Льготы и гарантии предоставляемые иностранному инвестору. Льготы для иностранных инвесторов

Вопрос :

Какие льготы предоставляются иностранным инвесторам в России и каковы для них гарантии со стороны государства? (М.Крычек, Чехия)

Ответ :

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесто-ров на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

В частности, этим законом закреплено, что:

  • правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полу-ченной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой ре-жим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставлен-ный российским инвесторам. Вместе с тем, Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности госу-дарства", Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" и другими законами установлены отдельные изъятия ограничительного ха-рактера для иностранных инвесторов;
  • иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается нормами феде-ральных законов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местно-го самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским за-конодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обя-зан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностран-ными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализа-ции, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены феде-ральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизи-ции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестиция-ми выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инве-стор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с ино-странными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки;
  • спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Конституцией Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Феде-рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Россий-ская Федерация участвует во множестве многосторонних и двусторонних международных договоров и соглаше-ний, в частности, Россий-ской Федерацией ратифициро-вана Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Федеральным законом от 30 мар-та 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней").

Ответы на ваши вопросы подготовлены юридической службой "РусБизнесНьюс" совместно с генеральным директором Консалтинговой компании "Налоги и право" Максимом Степановым (e-mail:

Вернуться назад на Иностранный инвесторС целью привлечения в РФ иностранных инвесторов для них установлены специальные льготы. Предоставление льгот в некоторых случаях ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в уставном капитале компании. Так, в соответствии со ст. 5. Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, установленными данным Законом.

Налоговые льготы для инвесторов – иностранных и рф

Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13); 10. Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14); 11. Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст.
15). Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона «Об иностранных инвестициях», субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Льготы для иностранных инвесторов

Также к региональным стимулирующим мерам можно причислить и налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах:

  • налоговые каникулы по некоторым видам налогов;
  • сниженные ставки налога на прибыль организаций, а также страховых взносов;
  • применение повышенного коэффициента для расчета амортизационных отчислений.

Льготы для внешних инвесторов Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Гарантии, права и льготы иностранного инвестора в россии

Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами.
Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в россии в 2018 году

Связано это с тем, что обеспечение должно предоставляться на весь срок нахождения товара на таможенной территории РФ. То есть либо до момента выпуска этого товара в свободное обращение с уплатой всех причитающихся платежей, или помещения товара под режим, который предусматривает освобождение от уплаты платежей (например, уничтожение), либо до момента вывоза товара, когда этот товар перестает являться вкладом в уставный капитал. Таким образом, выхолащивается сама суть льготы. Кроме того, отсутствуют какие-либо критерии, согласно которым можно требовать или не требовать обеспечения.

Все это определяется в каждом конкретном случае и именно тем таможенным органом, перед которым возникают обязательства, требующие обеспечения. Судебная практика здесь неоднозначна. В ряде случаев позиция таможни не поддерживается, но есть решения и в пользу таможенников. Налоговые льготы для инвесторов

РФ действует в отношении: - Ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами); - Федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые в России); - Взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ); Воспользоваться стабилизационной оговоркой могут: - Иностранные инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект (при условии целевого использования товаров, ввезенных на территорию РФ для реализации приоритетного инвестиционного проекта); - коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект; - коммерческие организации с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале превышает 25%.

В отношении налога на прибыль можно отметить такой стимулирующий инструмент, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий своего рода отсрочку платежей по налогу. Данная мера применяется, только если средства, подлежащие уплате налога, направляются на определенные установленные законом цели, такие как:

  • проведение НИОКР;
  • совершение инновационной деятельности;
  • выполнение оборонного госзаказа;
  • развитие конкретного региона, и др.

Наиболее часто встречающимся налогом, по которому регионами устанавливается минимальная ставка (13,5%), выступает налог на прибыль. Далее следует налог на имущество. Уменьшение его ставки в некоторых регионах доходит до 50% (предельная ставка налога – 2,2%).

Немало регионов предоставляет также различные налоговые преференции для банков, лизинговых и страховых фирм, осуществляющих финансирование инвестпроектов.

Ввоз товаров иностранным инвестором на территорию РФ в качестве оплаты долей в уставном капитале российского предприятия является сегодня наиболее распространенным видом инвестиционной деятельности. По российскому законодательству эта операция позволяет вывести импортируемые товары из-под обложения таможенными пошлинами и НДС. Однако на практике получить льготы на такие товары не так уж просто. Льготы предусмотрены Законом РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Развитие норм Закона дает постановление Правительства РФ от 23.07.96 № 883, где говорится, что льгота предоставляется в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам, не являющихся подакцизными и ввозимых в сроки, оговоренные учредительными документами.

Когда обеспечение обязательно Обеспечение будет обязательно потребовано, когда ввозятся товары в качестве вклада в уставный капитал организации, зарегистрированной совсем недавно. Или если учредителями являются физические лица – иностранное лицо (нерезидент) и российский гражданин, и при этом в регистрационных документах указано, что вклад российского гражданина состоит из расходов, связанных с доставкой, хранением и проведением таможенного оформления ввозимых товаров. Нельзя забывать, что уставный капитал предназначен для покрытия минимальных потребностей кредиторов.

В случае, когда сумма условно начисляемой пошлины в несколько раз превышает размер уставного капитала, безусловно, у таможенников появляется основание потребовать обеспечение. Обеспечение также потребуют, если речь идет о каком-то мобильном товаре.

Ни одно государство мира не может успешно развиваться без капитальных инвестиций, для стимулирования которых законодательством каждой страны предусматриваются те или иные налоговые льготы инвесторам. Россия не является исключением, оказывая различные меры государственной поддержки в целях улучшения инвестиционного климата. Мнения разделились Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны.

Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом. Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России. Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

dolgoteh.ru

Стимулирование привлечения иностранных инвестиций предполагает формирование благоприятного инвестиционного климата в стране, прежде всего – предоставление иностранным инвестициям особого правового режима.

Государство гарантирует иностранным инвесторам:

Защиту права собственности и иных вещных прав, а также приобретенных законным образом имущественных прав;

Равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвес­тиционной деятельности;

Стабильность прав инвестора по осуществлению либо прекращению инвестиционной деятельности;

Право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объекта­ми и результатами инвестиционной деятельности.

Инвестиционным законодательством предусмотрены особые гарантии для иностранных инвесторов.

Гарантия от безвозмездной национализации, реквизиции и других мер, равных по последствиям, означает, что в случае национализации и реквизиции инвестиционного имущества его собственнику своевременно и в полном объеме будет компенсирована стоимость национализированного или реквизированного имущества, а также возмещены другие убытки, причиняемые данными процессами. Компенсация должна быть равна реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, плюс процент, исчисляемый по курсу, установленному на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR), за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты. Компенсация стоимости инвестиционного имущества выплачивается иностранному инвестору в валюте, в которой первоначально осуществлялись инвестиции. Ее размер может быть обжалован инвестором в суде.

Гарантия самостоятельного распоряжения прибылью (доходом) от инвестиционной деятельности означает, что после уплаты налогов и других обязательных платежей на цели инвестирования и реинвестирования инвестор может беспрепятственно переводить за пределы Республики Беларусь полученную прибыль (доход), а при прекращении ин­вестиционной деятельности – выручку от полной или частичной реализации инвестиционного имущества.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными для юридических лиц Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь обеспечивает защиту и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов.

Инвестиционным законодательством предусмотрены также условия трудовых соглашений, социального страхования лиц, работающих в коммерческих организациях с иностранными инвестициями. Производственные, трудовые и связанные с ними отношения в таких организациях регулируются коллективным договором (соглашением) и трудовыми дого­ворами (контрактами).

Условия коллективного договора (соглашения) и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников коммерческой организации с иностранными инвестициями в сравнении с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков иностранным работникам коммерческой организации с иностранными инвестициями должны решаться в трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Их заработная плата в иностранной валюте может переводиться за границу.

Социальное страхование работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения ино­странных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

Органы государственного контроля могут осуществлять проверки выполнения законодательства строго в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана представлять этим органам необходимые для контроля документы и материалы по своей деятельности. Коммерческая организация с иностранными инвестициями имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию. Копия документа о проверке направляется коммерческой организации с иностранными инвестициями. При осуществлении проверок органы государственного контроля обязаны обеспечить сохранность коммерческой тайны данной организации; ее разглашение влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30 процентов, вправе без лицензии идополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Коммерческиеорганизации с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства.

Порядок отнесения продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется актами законодательства Республики Беларусь.

Экспорт продукции (работ, услуг) несобственного производства и импорт товаров не для собственного производства осуществляются, коммерческими организациями с иностранными инвестициями в соответствии с Актами законодательства Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют амортизационные отчисления на восстановление по нормам и в порядке, установленных для юридических лиц Республики Беларусь, если иное не предусмотрено их учредительными документами.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров (работ, услуг).

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. льготы для иностранных инвесторов иначе именуются изъятиями стимулирующего характера (п. 2, ст. 4). Там же предусматривается, что льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Под предоставлением льгот, в данном случае, целесообразно понимать, установленные органами власти РФ более благоприятного условия (режима) осуществления какого либо действия (или вида деятельности) для субъекта (категории субъектов) против обычных условий осуществления действий для остальных подобных субъектов. Провозглашение гарантий, должно быть, является формой принятия на себя государством, через соответствующе органы власти, обязательства перед субъектом (в нашем случае - субъектом инвестиционной деятельности).

Смысл принятия Закона «Об иностранных инвестициях», заключается в определении основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции получаемые от них доходы и прибыль, а также определении условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Для иностранных инвесторов в России Законом «Об иностранных инвестициях» №160-ФЗ установлены следующие основные гарантии:

Гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ. (ст. 5);

Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);

Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

Гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

Гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);

Гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

Гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

Гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за приделы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона «Об иностранных инвестициях», субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Перейти на страницу:

www.economicchange.ru

В конце 1997 года принят Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Башкирской ССР "Об иностранной инвестиционной деятельности в Башкирской ССР". В данном Законе предусмотрен ряд льгот для иностранных инвесторов в области налогообложения и другие положения, которые создают в Республике более благоприятный инвестиционный климат . Помимо принятых законов в Республике дополнительно действуют Постановления Кабинета Министров РБ "О гарантиях Правительства Республики Башкортостан на привлечение иностранных государственных, банковских и коммерческих кредитов", утверждено "Положение о порядке заключения и реализации инвестиционных (кредитных) соглашений, заключаемых с зарубежными странами от имени Правительства РБ или под его гарантии".  


В Законе предусматривается ряд льгот для иностранных инвесторов и предприятий с их участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями , которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов , предоставляются таможенные льготы в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции , или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.  

Представляется, что республиканским и местным органам власти должна быть предоставлена большая свобода в определении валютно-финансовых льгот для иностранных инвесторов . При этом в центре могли бы быть установлены лишь предельные параметры, а конкретные размеры льгот определялись бы на местах, как это предусмотрено, например, Законом СССР О налогах с предприятий, организаций и объединений, согласно которому республики могут предоставлять плательщикам дополнительные льготы по налогу с прибыли в пределах сумм , направляемых в их бюджеты.  

Российским законодательством предусмотрен ряд льгот для иностранных инвесторов (табл.8.8).  

