось бы привести данные некоторых специализированных исследований, касающихся частных показателей конкурентоспособности стран мира, основанных на изучении социально-экономических показателей государств и уровне жизни населения:

    1. Согласно исследованию Программы развития ООН с целью выявления самых благоприятных для жизни стран на основе индекса человеческого развития (HDI) за 2009 г., Россия занимает 71-е место (позади Белоруссии, Албании и Панамы), однако она относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Индекс человеческого развития состоит из трех основных показателей: валового внутреннего продукта, продолжительности жизни и грамотности. Очевидно, какой из них является «слабым звеном» России - по продолжительности жизни страна находится на 119-м месте. Лидируют же в данном рейтинге Норвегия, Австралия, Исландия, Канада и Ирландия.

    2. В рейтинге самых коррумпированных стран Российская Федерация заняла 145-е место из 180, получив одинаковый балл по индексу восприятия коррупции, что и Того, Индонезия и Гамбия. При этом в последнее время положение только ухудшилось: еще два года назад страна находилась на 127-м месте. Наименее же коррумпированными странами являются Дания, Финляндия и Новая Зеландия.

    3. В рейтинге самых миролюбивых стран мира Россия в 2007 г. находилась на 118-м месте из 121-го возможного, уступая лишь Израилю, Судану и Ираку. Первую тройку составили Норвегия, Новая Зеландия и Дания. Для составления рейтинга сравнение стран проводилось по следующим показателям: военные расходы и численность вооруженных сил, количество сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на 100 тыс. жителей, численность заключенных в тюрьмах, уровень преступности, сообщения о применении силы при разгоне акций протеста, количество погибших в стране иностранцев, уровень образования граждан, уровень коррупции, приверженность демократическим принципам и другие.

    4. В рейтинге самых благоприятных стран для ведения бизнеса журнала Forbes в 2008 г. Россия заняла 86-е место, расположившись между Кенией и Нигерией. Первая пятерка выглядит следующим образом: Дания, Ирландия, Финляндия, США и Великобритания. Оценка проводилась по таким показателям, как уровень роста инфляции и безработицы, степень экономической и личной свободы, темпы роста валового внутреннего продукта, система налогообложения и законодательства страны. Именно неуверенность в эффективности системы налогообложения и законодательства страны, а также низкая степень экономической и личной свободы вынудили организаторов исследования присвоить России столь низкое итоговое место.

    Рейтинги, составляемые ведущими агентствами и экспертами, являются весьма полезным инструментом для анализа текущих результатов и прогнозирования возможностей развития страны. Естественно, не следует слепо дове-

    рять выводам ученых, сотрудников исследовательских центров и деловых журналов, однако прислушаться к ним имеет смысл.

    Конкурентоспособность страны определяется не только благоденствием резидентов, но и привлекательностью государства для иностранных инвесторов. Здесь важны в первую очередь два фактора: окупаемость инвестиций и инвестиционные риски. Согласно исследованию Конференции ООН по торговле и развитию, опросившей руководителей крупнейших транснациональных корпораций со всего мира, Россия занимает четвертое место в списке стран, наиболее привлекательных для инвестиций, обойдя Бразилию и расположившись непосредственно за Китаем, Индией и США. Интересно, что все страны «БРИК» находятся в первой пятерке.

    Все перечисленные выше рейтинги крайне интересны при исследовании отдельных факторов, определяющих конкурентоспособность. Однако они не в состоянии дать полную информацию, рассмотреть все факторы, влияющие на конкурентоспособность, в совокупности. Для этого существует рейтинг конкурентоспособности.

    В мире существуют две солидные организации, выпускающие ежегодники, содержащие рейтинги конкурентоспособности стран: Международный институт развития менеджмента (Institute for Management Development) со своим ежегодным рейтингом конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook) и Всемирный экономический форум (World Economic Forum) с глобальным отчетом о конкурентоспособности (Global Competitiveness Report) . Причем до 1996 г. обе компании составляли единый рейтинг конкурентоспособности стран. После разделения на две различные организации выпускаемые отчеты по конкурентоспособности стран мира стали различаться в нескольких пунктах.

