Общие положения о правовом регулировании экономической деятельности в российской федерации. Свобода экономической деятельности А также экономическая свобода граждан

Текст Ст. 8 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Комментарий к Ст. 8 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи обусловлена федеративным характером России. Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами — наиболее прочные связующие элементы.

Кроме того, создание отдельных региональных рынков, изолированных от федерального, чревато экономическими потерями всех участников. Случаи экономического сепаратизма уже были в практике СССР и Российской Федерации, следствием чего стало принятие Указа Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О едином экономическом пространстве РСФСР»*(27), а впоследствии и закрепление данного принципа в Конституции РФ.

Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона*(28).

Кроме того, ст. 74 Конституции РФ гласит, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установления единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

Помимо единства экономического пространства, в федеративном государстве гарантии, установленные частью первой комментируемой статьи, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке. В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29).

Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, появление новых технологий, востребованность производимых товаров, работ и услуг как на локальном (внутри данного государства), так и на глобальном (международном) рынке.

В условиях рыночной экономики поддержка конкуренции и недопущение монополистической деятельности является важнейшей функцией государства, призванной обеспечить эффективное функционирование рынка. Свободная конкуренция — самое необходимое условие свободы экономической деятельности. Антимонопольное законодательство начало формироваться в экономически развитых странах в середине XIX в. Законодательство России в сфере защиты конкуренции лишь формируется. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свобода экономической деятельности может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего, это свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека быть ли ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью. Когда принято решение об осуществлении предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность.

Кроме того, свобода экономической деятельности может проявляться как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав, свобода договора и т.д.

Отметим, что Конституция РФ широко использует термин «экономическая деятельность», не раскрывая при этом его содержания. Перечень видов экономической деятельности устанавливается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)*(30). При этом в классификаторе отмечается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Иными словами, экономическая деятельность — это деятельность по созданию общественно полезного продукта.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не абсолютна. Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Так, например, ограничениями свободы экономической деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и лицензирование.

Перечисленные принципы развиваются и дополняются в актах Конституционного Суда России и в действующем законодательстве РФ. Например, выделяются принципы справедливости, стабильности гражданского оборота, добросовестности, баланса частных и публичных интересов.

2. Конституция РФ среди всех элементов экономической системы выделяет институт собственности. Это связано с тем, что именно отношения собственности составляют фундамент любой экономической системы и во многом определяют особенности ее функционирования в конкретном государстве. Право собственности как субъективное право является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение человека к вещам и отношения людей по поводу вещей.

В конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. Российская Федерация осуществила кардинальную смену экономической системы. От командно-административной экономики Россия перешла к построению рыночной экономики. Несмотря на то что приверженность авторов Конституции РФ к идее рыночной экономики не нашла прямого отражения в Основном законе, в отличие, например, от проекта Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ*(31), в ее тексте закреплены основные принципы, определяющие реализацию именно этого типа экономической системы и невозможность возврата к ранее существовавшему типу командно-административной экономики.

Среди факторов, отличающих рыночный тип экономики от командно-административного, можно назвать многообразие форм собственности. Примечательно, что Конституция России в комментируемой статье не только провозгласила признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.

Вместе с тем очевидно, что различные формы собственности не могут быть равны между собой. В частности, существуют такие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов. Исходя из этого, Конституция РФ говорит не о равенстве, а о «признании и защите равным образом» всех форм собственности.

Признание государством существования множества форм собственности означает, что все они имеют равные основания для существования в данной экономической системе. Таким образом, придание одной из форм собственности приоритета по отношению к иным будет противоречить ст. 8 Конституции РФ.

Принцип равной защиты всех форм собственности проявляется в том, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а все особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Основной, доминирующей формой собственности в рыночной экономике является частная (что подчеркивается тем, что в Конституции РФ она указана первой в перечне форм собственности).

Частная собственность — собственность граждан и юридических лиц. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать этим субъектам. Частная собственность — основа экономической системы. В зависимости от модификации рыночной экономической системы конкретного государства частная собственность занимает до 90-95% в общей структуре собственности.

Тем не менее в любом государстве существует определенная часть имущества, принадлежащая публичным образованиям. К таким образованиям относятся в Российской Федерации сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной.

Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности, собственником, выступает государство. При этом под государством в комментируемой норме понимается не только сама Российская Федерация, но и ее субъекты.

Таким образом, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Последняя прямо названная в Конституции РФ форма собственности, муниципальная, означает имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

От имени органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований правомочия собственника осуществляют соответственно органы государственной власти и местного самоуправления.

Государственная и муниципальная собственность могут быть объединены понятием «публичная собственность», использующимся в законодательстве ряда зарубежных государств, однако ни Конституция РФ, ни текущее законодательство такого термина не содержат. Если частная собственность — это принадлежность имущества конкретным физическим или юридическим лицам, то публичная собственность предполагает принадлежность имущества всем гражданам, составляющим государство или всем постоянным жителям поселения, составляющего муниципальное образование.

Примечательно, что Конституция России оставляет перечень форм права собственности открытым. Таким образом, допускается возможность существования иных форм, например смешанной собственности публичного образования и юридического лица. В частности, среди «иных» форм собственности заслуживает упоминания акционерная собственность, собственность общественных объединений, церковная и казачья собственность. Установление открытого перечня форм собственности представляется обоснованным, поскольку экономическая система России находится в стадии становления, а следовательно, законодательство России должно содержать резервы для развития и не ограничивать экономику там, где это не оправданно с точки зрения ее развития и роста. Смысл конституционного регулирования в условиях становления рыночной экономики, очевидно, должен сводиться к закреплению плюрализма форм собственности, их равноправия и законодательных гарантий прав собственника.

Вместе с тем реальное положение форм собственности в экономике России далеко от идеальной конструкции, предусмотренной Конституцией РФ. На разных этапах развития экономики России государство как стремилось к расширению частного сектора, так и пересматривало свою политику в пользу создания крупных государственных корпораций. При этом защита частной собственности посредством конституционных норм существенно затруднена в силу отсутствия в Конституции РФ реальных механизмов защиты закрепленных в ней экономических ценностей и взглядов.

Здравствуйте. что вы имеете в виду под эконом. функцией?

есть права и обязанности граждан… есть принципы… как таковых экономических именно функций- конституция не содержит..

она устанавливает основные принципы и права -

Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Добрый день. Тут все зависит от доктринального подхода к определению экономической функции государства

Например:

САРАТОВСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Н.И. МАТУЗОВ, А.В. МАЛЬКО

Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальности
«Юриспруденция»


Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2-е издание, переработанное и дополненное

А.В. МЕЛЕХИН

Экономическая функция -обеспечение нормального функционирования и развития экономики , в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами , прежде всего, посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.
Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.
В отношении некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.
Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.
Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило , к:
- выработке экономической политики;
- управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
- установлению правовых основ рынка и ценовой политики;
- регулированию внешнеэкономических отношений государства. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УЧЕБНИК ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Под общей редакцией
доктора юридических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки РФ
А.С. ПИГОЛКИНА

2. Экономическая. Отражает степень участия государства в экономических процессах, уровень его влияния на экономику.
Государство в той или иной степени неизбежно вмешивается в экономическую жизнь общества. Оно защищает различные формы собственности (включая частную), проводит определенную фискальную политику (организует и обеспечивает сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет), охраняет свободу всех, не запрещенных законом форм экономической деятельности, осуществляет внешнеэкономические связи.
Характеризуя экономическую функцию государства, необходимо учитывать, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики или в условиях рыночных отношений. В первом случае, опираясь на централизованную систему управления экономикой, преобладающую в экономике долю государственной собственности, государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы, другими словами, монопольно регулирует экономические отношения. Во втором случае непосредственное вмешательство в хозяйственную деятельность общества заметно сокращается. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства <*>. Государство в основном определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые основы (регуляторы) рыночных отношений и ценовой политики, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а также борется с ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства.
В современных условиях государство с помощью разных способов и рычагов поддерживает либеральную экономику, регулируя отношения между производителями и потребителями, устанавливая по возможности одинаковые правила хозяйствования в условиях рынка, принимая меры для нормального и эффективного функционирования экономики, обеспечения ее конкурентоспособности.
Одним из эффективных рычагов влияния государства на экономику всегда была и остается налоговая система. Обязательные платежи - налоги, сборы, пошлины - составляют основную доходную часть государственного бюджета. Для контроля за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты создаются специальные государственные органы. В России, например, в этих целях создана Государственная налоговая служба, действует налоговая полиция, органы финансовой разведки.