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.  

Необходимо законодательно закрепить на достаточно длительный срок уровень налоговых и иных льгот для иностранных инвесторов , действующих в СЭЗ, приведя его в соответствие с определенными международными стандартами . Одновременно в зонах экспортного производства было бы целесообразно ввести дополнительные льготы для иностранных и отечественных инвесторов, поставляющих на экспорт большую часть производимой продукции.  

В целях привлечения иностранного капитала, развития экспортного потенциала Российской Федерации на ее территории создаются свободные экономические зоны (СЭЗ). В СЭЗ устанавливается льготный по сравнению с общим режим финансово-хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями . Помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории Российской Федерации законодательством, в СЭЗ могут предоставляться дополнительные льготы по регистрации предприятий, налогообложению, таможенному режиму, порядку въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовому.  

В программе приватизации государственного имущества России предусмотрены существенные льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Имеются в программе приватизации административные ограничения для иностранных инвесторов . Интересно и то, что трудовые коллективы, пожелавшие стать собственниками своих магазинов, столовых и ресторанов, мастерских и ателье, пользовавшиеся преимуществом на их приватизацию, обязаны были выполнить следующее условие приватизации в течение года новые владельцы приватизированных предприятий торговли, общественного питания и службы быта не имели права менять профиль хозяйственной деятельности выкупленных предприятий. В дальнейшем изменения в характер работы могут быть внесены только при согласовании с администрацией муниципального округа.  

Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сильна инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот не способствует предпринимательской деятельности . Внешнеэкономическая ситуация также неблагоприятна. Рубль слабо конвертируется, сильны валютные ограничения . И главное, в силу недостаточного развития рыночных отношений хозяйственная среда в России непривычна для иностранных инвесторов из развитых стран.  

Однако пока этот процесс идет очень медленно. Необходимы гарантии и льготы, которые сделают выгодным для иностранного инвестора вложение средств в развитие приоритетных отраслей и наукоемких производств, а также стабильное законодательное и нормативное обеспечение.  

Законодательство РФ предусматривает для иностранных инвесторов еже льготы нетарифного характера, в частности, иностранные инвесте-и коммерческие организации , в уставном капитале которых иностран-е инвестиции составляют не менее 30%, имеют право без лицензии экс- f  

По внутренним займам кредиторами преимущественно выступают физические и юридические лица , являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами . Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте . Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги , пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке . Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.  

Для более широкого привлечения иностранных капиталов законодательно создаются льготные финансовые условия с целью заинтересовать иностранных инвесторов во вложении своих средств в экономику страны. Такими льготными финансовыми условиями являются гарантии сохранности капиталов и возмещение убытков иностранным инвесторам , льготное налогообложение и свободный перевод прибылей и доходов за границу, предоставление права реинвестирования полученных доходов, а также возможность перевода прибылей, полученных в рублях, в иностранную валюту таможенные льготы и создание системы страховой защиты имущества и рисков иностранных инвесторов.  

Если получены убытки в результате противозаконных действий государственных органов или должностных лиц, иностранный инвестор получает компенсацию, включая предполагаемую сумму упущенной выгоды. Источником этих компенсационных выплат служат средства централизованных валютных фондов и фондов виновных организаций. По новому налоговому законодательству иностранным инвесторам предоставляются те же льготы, что и отечественным предприятиям и организациям по всем видам налогов . С участием иностранных инвесторов создаются предприятия, в которых заинтересованные стороны объединяют ресурсы для совместного их использования. Учредителями таких предприятий выступают национальные и иностранные юридические лица и иностранные граждане.  

Данный инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений стран Запада - торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы , валютно-расчетные отношения . К нему относятся таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров) субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам налоговые и другие льготы иностранным инвесторам квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.  

Таможенное регулирование в основном направлено на стимулирование деятельности совместных организаций и ввоза капитала. Имущество, ввозимое в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд организаций, освобождается от взимания таможенной пошлины . Организации, полностью принадлежащие иностранным инвесторам , и совместные организации, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 30%, вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных нужд. Однако подобные льготы лишь косвенно могут сказаться на активизации инновационной деятельности , поэтому требуется их уточнение с целью стимулирования ввоза высокотехнологичных продуктов и оборудования для реализации высокоэффективных инновационных программ.  

Таким образом, при выборе юрисдикции для дочерней фирмы в ряде случаев предпочтение стоит отдать странам с умеренной системой налогообложения (вторая группа). Несмотря на довольно высокий общий уровень налогообложения, иностранным инвесторам здесь предоставляются определенные налоговые льготы . По некоторым параметрам налогообложения юрисдикции с "умеренной системой" приближаются к условиям "налоговых гаваней ". Пример - Швейцария, налог на деятельность "нерезидентных" фирм в которой предельно снижен в случае проведения операций за пределами страны положение их аналогично положению "офшорных" фирм в "налоговых гаванях".  

РЕИНВЕСТИЦИИ - использование доходов от капиталовложений для новых капиталовложений. Страны, принимающие иностранный капитал, заинтересованы в Р., поскольку доходы иностранных инвесторов не вывозятся за рубеж, а вкладываются в их экономику. Политика по отношению к иностранным инвестициям предполагает стимулирование Р. (путем предоставления налоговых льгот на ту часть прибыли, которая используется для Р., и т.д.). Р. - важный способ расширения заграничных инвестиций.  

Предусмотрены, кроме того, гарантии перевода платежей и использования их в валюте РФ на территории Татарстана, гарантии в случае изменения законодательства или при прекращении инвестиционной деятельности , а также меры в области налогообложения (льготные налоговые ставки) и финансовые меры (льготные займы и поручительства) для стимулирования иностранных инвестиций . Оговорено право иностранных инвесторов на дополнительные налоговые льготы и гарантии.  