    Например, при составлении рейтингов за 2008 г. Международный институт развития менеджмента охватил лишь 55 стран, в то время как в глобальном отчете о конкурентоспособности Всемирного экономического форума были представлены данные по 134 странам мира. Также существует существенное различие в числе респондентов и партнеров исследования. В ежегодном рейтинге конкурентоспособности приняли участие 52 организации по всему миру, в том числе Московская бизнес школа. В 2008 г. в данном опросе было задействовано 3960 управленцев из 55 стран. В ходе составления глобального отчета о конкурентоспособности за 2008-2009 гг. было опрошено 12 297 лидеров бизнеса из 134 стран. По всему миру партнерами исследования выступили более 150 национальных организаций. В России партнерами исследования стали консалтинговая компания Bauman Innovation, Академия народного хозяйства при правительстве РФ и Стокгольмская школа экономики в России.

    В целом же пятерка самых конкурентоспособных стран мира выглядит, по мнению учёных обоих международных институтов, примерно одинаково. Обе организации отдали первое место США, оба исследования отмечают среди лидеров Сингапур и Швейцарию. Международный институт развития менеджмента включил в пятерку самых конкурентоспособных стран мира Гонконг и Люксембург, а Всемирный экономический форум - Данию и Швецию.

    Самое же большое различие между двумя вышеперечисленными организациями состоит, безусловно, в методологии измерения конкурентоспособности. Сходства и различия в оценке конкурентоспособности по версиям обеих организаций представлены в табл. 1.

    Наибольший интерес для нас представляет оценка конкурентоспособности Российской Федерации. Придавая разную значимость практически одинаковым факторам, Международный институт развития менеджмента и Всемир-

    ный экономический форум сформировали отличное друг от друга мнение о конкурентоспособности России (табл. 2).

    Таблица 1

    Методология измерения конкурентоспособности Международным институтом развития менеджмента и Всемирным экономическим форумом

    Каждая страна рассматривается в разрезе четырех основных факторов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из пяти подфакторов, и в итоге эти 20 подфакторов объединяют более 300 критериев. Составляющими факторами и подфак-торами конкурентоспособности страны являются: 1. Состояние экономики 1.1. Национальная экономика 1.2. Международная торговля 1.3. Международные инвестиции 1.4. Занятость 1.5. Цены 2. Эффективность правительства 2.1. Финансовое положение населения 2.2. Государственная (фискальная) политика 2.3. Институциональная структура 2.4. Законодательство о бизнесе 2.5. Социальная структура 3. Эффективность бизнеса 3.1. Производительность 3.2. Рынок труда 3.3. Финансовые показатели 3.4. Методы управления 3.5. Ценности 4. Состояние инфраструктуры 4.1. Основная инфраструктура 4.2. Технологическая инфраструктура 4.3. Научная инфраструктура 4.4. Здоровье и окружающая среда 4.5. Образование Общая конкурентоспособность страны определяется исходя из данных 12 слагаемых: 1. Состояние институтов 2. Инфраструктура 3. Макроэкономическая стабильность 4. Здоровье и начальное образование 5. Высшее образование и профессиональная подготовка 6. Эффективность рынка товаров и услуг 7. Эффективность рынка труда 8. Развитость финансового рынка 9. Технологический уровень 10. Размер внутреннего рынка 11. Развитость бизнеса 12. Инновации

    Анализируя оба отчета, можно заметить значительную разницу в оценке конкурентоспособности России по итогам исследования обеих организаций. Это видно даже по направлению изменений рейтингового места страны по годам: если, по мнению экспертов Всемирного экономического форума, Россия поднялась в рейтинге на 8 строчек в 2008 г. по сравнению с 2007 г., то исходя из отчета Международного института развития менеджмента государство за тот же период времени опустилось в рейтинге на 4 строчки.

    Однако проблемы, не позволяющие Российской Федерации стать более конкурентоспособной, видятся обеими организациями одинаково. Они известны и внутри самой страны. Прежде всего, это такие показатели, как эффективность государственного управления, состояние инфраструктуры и бизнеса. Данные проблемы являются действительно сложными. Даже при огромных усилиях, направляемых всеми субъектами на их решение, нельзя ожидать, что они исчезнут в ближайшее время. Однако бездействие в их отношении ведет к безрезультатности всех усилий, направляемых на развитие экономики России. Важно, что над решением этих проблем реальная работа ведется уже сейчас.

    Президентом Российской Федерации 30 июля 2008 г. был подписан план по борьбе с коррупцией. Как отмечалось Д.А. Медведевым, борьба с коррупцией должна идти, как минимум, по трем направлениям:

    1) законодательные изменения в области уголовного права;

    2) создание антикоррупционных стимулов (когда должностное лицо, которому предлагается взятка, предельно четко осознает, что это ему невыгодно, так как может разрушить не только его карьеру, но и всю жизнь);

    3) социально-психологическое неприятие коррупции, что достижимо за счет «изменения сознания, изменения мышления людей».

