Новый порядок постановки и снятия с учета в налоговых органах. Снятие с учета индивидуального предпринимателя в налоговой

Подготовка кассы к снятию, документы для снятия с учета и можно ли вообще не снимать с учета?

Массовый переход налогоплательщиков на онлайн ККТ ставит перед бухгалтером вопрос - а что делать с устаревшей кассой? Кассовый аппарат,который юр лицо или предприниматель больше не будет использовать в бизнес-деятельности, нужно снять с учета в налоговой инспекции и ЦТО. В статье мы расскажем, в каком порядке это сделать.

Подготовка кассы к снятию с учета

Процедуру снятия ККТ с учета в налоговой инспекции регулируют следующие НПА:

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 №470;

Административный регламент, утвержден приказомМинфина РФ от 29.06.2012 № 94н;

Закон «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с регистрации в налоговой инспекции, проверьте — в порядке ли у вас вся необходимая кассовая документация. Прежде всего к ней относится журнал кассира-операциониста КМ-4.

Налоговики иногда выборочно сверяют Z-отчет за определенный день с записью в журнале КМ-4. Следите за тем, чтобы в журнале были достоверные данные и минимум исправлений и помарок.

Проверьте техпаспорт ККТ — там должны стоять отметки о замене ЭКЛЗ, проведенном ремонте кассы, визитах сотрудника ЦТО. Убедитесь, что все необходимые поля техпаспорта заполнены, есть росписи ответственных лиц, а такжепечати ЦТО и вашей организации.

Документы для снятия кассы с учета

Налоговый инспектор ИФНС по месту прописки ИП или юр адресу компании бесплатно снимет кассовый аппарат с учета при наличии следующих документов:

Заявление о снятии ККТ с регистрации в ИНФС — составляется в 2 экземплярах (1 для налогоплательщика и 1 для самого налогового инспектора) по форме, утвержденной приказом ФНС от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@.Нередко сотрудники ЦТО сами вносят информацию в заявление за налогоплательщика;

Паспорт и карточку регистрации ККТ — они хранятся у вас, налоговикам вы предоставляете оригиналы документов;

Учетный талон ККТ — хранится в ЦТО.

Если вы снимаете кассу с учета не потому, что пора переходить на онлайн ККТ, а из-за кражи техники или ее порчи, то представьте налоговикам подтверждающие документы: справку из полиции или свидетельство ЦТО о поломке аппарата.

Документы можно привезти в налоговую инспекцию лично, передать с другим человеком по доверенности, направить Почтой России, через сайт госуслуг или личный кабинет ККТ (см. письмо Минфина РФ от 24.03.2017 № 03-01-15/17318).

На снятие ККТ с регистрации налоговикам отводится 5 рабочих дней (п.6 Постановления № 470).

Сама процедура снятия кассового аппарата с регистрации заключается в следующем: инспектор получает указанную выше документацию и согласует с налогоплательщиком дату и время составления акта о снятии контрольных и суммирующих показателей кассы (КМ-2). Показатели должны фиксироваться в присутствии представителя организации, инспектора и сотрудника ЦТО. На практике чаще всего специалисты ЦТО снимают необходимые показания ККТ, фискальные отчеты и контрольные ленты и отдают их налогоплательщику, который в свою очередь передает их в ИФНС. Однако инспектор вправе запросить ККТ, чтобы проверить показания.

Снятие кассы с учета инспектор зафиксирует в техпаспорте и учетном талоне ККТ, книге учета и карточке регистрации ККТ — последний документ остается в налоговой инспекции и хранится там 5 лет (п. 81-88 Регламента).Остальные документы вы должны хранить у себя вместе с кассовым аппаратом и его ЭКЛЗ в течение 5 лет (п. 3.7 Протокола заседания ГМЭК от 25.06.2002 №4/69-2002).

После снятия старой кассы с учета не забудьте внести необходимые изменения в своей программе для учета товаров .

Можно ли не снимать старую ККТ с учета, если стали использовать онлайн-кассу

После 01.07.2017 большинство организаций не имеют право эксплуатировать иные кассовые аппараты, кроме онлайн ККТ. Если не снять с учета старый аппарат, налоговики решат, что вы продолжаете его использовать и нарушаете законодательство. Возможный штраф - от 5 тыс. руб. для юр лица; и от 1,5 тыс. руб. для предпринимателя или должностного лица (ст. 14.5 КоАП).