В Э. принята вторая пятилетняя программа экономич. развития (1962-1967), к-рая предусматривает ассигнования в 2670 млн. эфиоп, долл. (по первой пятилетней программе на 1957-1961 гг. вложения намечались в 535 млн. долл.). Эти программы осуществляются за счет значительного привлечения иностранного капитала. В конце 1963 г. в Э. вступил в силу новый закон, предусматривающий поощрение иностранных капиталовложений в экономику страны. С этой целью иностранным инвесторам предоставляется ряд льгот разрешается свободный перевод за границу прибылей и дивидендов, а также перевод капиталов в случае ликвидации предприятий . Иностранные и эфиопские новые предприятия с капиталом св. 200 тыс. эфиоп, долл. освобождаются от уплаты подоходного налога на 5 лет, а при капиталовложениях в 400 тыс. долл., используемых для расширения действующих предприятий , - на 3 года. Импорт  

В программе II. государственного имущества России предусмотрены существенные льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Это служит надежной гарантией, что госиму-шество не будет скуплено теневиками. Имеются в программе П. административные ограничения для иностранных инвесторов . Они действуют до тех пор, пока курс рубля к доллару не поднимется до разумных пределов, поскольку сегодня средний московский магазин, например, за две-три тысячи долларов мог бы купить любой американский менеджер. Интересно и то, что представители трудовых коллективов, пожелавших стать собственниками своих магазинов, столовых и ресторанов, мастерских и ателье, пользующиеся преимуществом на их приватизацию, обязаны выполнить следующее условие приватизации - в течение года новые владельцы приватизированных предприятий торговли, общественного питания и службы быта не имеют права менять профиль выкупленных магазинов, столовых, кафе-булочные должны торговать хлебом, а кафетерии не могут превращаться, скажем, в офисы зарубежных фирм. В дальнейшем изменения в характере работы могут быть внесены только при согласовании с администрацией муниципального округа. Выкупаемая собственность пока ограничивается только

Недавно в закрытом чате учеников была озвучена просьба написать статью, посвященную теме налогообложения инвестиционной деятельности. В статьях о различных инвестиционных инструментах я стараюсь всегда затрагивать вопросы налогообложения доходов. При этом часто информация оказывается слишком фрагментированной, к тому же некоторые нюансы постепенно теряют актуальность. В этой статье я решил подробно остановиться на теме налогообложения инвестиций и рассказать про лайфхаки по оптимизации налогов для инвестора.

Налоги и ставки, действующие для частных инвесторов в России

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инветпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Наиболее точно смысл инвестирования отражает определение «вложение средств с целью получения пассивного дохода». Следовательно, инвестору необходимо знать, как:

  • Учесть и задекларировать полученный доход;
  • Оптимизировать налоговые отчисления;
  • Спланировать инвестиционную стратегию с учётом схем оптимизации налогов.

Будем исходить из того, что все рассмотренные в этой статье варианты налогообложения относятся к инвестору – физическому лицу, резиденту РФ. В общем случае, для него предусмотрено 3 налога: налог на доходы физического лица (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС, 18%) и налог на имущество. Согласно ст. 224 Налогового кодекса РФ, существуют 3 уровня ставок НДФЛ:

  • 9% — взимаются с суммы доходов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 01.01.2007 г. На данный момент таких облигаций в списке ценных бумаг, торгуемых на Московской бирже, нет.
  • 13% — взимаются со всех остальных видов доходов, за исключением перечня, относящегося к ставке 35%.
  • 35% — с суммы призов и выигрышей, а также доходов, полученных от вкладов в банках и КПК, ставка по которым на 5% и более превышает действующую за отчётный ключевую ставку ЦБ РФ.

Кроме того, при покупке инвестиционного в виде слитков придётся заплатить НДС. Более сложная шкала используется при налогообложении недвижимости. Об этом поговорим отдельно. В то же время законом предусмотрен целый ряд налоговых льгот и вычетов. Это делается для привлечения на рынок (прежде всего фондовый) широкого круга частных инвесторов. В общем случае доход, полученный при инвестировании в ценные бумаги, облагается НДФЛ по ставке 13%. При этом доход может быть 2 видов:

  • дивиденды и купоны;
  • продажа купленных бумаг по более выгодной цене.

Рекомендую вам ознакомиться со статьей про . При получении дивидендов налог удерживается сразу налоговым агентом (брокером), поэтому на счёт сумма поступает уже после вычета налога. Отчёт по торговым операциям составляется по завершении года. Под доходом понимается положительная разница между ценами продажи и покупки активов за вычетом комиссии биржи и брокера.

Если актив в данный момент стоит дороже, чем цена покупки, то доход возникнет только после его продажи. При использовании кредитного плеча и получении дохода как с коротких, так и с длинных позиций, общий итог подводится с учётом сальдирования, в противном случае возможно начисление налога при суммарном убытке, как итоге всех совершённых операций. Российские брокеры являются налоговыми агентами для резидентов РФ. Это означает, что клиент избавляется от необходимости составлять отчёт и подавать налоговую декларацию. За него это делает брокер. Исключение – торговля на валютной секции биржи. В этом случае брокер налоговым агентом не является, а инвестор, согласно ст. 229 НК РФ, обязан до 30 апреля следующего года подать декларацию и до 15 июля уплатить НДФЛ.