То есть экономическая функция заключается в пределах и способах воздействия государства на экономические отношения.

Теперь по Конституции

Наиболее полно эта функция описана в ст. 8

Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Здравствуйте Василий!

Действие конституционных принципов единства экономического пространства и
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима
стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение
справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный
принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует
необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и
частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и
защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных
форм собственности (ч. 2 ст. 8).

К экономическим правам относятся и иные названные в
Конституции права, например, право свободно передвигаться, выбирать
место пребывания и жительства (статья 27 Конституции РФ).
«Конституционные права и свободы гарантируются гражданину независимо от
места жительства, включая наличие или отсутствие у него жилого помещения
для постоянного или временного проживания»8.
На реализацию экономических прав существенное влияние оказывает право
собственности, включая собственность на недвижимость и землю (статьи 35,
36).

В соответствии со статьей 35 (часть 3) Конституции РФ
никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Термин «лишен» означает принудительный характер прекращения права
частной собственности и предполагает наличие спора, что в обязательном
порядке требует судебного контроля. Принудительное отчуждение имущества,
по общему правилу, может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения».

Единое экономическое пространство обеспечивается
свободным движением товаров, денежных средств, рабочей силы и
информации. Для этого на территории России не допускается установление конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 30 – 36).

Россия приступила к утверждению себя в мире с новым политическим лицом, с новой экономикой, новой системой государственного управления и, полагаем, новой исторической ролью.
В то же время до сих пор не принято большинство актов, призванных развить положения Конституции Российской Федерации, в том числе и прежде всего в сфере государственного воздействия на общество и экономику, в сфере обеспечения свобод, в том числе и прежде всего экономических. "Не будет большим преувеличением утверждать, что вся Конституция, все ее разделы в их органическом единстве имеют отношение к экономическому развитию страны , задавая базовую логику ее функционирования" (Барциц И.Н. Конституционное право на хорошее (эффективное) управление: критерии, показатели, оценки //Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 64 – 71).
В части 1 статьи 7 Конституции РФ закреплен важнейший принцип - принцип
социального государства. Как отмечает Г.А. Гаджиев, принцип свободы
экономической деятельности связан с равноценным конституционным принципом социального государства, но генетически они различны
(Гаджиев Г.А. Экономическая эффективность, правовая этика и доверие к государству // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 10 – 21).

Часть 1 статья 8 Конституции РФ - свобода экономической деятельности,
единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции.
Часть 2 статья 8 Конституции РФ - признание многообразия форм собственности и равной их защиты.
Статьей 10 Конституции РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в правовом государстве - принцип разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными органами
государства. Конституционное утверждение принципа разделения властей и переход к рыночным отношениям в хозяйственной и иных сферах жизнедеятельности, закрепление различных форм собственности обусловили
изменение рода деятельности исполнительной власти. Произошло ограничение сферы использования методов непосредственного директивного управления его объектами (предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.). Наряду с этим получили широкое применение методы регистрации объектов управления, лицензирования, контроля и надзора, кредитования, налогообложения и др. (Хусаинов З.Ф. Экономическая функция российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики
: Дис.… д-ра юрид. наук. Академия экономической безопасности. Казань, 2008. С. 210).
Часть 1 статья 34 Конституции РФ право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Часть 2 статья 34 Конституции РФ недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Определение «каждый» распространяет данную обязанность как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся налогоплательщиками. Как отмечали Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев, подчеркивая «надзаконное» значение основных принципов налогообложения, служащих воплощению и защите основ конституционного строя,«общие принципы налогообложения и сборов направляют и связывают… законодательную власть, имея для нее „эталонное значение“ (Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. М., 1998. С. 186, 191).
Статьей 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России отнесены к вопросам ведения Российской Федерации. Экономическая политика определяет долговременные и текущие цели хозяйственного развития страны (Хусаинов З.Ф. Экономическая функция российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики: Дис.… д-ра юрид. наук. Академия экономической безопасности. Казань, 2008. С. 218).
Часть 1 статья 74 Конституции РФ недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

О КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫХ ОСНОВАХ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перфилов Эдуард Константинович, аспирант заочной формы обучения Российской Академии Правосудия, помощник судьи.