Что нужно для снятия с учета ИП-работодателя во внебюджетных фондах? Этот вопрос волнует как предпринимателей, желающих закрыть свой бизнес, так и уволивших всех наемных сотрудников. Ответ на данный вопрос интересен и бухгалтерам ИП, которые занимаются налоговым и кадровым учетом бизнесмена.

Регистрационный учет ИП в ФСС и ПФР

Как только предприниматель принял на работу первого сотрудника, он обязан встать на учет во внебюджетных фондах. Получение статуса страхователя накладывает на ИП две обязанности:

  • перечислять взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование с доходов сотрудников;
  • предоставлять отчетность по начисленным и уплаченным взносам за каждый квартал.

В Пенсионном фонде ИП необходимо зарегистрироваться независимо от типа договора, заключенного с физлицом. Это может быть как трудовой, так и гражданско-правовой договор. В ФСС нужно регистрироваться только при оформлении взаимоотношений с сотрудником в рамках трудового договора или если в договоре подряда прописан пункт о добровольном социальном страховании работника.

По результатам регистрации ИП будет присвоен уникальный номер страхователя, который требуется указывать в платежных поручениях и отчетах.

Для регистрации индивидуального предпринимателя в качестве работодателя ему отводится 30 дней в ПФР и 10 дней в ФСС. Штрафы за нарушение установленных законом сроков регистрации составляют не менее 5000 руб. Если сроки были нарушены более чем на 90 дней, то штрафы возрастают до 10000 руб.

Для снятия с регистрационного учета у ИП нет жестких временных рамок. Он может сделать это в любой момент, и ответственность за срыв сроков отсутствует. Но до момента ликвидации статуса работодателя ИП обязан будет сдавать нулевую отчетность, даже если у него не было ни одного сотрудника в отчетном квартале. За каждый просроченный отчет на ИП налагается штраф в размере 1000 руб. Начислять штрафы фонды могут даже после прекращения работы ИП уже на физлицо. Поэтому при увольнении последнего из работников бизнесмену стоит принять меры для снятия с учета.

Стоит учитывать, что если предприниматель работал самостоятельно, то сообщать в ФСС и ПФР в случае закрытия ИП ему не нужно. Налоговая служба сама передаст всю необходимую информацию в ПФР. В ФСС предприниматели обычно не регистрируются, только на добровольной основе (при желании получать оплату по больничным и декретным).

Вернуться к оглавлению

Снятие с учета ИП в ПФР

Закрытие ИП-работодателя в Пенсионном фонде осуществляется при предъявлении заявления, а также документов, подтверждающих расторжение последнего трудового договора (на нем специалист ПФР поставит соответствующую отметку). Заявление подается по установленной форме.

В нем нужно указать ФИО ИП, его ОГРНИП, ИНН и адрес проживания, а также отметить подходящую причину подачи документа. Их может быть две: прекращение действия трудовых или гражданско-правовых договоров со всеми сотрудниками или изменение адреса проживания предпринимателя.

Сотрудники фонда проверят, нет ли у ИП долгов по взносам, имеется ли у него задолженность, и примут решение по поступившему заявлению. Часто Пенсионный фонд требует заплатить долги до момента прекращения работы в статусе работодателя, но по закону ИП может выплатить задолженности и после закрытия своего бизнеса, уже будучи в статусе физлица. После подачи заявления в ПФР у специалистов будет 3 дня на ликвидацию регистрационного номера ИП.

Важно учитывать, что без ликвидации статуса работодателя в Пенсионном фонде предпринимателю могут отказать в закрытии ИП в налоговой.

Дело в том, что одним из условий закрытия является заблаговременное предоставление отчетности по сотрудникам.

Вернуться к оглавлению

Снятие с учета ИП в ФСС

Как закрыть ИП работодателя в ФСС? Для этого нужно предоставить документы:

  • заявление;
  • копию приказа об увольнении или расторжении трудового договора;
  • уведомление о постановке на учет в качестве работодателя (но можно указать в заявлении, что оно было утеряно).