Доходы с банковских депозитов формально облагаются по самой высокой ставке НДФЛ: 35%. Но поскольку облагается лишь та часть доходов, которая возникает за счёт ставки на 5% и более сверх действующей в отчётный период ключевой ставки ЦБ РФ, то фактически налогооблагаемая база не образуется: ни один банк не даёт такой ставки на депозит (на данный момент это 8,25%+5%=13,25%). В то же время доходность 20% годовых и более пока ещё приносят (МФО). Но и этот доход не облагается по 35%-ной ставке. Инвестирование в МФО не является банковским вкладом. Оно оформляется как договор займа. При этом инвестор выступает в роли кредитора, а МФО – заёмщика средств. Вся сумма дохода инвестора облагается НДФЛ по ставке 13%, а налоговым агентом выступает МФО. Во многих случаях сократить сумму выплат можно путём оформления ИП с упрощённой системой налогообложения.

Налоговые льготы и вычеты

Законом предусмотрен ряд льгот и вычетов, позволяющих значительно уменьшить сумму налогов с инвестиционной деятельности. Акцент делается на привлечении средств частных инвесторов на как можно более длительный период времени. В настоящее время на российском фондовом рынке применяются следующие налоговых льгот и освобождений:

Льгота на долгoсрочнoе владение

Льгота на долгoсрочнoе владение ценными бумaгами (ЛДВ ) позволяет получить намного более крупные по сумме вычеты, чем с ИИС. Она заключается в том, что при владении ценными бумагами не менее 3 полных лет инвестор освобождается от уплаты НДФЛ с положительного финансового результата при их продаже. Максимальная сумма дохода, не облагаемого НДФЛ, вычисляется по формуле:

Макс.доход=3млн руб.* число лет владения

Поскольку монеты из ДМ являются платёжным средством, принимаемым в торговых организациях по номиналу, НДС при покупке они не облагаются. Кроме того, при продаже слитка по цене, превышающей цену покупки, полученный доход облагается НДФЛ по ставке 13%. При обратном выкупе банком инвестиционных монет в случае, если цена выкупа оказалась выше цены продажи, НДФЛ также нужно уплатить. В обоих случаях важен срок, прошедший с момента покупки.

Согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ, доходы налогового резидента РФ от продажи имущества не облагаются НДФЛ, если это имущество находилось в его собственности не менее 3 лет. Для случаев, когда срок владения имуществом оказывается менее 3 лет, предусмотрен налоговый вычет: при продаже движимого имущества налогооблагаемая база может быть снижена на максимальную сумму 250 тыс. руб. (согласно ст. 220 НК РФ), если невозможно подтвердить цену покупки. Цена, за которую банки реализуют слитки, практически всегда указывается с учётом НДС. Эта разница прибавляется к и без того очень между ценами продажи и покупки, из-за чего обратный выкуп металла оказывается в среднем в 1,5 раза дешевле. Поэтому теряет смысл на фоне открытия (ОМС). В случае с ОМС подоходным налогом облагается фактический доход в рублях, возникающий при росте биржевой цены металла.

Налогообложение сделок с недвижимостью

При инвестировании в недвижимость платить НДФЛ приходится в 2 случаях: с дохода от сдачи объекта в аренду и с дохода от продажи объекта по более высокой цене. При сдаче в аренду весь доход облагается 13%-ным налогом, но при продаже недвижимости возможны нюансы. Прежде всего, учитывается дата вступления в права собственника: до 01.01.2016 или после. При продаже объекта, купленного до 01.01.2016, налог начисляется на положительную разницу между ценами продажи и покупки, только если объект находился в собственности менее 3 лет. По прошествии 3 лет и более НДФЛ не взимается.

В случае, если дата вступления в права собственника объекта наступила после 01.01.2016, освобождение от уплаты НДФЛ при продаже возможно только через 5 лет, т.е. с 01.01.2021. После продажи нужно заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ и сдать её в налоговый орган с 1 января по 30 апреля следующего года. Если затраты на покупку объекта не подтверждаются документально, то НДФЛ рассчитывается не с разности цен, а со всей суммы продажи. В этом случае уменьшить величину налога можно другим способом: воспользовавшись вычетом в размере 1 млн руб. Сравним оба варианта. Предположим, недвижимость была куплена за 1 млн 500 тыс. руб. а через 2 года продана за 2 млн руб. Тогда по 1 варианту сумма налога составит (2000000-1500000)*0,13=65000 руб. По второму (2000000-1000000)*0,13-130000 руб.

В большинстве случаев подтверждение расходов на покупку позволяет уменьшить платежи. Если недвижимость куплена после 01.01.2016 за сумму, которая составляет менее 70% от её кадастровой стоимости, то доход, с которого будет рассчитан НДФЛ, принимается равным 70% кадастровой стоимости. В остальных случаях кадастровая стоимость не учитывается, в расчёт принимается сумма, указанная в договоре купли-продажи. Предположим, квартира была куплена за 1 млн руб, а продана за 1 млн 200 тыс. руб., тогда как кадастровая стоимость равна 2 млн руб. Поскольку цена продажи оказывается менее 70% от кадастровой, то продавец должен уплатить налог с 1 млн 400 тыс. руб, хотя его реальный доход составляет всего 200 тыс. руб.

В течение всего периода владения недвижимостью собственник обязан платить налог на имущество. При его расчёте учитывается кадастровая стоимость объекта. В большинстве случаев она значительно выше, чем применявшаяся до 01.01.2015 инвентаризационная стоимость. Но, во-первых, не все регионы России перешли на кадастровую стоимость одновременно. Во-вторых, для многих собственников проблематично сразу перейти на значительно более высокие налоги. Поэтому был установлен 4-летний переходный период. Он заключается в поэтапном повышении ставки налога с момента перехода региона на кадастровую стоимость.

Формула для расчёта налога имеет вид:

Н = (Н к – Н и) x K + Н и

  • Н к – сумма налога, полученная из кадастровой стоимости.
  • Н и – сумма налога, полученная из инвентаризационной стоимости.
  • К – понижающий коэффициент, в 1 год равный 0,2, а каждый последующий год увеличивается на 0,2.