Место работы: Арбитражный суд г. Москвы.

Аннотация. Ядром экономических прав граждан Конституция Российской Федерации в статье 34 определяет право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья взаимосвязана общим положением ст.8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности.

Ключевые слова: свобода экономической деятельности, конституционное законодательство, конституционно-правовые основы свободы экономической деятельности.

ABOUT CONSTITUTION-LEGAL BASES OF FREEDOM ECONOMIC ACTIVITY

Perfilov Edward Konstantinovich, the Russian Academy of Justice, the post-graduate student of a correspondence mode of study.

Place of employment: Arbitration court of Moscow.

Contacts of the

Edesl [email protected]

Annotation. Kernel of the economic rights of citizens the Constitution of the Russian Federation in article 34 defines the right to free use of abilities and property for enterprise and other economic activities not forbidden by the law. Given article is interconnected by general provisions of item 8 of the Constitution of the Russian Federation according to which in the Russian Federation are guaranteed economic activities freedom.

Keywords: economic activities freedom, the constitutional legislation, constitution-legal bases of freedom economic activity.

Конституция РФ закрепляет право на свободу экономической, в том числе предпринимательской деятельности, провозглашенной в статье 22 Всеобщей декларации прав человека ООН1. Примечательно, что в конституционном воплощении это право оказывается принципиально новой категорией не только для теории

конституционализма, но философии и права в широ-« 2 кой понятийной градации юридических наук2.

Ключевой составляющей свободы экономической деятельности является свобода предпринимательства. Как отметил Зорькин В.Д., экономическая свобода по смыслу Конституции РФ предполагает, прежде всего, свободу предпринимательства, которая, представляет собой универсальный (интегрированный) принцип конституционного права, объединяющий в своем составе несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принцип свободы

2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учеб. пособие (по изд. 1910-1912 г.г.) М., 1995. Т.1. Вып. 1. стр. 39-59.

договора, общедозволительный принцип, принцип свободы конкуренции и др.)3.

По мнению Е.И. Колюшина, в Конституции России речь идет об использовании способностей человека и его имущества для предпринимательской деятельности, однако на практике эта деятельность во многих случаях основана на использовании не только и даже не столько своих способностей и имущества, а способностей имущества чужих (наемного труда). На взгляд ученного, такой подход вытекает из содержания понятия «предпринимательская деятельность» и не соответствует ст. 34 Конституции РФ4. Эту точку зрения разделяют А.А. Безуглов и С.А. Солдатов, которые предлагают решить на конституционном уровне вопрос о праве использования в процессе предпринимательской деятельности чужого труда. Представляется, что данная постановка вопроса вполне логична и должна обсуждаться и анализироваться при потенциально возможном внесении дополнений в российскую Конституцию.

Как было отмечено М.В. Баглаем, право на свободу экономической деятельности предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции) 5.

Особым смыслом категория «свободы» наполняется в тексте второй главы Конституции РФ. Законодатель использовал здесь такую терминологическую конструкцию как «право на свободу». Ряд статей указанной главы прямо или косвенно переносят принцип экономического свободы в содержание конституционных полномочий личности. В частности, опосредует возможность разнообразных видов экономической активности: право на свободу в широком смысле (ч.1 ст.22), определяющее принципиальную допустимость всякой формы социальной деятельности индивида; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27); право свободно распространять религиозные и иные убеждения (ст.28); право свободно производить и распространять информацию (ст. 29). Непосредственно раскрывают содержание экономической свободы личности в Российской Федерации право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1 ст.34); прав каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст. 37) и гарантированная каждому свобода различных видов творчества и преподавания (ч.1 ст. 44 Конституции РФ).

Наиболее известные миру конституции содержат целые разделы, в которых закреплены права и свободы личности. Они включают, как правило, индивидуальные права и свободы (право на жизнь, достоинство,

3 См.: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева - М.: Эксмо, 2009. - 1056 с.