В течение 14 дней предприниматель должен получить официальное уведомление о ликвидации его номера работодателя (копию решения) или мотивированный отказ. Предварительно ФСС проведет сверку по расчетам с предпринимателем. Если у ИП имеется задолженность или переплата по взносам, то процесс ликвидации статуса страхователя может растянуться, пока несданные показатели не станут нулевыми.

Предприниматели вправе по собственной инициативе аннулировать статус, присвоенный им налоговой инспекцией. Данный процесс предусмотрен в ГК РФ. Функционирование ИП предусматривает обязанность вставать на учет в налоговой службе и внебюджетных фондах (ПФР, ФСС). Утрата статуса влечет необходимость сниматься с него.

Прекращение деятельности ИП

ИП может прекратить деятельность в каждый момент. Прекращение работы не влечет автоматическую ликвидацию обязательств перед государством и контрагентами. Предприниматель официально расстается со статусом и обязанностями после прохождения процедуры.

Этапы закрытия ИП:

  1. оформление заявления;
  2. формирование пакета документов;
  3. передача собранных данных в инспекцию по месту постоянной прописки;
  4. получение свидетельства через 5 рабочих дней.

Такой порядок действует для каждого бизнесмена. Но это первый шаг на пути к ликвидации статуса.

Важно! Обязанности бизнесмена не аннулируются после ликвидации ИП. Легальное прекращение деятельности подразумевает передачу заключительных отчетов и деклараций, а также расчет по обязательным платежам и сборам.

После получения свидетельства предприниматель обязан выполнить следующие действия:

  1. рассчитаться с внебюджетными фондами (ПФР, ФСС) и представить необходимые отчеты;
  2. сняться с учета в качестве работодателя в ФСС;
  3. передать декларацию в налоговую инспекцию по месту регистрации;
  4. произвести расчет по обязательным платежам (УСН, ОСНО и т.д.);
  5. снять с регистрационного учета кассу.

Существуют специальные учеты, например, в пробирной палате. Соответственно некоторые бизнесмены выполняют дополнительные операции при завершении деятельности.

В налоговой инспекции

Рекомендуется обратиться в налоговую службу до момента формирования заявления о закрытии ИП. Законодатель дозволяет сделать это для бизнесменов на УСН после ликвидации. Обязанности перед государством не будут считаться исполненными до момента возмещения обязательных платежей.

Процесс снятия с учета в налоговой начинается с подачи декларации УСН, ОСНО за отчетный период. Если такая документация не была подготовлена за прошлые этапы, то сотрудники государственной службы потребуют и ее.

Отсутствие прибыли по УСН не является основанием для освобождения от обязанности. В данном случае предприниматель предъявляет нулевые налоговые декларации и не вносит денежные средства в счет обязательных платежей.

Сотрудники инспекции проверяют наличие штрафов, пени, задолженности по УСН и т.д. Заявитель должен возместить установленную денежную сумму для снятия с учета.

Во внебюджетных фондах

С 2011 года предприниматели освобождены от обязанности представлять для закрытия ИП справку из внебюджетных фондов. Сегодня можно сначала ликвидировать статус, а затем оплатить платежи в ПФР, ФСС и ФФОМС. Сотрудники налоговой инспекции иногда требуют представления справки, что не соответствует требованиям законодателя. Отказ в приеме документированных данных в этом случае неправомерен.

Также в настоящее время предприниматели не уведомляют ПФР, ФСС о регистрации. У них отсутствует обязанность вставать на учет самостоятельно. Информацию по вновь созданным ИП передают налоговики. Бизнесмену направляется письмо о постановке на учет.

Аналогичным образом производится снятие. ИП не заявляет о решении в ПФР, ФСС или ФФОМС. Информацию о закрытии передает налоговая служба. Затем внебюджетные фонды самостоятельно производят снятие с учета ИП.

Если бизнесмен был работодателем, то погасить задолженность надо до момента получения свидетельства о закрытии. В противном случае – это можно сделать и после ликвидации.

Обязательство по уплате взносов не прекращается после закрытия ИП. Предъявить требования ПФР, ФСС могут к физическому лицу. Задолженность должна быть погашена в течение 15 дней. Затем на правонарушителя накладываются санкции в виде штрафа.

Необходимые действия в ФСС

В ФСС ИП обращается для снятия записи, если у него есть работники.