Таким образом, начиная с 5-го года, учитывается только кадастровая стоимость объекта.

Всем профита!

Проблема льгот для зарубежных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) обсуждается весь период их применения в России.

Проблема льгот для зарубежных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) обсуждается весь период их применения в России. Так, было значительно скорректировано право иностранного партнера беспошлинно ввозить имущество, предназначенное для формирования уставного капитала предприятия, что способствует привлечению прямых инвестиций и созданию современных производственных мощностей.

По мнению инвесторов, основной причиной нестабильности является нечетко сформулированная норма закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", в котором указано, что иностранным инвесторам и контролируемым ими предприятиям "могут быть предоставлены" таможенные льготы, согласно Таможенному кодексу России.

Но если фирма воспользуется Таможенным кодексом, то в соответствующих разделах (например, ст. 37) не будет вполне раскрыт их смысл (сведения о содержании преференции содержатся в подзаконных актах, и, как правило, в документах Федеральной таможенной службы).

Основное условие льготного ввоза в РФ имущества иностранного партнера ПИИ следующее. Товары, ввозимые на таможенную территорию России в качестве вклада иностранного учредителя ПИИ в уставные капиталы, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам (основным средствам) и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

Главным критерием отнесения активов к основным либо оборотным средствам (фондам) является срок полезного использования (эксплуатации). Стоимостные характеристики в этих целях не применяются, т. е. признается недействующим прежнее положение, согласно которому к основным средствам не относились предметы стоимостью менее 100-кратного размера установленного российским законодательством минимального размера месячной оплаты труда за единицу.

Тарифные льготы предоставляются, если товары декларировались как вклад иностранного учредителя в уставный капитал ПИИ, и были ввезены в точно определенный период (до истечения сроков формирования уставного капитала, определенных учредительными документами, либо в соответствии с законодательством РФ). Как правило, срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации ПИИ. Совершать любые, в том числе такие, действия предприятия могут лишь получив юридическую дееспособность, т. е. будучи зарегистрированными и внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц.

Льготы по уплате таможенной пошлины могут предоставляться при первоначальном формировании уставного капитала ПИИ, а также его увеличении. Такие операции могут совершаться, если внесены и зарегистрированы изменения в учредительные документы ПИИ. Причем любые изменения регистрируются в органах государственной регистрации юридических лиц, от¬носящихся к налоговой системе РФ. Это означает, что только после окончания данной процедуры ПИИ может подавать документы для предоставления льготного порядка таможенного оформления. До завершения государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы предприятия тарифные льготы в отношении таких товаров не предоставляются.

Важно что, согласно закону об иностранных инвестициях, таможенные льготы предоставляются только инвесторам и ПИИ, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов. К ним относятся проекты, включенные в перечень, утверждаемый правительством РФ, которые могут быть двух видов: проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. и проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб.

Следует отметить, что в письме ФТС России № 01-06/34547 от 4 октября 2006 г. указано, что право на освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе иностранным партнером имущества, составляющего его долю в уставном капитале предприятия, может получить ПИИ, зарегистрированное в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), если оно представит таможне учредительные документы, прошедшие регистрацию в связи с будущим пополнением уставного капитала. Регистрация проводится в соответствии с положениями закона о государственной регистрации юридических лиц.

Таможенная льгота предоставляется по усмотрению таможенного ведомства, и нередко для таможенного оформления товара - вклада в уставный капитал необходимо представить заключение Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, Минприроды и других министерств и ведомств, хотя такой порядок ни в каких документах не зафиксирован.

Отмечается, что постепенно были отменены льготы для иностранных инвесторов, касающиеся налогообложения (фактически они не применялись). Особый режим взимания налогов был установлен в 2002 -2004 гг. ревизиями Налогового кодекса РФ для участников соглашений о разделе продукции (СРП).

Многие регионы используют такие инструменты привлечения инвесторов, как освобождение или отсрочка платежей налогов в местные бюджеты, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции, а также различные гарантии инвесторам и др. Регионы, имеющие собственное инвестиционное законодательство, создавали его для инвесторов вообще, а не для иностранных или российских. При поддержке местной администрации в ряде регионов успешно действуют ПИИ в некоторых отраслях промышленности (автосборочные, кондитерские, табачные, пивоваренные, по производству строительных материалов и др.).

Своеобразной льготой можно считать систему гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. По мнению экспертов, закон об иностранных инвестициях является по сути документом о системе государственных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам и предприятиям с их участием.

Одной из важнейших является гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и предприятия с его участием законодательства РФ - "стабилизационная оговорка" ("дедушкина"). На нее могут рассчитывать лишь ПИИ, в уставном капитале которых доля иностранного инвестора превышает 25%, и они осуществляют приоритетные инвестиционные проекты (независимо от долей иностранцев в уставных капиталах).