    Таблица 2

    Конкурентоспособность Российской Федерации в оценке Международного института развития менеджмента и Всемирного экономического форума

    Международный институт развития менеджмента Всемирный экономический форум

    Итоговое место Российской Федерации в рейтингах последних пяти лет 2008 г. - 47-е, 2007 г. - 43-е, 2006 г. - 54-е, 2005 г. - 54-е, 2004 г. - 50-е 2008-2009 гг. - 51-е; 20072008 гг. - 58-е; 2006-2007 гг. -59-е; 2005-2006 гг. - 75-е; 2004-2005 гг. - 70-е

    Основные конкурентные преимущества России в 2008 г. и место в рейтинге 2008 г. по отдельным факторам 1) по фактору эффективности правительства (30-е место) - уровень налоговых отчислений на социальные нужды; уровень золотовалютных и иных государственных резервов; профицит бюджета; 2) по фактору эффективности бизнеса (49-е место); 3) по состоянию экономики (49-е место) -уровень прямых инвестиций в собственную и иностранную экономику; рост ВВП на душу населения; 4) по состоянию инфраструктуры (45-е место) - количество эксплуатируемых компьютеров, уровень цен на электроэнергию для бизнеса, соотношение учеников и учителей 1) большой размер внутреннего рынка (8-е место); 2) повышающаяся макроэкономическая стабильность (29-е место); 3) высокая эффективность рынка труда (27-е место)

    Основные конкурентные недостатки России в 2008 г. 1) по фактору эффективности правительства -состояние пенсионной системы; 2) по фактору эффективности бизнеса - социальная ответственность бизнеса, финансовая прозрачность бизнеса; 3) по состоянию экономики - уровень диверсификации экономики; уровень портфельных инвестиций; 4) по состоянию инфраструктуры - уровень инвестиций в телекоммуникации, стоимость широкополосной связи 1) неразвитость финансового рынка (112-е место); 2) состояние институтов (110-е место); 3) по показателю развитости бизнеса - 91-е место; 4) неэффективность рынка товаров и услуг (99-е место); 5) низкий технологический уровень (67-е место)

    Что касается проблемы «вымирания» населения России, первые результаты проводимой работы уже начинают появляться. Например, во многом благодаря экономическим стимулам (так называемому материнскому капиталу) и общему повышению уровня жизни в стране, естественная убыль населения в 2007 г. достигла минимального значения за период с 1995 г. (447,7 тыс. чел.). Кроме забот о низкой рождаемости перед государством стоит проблема высокой смертности, низкой продолжительности жизни населения. По результатам ежегодного доклада о продолжительности жизни в странах мира Фонда народонаселения ООН за 2007 г., средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляет 58,7 года, а для женщин - 71,8 года. Эта негативная ситуация возникает в том числе и вследствие другой ключевой проблемы страны - недостаточно развитой инфраструктуры. Например, многие смерти в результате дорожнотранспортных происшествий происходят по причине плохого состояния дорог, из-за недостаточного количества и качества машин «скорой помощи» часто больному не удается получить своевременную помощь, что ведет к летальному исходу. Мы считаем, что пока правительству не удалось выработать комплекс-

    ной, действительно эффективной программы по развитию как социальной, так и производственной инфраструктуры страны. Естественно, каждое министерство старается выработать пакет мер, направленных на поддержание и строительство инфраструктуры отрасли, однако по причине огромной значимости данной проблемы необходимо создать специальный орган государственного значения, отслеживающий состояние инфраструктуры во всей стране.

    Достижение конкурентоспособности страны возможно только при преодолении насущных, ставших уже привычными, проблем. При этом только работа одновременно во всех направлениях может позволить государству действительно быть влиятельным игроком в современных условиях и преодолеть последствия мирового экономического кризиса.

    Литература

    4. Porter M.E. The Global Competitiveness / M.E. Porter, K Schwab, X. Sala-I-Martin. Geneva: World Economic Forum, 2008-2009. 608 p.