Для реализации процедуры бизнесмен представляет следующие акты:

  • заявление;
  • копии документированных данных о ликвидации трудовых отношений работодателя и сотрудника (соглашение о расторжении трудового договора, приказ об увольнении).

ФСС рассматривает полученные сведения в течение 14 дней. Затем в адрес ИП направляется копия вердикта о снятии с учета.

Важно! Производить этот процесс необязательно, если предприниматель оформлял гражданско-правовые соглашения с физическими лицами с уплатой взносов «на травматизм».

Снимаем с учета ККТ

Если ИП работал с ККТ (контрольно-кассовой техникой) на УСН и ОСНО, то нужно ликвидировать регистрационную запись о кассе. Процедура начинается с вызова представителя ЦТО (центра технического обслуживания) для получения фискального отчета.

Предприниматель должен подготовить следующие документы:

  1. заявление по форме, утвержденной ФНС;
  2. карточку регистрации;
  3. паспорт ККТ;
  4. фискальный отчет;
  5. журнал кассира.

Эти сведения могут быть переданы одним из следующих способов:

  • лично в ИФНС по месту регистрации;
  • через представителя, действующего по нотариальной доверенности;
  • почтовым отправлением;
  • через сервис на сайте ФНС (при наличии ЭЦП с действующим сертификатом ключа).

Факт снятия ККТ подтверждается отметками налоговой инспекции в паспорте кассового аппарата и журнале кассира. При удаленной передаче документов готовые акты будут представлены, как электронный файл или в бумажном виде по почте.

Снятие с учета во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС) производится автоматически. Исключение – предприниматель был работодателем. Для снятия с учета в налоговой инспекции необходимо представить декларацию УСН, ОСНО и документы на закрытие ИП. Правильное проведение процедуры гарантирует отсутствие у бизнесмена проблем с законом. Следует понимать, что обязанности предпринимателя не прекращаются после закрытия статуса.

Российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

Дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

По решению регистрирующего органа;

В связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

В связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

Государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

Снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Правонарушение

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

От 300 до 500 руб.

Снятие с учета с ИП нужно проводить согласно требованиям законодательства РФ. Этот процесс нуждается в тщательной подготовке, что позволит избежать штрафных санкций и лишних расходов. Закрытие проводится лично предпринимателем или доверенным лицом на основании документа, заверенного нотариально. Какие этапы должен пройти ИП, что необходимо учесть?

Перед тем, как подать заявление в налоговую инспекцию, нужно сдать отчетность и перечислить налоги. Если предпринимательская деятельность не велась, все равно предоставляется «нулевая» декларация.

В случае неподачи своевременно отчетности за прошлые периоды, необходимо сформировать и отправить требуемые декларации в контролирующий орган.

Это нужно для того чтобы инспектор мог провести проверку и проконтролировать полноту и своевременность уплаты налогов. В противном случае штрафные санкции могут помешать быстрому закрытию ИП. Сокрытие доходов ведет к необходимости проведения ревизии, что значительно затянет процесс ликвидации.

  1. Заявление по форме Р26001.Заполняется оно в бумажной или электронной форме. Бланк и образец можно получить в налоговой инспекции или на официальном сайте ФНС РФ.
  2. Квитанция об уплате госпошлины. Сформировать документ также можно на сайте и оплатить в любом банке.

В отличие от юридических лиц, пакет для закрытия ИП должен содержать только эти документы.

Следующим этапом является подача документов в налоговую инспекцию. Важно правильно заполнить заявление, чтобы не получить отказ.

Подача документов


Снятие ИП с учета осуществляется ИФНС по месту регистрации.

Заявление на снятие с учета ИП можно подать такими способами:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию. Этот вариант самый простой и не требующий лишних расходов. Единственным минусом являются очереди;
  • через представителя. Обратившись в фирму, предоставляющую такие услуги, можно сэкономить немного времени, но придется заплатить за такие услуги и за оформление доверенности;
  • почтой России. Отправляют заказное письмо с описью вложенного. Такой вариант подходит в ситуации, не требующей срочности. Бланк заявления о снятии с учета нужно заполнить без ошибок, иначе документы отправят обратно.
  • электронкой. Чтобы отправить заявление таким способом, нужна цифровая подпись.