Основные положения этой гарантии следующие. Новые федеральные законы и иные нормативные акты, а также вносимые в них изменения и дополнения не применяются, если принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, изменяющие:
ставки ввозных таможенных пошлин, за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ;
ставки федеральных налогов, за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории России;
ставки взносов в государственные внебюджетные фонды, за исключением взносов в Пенсионный фонд, либо в действующие нормативные акты вносятся изменения и дополнения, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранных инвесторов и ПИИ, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, или же устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в России по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с российскими нормативными актами на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.
Стабильность для указанных инвесторов гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 7 лет с даты начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях, т. е. при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает 7 лет, правительство РФ принимает решение о его увеличении. Однако стабилизационная оговорка не действует, если новые нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие акты, имеют целью защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других с лиц, обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

В принятом в 2005 г. концессионном законодательстве также содержится норма, которую с определенной долей условности можно квалифицировать как "стабилизационную оговорку", суть которой в следующем. Во-первых, концессионер должен обеспечить, чтобы в тексте концессионного соглашения содержалась ссылка на соответствующую статью закона (ст. 20) и была прописана процедура ее применения. Во-вторых, статья не содержит конкретных указаний на законодательные акты и содержащиеся в них нормы, на которые концессионер может "не обращать внимания", т. е. если принимаются нормативные акты, "ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что рассчитывал при заключении концессионного соглашения, стороны изменяют условия соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера на дату заключения соглашения". В-третьих, если концессионер работает с товарами или услугами, тарифы на которые регулируются, то при их изменении в период действия соглашения и при условии, что при этом концессионеру наносится ущерб, он вправе потребовать их пересмотра

В системе российского законодательства, касающегося иностранных инвесторов, важное значение имеют преференции, предоставляемые автомобильным компаниям. В соответствии с постановлением правительства РФ № 166 от 29 марта 2005 г. и другими документами на большинство видов автомобильных компонентов (части кузова, шасси, двигатели, амортизаторы, глушители и др.) ставки ввозных пошлин с 2005 г. снижены с 5 - 20 до 0 - 5%, т. е. большинство товаров ввозятся беспошлинно (или ставки пошлин невелики). Такие льготы могут предоставляться только автомобильным заводам (с участием иностранного партнера или без него), которые намерены заниматься промышленной сборкой (к ней относится система серийного производства с проектной мощностью предприятия не менее 25 тыс. автомобилей в год).

Другим обязательным моментом для получения льгот является постепенное выполнение автосборочным предприятием следующих условий:
обязательство организовать сварку, окраску и сборку кузова не позднее чем через 18 месяцев (для действующих предприятий), а для вновь создаваемых производств не позднее чем через 30 месяцев;
не позднее чем через два года после организации на предприятии сварки, окраски и сборки кузова российские предприятия должны сократить ввоз автокомпонентов в стоимостном исчислении от общей стоимости не менее чем на 10%. Через 3,5 года производитель обязан на 10% сократить ввоз автокомпонентов и на столько же - через 4,5 года. Благодаря такой системе российский автопром постепенно перейдет к созданию отечественного производства аналогов ввозимых в настоящее время в РФ автокомпонентов.
Другим проявлением льготного режима является современное законодательство об особых экономических зонах (ОЭЗ) в Российской Федерации, причем после принятия в 2005 - 2006 гг. новых нормативных актов перечень преференций увеличился.

Первой официально образованной ОЭЗ в России была Калининградская. В 2006 г. был принят новый закон об этой зоне, заменивший закон 1996 г. В настоящее время для резидентов этой зоны установлены следующие преференции.

На территории Калининградской области устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны (СТЗ), при котором иностранные товары ввозятся на территорию ОЭЗ и используются в ней без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Важно, что режим СТЗ действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории только юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в области в порядке, установленном законодательством РФ, т. е. резидентами зоны. Размещенные таким образом товары, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории области. Это не означает, что такая продукция не может быть вывезена с территории ОЭЗ, однако в этом случае действие режима СТЗ прекращается с такими последствиями, как уплата таможенных платежей, налогов и др.

Допустимые операции по переработке товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, применяемый в Калининградской области, включают переработку или обработку товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку; ремонт изделий, включая их восстановление, замену частей, восстановление потребительских свойств; переработку товаров, используемых в процессе производства товарной продукции или способствующих выпуску, даже если они полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Режим СТЗ может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки. Как только данная продукция помещается под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления либо под иной таможенный режим в соответствии с Таможенным кодексом, режим СТЗ для ввезенных иностранных товаров перестает действовать.

В дальнейшем таможенное обложение этих товаров может осуществляться следующим образом.
Выпуск ввезенных товаров для свободного обращения. В этом случае уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим СТЗ. Общая налогооблагаемая база при этом определяется исходя из таможенной стоимости и (или) количества иностранных товаров на день принятия таможенным органом таможенной декларации с заявленным таможенным режимом. Курс иностранной валюты по отношению к российской валюте устанавливается Банком России для целей учета таможенных платежей.

Выпуск для свободного обращения продуктов переработки при условии идентификации ввезенных товаров. В отношении такой продукции уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные и использованные в процессе переработки товары (материалы, сырье, комплектующие) были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим СТЗ, применяемый в Калининградской области. Определение налогооблагаемой базы и курса валют рассчитывается аналогично указанной методике.

При отсутствии идентификации (проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары; подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе; сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки; использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров) положения предыдущего абзаца применяются в случае, если декларант представит документы и сведения, подтверждающие таможенную стоимость и (или) количество иностранных товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ.

Хотя закон 1996 г. утратил силу с июля 2006 г., юридические лица, осуществляющие деятельность в ОЭЗ (на основании закона 1996 г.), могут воспользоваться некоторыми особенностями применения современного таможенного режима СТЗ.

Во-первых, при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с режимом СТЗ, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям достаточной переработки, установленным законом 2006 г. о Калининградской ОЭЗ. Таких критериев два: в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков; в результате переработки или изготовления товаров произошло изменение стоимости товаров при достижении доли добавленной стоимости в 30%.
Во-вторых, при вывозе с территории ОЭЗ продукции, полученной в результате переработки товаров, ввезенных в соответствии с режимом СТЗ, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполнены указанные условия достаточной переработки.
Таким образом, данные правила применяются только в отношении юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законом 1996 г., в течение 10 лет со дня вступления в силу закона 2006 г. После истечения этого срока режим СТЗ с отмеченными особенностями не применяется.