    5. The IMD World Competitiveness Yearbook. 2008. 590 p.

    АРСЕНТЬЕВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

    ARSENTyEvA NATALIYA ALEKSANDROVNA - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Ярославский государственный технический университет»

    Кафедра «Экономическая теория»

    Контрольную работу защитила

    с оценкой _________

    Преподаватель,

    С.В. Шкиотов

    стран мира

    Контрольная работа по дисциплине

    «Мировая экономика»

    ЯГТУ 080100.62-031 к/р

    Работу выполнила

    студентка гр. ДСЭ-26а

    Л.А. Запасная

    «___» _______ 20___г.

    Введение 3

    1. Понятие международной конкурентоспособности

    в трактовке М. Портера 4

    2. Подходы к определению международной конкурентоспособности

    страны и факторы ее формирования 5

    2009 – 2010 годах 12

    Заключение 19

    Список используемых источников 20

    Введение

    Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

    Конкурентоспособность страны зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.

    Исторически конкурентоспособность страны определялась наличием сырьевых ресурсов. Так, страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, по сравнению со своими конкурентами располагали большим капиталом, тем самым, имея возможность использовать передовую технологию и более квалифицированную рабочую силу. С развитием научно-технического прогресса и государственной системы регулирования, наличие природных ресурсов перестало иметь определяющее значение. Технологические разработки новых продуктов стали играть меньшую роль по сравнению с созданием новых технологий производства. Основным фактором, определяющим конкурентоспособность страны в настоящее время, становится уровень образования и квалификации трудовых ресурсов.

    Таким образом, международная конкурентоспособность - способность экономики страны, участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам. Она определяется технико-экономическим уровнем производства в стране, величиной издержек производства, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных преимуществ.

    Международная конкурентоспособность стран может характеризоваться сравнительными конкурентными преимуществами индустриальных и постиндустриальных стран, главными условиями повышения конкурентных преимуществ стран информационного общества, конкурентными преимуществами полицентричности и сегментации сети и измеряться индексом конкурентоспособности IMD, показателями международной конкурентоспособности ВЭФ и др.

    Рассмотрим подробнее понятие международной конкурентоспособности стран мира, факторы ее формирования и рейтинги конкурентоспособности.

    1. Понятие международной конкурентоспособности в трактовке М. Портера

    Майкл Портер, работая в комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, пришел к выводу, что конкурентоспособность государства необходимо определять не как категорию макроэкономики, достигаемой с помощью кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а как производительность, т.е. эффективное использование рабочей силы и капитала. Уровень жизни в определенной стране измеряется показателем национального дохода на душу населения, который растет с совершенствованием экономики. Однако национальный доход создается на фирменном уровне и рассмотрение благосостояния экономики надо рассматривать в отношении каждой отдельной компании.

    Для успеха в конкурентной борьбе компании должны обладать низкими издержками или дифференцированным качеством продукта с более высокой ценой. Чтобы удержать свои конкурентные позиции фирмам нужно постоянно совершенствовать производимые товары и услуги, а также снижать стоимость их производства, тем самым повышая производительность.

    Международная конкуренция и иностранные инвестиции являются особыми катализаторами, которые подталкивают местных производителей на самосовершенствование. В то же время международная конкуренция может не только помочь национальным компаниям, но и полностью сделать отдельные отрасли нерентабельными.

    Хотя данное следствие и не является негативным во всех смыслах, ведь страна может специализироваться в тех сегментах, где ее фирмы более производительны, и импортировать то, в чем они менее эффективны иностранных конкурентов, тем самым повышая общий уровень производительности. Таким образом, импорт является важной составляющей производительности.

    Повышению производительности способствует и учреждение аффилированных компаний за рубежом. Туда переносится менее эффективная часть производства, которая лучше приспособлена к новым условиям, а прибыль репатриируется в страну, повышая национальный доход.

    Ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех отраслях. Если она экспортирует в одной отрасли, то это приводит к повышению издержек на материалы и рабочую силу, что отрицательно сказывается на менее конкурентоспособных сегментах. Постоянно растущий экспорт приводит к повышению курса национальной валюты, тем самым затрудняя его дальнейший рост.

    По мнению профессора Портера, нормальный процесс расширения экспорта возможен лишь при перемещении неконкурентных производств за границу. Конечно, позиции в некоторых отраслях будут безвозвратно потеряны, но в других наоборот, еще сильнее окрепнут. Любые протекционистские меры только ухудшают конкурентное положение страны и ограничивают повышение уровня жизни в долгосрочном плане.