Налоговая служба рассматривает документы на снятие с регистрационного учета на протяжении 5 рабочих дней. Если результат положительный, предпринимателю выдается справка. Получить ее можно лично, обратившись с паспортом в контролирующий орган. Сделать это может и доверенное лицо.

Если в установленные сроки документ не получен, то налоговая инспекция отправляет его почтой заказным письмом на адрес регистрации бывшего предпринимателя.

В случаях, когда индивидуальные предприниматели с учета в налоговой не снимаются по каким-либо причинам, они получают уведомление об отказе, с указанием оснований.

Если предприниматель осуществлял деятельность без наемных работников, то снятие с учета происходит автоматически. Хотя и рекомендуется обратиться в фонды для подтверждения своего статуса и проведения сверки. При обнаружении неуплаченных взносов, нужно их перечислить. Ликвидация ИП не освобождает от ранее начисленных налогов.

Сложнее стоит вопрос, как снять ИП с учета в ПФР (Пенсионный фонд России), если были наемные работники. Стоит помнить, что увольнение сотрудников проводится до подачи заявления о прекращении деятельности в налоговую инспекцию.

Этапы прекращения трудовых отношений:

  1. Работодатель расторгает договора и вносит соответствующую запись в трудовую книжку.
  2. ИП делает расчет заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и выплачивает причитающиеся суммы сотруднику.
  3. В день увольнения нужно перечислить установленные в 2019 году налоги и сборы, удержанные из зарплаты.

После снятия с регистрации в налоговой, предоставляется выписка из ЕГРИП в Пенсионный фонд.

ПФР и ФСС может потребовать и другие документы:

  • заявление, установленного образца;
  • копию приказа об увольнении последнего работника;
  • копии записей трудовых книжек.

Бывший предприниматель обязан подать отчетность за последний налоговый период. Хотя сделать это можно и до закрытия.

На протяжении 2 недель фондами отправляется письмо, подтверждающее снятие с учета.

После получения документа о ликвидации, ИП получает статус физического лица, но это не освобождает его от некоторых обязательств.

Дальнейшие действия:

  1. Закрытие расчетного счета в банке. Это необязательно, но такой шаг освободит от необходимости платить за кассовое обслуживание. Большинство банков взымает установленную сумму, независимо от того были движения по счету или нет.
  2. Снятие с учета контрольно-кассовой техники (ККТ). Для этого приглашается сотрудник центра тех. обслуживания, который снимет фискальный чек. В налоговую нужно обратиться с заявлением, формой КНД-1110021, регистрационной картой ККТ, фискальным отчетом. Госпошлину платить не нужно.
  3. Уничтожение печати, если она была зарегистрирована. Для этого нужно также обратиться в ИФНС с заявлением.

Закрытие ИП не освобождает от обязанности рассчитаться с контрагентами. Предприниматель несет ответственность всем своим имуществом, поэтому прекращение деятельности и отсутствие доходов не будет препятствием для взыскания долгов.

Может ли налоговая проверить ИП после закрытия?

Бывший предприниматель обязан хранить документы, подтверждающие его деятельность, на протяжении 4 лет. Налоговая инспекция имеет право .

Существует два вида проверок:

  1. Камеральная. Представитель ИФНС осуществляет контроль достоверности предоставленной отчетности, правильности ее составления и полноту уплаты налогов. Такая проверка не осуществляется у юридических лиц.
  2. Выездная. Проводится по месту проживания ИП или в налоговой инспекции. Такая проверка возможна в период до 3 лет с момента ликвидации.

При проверке представитель контролирующего органа имеет право:

  • требовать любые документы, подтверждающие деятельность;
  • делать запросы контрагентам;
  • пользоваться информацией свидетелей;
  • привлекать независимых экспертов;
  • проводить инвентаризацию;
  • осматривать помещения, где велась деятельность.

Любая проверка пройдет гладко, если документация упорядочена и учет велся грамотно, без нарушений законодательства. Об этом нужно позаботиться в период активности бизнеса. Если есть сомнения в своей документации, рекомендуется обратиться в аудиторскую компанию, которая проведет предварительную проверку и поможет исправить недочеты.

Решение по итогам проверки контролирующего органа может быть оспорено в судебном порядке. Но делать это стоит только в том случае, если вы уверены в своей правоте и можете это обосновать.