4 Колюшин Е.И. Указ. соч. - стр. 206.

5 Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. - 7 е изд., и доп. - М.: Норма 2008. - 816 с.

личную неприкосновенность и т.д.); политическое (право на объединения, участие в управлении делами государства и пр.); социально экономические (свобода предпринимательства, свобода труда, право частной собственности и т.д.); культурные (свобода творчества, право на образование и др.).

В одной из самых демократических конституций современного мира - в Конституции Италии, которая действует с 1 января 1948 г., состоит из 139 статей, 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Именно Конституция Итальянской Республики одной из первых в буржуазном обществе закрепила, что собственность может быть государственной или частной, при этом экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам. В дальнейшем данные формы собственности получили свое конституционное закрепление в конституциях многих государств, включая и Российскую Федерацию.

Часть первая Конституции Италии, состоящая из четырех разделов, регламентирует права и обязанности граждан, регулирует вопросы индивидуального правового статуса человека и гражданина и соответствующие правовые проблемы гражданского общества. Она состоит из глав: «I. Гражданские отношения», где речь идет о личных и политических правах и обязанностях граждан; «II. Этико-социальные отношения» (семья, охрана здоровья, искусство, наука, образование); «III. Экономические отношения» (труд, профсоюзы, частная инициатива, собственность, кооперация, сбережения и кредит); «IV. Политические отношения» (выборы, партии, петиции, доступ к государственной службе, военная служба, налоги, верность Республике и соблюдение Конституции).

Пожалуй, такой подробной и широкой регламентации прав и свобод в области гражданских и этико - социальных, экономических и политических отношений нет в ни в одной другой Конституции6. Она могла бы стать образцом при разработке и совершенствовании конституционного законодательства и в России.

В нормативное содержание свободы экономической деятельности как конституционного принципа входит, как свидетельствует практика Конституционного Суда РФ, прежде всего свободное от какого-либо воздействия принятие хозяйственных решений.

Конституционный принцип свободы экономической деятельности послужил основанием при вынесении Конституционным Судом РФ Постановления от

23.12.1997 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации».

Пунктом 2 ст. 855 ГК была установлена очередность, позднее измененная, списания денежных средств со счета клиента банка при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований.

Суть принятого решения сводится к обеспечению свободы клиента банка распоряжаться своей собственностью, т.е. денежными средствами, хранящимися во вкладах. Собственник сам вправе определять, что ему платить в первоочередном порядке - заработную плату или налоги.

6 Конституция зарубежных государств. - М.,1996.

Конституционный Суд встал на защиту свободы экономической деятельности и частной собственности, так как новая редакция п. 2 ст. 855 ГК на деле оказалась грубым и неправомерным вмешательством государства в хозяйственные процессы. Эта новелла навязывала предприятиям обязанность выплачивать заработную плату, и тем самым они получали право не выполнять свои договорные обязательства перед контрагентами и коммерческими банками, создавая в результате спираль неплатежей.

Принцип свободы экономической деятельности также лежит в основе концепции конституционноправовых основ деятельности хозяйственных обществ и товариществ. Ее несущими «конструкциями» являются следующие положения:

Свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции);

Частная по своей природе экономическая деятельность корпораций не может развиваться в противоречии публичнозначимыми целями, осуществление ее не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции);

Государство устанавливает правовые основы единого рынка (п. «ж» ст. 71 Конституции);

В процессе установления правовых основ единого рынка государство может вводить ограничения свободы экономической деятельности корпораций (ч. 3 ст. 55 Конституции), которые должны носить строго соразмерный характер (принцип пропорциональности) и осуществляться в форме федерального закона.

Основные начала указанной концепции выработаны Конституционным Судом РФ в его решениях, касающихся акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и товариществ.

Так, является ли свобода предпринимательства только функцией публичного интереса, как его формулирует законодатель, или у нее должно быть основное содержание, как конституционно неприкосновенной зоны самых важных правомочий, таких, без обладания которыми осуществление предпринимательской деятельности объективно невозможно?

Хорошую возможность ответить на этот вопрос Конституционный Суд РФ получил, рассматривая дело о проверке конституционности положений ст. 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа образующихся при этом долей акций.