    Несмотря на то, что международная торговля и инвестиции могут значительно улучшить национальную производительность, они также могут поставить ее под угрозу. Это связано с тем, что для каждой отрасли промышленности есть уровень как абсолютной производительности по отношению к иностранным конкурентам, так и относительный. Даже если отрасль относительно более производительна и может привлечь ресурсы, она не сможет экспортировать, либо противостоять конкуренции со стороны импорта, если только она абсолютно не конкурентоспособна по отношению к ним.

    Если отрасли промышленности, которые уступают свои позиции иностранным конкурентам, принадлежат к относительно более производительным в данной стране, то ее способность обеспечить рост производительности снижается. То же справедливо и для компаний, которые переносят за рубеж деятельность с более высоким уровнем производительности, т.к. внутренняя производительность недостаточна для эффективной работы предприятия, ввиду низких издержек и заработной платы за границей.

    2. Подходы к определению международной

    конкурентоспособности страны и факторы ее формирования

    В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.

    С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача полноценного и эффективного вхождения России в мировую экономику, повышения уровня конкурентоспособности страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности, что требует новых исследований по данной проблематике, выявления особенностей конкуренции в современных экономических условиях, а также анализа предпосылок и ограничений формирования конкурентных преимуществ России.

    Общее определение конкурентоспособности страны может звучать так - конкурентоспособность страны – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение страны и ее отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. Общепринятого определения международной конкурентоспособности нет. Существуют различные взгляды на сущность и природу конкурентоспособности страны. Те или иные определения страновой конкурентоспособности отражают различные аспекты ее сущности. Анализ трактовок данного понятия позволяет выделить ряд сущностных характеристик конкурентоспособности экономики, согласно которым конкурентоспособность это: 1) инструмент, представляющий собой эффективное средство повышения уровня жизни; 2) характеризуется развитым научно- техническим потенциалом; 3) способность национальных предприятий производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка в условиях свободной конкуренции; 4) продуктивность использования ресурсов; 5) характеризуется высоким уровнем социального развития и устойчивыми темпами экономического роста в долгосрочной перспективе; 6) относительное понятие, измеряемое относительно результатов, достигнутых экономиками сравнимого уровня развития. Кроме того, конкурентоспособность – это объективный процесс, отражающий непрерывность и динамичность развития экономической системы .

    Доклад и характеристики рейтинга

    Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ВЭФ с 1979 года. В нем анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей 14 тыс. 375 компаний из 148 стран мира о бизнес-климате в их государствах. В рейтинг GCI были включены данные по 137 странам. Конкурентоспособность определяется как набор факторов, в том числе эффективность работы законодательных и иных институтов, способствующих росту уровня благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства.

    GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начали рассчитывать в существующем виде с 2000 года, а в 2005 году он стал главным показателем в докладе ВЭФ по конкурентоспособности.

    В настоящее время GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

    В рейтинге 2017-2018 годов, как и в списке за 2016-2017 годы, первое место заняла Швейцария (5,9 балла), на второе место с третьего поднялись США (5,9 балла), опередив Сингапур (5,7 балла). Также в десятку вошли Нидерланды, Германия (по 5,7 балла), Гонконг (КНР), Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия (5,5 балла). Последнее, 137-е место, как и год назад, занимает Йемен (2,9 балла).

    Показатели России

    В 2000 году, после введения современной методики расчета, Россия оказалась на 63-м месте в рейтинге. Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 года - 75-е (3,53 балла).

    В рейтинге 2017-2018 годов Россия заняла 38-е место (4,6 балла) и по сравнению с предыдущим годом опередила Польшу (39), Индию (40), Литву (41), Панаму (50) и Кувейт (52). При этом она нарастила отрыв от таких европейских стран, как Португалия (42), Италия (43) и Греция (87).

    Согласно докладу, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России стали: коррупция, ставки налогов, доступ компаний к финансированию и инфляция. Авторы отмечают, что улучшению позиции России в рейтинге способствовал рост макроэкономических показателей, тем не менее экономика страны остается очень зависимой от сырьевого экспорта. По мнению авторов доклада, в РФ по-прежнему слабо развит финансовый рынок (107-е место из 137). Кроме того, на низких позициях находятся оценка независимости деятельности судов (90) и обеспечение права собственности (106).

    Среди довольно сильных сторон России эксперты отмечают размер рынка (6-я позиция из 137), уровень образования (32), развитую инфраструктуру (35).