С апреля 2006 г. на территории Калининградской ОЭЗ действует особый порядок уплаты налогов на прибыль и имущество организаций. В течение первых 6 лет фирма, включенная в список резидентов, будет уплачивать налоги по нулевой ставке, затем еще 6 лет лишь в размере 50% от ставки, определенной налоговым законодательством (для налога на прибыль ставка составляет 24%).

Эти льготы относятся к части прибыли, полученной от реализа¬ции инвестиционного проекта, и к имуществу, созданному или приобретенному для его реализации. Указанные льготы действительны лишь в течение 25 лет - срока действия федерального закона (начиная с даты его вступления в силу - 1 апреля 2006 г.).

С вступлением в силу в 2005 г. закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями 2006 г.) появилась возможность организовывать ОЭЗ новых типов. Согласно закону, могут создаваться промышленно-производственные (ППЗ), технико-внедренческие (ТВЗ) и туристско-рекреационные (ТРЗ) особые экономические зоны, и каждая из них наделена своими привилегиями.

Налогообложение. Согласно законодательству об ОЭЗ, налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Подробные сведения о фискальных особенностях в отношении резидентов зон приведены в законе "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (№ 117-ФЗ от 22 июля 2005 г.). Кроме этого, следует руководствоваться законом № 75 от 3 июня 2006 г. "О внесении изменений в часть вторую Налого¬вого кодекса Российской Федерации...".

Согласно законодательству о зонах, регионам и муниципалитетам разрешено предоставлять участникам ОЭЗ дополнительно собственные льготы (в пределах своей компетенции), что подтверждает опыт Московской области.

В г. Дубна Московской области создается технико-внедренческая особая экономическая зона, основными направлениями деятельности которой являются: нанотехнологии и новые материалы, заказное программное обеспечение; программные комплексы разведки и мониторинга месторождений нефти и газа; программно-аппаратные комплексы для таможенной службы; цифровые системы защиты информации; системы контроля и управления доступом; сетевые вычислительные системы; дизайн и центры обработки данных; силовая электроника; биотехнологии (инсулины и интерфероны), проектирование летательных аппаратов.

В декабре 2006 г. в закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" были внесены изменения, устанавливающие налоговые льготы для резидентов ОЭЗ (снижение ставки налога на прибыль организаций на четыре процентных пункта, освобождение от уплаты транспортного налога, кроме легковых автомобилей, а также водных и воз¬душных транспортных средств).

Условием использования льгот является направление высвобожденных средств на развитие резидентов. Кроме того, резиденты могут применять льготы с первого числа квартала, следующего за датой признания их резидентами ОЭЗ, по 31 декабря 2010 г.

Таможенный режим. На территориях, принадлежащих ОЭЗ промышленного и технико-внедренческого типов, применяется режим свободной таможенной зоны (СТЗ), при котором иностранные товары размещаются и используются в зоне без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта с уплатой акцизов (но без уплаты вывозных пошлин). Эти правила распространяются лишь на продукцию, необходимую резидентам для ведения их деятельности (промышленной, или технико-внедренческой). При вывозе товаров, помещенных под режим СТЗ, за пределы зоны или при передаче их нерезиденту использование данного таможенного режима прекращается. Исключением является перемещение таких товаров из одной зоны в другую, но в целях использования в режиме СТЗ.

С размещенными таким образом товарами разрешается проводить любые операции в соответствии с условиями заключенных соглашений о ведении конкретной деятельности. Правительство РФ может устанавливать перечни запрещенных операций с ввозимой продукцией.

На срок существования ППЗ и ТВЗ под режим СТЗ могут быть помещены товары: ввозимые на таможенную территорию России с территорий иностранных государств; ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной территории РФ; размещенные на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся их резидентами.

Если под режим СТЗ помещаются зарубежные товары, ввозимые с остальной территории России или приобретенные у нерезидентов, суммы уплаченных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами, но при условии, что такая льгота предусмотрена таможенным законодательством России при фактическом вывозе этих товаров с таможенной территории страны.

С иностранных товаров, а также продуктов их переработки, помещенных ранее под режим СТЗ и выпускаемых из зоны для свободного обращения на остальную территорию РФ или передаваемых нерезидентам зоны, таможенные пошлины, НДС и акцизы взимаются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации. В отношении таких же, но российских товаров, перемещаемых аналогичным образом, таможня взимает лишь НДС и акцизы.

Следующий вариант трансграничных перемещений - вывоз российских и иностранных товаров с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории РФ. В такой ситуации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. Исключение составляют товары иностранного происхождения, ввезенные на территорию ОЭЗ с территории другого государства, если они экспортируются из России в неизменном состоянии.

Оборудование и объекты недвижимости, ввезенные в зону в соответствии с режимом СТЗ, или товары, изготовленные из размещенных подобным образом комплектующих, полуфабрикатов и другой продукции, на момент прекращения деятельности зоны получают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, считаются и остаются собственностью лиц, бывших резидентами зоны. Таможенные налоги и сборы при этом не уплачиваются.

Особо следует рассмотреть таможенные льготы для участников ТРЗ, так как на резидентов этих зон не распространяется режим СТЗ при ввозе товаров на ее территорию, поскольку в соответствии с поправками 2006 г. к "базовому" закону о зонах 2005 г. это есть привилегия только резидентов ППЗ и ТВЗ.

О гарантиях. Резидентам всех типов особых зон государство предоставляет гарантию - "стабилизационную оговорку", суть которой в том, что акты законодательства РФ о налогах и сборах, нормативные документы аналогичного содержания субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов зон, не применяются к ним в течение срока действия соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. Исключение составляют нормативные акты, касающиеся налогообложения акцизной продукции.