В Постановлении по данному делу от 24.02.2004 № 3-П1 Конституционный Суд отметил, что свобода экономической деятельности - это прежде всего свобода принятия стратегических экономических решений, принимаемых общим собранием акционеров и советом директоров. Таковы решения о необходимости консолидации акций. Суды, осуществляя контроль по жалобам акционеров и обладателей дробных акций за решениями органов управления акционерных обществ, не оценивают экономическую целесообразность предложенного варианта консолидации акций, поскольку в силу рискового характера предпринимательской деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов оценивать наличие деловых просчетов в их деятельности. Кроме того, судебный контроль за деятельностью совета директоров и общего собрания акционеров при проведении консолидации, влекущей перераспределение акционерной собственности, осуществляется post factum, что объективно затрудняет оценку побудительных мотивов, которыми руководствовались органы управления акционерного общества, обладающие самостоятельно-

стью и широкой дискрецией при принятии решений в сфере бизнеса.

Основанные на конституционных принципах выводы Конституционного Суда об объективных пределах в возможностях публичной власти в лице судов оценивать стратегические экономические решения имеют более общий характер. По сути дела, это выводы о том, что по прошествии ряда лет трудно установить контекст принятия этих решений. Истечение времени приводит к сложной динамике правоотношений; собственность переходит от одних лиц к другим, которые добросовестно предполагали, что приобретают ее у безупречного юридического собственника. Принцип правовой определенности, который столь часто используется в решениях Европейского Суда по правам человека, требует учета законных интересов добросовестных приобретателей и обеспечения стабильности гражданского оборота. Данный вывод Конституционного Суда, по существу, является ответом на вопрос о том, допустим ли пересмотр итогов приватизации с позиции конституционного права и общеевропейских правовых принципов.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на свободу экономической деятельности, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты. К числу законодательных актов об экономической деятельности относятся федеральные законы: от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»7, от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»8, от

08.02.1998 N 14-Фз «Об обществах с ограниченной ответственностью»9, от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»10, от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»11 и др.

Конституция России, говоря о праве на свободное использование способностей и имущества, не предусматривает каких-либо ограничений по имущественному положению или иному критерию. Достаточно ли у субъекта способностей и имущества для осуществле-

7 "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006 // "Российская газета", N 164, 31.07.2007,

"Парламентская газета", N 99-101, 09.08.2007.

8 "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6076 // "Российская газета", N 273, 06.12.2007,

"Парламентская газета", N 174-176, 11.12.2007.

9 "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 785 // "Российская газета", N 30, 17.02.1998.

10 "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190 // "Парламентская газета", N 209-210, 02.11.2002, "Российская газета", N 209-210, 02.11.2002.

11 "Российская газета", N 137, 22.07.1998 // "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3400.

ния различных видов экономической деятельности, определяет он сам. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в действующем законодательстве, заниматься предпринимательской деятельностью может лицо, имеющее полную дееспособность (как правило, с 18 лет).

В силу конституционного принципа свободы экономической деятельности граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке - в статусе индивидуального предпринимателя, так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности и свобода договоров могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции), что корреспондирует положениям ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому, регулируя посредством гражданского законодательства предпринимательскую деятельность коммерческих организаций, в том числе акционерных обществ, федеральный законодатель в соответствии с п. «в» и «о» ст. 71 Конституции РФ обязан учитывать, что по смыслу положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.ст. 8, 17, 34 и 35 возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.

Как было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, экономические права граждан составляют основу экономической системы страны. Они отражают границы свободы личности в экономической сфере, корректируют политику государства сфере экономики (в особенности, в сфере свободного рынка, и в системе налогообложения). Постепенный переход России к рыночной экономике обусловил известную трансформацию экономических прав граждан.

Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина также, неоднократно подчеркивал, что по-

литика государства должна быть ориентирована на содействие его социальному и экономическому развитию. Учитывая постепенную интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество, должны соблюдаться четкость и последовательность в области налогового и бизнес регулирования12. Необходимо обеспечение должного уровня экономической свободы, равной конкуренции, укрепления права частной соб-ственности13, а также создания условий, когда «достаток каждого должен определяться его трудом и способностями, квалификацией и затраченными усилиями»14. Все это относится в полной мере к нормативному регулированию и судебной защите экономических прав и свобод.

Успешное разрешение проблем становления и совершенствования института конституционных экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возможно только при условии глубокой и детальной научной проработке всех

элементов механизма социально-экономической и юридической реализации указанной группы прав. Конструирование и отладка подобного механизма требуют больших усилий как со стороны законодательной власти, так и посредством четких и обоснованных мер, предпринимаемых органами исполнительной и судебной власти.

В настоящее время система реализации и защиты экономических прав и свобод личности в Российской Федерации весьма далека от совершенства. Причины подобного положения дел многоплановы, однако, решающее значение имеет отсутствие четко продуманной правовой концепции экономических прав и свобод как конституционно-правовой категории. В итоге это выливается в отсутствие научно-обоснованной, подкрепленной социальными ориентирами и обеспеченной политико-правовыми средствами общей стратегии социально-экономического развития России.

Конституционный смысл закрепления права на свободу экономической деятельности подразумевает, что политика государства должна быть направлена на создание условий, способствующих экономическому развитию страны. Нужны стабильные законы, регулирующие экономическую и хозяйственную деятельность, и государство должно обеспечить их соблюдение. В современных условиях необходима целостная, единая система конституционных средств охраны и защиты экономических прав и свобод человека и гражданина, которая могла бы стать основой для всего правозащитного законодательства РФ, правозащитной деятельности, а так же для правозащитных институтов других отраслей права.

Список литературы:

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федра-ции о бюджетной политики в 2008 - 2010 годах. 9 марта 2007 г.

2. Комментарий к Конституции РФ/ Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева - М.: Эксмо, 2009. - 1056 с.

3. Колюшин Е.И. Указ. соч. - С. 206.

12 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политики в 2008 - 2010 годах. 9 марта 2007 г.

13 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г.// Российская газета 2006 г. 11 мая

14 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г.// Российская газета 2005г. 26 апреля

4. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. - 7 е изд., и доп. - М.: Норма 2008. - 816 с.

5. Конституция зарубежных государств. - М.,1996

6. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г.// Российская газета 2006 г. 11 мая

7. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г.// Российская газета 2005г. 26 апреля// "Парламентская газета", N 99-101, 09.08.2007.

8. "Российская газета", N 137, 22.07.1998// "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3400.

9. "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6076// "Российская газета", N 273, 06.12.2007, "Парламентская газета", N 174-176, 11.12.2007. Российская газета. 1998 г. 10 декабря.

10. "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006// "Российская газета", N 164, 31.07.2007

11. "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 785// "Российская газета", N 30, 17.02.1998.

12. "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190// "Парламентская газета", N 209-210, 02.11.2002, "Российская газета", N 209-210, 02.11.2002.

13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учеб. пособие (по изд. 1910-1912 г.г.) М., 1995. Т.1. Вып. 1 С. 39-59

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность избранной темы исследования не вызывает сомнений, поскольку обусловлена теоретической и практической значимостью вопроса, касающегося особенностей конституционно-правового закрепления экономической деятельности.

Роль государственного регулирования экономики, несколько заниженная в период начальных этапов реформирования экономической системы страны, в настоящее время заметно повышается. Более того, государственное регулирование экономических процессов, происходящих в обществе сегодня занимает ведущее место среди остальных направлений деятельности российского Правительства.

Помимо практической значимости актуальность выбранной автором темы заключается еще и в том, что теория конституционного права, разработанная еще советскими правоведами, переживает сегодня второе рождение, в связи с чем многие институты этой отрасли российского права нуждаются в переосмыслении и наполнении их содержания новым смыслом, отражающим реалии современного развития отечественной правовой науки и практики. К таким институтам относится и совокупность конституционных норм, регулирующих основы свободы экономической деятельности в Российской Федерации.

В данном исследовании Перфилов Э.К. продемонстрировал высокую способность к научноисследовательской работе, что выразилось в логике изложения, и в умении анализировать и обобщать материал. В качестве достоинств работы можно отметить как достаточно высокий уровень теоретической части, так и несомненно практическую ценность проведенного анализа, выдвигаемых предложений по совершенствованию законодательства.

Д.ю.н., профессор